ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2018 г.

Сергей Павлов. Обрести своё имя

К 75-летию Кузбасса

Города, как и люди, имеют свое имя, возраст и судьбу. Наш Кузбасс – не город, а регион с 20-ю городами и 18-ю районами, где проживает более двух с половиной миллионов человек разных национальностей. а потому также имеет свое имя, возраст и судьбу. Накануне 75-летней даты со дня образования Кемеровской области хочется вспомнить о некоторых фактах её биографии.
Кемеровская область находится на юго-востоке Западной Сибири и соседствует с Республикой Хакасия, Красноярским и Алтайским краями, Томской и Новосибирской областями.
Её территория составляет 95 725 кв. км, где на каждом квадратном километре проживает 28 человек – самый густонаселенный регион Сибири и азиатской части России.
В 1581 году дружина казака Ермака Тимофеевича совершила удачный поход в Сибирь и присоединила ее к Российскому государству. В 1604 году на землях эуштинского князя Тояна казаки основали Томский острог. Уже оттуда их ватаги последовали в верховья реки Томь, где в 1618 году заложили новую крепость – Кузнецкий острог. С него и началась биография нашей области.
Долог был путь Кузбасса к своему «суверенитету». Был он в составе Сибирской, Тобольской и Томской губерний, в Западно- Сибирском крае, в Новосибирской области, пока не «нашел» себя в рамках Кемеровской области. А само имя, укоренившееся во всех официальных документах нашего региона, он получил в 1845 году в фундаментальном научном труде « Путешествие в восточный Алтай» Петра Александровича Чихачева, выдающегося русского географа, геолога и картографа, почетного академика Петербургской Академии Наук. Именно он впервые назвал наш регион так, как он звучит и по сей день: Кузнецкий каменноугольный бассейн – КУЗБАСС. Так мы обрели своё имя. «Первокреститель Кузбасса» – назвал П.А. Чихачева известный кузбасский журналист Василий Попок. К такому званию трудно что-либо еще прибавить.
Казаки, а вслед за ними и прочие работные люди, что оставляли обжитые просторы «русской Европы» и отправлялись в неведомую им Сибирь, имели крепкое здоровье (слабаку просто не одолеть дальний и опасный путь в холодные края), отважное сердце (знали ведь о злонамеренности местных татар и прочих туземцев, о том, что они погубили Ермака) и, наконец, неуемный нрав, приправленный изрядной долей авантюризма (наверняка каждый из них думал про себя: а какие же чудеса ждут меня там, за Большим Камнем?). Наверное, эти составляющие и стали основными чертами человека, что жил и формировался в Сибири, настоящего сибиряка, а добрую душу и открытый характер эти сибирские новоселы принесли с собой.
Выжить в суровом краю можно было только благодаря труду, каждодневному и самоотверженному.
Открыл рудознатец Михайла Волков в 1721 году богатые запасы «горючего камня», то бишь угля, в «горелой горе» на правом берегу Томи – и пошла молва по всей Руси великой, и уже другие пытливые люди стали копать в разных местах Кузнецкого округа, и обнаружилось, что богата эта земля «черным золотом», а тут же, рядом с ним обнаружились руды разные в великом количестве. И застучали кузнецы молотами по наковальням, укрощая упрямый металл. Вся слобода вокруг Кузнецкого острога была застроена маленькими, зачастую утлыми строеньицами, которые и кузницей-то можно было назвать условно, но где с утра до ночи дымили трубы и откуда беспрестанно доносился металлический перезвон. Жила кузнецкая слобода, а с нею жил и Кузнецкий острог, в разное время имевший разные статусы: Кузнецкий округ, Кузнецкий уезд, Кузнецкий район… Вслед за кузнецами-ремесленниками поднялись в Кузбассе кабинетские заводы, как то: Томский металлургический завод (близ Прокопьевска), Гурьевский сереброплавильный завод, в 1848 году сменивший как свой профиль, так и название – Гурьевский железоделательный завод, в советское время – Гурьевский металлургический завод имени М.К. Курако.
Строительство Транссибирской магистрали открыло дорогу на российский рынок кузбасскому углю и металлургической продукции, а в советское время дало мощный импульс развитию всего региона.
Роль Кузбасса в жизни страны резко возросла в годы Великой Отечественной страны 1941-1945 гг. Стране нужен был уголь, и прежде всего коксующийся, чтобы плавить металл для выпуска танков, орудий, самолетов. Кузбасс, выдававший до войны только 13,2 % всей угледобычи и являвшийся второй «всесоюзной кочегаркой», в военное время, после оккупации Донбасса фашистами, становится главной угольной базой страны. Именно в это время на территории Кузбасса ударными темпами идет завершение строительства шахт, работы на которых начались ещё в мирное время. В их числе были шахты «Красный углекоп» и «Восточная» (Прокопьевск), «Капитальная» (Киселевск), «Байдаевская» (Новокузнецк), «Южная» (Кемерово). Закладываются и строятся новые шахты. Только к концу 1942 года угольная промышленность Кузбасса полностью перестроилась на военный лад, чем в значительной мере способствовала созданию слаженного военного хозяйства в стране.
Не только углем щедро делился Кузбасс в лихую годину. Металл, выплавленный у нас, в основном направлялся на заводы Урала, где производились пушки и бронетехника, но Кузбасс и сам отправлял на фронт артиллерийские орудия, минометы, пулеметы, автоматы.
Помимо того, в первые месяцы войны в Кузбассе полностью или частично было размещено оборудование 82 эвакуированных предприятий, на базе которого вступили в строй 33 новых завода. 11 из них в Кемерове, в Новокузнецке - 6, в Прокопьевске - 3 (два завода и одна фабрика), в Ленинске-Кузнецком и Анжеро-Судженске - по 3, в Киселевске и Белове - по 2, в Юрге, Топках и Промышленной - по одному заводу. Это привело к невиданному росту промышленного потенциала области, когда был создан мощный оборонный комплекс, и Кузбасс стал крупным подразделением созданного в стране слаженного военного хозяйства.

