ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2019 г.

Виктор Арнаутов. Мама. Николкин словарь ч. 2

Говорить Николка начал довольно рано, кажется, ещё до того, как стал ходить, а свой первый самостоятельный шаг к мобильному телефону он сделал в десять с половиной месяцев.
Первым членораздельно произнесённым им месяцев в шесть словом было слово «Алё». Когда его мама услыхала это, то у неё непроизвольно вырвалось в ответ: «Слушаю вас».

Потом, как обычно бывает у большинства детей, он стал произносить слова «мама», «баба», «папа», но как-то на французский манер, с ударением на последнем слоге. И вообще, до сих пор многие слова он произносит именно так, а потому я в шутку иногда называю его нашим Французом.
Меня он стал называть позднее, наверное, потому, что общался с ним я всё же меньше, чем родители и бабушка. До сих пор он зовёт меня «дедя».
А ещё у него сейчас выработалось устойчивая зависимая связь между словами «гулять» и «дедя». Если ему дома говорят: «пойдём гулять», он тут же произносит: «дедя».
Кроме того, с именем «дедя» у него связано ещё одно слово «мамия», что в переводе на нормальный язык означает «малина». Почему? Да потому что, возвращаясь со своей дачи, я непременно приношу малины и кладу ему в рот по одной спелой, сочной и ароматной ягодке. Съев ягоду, Николка тут произносит: «Ися», что означает «ещё давай».
Вскоре он начинает пытаться составить уже целое предложение. Не так давно мы услыхали от него следующее – в виде тонально повышающегося выражения-вопроса: «Дедя адаху мамия?», которое расшифровали, как: «Деда поедет на дачу и привезёт малины?»
Иногда на машине его родители приезжают с ним на нашу дачу. И, когда он слышит от них, что поедем на дачу, он тут же говорит: «Адаху мамия», что в переводе означает: «Едем на дачу кушать малину».
До сего времени у Николки выросло только пять зубов. Толком жевать он пока ещё не научился. Сегодня я впервые принёс ему с дачи стручки гороха. Расщепляю стручки, вынимаю горошину, кладу ему в рот, называю это «горох», говорю: «жуй горох». Он мусолит горошины, перекатывая их на дёснах, повторяет «о-ох» и выплёвывает. Не понравилось, стало быть. Я через некоторое время повторяю это уже на прогулке. Он снова мусолит горошины и никак не хочет проглатывать их, хотя принесённую «мамию» ел с удовольствием. А когда я по просьбе его мамы закрыл бидончик крышкой, он пытался отвинтить и снять крышку, требуя «ися, мамию!»

Подходит время приёма пищи, и ему говорят, что пора это делать, он произносит: «ку-си, ку-си».
Многие слова, которые он пытается повторить за кем-либо из нас, со временем трансформируются, меняют свою транскрипцию. Так, например, собаку он называет то «абака», то «аба». Зато нашего той-пуделька Сьюзи он называет не собакой, а по кличке - «Сюзи» или «Сизи».

Машины сначала он называл то «маси», то «масина», теперь почему-то стал произносить «масимба», а свои прогулочные ботиночки - «батимба». За такие неологизмы и я стал называть его в том же тоне – «Колямба». Кажется, ему это не очень нравится…
С месяц назад мама научила Николку называть себя по полному имени – Николай. На вопрос, как тебя зовут, он гордо и отчётливо произносит: «Акаяй», либо «Какаяй».

На прогулках я учу его различать цвета, чаще всего по окраске цветков или легковых машин. Он повторяет иногда очень даже правильно и отчётливо: «белый», «синий», «красный». А на мои вопросы: «Где синяя (красная, чёрная, зелёная, белая, чёрная) машина? – показывает пальчиком на машину нужного цвета.
С ранней весны, когда стали появляться первые цветочки – желтые одуванчики, мы на прогулках обращали на них его внимание: что это цветы и какие они красивые. Цветы он до сих пор почему-то называет «и-ы», а слово «красиво» - «асива».

