Огни Кузбасса 2024 г.

Прот. Сергий Адодин.  Вредные советы

Прот. Сергий Адодин
Как попасть в Царство Христово кратчайшим путем

Допустим, я автомобилист, и мне нужно добраться с работы домой. По прямой два километра, по дорогам три. Кто-то скажет, что нужно соблюдать правила дорожного движения. Ну, знаки там всякие, дорожная разметка, светофоры. Однако каждый знает, что быстрее доехать, когда не обращаешь внимания на остальных участников дорожного движения, летишь с превышением скорости, подрезаешь и бибикаешь всем, кто еле тащится. В духовной жизни для христианина обязательны Моисеевы заповеди и девять заповедей блаженств. Заучить их несколько проще, чем ПДД, но соблюдать, конечно, несколько сложнее, если не полюбил Бога и тех, кто Ему крайне дорог. То есть, всех других людей. А как любить Бога, которого не видел в глаза и людей, которых видел, но лучше бы не видел? Всех этих хищников, прелюбодеев и прочих лицемеров. Сложно все это. Можно попробовать просто считать себя единственным достойным Божьего Царства. Так намного проще. И совесть опять-таки не мучает.
Ездить по правилам тоже сложно, но, к счастью, автоинспекторами назначили людей, которых можно разжалобить разными способами. И это порой работает. Есть превосходный способ разжалобить Самого Творца в случае, если я – человек несовершенный. Стоп! А как это? Разве я не лучше всех? В Библии говорится, что кто считает себя совершенным, тому справедливый суд не оставит никаких шансов на спасение.
Еще там сказано, что никого и никогда не стоит осуждать. Мол, «Каким судом судите, таким будете судимы» (Матф.7:2). Некоторые водители считают, что на дороге то же самое. Дескать, пока грозишь нерадивому водителю или пешеходу кулаком, отвлекаешься же. Так и разбиться недолго. В общем, скукота сплошная. Смирение, милосердие, снисхождение. А пусть Бог примет меня таким, какой я есть. И радуется, что я вообще в Него верю.

Как угодить Христу, не ходя в храм

Если я не прибит гвоздями ко кресту, не в плену, не на каторге, где храма никакого нет, не обездвижен болезнью, то, скорей всего, никак. Все дело в том, что Бог нас любит намного сильнее, чем лучшая мать своего ребенка. И нет большего счастья для родителя, когда дети выросли, но все равно приходят в гости. Когда они хотят тебя видеть и не ограничиваются тем, что у них есть твое фото и чувствуют тебя в своем сердце. Любящий сын всегда придет на могилу к почившим родителям, хотя с точки зрения рационализма в этом нет никакого смысла. Итак, все упирается в любовь, а не в прагматизм. В этом и есть непрактичный смысл христианства. Любовь всегда непрактична. Если любишь Бога, никто тебя не отговорит ходить в храм. А если не любишь, никто не убедит. Вообще проще любить себя одного. Если Христос так щепетилен в вопросах веры, может, стоит угодить себе самому и ходить в храм только за святой водой?

Послушание превыше поста и молитв?

А вот смотря кого слушать.
«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19–20). Так ответили апостолы Иоанн Богослов и Петр Синедриону, когда тот противился Христу. Ну и пострадали за это. Попали в оппозиционеры, что невыгодно, конечно. Что касается поста и молитвы, они никогда не были самоцелью верующего человека, но только средством выражения любви к Богу и средством достижения любви к ближнему. Опять эта любовь. Что ж на ней все так зациклено?
Случается, что вышеупомянутое выражение о послушании может употреблять пастырь, забывший о том, что пасет не своих собственных овец, а Христовых. Причем в случаях, когда он желает слепого повиновения собственной персоне, желая в чем-то нарушить закон Божий. Печально, конечно, но факт. Иногда бывает и так. Поскольку каждый из нас будет на Суде оправдываться самостоятельно, следовало бы во всех непонятных ситуациях всегда выбирать сторону Христа, ведь мы христиане, а не человекопоклонники. С другой стороны, нас будет ненавидеть мир, что весьма неприятно. Некоторые считают, что Божья любовь важнее, нежели общественное мнение, но кого это волнует, в конце концов?

