Огни Кузбасса 2022 г.
№3

прот. Сергий Адодин. Справочник православного христианина ч.4

Таинство Брака
Брак как Божественное установление определен человеку Богом еще до грехопадения, раскрывая само разделение человеческой природы на мужскую и женскую (см. Быт.1:27–28). В новозаветной церкви брак также является особым Таинством как освящение естественного и законного союза мужчины и женщины, возводящее его в качественно иную ступень христианского совершенства: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:31). Уже в апостольские времена различался брак вообще и христианский брак «в Господе» (см. 1Кор. 7:39), который был особым делом веры и Церкви. Христианский брак – это Таинство, в котором при свободном волеизъявлении жениха и невесты перед церковным собранием священник благословляет их супружество как образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивает им у Бога благодать и помощь в достижении единства, взаимопомощи, взаимодополнения и деторождения для христианского воспитания детей.
Впрочем, брак не является неким средством для достижения некоторых целей, например обязательного чадородия, но имеет особое религиозное измерение. Господь разделил человеческую природу надвое, и ни один пол в отдельности не обладает совершенством. В браке супруги дополняют друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, становясь душевно и телесно одной плотью (Быт. 2:24; Мф.19:5–6), и достигают совершенства в Боге.
Христианскую семью называют малой Церковью, поскольку в браке, как и в Церкви, осуществляется единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.
Человек живет для счастья, а для этого он должен отозваться на Божий призыв. Это возможно посредством самоотречения ради ближних. Этой цели и служит брак, в котором как раз и преодолевается греховность и ограниченность падшей человеческой природы ради самоотверженной любви. Посредством христианского брака, учась любви к своей «второй половинке», человек учится любить Творца и приближается к Нему. И наоборот, секрет совершенной человеческой любви лежит в любви к Богу. Таким образом, брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов к совершенному счастью вечного Божьего Царства.
Желающие сочетаться христианским браком, или, проще говоря, повенчаться, должны быть практикующими православными христианами (то есть не на словах только, не просто по факту Крещения, а на деле, регулярно приступая к Евхаристии и храня Божий Закон). Они должны понимать, что разрушение брака, утвержденного Богом, посредством взаимного нанесения обид, небрежности друг о друге, а также нарушения обета верности – тяжкий грех. Хочешь огорчить друга – причини зло его ребенку, хочешь огорчить Бога – поступи соответствующе с Его чадом, то есть со своим ближним.
Для венчания традиционно требуются две иконы – Христа и Пресвятой Богородицы, которыми в конце Таинства священник благословит супругов. Заранее приобретаются обручальные кольца как знак вечности и неразрывности брачного союза. Существует также обычай приносить тонкое белое полотенце, достаточно длинное, чтобы на нем свободно могли стоять невеста с женихом. Свечи можно приобрести уже непосредственно в храме либо принести с собой.
День и время венчания обговариваются со священником заранее и желательно лично, чтобы он мог удостовериться в правильном понимании целей брака обеими сторонами. Логично венчаться сразу после участия в Божественной литургии, причастившись Святых Таин. В случае совпадения регистрации в загсе со временем литургии допустимо причаститься ранее, ведь речь идет о двух людях, регулярно участвующих в Евхаристии. В противном случае венчание является лишь профанацией Таинства в дань моде или из магических побуждений, мол, факт венчания сам по себе защитит молодую семью от развода и прочего зла. Священник, венчающий подобных псевдохристиан, становится, таким образом, соучастником этой профанации из человекоугодия или сребролюбия.
Традиционно приглашают двух свидетелей – православных христиан (мужчину и женщину). В дореволюционной России, когда церковный брак обладал юридической силой в правовом поле государства, венчание обязательно совершалось при поручителях. Они подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге, хорошо зная жениха и невесту. Свидетели принимали участие в обручении и венчании, придерживая венцы над головами молодых. В условиях отделения церкви от государства наличие таких поручителей – свободный выбор брачующихся.
