ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2018 г.

Анатолий Мохонько. Композиторы Кузбасса на творческом взлете ч. 3

Через год увертюра «Ритм трудового Кузбасса» прозвучала в Москве в Кремлевском дворце съездов на Втором фестивале народного творчества РФ в исполнении Государственного оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова под руководством народного артиста РФ Н. Калинина. Таким образом, произведение, имеющее первоначально прикладное назначение, созданное как музыка к хореографической композиции, обрело самостоятельность и теперь нередко звучит в качестве своеобразного музыкального символа нашего региона. Эта музыка звучала во многих концертных залах крупных культурных центров страны и за рубежом, где гастролировал ансамбль «Кузбасс». Однако автор этих зажигательных танцевальных мелодий ни разу не проснулся знаменитым. Зрителям, аплодировавшим стремительному танцу, мастерству исполнителей и постановщика, наверняка и в голову не приходило, что играющий в аккомпанирующем ансамбле музыкант и есть тот самый композитор — автор «Ритма»...
«Ритм трудового Кузбасса» становится точкой отчета, мощным началом творческого пути Анатолия Феденева как композитора. За этой работой следуют другие сочинения - «Деревенская картинка» для оркестра русских народных инструментов, Фантазия для баяна с оркестром на тему русской народной песни «То не ветер ветку клонит», пьеса «Ноктюрн» для ансамбля русских народных инструментов, «Сюита в старинном стиле» для трёх баянов.
Пьеса «Вдохновение» подсказана композитору творчеством Поля Мориа. Но и в жанре эстрадной музыки Феденев нет-нет да и остается верен народной интонации, то есть остается самим собой — музыкантом, преданным русскому народному творчеству, верным его традициям.
Сюита «Ой ты, Русь моя» А. Феденёва была создана в 1998 году. Замысел сюиты родился во время поездки по историческим местам Новгородской земли, каждая пядь которой вызывает у русского человека ассоциации с легендами и с историческими событиями дали толчок фантазии композитора. Программная сюита А. Феденева, получившая певучее былинное название «Ой ты, Русь моя», в которой название и содержание каждой из трех частей связано с конкретным образом, привлекшим внимание композитора в его путешествии. Жанр произведения предполагает наличие нескольких самостоятельных частей. Однако по замыслу А. Феденева части его произведения - единое целое.
Стиль музыки - зеркало индивидуальности композитора. В этом произведении, пожалуй, с наибольшей полнотой, глубоко раскрылась творческая индивидуальность А. Феденева. Отметим ещё одну примету произведения - простоту музыкального языка, что можно понимать как осознанный ориентир автора на демократичного слушателя.
Сюита «Ой ты, Русь моя» прочно вошла в музыкальную жизнь Кузбасса и окружающих регионов. В Кузбассе она исполнялась муниципальным оркестром народных инструментов г. Кемерово с дирижёрами Геннадием Голицыным и Светланой Юдиной, а также оркестром русских народных инструментов Новосибирской филармонии под руководством народного артиста России Владимира Гусева, звучала в юбилейных концертах Усть-Каменогорского музыкального училища, включена в репертуар оркестра Томского колледжа культуры, многократно исполнялась в Кемерово оркестром русских народных инструментов государственной филармонии Кузбасса им. Б. Штоколова. Каждая интерпретация, каждое прослушивание произведения открывают новые грани красоты и смысла этого самобытного произведения.
Знаменательными событиями музыкальной культуры г. Кемерово стали авторские концерты А. Феденева, которые прошли в Государственной филармонии Кузбасса, концертном зале областного училища культуры и концертном зале Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Последняя композиторская работа в инструментальном жанре Фантазия на русскую народную песню «Калинка» для оркестра русских народных инструментов. Казалось бы, все уже написано, все сказано, все что можно уже извлечено из этого гениального творения русского народа. Однако для А. Феденева до боли знакомая «Калинка» становится источником вдохновения. С присущей композитору искренностью и непосредственностью высказывания, он находит в этой песне свежие краски, придает ей необычное звучание.
