ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2019 г.

Виктор Шабалин. Наступление на язык Даля ч. 3

Слово учителя – действенный инструмент, но простой расчет свидетельствует: в контакте с учителем школьник проводит такое ничтожное количество времени, что остается только удивляться, что некоторые помнят своих учителей всю жизнь. Посудите сами: учащийся проводит в классах приблизительно 365 суток «чистого времени», если он закончил 11-летнюю школу, и 270 суток, если девятилетку. То есть если оценить среднюю продолжительность жизни в 70 лет, то на школьное образование уходит 1,4 % времени. Для сравнения: в туалете человек проводит 4 года (или 5,7 %), несколько лет мы едим, 20-25 лет спим, восстанавливая энергию своего мозга. Если же взять отдельно взятый предмет (допустим, русский язык), то общение с учителем – это короткое мгновение где-то на заре жизни. Следовательно, почти всему, что умеет человек в зрелые годы, он учится сам. И в школе он тоже учится сам (правда, здесь ему учитель как может помогает), и для успешного учения самым важным является мотив. Человек должен четко представлять, для чего он должен тратить время и энергию на нелегкий труд. Учиться по-настоящему всегда трудно, потому что мозг человека поглощает третью часть всего кислорода и питательных веществ организма, при этом занимая всего 1/60, 1/70 часть по весу. Мозг – самый энергоёмкий орган, высасывающий из ребенка все соки, поэтому школьники всегда хотят есть. Учитель, который провел 5-6 уроков, энергетически опустошен так, что едва волочит ноги. Не стоит разделять труд на умственный и физический: работая физически (конечно, если это не конвейер), человек, как правило, думает, а когда человек говорит по делу, он изматывается физически.
Итак, мотив. Руководители районов, городов, вкладывающие много денег в ремонт школ, в их оснащение недоумевают: где же результат? А с результатами плохо, так как у подавляющего большинства школьников отсутствует мотив. Образованные люди не востребованы обществом по чисто экономическим причинам. Предположим, в Кузбассе вся экономика основана на добыче угля и его перевозке. Мальчик – школьник хорошо знает, что для получения водительских прав ему достаточно уровня начальной школы и нормальное состояние здоровья. Он сядет за руль «БелАЗа» или рычаги экскаватора – и будет нормально жить. Девочки – школьницы понимают, что им достаточно удачно выйти замуж за того же белазиста, и тоже не надрываются в учебе. Даром, что швейные и обувные фабрики приказали долго жить и работы для женщин, по сути, нет. Девочки в старших классах всерьез озабочены не учебой, а поиском приличного непьющего мальчика – от этого зависит вся их будущая жизнь, и мы не вправе их за это обвинять. Советская власть закончилась и все возвращается на свои круги: женщина, сумевшая создать семью и родить детей, достаточно много работает дома, ей совершенно не обязательно нести двойную нагрузку – работать где-то еще при условии, что денег, заработанных мужем, хватает. Формулировка, принятая в Европе и США, «либо работать, либо выйти замуж» приемлема и в современной России. Материнству вернули, наконец, статус тяжелого труда, но материальное вознаграждение за этот труд в России на сегодняшний день настолько незначительно, что женщина, родившая без мужа, порой вынуждена бросать ребенка (разумеется, если ей позволяет совесть). Множество детских домов в сегодняшней России – признак не только ее экономических проблем, но и проблем угасания нравственности.
На сегодняшний день Россия – это страна, в которой как грибы растут гигантские супермаркеты, предназначенные для сбыта китайских товаров, но о новых фабриках слышно редко. Наше производство ограничивается добычей и транспортировкой сырья: нефти, газа, угля, леса. Дети и их родители очень хорошо знают, что выпускники, получившие высшее образование, во-первых, тратят лучшие годы жизни на учебу вместо того, чтобы создавать семью, и часто впоследствии с личной жизнью у них есть проблемы. Во-вторых, образование не дает гарантий высокого заработка: наоборот, зарплата бюджетников – это излюбленная тема для насмешек юмористов. В-третьих, найти работу очень сложно, люди с высшим образованием в сырьевой экономике не нужны – нужны квалифицированные рабочие.
В данных экономических условиях у учащихся нет и не может быть мотива для успешной учебы, поэтому обвинять школу, учителя в невежестве масс – абсурд.
