ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2023 г.
2023 г №4 Искусство

Наталья Попова. «Новое слово» на языке визуальных искусств.

Наталья Попова

Проведение молодежных выставок арт-институциями – показатель грамотного планирования в развитии художественной культуры региона. Сама идея и формат работы с молодыми творцами корнями уходят в позднесоветскую культурную политику. С 1960-х годов молодежное искусство выполняло функции локомотива новых идей для общества и художественных тенденций для творческих кругов. Времена изменились, а от молодых авторов по-прежнему ждут свежего взгляда на действительность, смелости в разрушении стереотипов.
В Кемерове молодежные выставки межрегионального масштаба организовываются регулярно, но выйти в формат по-настоящему крупного всероссийского события, объединенного кураторской концепцией, прежде не получалось. И вот, учтя опыт прошлого и объединившись с кузбасскими литераторами, команде Кузбасского центра искусств удалось организовать и провести весьма представительную выставку-конкурс визуального искусства «Новое слово». Арт-событие состоялось в мае в рамках Между-
народного фестиваля русского языка и литературы «Матрица речи». В выставочных залах Кузбасского центра искусств были представлены работы молодых художников и дизайнеров из 28 российских регионов. Номинации конкурса отражали те виды искусства, в которых предпочитают работать молодые авторы: живопись, печатная и уникальная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство, графический дизайн, современное искусство.
Осмотрев выставку целиком, следует отметить, что молодые авторы соблюдают верность традициям отечественной художественной школы. Живописные работы, выполненные в таких жанрах, как портрет, пейзаж, натюрморт, отражают ведущие эстетические концепции своего региона и современные тенденции в развитии этих жанров. Наиболее ярко региональные изобразительные традиции проявились в пейзаже. Этюдность свойственна пейзажам С. А. Капралова, А. А. Тайлаковой, А. Ю. Наволокиной. Лирический образ природы передают пейзажи
А. А. Ивановой, В. Р. Абдрахмановой, Н. А. Зеленой, П. А. Митрошкиной. Взаимоотношения человека и урбанистической среды города исследуют С. О. Кальченко, Г. А. Воронков.
Группа работ разных жанров отражает современные процессы осознания эстетики рукотворного предмета. Так, Н. А. Зеленая в двух работах из серии «Двери» документирует течение времени, которое отметинами фиксируется на двери дома. О памяти, корнях и пространственной среде деревни рассуждает Н. В. Мелешко в картине «Возвращение домой». Отдали дань декоративным свойствам предметной среды и декоративности как выразительному средству
Д. Е. Смирнова и Р. С. Буглеева.
Экспрессионистические тенденции, близкие к миметической абстракции, проявились в городском пейзаже А. Д. Ларикова «Серость». Экспрессивность творческого метода продемонстрировала А. Ю. Наволокина в натюрморте «Многоточие». Сюрреалистические черты проявились в экспрессивной живописи Д. А. Лапач.
Сложность внутреннего мира нашего современника продолжает волновать молодых художников. Обращаясь к образам легендарных, но обобщенных древнерусских героев, М. А. Котомцева отражает типичность национального характера: твердость духа, решительность, верность традиционным ценностям. О традиционных качествах идеального женского образа говорит
Д. В. Костромина в работе «Берегиня». Эмоционально по форме, но отстраненно по содержанию высказалась на тему древнерусской эстетики М. Г. Веретутина.
Как и предыдущее поколение художников, молодые авторы стремятся портретировать людей своего круга: друзей, детей и представителей творческих профессий (Н. О. Боброва, «Портрет художницы А. В. Рудневой»; Д. Ю. Беляев, «Портрет балерины Анастасии Плотниковой»). Личностные драмы воплотили в своих работах
А. И. Чубукова («Прощание») и А. С. Александер («Неразделенная любовь»).
Произведения, выполненные в техниках уникальной и печатной графики, повторяют группы живописных работ. Молодые графики представили интересные по настроению произведения лирического пейзажа, затронув вопросы встраиваемости человека в холодный урбанизм и запустения когда-то обжитых мест. Романтизм восприятия мира, потребность в путешествиях проявились в интересе к морскому пейзажу.
Несколько групп произведений художников-графиков особенно явственно отражает концепцию фестиваля. Авторское осмысление сюжетов великих произведений русской литературы представили А. О. Банникова, А. А. Коваленко, А. А. Красилова, А. В. Полуянчик. Различные фантастические и сказочные сюжеты придумали и интерпретировали Ю. В. Воронина, Г. А. Воронков,
Л. Е. Плехоткина, К. С. Романеко, Д. В. Рудая,
С. А. Рябова. Национальные легенды и мифы дали почву для формальных поисков и использования экспрессивных приемов Д. П. Бадулиной.
Следует отметить, что большинство молодых художников предпочитает фигуративность. Беспредметное искусство «Нового слова» представлено работами только четырех авторов:
В. Н. Двойниковой, М. С. Ворониной, А. Д. Ларикова и М. Ю. Романовсковой.
Скульптура на выставке-конкурсе явлена в виде станковой и мелкой пластики А. Д. Косаревой, А. В. Токарчук, К. А. Юдиной, Д. А. Лапач,
А. М. Минаевой, У. А. Акимченко. В этой группе работ – анималистика, образы человека, декоративные и концептуальные объекты.
Оригинальные по замыслу и технически сложные по исполнению ювелирные произведения представили С. В. Белозерова, Е. А. Мухамедшина, П. Г. Рыкова. Большое разнообразие произведений в текстильных техниках демонстрирует жанровый охват от пейзажа до сюжетных композиций. Гобелены Д. В. Прохоровой, посвященные теме космоса, восхищают фактурным разнообразием и оригинальным коло-
ристическим решением. Вышитые в стиле сибирской неоархаики композиции Н. О. Бобровой
посвящены сюжетам мифов о сотворении мира.
В номинации «Дизайн» молодые авторы представили изобретательно выполненные иллюстрации к книгам А. Линдгрен и К. Чуковского. Техникой исполнения и оригинальностью замысла выделяется книга Д. Д. Чарухиной «Муха-цокотуха». Работы в области средового дизайна представила М. К. Фролова. Современные тенденции фэшн-дизайна отразил Л. О. Новоселов. Креативное воплощение идеи от замысла до творческого исполнения демонстрируют плакаты А. В. Бешновой, А. А. Крайновой, М. К. Фроловой. Концептуальный подход к дизайну заметен в произведениях компьютерной графики К. Н. Суб-
ботиной «FOTKI», «Будто бы узоры граффити в моей памяти», «Слияние».
В номинации «Современное искусство» представили свои работы художники-граффитисты, дизайнеры, работающие с анимацией. Общим для всех них является желание выразить собственные чувства в новых для изобразительного искусства техниках, доступных горожанам и пользователям социальных сетей.
Первая для Кузбасса выставка-конкурс «Новое слово» показала ориентацию молодых авторов на овладение мастерством в выбранных видах искусств. Литературные сюжеты, легенды и мифы, проиллюстрированные и интерпретированные молодыми художниками, свидетельствуют о зарождении новой эстетики визуального. В ее основе техницизм, минималистичность и рукотворность формы. Молодые художники с большим интересом погружаются в изобретение мифологических и фантастических персонажей, а также с легкостью обращаются к психологическим и социальным аспектам жизни современника. В работах, представленных на выставке, нет страстного отрыва от действительности и отрицания традиционных ценностей. Современные молодые авторы предстают скорее наследниками традиций отечественного искусства и продолжателями дела своих учителей.