День ото дня на рябинах всё сильнее наливаются и пурпурнее окрашиваются гроздья, которые в том году очень рясные. Мы подходим с ним к рябине, я пригибаю к нему ветку с гроздьями, а он тянется ручонкой к грозди, гладит её и уже говорит мне «агадя», что означает «ягода».
Во дворах и сквериках можно нередко встретить разросшиеся кусты лопухов с их многочисленными липучими зеленовато-сиреневыми шариками-цветками. Мы срываем эти шарики, и я бросаю их ему на одежду или на бандану. Своими усиками шарики цепляются и прилипают к одежде, а я называю их липучками. Николка повторяет за мною: «пуки-липуки».

В скверике соседнего двора кто-то из жильцов из цельного дерева вырубил и вырезал изображение совы, в мой рост, даже выше. Иногда Николка начинает проявлять недовольство, что его отрывают на прогулку от мамы или бабы, но стоит мне сказать, что пойдём смотреть сову, он тут же успокаивается и повторяет «ава», опять же с ударением на последнем слоге.
Мы подходим к сове. Я спрашиваю у него: «Где у совы глазки, клюв, ушки, крылья, лапки, голова?» Он охотно показывает их мне, касаясь своей ручонкой. Слово «голова» он научился говорить рано и произносит его то «авава», то «гавава». Потом я поднимаю его и сажаю сове на голову. Он непомерно счастлив, проявляет свой восторг, держится одной ручкой за левое крыло, поднятое вверх (её правое крыло опущено и прижато к телу). Он смотрит на меня сверху вниз. А после того, как несколько раз упал дома при родителях и стал понимать опасность высоты, подолгу оставаться на голове совы боится и просится спустить его вниз.

В этом же скверике обосновалась бездомная рыже-белая кошка. Она постоянно тут, либо лежит, греясь на солнышке, либо прячется под кустами сирени, рябины и другими садовыми кустарниками. Уже на подходе к этому скверику, Николка, наряду с совой вспоминает и о кошке, неоднократно произнося слово «кися». Если её не видно, я начинаю её выманивать: «кыс-кыс-кыс». Николка повторяет за мною: «Ки-ся-а, ки-ся-а». Из кустов появляется кошка, бежит к нам, трётся боками о наши ноги, выгибая спинку и поднимая хвост. Мы что-нибудь даём ей из еды, а Николка гладит кошку, всё повторяя и повторяя своё «ки-ся-а, ки-ся-а…»

Наши прогулки невозможны без качания Николки на качелях. Качаться на них он любит больше всего. И называет качели и качания на них одним словом «кага». И никаким другим словом не хочет, хотя может вдруг за мною очень отчётливо повторить: «зайдём в магазин?».
Повторять за взрослыми он может по своему усмотрению, желанию и настроению. Иногда не упросишься сказать что-нибудь, а порой, не остановишь его. Тогда я называю его: «болтун, болтун, болтун». Он повторяет за мною «Мбату, мбату, мбату».

17 августа 2011 г.
Неделю Николка с мамой жили у нас дома. Я гулял с ним по два раза ежедневно. Учу его называть себя, его бабушку, папу и маму по имени. Николка повторяет: «дедя Итя, дядя Итя», потом чётко произносит: «дедя Витя». Любимую бабушку Люду он частенько пытается называть «бабуля», правда, почему-то опять на свой манер, у него получается «Бабия». Отца называет «папа Игор», а вот с имением мамы сложнее, пока выговаривает не очень внятно.
Николка уже научился различать разные виды машин: легковые, грузовые и даже автобус с троллейбусом. Легковые он называет «масина» или «масимба», грузовые – «гузовик», «азавик», «газавик». Поразительно, но он из легковых выделяет даже джипы, называя «зип» либо «дзип». Автобус он произносит почти чётко: «атобус», «атёбус». Сложнее с троллейбусом.
Сегодня, во время утренней часовой прогулки, несколько раз принимался дождик. «Кап-кап», как идёт дождик, Николка произносит наоборот: «Пак-пак». Потом это трансформировалось в «Бавк-бак».
Очень часто вечером, когда приходит с работы его мама, внук болтает без умолку, при этом, не заботясь о том, что у него получается. Приходится только догадываться, что он говорит и о чём хочет сказать. Я ему в ответ: «Переведи!»

