О демократии, гражданском обществе и не только ч. 2
Начало Чубайсовского переворота, который иногда называют началом Гайдаровских реформ, имеет точную дату – 2 января 1992 года. Именно в этот день страна провалилась, как в яму. Рост цен сразу в (10 – 15) раз вместо обещанных – 3, обесценивание, а точнее обнуление вкладов. Например, если на сберкнижке лежало 8 тыс. руб., то они превращались в 24 руб., и то уже после ряда индексаций. Все мгновенно переходят на бартер: в стране сумасшедшая инфляция. Заработная плата деньгами вообще не выплачивается. Всем раздали по «ваучеру», пообещав, что он эквивалентен, как минимум, двум «Волгам».
Старшее поколение, помнящее Великую Отечественную войну, стало срочно переходить на индивидуальное подсобное хозяйство, прикапывать к дачным участкам свободную землицу и строить погреба.
Однако, многие тогда возомнили себя акционерами «своих» предприятий, мечтающими делить будущие дивиденды и «играть» на биржах курсами своих акций, но … как-то незаметно «их» предприятия обанкротились и перешли по решениям Арбитражных судов за долги «кредиторам». А бедолаги – акционеры переквалифицировались в полубезработных, годами ожидающих не заработанную зарплату и потихоньку растаскивающих как-то враз ставшие никому ненужными «свои» предприятия на металлолом.
Олигархи в первую очередь провозгласили свободу в банковской и финансовой сферах, а построенная народом, но оказавшаяся не к месту материально-техническая база коммунизма лишь смущала их и заставляла отвлекаться на хлопотные дела по содержанию чрезмерно разросшегося за необходимые пределы населения. С этих пор «населению» вменялось лишь обслуживание «голубых фишек» и высокоэффективных отраслей капиталистического хозяйства. А поэтому предлагалось: не отвлекаться ни на какие «малые» предприятия, ни на какие кооперативы и семейные подряды. Все силы и внимание, ресурсы и финансы – на создание новой элиты и «семьи» могущественных олигархов, которые одни лишь и способны завоевать мир, но уже с другой, экономической стороны! Благо Россия большая и недрами богата. А всё остальное купим, да и рабочий люд, если понадобится, завезём – это ведь тоже товар.
В это же время произошёл обвал нашей журналистики. Как ни странно, а в 80-е и в начале 90-х в Советском Союзе, возник и окреп новый жанр (ещё один российский феномен!) – высокопрофессиональная публицистика. Публикаций талантливых журналистов ждала вся страна: тиражи газет и журналов доходили до 20 – 30 тыс. экз.
В середине же 90-х пресса вместе со страной «вошла» в рынок. Тиражи упали в десятки раз. Потребность в «умных» статьях отпала, газеты захлестнули порнуха и заказные статьи, компромат и реклама. Многие газеты стали похожи на сливные бачки. А вместо гражданской публицистики, как сорняки после дождя, выхлестнули «пакостники», зарабатывающие свои «серебрянники» на растлении и оглуплении общества, в первую очередь, молодого поколения, не имеющего ещё жизненного опыта и защиты от рукотворного зла.
Шахтеры и сейчас пытались (как в 1989 г.) выходить на демонстрации и даже на Транссиб, где, сидя на рельсах, стучали по ним касками и останавливали поезда, но их уже мало, кто слышал: элита была занята дележом более рентабельных активов, чем шахты. До шахт дойдут позже!
Поэтому и следующие после 1992 г. 15 лет русской истории потеряны, так как в это время весь русский народ был занят только выживанием.
Политическая борьба на этом не была завершена, но это уже было не противопоставление тоталитаризма и демократии, а поиски приемлемого пути политической и социальной эволюции с выведением народа на долгие годы за пределы политического поля (погуляли – хватит!) Надежно отрезать народ от реального влияния на дела государства – это главная цель бюрократии и сегодня.
А народ стал ускоренно вымирать и от тоски, и от уныния, а часто и назло неудавшейся судьбе: уж очень обидно стало, что через 50 лет после окончания войны, когда побежденные нами народы уже давно вошли в список самых передовых стран мира, нам впору хоть снова за соху.
А наши олигархи за эти же 15 лет (да им хватило и пяти лет в правление ЕБН) действительно вошли в самые богатые элиты мира. И что характерно, и сейчас в правление ВВП разрыв между богатыми и бедными у нас в стране с каждым годом лишь увеличивается. И снова, как при Горбачеве, по всем каналам льются обещания укрепления, оздоровления, роста, подъема, а на самом деле происходит окостенение всей страны в чиновничьих объятиях.
