ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2018 г.

Анатолий Мохонько. Композиторы Кузбасса на творческом взлете ч. 2

С1988 года Б. Маркин работает в музыкальной школе. Он первый в Кузбассе начал обучать детей игре на исконно русском инструменте гармони сначала в музыкальной школе №14. а затем в ДМШ №1 Кемерова. Может показаться странным, что профессиональный баянист с консерваторским образованием написал пьесы и сделал обработки народных песен для примитивной, на первый взгляд, «хромки».
Учитывая возможности юного музыканта, Борис Михайлович написал удобные и хорошо звучащие обработки народных песен, которые были и всегда будут популярны в народе. Вот здесь и пригодился его большой личный опыт ансамблевой игры, тонкое чутье импровизатора.
Аранжировки, опубликованные в его сборниках, разнообразны по характеру, фактуре, удобны в исполнении. Известные народные мелодии «Яблочко», «Барыня», «Коробейники», «Семеновна», «Краковяк»идругие обогатились большим количеством оригинальных вариаций, в которых ярко проявились богатая фантазия, неповторимость стиля автора обработок. Б. Маркин, применяя вариационные приемы, не боится подражать и заимствовать у талантливых аранжировщиков, всегда извлекая у них самое ценное иоригинальное. Поэтому многие популярные мелодии современных отечественных композиторов обретают как бы новое звучание.
Хочется отметить прекрасные обработки старинного вальса И. Розаса «Над волнами», так популярного в народе, «Мелодию» В. Зубкова из кинофильма «Цыган», известную песню К. Листова «В землянке», где раскрываются мелодические возможности инструмента.
Б. Маркиным были изданы сборники «Библиотека юного баяниста» и «Я играю» (в содружестве с педагогом-аккордеонистом А. Зленко), а также сборник обработок и пьес для двух баянов и пьесы для трио баянов. Обработки выполнены с хорошим знанием художественных и технических возможностей баяна и гармони. Они предназначены и для начального периода обучения, и для музыкантов с высоким исполнительским уровнем.
Все эти годы Б.М. Маркин пишет музыку не только для баяна или гармони. В его композиторском портфеле песни для голоса и хора, пьесы для домры, ансамблей и оркестров народных инструментов. Его песни «Позабудь свои печали», «Моя Сибирь», «Наш праздник», «Душа России», «Марш бельярдистов» и другие пользуются популярностью в коллективах самодеятельности. А песня «Мой полк» стала визитной карточкой, своеобразным гимном 7-го зенитно-пулеметного полка, бывшие воины которого исполняют ее ежегодно на своих традиционных встречах в столице Кузбасса.
Его обработки, изданные в Кемерове и Новосибирске — «На солнечной поляночке» для гармони и «50 обработок песен и танцев для ансамблей баянов» - прошли апробацию. Популярные классические произведения, произведения отечественных композиторов, танцевальная музыка, сочинения местных авторов исполнялись на конкурсах в музыкальных школах и училищах, звучали в стенах Новосибирской консерватории, а также в репертуаре ансамбля «Кнопочки баянные» (А. Мохонько - Б. Маркин) в передачах областного радио и телевидения. Обработки открывают новую грань творчества музыканта. Назовём старинные русские вальсы, танго, в том числе популярные «Кумпарсита» X. Родригеса, «Парижское танго» К. Брюна, старинный вальс «Царица бала» В. Беккера, обработки русской народной песни «Когда б имел златые горы» и «Цыганской венгерки», молдавского танца «Жаворонок» и другие. И вот прекрасные мелодии, под которые танцевали наши родители, бабушки и дедушки, согретые фантазией Б. Маркина, вновь звучат со сцены или с голубого экрана.
Его сочинения созданы богатой фантазией и вдохновенными пальцами автора, выполнены на высоком профессиональном уровне с глубоким знанием художественных и технических возможностей инструментов. И таким образом многие популярные мелодии и песни получили как бы «новые одеяния», в них автор вдохнул новую жизнь. Эти сборники, при отсутствии издания подобной нотной литературы, как воздух нужны учащимся музыкальных школ и училищ. Обработками Б. Маркина заинтересовался заслуженный артист России, известный домрист А. Цыганков, включивший их в свой репертуар.
