Середина августа. Рабочий день закончился, и мы с М. Гизатуллиным уже собирались возвращаться в город, как вдруг раздался звонок. Генеральный подрядчик решил провести планерку на ПК 86 в конце трассы. Поворачиваем назад и по технологической дороге едем в Лесную поляну. Нас уже ждут. На свежееуложенном асфальте развязки стоит десяток джипов и прохаживаются представительные мужчины. За дальним лесом заходит солнце. Останавливаемся, все окружают наш запыленный «Жигуленок». Начинаем обсуждать сроки сдачи второго пускового комплекса в эксплуатацию. В принципе участок готов. Уложено покрытие, стоит бортовой камень, заканчивается укрепление обочин, начата установка ограждений, отлаживается освещение, специальная бригада бетонирует кюветы, но многое еще не сделано. Начинаю говорить о проблемах, и так как под рукой ничего нет, для наглядности рисую пальцем на пыльном капоте. И вот солидные мужчины с азартом включаются в это. Капота «Жигуленка» нам хватило, чтобы конструктивно провести планерку.
Всех свободных рабочих подрядчики мобилизуют для посева трав на разделительной полосе и откосах. Это делается вручную. «Мостремонт» заканчивает монтаж ограждений, а «Индорзнак» установку дорожных знаков.
Вечером восьмого сентября еще раз выезжаю на трассу, на завтра назначена рабочая комиссия. На съезде в сторону Елыкаево укладывается верхний слой покрытия. Дальше одинокий экскаватор выправляет бровку земляного полотна. Отмечаю, что на съезде № 2 не покрашено ограждение, а на ПК 60 надо поправить обочину. По пустой дороге доезжаю до Лесной поляны. Начинает зеленеть травка на разделительной полосе. Проезжает автобус с дорожными рабочими. На обратном пути встречаю подрядчиков – технического директора «Кемеровоспецстроя» А.В. Галушкина и начальника ПТО Г.Н. Ивашину. Они тоже решили проверить дорогу перед завтрашней комиссией.
Девятое сентября. Пасмурный холодный день. Не везет нам с погодой, хорошо хоть дождя нет. Автобус стоит на кольце со стороны подъезда. Последними приезжают ребята из ГБДД. Начинаем с дороги Кемерово-Елыкаево-Старочервово. Измеряем ширину покрытия, обочин, расстояние до опор освещения. Спорим, насколько разметка соответствует дорожным знакам. Отмечаем то, что нужно переделать. Садимся в автобус и медленно едем по трассе. Периодически останавливаемся и проводим измерения, отмечаем недоделки и дефекты. Долго спорим на развязке в Лесной поляне. Начинается дождь. В штабном вагончике оформляем акт рабочей комиссии. Даем подрядчику срок на устранение недоделок до 18 сентября, на 19 сентября назначена приемочная комиссия. В оставшееся до комиссии время готовлю ведомости, расчеты, выезжаю на дорогу со стройнадзором, для проведения итоговой проверки, отслеживаю как идет устранение недоделок. Вместе с А.С. Белокобыльским встречаюсь с сотрудниками ГИБДД.
Накануне еще раз проезжаю по дороге, чтобы убедиться, что все сделано. На подъезде шлагбаум, проезд для посторонних закрыт. Теперь дорога выглядит иначе. Асфальт помыт, отбита бровка обочин, обновлена разметка, установлены все знаки. Никого. Лишь на ПК 54 Мостоотряд № 89, возводит фундамент под опоры путепровода. Доезжаю до Лесной поляны и ради любопытства заезжаю в поселок. Здесь тихо и пустынно. Ряды нарядных коттеджей под разноцветными крышами. Почему-то вспомнилась зона из фильма «Сталкер».
Хмурое утро 19 сентября. Опять собираемся на кольце, практически в том же составе. На фоне серого неба горят фонари, отражаясь в мокром асфальте. То, что вся дорога освещена, потом будет радовать водителей и страшно раздражать окрестных жителей. Автобус стоит на подъезде рядом со шлагбаумом. Проезжаем по дороге, фиксируем устранение недоделок и дефектов в штабном вагончике подписываем акт. Все вопросы сняты. Шлагбаум убран, движение открыто. Возвращаемся в город. На тротуаре уже лежат желтые листья.
