Огни Кузбасса 2024 г.

Наталья Максимова. Строительство Знаменского собора города Кемерово в газетных публикациях

«Будет храм» – под таким заголовком опубликована небольшая заметка в номере областной газеты «Кузбасс» за 12 апреля 1989 года. На первой полосе – фото Алексея Леонова ко Дню космонавтики. А на второй странице нашлось место для заметки про храм. Заголовок в два коротких слова, без метафор и других журналистских приемов, привлекающих внимание. «Будет храм» – и этого уже достаточно, чтобы привлечь внимание. Констатация факта. Не предположение, а именно утверждение: в Кемерове будет храм. Пора. Настало время. Дождались.
Читаем заметку: «Кемеровский горисполком разрешил Знаменской православной общине левобережной части областного центра начать проектирование церкви. Для ее строительства отведен участок на улице Гагарина, где раньше был вещевой рынок». Отметим, проекта еще нет, храм только разрешили проектировать, а имя у него уже есть: храм будет Знаменский – в честь снесенной в 1961 году в Кемерове Знаменской церкви. И еще в заметке указывается, что именно левобережная часть областного центра нуждается в нем особо. Храм в столице Кузбасса – Никольский – на тот момент был только один на весь полумиллионный город, в труднодоступном месте, ехать далеко. И вот – сбор подписей, письма властям, и горисполком решил удовлетворить просьбу верующих о храме в центральной части города.
В заметке сообщается, что рассматривалось пять вариантов площадок для строительства. Например, в устье Искитимки (за филармонией) и на улице Сибиряков-Гвардейцев (за мостом через Искитимку). Журналист Вадим Антонов дает некоторые подробности выбора наиболее подходящего места. Он приводит слова начальника Главного управления архитектуры и градостроительства горисполкома В. П. Кошкина: «Архитекторы заинтересованно подошли к выбору площадки… Было много споров и предложений». И называется две причины выбора участка именно на улице Гагарина. Первая – архитектурно-градостроительная – связана с обликом города: «Церковь на улице Гагарина развивает и дополняет общественный центр города». Довод веский: храм должен «развивать» центральную часть областного центра, стать заметной, важной его составляющей. Вторая причина: «Да и площадка там была свободна, ее неоднократно предлагали под новые объекты». То есть на участке ничего не надо было сносить, и эта причина – экономическая – была в те годы не менее важна.
Что это были за годы? Красноречиво характеризуют то время заголовки статей, окружающих нашу заметку: сверху – «Как накормить город?», а справа – «Нет ответов на вопросы». Достаточно привести несколько первых предложений этого материала: «Гласность, перестройка, революционный момент и т. д. Все это слышим по радио и читаем в газетах. Слушаешь, смотришь на небывалую кутерьму и ничему уже не веришь. Одни разговоры». Пессимизм, разочарование, усталость. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем: «кутерьма» тогда только начиналась. Номер того же «Кузбасса» в 1989 году стоил 3 копейки. А цена газеты, в которой позже опубликуют информацию о росписи стен Знаменского собора, составит 600 рублей.
Но это потом. А пока заинтересованность и воодушевление: появится храм. Вадим Антонов заканчивает заметку выводом: «Что ж, когда церковь будет построена, она наверняка украсит областной центр». Корреспондент говорит пока не о духовной, а только об эстетической стороне – о новой достопримечательности столицы Кузбасса. Автор еще не представляет, что храм сможет преобразить город и в духовном плане. Но эта надежда все же чувствуется в заметке.
С тех пор ход строительства собора периодически освещался в газете «Кузбасс». Ведь дело необычное, новое, значимое. И по мере появления публикаций можно проследить, как меняется к этому отношение общества.
Автор заметки «Будет храм» Вадим Антонов просто упомянул, что для строительства храма отведен участок, «где раньше был вещевой рынок». Журналист Борис Синявский позже увидит в этом глубокую символичность.
