ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2024 г.

Екатерина Тюшина. Образ семьи в произведениях кузбасских писателей

События, которые происходят сейчас в мире, ещё раз напомнили нам о том, что нет ничего важнее семьи. Наши родственники могут быть добрыми, открытыми или, наоборот, эксцентричными, жестокими, однако это не отменяет того факта, что они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Семья играет важную роль в нашей идентичности, и неудивительно, что многие писатели размышляли и размышляют на тему семейных отношений. В произведениях о семье раскрываются взаимоотношения поколений и отношения в семье. Подход к этой вечной теме у разных писателей разный, но все они едины в главном: семья – это самая большая ценность для человека. Если семья счастливая, то человек защищён от бед и проблем. А если несчастливая, то нет системы безопасности ни в чём! И совершенно закономерно, что тема семьи является одной из главных и в произведениях кузбасских писателей.
По-разному складываются отношения в семьях героев писателя Зинаиды Александровны Чигарёвой. В рассказе «Платок для матери» взрослые сын и дочь приезжают хоронить свою мать. И всё, что раньше им казалось малозначимым и обыденным, после похорон приобретает свой горький смысл. Живя далеко от матери, они редко вспоминали о ней. Разбирая же вещи и бумаги, повзрослевшие дети увидели, с какой любовью мать сохранила воспоминания об их детстве и своей жизни: письма мужа, невестки, старый ранец сына и многое другое. Горькие чувства вызывает эпизод, когда сын находит пластинки классической музыки, которые никогда не проигрывались, и вместе с сестрой недоумевает: зачем они были нужны матери. И вдруг, перебирая мысленно картины детства, он вспоминает, что мать очень любила романсы и классическую музыку и, возможно, надеялась, что когда-нибудь у неё будет возможность прослушивать эти пластинки. Оказывается, они совсем не знали свою мать, её привычек и увлечений, не интересовались, как и чем она жила. Единственное внимание, которое они оказывали ей в последние годы, – дарили на праздники платки. Все эти платки, аккуратно сложенные, абсолютно новые, они и находят в картонной коробке из-под туфель: «Их было много, целая коллекция, неброских, мягких тонов (для старухи предназначались)». Вначале детям становится обидно, что мать игнорировала их подарки, но потом они вспоминают: их мать никогда не носила платки: она любила береты, о чём дети совершенно забыли. Воспоминания рождают у них чувство вины, и они начинают винить друг друга за то, что были безразличны к матери.

Иначе раскрывается тема семьи в рассказе Чигарёвой «Маша». Здесь противопоставлены образы двух разных женщин, судьбы которых случайно пересеклись. Главная героиня, Маша, – простая труженица, штукатур-маляр. Несомненная ценность её жизни – это семья: трое детей и муж-инвалид, а также работа, которая приносит ей радость и удовлетворение. И, несмотря на жизненные трудности (болезнь мужа), Маша чувствует себя счастливым человеком. Другая героиня рассказа – хозяйка квартиры, в которой делает ремонт Маша, научный работник, у неё нет детей, и отношения с мужем разладились. В её жизни главное – это интеллектуальная работа, книги. Женщина по-детски радуется, когда находит завалившийся под шкаф журнал с важной для неё статьей; с энтузиазмом говорит о своей работе. Однако, несмотря на разницу характеров и образ жизни, эти случайно встретившиеся незнакомые женщины очень внимательны друг к другу. Между ними не возникает непонимания, а, наоборот, появляется какая-то невидимая связь, желание понять друг друга, помочь. Маша, несмотря на то, что у неё день рождения, что дома её ждут трое детей и муж-инвалид, задерживается после рабочего дня, чтобы после побелки вымыть квартиру, расставить всё по местам, так как женщина оказалась довольно беспомощна в простых бытовых вещах. Хозяйка, чувствуя вину за свою неумелость, искренне восхищается добросовестной и умелой Машей: «Спасибо вам… Золотые у вас руки. А мы вот не можем. Сами для себя ничего сделать не можем. Ждём, пока кто-то придёт и наведёт порядок. Стыдно это. Нехорошо…». Но Маша нисколько не осуждает женщину: «Всего уметь нельзя… Вот у вас книги… А у меня другое…».