****
Как рано нынче осень наступила
Осины вдоль дороги пожелтели
Мы торопились и все-таки успели
Хоть и не просто это было
Над нами небо потемнело и остыло
В тумане утра фонари горели
В машине стекла запотели
Так на дороге было холодно и сыро
Остались на обочинах опоры
Мы ожидаем на пустом бульваре
Забыты все волнения и споры
И вот уж двери открывают в баре
Спокойные ведем мы разговоры
И листья желтые лежат на тротуаре
Потом появилось сообщение, что торжественное открытие дороги будет третьего октября с участием членов правительства. Новые хлопоты.
В восемь утра третьего октября мы уже на дороге. Туман, но пока доезжаем до Лесной поляны, он рассеивается. Трибуна на обочине, флаги. Собираются подрядчики. У всех хорошее настроение. Приходит автобус с детьми, в разноцветных курточках и шапочках ребятишки смотрятся очень нарядно. На ребятах постарше голубые футболки с надписью «Единая Россия». Солнечный осенний день, погода как на заказ. Музыка, распорядители начинают репетицию встречи. Вначале десятого проходит машина ДПС и за ней большой автобус. Нас выстраиваю перед трибуной. Из автобуса выходят Шувалов, Жуков, Орлова, Тулеев, Михайлов и еще дюжина официальных высокопоставленных лиц. Поднимаются на трибуну.
Краткие речи, хвалят дорогу, выступают дети, и автобус двигается в сторону Лесной поляны, где намечены основные торжества. Рядом с таунхаусами виднеется большой белый шатер. Там будут вручать ключи первым жителям. С нами остается заместитель губернатора А.Н. Наумов. Начинается раздача грамот и премий дорожникам. В одиннадцать часов все кончается. Возвращаемся на работу.
С пуском второй очереди строительный сезон для нас не кончается. Теперь все силы были брошены на первый пусковой комплекс. Ставится задача до Нового года выполнить основную часть земляных работ, а всего их 1 860 тыс. м3. Смонтировать конструкции путепровода на ПК 54. Подготовить площадку для приема металлоконструкций пролетного строения, возвести опоры для путепровода на ул. Терешковой. Закончить монтаж водопропускных и арочных труб.
Земляные работы ведут «Планум» и «Кемеровоспецстрой». Начинается разработка резерва №1 и прилегающей к нему выемки, глубина которой доходит до 14 м. Сегодня откос выемки высится только с правой стороны дороги, слева, где был резерв, ровная площадка. Вскрыв верхние горизонты, строители упёрлись в скалу, которую не берут даже тяжелые бульдозеры. Заключается договор со специализированной организацией на буровзрывныё работы.
Вначале ноября выезжаем с А. Черновым на трассу. На подъезде нас ждет машина с милиционерами. Готовится взрыв. Нужно определить на месте, где выставлять ограждение, чтобы кто-то случайно не забрел в опасную зону. По технологической дороге едем вдоль выемки, где уже закладывают заряды. Останавливаемся в пойме р. Люскус. Впереди идет отсыпка насыпи, и четырехметровая труба уже не кажется такой большой. Молодой лейтенант удивляется: «А я и не знал, что здесь такая стройка идет». Рассказываю, что здесь будет. «Что то не верится»,. – отвечает он. Если честно мне и самому не очень верится, что в 2010 году мы все закончим.
Первый взрыв состоялся 15 ноября. Зрелище впечатляющее, но результат оказался не таким, как мы ожидали. Во взрывмассе оказалось большое число крупногабаритных обломков, которые не входили ни в один самосвал. Пришлось ставить гидромолоты, чтобы их раздробить. Потом еще несколько взрывов, уже в присутствии телевидения. Общий объем буровзрывных работ на дороге составил 870 тыс. м3.
«Планум», построив на своем участке ливневую канализацию и заложив дренаж, успевает вывести земляное полотно до проектных отметок. В начале ноября, проложив по дну лога временную дорогу, начинает отсыпку высокой насыпи в пойме р. Каменушка. Бригада М. Турко закончив устройство основания, за октябрь успевает смонтировать тело трубы. Погода портится, в начале ноября уже падает первый снег, становится холодно, что создает для ростовчан дополнительные сложности. В ноябре они приступают к устройству оголовков и бетонированию противоналедного лотка. В начале декабря температура опускается ниже минус30 градусов. Выполнив задание и поняв что такое Сибирь, ростовчане уезжают домой.
Начиная с 2008 года параллельно со строительством дороги Мостоотряд № 89 начал возведение путепроводов. По иронии судьбы это будут последние его объекты. В 2009 году Кемеровский мостоотряд, имеющий полувековую историю, перестанет существовать. Геннадий Иванович Черемисин – директор мостоотряда, Олег Михайлович Трофимов и начальники участков Владимир Алексеевич Какин и Рашид Негомедзянов успеют выполнить основные работы и разойдутся по другим фирмам.