Освещать строительство Знаменского собора в газете «Кузбасс» Б. Синявский будет неоднократно. В выпуске за 3 декабря 1989 года появляется его большая статья «Лед тронулся». Верующие обратились в редакцию газеты с вопросом о реальности возведения собора, с просьбой «проинформировать о положении вещей», не отменено ли решение о строительстве, принятое в апреле этого года. Итог проведенного расследования таков: задержка связана с тем, что надо «отшлифовать проект на мнении специалистов». Вероятно, Б. Синявский сам побывал на этой «шлифовке» – градостроительном совете, который состоялся 11 ноября 1989 года. Журналист отмечает низкую явку архитекторов на совет и удивляется: «Странно это, все же не каждый год сооружаются в Кемерове подобные здания». Далее Б. Синявский приводит мнения, высказанные на той встрече архитекторами и художниками: «А зачем в Кемерове повторять пусть даже и прекрасные образцы? Не лучше ли было бы создать культовое сооружение в оригинальном, даже модерновом стиле?» И автор статьи приводит ответ на эти вопросы присутствовавшего на совете священника Владимира Курлюты: «Храм в Кемерове, выстроенный по всем канонам русской культовой архитектуры, позволит пробросить мостик к истокам нашей национальной духовности, нравственности. Это станет актом истинного возрождения». Заметим, что так и произошло: строительство собора – именно в классическом русском стиле по всем канонам церковной архитектуры – ознаменовало собой церковное возрождение в городе Кемерово.
На встрече 11 ноября также присутствовал Дмитрий Сергеевич Соколов – архитектор Московской патриархии, выполнивший эскиз будущего Знаменского собора. Б. Синявский довольно подробно приводит речь московского специалиста на градостроительном совете перед представлением проекта. Д. С. Соколов – известный в то время церковный архитектор с большим опытом (в советские годы он долго работал на реставрации церквей, а позже стал руководителем архитектурной мастерской в Троице-Сергиевой лавре). Он посчитал нужным подготовить кемеровских коллег – светских архитекторов и художников, может быть, еще не вполне ощутивших начало церковного возрождения, – и напомнил, что они живут в особую эпоху: «Только за последнее время в лоно Русской православной церкви возвращено более двух тысяч храмов, два десятка монастырей. Происходят и прочие весьма показательные процессы. Кто бы мог еще вчера подумать о том, что 400-летие патриаршества на Руси будет ознаменовано службой в Успенском соборе Кремля и канонизацией патриарха Тихона?» Столичный архитектор постарался доказать присутствующим на совете, что возведение собора в Кемерове – это не частный факт строительства храма, а проявление общероссийского процесса церковного возрождения.
Статья Бориса Синявского интересна еще и тем, что он в цифрах описывает проект собора, подчеркивая его масштабность, даже грандиозность, а также уникальность такого строительства для Сибири. Напомним, что Новосибирская епархия в конце 1980-х годов включала Новосибирскую, Томскую и Кемеровскую области, Красноярский край и Алтайский край, Тувинскую АССР, Горно-Алтайскую и Хакасскую автономные области. Общая площадь епархии составляла более трех миллионов квадратных километров, население – около 15 миллионов человек. И на эти 15 миллионов (по данным на 1 января 1990 года) в епархии было 60 приходов. Разделим 15 миллионов на 60 приходов: получается, что в среднем на 250 тысяч человек приходилось по одному храму. Но это в среднем. А в Кемерове на полмиллиона – один.
«Итак, собору в Кемерове быть!» – вооду­шевленно восклицает Б. Синявский. При этом журналист предвидит проблемы с финансированием расходов на строительство и стройматериалы, «тем более что для такой стройки они нужны не абы какие, а высококачественные». Однако общий настрой публикации все же оптимистичный: «Есть все возможности уже в декабре текущего года произвести закладку камня в фундамент нового храма». Что и произошло 10 декабря 1989 года – в день иконы «Знамение».