В каком возрасте лучше всего крестить ребенка

Исходя из своей пастырской практики, рекомендую ни к коем случае не выбирать момент, когда ребенку от одного месяца до двух. Ведь большую часть крещения малыш будет спать. Его не потревожит ни скопление народа, ни шум, ни даже краткое погружение в воду. Он еще не научился капризничать, ему пока еще все равно, кто берет его на руки. Все до единого сберегут свои нервы. Поэтому лучше всего дождаться, когда ребенку будет лет пять. До этого возраста позволяй ребенку абсолютно все. Тогда крещение превратится в феерическое событие, которого не забудет даже священник. Крики, скандал, истерика – это малая часть того, что произойдет. Яркие впечатления гарантированы.

Что делать, если у настоятеля никогда не бывает времени, чтобы ответить на Ваши вопросы

Бывает так, что священник постоянно занят, и ему не до тебя. Возмутительно, конечно. Есть сложный путь решения проблемы. Подумай, чем ты мог бы помочь приходу. Возможно, ты талантливый педагог, дизайнер, флорист (тут должно быть длинное перечисление всевозможных полезных профессий, ну, кроме киллеров, наркодилеров и т.п.) и мог бы потратить один час в неделю на пользу храму. Хотя нет. Целый час твоей собственной жизни. Плюс дорога туда и обратно. Деньги на проезд. Итак, теперь ты активный член прихода, настоятель тебя знает и ценит. А может, и не ценит. И теперь у него всегда есть время, чтобы побеседовать. А может, все равно нет времени. Но есть и другой путь – более простой. Можно обидеться и всем рассказывать, какими бессердечными бывают эти попы. Да ну их вообще.

Как правильно жить по Домострою

С одной стороны, Домострой является частным мнением автора, который даже не был канонизирован, и вроде как можно не придавать ему особенного значения. Но зато, с другой стороны, он учит, как сделать так, чтоб дом был полной чашей, в котором главе семьи живется легко и вольготно. Жена – друг человека. Рожает детей, производит еду, уют да помалкивает в паранджу, ой, то есть, в тряпочку. Христиане, зацикленные на любви, заявляют, что лучше жить не по Домострою, а по Закону Божьему, и не забывать, что любовь к Богу и ближнему заключается в жертвенности. Главное, говорят они, – помнить, что жертвовать нужно собой (своим временем, своими амбициями, гордостью), а не приносить своих домашних в жертву каким бы то ни было идеям, будь то это третий Рим, скрепы или (будем честны) банальная зажиточность.
Куда ни глянь, всюду сплошные жертвы. Помни, нудят эти странные люди, Богу дорог любой человек настолько, что Он за каждого из них умер на Кресте, не расстраивай Бога, обижая других людей. Но мы-то знаем, что, ссылаясь на Домострой, можно легко оправдать насилие (ну, так выражаются всякие хлюпики, не способные даже отвесить жене леща) над семьей. Потому, если в тебе есть дух настоящего мужика, а бить других настоящих мужиков чревато сдачей, бей жену и держи Домострой на самом видном месте.

Как смирять своих ближних

Никак. Смирись сам и покрой все любовью и снисхождением. Не хватает терпения – призывай Бога на помощь и преодолевай себя, распяв на своем кресте собственные страсти. В раю нераспятых нет. Помни: гордым Бог противится, а смиренному подает благодать.
Хотя о чем это я? Прошу прощения, оговорился. Это все философия для слабых. Сгибай своих домашних в бараний рог, унижай подчиненных. Иди по головам. Критикуй всех, кроме себя. Принижай чужие достижения, а себя выдавай за кого-то великого. Нет, ну а что? Иначе в земной жизни ничего не добиться. А с небесной само как-нибудь образуется. Наверное.

