Огни Кузбасса 2022 г.

прот. Сергий Адодин. Справочник православного христианина ч. 2

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, которая требует к себе соответствующего отношения. По особой нужде в помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить крещенскую воду можно и не натощак. Воду малого освящения пьют в любое время.
Чудеса исцелений происходят всегда. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и благодатность церковной молитвы. Вспомните случай, когда хананеянка коснулась украдкой края одежды Иисуса Христа, веря, что получит исцеление. И хотя многие другие люди тоже касались Господа, чудо совершилось лишь над этой женщиной. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению.
Чтобы святая вода принесла пользу, нужно заботиться о чистоте сердца, сохраняя поступки и помыслы в Законе Божьем. Если святая вода пришла в негодность, следует вылить ее в реку или иной крупный водоем (не в плавательный бассейн, само собой), в крайнем случае полить ею домашние цветы. а пришедшую в негодность просфору можно сжечь в печи или закопать в месте, куда не доберутся животные. Во избежание таких неприятных моментов лучше не набирать святую воду и просфоры в большом количестве.
О милостыне
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу», – сказано еще в Писании Ветхого Завета (Притч.19:17). Христос, открывая тайну Страшного суда над человеком, перечисляет дела, кажущиеся нам явным признаком святости: чудотворения, прозорливость, изгнание бесов... И вдруг оказывается, что все это ничтожно в Его глазах. Но почему? А потому, что все перечисленное Господь совершал Сам, это Его таланты, Его серебро, посредством которого нужно было приобрести другие ценности – любовь и милосердие. Апостол Павел, упоминая и пророческий дар, и прозорливость, продолжает список потрясающих воображение талантов: дар говорения на человеческих и даже ангельском языках, совершенное знание, великая вера, абсолютное нестяжание и даже полное пренебрежение к своему телу вплоть до смерти. Все это Павел тоже считает ничтожным, если не была на эти таланты приобретена любовь (1Кор.13:1–8). «Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня» (Мф. 25:35–36). Вот что скажет Христос стяжавшим любовь милосердным христианам, по смирению считающим себя недостойными Его Царства. Оказывается, что Он Сам принимал всю ту милостыню, что они оказывали тем, кто попал в беду.
Преподобному Кириллу Белозерскому принадлежат удивительные слова: «...поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит». Сколько бы христианин ни прочитал молитв, как бы строго он ни постился, сколько бы монастырей ни объездил, без деятельной любви, выраженной в сострадании и милостыне, его усилия пойдут прахом. Но разве слова «раздам все имение мое» не являются выражением любви? Оказывается, даже такое можно делать без любви. Из тщеславия, к примеру, из страха за свою жизнь, ради сохранения душевного спокойствия, когда проситель слишком навязчив и т. д. Можно «на камеру» обойти всех страждущих с узельцами злата, но любовь не требует запечатленного смущения даропринимателя.
«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь», – сказано в Дидахе – одном из древнейших памятников христианской литературы I века. Вникнуть, потратить свое время, выслушать просящего (а еще лучше, не дожидаясь просьбы, опознать попавшего в беду) и, опираясь на собственный и чужой опыт, помолясь Богу, рассудить о том, что будет самым полезным для него – это требует именно любви. Человек просит денег на мыло и веревку, чтобы удавиться? Что же подать ему? Деньги? Или все же можно выяснить, что толкает его на такой поступок? Быть может, именно вы в силах решить его проблему. А может, он передумает только оттого, что его выслушали. Вы не узнаете этого, пока не потратите свое время. «Плачьте с плачущими», – говорит апостол Павел. Порой и этого достаточно, ведь деньги есть не у всех. Страшно в толпе мошенников и тунеядцев не узнать страдающего Христа, ведь это может быть главной ошибкой в жизни верующего.
Как правильно благотворить, когда мы выяснили, в чем на самом деле нуждается человек? Святитель Иоанн Златоуст советует: «Начни отдавать неимущим что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше, и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». И высказывание это справедливо по отношению как к имуществу, так и к личному времени. А когда милостыня сотворена, не позвольте тщеславию пробраться в вашу душу: у вас и не было ничего своего, кроме того, что вам ранее послал Бог. Нечем похвастаться.
Итак, отдав Божье Ему же взаймы, получим в качестве процентов Его Царство.
Защита от чародейства
Результативность любых магических действий обеспечивают падшие ангелы – бесы. То есть, по сути, никакой магии не существует, есть лишь действия скрытых ассистентов фокусника. Хотя тут речь даже не о фокуснике, а о несчастной марионетке в руках Божьих противников.
