ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2015 г.

Виктор Арнаутов. Десять дней январского лета. (Из тайской записной книжки) ч. 3

23 января. День седьмой. Итальянский ресторан.

Волкин-стрит.

Вчера вечером, уже потемну, ходили к морю вдвоём с дочерью Настей. Побродили босиком по мокрому отливному песку. Видели двух рыбаков, что прямо у пляжных боковых буйков, забредя по пояс в воду, втихаря в темноте ловили спиннингами.

Вечернее побережье моря - особенное. В нём есть что-то тревожно-завораживающее. Множество прибрежных огней отражаются в черноте моря. Вздымаются в мглистую высоту огни небоскрёбов и башен. Решили дойти побережьем до башни. На отливном песке встретили несколько морских звёзд и выброшенных снулых рыбёшек, пособирали мелкие зелёные створки раковинок.

День провели на пляже и в бассейне – беззаботно, в неге и истомной лени. Сегодня освоили иное пляжное место – ограждённое буйками. Дальние буйки – метров за сто от берега. Несколько раз с Настей плавали до них и обратно. Она плавает уже лучше меня. Изрядно поджарились, особенно Настя.

Всё чаще появляется мысль, что всё это благолепие может закончиться также внезапно, как и началось. Что через какие-то три дня уже придётся возвращаться к себе на Родину – в морозы и снежные метели. Признаюсь честно: соскучиться по сибирской зиме не успели.

Сегодняшний вечер принёс мне сплошное разочарование и скверное настроение. А причиной тому – поход в ресторан.

Турфирма «Времена года», помимо путёвки, подарила нам ещё и несколько бонусов. Один из них – бесплатное (точнее, уже за счёт фирмы «Oasis world») посещение ресторана. Правда, оговорена сумма – полторы тысячи батов. А там – доплачивай сам, если не уложился.

Принарядились все, сменив шорты, майки и шлёпанцы на вечерние наряды. Около семи часов вечера Вика подъехала к отелю на микроавтобусе и, прихватив ещё одну семью со своим консультантом, двинулись в центр.

Не избалованы мы, нынешние россияне-пенсионеры, ресторанами, не то, что наша младшая дочь Настя! Лично мне как-то всё меньше и меньше стала нравиться колготня больших компаний. Люблю посидеть с приятелями или роднёй узким кругом, кулуарно – где-нибудь дома, на даче или у рыбацкого костра на бережку. А в ресторане чувствую себя скованно и даже как-то виновато, будто на поминках. К тому же, у меня ослабленный с детства слух, шумовые помехи совершенно лишают меня возможности вести беседу даже с визави.

Итальянский ресторан, куда привезла нас Вика, находится практически в центре, на берегу моря, на Пляжной (Beach Read) улице, перерастающей в Волкин-стрит. Это – довольно просторное двухэтажное помещение. Вчетвером мы заняли свободный столик на втором этаже ресторана. Официант принёс нам меню, которое долго изучали мои дамы. Я решил полностью довериться их вкусу, тем более, что ни шиша не разбирался в тонкостях итальянской кухни.

Заказ наш выглядел более чем скромно: по фирменному блюду пасты (лапши-спагетти) и общая пицца – на всех. Из напитков Настя с Викой заказали фирменное тайское пиво, Людмила – красное вино, мне – светлый ром.

Принесли напитки, один вид которых уже поверг меня в замешательство. Моего рома оказалось в стопке граммов тридцать – что называется, губы помочить. Правда, к нему подали ещё и стакан колы с колотым льдом. Насте и Вике принесли мутновато-оранжевое пиво – в расширяющихся к верху тонкостенных полулитровых бокалах. Хоть и не в правилах ресторанного этикета, но сделал на пробу глоток этого пива из Настиного бокала. Это пойло с большой натяжкой можно было назвать пивом. Чем-то напоминало оно мне вкус маринадной водички из баночки кукурузы «Бондюэль».