Углубленное изучение музыкального материала, помноженное на талант импровизатора, приносит прекрасные результаты. Оригинальные пьесы Б. Маркина «Веселый рыбак», «Мелодический вальс», «Лирический вальс» написаны профессионально, учитывают специфику национальной музыки и возможности баяна.
Чем же отличаются, чем привлекают внимание пьесы и аранжировки кузбасского автора? В первую очередь, они требуют виртуозного владения инструментом: блестящей техники, чёткого исполнения широких аккордов по всей вертикали, выверенного исполнения полиритмических оборотов, выразительных подголосков и т.д., то есть прекрасного владения всеми средствами технического арсенала.
Вто же время решение всего комплекса технических задач дает возможность наиболее полно выразить характер и образный строй оригинальных сочинений классиков (Н. Паганини «Карнавал в Венеции»), почувствовать и услышать его «видение» народных мелодий (русская пляска «Яблочко»), пьес отечественных композиторов (А. и Ю. Пудовых «Русская кадриль», М. Обычайко Старинный вальс «Тоска», В. Дмитриев Танго «Вечер») Аранжировщик глубоко вживается в строй инструментуемой музыки, ощущает её как часть своей души и жизни. Слушаешь обработки Б. Маркина и кажется, что сама мелодия рвётся из сердца их творца, захватывая и унося слушателей в свой художественный мир.
Авторские работы Б. Маркина вызывают большой интерес в музыкальных кругах Кузбасса. Сборники - хорошее подспорье в работе по овладению народными инструментами, помогают решить проблему репертуара для ансамблей баянов. А певучий голос гармони все громче звучит в городах и селах Кузбасса.
За свою творческую жизнь музыкант написал 20 сборников, сочинил выше 100 песен и 20 авторских пьес, более 150 аранжировок для баяна и гармони, произведения для оркестра народных инструментов, которые с успехом исполняются самодеятельными и профессиональными певцами, инструментальными и хоровыми коллективами.
...Идут годы, слагаются новые песни, школу Маркина оканчивают уже гармонисты и баянисты нового поколения, рождаются новые планы. Свои знания, свой богатейший опыт, свой талант музыканта Маркин щедро отдает людям. И в этом видит смысл своей работы, своей жизни.
Есть на свете неуспокоенные люди. Они постоянно работают, ищут, но не изменяют себе. И своей профессии также не изменяют. Таков Сергей Федин. Оставаясь творцом, он хочет донести до других своё понимание мира и понимание роли искусства в этом мире. Он пишет произведения для баяна, потому что это ещё один из самых действенных способов говорить о жизни и о судьбе.
Федин С.Н. окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки в 1976 году по классу баяна. И с той поры (38 лет) работает в Кемеровском институте культуры (академии, университете). На кафедре ведет индивидуальные занятия по специнструменту (баян, аккордеон), групповые занятия по ансамблю русских народных инструментов, дипломные работы, лекционные по предмету «Основы импровизации».
Сергей Николаевич опубликовал 8 научных и 7 учебно-методических работ. Композицией педагог начал заниматься по мере того, как стал углублённо изучать природу исполнительского искусства. При очень слабом нынешнем нотном обеспечении работать в классе специального инструмента было очень сложно. Нужны были пьесы, этюды, которые бы формировали навыки и умения, основанные на современных исполнительских приёмах игры на инструменте.
За годы работы на кафедре Фединым С.Н. написано более 20 произведений, среди них этюды в форме пьес. Этюды написаны на овладение различными видами техники, исполнение которых способствует формированию навыков исполнения интервальных последовательностей. Творческие устремления С. Федина вписываются в современную музыкальную эстетику, с характерным «концертным бумом», тягой к игровому инструментальному исполнительству.
Произведения С. Федина исполняются не только на конкурсах и фестивалях, но и в классе специального инструмента. В 2005-м году был издан авторский сборник этюдов для студентов 2-3 курсов по специальному инструменту. Благодаря этим этюдам значительно повышается художественный уровень исполнительской техники обучающихся, растёт их виртуозность. Опубликован авторский учебно-репертуарный сборник «Сюиты для баяна». Им написана музыка к танцам для хореографического коллектива «Кузбасс» Кемеровского института культуры. Произведения С. Федина способствуют усвоению художественных традиций русского музыкального искусства и формированию эстетического вкуса. Эти сочинения получают достойное и заслуженное признание.