Представьте, что вы – любимое чадо самого могущественного человека в стране. Которому принадлежит вообще все. Он решает, кому быть градоначальником, кому возглавлять прокуратуру, суд, тюрьму. Он может казнить и миловать, его все уважают и боятся нарушить его волю. Внимание, вопрос: насколько безопасно вы бы себя чувствовали в таком государстве? Не сдувал бы с вас пылинки губернатор? Не считал бы начальник полиции своим долгом лично озаботиться вашей безопасностью на случай, если на вас нападет какой-нибудь сумасшедший? Потому что в здравом уме это не придет никому в голову. Но что, если наговорить отцу гадостей, отречься от него и сбежать во враждебное государство? Причем в такое, где каждый житель ненавидит не только вашего отца, но и вашу национальность, ваш акцент, в общем, все, что связано с вашей страной даже косвенно. Изменится ли ваш статус-кво?
Теперь о главном. Чтобы ни один из бесов, ни сам сатана не посмел вам навредить, нужно оставаться чадом Божьим. «Если Бог за нас, кто против нас?» – восклицает апостол Павел (Рим. 8:31). Вот и все. Никаких амулетов с земелькой авторитетных могил, геронтомании, жевания ладана и прочей суеты. Христианка Иустиния никаких способов защиты от чародейства не ведала, когда над ней не сработало колдовство Киприана. Просто Бог был за нее, а она лишь «ходила пред лицем Господним в истине Его» (ср. Пс. 25:3; 114:9). Вспомните все, что обещано живущему под кровом Всевышнего в 90-м псалме, и можете смело забыть о чародействе: оно действует лишь там, где человек изгоняет Бога из своей жизни, где нет просьб «да приидет Царство Твое». Только там, во враждебном государстве, сбываются приметы вроде просыпанной соли и черных кошек, действуют привороты и порча, заряжается через телевизор вода, имеют значение гороскопы, сон, чох, вороний грай и прочая хиромантия. А тут, в пределах невидимой глазу ограды Христовой Церкви, вы в безопасности.
Православный обряд погребения
Что делать, когда умер
православный христианин
Для морга необходимо подготовить следующие вещи.
Для мужчины:
нижнее белье;
носки;
пиджак, рубашку, галстук;
ботинки (или тапочки);
станок для бритья, туалетную воду (одеколон);
туалетное мыло, расческу, полотенце махровое (малое).
Для женщины:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом (костюм или халат);
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетную воду, мыло, расческу, полотенце.
Для похорон необходимо оформить следующие документы:
бланк констатации смерти (выдается бригадой скорой помощи);
медицинское свидетельство о смерти (выдается врачом поликлиники или работниками морга);
протокол осмотра тела (выдается сотрудником полиции);
гербовое свидетельство о смерти органов загса (выдается работниками загса). Справка о смерти (форма 33);
справка на получение государственного пособия на погребение (выдается работниками загса);
договор об оказании ритуальных услуг (оформляется агентом ритуально-похоронной службы).
Духовная сторона вопроса
Желательно все вышеупомянутые организационные дела поручить одному человеку и уделить основное внимание душе близкого усопшего. Сразу после смерти нужно начинать усердную молитву, сходить в храм и попросить литургического поминовения. Нельзя забывать, что наши молитвенные труды и дела милосердия могут вмениться в праведность усопшему.
Если умершего забрали в морг, Псалтирь читается дома до выдачи его тела. Совсем необязательно держать человека там вплоть до отпевания – хорошо договориться с настоятелем о пребывании умершего в храме в течение ночи и на литургии перед самим отпеванием. В этом случае Псалтирь читается непосредственно у гроба. А если церковнославянский язык Псалтири оказывается трудным для родственников, можно воспользоваться ее русским переводом.
Если тело усопшего до похорон будет находиться дома:
тело омывают теплой водой, при этом читая «Трисвятое» или «Господи, помилуй»;
после омовения тело христианина одевают в чистые и по возможности новые одежды;
перед положением усопшего в гроб тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляются святой водой;
гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам;
тело покойного полагают на стол или в гроб, покрывают белым покрывалом – саваном;
покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой, опилками или сухими травами;
глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже в храме);
на усопшем должен быть нательный крестик;
умершего покрывают погребальным покрывалом с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке);
когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»;
когда тело омыто и одето, возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный;
в руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери;
на лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец;
желательно сразу после смерти человека заказать в храме сорокоуст.