Поднимая проблему семьи, Зинаида Чигарёва старалась донести до читателей главное: любить близких надо «сейчас», пока они живы, пока нуждаются в сердечности и тепле наших слов и дел, и мы можем проявить свои чувства, пока не стало поздно, как это делает героиня рассказа «Маша», которая говорит своему больному обездвиженному мужу: «…Ты только одно знай – живи! Живи… живи и живи! И больше мне ничего не нужно. Я и так самая счастливая».
Размышлениями о непростых семейных отношениях буквально пронизаны все рассказы писателя Владимира Михайловича Мазаева. В рассказе «Черёмуховые холода» из цикла «Рассказы сибирячки» представлены картины тяжкого рыбачьего промысла рыбачки Марии на северном озере Инголь. Солдатская жена, после ухода мужа на фронт она стала рыбачкой. От тяжёлой не женской работы руки у неё все в язвах. Её трое детей постоянно голодают, и самый младший уже не в силах поднять даже головку. В её пустой и холодной избе так пусто и жутко, так обездоленно, что свёкор Марии дед Савелий Ильич, не желая быть «лишним ртом» в семье, уходит в зимник умирать. Чтобы спасти своих детей от голода, Мария решается на убийство сохатухи. А ведь промысел самки, у которой недавно родился лосёнок, приравнивается к преступлению. Но Мария решается на этот поступок, у неё нет иного выбора: идёт война. Так встретились в непростое военное время две матери – человеческая и звериная.
Одна, чтобы спасти своих детей, берётся за ружь­ё, а другая, сохатуха, каким-то непостижимым чутьём поняв, что это ружьё выстрелит, ценой своей жизни спасает лосёнка. От таких картин остаётся ощущение трагедии.
Другими немаловажными темами в творчестве Мазаева стали проблемы сиротского детства при живых родителях, где в семьях присутствуют алкоголизм, бездуховность, полная деградация личности, одиночество, безысходность и немотивированная жестокость. Об этом он с болью пишет в рассказах «Без любови прожить можно» и «Кошки-мышки», в повести «Селевой поток» и др. В них писатель раскрывает социальные изменения, происходящие в обществе: тотальное пьянство, особенно среди женщин, и равнодушие к своей семь­е, судьбе детей.
Особенно потрясает рассказ «Без любови прожить можно», в котором больной ребёнок брошен пьющей матерью. Всего два персонажа присутствуют в рассказе, и у них нет имён. Видимо, это было нужно писателю для более глубокого раскрытия темы, для изображения женщины как безликого существа и образа брошенного ребёнка, жизнью которого никто не интересуется. Судьба этого мальчика трагична ещё и потому, что в лице одного ребёнка представлены сотни судеб других таких же детей. В рассказе показан небольшой временной промежуток – одни сутки. Но как же долго они тянутся для маленького человека, брошенного пьяной матерью одним, без еды. И весь ужас в том, что это не первые такие сутки. Так мальчик живёт уже давно. Выгнанный на улицу пьяной матерью, он спасается в собачьей будке, где его пригрел пёс. Заголовком рассказа «Без любови прожить можно» стала строчка из песни, которую поёт пьяная женщина. Но с этим согласиться невозможно, потому что между строк звучит совсем другая мысль: «Нельзя! Нельзя жить без любви!». Ибо испокон веков учили нас ценить то, что всегда почиталось в народе: дом, семья, любовь к детям, материнство, добро. Здесь же разрушены все святыни, их нет; эта пьющая женщина уже не мать и не человек. Она плохая хозяйка, у неё в доме грязь, нет еды, безобразная речь. Ей никто и ничто не дорого. Не дорог ей и сын, дороже алкоголь. В результате ребёнок одинок в мире зла, и мир этот создала ему собственная мать, ибо в ней уже нет давно ни жалости, ни сострадания. Страшный рассказ. Пьющая мать, жизнь без святынь – это большое несчастье, катастрофа для общества. Но такова, к сожалению, горькая правда жизни. Осудив эту безликую не женщину, не мать, выразив свою боль и горечь от потери обществом семейных ценностей, писатель хотел вызвать в душе читателей тревогу за судьбу детей и страны в целом, заставить почувствовать весь ужас по поводу происходящих событий и такого падения женщины.