Вполне естественно, что Борис Синявский присутствовал на этом событии и написал статью «И стала земля святой», опубликованную в газете «Кузбасс» 14 декабря. Начинается она так: «Поразительные, символические события происходят ныне вокруг нас, настолько поразительные, что порой даже прямая, очевидная символика не сразу доходит до нашего сознания». Речь о кардинальном, знаковом преображении: «был рынок, стал храм». Автор приводит в параллель евангельский эпизод изгнания торговцев из храма. И вот 10 декабря 1989 года, по выражению журналиста, этот «книжный символ ожил», воплотился в жизнь буквально – в тот момент, когда люди отправились крестным ходом к закладке первого камня собора. (Заметим в скобках: на фреске южной стены Знаменского собора в ряду евангельских сюжетов есть и сюжет с изгнанием торговцев из храма; возможно, при выборе содержания будущей росписи эта особенность возведения собора – на месте бывшего рынка – была учтена.) Эмоции переполняют Б. Синявского, он всячески подчеркивает значимость момента: «происходящее не могло не затронуть даже и постороннего зрителя».
И вот кульминация: «священник окропил периметр будущего собора, и стала земля святой». Именно эти слова автор выносит в заголовок статьи, подчеркивая главную происшедшую перемену – «от торжища к собору». Журналист выражает надежду, что эта перемена совершается не только на конкретном участке кемеровской земли, но и в человеческих душах, в обществе в целом. А концентрированно-символически она выразилась в действиях священника, окропляющего землю бывшего вещевого рынка: «Вот тут-то и возник в полный рост великий символ. Кто из нас не бывал на этом рынке, не приценивался к покупке, а многие из нас несли сюда кое-что в надежде продать, а кое для кого то было местом «теневой работы», местом извлечения, прямо скажем, не очень трудовых доходов».
В общем, рынок есть рынок, со всеми его нюансами. Но Борис Синявский упоминает и еще один немаловажный факт: «Известно это место еще и «точкой отбора», где почти всегда можно было затоварить канистру пивом». Надо сказать, что винный магазин, в отличие от вещевого рынка, на момент освящения закладного камня собора продолжал работать. Но уже через пару месяцев все изменилось. Дело в том, что община просила власти передать эту торговую точку под временный храм. И вот 5 января 1990 года разрешение было получено. Всего за сутки (чтобы успеть к Рождеству) силами общины помещение винного магазина превратили в храм: успели разобрать прилавки, отмыть застарелые винные лужи, покрасить панели, соорудить иконостас и пол для алтаря, развесить иконы по стенам. И в преобразившемся помещении в ночь с 6 на 7 января уже отслужили рождественскую службу.
Символичность этой перемены особо проявилась, когда первое время завсегдатаи винного магазина еще приходили сюда по своей привычной надобности. И вот открывает такой «страждущий» знакомую дверь, а там – свечи, батюшки, служба идет, поют и кадят. (О таких курьезных случаях рассказывает священник Владимир Курлюта в книге воспоминаний: Курлюта А., Курлюта В. Жизнь и служение. – Санкт-Петербург, 2006).
Завершает статью Б. Синявский предположением, что собор сможет преобразить город духовно: «Наивно полагать, конечно, что с открытием в Кемерове церкви все проблемы нравственности будут решены, но, может, благодаря этому все мы сделаем пусть маленький, но шажочек от торжища к собору». В дальнейших газетных публикациях такие шажочки, конечно же, будут видны.
И вот с момента закладки камня прошло пять лет. В номере газеты «Кузбасс» за 14 апреля 1995 года на первой странице (Чем не «шажочек»? Первая, самая важная страница областной газеты! Ведь пять лет назад статья Б. Синявского была напечатана лишь на пятой странице) размещена фотоинформация – снимок с установкой креста на купол храма подъемным краном и текст в три строки: «Вчера на главный купол строящегося в Кемерове Знаменского собора был водружен крест. Его вес три тонны, а высота 11 метров».
