ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2023 г.
№6 Светлица

И сказка сказывается, и дело делается.

«…Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Перешла Настя через Томь по мосту Кузнецкому, прошла по одноименному проспекту, свернула на улицу Красноармейскую и дошла вслед за клубочком до парка Жукова. А там на одном из танков сидит, пригорюнившись, Русалка. Любопытно стало девочке, подошла, поздоровалась. А Русалка начала Настеньке жаловаться, что крепкий Сибирский Мороз заморозил реку Томь и теперь ей домой не попасть…» 12-летняя кемеровчанка Маргарита Кокорева (6-й класс, «Приключения под Новый год», 1-е место в номинации «Литературная сказка») описывает новогодний сон, превративший родной город в волшебный мир с Кощеем, Бабой Ягой, Змеем Горынычем, Русалкой и гномами. Все дети придумывают небылицы, но не каждый ребенок готов их записать и представить на конкурс. Для этого нужны не только литературные способности, но и очень сильное желание получить признание. А еще поддержка взрослых – тактичная, вдохновляющая и искренняя.
Региональный проект «Сказка живет в Кузбассе» зародился «на полях» Международного фестиваля русского языка и литературы «Матрица речи», реализованного в 2023 году Кузбасским центром искусств при поддержке Министерства культуры и национальной политики Кузбасса. Хотя первые сказочные ростки были взлелеяны еще в 2022 году, когда удалось провести серию творческих встреч лучших авторов региона, пишущих для детей, со школьниками Кемерова. Совместный проект Кузбасского центра искусств и Кемеровского областного отделения Союза писателей России под амбициозным названием «Я – писатель» имел целью вызвать у ребят желание не только читать, но и попробовать себя в роли сочинителей стихов, считалок, загадок и сказок.
Проект был рассчитан на три летних месяца школьных каникул, когда уже закончились уроки и все общение могло проходить в формате игры. Сначала взрослые сказочники Кузбасса (12 прозаиков и поэтов) читали детям вслух свои произведения, а потом предлагали каждому придумать и записать в самодельную книжечку из нескольких страниц собственную историю в прозе или в стихах, нарисовать к этому сюжету иллюстрации. И прочесть перед всеми, что получилось!
Поначалу многие стеснялись, но затем, убедившись, что презентация своей первой книжки – это совсем не страшно, а очень даже весело, торопились занять очередь для выхода на импровизированную сцену. Этот опыт доказал, что, во-первых, дети могут и хотят писать сказки, а во-вторых, они, как и взрослые, очень ценят результат: памятные бумажные «артефакты» встречи с писателями стали предметом гордости для юных авторов и настоящим открытием для их родителей. В общей сложности в этой творческой лаборатории попробовали свои силы около 300 детей!
Тогда в Кузбасском центре искусств родилась еще одна идея – издать настоящую сказочную книгу, собрав в нее самые интересные произведения детских писателей области и к тому же используя новейшие технологии. Книга должна была стать первым в регионе интерактивным печатным сборником с элементами дополненной реальности, с закодированными буквами-словами и шифрами-загадками. Назвали ее «Секретики». И есть особая символичность в том, что для воплощения проекта в жизнь потребовалось ровно девять долгих месяцев. Ведь, помимо сложных технических вопросов, решались и многие творческие, например по анимации волшебных героев, которые еще даже не были нарисованы. В общем, задача стояла крайне непростая – сделать книгу интересной для современных детей, которым виртуальная реальность заменила почти все другие источники познания.
Иллюстрации для «Секретиков» выполнили воспитанники ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ «Сириус. Кузбасс». На первой смене в декабре 2022 года за четыре дня была нарисована 21 иллюстрация. Эти работы выполнили 16 детей. Потом последовала доработка. И в течение нескольких месяцев количество иллюстраций достигло 82. Дети были в восторге!
Герои сказок не только ожили в движениях, но и заговорили голосами актеров: Андрея Куликова из Театра драмы Кузбасса и Вероники Ладутько из Театра для детей и молодежи.