К проблеме развала семьи обращена и проза Юлии Александровны Лавряшиной. У неё даже одна из книг называется «Дочки-матери на выживание». Самое страшное и беспощадное соперничество – это соперничество между родными по крови людьми. Мать и дочь – две женщины, разделённые стеной непонимания, две женщины, между которыми встала любовь к одному и тому же мужчине, – таков сюжет повести Юлии Лавряшиной.
Важные темы: семейные отношения, любовь, деньги, карьера затрагиваются и в романе Лавряшиной «Девочки мои». Как одарённой женщине реа­лизовать талант, не сделав при этом несчастной свою семью? Три непростых женских судьбы связало в один узел искусство. Ангелина – талантливая актриса, променявшая творческую жизнь на сцене на благополучный уют и тиранию нелюбимого мужа. Сима – режиссёр, она сумела создать театр, но не может справиться с собственными детьми, ради которых готова пожертвовать всем, даже любовью. Наташа, только-только получившая свою первую роль, – романтичная, чистая девочка, ещё ничего не знающая о предательстве. Три женщины, три пути, и на каждом свои испытания. Предательство и ревность, ложь и кровь разъединяют и вновь соединяют эти судьбы. И что важнее для них – деньги, карь­ера или простое материнское счастье?
С христианской позиции к теме семьи подходит писатель, протоиерей Сергий Адодин. Являясь служителем церкви, он показывает действительность с точки зрения православного опыта. В книге «Орто.docx. Записки непрозорливого священника» Адодин размышляет о духовной и церковной жизни, об отношениях с прихожанами, о семейной жизни и воспитании детей. В книге «Быть попом. Нежалобная книга» собраны, казалось бы, очень разные, непохожие друг на друга рассказы и притчи. В них отражён путь человека к Богу через бурное житейское море, через опасные водовороты современного мира.
Пишет Сергий Адонин о том, что в семьях утрачиваются исповедальные основы религии. В погоне за достатком всё реже люди думают о душе. А значит, совершают много ошибок и необдуманных поступков. В его книгах есть как истории из собственного жизненного пути, так и наблюдения, размышления и диалоги с прихожанами. Простым, ясным слогом, на примерах из собственного опыта, автор разъясняет и простейшие истины, и глубокие философские вопросы. Писатель не только делится собст­венными мыслями, но и подкрепляет свои раздумья Священным Писанием. В его книгах читатель найдёт всё самое важное для того, чтобы разобраться как с азами христианской жизни, так и в своих житейских ситуациях.
Своим землякам, спецпереселенцам Нарымского края, посвятил книгу «Мы – пудинцы!» писатель Виктор Степанович Арнаутов. В ней рассказывается о бедствиях семей, попавших в эти сибирские края не по своей воле, переживших горькие годы раскулачивания и войны, но сохранивших в своей душе лучшие человеческие качества. Герои книги – семьи, осевшие в месте поселения, вырастившие несколько поколений, для которых село Пудино стало родным.
В центре повести Виктора Арнаутова «Приоткрылись родимые дали» Мишка Штырбу. Он ещё в раннем возрасте узнаёт (по рассказу бабушки), что представители его семьи в годы коллективизации были раскулачены и сосланы на север Томской области, где поселились в селе Пудино. Семья испытывала тяготы, работая за трудодни и получая за них не пшеничную белую муку, а серую (ржаную). Мишка радуется, когда за успехи бабушка угощает его гостинцем: «На-ка лепёшку, макай в сметану. Да Отику (брату Константину) другую… Сёдня кажному по лепёшке вышло». В то же время есть у бабушки заветное желание, чтобы внук не пережил лишений новой войны: «Теперь чё, теперь жить можно. Войны ба токо не было…». Но войну Мишка всё-таки увидит 2 марта 1969 года на острове Даманском при нападении китайских нарушителей на погранзаставу, где он служил. Ему оставалось несколько дней до дембеля. И вот… убит пулей китайца, нарушившего границы.