В условиях возросшей роли Кузбасса, превратившегося в первую угольную и вторую металлургическую базу военной экономики страны,
встал вопрос о придании данному региону самостоятельности, того суверенитета, который бы позволил ему развиваться в соответствии с определённым руководством страны курсом. Необходимость создания самостоятельной административно-территориальной единицы в структуре СССР настолько вызрела, что высшие органы власти РСФСР и СССР по указанию ЦК ВКП/б решили этот вопрос за один день. 26 января 1943 года Президиум Верховного Совета РСФСР путём опроса членов, входящих в его состав, принял решение о выделении районов Кузбасса из Новосибирской области и об образовании Кемеровской области, внеся это решение на утверждение Верховного Совета СССР. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР".


ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 26 января 1943 года
Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР

[41]Утвердить представление Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об образовании Кемеровской области с центром в городе Кемерово.[42]
В состав Кемеровской области включить города: Кемерово, Сталинск, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Осинники, Тайга и районы: Анжеро-Судженский, Барзасский, Беловский, Гурьевский, Зырянский, Ижморский, Кемеровский, Киселевский, Крапивинский, Кузедеевский, Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Мысковский, Прокопьевский, Таштагольский, Тисульский, Титовский, Топкинский, Тяжинский, Чебулинский, Юргинский и Яшкинский, выделив их из состава Новосибирской области.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
«Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. № 5

75 лет – важная веха как в жизни человека, так и в жизни целого региона. Кузбассовцы вместе со своей страной пережили трудные и «смутные» 90-е. Известно, что ошибки легче предотвращать, чем исправлять. Не случилось уйти от них, вот теперь исправляем. В 1997 году в Кемеровскую область вернулся и возглавил регион Аман Гумирович Тулеев. За двадцать лет под его руководством Кузбасс достиг значительных успехов в развитии экономики. Сейчас у нас закладываются и вводятся новые шахты и разрезы, а годовая добыча угля в 2016 году составила 385 млн. тонн, хотя еще совсем недавно такие цифры казались фантастическими. Каждый год растет количество и качество автодорог, как грибы растут жилые дома, оживилось сельское хозяйство. Регион уверенно шагнул из числа проблемных в ряды регионов-доноров, а это уже о многом говорит. Значит, будем жить, будем строить и продолжать писать славную трудовую биографию нашего родного Кузбасса.
Сергей Павлов
2018 г №1 Юбилей города