В итоге получилась совершенно «волшебная» книга! Ее можно читать, раскрашивать в ней рисунки, взаимодействовать с ней через приложение: посмотреть мультики и познавательные ролики, послушать аудиозапись сказки, исследовать «секретные» изображения, собрать пазлы из иллюстраций, обнаружить спрятанные в них буквы, составить из них начало присказки «Сказка ложь, да в ней намек». И даже стать соавтором, написав свою собственную сказку (в конце книги для этого есть отдельная страница).
Как пример, одна из сказок «Секретиков» – «Пятна на солнце» (автор Александр Колтаков, г. Новокузнецк). Это история про цинично-скептично-противного ужа, который предлагает ежику и зайчику взглянуть на мир через… черные очки. Темные стекла так искажают реальность, что товарищи начинают сомневаться в своих прежних взглядах.
– Мне тоже стало грустно. Неужели в мире нет ничего совершенного, настоящего?! Если даже солнце с пятнами.
– Ничего… Если посмотреть вокруг хорошо вооруженным взглядом, – подтвердил ежик печальный вывод друга.
– Выходит, и дружба наша ненастоящая, с пятнами?
– Выходит, так.
Однако спустя какое-то время приятелей быстро приводит в чувство медвежонок.
– Вы почему такие грустные?
– Мы увидели на солнце пятна.
– А откуда они там взялись?
– Не знаем.
– Оно от этого стало хуже светить?
– Нет.
– Меньше стало греть?
– По-прежнему…
– Так что же вы мне и себе голову морочите?! Нас рыба ждет!
Под конец сказки вредный уж разбивает свои черные очки, новым взглядом смотрит на мир и даже предлагает свою дружбу лягушонку.
У Зои Козловой в «Секретиках» – стихи, испытанные на нескольких поколениях воспитанников детского сада. К слову, она сама очень смешно их читает и умеет при этом прикольно свистеть – дети на встречах слушали ее с открытыми ртами!
У Веры Лавриной в сборнике три поучительные сказки, похожие на притчи. Финал первой: «Люди иные тоже ценят в себе самое пустое, а не то, ради чего их Бог создал». Финал второй: «Первыми, слышь, не по хотению, а по умению становятся». Третья более объемная, она про изменчивость и непостоянство мира.
Наталья Шицкая опубликовала рассказ «Живая тайна». Прочитав его, дети узнают: нечто удивительное и прекрасное легко найти даже под ногами – там, куда мы обычно почему-то не смотрим, а стоило бы.
Екатерина Тюшина рассказала про девочку, которая заботилась о муравьях и очень переживала за их судьбу в холодную зимнюю пору.
Татьяна Маркинова написала историю «Где-то в тайге». В этой сказке девочка отдыху на море с родителями предпочла поездку к бабушке в глухую деревню, где и умудрилась попасть в мистическую историю. Но даже после череды пугающих приключений главная героиня не перестает любить замечательный деревенский мир.
Анна Пронкевич – автор антистрашилки про монстра. Это сказка для детей, которые боятся засыпать. Оказывается, стать смелым просто: «Чудище перестало прятаться под кроватью, а Димка понял, что, прежде чем кого-то испугаться, надо внимательно его разглядеть».
Людмила Седельцева опубликовала фэнтези о том, как под Новый год девочка и мальчик побывали на инопланетной елке. Поколдовали там немного, подружились с представителями иной цивилизации, украсили их сиреневую планету – и обратно домой.
Помимо сказок, в «Секретиках» есть стихи для самых маленьких.

Председатель ООО «Союз детских и юношеских писателей», специалист ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», руководитель благотворительных проектов, направленных на популяризацию чтения среди детей и борьбу с малочтением, ведущая авторских интерактивов для детей Светлана Кривошлыкова (г. Москва) высоко оценила значение сборника «Секретики»:
«Когда мы делаем интерактивные книги, это позволяет привлечь интерес подрастающего поколения, потому что они сегодня не такие, как мы с вами были в детстве. Они хотят, чтобы книга была приближена к мульт-фильму, к виртуалке. И чтобы нам победить в этой борьбе за чтение, нужно идти в ногу со временем и придумывать новые возможности. Это очень здорово, что вы реализуете такой проект. Это важно и для региональных авторов, которым сегодня тоже нужно чувствовать поддержку и от государства, и от читателей. И конечно же, здорово, что есть такое приобщение детей к литературе, к искусству, это великая воспитательная составляющая, потому что слово – это то, с чего все начинается, в том числе развитие, а также оно определяет будущее, становление личности, раскрывает творческое начало. Я первый раз в Кемерове, и я чувствую, что здесь такая теплая обстановка. Это потрясающе!»