В сочинениях С.Н. Федина все вроде очевидно: ясность формы, завидная композиторская техника, фактурно четкое осмысление. А начинаешь играть — и в какой-то момент ощущаешь своего рода непонимание подтекста сочинения, чувствуешь необходимость новых знаний для освоения интонационного пространства. Чтобы познать баянную интонацию можно только при одном условии — играя и анализируя то, что написано именно для баяна.
Выскажу предположение, что развитие специфического баянного мышления, интонационный язык С.Н. Федин в достаточной мере изучил и освоил. Умный слог во все времена истории был труден для современников, но становился понятен последующим поколениям.
С.Н. Федин глубоко прочувствовал и развивает свое слышание баяна как инструмента со своей специфической, ни на что не похожей звуковой природой. У него есть и простые, легко доступные сочинения: «Шутливый танец», «Пикантная кадриль», «Полечка для Верочки», Сюита «Подражание русскому фольклору». Это также свойственно его композиторскому кредо.
Федин опирается на самое основное в музыкальном искусстве — интонационное познание природы звука, тембра, выразительные возможности инструмента. Ярко просматривается эта линия, в частности, в «Пьесах для баяна». Там нет просто красивеньких пьесок, но каждая из них вносит новое интонационное ощущение, обогащая творческую фантазию исполнителя, его истинно баянное мышление.
В своих сочинениях С.Н. Федин развивает классическое направление баянного исполнительства, а самое важное — поставил цель сделать баяниста наконец-то баянистом, а не полу-пианистом, полу-органистом, полу-скрипачом... Надо полагать, что таким и будет баянист со временем. Своим творчеством он прокладывает глубокую дорогу к этому будущему. Его музыкальные сочинения для баяна еще не обрели большой известности и признания, они требуют дальнейшего изучения и популяризации.
Музыка этого композитора является своеобразным измерителем творческого потенциала исполнителя, так как в ней трудно обнаружить эпизоды, где можно скрыть свою творческую беспомощность за эффектными внешними техническими трюками. Только упорная творческая работа способна претворить технику баяниста в художественную, интонационно разнообразную в широком диапазоне, что и позволит раскрыть глубину внутреннего мира образов. А эта кропотливая работа далеко не каждому по силам. Вот потому и не решаются играть музыку этого композитора — сложности ее исполнения сравнимы со сложностями исполнения музыки мировой музыкальной классики (как жаль баянистов, не желающих браться за освоение серьезного музыкального материала).
Композиторская деятельность С. Федина не раз отмечалась дипломами лауреата международного конкурса им. И.И. Маланина в номинации «Композитор-исполнитель». С.Н. Федин - музыкант, исполнитель, педагог, энтузиаст, одержимый желанием беспрерывно пропагандировать исполнительство на баяне. За многолетний творческий труд и большой вклад в развитие культуры и массовых коммуникаций Сергей Николаевич Федин награждён Почётной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры, Почётной грамотой Президиума федерации профсоюзных организаций Кузбасса.
Песни преподавателя Кемеровского областного колледжа культуры, заслуженного работника культуры РФ Владимира Крайнева широкоразлетелись по городам и весям нашей страны. Владимир Александрович родился в селе Краснинском Промышленновского района. Вся его деятельность, творчество обращены к людям, к их сердцам и чувствам. Он педагог, исполнитель, композитор. Его песни по характеру различны – лирические, задорные и шуточные. Но всех их объединяют искренность, мелодичность, самобытность.
В детстве Володя на гармони учился сам, по слуху. Азам на трехрядном баяне Володя обучался у первого деревенского музыканта – Н. И. Воеводина. А потом была учеба в Кемеровском культурно-просветительном училище. Служба в рядах Советской армии оторвала от учебы на два года. Уйдя в запас, В. Крайнев оканчивает училище, и его, как одаренного выпускника, оставляют работать в альма-матер. Потом в 1977 годузакончил Кемеровский институт культуры по специальности «руководитель оркестра народных инструментов»... И вот уже около 40 лет Владимир Александрович работает в Кемеровском колледже культуры и искусств в одной должности – преподавателя по классу баяна.