Ещё больше разочаровало принесённое блюдо. На широкой тарелке довольно жалкой кучкой, похожей на извивающихся белых длинных червей, расползлась лапша, присыпанная сверху какими-то коричневатыми ошмётками. У нас даже в общественных столовых такое можно увидеть лишь как гарнир ко второму блюду из мяса или рыбы. При пережёвывании не ощущалось никакого вкуса. А присыпанные сверху крошки напоминали мелко нарезанные (или даже тёртые) шкурки от сыро-копченой колбасы. Да-а-с...

Шум за соседними столиками и обрывки какой-то музыкоподобной какофонии, доносящиеся с нижнего этажа, совершенно лишали меня слуха. Я не был в состоянии разобрать слов сидящей рядом со мною Людмилы.

Принесённая нам пицца выглядела внешне довольно эффектно: на огромном деревянном блюде в полметра диаметром, лежал плоский блин, художественно украшенный тонким слоем из нарезки: свежих красных помидор, бордовых колбасных кружочков, зеленоватых оливок, чёрных бусин маслин, бесформенных серых кусочков консервированного тунца, полосок красного перца и чего-то ещё. Весь этот художественный пищевой конгломерат напоминал мне сваленные в одну тарелку остатки салатов от вчерашней сытной вечеринки – как полупрокисшую закуску к опохмельной рюмке.

Разрезать этот круг пиццы принесенными столовыми ножами на порции было весьма проблематично - из-за тупости ножей и окаменелой чёрствости блинной основы. Рецепторы моего рта с трудом улавливали вкус начинки, а зубы – того и гляди грозились попасть на приём к дорогому местному стоматологу...

Моё настроение упало ещё ниже, когда принесли нам счёт, по которому, помимо лимитированных полутора тысяч батов, нужно было присовокупить ещё пятисотенную. Официант сдачу в сто батов не вернул, посчитав, видимо, за чаевые. И за что, спрашивается?!

Абсолютно трезвым и голодным, в скверном расположении духа, часа через полтора я покидал фирменный итальянский ресторан, выказывая своё недовольство и моим спутницам.

Потом мы попали на Волкин-стрит. И пешими двинулись по ней, параллельно берегу моря. Все участки прибрежного моря расцвечивались огнями от стоящих на приколах и якорях разномастных судов и плавучих ресторанов.

Волкин-стрит – это центр ночной жизни Паттайи. Вся жизнь здесь начинается с наступлением темноты. Толпы народа разного возраста и национальностей, казалось, хаотично бродят по этой улице. По обеим сторонам Волкин-стрит - сплошные ресторанчики, бары, открытые кафешки, бильярдные, лотки и стойки со столиками и спиртными напитками... И повсюду – рекламные зазывалы! Моложавые тайцы объявлениями, в поднятых вверх руках, предлагают посетить их заведения и отведать блюда по указанным ценам. Молоденькие, стройные и красивые тайки (а, может, и трансвеститы) в фирменных легких одёжках предлагают «Гоу-гоу» - заглянуть к ним в стриптиз-бары с дальнейшим продолжением утех и сладострастия. Вот народ столпился возле чего-то. Оказалось, почти немыслимое. Дама-аборигенка средних лет сидела на табуретке посреди улицы – вся облепленная сотней ползающих по ней чёрных скорпионов! Метров через сто – ещё одна, такая же. Наперебой - десятки желающих сфотографироваться рядом с нею.

Раздались какие-то громкие звуки национальной музыки. И под них, из ближнего ресторанчика или бара, извиваясь, стал пробиваться сквозь толпу людей огромный, метров пятидесяти длиной, красный дракон, на десятке пар человеческих ног – символ наступающего по восточному календарю Года Дракона! Вверх с грохотом стали взмывать разноцветные огни петард и фейерверков.