Разумеется, отсутствие мотива связано не только с проблемой ненужности знаний в экономике, основанной на продаже сырья. Играет роль целый комплекс самых разнообразных обстоятельств, среди которых важна для нашей темы проблема примитивизации речи и сознания. Ведь практически каждый ребенок очень хорошо знает, что он представляет собой на самом деле. Человек всегда знает себе цену, но по вполне понятным причинам прячет это знание от окружающих и часто даже от самого себя. Другими словами, многие не хотят учиться, потому что не могут. Чудовищная алкоголизация, которой подверглась страна за последние 120 лет, начиная с «пьяного бюджета» С.Ю. Витте и кончая современными пивными ларьками, привела к тому, что в некоторых классах 100 % учащихся так или иначе пострадали от пьянства их близких. Приведу факты.
По этическим соображениям имена не названы либо изменены. В восьмом классе 14 человек. Шестеро воспитываются в приемных семьях, один «настоящий» сирота, родители еще одного мальчика и четырех девочек лишены родительских прав в связи с алкоголизмом. В полной семье воспитываются только два мальчика. Отец одного, тракторист, талантливый технарь здорово пил в молодости, затем 8 лет работал в Москве, недавно вернулся, сейчас не пьет. Его сын прекрасно управляется с трактором, но учиться не желает, просто сидит. Отец второго злоупотребляет спиртным, но, как говорится, в меру. Это повлияло на ребенка: мальчик не глупый, но с детства имеет проблемы с речью и подвержен приступам агрессии.
Девочка (допустим, Маша) в детстве потеряла отца, который замерз, перебрав на поминках. Мама отдала дочери «всю себя» и испортила ребенка. Способная девочка невероятно ленива, самонадеянна, ее поведение можно назвать вульгарным. Типичная ошибка матерей-одиночек и вдов (если ребенок у них один): ни в коем случае нельзя посвящать всю жизнь ребенку – вы его искалечите. В любви, как и во всем прочем, не стоит переходить границ разумного.
Еще одна девочка (Таня) живет с матерью и отчимом. Мать пьет в меру, а отчим – запоями, во время запоев гонит всех из дома. Они уже уезжали от него совсем, но вернулись, деваться некуда.
Девочка Марина растет в многодетной семье, в которой отец систематически пил и издевался над семьей – в результате, забрав трех детей, мама переехала в другой населенный пункт, рассчитывая жить на «детские».
Мальчик Дима воспитывается матерью. Его отец лет 10 назад во время покоса нечаянно задавил своего отца (едва ли оба были трезвы), впал в депрессию, запил и погиб от запоя в 36 лет. Мальчик учится неплохо, но в его речи и поведении есть некие странности – для детей даром не проходит ничего, все накладывает свой отпечаток.
Мальчик Слава жил с бабушкой-инвалидом и матерью. Бабушка получала неплохую пенсию, которую пропивала с дочерью и ее сожителями. В 56 лет бабушка умерла от запоя. Ее дочь продолжает пить, начал пить и Слава. Он почти не умеет читать и у него дисграфия, то есть он не понимает, что пишет. Слава отличается агрессивностью, уже не раз пускал в ход кулаки.
Мальчик Вова всегда молчит – у него дефект речи, и он таким способом его скрывает, хотя по математике пишет, решает, получает четверки. Мама некоторое время жила с его отцом – хроническим алкоголиком, потом выгнала его, но сыну это не помогло – дефект, видимо, врожденный.
Девочка Мария живет с мамой и отчимом, приехала недавно, учится хорошо. Отчим пьет в меру, когда-то отсидел за грабеж, появился в родной деревне из-за того, что на прежнем месте проживания снова что-то по-крупному украл и скрылся.
Таким образом, из 14 человек, самая светлая голова у мальчика Петра, который потерял родителей в результате несчастного случая. И, вероятнее всего, алкоголиками они не были. Проблемы наследственности, в том числе и плохой, имеют решающее значение, когда речь заходит о психологических особенностях ребенка – памяти и внимании, ведь на двух этих свойствах и построена вся учеба. Не вдаваясь в физиологию и говоря образным языком, память – это некие тропы или даже дороги, пробитые между нейронами, клетками коры головного мозга. Или, если хотите, бороздки, прожженные лазером на диске. Память избирательна: если человеку по генам передано запоминать стихи и он их в детстве и юности учит, тропы превращаются в дороги. Если он на много лет прекращает заниматься стихами, тропы зарастают, но не совсем. Общее направление остается навсегда: стоит только повторить – и тропа свободна. У многих детей в силу алкоголизма их родителей не наметаны вообще никакие тропки, то есть памяти нет. В 9 классе училась девочка, которая так и говорила о себе и своей подруге: «Что вы с нами мучаетесь? Вы можете понять, что мы дуры?» Приходилось что-то придумывать и доказывать им, что это не так. Проблемы внимания не менее важны, чем проблемы памяти. Чтобы быть внимательным, ребенок должен научиться усилием воли отодвигать в сторону все иные раздражители, кроме источника информации. Этому он учится у взрослых – а много ли волевых качеств можно почерпнуть у пьющих?