Наверное, в работе над песней в классе и зародилось желание сочинять самому. Сначала попробовал писать песни на свои стихи. Выросший в русском селе, воспитанный на русской песне, он не может мыслить иначе, как ее интонациями. Не суть важно, быстрая она или медленная, написана для хора или солиста. Песни В. Крайнева доходчивы, легко запоминаются, в то же время имеют подлинную художественность музыкального и поэтического содержания. Назовем лишь некоторые, получившие признание слушателей: «Над Россией моей», «Поет тальяночка», «Заманиха», «Кузбасс и Россия» и другие.
В его классе, наряду с произведениями современных авторов для баяна, звучат и собственные пьесы педагога: «Веселые горки», «Интермеццо», «В ритмах танца», этюды и обработки русских народных песен и др.
В программе ансамблей «Златозорье» и «Русское подворье», которыми он руководит, часто звучат его авторские песни. Каждая песня в исполнении студенческих вокальных ансамблей имеет неповторимый мелодический рисунок, богато «одета» ажурным аккомпанементом.
Наверное, неслучайно, еще не опубликованные, они стали исполняться в любительских коллективах Кемерова, затем зазвучали в селах Кузбасса, а далее – на Алтае, в Хакасии... Песни начинающего композитора отправились в полет. Много совместных работ у композитора с бывшим руководителем хора русской песни Вагановского СДК, заслуженным работником культуры России В. Ашурковым. Послушайте, о чем говорят сами названия песен: «Метель шальная закружила», «Половодье», «Ах, Ванечка!», «Льется песня»... Удачны, на мой взгляд, песни на стихи Т. Полухиной, И. Фроловой, И. Лысцова, Н. Яночкиной, М. Карбышева, Н. Чиркова. В активе композитора свыше ста песен. Гордостью музыканта является то, что большинство из них исполняется.
Сочинения Владимира Крайнева близки русской народной песне. Это выражается и в красивой, выразительной мелодии, и в характерных гармонических оборотах, и в общем стиле музыкального языка.
Часто автор использует в своих песнях шуточные и плясовые тоны народных попевок, элементы устного говора или на уровне вариаций объединяет баянную и хоровую стилистику, например «Обелиски» на стихи И. Румянцевой, «Святая память» на слова В. Ашуркова.
В песнях нашего земляка всегда ощущаешь искренность, задушевность, трепетность. Поэтому понятна и ответная реакция слушателей на их исполнение. Здесь и лирические распевные песни, и частушечные задорные мелодии, порой незаметно переходящие на минор: «На печи сижу», «Цветы мои, мелодии мои», «Гармонь на улицу зовет», «Ах, деревня!» и другие.
Специально для промышленновской певицы – звезды района Ирины Берчук композитор написал несколько песен. В ее исполнении особенно выразительно звучат песни Н. Чиркова «Деревенские вдовы», «Гаданье на ромашках» и многие другие. В Плотниковской школе в день трагедии в Беслане включают песню Крайнева «Прощайте, ангелы, прощайте». Эта песня трогает душу драматизмом, пронзительным взрывом эмоций, своей беспощадной откровенностью. В телеграмме от главы Республики Северная Осетия (Алания) Т. Д. Мансурова, направленной губернатору Кузбасса А. Г. Тулееву, особые слова благодарности выражены композитору Владимиру Крайневу и поэту Николаю Чиркову за песню «Прощайте, ангелы, прощайте». Т.Д. Мансуров выразил уверенность, что эта песня станет действительным призывом к миру без жестокости и насилия.
В чем секрет большой популярности песен Владимира Крайнева? Я бы на этот вопрос ответил так: его песни очень разнообразны – одни мелодии привлекают искренней задушевностью, распевностью, нежностью. В других иное настроение – задор, молодецкая удаль, темперамент. В его песнях прослеживаются оригинальность мышления, богатство фантазии, глубина проникновения в музыкальный образ.