Работы по возведению путепроводов велись практически одновременно, что позволило исключить простои механизмов и за два года построить два капитальных сооружения. И когда агрегат «КАТО», заканчивал бурение скважин под опоры на путепроводе ПК 54 его тут же пригоняли на ул. Терешковой где начиналось устройство фундаментов. Если путепровод на ПК 54 собирался из типовых сборных элементов и имеет четыре пролета по схеме 18 + 24+24+12 метров, то путепровод на ПК 0 уникальное сооружение. Его проект был разработан московской фирмой «Морисот». Неразрезное металлическое пролетное строение длинной 89,5 м, общим весом 386 т, имеющее центральный пролет 42 м было смонтировано из отдельных секций на площадке со стороны кладбища и выдвигалось в пролет с помощью лебедок установленных на крайней опоре. Это позволило не прерывать движение по ул. Терешковой.
Конец декабря. Солнечный морозный день. Планерку теперь начинаем на ул. Терешковой, где строится путепровод. Отсюда по заснеженной дороге спускаемся в пойму р. Каменушка. За ноябрь и декабрь «Планум» успевает поднять высоту насыпи на 6 м. Дорога уже принимает свои естественные очертания. Светлая, ровная поверхность насыпи со следами кулачковых катков. Грунт возят практически без перерыва, чтобы он не успевал замерзнуть. От работающей техники и от грунта, который вываливают КАМАЗы поднимается морозный туман. Укрытый белым пушистым снегом лес кажется сказочным. По заснеженному логу, где «Планум» возит грунт из резерва № 1, выезжаем на основную трассу. Здесь высятся горы заготовленного щебня. Дальше едем по технологической дороге. Замерзший грунт накатан тяжелыми самосвалами и по твердости не уступает бетону.
Останавливаемся на ПК 40+80. Здесь СУМ-1 «Кемеровоспецстроя» строит арочную трубу длиной 69 м. для передвижения лыжников и любителей кататься на снегоходах. Руководит работами Валерий Владимирович Рыбаков. В начале трассы труба длиной 51,5м, для прохода на кладбище из деревни Красной уже построена. Не смотря на мороз идёт бетонирование фундамента. Свежеуложенный бетон укрывают «тепляками» и ставят тепловые пушки. Лаборатория «КузЦДИ» ведет постоянный контроль за набором прочности. Советы и консультации кандидата технических наук Геннадия Васильевича Савкина – неоценимы.
На ПК 54 тяжелые 24 метровые балки (вес крайних почти 40 тонн) монтируют двумя кранами прямо «с колес» и устанавливают на опорные части с точностью до сантиметра.
Возвращаемся в штабной вагончик, который теперь стоит в районе ПК 30. Подрядчики докладывают, что будут делать в январе. «Планум» и Мостоотряд уходят на каникулы до 11 января, а «Кемеровоспецстрой» продолжает земляные операции. Так заканчивается еще один год стройки.
Новый год начинается неспокойно. Прогнозы один мрачнее другого. Грянул кризис, и Россия посчитала своим долгом к нему присоединиться. Правительство, бодро заявив, что беда нас не коснется, в спешном порядке начало спасать банки, которые активно занялись валютными спекуляциями. В разных странах с кризисом боролись по разному. США в своей антикризисной программе записали: «выделить на строительство дорог и мостов 30 млрд. долларов». В других странах также увеличивается финансирование дорожных работ как одна из антикризисных мер. В России дорожные работы напротив сворачивают. Цены в наших магазинах в отличие от других стран быстро поползли вверх, видимо наши предприниматели таким образом решили стимулировать покупательскую способность.
В январе получаем рабочий проект на строительство первого пускового комплекса. Рассматриваем графики производства на 2009 год. Вопрос с финансированием не решен, но подрядчики, несмотря на морозы на свой страх и риск, продолжают трудиться. Стройка не останавливается. Скальные грунты позволяют разрабатывать выемки и отсыпать насыпи при отрицательных температурах. Задача на год: завершить земляные работы (осталось еще 550 тыс. м3), закончить вынос и переустройство коммуникаций и практически завершить строительство путепровода, на ул. Терешковой, чтобы по нему можно было открыть движение технологического транспорта.