Можно ли бить свою жену

Между прочим, это великолепный и самый недооцененный на сегодняшний день способ не войти в Царство Небесное. Если ты совершенно случайно соблюл все заповеди и боишься попасть туда, где нет болезней, печалей и всякого воздыхания, – начни бить жену. Поскольку за нее распялся Христос, полюбив ее самой совершенной любовью, это даст стопроцентную гарантию того, что тебя на Страшном Суде не поймут. Ну а если ты слаб мускулами и распускать руки боязно, унижай и оскорбляй ее, не пропуская ни дня. Возможно, сам сатана уважительно пожмет твою мужественную руку при встрече. Сам. Сатана. Круто, правда?
Как заставить любящего мужа тебя ненавидеть, чтобы не пришлось каяться на исповеди
Есть превосходный рецепт – вредность. Все остальные способы уже описаны в брошюрках с перечнями грехов. То есть, придется каяться. А вредность туда включить забыли. Потому поспеши. Вредничай по любому поводу. Недрачливый мужчина – существо нежное, к женской вредности иммунитета у него нет. Поставь его в тупик. Что бы он ни сделал – на все отвечай вредностью. Со временем либо сам уйдет, либо повесится. Тут-то ему грех великий, а ты ни при чем. Можно дальше причащаться и смотреть свысока на изменниц, истеричек и скандалисток.

Супружеские отношения

Если никого не посвящать в то, что происходит на вашем супружеском ложе и все решать по обоюдному согласию, без привлечения мнения третьих сторон, это, конечно, будет правильно. Но скучно. Обойди всех известных тебе священников. Каждый из них непременно будет дипломированным сексологом, других в попы просто не берут. Про монахов только не забудь. Они ведь обет безбрачия дали для того, чтобы на каждой исповеди узнавать обо всех подробностях о том, что у кого происходит в спальне. А если какой монах воспротивится, оберегая свой слух, строго заметь, что раз уж он не убежал в пустыню, пусть слушает и терпит. Ибо нечего ему искать легких путей ко спасению.

Можно ли не читать Библию?

Можно, конечно. Мусульмане, буддисты, зоро­астрийцы не читают, например. И ничего. Христианину тоже можно не читать. Подумаешь, мне Бог хотел сообщить нечто важное. Если что, переспрошу у знающих людей в надежде, что они знают Священное Писание наизусть и поняли его не хуже, чем Великие Каппадокийцы. Справедливости ради, из врачей нужно выбирать тех, кто прочитал за время обучения в университете как можно меньше учебников. Ведь чем хуже знаешь теорию, тем лучше практикуешь. Не правда ли?

Как хранить Причастие

Это целая наука. Причастие – штука нежная. Чуть недоглядел – плесневеет, а благодать тут же испаряется. Чтобы такого не произошло, следует, причастившись, ни с кем не разговаривать. Старые церковные люди верно знают, что благодать уходит через рот. Поэтому, когда зеваешь, нужно непременно перекрестить рот, не то туда войдут бесы. Конечно, в Библии и у Святых Отцов Церкви о том нигде не написано, но, как известно, предания старцев людских намного важнее, нежели Закон Божий. В конце концов, где апостолы с пророками, а где старые люди? То-то же.
Итак, причастился, молча дошел до дома. Запри двери на все замки, отключи дверной звонок и все телефоны. А то, не дай Бог, придется с кем-то пообщаться. Шторы лучше занавесить, само собой. Отмени все походы по гостям. Благодатью ни с кем делиться нельзя. Если кто-то жаждет твоего утешения, если кого-то нужно выслушать, пусть утешаются самостоятельно и выслушивают себя сами. То же самое, если нужно какой бабушке огород прополоть, больного посетить и т.д. Ибо сказано кем-то: оскудеет рука дающего. Кем сказано? А вот не помню. Но зато как звучит!
Почитать ли святых
Ну, конечно! От них бывает великая польза. Ну, там, чтобы они решали за меня все мои проблемы, связанные с моей же ленью. Впрочем, сам я себе никогда в этом не признаюсь. Вообще религию очень удобно использовать как психологическое средство доказательства самому себе, что я в порядке. Иду по головам людей? Зато я каждый день прочитываю тропарь тому или иному святому. А другие, возможно, не читают. Святые наверняка обрадуются, что я их не забыл и в ответ помогут мне пройти по чужим головам еще дальше и выше. Есть, правда, один занудный поп, который утверждает, что почитать святых нужно не только молитвой к ним. Он считает, что нужно святым подражать в их поступках, учиться у них.
Глупости. Эдак придется, как они, не отрываться от чтения Библии, от храма не отходить. А вот еще: тайно финансовую помощь оказывать нуждающимся, быть правилом веры и образом кротости.
Нет уж. Хватит с меня акафистов и тропарей. А вот еще. Картинки умильные рассылать в соцсетях на память каждого святого. Вот я и почтил святых, а они взамен меня не оставят без своей помощи. Я – им, они – мне.
Кто сказал: язычество какое-то? А ну, кыш!
Самое главное место в храме
Когда-то, давным-давно, самым главным местом храма был Престол в алтаре. Но те смутные времена прошли и благополучно забыты. Сегодня всякий знает, что нет места святее небольшого пространства между амвоном и аналоем. Согласно авторитетным фольклорным источникам, там невидимо протекает огненная река, которая, понятное дело, разделяет мир живых и мертвых. Ну, помните? Калинов мост через Смородину, Змей Горыныч. Ох, не всякому можно было по тому мосту перейти! Народ зря не придумает. Взять ту же черную кошку, перебегающую дорогу. Кто-то посмеется, а ведь тут на самом деле прямая связь с запретным проходом. Батюшкам ходить можно. У них черная ряса есть, в конце концов.
Существует также частное мнение, что пересечь это сакральное пространство – значит тяжко оскорбить Кетцалькоатля, но я не особо склонен доверять этой непроверенной информации.
Раньше попы-консерваторы всячески избегали загораживать Царские Врата. Для этого они даже написали в Уставе, что аналой с иконой ставится перед амвоном лишь на время пения полиелея. Тем не менее, торжество всего нового над всем ветхим ныне позволяет нам перенести акценты из области литургической в теургическую. Итак, если кто почитает халдейскую премудрость, ходить между аналоем и амвоном не моги – и будет тебе счастье.