Если человек пропал без вести, его поминают как живого.
Похороны
В случае необходимости отпевание может быть совершено на дому или на кладбище.
Если похороны начинаются из дома, гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т. е. ногами вперед. Провожающие поют «Трисвятое».
По церковным правилам, вопреки суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Присутствующий на похоронах священник идет впереди гроба.
В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поется «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности необходимо избегать кремации.
Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
Не стоит для похорон православного христианина приглашать оркестр.
Погребение не должно совершаться в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание
Умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения на третий день по кончине (на практике из-за различных обстоятельств это может быть любой другой день).
Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид и заупокойных литий, которые могут совершаться многократно.
Отпевание не совершается при погребении некрещеных; для погребения инославных существует отдельный чин.
Церковь также не отпевает отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню.
Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению епархиального архиерея.
Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т. е. ногами на восток, головой к западу.
При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, кроме тех, в которых он не раскаялся намеренно.
После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
С пением «Трисвятого» гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Если нет возможности привезти тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом или на кладбище, то в храме может совершиться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен, то землей с панихидного стола кресто-
образно посыпается его могила. В случае кремации землю брать смысла нет.
Поминки
Изначально поминальная трапеза устраивалась не для насыщения родственников и друзей усопшего, а для нищих и бездомных. Потому в случае, если обычного обеда (не имеющего никакого значения для усопшего) не избежать, следует озаботиться раздачей милостыни (деньгами, вещами, продуктами питания). Также принято приность продукты к панихидному столу в храм.
Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
Желательно не употреблять спиртного на поминках, впрочем, это не должно быть поводом к скандалам.
Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть по возможности постной.
Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу.
Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.
Стоит не забывать о том, что наша разлука имеет лишь временный характер: мы все ожидаем второго пришествия Иисуса Христа, во время которого будет всеобщее воскресение из мертвых. Затем – суд, на котором в соответствии с итогами земной жизни, не исключая личного волеизъявления человека (насильно Бог к Себе не привлекает, в ад тоже идут добровольцами), решится окончательная участь каждого из нас. В Царстве Христовом, где нет никакой печали или болезней, пребывают вечно.
Правила поведения на кладбище
Мы приходим на кладбище навестить умерших близких. Телесная смерть – лишь упокоение в ожидании всеобщего воскресения. Отсюда – бережное отношение к могилам усопших (даже незнакомых людей), ведь все захороненные на кладбище – братья и сестры в Боге. Христианину на кладбище следует себя вести спокойно и сдержанно. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу и помолиться об усопшем. Можно пригласить священника, чтобы он совершил чин литии об усопшем. Можно прочитать акафист об упокоении усопших. Затем можно убрать могилу, если требуется.
Можно украшать могилу: сажать цветы, кустарники, плодовые и любые другие деревья. Навещать могилы следует не только на Радоницу и в родительские субботы, но и при любом другом случае, когда есть такое желание.
Не нужно есть или пить на кладбище, это не имеет никакого смысла. Тем более не нужно лить водку на могилу или оставлять еду или питье – это отголоски язычества. Лучше раздать продукты питания нищим.
Посещение святых мест
Паломничество было в почете на Руси с давних пор, поскольку такого рода путешествия, вызванные желанием самолично увидеть святые места, были сопряжены с опасностью умереть в пути: от болезней, голода, от разбойников и т. д. Чем труднее был путь, тем почетнее считался подвиг. Современные реалии позволяют даже самый дальний путь, ранее занимавший месяцы, проделать за несколько часов неутомительного авиаперелета. Опасность умереть от инфаркта, вызванного нервным потрясением ввиду отсутствия кондиционера в номере паломнической гостиницы, пожалуй, наиболее вероятная на сегодняшний день. Имея достаточное количество денег, можно посетить абсолютно все известные святыни менее чем за год. Напротив, христианин, к примеру, несущий Христово бремя опеки над больным близким, вынужденный подсчитывать каждую копейку, может никогда в жизни не посетить и соседней области, а не то что увидеть Гроб Господень. Таким образом, духовная ценность паломнической поездки в числе возможных добродетелей опускается до значения «роскошь».
