ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2024 г.

Вячеслав Елатов. Лесков. Предисловие Е. Чирикова

СВИДЕТЕЛЬ ЭПОХИ
На протяжении многих лет Вячеслав Иванович Елатов был добрым другом журнала «Огни Кузбасса». Его литературно-критические статьи о наших авторах и классиках русской и советской литературы отличались дотошностью настоящего исследователя.
Жизнь Вячеслав Иванович прожил долгую и примечательную, отмеченную стойкой верностью идеалам юности.
Его отец Иван Иванович в Гражданскую войну служил в Красной армии, где познакомился с Зинаидой Серебряной, девушкой казацко-украинского рода и дворянского происхождения, в то время красной сестрой милосердия. Сам Иван родился на Волге.
Поволжский голод 1921 года заставил молодую семью перебраться в более хлебное место, и путь неисповедимый привёл её не куда-нибудь, а в Баку. Направляемый женой Иван Иванович выучился на агронома, в колхозное время много ездил по сёлам Азербайджана и даже побывал с миссией аграрной помощи в Китае. В 1939 году родился Вячеслав. Два его брата появились на свет намного раньше.
Старший брат Виктор накануне войны уже окончил школу и поступил в консерваторию на отделение композиции. Он участвовал в войне, вернувшись с фронта, завершил консерваторское образование, а затем работал в Минске. Мама братьев, увы, умерла в 1945 году, отец повторно женился.
Слава в школе учился великолепно, ему одинаково легко давались и математика, и гуманитарные предметы, включая английский язык. Но он не мог поступить в азербайджанский вуз: обучение для русскоязычного населения было платным. Вопрос «платить или не платить» в семье обсуждался, причём мачеха сказала: нет, пусть работает. И паренёк устроился в геофизическую партию.
Однако Виктор решил помогать младшему брату и заявил: Славик должен учиться! Так Славе Елатову выпало счастье стать студентом Ленинградского госуниверситета (1961–1966), где преподавали профессора с мировыми именами, некоторые из них захватили ещё дореволюционное время и лично видели Блока, Гумилёва, Северянина...
Любовь к литературе привела Вячеслава на филологический факультет, но вдруг его потянуло на философский, и он едва не ушел к «любомудрам»... Позже вспоминал: «Тарковский был одним из родных филологов, он стал для меня и крёстным отцом. Когда на втором курсе я задумал было оставить филфак, чтобы вновь поступить на философский, Ростислав Беакаевич два часа не выпускал меня из кабинета, пока не убедил: окончи сначала филфак, получи добротную конкретную специальность – и лишь потом иди и занимайся своей философией сколько твоей душе будет угодно!..»
Из всех возможных специализаций Елатов остановился на современной советской литературе и в дальнейшем всю жизнь изучал творчество писателей-шестидесятников. Неплохо он знал азербайджанский, английский и польский языки. Благодаря знанию последнего вместе с другом Олегом Дов­сяном они подрабатывали летом гидами польских делегаций.
Окончив ЛГУ, В. Елатов получил распределение в Прокопьевск. Так он стал нашим земляком-кузбассовцем. Два с половиной десятилетия он отдал учительскому труду в школе № 25, что на Красной Горке, окраинном посёлке, граничащем с Киселёвском. Все эти годы семья жила (а женился Вячеслав ещё до поступления в вуз) в квартире без горячей воды, но с остальными удобствами. Один сосед по лестничной площадке не реже раза в неделю напивался пьяным и дебоширил, гоняясь с ножом за своей женой, и лишь вмешательство Вячеслава Ивановича влияло на него успокоительно, как бальзам.
Другой пример: В. Елатов возглавлял комиссию школы по выделению жилплощади для педагогов и свято соблюдал принцип очерёдности. Однажды к нему домой пришёл некто, влезший в заветный список по блату, и начал скандалить, требуя предоставления квартиры. Елатов без церемоний выставил его. В результате этот незваный гость, выйдя во двор, запустил булыжником в окно – стекло вдребезги. Но квартиры без очереди он так и не дождался.