Как правильно исповедоваться

Предположим, ребенок огорчил своих родителей. Да еще и нахамил в ответ на упреки. Какое-то время он ходит, уверенный в собственной правоте, но потом приходит в себя и начинает мыслить более-менее трезво. Он понимает, что был неправ, и хочет вернуть доброе расположение тех, кто ему дорог. Вот он подходит и просит прощения, обещая так больше не поступать. А еще он думает о том, как бы загладить свою вину, после чего, к примеру, решает помочь родителям по дому. Мусор выбросить или посуду помыть.
Но мы-то с тобой взрослые люди и так делать не станем. Есть и другие способы. Возьмем, скажем, седьмую моисееву заповедь. Ну, конечно, она давно аморально устарела. Организм требует плотских утех, а брак – дело чересчур ответственное. Чреват обязательствами, рождением детей, раздел имущества в случае развода, алименты те же... Итак, ты вступил в сожительство. Понимаешь, что первый же попавшийся въедливый поп может не допустить тебя до причастия. Внимание, порядок действий.
Подходишь к исповеди с максимально церковным видом, не забыв взять благословение. Руку, понятное дело, целуешь так, как хотел бы, чтоб целовали тебе твои холопы, будь ты помещиком. Это может отвлечь внимание.
Все грехи называешь на церковно-славянском, не забыв про мшелоимство и рассеянность ума во время молитвы. Где-то ближе к концу говоришь о блудных помыслах, блудных ощущениях и блудных же движениях плоти (подразумевая под этим фактический блуд). После этого быстро упомяни о маловерии.
Не дав священнику опомниться, кротким взглядом посмотри ему в глаза и скажи, что тебя очень мучает очень важный вопрос и ты не можешь успокоиться. Этот важный вопрос может быть любым: от часов патриарха до мнимого греха настоятеля или благочинного. От тринитарных споров IV столетия до варлаамитско-паламитской полемики.
Благоговейно выслушиваешь ответ, сердечно благодаришь, не забыв упомянуть о духовной муд­рости и начитанности духовника.
Еще раз берешь благословение.
Profit! Ты прошел квест и допущен до причастия.
P.S. Если что-то пойдет не так, можно отвлечь внимание священника известием о том, что ты не успел дочитать целых две молитвы из Правила ко святому причащению. Тут желательно залиться слезами. Помни: истинное деятельное покаяние для слабаков!
Как правильно не поститься
Допустим, тебе не все равно, что думают о тебе священники. Ну, а вдруг? Некоторых из них почему-то беспокоит, соблюдаешь ли ты посты. Ну, конечно же, нет. Кому охота проводить дни без мясной и молочной пищи? Ну разве что врач запретит на время болезни поджелудочной железы или еще по какому поводу. Итак, что отвечать приставучим попам?
Можно вступить в жаркую полемику, доказывая, что пост – рудимент Ветхого Завета. Мол, ага, давайте еще на козла сваливать грехи Израиля и в пустыню отпускать. Можно заявить, что слова Христа “придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься”, к тебе не относятся, поскольку ты сын чертога брачного и печали тебе неведомы. Почему неведомы? Да потому, что Бог у тебя в душе и ты с Ним никогда не разлучался. Только вот споры чреваты стрессами, а оно тебе надо?
Итак, рецепт.
Кротко наклонив голову, объяви священнику, что тебе поститься нельзя по причине слабого здоровья (диагнозы лучше не называть, поскольку некоторые попы могут иметь некоторые представления о медицине) и архиерей благословил тебе не поститься. Поп проверять не станет. Гарантия 146%. А там, где есть благословение владыки, никакой священник спорить не станет. Зато начнет тебя уважать за мнимое знакомство с управляющим епархией. Обман? Ну да, обман. В первый раз, что ли?