По мере продвижения по Волкин-стрит нарастали скученность и хаотичность не только движения, но и безумства всей толпы, превращающейся в единый организм. То из одного, то из другого полуоткрытого ресторана доносились звуки немыслимых децибелов рок и рэп-музыки с ревущими в микрофоны музыкантами и беснующимися на танцполах посетителями, разогретыми спиртным и массовым психозом.

Боже, куда я попал?! Сплошной дурдом! Не за это ли Ты, Господи, так жестоко и назидательно покарал библейские Содом и Гоморру?! И Конец Света, предрекаемый уже в декабре этого года, показался мне не таким уж мифическим и нереальным...

Свернули налево, попали на улочку «Арабского квартала», где уже было не так многолюдно, но и там, в барах и ресторанчиках, повсюду тоже сидели люди. Вульгарно развалившись на мягких креслах и диванах, млела сильная половина, куря благовонные кальяны, а вокруг них, исполняя танцы живота, вились наложницы и адалиски...

Доехав на «тук-туке» до отеля, я оставил у входа жену и дочь, а сам метнулся за угол, в «7-eleven», взял за 95 батов бутылочку рома – снять стресс, полученный на Волкин-стрит, и добрать у себя в номере то, чего не получил в ресторане...

25 января. День девятый. Остров Ко Лан.

Проснулся рано от того, что увидел во сне погибшего почти восемь лет назад своего друга-корейца Юру Ли. И вспомнил: сегодня же у него день рождения! От этой мысли стало немного тревожно. Надо же! Таким вот образом напомнил друг о себе. Надо бы непременно помянуть его – со спиртным и рисом. Кстати, что-то со спиртным было связано и в сновидении... Ну, а рис – это их, корейцев, национальная еда, в том числе и поминальная.

На завтрак Людмила отварила рис – к свежим креветкам и печёной ставридке, что я взял на рынке. Распечатали бутылочку рома «Hong Thong». Помянули Юру. Да, почти восемь лет прошло уже, как он нелепо погиб в автокатастрофе, а до сих пор мне его не хватает. Светлая память о нём...

После обеда мы с Настей решили отправиться самоходом на остров Ко Лан, расспросив кое-что у русских и рассмотрев карту.

От Фудмарта (нашей точки отсчёта и ориентира) поехали с ней на «тук-туке» до гостиницы Сиам Бэйшор. Выйти пришлось немного раньше. Взяв направление к морю, точнее к пирсу Бали Хай, двинулись по узенькой улочке, которая метров через четыреста завела нас в тупик. Пришлось вернуться. Немного поплутав, попали на знакомую уже улочку Арабского квартала, а через неё – на окончание Волкин-стрит. А там – рукой подать и до пирса.

Успели на паром, отбывающий с пирса на остров Ко Лан в 15.20. Остров Ко Лан (в нашей транскрипции) расположен на западе, в десяти километрах от береговой Паттайи. Он – холмист, с джунглевой растительностью и живностью. Длиной до пяти километров и в ширину – более километра. Рядом с ним ещё островок, метров на триста, – покрытый растительностью с одной стороны, и скальный – с юго-западного берега.

Пирс Бали Хай расположен в довольно просторной бухте, вдаётся своими причалами метров на 350 вглубь залива Паттайя. Посмотрев по схеме, откуда отчаливает паром на нужный нам остров, едва ли не бегом поспешили к нужному месту. У причальных площадок много катерков с зазывалами, которые на русском языке предлагали всего за двадцать минут и за 300 батов доставить нас на остров. Мы отказались.

Добрались до причала, где пара двухпалубных судов лениво покачивалась на небольшой волне. По надписям (на английском) мы догадались, что оба они курсируют до острова и обратно. Один из этих паромов-катеров довольно быстро заполнялся пассажирами. Убедившись, что мы не ошибаемся, взяли билеты по 30 батов и через носовой трап поднялись на верхнюю палубу судна. Устроились на боковых сиденьях по правому борту, почти рядом с рубкой кормчего.