У любой власти главное – это её укрепление. Однако, укрепление часто соседствует с окаменелостью. Путину поначалу пришлось бороться с олигархами, проповедующими наскоро и по-семейному провозглашенный либерализм, и остатками коммунистической идеологии. Поэтому ему пришлось долго, после Ельцина, отстраивать свою собственную вертикаль власти. Когда же, отстроив её, он огляделся, то, как умный человек, не увидел вокруг себя не только ничего живого и плодоносящего, а даже тех, с кем можно было бы, если и не поспорить, то хотя бы поговорить по-человечески. Кругом только и было слышно: «Как сказал Президент…» Поэтому ему приходилось и до сих пор приходится для разговоров «по душам и за жизнь» ездить на саммиты и переговоры с «дипломированными» демократами – руководителями Европейских стран, а по приезде домой проводить политинформации для расширения кругозора своего аппарата.
Путин, как и Ленин, ужаснувшийся в 1921 году расплодившейся бюрократией в самом аппарате Советской власти, тоже почувствовал опасность быть зацементированным в этом чудовищном административно-управленческом монстре.
Нашим президентам, настоящим и будущим, если они, действительно, желают стране блага, необходимо поверить в свой народ, в его мудрость и дать ему, по примеру Ленина душевно-очищающий НЭП (новую эмансипированную политику), которая раскрепостила бы духовные силы русского народа, столько лет угнетаемые. Это одновременно решило бы и многие назревшие проблемы (появление среднего класса, независимость судов, борьбу с коррупцией и т.д.), которые наши чиновники не решат никогда, ни по каким программам, ни за какие деньги.
В любом современном обществе всегда есть болезненные точки, на которые при его нормальной структуре, постоянно указывает оппозиция, имеющая свое представительство в парламенте. Тем самым она зарабатывает себе «очки» для следующих парламентских выборов. Президент же играет регулирующую роль, он стоит над схваткой, являясь гарантом спокойствия и стабильности.
В стране сейчас нет оппозиции, что для России традиционно – это особенность нашего народа: он всегда доверяет лишь верховному правителю. И не доверяет ни тоскующей в ожидании руководящих указаний Думе, ни слабому правительству, ни скромной общественной палате, а тем более местным властям.
Конечно – это парадокс, когда вся власть у Президента. Такого нет почти нигде в мире. В XXI веке такое положение неустойчиво, оно долго продолжаться не может, так как ответственность за состояние всех дел в стране накапливается на «счетах» Президента, запас доверия к которому может когда-то иссякнуть, так как проблемы, даже несмотря на очень благоприятную конъюнктуру на рынках углеводородов, растут, как снежный ком. Без оппозиции, без столкновений различных мнений и подходов не построить демократию, а без неё нет нормального правового государства. Оппозиция и власть – это как красные и белые кровяные тельца, как правое и левое полушария мозга (у нас Европейское и Азиатское).
Только отсутствие оппозиции, а значит возможности вести с властью нелицеприятную и откровенную полемику о возможных и целесообразных путях экономического развития страны в условиях противоестественного роста цен на углеводороды и котировки ничего не производящих фирм, и могло привести Россию к финансовому кризису.
Имея в стране, далекой от перепроизводства, громадный фронт реальных дел на несколько поколений (Одних дорог! Загубленное машиностроение. Недоступное жилье), наша элита вляпалась в мировой кризис. Наши младоолигархи, очертя голову, бросились в виртуальный бизнес, скупая на зарубежные кредиты, в долг перезаложенные акции и опционы, сомнительные бонусы и авантюрные «ценные» бумаги, не в состоянии понять, что этот бум не может продолжаться вечно. Забыли отечественного Мавроди! Да, это и понятно: собственность досталась им не своим горбом, как тем прижимистым русским купцам и фабрикантам, трудягам первого естественного периода накопления капитала в России.
Итак, попробуем подвести баланс и определить, с чем вышел наш народ из последнего, уже прозападного (1992 – 2004 гг.) кризиса. Началось ли его духовное восхождение? Что у него сейчас в плюсах, а что в минусах?
Любая смута отбрасывает народ далеко назад, ломает долговыстраиваемые им нравственные и государственные основы, а затем уродливо их сращивая. Так было в смуту 1604 – 1613 гг. с окончанием династии Рюриковичей и началом борьбы за Московский престол вплоть до созыва Земского Собора, избравшего русским народом первого русского царя.
Вторая смута – Октябрьский переворот 1917 г., когда кучка интернациональных революционеров, опираясь на выпущенных Временным правительством уголовников (считая их, по-видимому, нелегальными борцами против имущественной несправедливости и составивших впоследствии костяк ЧеКи), свергла ослабевшее Самодержавие. Главное было даже не в том, что в России угас монархический строй, а в том, что большевики постарались уничтожить тысячелетние корни России, её национальную основу и ответственность народа за судьбу государства. Крушение монархии в то время было крушением самой России и началом всеобщего бесчестия и оскудения духа, гениально предсказанные Достоевским. А взамен этого взросло противоестественное древо зла (хотя мы очень обижались, когда нас называли «империей зла»). Большевики посягнули не только на власть в Империи, но и на душу народа, которого не знали и знать не хотели.