К сожалению, немногие сочинения Анатолия Алексеевича изданы. В 1997 году вышел его первый сборник «Щегловские игрища: музыкальные рассказы сибиряка», куда вошли шесть новых и прошлых танцевальных миниатюр и увертюра «Ритм трудового Кузбасса». Это действительно рассказы, яркие музыкальные новеллы, такие как «Сибирская праздничная», «Пришла весна», «Кулачный бой», «Зимние забавы»... Автор сборника хорошо знает песенное, музыкальное и танцевальное наследие русских сибиряков. О нём часто говорят: «Он – музыкант от танца». Вслушайтесь в «Сибирский лирический» и вы увидите негу, чистоту отношений любящих. Пофантазируйте вместе с автором «Ритм трудового Кузбасса», и вы увидите страну-стройку, созидающую, работающую, а «Зимние забавы», «Щегловские игрища» несомненно, заставят вас почувствовать русскую душу, её разбитной характер, неудержимую удаль.
Анатолий Феденев становится сотоварищем балетмейстера- постановщика, музыкой своей подсказывая и сюжет, и настрой будущего танца. В его мелодиях — добрая душа сибиряка, здесь видятся картинки родной природы, узнаются русская удаль и российская грустинка. Позже был издан авторский сборник партитур для русского народного оркестра «Ой ты, Русь моя».
На сегодняшний день А.А. Феденев - автор около 30 произведений, среди которых на первом месте - инструментальная музыка - ансамблевая, оркестровая, крупные формы и танцевальные миниатюры к хореографическим композициям. Обладая способностью сочинять напевные лирические мелодии, композитор обращается и к области камерно-вокального творчества. Им написаны три романса на слова В.Туева «Мы встретились с тобой», «Пришла весна», «Когда ты со мной». Его песни исполняются любительскими хорами Кемеровского района: «Любимая земля» и «Победная весна» на стихи В. Комонова, «Город мой» на стихи С. Девяткиной.
За свою трудовую и творческую деятельность член Союза композиторов Кузбасса А.А.Феденёв имеет награды. Только за последние годы он получал Почётные грамоты Коллегии Администрации Кемеровской области по итогам Областного фестиваля-конкурса самодеятельных композиторов «Кузбасс – моя необходимость», «Песни Кузбасского сердца», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Новокузнецк дал Кузбассу и стране немало творческих личностей.Среди них - музыканты, журналисты, поэты и, конечно, баянисты-композиторы. Один из них - Алексей Толстых. У Алексея Васильевича удивительное сочетание таланта педагога, исполнителя и композитора. Его произведения для баяна прошли многолетнюю апробацию в педагогической и концертной практике. Авторские работы А. Толстых отличаются яркой эмоциональностью, тонким музыкальным чутьём, глубиной постижения музыкального образа. В числе таких произведений можно назвать «Песню без слов», «Кадриль кузнецкую», «Прогулку», «Деревенский гавот», «Польку», «Романс».
А. Толстых современен в своих сочинениях, поскольку обращается не столько к чувству, сколько к внутреннему миру слушателя. Чувства могут пройти, потерять свою свежесть, а внутренний мир человека с годами только обогащается. Использование разнообразных тембральных возможностей инструмента по-новому высвечивают изысканность и красоту его пьес.
Этюды, этюды-экспромты А. Толстых укладываются в общепринятые нормы, не преступая грани хорошего вкуса, и у исполнителей получают высокие оценки. Эти этюды могут применяться как профилактическое средство от технической деградации и неумения выстраивать эффектные, выпуклые динамические линии на протяжении одного, максимум двух тактов. Этюды представляют уникальную методическую ценность в области конструктивного материала для баяна, так как в нём отобраны и систематизированы этюды на различные виды техники.
Благодаря искусной обработке нотного материала автором, этюды способны развить в исполнителе на баяне важнейшие виды техники, такие как игра двойными нотами, аккордами, трелями, различными штрихами, арпеджио и т.д. Эти этюды способны реально продвинуть техническое развитие баянистов на разных ступенях музыкального образования и могут стать достоянием каждого баяниста.
У Алексея Васильевича удивительное сочетание таланта педагога, исполнителя и композитора. Его произведения прошли многолетнюю апробацию в педагогической и концертной практике.
Работая в педучилищах, Алексей Васильевич пишет музыку для обучающихся. Его этюды, этюды-экспромты написаны на различные виды техники, укладываются в общепринятые нормы, не преступая грани хорошего вкуса, и у исполнителей получают высокие оценки. Авторские пьесы А. Толстых небольшие по размерам, но каждая из них имеет свой яркий музыкальный образ. Пьесы доступны для исполнения, по силам для начинающих. Таковы части из Сюиты для баяна – «Незатейливая кадриль», «Мазурка», «Марш», «Молдавский танец», «Скерцино», «Школьная полька».