Когда начались шахтёрские забастовки, Вяче­слав Елатов не раз ездил к горнякам, беседовал с ними, стремясь выяснить истину происходящих событий, и пришёл к мнению, что рабочих предало профсоюзное руководство. Тогда ещё никто не понимал, что это было начало конца – конца советской власти. Но политическое время ускорялось на глазах, меняя лица правителей государства. Вячеслав Иванович увидел там, наверху, оборотней вместо тех, кому с детства привык беспрекословно верить, и болезненно переносил крушение идеалов.
В год полёта Юрия Гагарина он вступил в комсомол, а когда выбыл из него по возрасту, то в КПСС не вступал, хотя на самом деле всю жизнь придерживался коммунистических убеждений. И вот, в то время как стал наблюдаться массовый выброс партбилетов, учитель Елатов парадоксальным образом самовыразился, неожиданно вступив в партию, и состоял в членах вплоть до её запрета в 1991 году.
Ощутив невыносимость фальши новых веяний в школе, В. Елатов покинул педагогическую ниву и устроился учеником обувщика на обувной фабрике, где его звали не иначе, как Учитель. Позднее он работал охранником на железной дороге, откуда и вышел на пенсию.
Последние годы жизни (окончился его земной путь в 2022 году) Вячеслав Иванович посвятил литературоведческим трудам, печатаясь в журналах: «Литературное обозрение», «Огни Кузбасса» и «Консул», который до сих пор издаётся Олегом Саркисовичем Довсяном. В. Елатов выпустил два сборника литературно-публицистических статей: «Остаюсь учителем» (2014) и «Реплика с места» (2019). В предисловии к первому из них он писал: «Главное достоинство своих «открытых уроков» я вижу в том, что они жёстко привязаны к нашей жизни в постсоветское время. В этом смысле они и являются одним из документов эпохи: вот как воспринимал происходящее и как откликался на него советский учитель. Из этого, однако, не следует, что других достоинств в предлагаемых читателю статьях нет. Добротный филологический уровень я старался удерживать не только в работах, ориентированных на толстожурнальные публикации, но и в газетных публицистических миниатюрах. Насколько это удавалось – судить читателю».
У В. Елатова остались сын и дочь, есть внуки и правнуки. Один из внуков участвует в СВО с 2022 года. Растут свидетели новой эпохи.
Вячеслав Елатов
Лесков
Перечитывать сегодня заново Лескова нам подсказал литератур­ный календарь: не за горами уже и 2031-й, когда с помощью этой же ма­шины времени мы будем отмечать и двукратный вековому юбилей писателя.
Воспринимать классику «золо­того века» оте­чественной литера­туры нам теперь стало намного проще: не прибегая к работе вооб­ражения, а лишь включив на вполне реальной машине времени зад­нюю передачу, мы в тот же миг можем перенестись на полтора-два столетия назад, можем ощутить себя в какой-то степени современниками Николая Лес­кова и других исполинов русской ли­тературы XIX столетия. В науке с техникой мы, и правда, революционно ушли вперёд; но внутренний мир человека, воссоздаваемый в нравст­венных коллизиях словесного искус­ства, но социальное расслоение об­щества, выразительно представляе­мое в конфликтах художественных произведений, – легко узнаваемы, если не сказать, что они сегодня те же самые.
Не верится... Но вот мы вновь от­крываем знакомые нам с подростко­вого возраста лесковские рассказы «Человек на часах», «Тупейный ху­дожник» да восхищаемся легендар­ным Левшой и проникаемся не только отвращением к нравственному уродству тогдашних работодателей, но и гордостью, и верой в неисчерпае­мые духовные и физические силы народа-творца... Снимаем с полки книги с лесковскими праведниками и грешниками: очарованным странни­ком и Катериной Измайловой, инже­нерами-бессребренниками и одноду­мом... Перечитываем заново романы Лескова о нигилистах ... И задумыва­емся... В который уже раз задумываемся о судьбах нашей Родины, ищем поддержку и опору в родной речи!
Читать всего, считал Лев Толстой, вовсе не нужно; читать, по его мне­нию, следует только то, что отвечает на возникающие в душе вопросы. А вопросы, если не глушить их изо дня в день махро­вым цветом распустившейся продукцией шоу-бизнеса, громоздятся, как и во вре­мена Лескова, один на другой и, не получая внятных ответов, подталки­вают нас в сторону дремучего «криво­роса», о котором читаем в романе Лескова «Некуда». Вот и пишущий эти заметки читатель со всё воз­растающим интересом – от страницы к стра­нице, от главы к главе, от одной части к следующей, от первого ро­мана ко второму – перечитал-таки за­ново оба романа о нигилистах... На­стоящая машина времени – этот наш литературный календарь!