Паром-катер вмещал на двух палубах человек триста пассажиров. На креслах-сиденьях и сверху – на каждого пассажира - разноцветные спасательные жилеты, которые, впрочем, надевать никто не предлагал. К причалам пирса то и дело приставали и отчаливали похожие на наш судна с туристами. По бухте носились водные мотоциклы и катера, лавируя между судами и стоящими на якорях плавучими ресторанами, которые своими рекламами зазывали клиентов.

Вода в бухте, уже у пирса, значительно чище, чем на пляжах Джомтьена. Море спокойно, почти штиль. В назначенное время отошли от причала

По мере углубления в море и удаления от пирса всё живописнее и шире проступала панорама Паттайи, всех её побережных районов. По башне-шпилю с наклонными подъёмными канатами и кабинками-фуникулёрами на них легко угадывался наш район Джомтьен. Ещё южнее высились два жилых и два строящихся (обтянутые зелёной строительной сеткой) небоскрёба Ambassador-city. За жилыми районами громадились зелёные сопки, опоясывающие город и уходящие своими мысами в заливы. А от них, морем, удаляясь, убегали темнеющие горные острова.

Паром шел ровно, качки почти не было. Встречный ветерок ласкал нас, оберегая от зноя. Мы с Настей попеременно фотографируемся – то на фоне моря, то удаляющегося города, то приближающихся островов. Здорово! Как давно не приходилось мне бывать в открытом море.

Минуем совсем небольшой островок, прибрежными скалами похожий на тот, где снимал свой фильм «Десять негритят» Станислав Говорухин.

Как и указывалось в расписании, минут через 45 мы причаливаем к пирсу острова Ко Лан – самого крупного вблизи Паттайи.

Повсюду в бухточке на якорях колышутся рыбацкие моторные шхуны и даже вёсельные шлюпки, ощетинившиеся спиннинговыми удилищами. Прямо по пирсу шныряют мотоциклисты, наперебой предлагая туристам за 30-50 батов свои услуги по доставке на выбранный пляж. Согласно рекламным проспектам, на Ко Лане есть пять организованных пляжей со всеми удобствами и даже пляжными кафе и ресторанчиками.

Ещё на подходе к пирсу, по правому борту, с северной оконечности острова я заприметил желтоватую полоску берега и фигурки купальщиков. Предложил Насте пройтись до того места пешочком, немного ознакомиться с островом и искупаться на виденном пляже. До отхода последнего парома назад, в город, у нас было два с половиной часа.

Сразу от пирса нас встретили оживлённые узкие и извилистые улочки с одно-двухэтажными строениями. Как и в Паттайе, первые этажи и пристройки к ним занимались всевозможными бутиками, павильончиками, закусочными и питейными заведениями – с улыбчивыми и приветливыми лицами их хозяев. Специфические запахи тайской кухни перемешивались с ароматами плумерии, орхидей и других кустарников и цветов. Порой их перешибали амбре бытовых гниющих отходов.

Добротные дома коттеджного типа с ухоженными огороженными двориками и белокаменными буддистскими храмиками в них перемежаются и здесь с убогими домишками и хижинами. Обочины улочек, пустыри и подступающие вплотную джунглевые заросли, как и в городе, невероятно замусорены и портят впечатление.

Песчаная тропинка со следами от мотоциклов вскоре вывела нас к ограждённым металлической сеткой домикам. Здесь между двумя десятками безлюдных аккуратных одноэтажных домиков, с верандочками по газонам проложены бетонно-асфальтовые дорожки. Одинокий таец-садовник поливал их из шлангов, перемещаясь к кустам плумерии и невысоким пальмам. Мы явно попали на территорию какой-то небольшой туристической базы.