Руководители любительских коллективов часто обращаются к нему с просьбой выслать ноты песен. Поэтому областной Центр народного творчества и досуга Департамента культуры Кемеровской области издал сборники песен Владимира Крайнева «Половодье» (1993), «Над Россией моей» (1996). Последующие три выпуска: «Хорошо гармонь играет» (2002), совместно с Кемеровским областным училищем культуры, «Родной напев» (2004), посвященный 60-летию Победы в ВОВ издан совместно с Департаментом культуры Кемеровской области и училищем культуры, «Кузбасс и Россия» (2007), посвящённый 65-летию Кемеровской области издан совместно с Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области, Кемеровским областным Центром народного творчества и досуга, Кемеровским областным колледжем культуры и искусств,а также песенные сборники «А гармонист играл», «Разверни меха певучие», в которые включены песни о любви, родной земле, деревне, России.
В 2002 году В.А. Крайневым и поэтом Чирковым Н.В. выпущен музыкальный альбом (диск) «Кузбасс и Россия» в музыкальной студии RONEeSг. Ростов-на-Дону при участии Администрации Ростовской области, в который включены 31 песня разных композиторов, в том числе 19 песен В.А. Крайнева. К 85-летию г. Кемерово при поддержке Управления культуры был выпущен музыкальный альбом (диск) «Мой город, тебе эту песню поём». В альбоме 10 песен, из них 2 песни Владимира Александровича - «Красная Горка» и «Пора, пора» на стихи Чиркова Н. В.
Ко Дню шахтёра (2005г.) при поддержке Администрации Кемеровской области и Департамента культуры и национальной политики выпущен музыкальный альбом (диск) «Лучшие песни о шахтёрах». Песня Крайнева В.А. на стихи Чиркова Н.В. «И на склонах малина горчит» вошла в пятёрку лучших песен. Владимир Александрович был участником концерта областного телерадиофестиваля «Кузбасс - моя необходимость», который был организован Администрацией Кемеровской области, Областным Советом народных депутатов, Департаментом культуры и Государственной телерадиовещательной компанией «Кузбасс», и состоялся 12 ноября 2000г. В программе этого концерта прозвучали 22 сочинения, 12 из которых песни Владимира Александровича. Им написана песня «Прощайте, ангелы, прощайте» на стихи Чиркова Н.В., посвящённая трагическим событиям в Беслане (2004г.), за что Владимир Александрович получил правительственнуютелеграмму (17.08.2005г.) от губернатора Кемеровской области А. Тулеева, в которой выражалась благодарность за создание новой песни, посвященной погибшим в Беслане детям.
География песен, написанных Крайневым В.А., давно перешагнула границы Кузбасса: их поют хоровые коллективы и солисты Красноярского и Алтайского краёв, в Республиках КОМИ и Хакасии, Новосибирской и многих других областях.
Разносторонняя и активная творческая деятельность видного кузбасского педагога и композитора не остается незамеченной. В его послужном списке дипломы различных фестивалей и конкурсов. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
У Владимира Александровича Крайнева большие планы на будущее, и верится, что эти планы вполне осуществимы, так как в основе их – огромное трудолюбие, любовь к своему делу, композиторский талант.
Член Союза композиторов Кузбасса, заслуженный работник культуры России В. А. Крайнев находится сейчас в прекрасной творческой форме, в расцвете сил. Замечательно, что на нашей Кузбасской земле вырос и трудится такой талантливый музыкант, педагог и композитор!
Педагог, композитор, концертирующий музыкант, публицист, дирижёр оркестра, педагог, ученый-исследователь, организатор и руководитель самодеятельных коллективов - эти определения по праву принадлежат кандидату педагогических наук, профессору, заслуженному работнику культуры России Анатолию Мохонько[3].
Если рассказать о нем только как о педагоге или руководителе известного и популярного хорового коллектива Хора советской песни, это значит ничего не сказать, поскольку Анатолий Павлович успевает еще очень многое и при этом, как говорится, все делает со знаком качества.