Пьесы и обработки новокузнецкого музыкального педагога популярны в среде исполнителей на баяне. Поступающие в специализированные вузы страны в свои программы включают произведения А.В. Толстых. Его пьесы звучат с концертных площадок в Украине (г. Бердянск), Башкортостане, (г. Салават и г. Уфа), Алтайском крае (г. Рубцовск). На сегодняшний день выпущено уже три авторских сборника композитора. Произведения А. Толстых исполняются на конкурсах различного уровня – от городских, региональных до всероссийских и международных, где участники получают звание лауреата.
В своих пьесах А. Толстых стремится улучшить, разнообразить звуковые, тембральные возможности инструмента, усилить его динамическую амплитуду. При этом происходит «осветление», дифференцированное выравнивание звучания различных интервалов и аккордов.
Нарядны и по-своему оригинальны обработки А. Толстых. Любая из них отличается филигранностью и взвешенностью решений, органичностью всех её фрагментов. С другой стороны, автор в своих обработках избегает крайностей «баянизации» фактуры, когда некоторые авторы повсеместно «заковывают» мелодию и даже фигурацию гармоническими педалями. В этом ряду можно назвать песни Матвея Блантера «Моя любимая» и «В лесу прифронтовом», русскую народную песню «Выйду я на улицу», популярную «Подгорную», где помимо экспрессии и особой насыщенности, каждый звук, каждая нота приобретают особую значимость и объёмность. Композитор использует известный музыкальный материал с ясным пониманием его звуковой сущности и с безукоризненным мастерством.
Из плеяды молодых кузбасских композиторов выделяетсяАлексей Лопатин. Онродился 14 марта 1980 года. В 2002 году окончил отделение народных инструментов Кемеровского областного училища культуры, в 2008 голу — Кемеровский государственный университет культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество». С1996 года работает концертмейстером народного клуба «Играй, гармонь» при МАУ «Культурный центр».
В 2002 году А. Лопатин вошёл в десятку лучших гармонистов России. Он является постоянным участником телепередачи «Играй, гармонь». Принимает активное участие в городских, областных, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах. Неоднократно становился лауреатом и дипломантом как исполнитель, концертмейстер, вокалист и композитор.
В 2008 году А. Лопатин получил Гран-при в конкурсе композиторов Кузбасса «Лучшая песня о городе Кемерово» и был награждён Благодарственным письмом от Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева за добросовестный труд, большой вклад в развитие культуры Кузбасса.
В 2000 году Алексей Геннадьевич создал собственный творческий коллектив — вокально-инструментальный ансамбль «ПОЛТИШОК». На протяжении 13 лет ансамбль пользуется популярностью не только Кемерово и Кемеровской области, но и в различных городах России.
Алексей Лопатин – профессиональный музыкант-исполнитель, руководитель художественного коллектива, перспективный композитор. Песни Алексея стали родными по духу всем кузбассовцам, потому что они о России, о родном городе, о шахтёрах Кузбасса. В 2006 году записан и выпущен первый авторский альбом Алексея Лопатина «Сердце пылает...». В нём собраны песни, написанные на стихи любимых поэтов, а также на стихи собственного сочинения.
Авторские песни Алексея Лопатина звучат на радио и телевидении Кузбасса, в передаче «Играй, гармонь» на ОРТ, а также на концертных площадках города и области. К самым популярным относятся песни на стихи кемеровской поэтессы Надежды Чуплаковой – «Город мой» и «Шахтёры Кузбасса». С 2008 года Алексей Лопатин — член Союза композиторов Кузбасса.
В далеком 1962 году, Виктору Стифутину – молодому столяру, активному участнику тайгинской художественной самодеятельности предложили возглавить хор клуба. Виктор, не раздумывая, согласился. Музыкой Викторувлекся ещё в раннем детстве. В его семье мужчины были гармонистами, а женщины голосистыми певуньями. В подростковом возрасте Виктор приобрел баян и с ним уже не расставался. Новоиспеченного руководителя хора сразу же направили на курсы хормейстеров.
Сегодня за плечами Виктора Семеновича учеба в Ленинградской высшей профсоюзной школе культуры, стажировки в знаменитых на всю страну хорах им. Свешникова и Пятницкого, курсы повышения квалификации разного уровня. И везде он узнавал что-то новое, что помогало ему в работе. А первые уроки хормейстерского мастерства получил у хорошо известного в то время руководителя Государственного Сибирского народного хора Королькова.