В конце апреля – очередная проверка. Едем по сданному в эксплуатацию второму пусковому комплексу, а потом пешком проходим пять километров – весь строящийся участок до ул. Терешковой. В комиссии забавный старик, ко мне он проникся непонятной симпатией и даже доверяет свой фотоаппарат. На трассе разговор все время предваряет одной фразой «А вы согласны, что это у вас неправильно». Мы конечно не соглашаемся. Споры продолжаются и в кабинете, но как всегда прав тот у кого больше прав, в результате получаем кучу замечаний типа: «На строительной площадке путепровода на ПК 0 завезены сборочные конструкции стальных пролетных строений и уложены на деревянные подкладки толщиной 50 мм (нарушение п. 7.4 СНиП 3.06.04-91 – подкладки должны быть толщиной не менее 150 мм». Фактически подкладки просто вдавлены в щебенку весом конструкций.
Еще ведутся работы на первой опоре, а у опоры № 4 уже укладываются шпалы, монтируются накаточные пути, по которым будет двигаться пролетное строение, устанавливаются устройства скольжения и лебедки, начинается сборка блоков главных балок. Всего в поперечном сечении пролетное строение имеет четыре главные балки, на которые опирается так называемая ортотропная плита (сплошная, металлическая плита на которой располагается конструкция проезжей части). Особо ответственная операция – её сварка. Этим занимается бригада дипломированных сварщиков из Новосибирска. Для проверки качества сварных швов заключаем договор со специализированной организацией.
В июне минуем третью опору, и теперь аванбек уже нависает над ул. Терешковой. Еще раз даю задание геодезистам ООО «Геоком» проверить высоту подвески контактного провода троллейбуса, что бы не задеть его пролетным строением.
Очередная неприятная новость. Из Москвы приходит указание уменьшить стоимость работ на 105 млн. руб. Правительство почему-то решило, что в кризис дорожное строительство должно резко подешеветь, хотя цены в магазинах говорят другое. Теперь подрядчикам платим с коэффициентом 0.84. Они возмущаются, но терпят.
Основные силы мостовиков сосредоточены на ул. Терешковой, где продолжается монтаж и надвижка пролетного строения. В августе аванбек доходит до опоры № 2, и в начале сентября мы впервые пешком переходим на другую сторону ул. Терешковой по путепроводу. Однако дел еще много. Необходимо демонтировать вспомогательные устройства, опустить пролетное строение на опорные части, установить переходные плиты, которые обеспечивают плавный въезд на путепровод, сделать гидроизоляцию и уложить асфальтобетонное покрытие. Только в середине октября через путепровод пошли первые машины с грунтом, и стала возможным разработка выемки на развязке.
В начале октября на две недели попадаю в кардиоцентр. На стройке меня заменяет Надежда Викторовна Дрязгина. Опытный и чрезвычайно скрупулезный куратор. В дальнейшем мы вместе будем работать до окончания строительства.
До ноября строители не только заканчивают земляные работы, за исключением участка от ПК0 до ПК 7+50, но успевают уложить бетонное основание на протяжении 3.8 км и закрыть его одним слоем асфальтобетона. Сезон подходит к концу, снег покрывает полотно дороги, путепроводы, откосы насыпей и выемок. И только в районе р. Каменушка да на ПК 0 до конца ноября продолжаются земляные работы. Подрядчики закрывают водопропускные трубы и начинают заготовку материалов на следующий год. Теперь щебень складируют прямо на дороге. Наступает аномально холодная зима 2010 года. В январе и феврале температура опускается до минус 42. Стройка замирает.
После Нового года, открывается финансирование. Всего до конца стройки предстоит выполнить работ на 480 млн. руб.
В феврале приезжает с очередной проверкой Росдортехнология.
В марте начинается расчистка дороги и путепроводов от снега и подготовка к пропуску паводковых вод. Особенно сложная обстановка на ул. Терешковой. Вся вода по лоткам проезда, начиная от Соснового бульвара, идет через развязку. Вместе с проектировщиками решаем, какой будет конструкция стенки № 6 вдоль ул. Терешковой, удерживающей откос со стороны кладбища. Останавливаемся на конструкции из габионов. Но если оголовки у труб, выполненные из габионов, имели относительно небольших размеров, то стенка получилась длиной 200 пм. Хочется, что бы стенка эффектно смотрелась, поэтому выбираем для ней темный камень Барзаского карьера. В мае «Кемеровоспецстрой» самостоятельно приступает к сооружению подпорной стенки. Весь откос выше стенки потом затягивают металлической сеткой – так называемая система «Стилгрид».