Существует мнение, что паломничество имело место еще в ветхозаветные времена, когда на праздники иудеи собирались в Иерусалиме, где бы они ни жили. Однако там речь шла о невозможности приносить жертвы в каком-либо другом месте. Сосредоточием всей религиозной жизни, праздников и ритуалов служил единственный на тот момент Храм – построенный Соломоном, восстановленный Зоровавелем и обновленный Иродом. Сегодня же, как некогда весь Израиль стекался к горе Мориа, все ведет христианина к Евхаристической Чаше. И если кто-то думает, что содержимое Чаши в Иерусалиме, в Вифлееме, на Афоне и в Казанском храме г. Кемерово различается по качеству или, прости, Господи, по «силе», тот ошибается. Если кому-то кажется, что есть в мире большая святыня, нежели Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верующим в ближайшем храме, тот заблуждается. Если есть среди нас те, которые полагают, будто есть разница, из чьих рук причаститься: престарелого митрополита или безусого священника, блистательного проповедника или косноязычного, святого или с трудом помилованного на церковном суде, – они тоже будут не правы.
А вот лично ощутить все разнообразие храмовой архитектуры, церковного пения, традиционных особенностей богослужения и т. д. – это очень интересно. Увидеть воочию места подвигов великих святых и прославленные в истории образа – замечательно. Как по мне – это самое полезное хобби, наилучший досуг, когда всем моим близким хватило от меня любви и внимания. Но будем честны: на Страшном суде это в подвиг все же не вменится.
Священное Писание (Библия)
Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Заветов, обязательных к прочтению и перечитыванию всякому православному христианину. Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т. е. богодухновенные, их 39, и неканонические, т. е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер, их 11.
Основное содержание
и ключевые моменты
книг Ветхого Завета
Творение Богом мира и человека:
Ангельский мир. Материальный мир. Дни творения. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю. Грехопадение и его последствия.
Допотопное и послепотопное человечество:
Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества. Потомки Каина и Сифа. Всемирный потоп. Потомки Ноя. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов. Начало идолопоклонства.
Патриархальный период:
Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю. Аврам в Египте. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена. Четвертое богоявление Авраму. Рождение Измаила. Аврам получает имя Авраам. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов. Рождение Исаака и изгнание Агари. Принесение Исаака в жертву Богу. Смерть Сарры и женитьба Исаака. Смерть Авраама. Исаак и его сыновья. Хитрость Ревекки и Иакова. Лестница Иакова. Жизнь Иакова у Лавана. Иаков покидает Харран. Встреча с Исавом. Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре. Братья продают Иосифа измаильтянам. Иосиф в доме Потифара. Сны фараона. Встреча Иосифа с братьями. Иосиф открывается братьям.
Период пребывания евреев в Египте:
Переселение Израиля в Египет. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа.
Призвание Моисея и Исход евреев из Египта:
Рождение и воспитание Моисея. Призвание Моисея. Казни египетские. Установление Пасхи. Исход из Египта. Чудесный переход через Красное море. Путь евреев к Синаю. Пустыня Сур. Пустыня Син. Рефидим. У горы Синай-Хорив. Заключение Завета. Синайское законодательство и его значение. Завет утверждается жертвенной кровью. Нарушение Завета. Восстановление Завета. Построение походного храма (скинии) и его устройство. Преобразовательное значение скинии. Ветхозаветное священство. Путь от Синая к Ханаану. Гробы прихоти. Асироф. Пустыня Фаран. Странствование по пустыне. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Сомнения Моисея и Аарона. К Земле обетованной. Медный змей. Дальнейший путь к обетованной Земле. Последние дни Моисея.
Завоевание земли обетованной:
Книга Иисуса Навина. Чудесный переход через реку Иордан. Падение Иерихона. Взятие Гая. Хитрость жителей Гаваона. Битва у Гаваона. Дальнейшее завоевание и разделение Земли обетованной.
Период судей:
Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина. Девора и Варак. Гедеон. Иеффай. Самсон. Первосвященник и судья Илий. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила. Гибель династии Илия и пленение Ковчега. Самуил – пророк и судья.
Период царей:
Помазание Саула на царство. Саул побеждает аммонитян. Первое непослушание Саула. Второе непослушание Саула. Помазание Давида на царство. Героический подвиг Давида. Слава Давида и ревность Саула. Открытое преследование Давида Саулом. Смерть Самуила и Саула. Воцарение Давида (1010–970 гг. до н. э.). Иерусалим – столица царства Давида. Расширение и укрепление царства Еврейского. Нравственное падение Давида. Мятеж Авессалома. Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г. до н. э.). Соломон – мудрый судья и правитель. Построение Иерусалимского храма. Богатство Соломона и нравственное его падение. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 г. до н. э.). Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.). Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.).