После окончания Кемеровского музыкального училища, А. Мохонько служит в ансамбле песни и пляски войск МООП. Работая с хорами, он пишет ряд песен, которые исполняются армейским ансамблем: «Рота стройная идёт», «Ждут солдат невесты», «Пусть снежинки падают», «С добрым утром», «Как из армии вернусь»…
Уроки по композиции во время учебы на факультете народных инструментов Новосибирской консерватории у известного сибирского композитора А.Ф. Мурова не прошли даром. Живой творческий импульс постоянно сопутствует деятельности А. Мохонько и в разные периоды неизбежно прорывается композиторским озарением. Во время учебы в консерватории сочинены произведения для народного хора и голоса. Участие в Первом и Втором конкурсе композиторов Сибири стали хорошим стимулом для начинающего автора. Его песни заняли третье место после тогда уже известных композиторов России – Юрия Корнакова и Захара Бляхера.
По окончании консерватории А. П. Мохонько работает в Прокопьевском музыкальном училище преподавателем по классу баяна. Параллельно Анатолий Павлович успешно работает дирижером училищного симфонического оркестра. Не каждая изданная партитура подходила под студенческий оркестр. Необходимо было переписывать партитуры, приспосабливать под свой оркестровый состав или писать новую оркестровку. Так, пьесе «Импровизация» для скрипки и фортепиано Д. Кабалевского была написана партитура, для рецензии выслана композитору, который немедля ответил: «Инструментовка сделана профессионально, близко к тексту автора. Думаю, она будет звучать хорошо». Увлеченность симфоническим оркестром снова привела А. Мохонько в стены Новосибирской консерватории, где он учился на оперно-симфоническом отделении в классе народного артиста СССР Арнольда Каца.
В свое время в Прокопьевске большим успехом пользовался детский хоровой коллектив «Школьные годы», руководимый А. Мохонько. Не отсюда ли у него возникло такое тонкое знание возможностей хора? Уже в то время он делал хорошо звучащие и удобные переложения и аранжировки для детского хора. Исходя из возможностей певцов-любителей, приспосабливал песни пионерского репертуара для своего коллектива. Так возникли переложения для детского хора кантаты «К солнцу» и трио из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, а также «Поэма» Ф. Фибиха и ряд других произведений, которые с успехом исполнялись на концертах.
После окончания оперно-симфонического факультета Новосибирской консерватории Анатолий Павлович был приглашен в Кемеровский институт культуры на должность заведующего кафедрой духовых и эстрадных оркестров. Для работы с хоровыми коллективами им созданы оригинальные аранжировки инструментальных произведений зарубежных композиторов. Отдельные произведения А.П. Мохонько издавались в Новосибирске, публиковались в периодической печати. В Кемерове издан авторский сборник песен и аранжировок издательством «Кузбассвузиздат». Название сборника очень мелодично — «Струны сами говорят». Певучи и заголовки песен: «Поет весна», «Вы просторы мои», «Наш парень сибиряк». Многие песни посвящены девичьей доле: «Девичий ленок», «Мечта моя, мечта», которые звучали в передачах областного радио.
Стихи для песен А.П. Мохонько выбирает задушевные, сердечные. Среди авторов стихов и выдающиеся поэты — Р. Казакова, В. Пухначев, и скромные труженики - А. Ребесков, В. Туев. Композитор тонко чувствует поэзию и ему удается достичь полного слияния музыки и текста. Мелодиям многих песен присущи распевные, лиричные интонации, близкие народным; есть здесь и зажигательные, задорные ритмы и темпы.
Всем песням свойственен оптимизм, эмоциональная открытость. Профессионализм автора проявляется в его знании возможностей певческого голоса и аккомпанирующих инструментов (баяна и фортепиано), а также в том, что песни исполнительски удобны, доступны и это особенно важно для самодеятельных артистов, которым и посвящается настоящий сборник.
Композиторская фантазия, увлеченность музыкальными шедеврами, помогли, автору переложить «на голос» инструментальные мелодии зарубежных композиторов.
Оригинальный пласт – джазовые композиции для фортепиано. Их в сборнике две. Яркую джазовую окраску, редкую для хорового исполнительства, имеют аранжировки фортепианных пьес К. Бейсси «Танцующее яблоко» и регтайм Тома Терпина «Сент Луис». Они отличаются ритмической определённостью, ясностью формы, четкостью деталей, красивым и выразительным контрапунктом. Учитывая художественные и технические возможности академического хора, аранжировщик всё обдумал, точно рассчитал, как говорится, «пропустил через голову». Хористам предлагается пьесы спеть без слов на шутливые слоги, использовать удары в ладоши, а также другие изобразительные приемы.