Венчанию предшествует обручение, совершаемое в притворе храма, во время которого жених и невеста надевают кольца. Само венчание начинается торжественным входом брачующихся на середину храма. Их ведет священник, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать за Богом. Хор сопровождает это действие пением псалма, прославляя благословленное Богом супружество. Встав на постеленное на полу полотенце, жених и невеста перед лицом церковного собрания подтверждают свободное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обязательств вступить в брак с кем-то иным. После краткой ектении о душевном и телесном благосостоянии жениха и невесты священник произносит три молитвы о брачующихся. Затем на жениха и невесту возлагаются венцы и совершается троекратное благословение супружеской пары. Далее следуют апостольское и евангельское чтения. Произносится молитва о сохранении сочетавшихся друг другу в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их – нескверным, сожительство непорочным и чтобы Господь сподобил их дожить до старости при чистосердечном исполнении Его заповедей. После молитвы «Отче наш» священник дает паре испить вина из общей чаши и трижды обводит новобрачных вокруг столика с крестом и Евангелием под пение тропарей. Сняв венцы, священник подводит новобрачных к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери. Здесь же им дается крест для целования и провозглашается многолетие.
Венчанию обязательно предшествует регистрация брака в загсе. Хотя Православная церковь и не считает зарегистрированный гражданский брак незаконным сожительством, тем не менее он не имеет Божественной благодати и для верующих православных подлежит скреплению в Церкви. Нужно сказать, что далеко не всякий гражданский брак может быть освящен венчанием. Так, церковные правила не допускают вступления в брак более трех раз. Не благословляется брак, если хотя бы один из брачующихся не является верным чадом Православной церкви. Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Состоявший ранее в церковном браке обязательно должен взять разрешение архиерея на вступление в новый брак. Если жениху меньше 16 лет, а невесте – меньше 18 или же обоим более 80 лет, венчание не совершается. Монашествующие и неспособные к половому общению также не могут вступать в брак. Еще одно препятствие к совершению венчания – кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении (крестный – крестница, к примеру). Над второбрачными и прожившими в зарегистрированном браке более 25 лет совершаются отдельные чинопоследования.
Муж и жена, будучи частицами церковной полноты, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу, и должны пребывать во взаимной любви и уважении.
Таинство Елеосвящения
(соборование)
Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного Божья благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. Оно чаще всего совершается Великим постом, но также может преподаваться нуждающимся и в любое другое время. Во время соборования христианин семь раз помазывается священниками (в идеале их должно быть семь, но может быть и один) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом читается апостол и Евангелие, произносятся молитвы о недужном.
Некоторые считают, что в соборовании человеку прощаются забытые грехи, но это скорее фольклор, нежели литургическое учение. Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии) и имеет явный покаянный характер. В древности это Таинство подразумевало служение литургии у постели больного (с исповедью и причащением Христовых Таин, само собой).
Елеосвящение, не будучи предсмертным благословением (как полагают суеверные люди), служит для восстановления и возрождения человека к жизни и в первую очередь призвано освободить человека от его греховного состояния.
Богословским основанием Таинства является отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12–13), и фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф.10:8). Апостол Иаков свидетельствует, что это Таинство совершалось в Церкви в самый древний период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).
В соборовании елей символизирует церковную молитву и Божественную милость. Вино и елей в древности использовались в медицине, так как считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает успокаивающим эффектом. В Таинстве также используется всыпанное в сосуд зерно, в которое принято вставлять семь горящих свечей. Эти зерна служат двойственным символом новой жизни в зависимости от того, какая судьба постигает больного в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.
До VI века соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и по сей день. Таинство может совершаться над человеком неоднократно и по различным причинам.
Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней церкви это Таинство чаще всего совершалось тремя священниками, но уже тогда соборовать мог и один. С VII–VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.
Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Таин. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся ради их примирения с Церковью, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.
Таинство Священства
Священство есть Таинство, в котором Святой Дух правильно избранного кандидата чрез рукоположение архиереем поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Следует напомнить, что здесь используется образ овцы как незлобивой твари. Овца не ест других животных, не воюет против них. А пастух пасет не своих личных овец, а Божьих, следовательно, несет перед Ним полную ответственность. Никакого права превозноситься над прихожанами он не имеет.
Незадолго до Вознесения Господь сказал Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19–20). Таким образом, священническое служение включает в себя учительство, священнодействие и управление. Это служение называется также пастырством. Священнослужители поставляются, чтобы пасти Церковь (Деян. 20:28).
Институт священства в Церкви – это Божественное установление. Сам Господь «поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» (Еф. 4:11–12). Апостолы сами совершали это Таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (см. 1Тим. 4:14; 2Тим. 1:6), пресвитера (см. Деян.14:23) и диакона (см. Деян. 6:6). Священное Писание свидетельствует, что в священстве преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении. Апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14), а также: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6).