За кого идти замуж

Казалось бы, странный вопрос. Конечно, за православного. С другой стороны, а вдруг он из тех, которые постятся, читают молитвы и слушают радио «Радонеж»? Понятное дело, тоска зеленая, а не замужество. Еще чего доброго, в попы подастся. Подружки говорят, что попы на мерседесах ездят, но ты это уже проверяла. Некоторые ездят. Конечно. Но они, как правило, женаты на поповнах. Стало быть, в такую малину не пробиться, ведь ты не дочь священника. К тому же, попадьи учились на регентском в семинарии, а это уж точно перебор. А в деревню попасть неохота. К тому же эта борода. Ладно бы еще из барбер-шопа, аккуратно постриженная. Деревенские попы сплошь лохматые, как Карабасы-Барабасы.
Надо за человека светского. Чтоб волевой, на машине не в кредит, в Таиланд ездить зимой, в ювелирный салон на день рождения ходить. Только вот налево если ходить станет, что тогда? Мучайся потом от ревности, страдай, устраивай истерики.
Нет. За мусульманина надо. У них с этим делом строго, да и не хлюпики они. Красавцы все как на подбор. Акцент еще милый. Таким и похвастаться не стыдно. Но твой духовник (ну, как – духовник? Дважды в год принимает твою исповедь) против. Говорит, мол, потом детей крестить не разрешит. Ты и эту информацию проверила у подружек. Некоторые крестить разрешают. Которые мечеть не посещают, Коран не читают и не совершают намаз. Но вот причащать и водить в воскресную школу не дают. Иначе им стыдно перед своей родней.
Дилемма.
Хотя нет, какая дилемма? Дети потом сами решат: ходить им в храм или не ходить. Когда вырастут. Лучше, конечно, не ходить. А то еще вырастут хлюпиками.
Как правильно просить прощения
Просить прощения на самом деле очень важно. Нет, я нисколько не смеюсь. Да, я знаю, что ты лучше всех, а все окружающие сплошь глупцы и ненормальные. Только эта уверенность в себе должна подкрепляться чужим мнением. Все вокруг должны знать, что ты лучше их. В противном случае у них будет иллюзия, что это они лучше тебя.
Итак, за что просить прощения? Проблема в том, что люди постоянно обижаются на правду о себе. Можно, конечно, держать их в неведении об их ошибках, но тобой же двигает праведное желание изменить их к лучшему. И ты неоднократно открываешь им глаза на себя. Они не так живут, не так выполняют работу, не так воспитывают детей, неправильно молятся. В ответ, само собой, обиды и неблагодарность. А когда люди вообще были благодарны? Вот если бы тебе говорили о твоих ошибках, ты бы себя так не вел. Другое дело, что ты никогда не ошибаешься. Нет, ты мог бы, поскольку тоже человек. Но пока никак не получалось. Вины за собой ты не ощущаешь, поскольку извлечь из глаза брата соринку – святая христианская обязанность, а бревнами в собственном глазу ты так и не обзавелся.
Но брат обижен. Стало быть, надо попросить прощения. Но вовсе не за то, что ты исполнил волю Божью, а чтобы ближний не согрешал также и обидчивостью. Выбери день, когда ты причащаешься. Смело подойди к обиженному. Твердым голосом скажи: “Я сегодня причащаюсь, прости меня”. Понятно, что он будет ждать совсем других слов, типа, я был неправ, что вмешивался в твою жизнь и ставил себя выше тебя. Но не дело потакать его страстям. Пусть знает, что ради причастия ты готов даже на такое. Людям трудно понять, что ты лучше их. А ты – лучше.