После всех этих чудесных экспериментов и писательских арт-коллабораций вполне логично стартовал первый Региональный литературный конкурс для школьников «Сказка живет в Кузбассе». Он для тех, кто уже поверил в себя и решился услышать оценку профессионального жюри. Эксперты рассмотрели 39 заявок учеников шестых – одиннадцатых классов в четырех номинациях: сказка литературная, волшебная, бытовая, стихотворная. В конкурсе приняли участие школьники Кемерова, Новокузнецка, Белова, Мысков, Киселевска, Полысаева, Анжеро-Судженска и Яйского МО.
Хотя возраст участников и номинации конкурса были разными, главный закон был соблюден: в сказках добро всегда побеждает зло.
В то время как одни авторы наделяют сказочно-философскими смыслами рассказы о ссоре школьных подружек или происшествии в детском лагере, другие создают уникальный фантастический мир со своими правилами и, конечно же, трудными испытаниями – даже, к примеру, в Королевстве цветов: «И тогда Колокольчик понял, что он в круглом одиночестве на всем белом свете! Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые» (Дмитрий Фоминых, г. Белово, 8-й класс, сказка «Черная роза в Королевстве цветов», 3-е место в номинации «Литературная сказка»).
Героями произведений школьников становятся маги и чародеи, обычные люди, звери и волшебные предметы. Обижается на безобразников-мальчишек красавица Весна. Решает проучить своего глупого хозяина старинное волшебное Зеркало. И даже маленький серый Камушек умудряется найти свое место в фантазиях начинающего сказочника. Этот Камушек оказался куском железной руды и после многочисленных трансформаций стал служить людям: «Человек поместил Камушек, который стал Шестереночкой, в часовой механизм, и тот заработал! Камушек-Шестереночка познакомился с другими детальками и почувствовал себя нужным и счастливым» (Мария Шестак, г. Новокузнецк, 7-й класс, «Сказка про то, как Камушек свое место в жизни нашел», 2-е место в номинации «Литературная сказка»).
Ищет себя персонаж и другой сказки. Причем история самоидентификации головастика выглядит весьма убедительно. «Я знаю, кто ты. Ты лягушонок!» – сказало солнышко. И это оказалось правдой: на кувшинке сидел лягушонок. Он не был похож ни на пиявку, ни на ската, ни на ящерицу, он похож на лягушонка. И лягушонок понял, что это превращение навсегда, что он лягушонок навсегда! И был счастлив!» (Андрей Алафировский, г. Кемерово, 8-й класс, «В поисках себя», 1-е место в номинации «Бытовая сказка»).
Ребята много пишут о современных техногенных и вечных человеческих проблемах: тут и экология, и жажда наживы, и лень. Затронута и классическая тема вражды между народами. Погружение в историю происходит через события на малой родине: представители двух миропорядков чуть друг друга не уничтожили, но очаровательные влюбленные исправили ситуацию (обошлось без смертей – они просто поженились). «Это замечательное событие стало началом союза не только между Талаем и Ольгой, но и между русским и шорским народами, которые решили теперь жить вместе в мире, который никогда уже не будет нарушен, потому что в основе его прочнейший материал – искренняя любовь» (Дмитрий Гурьев, г. Мыски, 10-й класс, «Талай и Ольга», 3-е место в номинации «Литературная сказка»).