В этой статье не ставится задача всеобъемлющего разговора о многогранном творчестве одного из выдающихся русских писателей. На­помню лишь читателю, что с произ­ведениями «золотого века» на тему ина­комыслящих мы знакомимся по про­граммам средней школы. Тут вам и тургеневский ниги­лист Базаров с его другом Аркадием Кир­са­новым и откровенно окарикатурен­ными его «последователями» из числа откликающейся на модные веяния провинциальной молодёжи... И за­циклившийся на теоретических вы­кладках герой романа Достоевского «Преступление и наказание», инди­видуалистический протест которого парадоксальным образом перекли­кается с разглагольствованиями его антипода господина Лужина... Тут и противопоставление диванной оппо­зиции Обломова бурной деятельно­сти предприимчивого Штольца, в ре­зультате которого антагонисты – и тот, и другой! – оставляют впечатле­ние тягостной безысходности... И здесь же «разумные эгоисты» Чер­нышевского и некрасовский Гриша Добросклонов, для которых при всей исторической ограниченности круго­зора перспектива общественного развития уже была не за семью печатями и внушала оптимизм... Для всех них (за исключением, разумеется, успешных господ Лу­жина и Штольца), таких непохожих, таких разных, таких порой полярно настроенных и один другому проти­востоящих, общим было инакомыс­лие, направленное против сущест­вующего порядка вещей.
Лесков, будучи автором извест­ных романов о нигилистах, в упомя­нутых программах начального лите­ратурного образования не значится. Они остаются для чтения в зрелом и даже вполне изрядном возрасте, ко­гда внимание читателя уже не замы­кается на развитии действия и спорах героев и он, кроме этого, прояв­ляет живой интерес к мастерски воспроизведённым картинам жизни тогдашней матушки России, будь то быт провинциаль­ного захо­лустья или поражающая своими контрастами метрополия. А этого у Лескова хватает не только любознательному, но даже зацик­ленному в погоне за модой на пресловутый (будто мы до сих пор и слыхом не слыхивали о добротной документальной прозе!) «нон­-фикшн» проницательному читателю.
Уже современники отмечали у Лескова глубокое и всестороннее знание жизни различных слоёв то­г­дашнего общества, его социальных и национальных особенностей. На уникальную способность русских максим максимычей и жилиных по­нять и по достоинству оценить быт и нравы населяющих Россию народов обращали в своё время внимание Лермонтов и Толстой. Татары и немцы (как в ро­манах Гузели Яхиной), поляки (как вчера у Достоевского) и евреи помогли Льву Толстому увидеть в Лескове единомышленника: из всех, дескать, русских писателей он – «самый рус­ский». Этой оценкой далеко не рядового читателя подтверждается и достоверность изображения реалий тогдашней Рос­сии, и столь же отвечающий содер­жанию стиль, будь то авторская речь или речевая характеристика персо­нажей.
Это был писатель, не понаслышке судивший о жизни в тогдашней рос­сийской глубинке. На детские впе­чатления наслаивались и опыт ра­боты в канцелярии провинциального уголовного суда, и командировки по делам частной фирмы, которые имели своим продолжением про­фессиональные журналистские рас­следования.
В отличие от современников Лес­кова, романы «Некуда» и «На ножах» мы перечитываем сегодня если и не в один присест, то как единое целое, один за другим. Это объясняется об­щей для них темой: в первом повест­вуется об увлечении нигилизмом и наметившемся спаде этого общест­венного движения, во втором – о глу­боком а нём разочаровании. «Где же идеал?.. – задаётся вопросом отча­явшаяся Лариса Висленева, сестра одного из бывших авторитетных ни­гилистов. – Я без него... Я вся дитя сомнений: я ни с кем не согласна и не хочу соглашаться. Я не хочу ба­бушкиной морали и не хочу мо­рали внучек. Мне противны они и про­тивны те, кто за них стоит, и те, кто их осуждает. Это все люди с концом в самом начале своей жизни... А где же живая душа с веч­ным движением вперёд?» Молодая женщина, мы помним, так и не смогла выйти из духовного кризиса и стала ещё одной жертвой наступив­шего безвременья, тогда как, например, Саша Гриневич не стала замыкаться в уз­ком мирке своих личных пережива­ний и «пошла в люди»: «Я, неза­мет­ная и неизвестная женщина, – рассказывает она в своём исповедальном письме, – по­пала под колесо обстоятельств, накативших на мое отечество в начале шестидесятых годов, ко­торым принадлежит моя первая молодость. Без всякого призва­ния к политике, я принуждена была сыграть роль в событиях полити­ческого характера».