Не податься ли в священники?

Если ты, конечно, мужчина. Если женщина, можно попытать счастья где-нибудь у скандинавских лютеран. Только вот придется перестать быть православной. Итак, ты мужчина, женат первым браком на неразведенной (или же ты холост). Если есть судимость, путь в попы заказан, если только ты не отсидел за религиозные убеждения во время гонений советской власти. Сперва потребуется получить духовное образование. Очное обучение в семинарии подразумевается в том случае, если ты не женат. В противном случае лучше рассмотреть заочное обучение на теологическом факультете. Потребуется рекомендация от настоятеля какого-либо храма. А это означает, что прежде ты должен стать, к примеру, алтарником.
Теперь вопрос: зачем тебе это надо? Богатых сельских священников я пока не встречал. Средняя зарплата городского священника ничем не лучше зарплаты офисного сотрудника, врача или преподавателя.
Уважение? Проще стать светским начальником. Уважение от прихожан? Возможно. Но твои соседи не станут уважать тебя только за то, что ты станешь носить рясу. Скорее, даже наоборот.
Работа легче? На службе ты всегда на ногах плюс вокальные нагрузки. Это уж кому как. Рабочий день будет ненормированным, поскольку, помимо служб, обязательно будут дополнительные послушания вне храма. Запланировать сводить детей в парк станет значительно сложнее, поскольку суббота и воскресенье гарантированно выпадут из такого графика.
Духовная власть над прихожанами?
– Батюшка, скажите, а можно ли мне в пост пить кефир?
– Отче, благословите продать дачу.
– Поговорите с моим сыном, он отказывается ходить в храм.
Так разве это власть? Это куча ответственности за каждое слово.
Хочешь, чтобы тебе целовали руку? Хм, а ведь и правда, крепостное право отменили и руку целуют лишь попам да архиереям. Тогда точно и определенно надо идти в попы. Есть один нюанс, правда. В случае государственных гонений на Церковь вешать тебя придут твои соседи – крещеные православные христиане.
А что если ты ищешь священства для того, чтобы послужить Христу? Если ты искренне желаешь просвещать светом Христовым своих соотечественников? Не ради славы или денег. Ну, а вдруг? Тогда все равно помни: во время гонений те же крещеные люди будут вешать тебя с неменьшим удовольствием, как если бы ты был обычным мироедом.

Как защититься от колдунов

Колдуны страшные. Могут порчу навести или сглазить. А могут так заколдовать, что у тебя рога вырастут. Или уши ослиные. Все это знают. А кому охота стать жертвой колдовства? Надо ведь что-то делать. Апостол Павел, тот наверняка мог что-то дельное подсказать. Ну, там, обереги какие, красную нить вокруг запястья. Непременно с Иерусалима чтобы. Вифлеем, Дамаск, Китеж-град, само собой, совсем не то, что Иерусалим. А почему красная, а не зеленая, кстати? Или голубая. Голубая смотрелась бы шикарнее. Но все мы понимаем, что красная работает эффективнее, потому что... Просто потому что.
Итак, мог бы Павел нам помочь? Мог бы. Но не стал. Говорит, мол, если Бог с нами, то кто против нас? Ему-то легко говорить. Где он и где мы. В общем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Некоторые попы кивают на опыт св. Иустинии, мол, девица в храм ходила, исповедовалась, причащалась, и ее не смог заколдовать такой могущественный колдун, как Киприан. Он даже по воздуху летать умел. А случилось ему выполнить заказ приворожить ее – не смог. Наверняка недоговаривают чего-то. Может, она ходила к бабушке какой. А та ей наверняка защиту навесила против порчи и сглаза.
Бабушки – сила. Все всегда знают. Жены неверных мужей когда ходят к бабушкам, узнают, что их благоверные не просто так уходят к тем, кто помоложе и красивее, а только в результате приворота. Ясно дело: кто же без колдовского воздействия позарится на чужую молодость и красоту? Дураков нет. Да и сварливость жены никогда никого не отталкивала за всю историю человечества. Только качественный приворот.
Да бабушки легко сами могли бы наколдовать себе молодых и красивых мужиков в любовники. Могли бы, но не хотят. Почему-то. А экстрасенсы и ясновидящие могли бы покупать себе выигрышные лотерейные билеты. Дело-то нехитрое. И не пришлось бы зарабатывать на жизнь копейки. Но реальная магия – дело загадочное, как мы все понимаем.
Так что, как ни крути, а красную нить придется купить. И чтобы сертификат был, а то вдруг подсунут суррогат из Мытищ. Ну и без бабушек никак. А то, что Бог запретил обращаться за помощью к волшебникам, так Он просто их недооценил. Вангу ту же, Нострадамуса еще. И Кашпировского с Чумаком.