В Православной церкви с апостольских времен существует три необходимые степени священства: епископ, пресвитер и диакон. Диакон служит при Таинствах, пресвитер совершает Таинства, епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать этот благодатный дар. Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и святого мира. Рукоположение в епископский сан совершается собором епископов.
В Православной церкви таинство священства с древнейших времен совершается во время Божественной литургии. Видимой стороной этого таинства является возложение архиерейской руки с краем омофора на голову кандидата с прочтением специальной молитвы.
Священство является неповторимым Таинством, повторное совершение которой недопустимо.
Желающий стать диаконом или священником должен быть: совершеннолетним, но не старше 75 лет, единожды женатым или монашествующим (после рукоположения брак невозможен), целомудренным, честным, не склонным к пьянству, не сребролюбивым, миролюбивым, не убийцей, хорошо управляющим домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и Церковью). Священники поставляются из числа диаконов.
Не может быть священником: имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, неспособность ходить и удерживать в руках предметы), склонный к пьянству или наркомании, бесноватый, новообращенный, маловерующий, имеющий смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т. п.), второбрачный (или женатый на блуднице, вдове, разведенной, неверующей, родственнице), находившийся в тюремном заключении (кроме случаев гонений за веру), занимающий государственный пост, не выплачивающий долги или кредиты. Такие строгие ограничения налагаются на кандидатов потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «Образ буди верным чистотой, верою, житием».
Епископы поставляются из числа архимандритов. Совершивший какие-либо проступки, недостойные священнослужителя, временно запрещается в священнослужении или подвергается извержению из сана.
Канонически власть извергать из сана принадлежит епархиальному архиерею по отношению к клирикам всех степеней, включая пресвитерскую. Епископы извергаются соборной властью. Извержение из сана носит необратимый характер: священный сан, раз снятый, не может быть возвращен, если только речь не идет о судебной ошибке или нарушении установленного порядка судопроизводства.
Извержение из сана во всех случаях является низведением в состояние мирян. Изверженные из сана сохраняют все права мирян, включая и право причащаться Святых Таин, какой бы ни была тяжесть содеянных ими грехов, за исключением неправедного приобретения сана.
Пострижение в монашество
Посвящение в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати, схоже с Таинствами. Подвиг девства или монашества равнозначен подвигу брака и не может пользоваться преимуществом чести. Считающие иначе автоматически подпадают под анафему 10-го правила Гангрского поместного собора (IV век). Существует три степени монашества: рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).
Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком».
При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется «мантийным монахом» или просто «монахом».
Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником». В Русской церкви схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями (особенно административными), кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией.
Совершителем пострига может быть только монашествующий священник, получивший благословение епархиального архиерея, или сам архиерей.
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принимать в монастырь несовершеннолетних, душевнобольных, лиц без удостоверения личности, а также обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами.
С IV века существует две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахоретство, пустынножительство), а также скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество – это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества не принимают поспешно и своевольно, без благословения настоятеля.
Скитское житие – это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные (как правило, обособленно расположенные) кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие – это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
На потребу дня
Суточный круг богослужения
Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной церкви в течение суток, называется суточным кругом богослужения. Согласно богослужебному уставу, сюда входят:
девятый час;
вечерня;
повечерие;
полунощница;
утреня;
первый час;
третий час;
шестой час;
божественная литургия.
Часы
В древности в Палестине сутки делились на 4 стражи: первая начиналась с 6 утра, вторая начиналась в
9 утра и так далее. Каждая стража в христианской церкви освящалась молитвой, так появились часы 1, 3, 6, 9-й. Слово «час» – это неточный перевод слова «стража». Каждый час имеет свое духовное значение.
Тема 1-го часа – мысли и чувства верующего при наступлении утра; только некоторые места его псалмов, изображающие коварство врагов гонимого праведника (Пс. 5:11 «несть во устех их истины... гроб отверст гортань их...»), допускают и приурочение 1-го часа к воспоминанию о суде над Христом Пилата, имевшем место в эту пору суток.
Общая тема 3-го часа – естественная в начале дня молитва о сохранении праведности в поведении и устранении помех этому внешних со стороны врагов и внутренних со стороны греховности нашей. Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 часами дня, и сошествие Святого Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час. Общая тема часа развивается его псалмами и стихом.