Не сгибаясь под бременем своего несчастья, Александра Ивановна пытается поддержать не только Ларису, но и павшего духом «красного социалиста» (как аттестует его отказавший в помощи против клеветников губернатор) Подозерова: «Люди дурных намерений в наше время очень цепки и выдержанны, а вот добрые люди, как вы, у нас, на наше горе, кипятятся».
Подозеров соглашается с генеральшей. И она продолжает:
– Так надо исправиться, а не сдаваться без боя. Я женщина, но я, признаюсь вам, такой уступчивости не понимаю. Вы человек умный, честный, сердечный, чуткий, но вы фантазёр. <...> мы должны добиваться того, что нам мило».
Центральное место среди основ­ных персонажей, начиная с завязки и вплоть до развязки и эпилога, занимают в романах Лескова о нигилистах образы девушек, оказав­шихся на по­роге принятия судьбо­носных для них решений: порываю­щая с родитель­ским домом нигили­стка Лиза Баха­рева в романе «Не­куда» и отступ­ница-праведница Саша Гриневич в романе «На ножах». Это восприни­мается как композици­он­ное ядро, от которого кругами рас­ходятся выхва­ченные из реальной действительно­сти типические харак­теры, картины и жанровые сцены. К этим романам, вместе взятым и каждому в отдель­ности, подошёл бы эпиграф из турге­невского стихотворения в прозе «По­рог» со скрежещущим осуждением «Дура!» и донёсшимся в ответ бла­го­говением: «Святая!»
Композиционные центры притя­жения отнюдь не соответствуют ие­рархии среди участ­ников нигили­стического движения. В романе «Некуда», например, в каче­стве ав­торитетов нам предложены горе-теоретик Красин и активистка «кри­вороса» Бертольди, не вызываю­щие у читателя симпатий. Не говоря уже о распоря­жающемся в «коммунарке» Белояр­цеве. А в романе «На ножах» Саша Гриневич вообще противопос­тавлена не только стриженым бер­тольди, но и одному из ведущих в своё время нигилистов Висленеву.
Мы знаем, какую непримиримую по отношению к нигилистам пози­цию занимал Достоевский (его роман «Бесы» тоже не для школьников). С другой стороны, мы знаем, с каким понима­нием и сочувствием изобразил того же нигилиста Тургенев. Мы много кой-чего знаем полтораста лет спустя. А вот что знал, понимал и предвидел уже тогда Николай Лес­ков?
В романе «Некуда» доктор Роза­нов, близко и до последнего общавшийся с Лизой Баха­ревой, не будучи нигилистом, говорит: «Ну, а я на моём стою: НЕКУДА [Выделено мной. – В.Е.] было идти силам, они и пошли в криворос». Название романа сви­детельствует о сближе­нии пози­ции героя с авторской, если не о полном их совпадении. «Граждане [речь идёт о нигилистах. – В.Е.] – тоже люди русские, — продол­жает Розанов, — ещё посмотрим, что из них будет, как они промеж себя разбираться станут». Выходит, что не только Розанов, но и сам Лесков воспринимал «криворос» как пролог чего-то пока не вполне ясного?
Но это, скажем, всё-таки пря­мая речь персонажей, и мы лишь опосред­ствованно, по тому, как автор им (Розанову, Водопьянову и Подозерову) явно симпатизирует, можем пред­положить, что они в данном слу­чае резонёры, озвучи­вающие точку зрения автора. Для того чтобы выйти напрямую на автор­скую позицию (в дополнение к уже сказанному выше о назва­нии романа «Некуда»), перефра­зирую отзыв Писарева о турге­невском Базарове: умереть так, как умерла Лиза Бахарева, – это уже подвиг. Мы помним, что непо­средственной причиной её бо­лезни и смерти стала прощальная поездка к месту заключения и казни Райнера, образ которого побуждает к сопоставлению его с «особенным человеком» в известном романе Чернышевского.