Деятельность пророков:
Пророк Илия. Пророк Елисей. Пророк Иона. Пророки Амос и Осия. Пророк Исаия. Пророк Иеремия. Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония.
Вавилонский плен:
«На реках вавилонских». Пророк Иезекииль. Пророк Даниил. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской.
Персидское владычество:
Падение Вавилонского царства. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам. Возвращение из плена. Построение второго Храма. Деятельность священника Ездры. Деятельность Неемии. Книга Неемии.
Период греческого владычества:
Иудея под властью царей египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык. Иудея под властью сирийских царей (199–143 гг. до н. э.). Освободительная война под предводительством Маккавеев.
Правление Маккавейской (Асмонейской) династии. Период римского владычества:
Царь Ирод. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя. Фарисеи. Саддукеи. Ессеи.
Всеобщее ожидание Спасителя:
Иудейские рассеяния. Состояние языческого мира.
Основное содержание
и ключевые моменты
Четвероевангелия
Рождество Христово и Его жизнь до начала общественного служения:
Рождество Богородицы, Ее воспитание при Храме и жизнь в Назарете. Благовестие Захарии. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией праведной Елисаветы. Рождение Иоанна Предтечи. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении. Рождество Христово. Поклонение пастухов. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Смерть Ирода и возвращение Святого семейства на родину. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение Храма. Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Искушение в пустыне. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Первое чудо в Кане Галилейской.
Первый год общественного служения Господа Иисуса Христа:
Переселение в Капернаум. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Беседа с Никодимом. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Беседа с самарянкой. Проповедь Иисуса Христа в Галилее. Заочное исцеление сына царе-дворца. Проповедь в Назаретской синагоге. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Левия Матфея.
Второй год общественного служения:
Вторая Пасха Иисуса Христа в Иерусалиме. Исцеление расслабленного в доме милосердия. Срывание колосьев и спор о субботе. Исцеление сухорукого. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Исцеление слуги римского сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Иисус Христос в доме Симона фарисея. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Учение в притчах о Царстве Божием. Притча о сеятеле. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Притча о плевелах. Укрощение бури. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Отправление апостолов на проповедь. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по воде. Беседа о Хлебе Жизни.
Третий год общественного служения:
Беседа с фарисеями о предании старцев. Исцеление дочери хананеянки. Исповедание апостолом Петром Божества Христова. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Последние дни пребывания в Галилее. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Женщина, взятая в прелюбодеянии пред судом Спасителя. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Христос на празднике Обновления. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье. Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу. Притча о пропавшей овце. Притча о потерянной драхме. Притча о блудном сыне. Притча о милосердном самарянине. Притча о мытаре и фарисее. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. Притча о богаче и Лазаре. Исцеление десяти прокаженных. Учение Иисуса Христа о браке и девстве. Благословение детей. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня. Воскрешение Лазаря. Тайное решение синедриона. Последнее путешествие Христа в Иерусалим. Исцеление слепого у Иерихонских ворот. Обращение Закхея.
Страстная неделя. Крестная смерть Иисуса Христа:
Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Великий Вторник. Последнее посещение Храма. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Вопрос о подати кесарю. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Вопрос о наибольшей заповеди. Обличительная речь против книжников и фарисеев. Лепта вдовы. Встреча с эллинами. Пророчество о разрушении Иерусалима. Пророчество о втором пришествии Христа. Притча о десяти девах. Притча о талантах. Беседа о Страшном суде. Великая Среда. Предательство Иуды. Великий Четверг. Тайная вечеря. Установление Евхаристии. Иуда покидает пасхальную трапезу. Прощальная беседа. На пути в Гефсиманию. Гефсиманская молитва. Предательский поцелуй Иуды. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра. Суд синедриона. Смерть Иуды. Великая Пятница. На суде у Пилата. Крестный путь на Голгофу. Распятие и Крестная смерть Иисуса Христа. После Распятия и смерти. Погребение.
Евангельские события после Воскресения:
Воскресение Христово. Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. Реакция синедриона. Явление двум ученикам на пути в Эммаус. Явление всем апостолам, кроме Фомы. Явление на Тивериадском озере. Явление Христа на горе в малой Галилее. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов.

После четырех Евангелий следует книга Деяний святых апостолов, повествующая о событиях, происходивших вслед за евангельскими, 7 соборных апостольских посланий, 14 посланий апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова.
2022 г