Как правильно сказать проповедь

Если ты поп или семинарист. Да, семинаристы тоже проповедуют с амвона. Даже если не хотят. Приходится, потому что иначе не аттестуют по гомилетике. Священникам тоже не всем охота, но надо. Работа такая.
Конечно, если тебе есть что сказать присутствующим в храме, проблемы никакой нет. А если сказать нечего? Например, если ты не читаешь Священное Писание. Или если ты вообще ничего не читаешь. Читать вообще вредно. Это отнимает время. Мысли еще всякие от этого заводятся в голове. Их думать приходится.
Если тратить свое время на чтение и на то, чтобы узнать жизнь прихожан, проповедовать нетрудно. Просто говоришь то, что считаешь важным для своей духовной жизни и для каждого присутствующего. Но нам сейчас нужно понять, как выходить из положения, если ничем таким ты свою голову забивать не собираешься.
Итак, варианты:
1. Прочитав Евангелие на церковнославянском, просто пересказываешь его на русском. Все вежливо внимают.
2. Прочитав чужую проповедь из интернета, пересказываешь ее своими словами. Все думают, что ты опытный проповедник. Подходит любому семинаристу.
3. Если ты пишешь кандидатку, диплом, курсовую работу и т.д., наизусть зачитываешь оттуда главу. Главное, употреблять побольше непонятных слов. Все впечатлены твоей ученостью.
4. С амвона жалуешься на жизнь, бесов, колдунов, масонов, происки империализма. Все сочувствуют тебе и самим себе.
5. Рассказываешь интересные истории и церковные анекдоты. Все улыбаются и думают, что ты мировой батюшка.
6. Зачитываешь синодальные документы, которые ты и так должен доводить до сведения прихожан и сотрудников. Никто не замечает подмены.
7. Изобретаешь что-нибудь свое.
Ну вот и все. Никаких проблем. А то, если не будешь проповедовать, кто-нибудь пожалуется благочинному или архиерею. А так и овцы целы и волки сыты.
Кому нужны образованные прихожане
В плане духовного образования – да никому особо. Ни самим себе, ни близким, ни духовенству. Рассуди сам: ты потратишь свое время и деньги (книжки умные, проезд, иногда плата за обучение). От многих знаний много печали. Новые мысли в голове родят новые вопросы. А кому охота их формулировать и кому охота на них отвечать?
Образованные прихожане – это стабильная головная боль для тех священников, которые не желают постоянно повышать уровень тех знаний, что они получили в семинариях. Вот даже анекдот такой сочинили.
Приходит на исповедь девушка. Юбка в пол, глаза туда же, вся обмотанная платком. И дерзко так вопрошает, какова богословская позиция батюшки по поводу монографии о. Иоанна Мейендорфа по поводу варлаамитско-паламитской полемики, которую честной протопресвитер написал в период окормления им русской диаспоры в Париже. Батюшка онемел на минуту, а потом как воскликнет:
– Дура! Замуж! Срочно замуж!
Ну, то есть понятно, что батюшка-духовник ожидал вопросы полегче. Наподобие, в какой монастырь съездить, если экзамен сложный предстоит, или какого сорта ладан погрызть в случае болей в спине. Так что, если вдруг появилась мысль пойти на епархиальные богословские курсы или, чего доброго, поступить на бакалавриат по теологии, гони эту злосчастную мысль прочь. Оставь попу роль жреца, которого надо звать в случае, если нужно что-то получить от Бога. Оставь ему также роль шамана, который знает “места силы” и имеет харизму для совершения мистических действий. Полуобразованное духовенство и невежественные прихожане – это именно то, что нужно, чтобы князь мира сего продолжал занимать некогда узурпированную им власть. Зачем тебе катехизис и догматика, если вместо этого можно пожевать ладан или земельку с чьей-нибудь почитаемой могилы?