Третья смута в России исторически была неизбежна. Люди быстро забывают свое прошлое . Видимо это и правильно, но следует и понять те несколько поколений крестьян и их потомков, живших, или, хотя бы помнящих времена раскулачивания, голодомора, колхозные трудодни, а чаще «палочки» вместо них, налоги на кур и петухов, опись всей живности, а затем массовый её закол при Хрущёве, борьбу с неперспективными деревнями и переселением людей с нажитых в течение столетий родных мест, создание, а затем разгон МТС. О чем тут говорить, если ежемесячную зарплату в колхозах стали выдавать только в 1968 году, через 7 лет после полёта первого человека в космос. Этот труд был не менее оскорбителен и бесправен, чем труд угоняемых в Германию наших людей, которым сейчас за это деньги выплачивают. Авангард же народа убеждал массы, что вот-вот «и на Марсе будут яблони цвести», подождать надо.
Трудно ждать от народа «воспарения духа», когда его 70 лет гасили и заливали бесчеловечным пренебрежением, граничащим с презрением, а с трибун в это время (1971 г. – XXIV съезд партии) возвещалось, что в СССР уже сложилась новая историческая общность – советский народ. А каким он боком к русскому?
Нам бы и сейчас не надо увлекаться фанфарным звоном, а то ненароком создадим вместо одного (советского) сразу два народа: один в черте бедности (не путать с оседлостью) и второй – за чертой вседозволенности. А появление их вполне реально: они уже и сейчас разделены местом работы, районом проживания, каждый своим транспортом, образованием, местами отдыха, а главное, оплатой труда. Вот если бы ещё законы официально поделить, а то иногда много лишних хлопот возникает при «отмазке» «своего» от правосудия. Так что мысли «передовой» столичной интеллигенции всегда опережали российскую действительность, а народ всегда приотставал.
А страна живет пока тем потенциалом, который наработан первой частью народа, но оказавшейся «вдали, за рекой» от денежных потоков. И никак эти потоки не приблизить к нему, хоть ты лопни! Все поголовно, от президента до счетной палаты, бьются над этой проблемой, а потоки текут и текут, куда им надо.
У народа нет ни одной партии, которая защищала бы его интересы в ситуации всё увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными (в 35 раз). Неужели власть не видит необходимости срочного введения прогрессивного подоходного налога? А сейчас и референдум не проведешь – подведут вопрос под терроризм и проголосуют все «за». Вот так незаметно чиновники и приватизировали власть в стране. И пока народ после «шока» 1992 года «пробивался через асфальт», тут, под солнцем, уже нефтегазовые сады выросли. И им, владельцам этих садов, уже как бы и не нужен вдруг откуда-то появившийся, отставший от авангарда народ: сады и без него цветут и плодоносят. Говорила же мадам Тетчер, что в России для успешного функционирования нефтегазового комплекса достаточно (15 – 20) млн. обслуживающего персонала. А заветы «железной леди», несмотря на пропагандистский шум по увеличению, рождаемости выполняются: нация, даже несмотря на приток эмигрантов, сокращается.
Видимо, по этой же причине простому народу жилье для себя уже не построить и не купить никогда, ибо его (жилье) превратили в биржевой спекулятивный товар, которым вторая часть нации торгует на первичном, вторичном и т.п. рынках, куда основной народ не вхож. Он же сейчас ускоренно ссыхается, уплотняясь по коммуналкам, общагам, садовым участкам, освобождая площади для «победившего» класса.
А посмотрите, что творится в стране с ценами! Они растут на 50 % в год, а наша статистика, как Басманный суд, как ей скажут, так «корзину» и обсчитает. Какой же это капитализм, где нет конкуренции! Всё зачищено и схвачено, любая инициатива глушится чиновником на корню, ещё на подходе. Растут лишь госкорпорации – эти чиновничьи кормушки, закрытые не только от прессы, но и от всего белого света.
Демократия – это дорогой и сложный механизм, требующий не только периодического голосования за власть, но и обеспечения свободы судопроизводства, независимой прессы, независимости всех ветвей власти и много чего ещё, о чём сейчас у нас не может быть и речи. Попробуйте что-нибудь начать (открыть бизнес, что-то построить, засеять землю) без благосклонного разрешения власти. Вы погрязнете в «хождениях по мукам». Попробуйте подключиться к сетям Чубайса! Замучитесь платить. Ещё встарь говорили: у судьи и чиновника четыре полы и восемь карманов, и в каждый надо что-то положить.