6-й час посвящен воспоминанию самого распятия Христова, точнее, его обстоятельств от несения Креста до помрачения солнца. Все псалмы часа изображают преследование праведника врагами, ищущими его гибели.
9-й час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на Кресте, так как, по евангелистам Матфею и Марку, именно около этого часа Христос сделал свой предпоследний возглас на Кресте: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?», за которым последовало напоение Спасителя уксусом и последний возглас, приводимый только у евангелиста Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой», с каковым Господь и умер. Но служба 9-го часа останавливается не столько на этой стороне последних минут Спасителя, осмысленной уже службой 6-го часа, сколько на самой смерти Христовой как разлучении души с телом и сошествии ее в ад, а затем как окончательном завершении нашего спасения.
Обычно часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед литургией; 9-й по уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней (во многих приходских храмах он не совершается).
Вечерня
Вечерня по своему составу напоминает и изображает ветхозаветные времена: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.
Вечерня при всенощном бдении начинается открытием Царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира.
Первым возгласом священник прославляет Творца и Создателя мира: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Потом он трижды призывает верующих: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу...» Ибо «все чрез Него начало быть
(т. е. существовать, жить. – Прим. авт.), и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3).
Пение 103-го псалма о Сотворении мира «Благослови, душе моя, Господа...» изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при Сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по гласу Творца явился после первого вечера бытия.
Затворение Царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по Сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных молитв перед Царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника перед заключенными Царскими вратами, как перед заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании.
Пение псалма «Блажен муж...» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображают частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.
Пение «Господи, воззвах к Тебе...» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания перед заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.
Отверзание царских врат при пении догматика означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.
Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменуют сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ Иоанна Предтечи, готовившего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает сидение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Церковь призывает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.
Лития содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего о прощении согрешений наших Божиим милосердием.
Молитва «Ныне отпущаеши...» повествует о встрече праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость помнить о часе смертном.
Молитва «Богородице Дево, радуйся...» напоминает о благовещении архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.
Конец вечерни: молитва св. Симеона Богоприимца и ангельское приветствие Богородице указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.
Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шесто-псалмия.
Утреня
Вторая часть всенощного бдения, утреня, напоминает нам новозаветные времена: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение.
Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Затем читается шестопсалмие, шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142). Шестопсалмие – плач кающегося грешника перед Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников изображает ночь Рождества Христова.
Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.
Священник, во время чтения шестопсалмия читающий перед Царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Христе. Чтение второй половины шесто-псалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом. Пение «Бог Господь и явися нам...» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем. Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа. Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа. Пением стихов «Хвалите Имя Господне...» Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Тропари «Ангельский собор...» напоминают о благовестии ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.
Во время воскресного всенощного бдения по прочтении Евангелие полагается на аналое. Когда диакон стоит на амвоне с Евангелием в руках, поется «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Это пение, как правило, общенародное.
В канонах утрени прославляется Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.
При пении «Величит душа Моя Господа...» каждый раз после припева «Честнейшую...» полагается поклон земной или поясной согласно дню.
В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. В великом славословии мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, то есть Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.
Великое славословие заканчивается пением три-святого и тропарем праздника. После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную. Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом. В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета православное епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.
Повечерие
Повечерие – общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы – вечери. Повечерие бывает малое и великое.
В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон святого Андрея Критского, и праздников Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни совершается малое повечерие.
В чин малого повечерия входят псалмы 50, 69, 142, великое славословие, Символ веры, канон (не во все дни), молитва «Отче наш», тропари и ипакои.
В чин великого повечерия, состоящий из трех частей, входят:
1-я часть: Пс. 69, канон (в первые четыре дня Великого поста – Великий канон Андрея Критского), Пс. 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение «С нами Бог», тропари, Символ веры;
2-я часть: Пс. 50, 101, молитва Манассии, «Отче наш», тропари;
3-я часть: Пс. 69, 142, великое славословие, «Отче наш», канон, в Великий пост – молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы.
Полунощница
Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная.
В чин вседневной, состоящий из двух частей, входят:
1-я часть: благословение, начало обычное, Пс. 50, 118, Символ веры, «Отче наш», пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы;
2-я часть: Пс. 129, 133, «Отче наш», тропари, отпуст, ектения.
Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо Пс. 118 читается 9-я кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо Пс. 118, молитвой Святой Троице вместо Символа веры.
В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается, в монастырях обычно бывает рано утром.

Окончание следует.