Актуальным политическим событиям этого тысячелетия тоже нашлись сказочные причины. «И взошло вновь солнце. И ожили звери и насекомые. И вернулись птицы, и принесли в своих клювах зернышки разных растений и бросили на землю, и вырастали новые травы и деревья, и становилась земля Крымская еще краше и лучше. И снова цветут сады дивные, зреют фрукты диковинные. Возводятся дворцы чудесные. Строятся мосты величественные. И появились вновь улыбки у жителей крымских. И благодарят они всех волшебников за спасение чудесное» (Сабина Лашкова, г. Новокузнецк, 8-й класс, «Сказка о земле Крымской», 1-е место в номинации «Литературная сказка»).
Встречаются среди конкурсных работ и такие, которые явно восходят к фольклору, подражают исконному народному творчеству. «Упала слезинка Марьюшки на руку Весны-красны, проснулась Весна, пробудилась. Девочка ей в ножки поклонилась. Взяла Весна царевну за ручки белые, стала успокаивать: «Ладно, прощу я тебя, дитя неразумное, в этот раз, только по-обещай мне, что ты кричать и капризничать больше не будешь!..» Марья пообещала, что изменит свое поведение…» (Софья Резанцева, г. Кемерово, 6-й класс, «Весенняя сказка», 1-е место в номинации «Волшебная сказка»).
Отрадно, что некоторые участники конкурса для написания своих сказок прочитали не только множество фольклорных, литературных произведений, но и научные тексты, в том числе известную монографию «Морфология сказки» Владимира Проппа. Это явно чувствуется в таком, например, повествовании: «Возвращается он в палаты золотые царские, а его отец встречать выбегает, целует и обнимает: думал, пропал сын с концами, как прочие дети боярские. Пришел Иван к царице, кувшин к себе прижимая. Говорит ей: «Принес я, царица-матушка, водицы вам испить живой. Только всю сразу пить нельзя, в прах обратитесь». Разгневалась царица, что он живой воротился и указывать ей вздумал, выдернула кувшин у него из рук и в три глотка опустошила. Тут же дурно ей сделалось, даже позвать не смогла никого: пожелтела, почернела, а потом и вовсе в прах обратилась…» (Кира Молодцова, г. Новокузнецк, 10-й класс, «Иван – боярский сын», 1-е место в номинации «Волшебная сказка»).
В идеальном мире, созданном детским воображением, невольно хочется очутиться и немного отдохнуть от повседневной суеты. «Леса земли за Доладой оказались совсем как в рассказах: без единого мертвого дерева, лишь с могучими соснами и убаюкивающим пением птиц. А от одного вдоха воздуха с запахом хвои и воды Огнедар вмиг растерял всю усталость и потерянность, что мучили его с утра после кошмара. Сидя на коне, что перешел на спокойный аккуратный шаг, богатырь ощущал такую легкость, что ему и не снилась» (Арина Рост, г. Кемерово, 10-й класс, «Сказ о земле за Доладой», 1-е место в номинации «Литературная сказка»).
Цели конкурса были обозначены четко: увеличение читательской активности среди детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, вклад в повышение престижа у молодежи умения грамотно владеть русским языком и в целом профессии писателя.
В ноябре талантливые ребята, ставшие победителями конкурса, были приглашены на смену «Пишем эпическое произведение» ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ «Сириус. Кузбасс», где смогли побывать на встречах, занятиях и мастер-классах с высококвалифицированными преподавателями литературы и профессиональными писателями региона.
Вот как отозвался о развитии проекта директор ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ «Сириус. Кузбасс» Галина Васильчук:
«Идея создания детского литературного конкурса «Сказка живет в Кузбассе» была обусловлена популярностью этого жанра среди детей и, как следствие, возможностью для ребят проявить свой писательский талант; он стал первой ступенькой на пути их профессионального восхождения. На смене в ОЦ «Сириус. Кузбасс» ребята не только пообщались с писателями, но и обрели единомышленников-сверстников из разных уголков области».

Тринадцать финалистов конкурса «Сказка живет в Кузбассе» награждены сертификатами на право публикации в сборнике победителей. Шестеро лучших стали авторами журнала «Огни Кузбасса» (см. ниже). Всем участникам Регионального литературного конкурса подарили и новую интерактивную книгу с дополненной реальностью «Секретики».