Кстати, примечательно, в каком окружении находится эта заметка. Над ней – передовица с заголовком «Когда правительство не занимается народом, народ занимается правительством» и подзаголовком «12 апреля в Кемерове в рамках всероссийской акции протеста профсоюзов был проведен митинг, в котором, по крайним оценкам, приняло участие от 7 до 20 тысяч человек». А слева от фотоинформации заметка «Первое место за алкоголем» – о том, что в Беловском районе «гибель от отравления алкоголем – 27 процентов от числа умерших». Очень красноречиво эти материалы говорят о времени, когда идет строительство Знаменского собора. Массовый митинг протеста в несколько тысяч человек, мысли о свержении правительства, люди травятся алкоголем… Разве не Божье чудо в этом контексте возведение величественного храма?
А 17 октября 1995 года в газете «Кузбасс» выходит статья «С храмом на земле и в душе». Наверное, автор Татьяна Колоколова назвала свою публикацию в ответ на поговорку «У меня храм в душе»; теперь храм не только в душе, но и на земле. Статья начинается словами: «Совсем недавно сотрясали Кузбасс митинговые страсти, а тут состоялось событие прямо противоположного характера. В минувшую субботу люди шли, мирные и верующие, к строящемуся Знаменскому собору, где в этот день… освящался нижний храм собора». Автор фиксирует этот контраст: митинги, забастовки, инфляция – и вдруг «мирные и верующие» люди идут в храм. Откуда в это же время и в этом же обществе «мирные» люди? Ответ таков: потому что теперь есть храм. А люди потому и мирные, что верующие. Построенный храм – большой, даже огромный, вмещающий 1500 человек, и он полон людьми («нижний храм наполнен до отказа»). Здесь людям рассказали, какие есть заповеди, преподали благодать в таинствах, напомнили о смысле жизни. «В воздухе витает мысль – не хлебом единым жив человек».
И вообще идея контраста в статье основная: «Может быть, символично, что именно в 1989-м, когда Кузбасс да и всю страну потрясала шахтерская забастовка, повлекшая столько негативных последствий, началось возведение Знаменского собора. И если, с одной стороны, мы имеем подогревающееся прокатившейся волной митингов и забастовок озлобление людей, то с другой – христианская идея сеет «мудрое, доброе, вечное». (Вот они – «шажочки от торжища к собору», о которых мечтал Б. Синявский в 1989 году.)
Статья Т. Колоколовой содержит и элементы хроники строительства: «Нижний храм отныне постоянно действующий. Не так долго, видимо, остается ждать открытия верхнего храма. Там уже начали роспись стен. С наружной стороны собор завершен, накануне водрузили на место последний из пяти золоченых куполов». Читаешь о том, как люди ждали возведения собора, как выстаивали долгие службы (интересная деталь: «начавшаяся утром литургия заканчивается после полудня» – видимо, из-за большого количества причащающихся), и особым смыслом наполняется облик Знаменского собора. И особую значимость храм приобретает в действительно непростые времена. Эту мысль тоже подчеркивает автор статьи: «Но времена нынче сверхтрудные. И поэтому, возможно, и не суждено будет сбыться большому проекту. Уже отпала идея строительства госпиталя. Территорию, где он должен был расположиться, заняла какая-то коммерческая организация».
Да, не все из задуманного «большого проекта» (включающего колокольню высотой 82 метра, учебные корпуса духовной семинарии, госпиталь и приют) воплотилось, но – многое. И это самое настоящее Божье чудо – Знамение. Вместо собора здесь могли бы появиться аттракционы (такие планы рассматривались в городской администрации), а может, и тот же винный магазин продолжал бы еще работу. Но теперь тут собор – величественный, вместительный, выполненный по русским канонам, главная святыня Кузбасса. Знаменский собор, действительно, не только попал на открытки, магнитики и картины, став красивейшей достопримечательностью города, но и духовно преобразил живущих здесь людей.
2024-05-11 02:52 №1 Православные чтения