Дети не желают учиться ещё и потому, что окружающие их взрослые практически никогда не говорят им ни о чем, кроме как о материальной стороне дела. Родители неправильно мотивируют детей: «Вы должны учиться, чтобы найти легкую работу» (то есть при наименьших затратах получить наивысший результат). Чудовищная мысль – тратить энергию в детстве, чтобы бездельничать всю жизнь. Мало того, иные напутствуют так: «Учись, станешь таможенником, чиновником, налоговиком – и будешь брать взятки»
Не то родители говорят. Формулировка должна быть иная. «Учись, чтобы быть сильным», например. Когда по телевизору берут интервью у очередного футболиста (а он, бедный, двух слов связать не может), позовите ребенка, покажите это убожество, объясните, почему сборная проигрывает. Да потому что думать эти мальчики не умеют – и говорить тоже. Кто не умеет думать, тот всегда проигрывает, в том числе и в спорте. Мы каждый день должны доказывать ребенку, что человек не есть сумма мышц, человек – это его мозг и его речь, а сила человека не в кулаках, а в слове. Помните у Маяковского : «Слово – полководец человечьей силы». А думать – это значит искать, сомневаться, мучиться: никогда и ничего не дается человеку в готовом виде. Умные американцы сняли фильм о терминаторе, в финале которого тупая машина, созданная для убийства начала проявлять человеческие качества, сомневаться – программа велит: «Убей», а сбой программы требует: «Оставь в живых». Человек всегда будет выше любого компьютера, потому что он сам и есть сбой программы. Свою программу мы создаем сами, она нам не дана в готовом виде, как скворцу или крокодилу. Каждый человек – сам себе программист, только вот вкладывает он в свою программу то, что слышит и видит вокруг.
Мы должны доказывать детям, что учеба – это не путь к безделью, к легкой и безбедной жизни. Учеба – это акт творчества, когда из ничего создается нечто, то есть происходит чудо. Любая теорема в геометрии – обыкновенное чудо, каждая русская пословица – откровение. Учеба ценна сама по себе, ее не надо привязывать к прагматическим результатам.
Все это уже давно известно. Иисус говорил в Нагорной проповеди своим ученикам: «Не нужно заботиться о хлебе насущном , нужно думать о душе».
Говоря языком современным, человек, наделенный высокоразвитым интеллектом (на своем уровне) и положительными нравственными качествами (в сумме, наверное, это и есть душа), накормит и себя, и свою семью, и труд ему будет не в тягость. Наоборот, работать ему интересно, и вечно он будет что-то придумывать, чтобы сделать больше, быстрее.
Напротив, индивид, взращенный в другой системе ценностей: «Учись, чтобы найти высокооплачиваемую работу, работай, чтобы быть богаче, чем другой, бери взятки, потому что все берут» будет внутренне презирать себя за все это, ненавидеть свой труд, делать его как попало, пьянствовать, угнетать семью – и в конечном итоге разрушит и себя и все вокруг.
Таким образом, огромное влияние на мотивацию детей оказывает система ценностей окружающих их взрослых.
Система ценностей, совершенно противоположная христианским канонам, сложилась как минимум лет пятьдесят назад, и революционные преобразования 90-х годов лишь усилили эту тенденцию. В фильме «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин угонял машину у мошенников, «умеющих жить». Это очень показательная фраза. В то время она обозначала человека, умевшего обогащаться, нарушая закон и не неся за это ответственности. В другом фильме 70-х один из героев пожелал своему недругу: «Чтоб ты жил на одну зарплату». В эти же годы приобрела популярность поговорка «дурака работа любит». В обществе накануне так называемой перестройки произошла странная метаморфоза: честный труженик, «не умеющий жить», считался кретином, а ловкач-мошенник – нормальным человеком. То же самое происходило в школах: отличников открыто презирали, а неучами с крепкими кулаками восхищались.
Это явление отметил в аллегорической форме В. Высоцкий в песне о правде и лжи. Они поменялись одеждой, и на важнейший вопрос морали «Где правда, а где ложь?» стало невозможно ответить. Ведь правда, чтобы вернуть одежду, должна была ее похитить у лжи, становясь при этом ложью.