Торжественное награждение победителей состоялось 28 октября. Организаторы (ГАУК «Кузбасский центр искусств») постарались, чтобы ребята по-настоящему почувствовали атмосферу сказки: пространство, где их собрали, было похоже на волшебный дворец. (Партнерами проекта выступили: филиал ФГБОУ ВО РГИСИ и Школа креативных индустрий в г. Кемерово, ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ «Сириус. Кузбасс».)
Эмоции победителей зарядили позитивом всех участников праздника.
Новокузнечанка Кира Молодцова: «Вообще, я сдаю ЕГЭ по литературе, и у меня были академические работы. Это была проба пера в прозе. Я невероятно рада! Это отличная возможность поверить в свои силы! Это такой заряд мотивации!»
Кемеровский шестиклассник Александр Измутдинов (написал сказку «Волшебник Изумрудкин» и занял 3-е место в номинации «Литературная сказка»): «Мне очень понравилось! Я впервые занимаю какие-то большие места! Впервые пишу что-то на литературный конкурс! Моя сказка – она немного отличается, потому что везде злом были какие-то другие люди. Моя – уникальная немного, там про друзей, которые боролись с заболеванием. Думаю, у меня есть талант. Нужно развивать его и занимать первые места!»
В этот сказочно-праздничный день также состоялись семинары для детских писателей области «Как найти своего издателя (на примере детской литературы)» и «Как найти иллюстратора. Особенности работы с художником». Семинары провел известный автор сказок Светлана Кривошлыкова. На творческой встрече со столичным мастером дети и взрослые, чтобы разгадать шифр сказочного криптекса, отправились в увлекательное виртуальное путешествие по городам и селам России.
Кроме того, для детей была организована грандиозная интерактивная программа с фокусниками, мимами, ростовыми куклами, дождем из серпантина и другими чудесами, с которыми ребята, разбившись на отдельные команды, знакомились, одновременно изучая потрясающие по красоте лабиринты Института сценических искусств.
Продолжился праздник презентацией книги «Секретики» и награждением всех причастных к ее появлению. Сказочный сборник вручили авторам, создателям и партнерам проекта.
В завершение торжества творческие коллективы города Кемерово исполнили для собравшихся свои лучшие хореографические номера.

Директор филиала РГИСИ в г. Кемерово «Сибирская высшая школа музыкального и театрального искусства» Марина Межова:
«Впечатления самые наилучшие, потому что мы убедились сегодня, что сказка действительно живет в Кузбассе! Это большой совместный проект с Кузбасским центром искусств, региональным отделением «Сириус. Кузбасс» и нашим институтом, филиалом РГИСИ. И наши ребята из Школы креативных индустрий сделали большой вклад в создание этого проекта. У нас есть и свои цели – это профориентация. Ребята сегодня увидели, какие в Кузбассе строятся вузы, какие интересные здесь работают преподаватели. Какие учатся талантливые дети! Поэтому пусть поступают к нам!»

Директор Кузбасского центра искусств Валерий Каплунов подчеркнул:
«Проект «Сказка живет в Кузбассе» объединил вокруг литературного творчества огромное количество людей: и детей, и взрослых. Была создана та среда, в которой появилась возможность для проявления личностных творческих начал у будущих, быть может гениальных, авторов. Мы хотим, чтобы дети Кузбасса не только учились здесь, но и оставались, работали и делали наш Кузбасс по-настоящему ярким, самобытным регионом, самым лучшим в России, где, если сильно захотеть, жизнь может превратиться в сказку».

В 2024 году Кузбасский центр искусств планирует продолжить проект «Я – писатель», который стал невероятно популярен и среди детских авторов, и среди юных сказочников. Что же касается интерактивной книги «Секретики», ее презентация состоится во всех территориях региона. Главное, чтобы писатели и читатели узнали, услышали друг друга. И получили удовольствие от совместного творческого поиска смыслов в волшебном мире родного языка и богатом легендами Кузбассе, ставшем для многих реальных героев точкой отсчета первых страниц большой книги жизни.