Можно сказать, что позиция Лескова по отношению к нигили­стам совпадает с тургеневской. Если речь идёт об убеждённых противниках существующего по­рядка, а не примазавшейся к ним тусовке. «Вы знаете, – объяс­няет социалисту Подозерову майор Форов в романе «На но­жах», где подобным перевёртышам от­водится львиная доля авторского внимания, – я принадлежу к так глаголе­мым нигилистам, – не к мошен­никам, которые на эту кличку откликаются, а к на­стоящим...»
А если сравнить настоящих Бертольди из первого романа и Ванскок из второго, то можно ска­зать, что авторское к ним сочув­ствие идёт по нарастающей. И, кроме того, даже измочаленный, вывернутый на­изнанку и начисто, казалось бы, выхолощенный Вис­ленев, ставший одним из тех мошенников-перевёрты­шей, о которых говорил майор Форов, отрёкшийся и прокли­наю­щий своё нигилистическое про­шлое, даже он бросает в лицо своему губителю Горданову: «Я стоял за самопожертвование, а ты принес свой поганый, все перепортивший дарвинизм с его борьбой за существование».
Упомянутая выше львиная доля повествования о мошенниках в романе «На ножах» концентрируется в основном вокруг образа бывшего нигилиста Горданова. Следуя примеру Гоголя, – «припряжем подлеца!» – Лесков тоже старательно запрягает в образную систему второго романа мерзавцев.
Сначала это был не уступающий в самоотверженности Висленеву нигилист: принадлежавшую ему землю Горданов отдал крестьянам. Но потом, когда скрытый в его натуре душевный изъян приводит к умопомрачительной метаморфозе и он превращается в нЕгилиста, у него созрело решение обманным путём эту землю вернуть. Об этом мы узнаём из письма Подозерова: "Этому мерзавцу есть до меня какое-то дело. Я помешал ему надуть крестьян ".
Конфликт с Гордановым выводит Подозерова на размышления об общем порядке вещей: "Словно это настало их царствие <...> Такова, видно, у нас роковая судьба путных людей ссориться между собою за мошенников, под предлогом разномыслия в теоретических началах, до которых мошенникам нет никакого дела и к которым они льнут только для того, чтобы шарлатанствовать ими"
Горданов выведен у Лес­кова в качестве теоретика и практика неГИЛизма (от «гиль»: чушь, вздор, чепуха, ерунда, предрассудок). Что же представляет собой это демагогическое, «поганое» учение? Будучи нигилисткой из настоящих, Ванскок «потребовала обстоятельнейших объяснений, в чем же заключается «дарвинизм» нового рода?
– Глотай других, чтобы тебя не проглотили, – отвечали ей коротко и небрежно».
– Он подлец! – вопияла Ванскок.
– Ничуть не бывало, – отвечали ей, – он только борется за существование».
А затем наш горе-новатор и сам стал учить её, как надо вертеться, чтобы жить не на одну зарплату:
– Глотай других, или иначе тебя самого проглотят другие <...> нЕгилистам дозволяется жить совсем на другую ногу, чем жили нИгилисты <...> Oдин, – взахлёб перечисляет он вчерашних с буквой «и», а сегодня через «е» нЕгилистов, – уже заметное лицо на государственной службе; другой – капиталист; третий – известный благотворитель, живущий припеваючи на счёт филантропических обществ; четвертый – спирит и сообщает депеши из-за могилы от Данта; пятый – концессионер, наживающийся на казенный счёт; шестой – адвокат и блистательно говорил в защиту прав мужа, насильно требующего к себе свою жену; седьмой литераторствует и одною рукой пишет панегирики власти, а другою – порицает её.
В приватной беседе с Ванскок Горданов учит её тому, до чего, свихнувшись, своим умом дошёл у Достоевского Раскольников:
– Живучи с волками, войте по-волчьи и не пропускайте то, что плывёт в руки. Что вам далось это глупое слово «донос», все средства хороши, когда они ве­дут к цели. Волки не церемо­нятся, режьте их, душите их, коверкайте их, подлецов, воров, разбойников и душегу­бов <...> борясь за существование, надо <...> не останавливаться ни пред чем <...> не только пред доносом, но <...> даже пред клеветой.