В тайгинском Дворце культуры вырос знаменитый народный коллектив Хор русской песни. И все годы руководит коллективом его основатель, Почетный работник культуры Кузбасса, Почетный гражданин города Тайги, талантливый композитор и хормейстер Виктор Семенович Стифутин. Среди песен, звучащих со сцены, немало написанных самим руководителем, которые пользуются большой популярностью у слушателей. И это, прежде всего песни «Родной город», «Детство» «Мой Кузбасс», «Масленица», «Кузнецкий край», «Здравствуй, Россия», «Ах, зима, зима», «Поклон России», «Скорбь ветеранов», «Полынь», «Моя Сибирь».
Виктор Семенович – член Союза композиторов Кузбасса. В 2006 году вышел его песенный сборник, в который вошли 20 произведений. Некоторые из них, например, «Милая Тайга», написанная на стихи землячки, члена Союза писателей России Л.М. Яковлевой, стали настоящими хитами и не сходят со сцены 20 лет.
Виктор Семенович сочиняет песни на стихи, как известных поэтов, так и местных. Песни Виктора Семеновича просты в воплощении, напевны, искренни. Россия, родной край, город – вот его самая большая любовь, и с этой любовью он идет по жизни, щедро делится ею с людьми, которые его окружают – это песни «Россия», В любви России не клянутся». Авторская песня «Милая Тайга» на слова тайгинской поэтессы Людмилы Яковлевой в исполнение хора стала своеобразным гимном города Тайги. В 2006 году издан сборник песен Виктора Семеновича «Милая Тайга», ставший культурным событием не только города, но и области.
Своё вдохновение, интонациикомпозитор черпает из одного живого источника — фольклора, народного творчества. Песни Стифутина типичный пример сибирской народной мелодии широкой протяженности, с оригинальным ритмическим рисунком. На ее разнообразном варьировании строится вся чрезвычайно развернутая музыкально-поэтическая композиция.В этом русле можно упомянуть песни «Знай, скоро весна», «Ах, ты ночь». Слушателям полюбились его песни: то лирические – раздольные, протяжные, то игровые, шуточные, задорные. Всё вдохновенное творчество В. Стифутина яркий пример уважения к музыкально-культурному наследию своей малой родины.
Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех композиторах-баянистах Кузбасса. У нас много самобытных музыкантов, творчество которых неизвестно широкой публике, но их песни звучат в любительских коллективах с концертных сцен клубов и Дворцов культуры, во время народных праздников и гуляний. Несомненно, эти произведения обладают художественными ценностями, привлекают своей истинной красотой, как исполнителей, так и слушателей. О них, уверен, ещё скажут другие исследователи творчества кузбасских композиторов-баянистов. Мы же лишь назовём эти имена: Владимир Чардынцев, Александр Калганов, Анатолий Соловьёв, Юрий Плосконосов, Виктор Куратов …
Вхождение в музыкальную жизнь произведений кузбасских композиторов-баянистов, обращенных к истории и современности России, помогает людям в здоровом, светлом восприятии жизни.
Творчество ещё одного новокузнецкого автора народно-инструментальной музыки известно в Кузбассе. Это Михаил Маслов – заслуженный работник культуры РФ. Самый плодотворный период его творчества - это время, когда он занимал пост начальника управления культуры южной столицы Кузбасса. Было осуществлено много творческих проектов совместно с фондом «Русское исполнительское искусство», где часто звучала его музыка. Михаил Михайлович Маслов член Союза композиторов Кузбасса.
Им созданы произведения в разных жанрах, произведения, отмеченные наиболее существенными и характерными чертами подлинно национального искусства, развивающегося в тесном единстве с жизнью народа, с истоками народного мелоса, ритмики, образного мышления. Он сочиняет много, быстро, с увлечением, нередко откликаясь музыкой на темы, непосредственно волнующие современного человека.
По своей натуре М. Маслов одержим стремлением к совершенству. Каждое подписанное его именем сочинение, результат исключительно тщательного труда. Можно быть уверенным, что каждый его такт выверен с огромным старанием, а каждый эпизод полностью увязан с общим рисунком пьесы прежде, чем композитор решился поставить конечную точку на своём сочинении. Однако это вовсе не значит, что его музыка манерно-изысканна. Наоборот, она цельная, полнокровная, здоровая.