В апреле с южной стороны на откосах еще лежит снег, но дорога уже подсыхает и начинается установка бортового камня вдоль разделительной полосы, всего 11 200 пм. В мае начинается укладка среднего слоя асфальтобетона и засыпка разделительной полосы.
В июне - новая неожиданность. Поступает команда, строительство дороги закончить на месяц раньше срока, то есть до конца сентября. Во всех этих досрочных выполнениях нет никакого практического смысла. Но желание отрапортовать, что сделано раньше срока просто непреодолимо. Начинаем пересматривать графики, которые и так довольно напряженные. Теперь еженедельные планерки, где решаются все технические и организационные вопросы, ведет главный инженер дирекции Алексей Семенович Белокобыльский. Времени катастрофически мало.
Очередная проверка стройнадзора. Есть время на минуту остановиться, и посмотреть, что сделано. Со Светланой Анатольевной Груздевой выезжаю на трассу. На ПК 0 нас ожидает подрядчик. Осматриваем подпорную стенку из габионов. Ровные ряды темного камня, затянутые в металлическую сетку. «Кемеровоспецстрой» освоил и это ремесло. По съезду №2, где отсыпают щебеночное основание, выезжаем на дорогу. В районе р. Каменушка уже устраивается щебеночный подстилающий слой, дальше едем по практически готовой дороге. На обочинах стоят столбы освещения, большая часть разделительной полосы уже засыпана растительным грунтом. В пойме р.Люскус укладывается бетонное основание по левой полосе. Здесь высота насыпи 23 м, и ей дали постоять зиму, чтобы она осела. По пешеходной трубе проходим на другую сторону насыпи. И хоть труба не очень длинная, 69 пм, и довольно просторная, по ней свободно любая легковая машина, все равно внутри довольно неуютно. Откос выемки на подходе к транспортной развязке на ПК 54 уже начинает зеленеть. По третьему съезду заезжаем на путепровод. Отсюда открывается прекрасный вид на дорогу. Справа по готовому участку уже идет движение, а слева далеко виден первый пусковой комплекс и неясный силуэт города. На балках уже положен, бетонный выравнивающий слой, который закрывает гидроизоляцию. Здесь еще предстоит большая работа по укреплению конусов, установке лестниц и лотков для сброса воды. Отсюда едем в штабной вагончик, где подрядчики уже приготовили для проверки исполнительную документацию. В город возвращаемся уже под вечер.
Теперь бываю на стройке практически ежедневно. Проблем здесь хватает. Большая часть дороги проходит в городской черте поэтому пришлось переустраивать коммуникации: семь линий электропередач, восемь линий связи, три водовода, линия освещения и контактная сеть троллейбуса на ул. Терешковой. А тут еще владельцы магистрального канализационного коллектора, что идет из Рудничного района вдоль западной стороны ул. Терешковой на станцию перекачки, требуют проложить новый – на участке транспортной развязки. Приступили еще в мае, но сразу возникли сложности. При таянии снега стало затапливать котлован. А тут ещё технические вопросы: как подсоединить новый участок к действующему коллектору и, самое смешное, в России не оказалось чугунных труб нужного диаметра. Пришлось везти трубы из Китая.
В июле там, где готова дорожная одежда, начинается монтаж прикромочных лотков, а их 6000 пм, и барьерного ограждения, его на трассе 11830 пм. Параллельно устраиваются нагорные канавы, быстротоки и прокладывается кабель освещения.
Не успеваем оглянуться, как наступает август. Закончен путепровод на ПК 54. Мостовики переходят на ул. Терешковой. Дорожники укладывают асфальт на съездах транспортной развязки.
Конец августа. 15 сентября – рабочая комиссия,. Нет светильников на ул. Терешковой, не готова нагорная канава на ПК 44 и сбросы на ПК 6+50 слева. Не покрашено ограждение, не установлены дорожные знаки. Не рекультивирован полностью резерв № 1. Мостовики никак не доделают лотки на путепроводе. Масса мелочей, о которых нужно помнить. Приходится задерживаться на стройке до вечера. Трудимся весь световой день. Основная тяжесть ложится на молодых инженеров Сашу Лиз и Владимира Дербенева из «Кемеровоспецстроя», Павла Ильина и Андрея Изотова из «Планума» им помогают еще более молодые мастера.
