Выступление главы Национальной ассоциации драматургов Ю. М. Полякова
Я предлагаю считать работу правления Союза писателей России за отчетный период удовлетворительной и выражаю горячую надежду, что и на следующие пять лет нашу организацию возглавит Николай Федорович. Нашей ассоциации драматургов скоро исполнится пять лет. До этого, как ни странно, не было никакого общефедерального объединения драматургов. Но и за эти пять лет кое-что удалось сделать, а главное – это наш конкурс «Автора на сцену», который мы проводили при поддержке такой организации, как «Театральный агент». Тем, кто интересуется: в нижнем фойе лежат наши альманахи «Автора на сцену» с пьесами-победителями. Мы десятерым драматургам дали дипломы, а под дипломы выдали по миллиону рублей на постановки. Правда, это было до известных событий; сейчас, конечно, ситуация более сложная. Хочу сказать, что уже в 2017 году, когда мы проводили первый конкурс, там были интересные, сильные пьесы (их немного, но несколько штук было), посвященные событиям на Донбассе. Однако все наши попытки предложить эти пьесы театрам, даже с миллионом (что для Москвы, конечно, смешные деньги, но для регионального театра, скажем того же Рыбинского, на эти деньги можно хороший спектакль поставить), не увенчались успехом. С чем это связано? Я думаю, это связано с тем, что 30 лет культурная политика в нашей стране во многих областях, в частности в литературе и театре, была направлена не на укрепление патриотического сознания, не на сплочение общества, не на подготовку общества к испытаниям, а, наоборот, на его разложение и внедрение нездорового динамизма. Это легко подтверждается тем фактом, что глупо пацифистское письмо против специальной военной операции вышло в марте именно от театральных деятелей, начиная с руководителей нашего Всероссийского театрального общества, а затем уже его подписали и ведущие художественные руководители, режиссеры, продюсеры и т. д. То есть театр сейчас в руках людей, которых интересует в лучшем случае только их профессия и самовыражение. Судьба Отечества им неинтересна. Формировали эту когорту наши государственные чиновники. Им нужно каким-то образом из этого положения выходить. Каким – пока не видно, а уже исполнился год военных действий. Кто сидел, там и сидит, потому что прошел год с начала СВО, а не вышло ни одного спектакля, посвященного этим событиям. Хотя, как я уже сказал, пьесы есть, и их стало еще больше. Это говорит о том, что если в других сферах какое-то движение началось, то в театральной – застой. А нормальные драматурги, продолжающие традиции, пишущие социально острые, проблемные произведения в разных жанрах, в разной стилистике, – они не востребованы. Почему? Потому что театры современные пьесы не ставят. Есть десятки, если не сотни театров, в которых самая свежая современная пьеса – это Вампилов. Вампилов – замечательный драматург, но он умер полвека назад. Им современность неинтересна. Им интересна новая драма (скажем, «Золотой маске»). А что такое новая драма? Это драматургия иногда и неплохая, но она, как говорил наш президент, драматургия с пониженной социальной ответственностью. Так что для нынешнего театра если и ставить современную пьесу, то именно такого характера. Каков выход? Много в свое время смеялись, и тот же мой любимый Булгаков, над реперткомами, и справедливо смеялись. Но я вам хочу сказать, что уж лучше пусть будет государственный репертком, чем антигосударственный, который у нас работает в стране с 1991 года! Сначала он работал вполне легально при Ельцине, до начала СВО он работал полулегально, но полностью определял репертуар и продолжает определять, потому что все люди на местах. Министерство культуры этим абсолютно не интересуется, это я вам говорю как бывший председатель Общественного совета Министерства культуры. Нам даже не удалось спасти несчастную Татьяну Васильевну Доронину – у нее отобрали театр под видом освежения театрального пространства и в итоге отправили ее в дом престарелых. Так что этот антигосударственный репертком работает. Я думаю, что мы должны от имени писательского сообщества обратиться напрямую к президенту. Если он этого не знает, то открыть ему глаза. Если он это знает, то просто сказать: раз знаете, то, пожалуйста, действуйте. А то по телевизору говорят о том, что все должны выступить единым фронтом, в том числе деятели культуры, но как бы условий для его создания (здесь критиковали создание фронта, но в хорошем смысле действительно какой-то нужен) не создается. Вот, на мой взгляд, те главные проблемы, которые сейчас есть в драматургии. И последнее. Наша ассоциация сейчас готовит аналитическую записку в верха, там есть кому показать и передать соответствующие материалы. Мы из МХАТа убрали этого разрушителя Боякова; правда, прислали Кехмана (хрен редьки не слаще), но тем не менее. Так вот, я прошу, пользуясь тем, что вы здесь представляете свои писательские организации, очень хорошо знаете свою культурную жизнь, напишите нам несколько страниц о том, как в вашем областном или республиканском театре действительно представлена современная драматургия, современная тематика. Мы это обобщим и постараемся передать как можно выше. Может быть, поможем.