Минут через тридцать оказались в уютной бухточке, на территории пляжа длиной всего метров в двести. К этому времени пляж уже почти полностью обезлюдел. Опустели и торговые ряды – длинные деревянные столики и лавочки под примитивными самодельными пальмовыми навесами. Лишь две пары купающихся да мы с Настей оказались сейчас на этом пляжике. А вода здесь – чистая-чистая и совершенно прозрачная! Не настолько, как в городе, захламлен и пляжный песок. Поплавали, пофотографировались, подышали чистым морским воздухом. Настя предупредила меня, чтобы я был поосторожнее: в глубине, на дне она через очки разглядела множество тёмных шариков морских ежей, уколы которых очень болезненны и даже опасны. А я их нигде даже и не заприметил.

Минут пятьдесят на пляже, и мы, немного обсохнув, уже идём обратно к пирсу, но не вдоль моря, а асфальтовой дорогой, с пешеходной обочиной. По дороге навстречу нам попадаются редкие мотоциклисты, парочка «тук-туков» и пешие аборигены, возвращающиеся с покупками. То там, то тут нам встречаются небольшие разработанные и огороженные участки земли, засаженные тапинамбурами, ананасами и какими-то незнакомыми огородными растениями и овощами.

Последний паром с острова заполнился быстро и до отказа. Мы опять устраиваемся на боковой лавочке-банке, смотрим на море и удаляющийся остров Ко Лан. К вершинам его сопок стремительно падает раскалённое солнце. К пирсу Бали Хай подходим, когда спускаются сумерки и зажигаются первые огни города. Справа, на склоне сопки, огромными латинскими буквами высвечивается розовыми огнями надпись P A T T A Y A, а чуть правее, буквами поменьше, курсивом – c i t y. А ещё выше, над ними и верхушками сопок, улёгся на спину тонюсенький серпик желтоватого молодого месяца.

В отель вернулись на «тук-туке», когда в городе совсем стемнело, - довольные и в хорошем настроении. А обошлась нам такая поездка со всеми транспортными расходами всего в 160 батов на двоих. Экскурсионная же, организованная на остров, стоит 500 батов на каждого...



26 января. День десятый. Храмовый комплекс

Вихарнра Сиен. Скала Большого Будды.

По пути наш гид Николай сказал, что мы едем не с обзором по городу, а в Королевский храмовый комплекс, священное место. Предупредил, чтобы мы там вели себя поскромнее.

Территория Королевского храмового комплекса Яннасангварарам располагается невдалеке от парка Нонг Нуч. Это – святое место для всех аборигенов-буддистов. По преданию, тут находится отпечаток стопы самого Будды. Для иностранных туристов Королевский храмовый комплекс – с замечательными действующими храмами, с высокими островерхими пагодами, зарыбленными водоёмами и цветущими в них лотосами – закрыт.

Зато доступен китайский храм Вихарнра Сиен, расположенный на территории этого комплекса.

Вихарнра Сиен – храм-музей. Это тоже целый самостоятельный оригинальный комплекс сооружений с замечательными и уникальными собраниями и коллекциями экспонатов.

По одной из легенд, некоему богатому военному-китайцу, жившему в Таиланде, приснился сон, будто бы на него рассердился сам Будда и грозился отвернуться от него. Чтобы этого не случилось, китаец решил вложить всё своё состояние в строительство китайского буддистского храма и подарить его нынешнему королю Таиланда, Раме Девятому.

Такой храм было разрешено построить на территории Святого места. Началось воздвижение. Однако на строительство у китайца денег не хватило. Тогда недостающие средства ему выделил сам король, который приезжал лично на открытие храма. После возведения потребовалось ещё несколько лет на то, чтобы собрать здесь различные экспонаты, заполнив ими огромные и просторные внутренние помещения, веранды и прилегающую территорию.

Территория Вихарнра Сиен ограждена и охраняется полицией и военными. Здесь и в самом деле собраны уникальные экспонаты. Но, сам храм – оригинальное архитектурное сооружение, выполненное в стиле китайских традиций.