Общество с вывернутой наизнанку моралью ринулось в реформы, изменило многое внутри себя, но ситуация в нравственности изменилась мало: ловкий делец богат и известен, честный труженик нищ и презираем. Стоящее на подобных моральных основаниях общество обречено на перманентный кризис. Разумеется, под понятием «честный труженик» нужно понимать не какой-то класс или прослойку, а человека с системой ценностей, близкой к христианской. Встречаются честные бизнесмены, чиновники, не берущие взяток, полицейские, идущие под бандитские пули, политики, которым не безразличен народ. С другой стороны, в обществе хватает строителей-халтурщиков, рабочих-бракоделов, фермеров, выдающих непонятную жидкость за молоко. Дело вовсе не в социальном статусе и классовой принадлежности. Просто-напросто люди с высокими моральными качествами в материальном плане всегда живут хуже, чем подлецы, и это лишает смысла любую деятельность, в том числе и учебную.
Можно сформулировать даже некий лозунг: «Хочешь жить бедно – живи честно». Родителям современных школьников от 30 до 40 лет, и многие из них в детстве впитали в себя вывернутые моральные нормы. Одним из проявлений данного обстоятельства является знаменитая фраза «В этой школе плохо учат». Понять эту сентенцию сложно, но попытаемся. Можно плохо одеваться, плохо залить фундамент, оставив пустоты, плохо накормить скот, то есть взять хороший исходный материал и испортить своей безалаберностью: например, пропить цемент или фуражную муку. В школе учитель работает с тем материалом, который может быть либо испорчен изначально (к примеру, ребенок зачат в пьяном виде), либо ребенку в дошкольном, самом важном, возрасте привили ложные ценности, избаловали или, наоборот, забили. Каких мучений стоит учителю начальных классов научить детей просто читать – это подвиг, по-другому и назвать нельзя. Затраты энергии учителя первого класса за один урок чтения колоссальны. Учителям начальной школы давно пора поставить памятник. Родители почему-то не понимают, что мозг ребенка – это не шкаф, в который что-то можно вложить со стороны. Наоборот, ребенок наполняет мозг по своему собственному разумению, внимательно наблюдая за родителями со стороны и вслушиваясь в то, что они говорят ему и другим людям.
Если человека снять скрытой камерой и показать ему, он, во-первых, себя не сразу узнает, а во-вторых, может ужаснуться или, наоборот, останется доволен увиденным. Ребенок – это бесперебойно работающая скрытая камера, и из того материала, что он наснимал, наблюдая за нами, он и составит программу своей жизни. Ужасаться же потом или восторгаться – это уже зависит от реалий жизни взрослых людей, окружавших ребенка первые 18 лет его жизни, и той генетической программы, которую он получил в наследство за последние несколько веков. Совершенно прав был афорист, сказавший, что о воспитании ребенка нужно думать за 100 лет до его рождения. Здесь нет и доли юмора. Любой безграмотный крестьянин в XIX веке понимал: прежде чем отдать дочь замуж или женить сына, надо собрать информацию хотя бы до третьего колена о будущих родственниках (а это и есть 100 лет). Аристократия, благодаря веками отслеженной генеалогии, поступала еще категоричнее: они думали о своих детях за 200-300-500 лет до их рождения. Наши предки считали брак такой серьезной вещью, что родители не пускали все это на самотек и, принимая волевое решение о браке своих детей, говорили «стерпится, слюбится», прекрасно понимая, что человек в 16-20 лет просто не в состоянии сделать адекватный выбор. Обычное сексуальное влечение молодого человека может со временем превратиться в любовь, а может и нет – тогда придется терпеть. Но в любом случае рожденных детей бросить уже нельзя, так как церковный брак невозможно расторгнуть.
Выше уже была названа цифра: 270 суток чистого времени проводит школьник в контакте с учителем. Если кого-то не устраивает ночь, уберем и получим 540 дней или полтора года. Сломаем очередной стереотип: не 9 лет учится в школе человек, а полтора. А с родителями и воспитателями еще до школы ребенок общается 6 лет, то есть в три раза больше. Не очень понятно, почему за 6 лет нельзя выучить 33 буквы и 10 цифр: отбросим первые два, пусть за 4 года – по 8 букв и 2 цифры в год. Далее. С первого по 9 класс учащийся общается с учителем от 4 до 6 часов в день, остальные 18-20 часов он вбирает в себя информацию из других источников: родителей, друзей, СМИ, в компьютерных сетях.
Вывод: за время обучения в основной школе ребенок общается с учителями 4,6 % времени, а с родителями, лицами их заменяющими, друзьями, и т. д. – 95,4 % времени. Учитывая кружки, секции, мероприятия, возьмем соотношение 10 % к 90 %.