Популярные песни – «Рыжик» Б. Климчука, «Садовник» Ю. Тугаринова, «Хромой король» З. Бляхера и другие в аранжировке А. Мохонько зазвучали свежо и оригинально.
В сборник включены произведения из репертуара хора «Школьные годы» и это не случайно. Для именитого прокопьевского коллектива писали известные композиторы. Не все их сочинения, имеющие большую ценность в художественном отношении, опубликованы. Автор сделал удобные переложения. И теперь, при дефиците репертуара для детского хора, опубликованные произведения позволят и разнообразят концертные программы этих коллективов.
Пьеса Ж. Ибера «Маленький серый ослик» в аранжировке А. Мохонько исполнялась студенческим академическим хором КГИИК. При отсутствии текста, пришлось исполнять, так называемый приём «скэт». Кемеровский поэт В. Туев написал на музыку популярной фортепианной пьесы стихи, и теперь детский репертуар пополнился прекрасным произведением. Поэт заново написал текст к одной из частей кантаты, написанной для хора «Школьные годы» З. Бляхера. Этой музыке дана возможность вновь звучать с эстрады, радуя слушателей богатством гармоний и мелодий.
Аранжировки популярных мелодий в стиле «ретро» - «Осенний сон» А. Джойса, «Парижское танго» К. Брюна и «Прощальный вальс» Л. Рида и Б. Мейсона – эти и большинство других произведений сборника с успехом исполнялись учебными, самодеятельными и профессиональными хорами
Сочинения А. Мохонько востребованы. Отдельные песни и аранжировки, опубликованные в сборнике, нашли своих исполнителей и в самодеятельности, и в академических коллективах. Пьеса К. Бейсси «Танцующее яблоко» исполнялась Камерным хором Кузбасса в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра, пьеса «Маленький серый ослик» Ж. Ибера - по областному телевидению хором студентов Кемеровского института культуры. В классическом стиле выполненная аранжировка возвышенно печального «Лярго» из скрипичной сонаты А. Верачини представил на смотре детский хор «Алые паруса» Дома творчества Ленинского района г. Кемерово. Песня «К милому другу» была исполнена на телевизионном конкурсе народным хором ДК завода шахтной автоматики г. Прокопьевска под руководством М. Талалайкина, а также вокальным ансамблем «Нежность» народного коллектива Хора советской песни (Кемерово) в сопровождении оркестра русских народных инструментов Кемеровской областной филармонии им. Б. Штоколова.
Аранжировки А. Мохонько всё чаще звучат с концертной эстрады, со сцены клубов и Дворцов культуры, областной филармонии. С успехом исполняются и на экзаменах по дирижированию хором в специальных учебных заведениях. Художественные достоинства аранжировок несомненны. Во-первых, обращает на себя внимание строгое и вдумчивое отношение аранжировщика к композиторскому замыслу, к стилистике произведений. Подкупает чистота и уравновешенность ансамблевого звучания, многоплановое использование вокальной техники, внимание в равной степени, как к музыке, так и к слову.
Красноярское издательство «Буква Статейнова» в 2012 году выпустило в свет сборник «Современные песни Сибири и Дальнего Востока», в который вошли и сочинения кузбасского автора. Среди них выделяется широким распевом, выразительной мелодикой лирико-патриотическая песня А. Мохонько «Офицеры России» на слова Леонида Попка.
Произведения члена композиторов Кузбасса, заслуженного работника культуры России, профессора А. Мохоньконеизменно находят теплый, благодарный отклик. Сочинения А. Мохонько помогают хормейстерам, солистам, хоровым коллективам обогатить свой репертуар яркими, искренними произведениями, согревающими душевным теплом и исполнителей, и слушателей.
Так уж повелось, что своих, кузбасских композиторов пoрой не знают даже специалисты. Не говоря уж об авторах музыки, сопровождающей танцы. Их фамилии ведущие концертов часто даже не упоминают. Потому имя Анатолия Феденева почти ничего не говорит любителям музыки. Но о нём говорить интересно и легко, ибо это такой музыкант, гармонично соединяющий в себе мастерство исполнителя-инструменталиста и профессионализм концертмейстера, способности музыкального руководителя творческого коллектива и композиторский талант.