Внешне Вихарнра Сиен представляет собой кубообразное многоуровневое каменное сооружение, с плоской крышей и с загнутыми кверху краями, украшенными карнизами различными яркими орнаментами, золочёными драконами, божествами и прочим.

Позолота вообще характерны для изображения Будды и храмовых сооружений. Тем контрастнее выделяются на её фоне абсолютно чёрные скульптурные бронзовые фигуры – всевозможных правителей, военачальников, служителей культа, которые расставлены здесь повсеместно – как по отдельности, так и группами – на террасах, ярусах храма внутри него и даже во дворе.

Узорчатые решетки створок входных ворот в храм украшают чёрно-белые метровые круги, разделённые каплеобразно – китайско-буддистские символы мужского и женского начала – инь и янь.

Сразу за воротами, во дворе храма начинаются скульптурные изображения львов-сигхов, драконов; на возвышениях-пьедесталах – чёрные фигуры китайских правителей и воинов в национальных костюмах, причёсках, головных уборах, с холодным оружием в руках.

Широкая мраморная лестница ведёт на террасу. И тут полно всяких чёрных скульптур, среди которых выделяется сидящий в кресле на просторном пьедестале упитанный китаец – основатель и строитель этого храма. Вообще, «толстопузость», видимо, возводилась китайцами в некоторое достоинство – потому-то большинство скульптурных фигур правителей и монахов гипертрофированно полнотелы и полнолицы. Чего не скажешь о простых воинах: через худобу и мимику в них подчёркивается удаль, ловкость, жертвенность и преданность. Мимика в китайско-буддистских изваяниях потрясающе выразительна! Кажется, через неё можно передать всё: не только сиюминутное состояние, но и характер, натуру конкретного человека.

История Китая в правителях и династиях – опять-таки через скульптурные изображения: их внешний вид, одежду, головные уборы.

Многочисленные залы и зальчики храмово-музейного комплекса можно условно сгруппировать по некоторым основным направлениям: история Китая и его правители; история, культура и этнография Таиланда и его правители; история буддизма и три его основных направления; Король Пхумипон Адульядет Рама Девятый, его жена и дети.

Итак, история Китая. Представлена она скульптурами целого ряда правителей, воинов, монахов, а также уникальными археологическими находками, картинами, поделками. В одном из залов находится восемь терракотовых оригинальных скульптур из знаменитого терракотового войска в пятьдесят тысяч воинов. Помимо этих скульптур (каждая – в отдельном стеклянном саркофаге) – макет самого захоронения этого войска. Разумеется, представлена и Великая китайская стена – в макетах и фотографиях. Воины в музее - вообще особая категория экспозиций. В одном из залов находится даже чёрная бронзовая конная статуя Чингисхана.

Будда и буддизм занимают основное место в храме. Помимо золочёных статуй Будды – сидящих, стоящих, лежащих – панорамные панно на всю стену, представляющие историю трёх основных направлений буддизма: индуизма, брахманизма и даосизма.

Забыл упомянуть, что вся экскурсия по внутреннему храму совершается без обуви – в носках, а чаще – босыми посетителями. Идеальная чистота на всей территории храма и внутри него просто поражает!

История Таиланда дана в настенных панно, в том числе и рельефных, портретах правителей, сценах из жизни тайцев, большим собранием артефактов – в виде терракотовых фигурок, костей животных, украшений, поделок из цельного тикового дерева, атрибутов королевской власти, убранства дворцов и храмов...

Поскольку последний король, Рама Девятый, внёс весомый вклад в строительство и оснащение этого храма, ему и его семейству здесь отведено значительное место в экспозициях. Неисчислимое количество его скульптурных и портретных изображений в гражданском одеянии и в форме военного. Очень много панорамных живописных полотен маслом, где король предстаёт в самых различных ипостасях и со своим семейством. Он не только отец четырёх детей, но и почитаемый здесь, пользующийся огромным авторитетом (не менее, чем Рама Пятый) Отец нации!