31 августа 2011 г.
В прошлое воскресенье Николку крестили в маленькой церквушке. Во время этой процедуры, пока священник читал что положено, Николке стало скучно, и он принялся корчить рожицы. Меня с Ярославой разобрал такой смех, что пришлось нам выскочить даже из крестильни, чтобы просмеяться.
Бабушка поднесла его к иконе Божьей матери. Николка тут же: «Богоёдица». Довольно хорошо произносит слова «церковь» и «крестик». Крёстные у него – друзья Ярославы – Вадим Каркачёв и Наташа Костицына. Учили его говорить «лёля».
Сегодня ездили с ним в парк на троллейбусе. Он всю дорогу твердил «толейбус», «едем а толебусе». Приходим в парк, уже в третий или четвёртый раз. Там стоит паровозик в виде клумбы с цветами. Николка, едва увидев его, восторженно - «паявозик»!
Бабушку стал называть по-всякому – то «бабуля», то «бабулька», совсем реже – «бабия».
Купили ему кубики-азбуку. Он уже находит кубики с буквами «А», «О» и своей буквой «Н». Показываю ему и буквы бабушки и мою – «Л» и «В».



2 сентября 2011 г.
В лексиконе Николки появилось новое слово – «Тинь-ганик». Дома он настойчиво требовал у родителей этот самый «тиньганик». «Что это? - спрашивают его. – Покажи». В ответ лишь раздражительно – «Тиньганик». Ярослава звонит нам, спрашивает: «Может, хоть вы знаете, что такое «тиньганик». Я с бабушкой Людой в полном недоумении. Она даже перерыла токовые словари и словари иностранных слов, а вдруг да там встречается этот самый тиньганик. Грешным делом, подумала, уж не из прошлой ли какой жизни у него зацепился этот тиньганик? Нет, нигде ничего, даже намёка нет. Я подумал, может он конфеты-леденцы так называет, которые я ему втихаря иногда даю. Нет, и не это. Их он довольно отчётливо называет «ка-амелька». Три дня ломали родители головы, да и мы с бабушкой тоже над этим тиньгаником. А потом выяснилось, что тиньгаником он называет почему-то пластмассовый треугольник-пирамидку, которую нужно вставить в соответствующее отверстие пластмассовой же машинки-грузовичка…

После крещения бабушка стала учить Николку говорить «Господи, помилуй» и «Аминь». Ученик оказался весьма прилежным и способным. Уже вполне отчётливо произносит «господи, поилуй» и «Аминь». А сегодня едем в парк гулять на троллейбусе, он на весь салон, громко и ясно: «Аминь!» И так – раз пять–семь подряд, вызывая удивление и улыбки у пассажиров и кондукторши.

12 сентября 2011 г.
Николке уже годик и четыре месяца.
С каждым днём словарный запас его увеличивается. Повторяет очень много из того, что называем мы. Однако он продолжает упорно называть отдельные предметы и вещи так, как называл их месяц-два назад.
Из таких слов: «печебо, песебо» - печенье, «кассия» - картошка.
Недавно прокатились с ним на трамвае. Он хорошо усвоил, что это такое. Но слово «трамвай» выговаривает чаще без согласной «р», получается у него «тамвай», «поедем а тамвае». А вообще больше всего из общественного транспорта он предпочитает троллейбус. Наверное, слово это ему чем-то понравилось больше, чем «автобус» и даже «трамвай». «Поедем а толебусе, толебус, тролебус, толейбус…» - не сходит у него с уст, когда мы с ним собираемся идти гулять.

Стал хитрить, видя, как мы потешается над ним. Спрашиваю в очередной раз:
- Как дедушку зовут?
- Баба Витя, - отвечает.
- Как, как? – смеюсь я. – Деда Витя?
- Баба Итя, - повторяет он и тоже смеётся.

26 сентября 2011 г.
После выходных не виделся с Николкой два дня. После обеда поехали с ним на троллейбусе в парк. А до этого он немного приболел. Бабушка Люда наказала нам, чтобы долго не гуляли. Погода ещё хорошая, день довольно тёплый. Вот мы и загулялись, потом долго не могли уехать на автобусе или троллейбусе. Пока ехали назад, я ему раза два-три сказал и повторил:
- Ох, и попадёт нам от бабули. Будет ругаться.
Приезжаем домой. Нас встречает бабушка.
Николка ей:
- Будет ругаться. Будешь ругаться?
Та, разумеется, расплылась в улыбке:
- Не буду, успокойся.

