Борис Бурмистров. «Под куполом бессмысленной свободы». О сборнике стихотворений Николая Шарифулина. Николай Шарифулин. Стихи
Несколько лет назад пришел ко мне худенький парень, студент Института культуры, будущий актер, пробующий себя и в поэзии. Показал мне свои прыгающие строчки, слова в которых никак не могли втиснуться в строфы, заиграть всеми красками этого беспокойного мира. Долгие разговоры о поэзии, ожидание прилива чувств, желаний, способности передать через слово то самое нужное, сокровенное, что волнует больше всего, не прошли бесследно: и строчки начали выстраиваться, и смыслы стали приобретать форму, понятную для души и сердца. Сегодня Николай служит в Новокузнецком театре кукол. И продолжает писать стихи. Не все еще дается автору в плане умения выстраивать отдельные фразы, строфы, но тем и интересен Николай Шарифулин. Он в поиске, и, похоже, он знает, куда двигаться. Философия его души стала проявляться в полной мере.
…но, вечно крыло подставляя и жертвуя сердцем своим, ты все же с кровавого края вернешься обратно живым, чтоб вновь над страной и столицей парил ты, свободу обрел, чтоб, вновь защищаясь, ты бился, могучий двуглавый орел.
Будучи еще молодым человеком, Николай Шарифулин понял, что не бывает абсолютной свободы, граничащей с беспределом, анархией, что так усиленно вдалбливают доморощенные либералы в головы молодого поколения: «Под куполом бессмысленной свободы // я осознал никчемность бытия…» Я думаю, автор пришел к такому пониманию интуитивно, как человек, воспитанный на русской культуре. Нынче много пишущих по накатке, то есть вроде бы соблюдающих все правила стихосложения. Авторов подвигают к этому разные чувства – влюбленности, разочарования. И строчки у них получаются ровные, но рифмы – избитые, смыслы – банальные. Потому что чаще всего используются уже готовые литературные штампы. Но иногда появляются неровные, «необтесанные» строки, и мысли в них не совсем ясные, путаные, однако при этом присутствует ощущение чего-то истинного, глубокого. Таковы, на мой взгляд, лучшие из стихов Шарифулина. У него есть дар думать, сострадать, сопереживать. Николай ищет себя в окружающем мире, пытается расшифровать непонятные пока для него явления природы человека, проявления неожиданных чувств и терзаний. Его книга называется «Береговая линия». Значит, это своего рода граница между штормящим морем и тихой сушей. Вот такой контраст. И что выберет автор? «Через тернии к звездам» или «Жизнь прожить – не поле перейти»? И то и то приемлемо, но труднее все-таки наполнять судьбой каждую строчку, каждое слово. А судьба или без вожжей, или править ей.
Стихи Николая Шарифулина
* * * А. Ш. Год назад здесь царила весна в январе, а теперь почему-то зима. Без тебя околел я вчера на Гостином дворе, а сегодня продрог на Дворцовой; огня нет в колоннах на Стрелке, Исакий исчез, облачившись в туманную мантию. Мгла закрутила меня в беспросветную смесь, чтоб напомнить: как мог ты? и – как ты могла? Я скучаю, скучаю… И Питер не тот, он ветрами меня гонит в Пулково. Что ж… вылетаю к тебе – за бортом небосвод. Как приятно, что ты меня все-таки ждешь.
Муза – Я та, кто тебе верна, из девяти одна, кто поднимает со дна в темные времена.
* * * Попутный ветер – для других попутный, сегодня дует в спину, завтра в грудь. Я рад за тех, кто пел мой слог минутный, но горестно, что кто-то смог уснуть. И потому – окутывая бездну – я думаю: откликнется молва хотя бы на восторг, что не исчезну, твердя неспешно грустные слова.
Разлука Забудь меня как можно поскорей… Не мучайся. Мы все играем с жизнью. Моим словам, пожалуйста, не верь: они покрылись ржавчиной и слизью.
Забудь меня! Меж нами страшный сон. Мы в этом мире смертны иль не смертны? Я не дышу с тобою в унисон. Давай заклеим и сожжем конверты.
«Забудь меня», – шепчу тебе во сне, подушку по ошибке прижимая к своей груди. Приблизился к стене: она как я – душою ледяная.
* * * Под куполом бессмысленной свободы я осознал никчемность бытия. Планеты в небе водят хороводы, а я все так же маюсь без тебя.