Экскурсоводы и консультанты сразу же предупреждают туристов, чтобы они лишний раз не упоминали имя короля, тем более в негативном контексте. За это можно в полицию и нажить себе немало неприятностей. Видимо, это проявление культа.

На открытой террасе второго уровня храма в боевых позах национального у-шу застыли два десятка чёрных скульптур бойцов-монахов монастыря Шао-Линь.

Отсюда же с террасы, с западной стороны, хорошо видна скала с изображением Большого Золотого Будды. Со стороны востока – высятся над зеленью пальм остроконечные пагоды храмов королевского комплекса. А вообще, в храме-музее Вихарнра Сиен, к радости туристов, разрешается снимать на фото- и видеоаппаратуру всё, что здесь экспонируется. Что мы и делаем.

Покидая музей, помимо состояния неописуемого восторга, возникает чувство сожаления и ничтожности: как же мало мы знаем о Востоке, его культуре, истории, религии. И как бы хотелось вернуться сюда ещё и ещё раз – внимательнее рассмотреть каждый экспонат, постоять около него подольше, поизучать, узнать подробнее, пропитаться духом времени и национальной культуры этой замечательной страны и её народа....

...Десять минут езды по асфальтовой дороге, вдоль которой на небольших полях засажены и вызревают повсеместные тапинамбуры и ананасы, и мы подъезжаем к ещё одной святыне и достопримечательности Паттайи, расположенной в двадцати километрах от города – скале Кхао Чи Чан - Скале Золотого Будды.

По словам гида Николая, сын короля Рамы Девятого задумал сделать отцу подарок к пятидесятилетию его правления Таиландом (1996 год). И решился: на двухсотметровой скале, сняв с неё лишние камни и выровняв, изобразить золотыми пластинами Будду, сидящего в позе лотоса. Порядка ста пятидесяти килограммов чистого золота ушло на этот шедевр! Тонкие золотые пластины изрядной ширины на фоне серовато-тёмной каменной глыбы! Ниже изображения Будды – золотая вязь тайской письменности, а чуть в стороне – стела, на которой указывается, по какому случаю и когда было выполнено сие изображение.

У подножия скалы разбито несколько огороженных сеткой прудиков, в которых цветут белоснежные крупные лотосы –символ буддизма.

Ухоженные скверики с подстриженными газонами и формованными кустарниками, дорожки – из плитняка и асфальта, очищенные обнаженные переплетённые корни шагающих деревьев, площадки, уютные беседочки и скамейки – представляют релаксационный парк, где многочисленные паломники и туристы могут свершить свои культовые обряды и расслабиться.

Передохнув и пообедав в отеле, искупавшись в бассейне, идём с Людмилой на рынок закупать фрукты, сувениры и кое-что ещё – уже домой.

Вечером пригласили к себе в номер Вику – на прощальный семейный ужин.

Ну, вот и закончилась наша сказка, наше январское лето. Грустно, конечно. Так быстро пролетело оно. И столько оставило впечатлений!

Столько повидали! А сколько ещё осталось вне нас. Не говорю уже про Бангкок - в той же Паттайе. Взять хотя бы такие её достопримечательности, как Храм Истины, Мини Сиам (где в уменьшенной форме собраны копии архитектурных шедевров мира, в том числе и Пизанская башня, собор Василия Блаженного, Эйфелева башня...), океанариум и крокодилова ферма, обзорная площадка, шоу трансвеститов и многое-многое другое.

Очень жаль. Хотя, говорят: чтобы почувствовать вкус супа, вовсе не обязательно съедать полную тарелку. Что ж, вкус Таиланда мы почувствовали... Но очень хотелось бы хотя бы однажды ощутить этот вкус ещё разок.

17 января – 17 февраля 2012 г. Паттайя – Кемерово.