У народа и власти в России издавна укоренено убеждение, что их интересы противоположны. «А как может быть иначе? Если власть начнёт интересоваться нуждами народа, то это, извините, очень примитивно и не естественно». Если народу (или какой-то его части) от Указа или Постановления становится неуютно и более сложно, вот тогда в этом есть что-то уважающее себя, государственное. Пусть даже и не всё понятно: не всем обязательно разбираться во всех тонкостях. Тогда зачем власть и правительство? Не для баловства же! Поэтому иногда удивляет, почему не принимают вполне очевидный закон? Ан нет, это было бы слишком просто!
Поэтому, и желание нового президента «принудить» (как Грузию к миру) чиновников к «честной» коррупции, видимо, не увенчается успехом. Здесь требуется более глубокая перестройка взаимоотношений общества и государства, отказ от каких-то властных функций, добровольное (Ужас!) самовхождение госорганов под контроль общества и действительный выход судов и прокуратуры из-под административного и «однопартийного» влияния (Жить, как всем?)
Кроме того, наша нация не способна договариваться, ни сама с собой, ни с окружающими нас народами. Разучились слушать, компромиссы считаем слабостью, особое мнение – провокацией, альтернативу вообще не понимаем. «Только вот так, как я сказал!» А поэтому топчемся на одном, уже выжженном месте, и до полнокровного гражданского общества нам, как до Луны.
Народ, «каким ты был, таким ты и остался!» И это очень хорошо! Русские мыслители, философы и историки за рубежом, наблюдая и переживая за всем, что обрушилось на русский народ после революции, признавали, что после неизбежного когда-то избавления от гнёта партийного режима, он будет не способен к строительству демократического строя до тех пор, пока не восстановит в себе честь, совесть, национальный смысл и элементарные основы народоправства. Наиболее чуткие из русских мыслителей предсказывали, что после ига большевиков Россию может спасти или величайшая дисциплинированность русского народа, что маловероятно, или же национально-государственно-воспитывающая диктатура, к чему в итоге и пришёл наш народ.
Быть русским, значит верить в Россию так, как в неё верили её гении и строители. А без веры в Россию нам и самим не прожить и её не возродить. Главный же вопрос бытия – о правде и праведности – в России был решен в «доисторические» времена и отмечен приговором в сказке: «Надо жить – по-Божьи. Что будет, то и будет, а кривдой жить не хочу!» И на этом постулате Россия строилась и держалась в течение всей своей истории.
Оказалось, что у народа есть чутье на руководителей-правдолюбцев, убежденных, что делающий по-Божьи, побеждает одним своим деланием и могучей убежденностью о грядущем возрождении державы. В России появились руководители, понимающие её особенности и своеобразие, её глубокие народные традиции и великие предначертания. Знаменательно, что эти руководители, будучи верующими, православными людьми, поверили в русский народ, который за свою, возможно и не очень длительную, но яркую историю, убедительно доказал, что способен отстоять свою независимость от любых внешних врагов (проведя в освободительных и оборонительных войнах две трети своей жизни), способность к государственной организации и хозяйственной колонизации громадных территорий, создав правопорядок для многочисленных разноязычных племен и народов, проявляя великое миролюбие и уживчивость.
Под руководством правителей, решивших строить будущую Россию на «вере и совести», русский народ, обладая громадными природными богатствами, могучим языком, великой культурой и искусством, творчеством, способным создавать гигантские общественные организации наподобие Земства, основанного на духе демократизма с территорией в несколько Европ, народ с таким «приданным» от Бога и с такой судьбой, выстрадавший свои ошибки и превозмогший все беды, не может быть покинут Им в поворотный час его истории, когда он возвращается в лоно прежней Веры и забытых на время традиций. Если единожды бесовский туман застил его взор и на мгновение поколебалась его способность отличать праведное от соблазна, то у русского народа есть этому объяснение:
Кого Бог любит, того и наказует.
Не согрешив, не умолишь.
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Худое видели, хорошее увидим.
И в заключение хочется привести слова выдающегося русского философа-мыслителя Ильина И.А.: «Но в жизни народа с тысячелетним прошлым этот срок «выпадения» или «провала» (эти слова были сказаны в 1949 году – В.В.) не имеют решающего значения: история свидетельствует о том, что на такие испытания и потрясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, новым расцветом своих сил. Так будет и с русским народом. Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, злобы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия».
Великая вера в Россию наших мудрых предшественников передастся её современникам, а затем силою памяти из нашего прошлого и деяниями дня настоящего Россия срастется, как после перенесенной болезни, и устремится в будущее.