Теплый день, второе сентября. Мы с А.Черновым стоим на краю бора. На противоположенной стороне ул. Терешковой монтажники висят прямо в середине откоса, забивая анкера, которыми крепится сетка«Стилгрид». Развязка начинает приобретать законченный вид. Спланированы и засыпаны растительным грунтом откосы и внутреннее кольцо. Вместе с мастером решаем, как лучше разместить нагорную канаву, что идет вдоль съезда поднимающегося на путепровод и будет перехватывать талые воды из бора. Пешком возвращаемся, садимся в машину и едем по трассе. На ПК 5 «Кемеровоспецстрой» заканчивает устройство быстротока, по которому вода будет сбрасываться в р. Каменушку. Едем до конца трассы. Часть ограждения уже покрашено, зеленеют откосы и разделительная полоса, стоят дорожные знаки, нет только разметки. На свежий асфальт падают первые желтые листья.
Этот день врезался в память еще и потому, что вечером у меня на руках умерла мама. Она прожила долгую и, наверное, не очень счастливую жизнь, как и многие из ее поколения, на чью долю пришлась война, восстановление страны и много обещаний прекрасной жизни, которая так и не наступила.
Десятого сентября выезжаем на стройку вместе с главным инженером. Алексей Семенович хочет на месте оценить обстановку и решить, насколько реально собрать рабочую комиссию 15 сентября. Со стороны Рудничного района по ул. Терешковой подъезжаем к развязке. На третьем съезде заканчивают устройство водоотводных лотков. На обочинах уже стоят опоры освещения. По четвертому съезду поднимаемся к путепроводу. Откосы уже спланированы, отсыпаны обочины, на светлой щебенке лежат балки ограждения. Специальная машина забивает стойки. Это работает «Мостремонт». Здесь же прораб мостоотряда. Когда будут навешивать балки, их нужно состыковать с ограждением на путепроводе, у них разная конструкция. На путепроводе балки ограждения пока сняты и лежат на асфальте. Тут только что уложили верхний слой покрытия. Бригада мостовиков возятся со сбросами на подходах. Едем дальше по дороге. Ограждение уже смонтировано, но покрашено не везде. На первый взгляд дорога готова. Но только на первый взгляд. Не выполнен гаситель на ПК 40+50 справа, не поправлен откос у арочной трубы. Плохо выполнен стык на покрытии, нужно заставить подрядчика снять покрытие и уложить его заново. Доезжаем до ПК 54. Радует взгляд красавец путепровод. Здесь было решено отказаться от традиционного бетона и укрепить конусы георешеткой. Как и все новое вначале это вызывает раздражение, но потом дело налаживается. Путепровод с этими конусами смотрится. Обратно возвращаемся по левой полосе. На дороге встречаем заместителя директора «Кемеровоспецстроя» Анатолия Семеновича Частякова. В вагончик не заезжаем, планерку главный инженер проводит прямо на дороге. Договариваемся, что рабочую комиссию проводить можно, и расписываем сроки окончания работ.
Накануне заседания рабочей комиссии еще раз проезжаем по дороге и проводим последнею планерку. Обговариваем с генеральным подрядчиком все организационные вопросы. Записываем последние замечания. Надежде Викторовне и Ольге Анатольевне Терентьевой, инженеру «Кемеровспецстроя», которая все эти годы аккуратно вела исполнительную документацию, поручается подготовить акт рабочей комиссии, а это солидный документ – 23 страницы текста, ведомостей, таблиц и схем.