Уф!.. Тут Лесков явно почувствовал отвращение к своей работе... Мы тоже вернёмся к другим страницам романа, где речь идёт о прекрасных, светлых образах; их у Лескова хватает.
Задолго до разрыва с люби­мым ею Висленевым Саша обна­руживает, что они по-разному судят об окружаю­щем их мире: «Мы ко всему отно­сились розно, начиная с наших ближайших род­ных и кончая ро­диной». Тем не менее, она соби­ралась стать его женой. Оконча­тельный удар был нанесён ей по­тенциальным женихом по воз­вращении Висленева из Петер­бурга. Он сильно и не в лучшую сторону изменился: «Его идеалом в то время были женщины другого, мне во­все не­известного, но и незавид­ного для меня мирка. Он с жаром го­ворил о покинутых им в Петер­бурге женщинах, презирающих брак, ненавидящих домашние обязанности, издевающихся над любовью, верностью и ревно­стью...». И Саша отступилась.
Обратившись к Христу, она ре­шилась на свой никому не извест­ный подвиг: согласив­шись на брак с генералом Синтя­ниным, Саша с его помощью унич­тожила компрометирующие письма и списки участников ниги­листического кружка Висленева:»Всё это было со­жжено, но со­жжено вместе с моею сво­бодой и счастием, которые я спа­лила на этом огне...»
Саша Гриневич главную для себя ду­ховную опору нашла в Христе-Спасителе человечества. Но и среди смерт­ных у неё были еди­номышлен­ники. Например, управляющий соседним имением Водопьянов, образец бескоры­стия и любви к обездоленным и увечным. И в его же уста Лесков вкладывает рас­сказ о студенте-­бессребренике Спиридонове, ко­торый, среди прочего, уже полу­чив диплом врача, дважды усту­пал другим положенные ему на­значения.
Если тема нигилистов сосре­доточена у Лескова главным об­разом в двух названных романах, то с образами праведников чита­тель встречается в его произве­дениях гораздо чаще и при самых разных и порой неожиданных об­стоятельствах. Вот какими раз­думьями делится он с нами в за­ключительной части рассказа о часовом Постникове, ге­рое точного и безыскусного рас­сказа: «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра, не ожидая наград за него где бы то ни было. Эти прямые и на­дёжные люди тоже, мне ка­жется, должны быть вполне до­вольны тихим порывом любви и не менее тихим смирением».
О тихих порывах любви к ближнему мы читаем и в других, названных выше произведениях Лескова. Но вернёмся к роману «На ножах». Суждение Саши Гриневич звучит в унисон с этими авторскими размышлениями: "В пожерт­вова­нии себя благу других есть такое неописанное счастие, кото­рое дарит спокойст­вие среди всех нравственных пы­ток и мучений".
Праведница Саша не была нигилисткой, как Лиза Бахарева. Но, по сути, все настоящие нигилисты – праведники, ибо главное неоценимое достоинство их натуры – самоотверженность. Этой мерой измеряется и достоинство близких к ним по духу персонажей романов, будь то нескладные Бертольди и Ванскок, неприкаянный Юстин Помада или тот же «Сумасшедший Бедуин» Водопьянов, свято верящий в светлое будущее человечества: он убеждён, что придёт Христово царство. Ему возражают:
– Оно же пришло: мы христиане.
– Нет, нет, тогда «все раскуют мечи на орала и копья на серпы». Нет, это не пришло ещё.
– И не придёт.
– Придёт, придёт, придёт, люди станут умнее и будут добрее, и это придёт.
И вот как Лесков ставит точку в романе «На ножах»: «... нелегко ра­зобрать, куда мы подвигаемся, идучи этак на ножах, которыми кому-то всё путное в клочья хо­чется порезать, – делится в бе­седе с отцом Евангелом социа­лист Подозеров, защищавший ин­тересы обиженных реформой крестьян, – но одно только по­куда во всём этом ясно: всё это ПРОЛОГ [Выделено мной. – В.Е.] чего-то большого, что неотра­зимо должно наступить».

г. Кемерово
№6 Библиотечество