4 ноября 2011 г.
Николка уже многое может повторять, самостоятельно говорить и осмысливать происходящее.
С неделю назад бабушка укладывает его спать. Он не хочет. Она ему:
-Тогда я тебе больше ничего дарить не буду.
Он ей:
- Подарки кончились?

В выходные звонит бабушка им домой по телефону. Никто не берёт трубку. Тогда Николка снимает трубку и несёт матери:
- Звонит. Говори.

Играем с ним дома в прятки. Я захожу в туалет и закрываю там дверь.
Он ходит ищет по квартире. Потом подходит к туалетной двери и зовёт:
- Деда, дедуля, делюля…

Выпал снег. Внук очень радуется на улице при виде снега и снеговиков.
- Снеговик, лепить, - зовёт он меня на улицу.
Ездим с ним на Набережную Искитимки, в парк «Антошка». Там очень много голубей и совсем ручных диких уток.
Ставлю его на парапет, утки прямо в полуметре от него. Он – в восторге.
- Кря, Кря! – громко имитирует он их голоса.

Проходим мимо танка, что стоит в парке Победы. Я ему показываю на танк и говорю:
- Танк, танк.
Он повторяет это слово. Потом тянет меня за руку и говорит:
- Танк не едет. Пойдём смотреть танк.

Гуляем с Николкой по городу. Подходим к ларьку с овощами и фруктами. Мне вспоминается частушка, я её тут же, облагораживая, громко проговариваю:
Помидоры-огурцы – это тоже овощи,
Баба едет на такси, дед на скорой помощи.
Через несколько дней приходит домой жена, говорит мне:
_- Знаешь, что Николка выдал матери? И тут же сама добавляет:
- Баба едет на такси,
Дед на скорой помощи.
Ярослава спрашивает его:
- Кто тебя этому научил?
Он отвечает:
- Баба...
- Твоя работа?- спрашивает жена.
Я смеюсь, соглашаясь...

Николка плохо завтракает. Не ест манную кашу, отворачивается от ложки, говорит:
- Неть.
Я обещаю ему карамельку, если он съест пару ложек каши. Он нехотя съедает. Потом напоминает мне:
- Деда каламельку давать...

Родители запрещают Николке есть конфеты и сладкое. Нам наказывают ничего ему не давать. Мы с женой втихаря даём ему - то карамельку, то кусочек шоколадки.
Я наказываю ему, чтобы он не говорил маме с папой про карамельки.
Едва домой заходят родители, Николка тут же:
- Деда давал каламельку. Баба давала соколадку и каку-то сипучку (карамельку-шипучку).

У меня всегда есть заначки конфет. Николка уже знает, что за них его и меня будут ругать. Но всё равно он нет-нет, да и выпросит. Я даю ему конфету или карамельку. Он, засунув конфету в рот, тут же бежит к бабе и говорит ей: «Баба, иди лугай деда, он мне каламельку дал…»

Бабушку Николка любит больше, чем меня. Называет её ласково – то «бабуля», то «бабуленька». А тут что-то рассердился на неё и после «бабуленьки», отвернувшись, произнёс: «Бабка Людка!» Никто его этому, разумеется, не учил…

Сейчас Николка с родителями и младшей сестрёнкой Алёной живёт на Лесной Поляне. Прошлой осенью как-то мы гуляли с ним там в замечательном парке. И я предложил ему поиграть в рифмы слов. И из всего этого стали вырисовываться подобия стихов.
Если время к осени –
В небе меньше просини…
Облака там белые
Или тучки серые;
Часто дождик моросит,
Он дорожки оросит,
И траву поблекшую,
И цветы отцветшие…

К этому времени Николка уже окончил второй класс. На вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» - вполне осознанно отвечает: «Журналистом». Я ему говорю, что уже сейчас надо учиться писать – писать о том, что видишь вокруг себя, что чувствуешь, какие мысли приходят к тебе в голову и прочее. А ещё мы с бабушкой пообещали взять его в ближайшее время в турпоездку за границу. И у меня возникла идея: вместе там делать ежедневные дневниковые записи. А вернувшись из поездки, оформить их в виде «записок» кемеровских туристов и издать небольшой книжечкой. Вот и проверю его на трудолюбие и журналистскую пригодность…
2019 г