Именно процесс композиторского творчества становится для Анатолия Феденева своеобразным «маяком», ориентиром, который ведет по жизни, а ряд созданных сочинений выстраивается в цепь событий, знаменательных и счастливых как для самого автора, так для исполнителей и благодарных слушателей.
Являясь концертмейстером и музыкальным руководителем оркестра народных инструментов хореографического ансамбля - это прекрасное поле деятельности для композиторского творчества, и А. Феденев создает собственные аранжировки народных песен и танцевальных мелодий. Примечательно, что его первая крупная композиторская работа стала востребованной и получила известность за пределами нашего региона, становится неотъемлемой частью творческой жизни. Так появляются первые опусы самодеятельного композитора Феденёва А.А. Первой же крупной работой, получившей известность не только в городе и области, но и за её пределами стала увертюра «Ритм трудового Кузбасса». Написана она в 1984 году. В 1985 г. В Москве (на ВДНХ) проходил Всероссийский конкурс хореографических коллективов «Ритмы пятилеток», на который был приглашён и хореографический ансамбль Кемеровского государственного института культуры. Тогда московские кураторы ансамбля обратили пристальное внимание и на ансамбль, и на музыку сопровождения, написанную Феденёвым А. А. и исполненную оркестром ансамбля. В этой музыке слышна сибирская удаль, и в то же время был необходимый современный ритм, дающий балетмейстеру свободу пластической выразительности. Это сочинение – красочная звуковая картина, в которой национальные мотивы имеют первостепенное значение. Зажигательные ритмы сибирских народных песен и танцев и другие национальные жанры в сочинении с имитацией перезвонов, трубных сигналов олицетворяют трудовой массовый подъем, поступательное движение большой массы людей к светлому, радостному.
Желание сочинять у А. Феденёва возникло еще в музыкальной школе, не покидало оно и в музыкальном училище. Композиторское творчество - это отдельная область многообразной деятельности Анатолия Алексеевича. Учась в Кемеровском институте культуры, Анатолий Феденев жадно впитывал знания, которые применяет сейчас на практике. Уделял особое внимание музыкально-теоретическим дисциплинам, искусству инструментовки.
Именно процесс композиторского творчества становится для Анатолия Феденева своеобразным «маяком», ориентиром, который ведет по жизни, а ряд созданных сочинений выстраивается в цепь событий, знаменательных и счастливых как для самого автора, так для исполнителей и благодарных слушателей. Примечательно, что его первая крупная композиторская работа стала востребованной и получила известность за пределами нашего региона.
Такой работой, получившей известность не только в городе и области, но и за её пределами стала Увертюра «Ритм трудового Кузбасса». В 1985 г. В Москве (на ВДНХ) проходил Всероссийский конкурс хореографических коллективов «Ритмы пятилеток», на который был приглашён и хореографический ансамбль Кемеровского государственного института культуры. По замыслу режиссера-постановщика зрелище должно было открываться хореографической композицией «Ритм трудового Кузбасса».
Постановку поручили кафедре хореографии института культуры, где в то время набирал силы молодой ансамбль «Кузбасс». Замысел был ясен по самому названию. Но где взять необходимую музыку? Чтобы звучала она не плакатно, чтобы сибирская народная удаль слышна в ней была, и в то же время необходим современный ритм, дающий балетмейстеру В. Милованову свободу пластической выразительности. Концертмейстер Анатолий Феденев решился написать свою музыку. Написал и, как говорится, «попал в яблочко».
Увертюра «Ритм трудового Кузбасса» была записана в 1986 году на диск-гигант фирмы «Мелодия» под названием «Мелодии земли Кузнецкой», куда вошли еще три произведения Феденева, написанные чуть позже, - «Сибирская праздничная», «Зимние забавы», «Сибирский лирический», где композитор предельно точно чувствует природу народной хореографии (постановка А. Палилея). В мелодии «Сибирского лирического» использованы народные темы, музыка воистину согрета теплом сердца, чувством чистой доброй любви.