Утро 15 сентября. Проезжаем по пустой дороге до ПК 54, где собираются члены рабочей комиссии. Все оживленно обмениваются впечатлениями, некоторые оказались на дороге впервые. Председатель комиссии Владимир Арсентьевич Скрыльников – начальник отдела эксплуатации дирекции. Официально в составе комиссии одиннадцать человек: представители городской администрации, ГИБДД, проектировщиков, различных служб, которые будут эксплуатировать дорогу, но фактически участников вдвое больше. По традиции фотографируемся на память. Первые замеры, замечания, которые записывает Надежда Викторовна. Поднимаемся на путепровод. Проверяем высоту ограждения, ширину проезжей части, общую ширину, разметку, крепление балок, качество покраски. Записываем: выполнить планировку местности на ПК 55+30 слева с засыпкой пониженных мест. К приемочной комиссии замечание устранили и на этом месте во время торжественного открытия, куда нас не пригласили, были посажены елочки. С путепровода открывается прекрасный вид на дорогу. В туманной дымке горит освещение. Садимся в автобус и едем дальше. Время от времени по просьбе членов комиссии останавливаемся. Они осматривают искусственные сооружения, сбросы, выходы ливневой канализации, делают замеры, проверяют расстановку дорожных знаков, разметку. На дороге еще продолжаются работы, где-то не докрашено ограждение, не выполнена планировка резервов, не подсыпан растительный грунт на откосы. К полудню доезжаем до ул. Терешковой, останавливаемся на путепроводе. Внизу идет интенсивное движение. Сотрудники ГИБДД замечают, что после устройства переходно-скоростных полос разметка ул. Терешковой, которую выполнили городские дорожники, не соответствует нормам. В акт комиссии записываем: Выполнить демаркировку ул. Терешковой на участке транспортной развязки и восстановить ее по проекту. Большие споры вызывает и примыкание съезда № 3 к ул. Терешковой, но и тут в конце концов приходим к консенсусу. Возвращаемся в вагончик, и пока комиссия пьет чай, оформляем ведомость недоделок. Дефектов в этот раз комиссия не обнаружила. После подписания акта все разъезжаются по своим делам. Я остаюсь в вагончике, чтобы обсудить с подрядчиками, как будем устранять отмеченные недоделки. В тот момент приемочную комиссию намечали на 20 сентября, позднее срок перенесли на четыре дня.
Накануне проведения приемочной комиссии стоял прекрасный солнечный день. Фотографируем пустую дорогу, которая сверкает на фоне начинающего желтеть леса. Потом эти фотографии будут мелькать в журналах и буклетах, на календарях и стендах. Тридцать восемь месяцев назад здесь были заросшие кустарником лога и пустые поля, а теперь под колесами шуршит черная полоса асфальта. Дорога так вписалась в ландшафт, что стала его украшением. Через месяц я ехал по дороге с незнакомым водителем. Мы молчали, а потом он сказал – хорошая дорога, надо бы везде такие строить, и я с ним согласился.
PS. На мой выбор профессии, в какой то степени повлиял роман Г.Н. Гарина-Михайловского «Инженеры». Я хочу надеяться, что, может быть, какой-нибудь молодой человек, прочитав эти заметки так же осознано выберет свою профессию, или наоборот не выберет.
Всех свободных рабочих подрядчики мобилизуют для посева трав на разделительной полосе и откосах. Это делается вручную. «Мостремонт» заканчивает монтаж ограждений, а «Индорзнак» установку дорожных знаков.
Вечером восьмого сентября еще раз выезжаю на трассу, на завтра назначена рабочая комиссия. На съезде в сторону Елыкаево укладывается верхний слой покрытия. Дальше одинокий экскаватор выправляет бровку земляного полотна. Отмечаю, что на съезде № 2 не покрашено ограждение, а на ПК 60 надо поправить обочину. По пустой дороге доезжаю до Лесной поляны. Начинает зеленеть травка на разделительной полосе. Проезжает автобус с дорожными рабочими. На обратном пути встречаю подрядчиков – технического директора «Кемеровоспецстроя» А.В. Галушкина и начальника ПТО Г.Н. Ивашину. Они тоже решили проверить дорогу перед завтрашней комиссией.
Девятое сентября. Пасмурный холодный день. Не везет нам с погодой, хорошо хоть дождя нет. Автобус стоит на кольце со стороны подъезда. Последними приезжают ребята из ГБДД. Начинаем с дороги Кемерово-Елыкаево-Старочервово. Измеряем ширину покрытия, обочин, расстояние до опор освещения. Спорим, насколько разметка соответствует дорожным знакам. Отмечаем то, что нужно переделать. Садимся в автобус и медленно едем по трассе. Периодически останавливаемся и проводим измерения, отмечаем недоделки и дефекты. Долго спорим на развязке в Лесной поляне. Начинается дождь. В штабном вагончике оформляем акт рабочей комиссии. Даем подрядчику срок на устранение недоделок до 18 сентября, на 19 сентября назначена приемочная комиссия. В оставшееся до комиссии время готовлю ведомости, расчеты, выезжаю на дорогу со стройнадзором, для проведения итоговой проверки, отслеживаю как идет устранение недоделок. Вместе с А.С. Белокобыльским встречаюсь с сотрудниками ГИБДД.
Накануне еще раз проезжаю по дороге, чтобы убедиться, что все сделано. На подъезде шлагбаум, проезд для посторонних закрыт. Теперь дорога выглядит иначе. Асфальт помыт, отбита бровка обочин, обновлена разметка, установлены все знаки. Никого. Лишь на ПК 54 Мостоотряд № 89, возводит фундамент под опоры путепровода. Доезжаю до Лесной поляны и ради любопытства заезжаю в поселок. Здесь тихо и пустынно. Ряды нарядных коттеджей под разноцветными крышами. Почему-то вспомнилась зона из фильма «Сталкер».