Так кто же плохо учит?
Исключительно важна роль первых 5-6 лет жизни человека, и это известно уже давно. В это время ребенок «набирает» словарный запас (если есть такая возможность, он может усвоить и несколько языков), осознает свою этническую принадлежность, начинает понимать, что в этом мире считается хорошим, а что плохим. То есть в первый класс приходит уже сложившийся человек, и его малый рост и забавная внешность ничего не значат, в голове его уже многое расставлено по своим местам, и если расставлено плохо и неправильно, то сделать с этим ничего нельзя – поздно.
В этой связи нельзя не вспомнить про такое явление нашей жизни, как детский сад. Данное учреждение, придуманное социалистом - утопистом Робертом Оуэном еще в XIX веке, очень пригодилось в советский период нашей истории, когда «освобожденная» от власти мужчины советская женщина должна была не только рожать и растить детей, но и одновременно с этим доить коров в колхозах и совхозах, таскать шпалы и рельсы в железнодорожных бригадах, работать в адском шуме текстильных фабрик, стоять в очередях за едой и так далее. Если учесть при этом, что в самый либеральный период советской истории – брежневский – декретный отпуск женщины составлял два месяца, то можно совершенно четко сформулировать следующую мысль: 70 лет советской власти – это череда бесконечных изощренных издевательств над женщиной – матерью и ее ребенком. Любить ребенка – значит общаться с ним, разговаривать обо всем на свете, отвечать на его бесконечные вопросы, но любить своих собственных детей, по сути, не разрешалось, их положено было сдавать в казенное учреждение, в котором ребенку было плохо, но он привыкал. Если говорить о пополнении словарного запаса, о формировании речевых механизмов, детский сад проигрывает маме по всем статьям – один воспитатель на 20 – 30 детей не в состоянии общаться со всеми в той мере, в которой это необходимо.
В результате каждое следующее поколение в первые, самые важные годы жизни недополучало материнской любви, общения с родителями и с избытком впитывало в себя атмосферу грубых окриков, казармы, бранных слов, бестолковой толкотни, однообразной еды и элементарного отсутствия тишины.
Прогнав через детские сады почти весь народ, власть заложила под общество бомбу замедленного действия. Одна из причин современной безнравственности, жестокости и вопиющего невежества – экономическая традиция, пришедшая из советских времен: среднестатистический мужчина не может содержать на свою зарплату жену и детей, женщине приходится работать, а у ребенка в результате отнимают детство со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Разговор о социально-психологических особенностях речи и сознания современного школьника, казалось бы, неожиданно вывел нас на совершенно другие проблемы: мотивацию к учебе, наличие ложной системы ценностей у взрослых, недостаток внимания к ребенку в дошкольном возрасте, алкоголизация общества – но ничего странного и удивительного в этом нет. Дело в том, что источником всех без исключения современных общественных проблем является бездуховность, внутренняя ненаполненность человеческого индивида. Российское общество в XX – начале XXI века оказалось между молотом атеизма и наковальней золотого тельца. Как совершенно справедливо отметил современный азербайджанский писатель Чингиз Абдуллаев, «в 1917 году мы отказались от Бога, а в 1991 – от совести».
Задача учителя в современной школе – борьба с внутренним убожеством, с узостью кругозора, с попытками превратить великий русский язык в жалкий набор междометий и жаргонизмов. Учитель обязан вести себя так и говорить так, чтобы детям в его присутствии было невыносимо стыдно за свое невежество. Только разбуженная Словом совесть способна вылепить из ребенка человека. Совесть – это весть (то есть знание) о себе. В русском языке между словом «совесть» и словом «сознание» существует явно выраженная связь – это, по сути, синонимы. Материальная форма сознания – речь, слово. Круг замыкается. И в этом нет ничего странного, потому что уже несколько тысячелетий назад было сказано: «В начале было слово, и слово было – Бог».
Мы просто об этом забыли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и великая степь»
2.Зиновьев А.А «Зияющие высоты» Журнал «Октябрь» 1991 год, №1,2,3.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Издательство «Русский язык», 2002.
4. Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Москва 1915 год.
5. Ильф И. Петров Е. «Двенадцать стульев» М. 1976 г.
6. Пушкин А. С. Лирика М. 1985 г.
7. Солженицын А. И. «Архипелаг ГУЛАГ»
8. Оруэлл Д. 1984 г.
9. Маяковский В. В. Лирика М. 1983 г.
2019 г