В повести «Подорожная рапсодия» писатель расскажет о студенте второго курса Новосибирского сельхозинститута Игоре Белове, который после сдачи летней сессии в течение 10 дней не мог улететь из Томска до родного села Пудино, куда можно было добраться только самолётом. У героя заканчиваются деньги, настроение пропадает, но как только появляется возможность, он с радостью улетает домой. За время ожидания он пережил многое: и волнующие встречи с друзьями, и с первой любимой девушкой, которая теперь была с другим человеком. Но как всё же хорошо, просто замечательно вернуться домой, к семье, обнять мать, помыться в бане, выпить квасу и просто уснуть в родном доме.
О семейных историях рассказывается и в произведениях писателя Любови Трофимовны Скорик «Кабы на цветы да не морозы», «Звёзды звенят». Написаны они благодаря поддержке, дружбе и любви дорогих ей людей. Герои её рассказов – самые обычные люди, которые окружают нас с вами каждый день. Но какими интересными, какими сложными бывают их судьбы и взаимоотношения между собой и в семье. Какие неукротимые страсти бушуют в их сердцах! Как нежно и верно они умеют любить и сохранять всё самое лучшее в человеческих взаимоотношениях.
Есть у неё и рассказы, посвящённые известным людям страны. В рассказе «Семейный альбом» показана история жизни семьи Леоновых, в которой родился Герой Советского Союза лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. Судьба не раз испытывала Леоновский род на крепость, иногда очень жес­токо. В голодные годы после Гражданской войны отец будущего космонавта Архип Алексеевич с семьёй отправился в Сибирь за лучшей долей. Там, выбрав себе место для хутора, они построили дом, стали обрабатывать землю. Кругом богатая сибирская природа, лес полон ягод, грибов. В речке рыба водится. В семье всё ладно. Казалось, что вот наконец-то жизнь наладилась. Но беда уже стояла у порога. Во время коллективизации у семьи отобрали дом, который отдали на разграбление соседям. Потом, за случайную порчу зерна на зерносушилке, Архипа Алексеевича отправили в тюрьму.
Вместе с ним из семьи сразу же ушло всё самое светлое. Без мужчины в многодетном доме нелегко. Пришлось Евдокии Минаевне с детьми ехать в город к замужней дочери. Там, в бараке, в маленькой комнате, семья из 11 человек ютилась долгие годы. Сюда же вернулся из тюрьмы отец. Во время войны взрослые и дети рода Леоновых трудились на заводе «Прогресс». Вместе со всей страной переживали тяжёлые времена. А после войны по призыву страны всё семейство отправилось на восстановление города Калининграда. В этом городе они трудились на вагоностроительном заводе. Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить, их семья была дружная, весёлая и счастливая. Они все любили друг друга. Переживая хорошие и плохие события, всегда помогали друг другу, поддерживали в трудную минуту, относились с уважением и любовь­ю ко всем членам семьи. Именно из этой семьи в свою большую космическую жизнь “улетел” Алексей Архипович Леонов, став первым из космонавтов, шагнувшим в открытый космос, и навсегда оставшись в истории мировой космонавтики.
И такие семейные истории можно найти у каждого писателя. Ибо то, что происходит внутри семь­и, неизменно вызывает интерес и возбуждает любопытство. А семейные отношения, разворачивающиеся порой, как авантюрный роман, сериал или триллер, не только захватывают наше внимание, но и дают пищу для размышлений и чувств, остаются вечной темой литературы.

г. Кемерово
№6 Критика. Литературоведение.