Первый сборник песен и романсов М. Маслова вышел в начале 21-го века. Позднее были изданы ещё четыре сборника: «Произведения для Детских музыкальных школ», «Моя земля», «Город-сад», «Кузнецкий край» и сборник избранных произведений «Люблю». Среди опубликованных инструментальных пьес особой мелодичностью, компактностью формы и структуры отличаются Детская сюита для баяна «Школьный бал» («Полонез», «Кадриль», «Мазурка», «Полька», «Танец», «Фокстрот», «Вальс»), с её разнохарактерными танцевальными ритмами. Музыкальный язык сюиты в целом опирается на ясно выраженную тональную основу. Композитор использует довольно терпко звучащие гармонические сочетания. В ряду пьес с яркой мелодичностью и удивительной выразительностью стоят «Березонька» и «Эскиз» для квартета домр, «Размышление» и «Импровизация» для домры с фортепиано. А в «Маленькой увертюре для духового оркестра» проявился оригинальный и сильный дар М. Маслова – композитора, свободно владеющего своеобразной и свежей инструментальной палитрой.
К числу наиболее значимых сочинений М. Маслова принадлежит Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов (инструментовка В. Ельчика). Исполнительская редакция партии домры - Сергей Лукин (народный артист России, солист национального академического оркестра им. Осипова). Он же - первый исполнитель этого произведения, и ему автор посвятил своё произведение. С. Лукин неоднократно исполнял Концерт с Муниципальным оркестром ДК Аллюминщик г. Новокузнецка.
Концерт состоит из трёх разнохарактерных частей: I часть – Allegro, II часть – Хоровод, III часть – Плясовая. Музыкальный материал Концерта очень естественно вырастает из выразительных песенных и танцевальных зёрен, на которых зиждется интонационно-ритмический язык сочинения. Это уже подтверждает начальная тема «Allegro», порученная домре-соло – распевная фраза, взволнованно рассказывающая о наших бескрайних просторах, о чувствах людей, призванных построить новую свободную жизнь в сибирском крае.
Музыкальные темы – не цитаты из народных источников, хотя их структура, ритмика, ладовые особенности не оставляют сомнения в русской национальной принадлежности. Замысел автора находит органическое выражение в музыке, отмеченной неистощимой фантазией, большим полифоническим мастерством, верным чувством формы. Музыка Концерта привлекательна, естественна, прекрасно аранжирована, полна красивыми гармониями, обладает светлым, открытым характером. Эта музыка о Родине, о Земле, которая нас взрастила, музыка, которая исходит из самого сердца, из души нашей, сибирской, способная взволновать глубины человеческого существа.
В Концерте М. Маслова принимаются новые звуковые решения, применяются необычные краски: прозрачность, акварельность, трепетность. Особенно это проявилось во второй части «Хоровод» (Andante) в основной теме, в её мотивном развитии и в красочной Каденции, которая представляется особенно привлекательной, поэтичной и драматургически обусловленной. Здесь композитор обращается к песенности русского мелоса, к простоте гармонического языка, близкого ладовой природе народной музыки, к спокойным танцевальным ритмам. Темы Концерта распевны, лиричны и выразительны, ритмы доступны для восприятия. В то же время здесь есть и юмор, и грация, и сила. Виртуозная, изобретательная оркестровка.
Стремясь стать полноценной составной частью российской музыкальной культуры, нам необходимо ясно представлять в ней свое место. Необходимо знать, как тенденции ее развития отражаются, преломляются в современном кузбасском народно-инструментальном искусстве. Сегодня уровень анализа событий и явлений, происходящих в народно-инструментальном искусстве Кузбасса, не всегда удовлетворяет. Пишущий должен анализировать ситуацию с точки зрения качества репертуара, художественного уровня сочинений, а рецензии — служить развитию музыкального искусства региона. Нужен высокий аналитический уровень.
У нас в Кузбассе много самобытных композиторов, творчество которых неизвестно широкой публике, но их песни, музыкальные пьесы звучат в любительских коллективах с концертных сцен клубов и Дворцов культуры, во время народных праздников и гуляний. О них, уверен, в будущем ещё скажут другие исследователи. Вхождение в музыкальную жизнь инструментальных произведений кузбасских композиторов, обращенных к истории и современности России, помогает людям в здоровом, светлом восприятии жизни.
Заслуженный работник культуры России, профессор
Анатолий Мохонько