Око за око, зуб за зуб

Абсолютно устаревшая заповедь. Варварство полнейшее. То есть, если тебе выбили глаз, обидчика приговаривают к потере глаза. Товарищи, да что же это? Какая-то дикость древне... этого... вековья, наверное. Ну мы же современные люди, а не дикари какие-то. У нас компьютеры есть, электронная почта, в конце концов.
Вот я, допустим, опоздал на работу. Ну, раз-другой. Ну, третий. Ну еще когда опоздал. Форс-мажор, так сказать. Мне вообще рано вставать тяжело. А сотрудник мой взял и нахально вложил меня по полной перед начальством. Дескать, систематически опаздываю. Коллега, называется. А начальство, недолго думая, премии меня лишило. И что же, мне тем же самым отплатить обидчику? Я, может быть, и послушался Моисея, но ведь это порождение ехидны и нильского крокодила вообще никогда не опаздывает. И уходит если не вовремя, то позже. Какое тут око? А добьюсь-ка я его увольнения. Найду единомышленников, настрою их в нужном ключе, анонимку состряпаю, методов много различных. И тогда восторжествует справедливость Ламеха. Тот мужик вообще достойный. На него и рта никто не разевал. Чуть что – пику в бок.
А что касается “Мне отмщение, и Я воздам”, так все знают, что этого отмщения можно при жизни так и не дождаться. Не говоря уже о подставлении левой щеки, когда тебе оскорбительно съездили по правой. С такой философией далеко не уедешь. Апостолов, вон, поубивали так всех. Ну, почти всех, кроме Иоанна Богослова. Ну а я-то не апостол, а простой человек. Вот и буду по-человечески поступать с обидчиками. А то, что за снисхождение к тем, кто меня опечалил, обещается снисхождение на Суде, это не про меня. Я-то чем согрешил? Никого не убил, ни у кого не украл, живу по понятиям. Так что лучше меня не трогайте, а то позвоню куда следует.
Как отвратить от Православия колеблющихся
Оставь рассказы о попах на мерседесах, виллах архиереев и часах патриарха для тех, кто точно не собирается ходить в храм. Твоя цель – сомневающиеся и “православные захожане”. Ну, то есть те, кто отстаивает всю службу два-три раза в году. Поскольку это тоже не ерунда какая-то, потребуется тяжелая артиллерия курощения.
Начни с того, чтобы указывать окружающим на их грехи. Видеть их достаточно просто. Вообще кругом сплошные грешники и лицемеры. Кроме тебя, само собой. Упрекай окружающих в нехранении постных дней. Сделай так, чтобы имя твоего духовника звучало из твоих уст не реже, чем реклама из телевизора. Навязывай всем чтение акафистов, посещение ближайшего монастыря, отчитки и крестные хода. Интерпретируй все беды мира личным неблагочестием родственников, знакомых и коллег. Любую критику в адрес согрешающих членов Церкви объясняй происками врагов Церкви, а не тем, что всякий человек слаб. Из житий святых выбери те, что изданы без грифа издательского совета и архиерейских благословений. Найди среди них те, что писались неизвестно кем и неизвестно о ком. Желательно, конечно, чтобы этих лиц вообще не было в святцах Православной Церкви. Шарбель и Славик Чебаркульский вкупе с Пелагеей Рязанской – самое то. Так вот. Цитируй оттуда самые дикие места тем, кто еще не обложил тебя и Церковь по матери. Не забудь и про младостарцев. Самое главное – ставить самые нелепые их изречения превыше Символа Веры.
Будь упорен. Не давай никому продыху. Звони, пиши, подстерегай. Напрашивайся в гости, даже если тебя не зовут.
Да, предстоит серьезный труд. Возможно, кто-то не пожелает тебя видеть и слышать. Дай знать каждому, что ты регулярно бываешь во всех храмах епархии. Чтобы ранее колебавшиеся в вере понимали, что могут повстречать тебя, даже если случайно зашли в самый дальний храм за святой водой. Зато результат будет блестящим. Чем в храмах меньше народу, тем больше там будет кислороду. Для тебя.

№ 3 Православные чтения