Хмурое утро 19 сентября. Опять собираемся на кольце, практически в том же составе. На фоне серого неба горят фонари, отражаясь в мокром асфальте. То, что вся дорога освещена, потом будет радовать водителей и страшно раздражать окрестных жителей. Автобус стоит на подъезде рядом со шлагбаумом. Проезжаем по дороге, фиксируем устранение недоделок и дефектов в штабном вагончике подписываем акт. Все вопросы сняты. Шлагбаум убран, движение открыто. Возвращаемся в город. На тротуаре уже лежат желтые листья.
****
Как рано нынче осень наступила
Осины вдоль дороги пожелтели
Мы торопились и все-таки успели
Хоть и не просто это было
Над нами небо потемнело и остыло
В тумане утра фонари горели
В машине стекла запотели
Так на дороге было холодно и сыро
Остались на обочинах опоры
Мы ожидаем на пустом бульваре
Забыты все волнения и споры
И вот уж двери открывают в баре
Спокойные ведем мы разговоры
И листья желтые лежат на тротуаре
Потом появилось сообщение, что торжественное открытие дороги будет третьего октября с участием членов правительства. Новые хлопоты.
В восемь утра третьего октября мы уже на дороге. Туман, но пока доезжаем до Лесной поляны, он рассеивается. Трибуна на обочине, флаги. Собираются подрядчики. У всех хорошее настроение. Приходит автобус с детьми, в разноцветных курточках и шапочках ребятишки смотрятся очень нарядно. На ребятах постарше голубые футболки с надписью «Единая Россия». Солнечный осенний день, погода как на заказ. Музыка, распорядители начинают репетицию встречи. Вначале десятого проходит машина ДПС и за ней большой автобус. Нас выстраиваю перед трибуной. Из автобуса выходят Шувалов, Жуков, Орлова, Тулеев, Михайлов и еще дюжина официальных высокопоставленных лиц. Поднимаются на трибуну.
Краткие речи, хвалят дорогу, выступают дети, и автобус двигается в сторону Лесной поляны, где намечены основные торжества. Рядом с таунхаусами виднеется большой белый шатер. Там будут вручать ключи первым жителям. С нами остается заместитель губернатора А.Н. Наумов. Начинается раздача грамот и премий дорожникам. В одиннадцать часов все кончается. Возвращаемся на работу.
С пуском второй очереди строительный сезон для нас не кончается. Теперь все силы были брошены на первый пусковой комплекс. Ставится задача до Нового года выполнить основную часть земляных работ, а всего их 1 860 тыс. м3. Смонтировать конструкции путепровода на ПК 54. Подготовить площадку для приема металлоконструкций пролетного строения, возвести опоры для путепровода на ул. Терешковой. Закончить монтаж водопропускных и арочных труб.
Земляные работы ведут «Планум» и «Кемеровоспецстрой». Начинается разработка резерва №1 и прилегающей к нему выемки, глубина которой доходит до 14 м. Сегодня откос выемки высится только с правой стороны дороги, слева, где был резерв, ровная площадка. Вскрыв верхние горизонты, строители упёрлись в скалу, которую не берут даже тяжелые бульдозеры. Заключается договор со специализированной организацией на буровзрывныё работы.
Вначале ноября выезжаем с А. Черновым на трассу. На подъезде нас ждет машина с милиционерами. Готовится взрыв. Нужно определить на месте, где выставлять ограждение, чтобы кто-то случайно не забрел в опасную зону. По технологической дороге едем вдоль выемки, где уже закладывают заряды. Останавливаемся в пойме р. Люскус. Впереди идет отсыпка насыпи, и четырехметровая труба уже не кажется такой большой. Молодой лейтенант удивляется: «А я и не знал, что здесь такая стройка идет». Рассказываю, что здесь будет. «Что то не верится»,. – отвечает он. Если честно мне и самому не очень верится, что в 2010 году мы все закончим.
Первый взрыв состоялся 15 ноября. Зрелище впечатляющее, но результат оказался не таким, как мы ожидали. Во взрывмассе оказалось большое число крупногабаритных обломков, которые не входили ни в один самосвал. Пришлось ставить гидромолоты, чтобы их раздробить. Потом еще несколько взрывов, уже в присутствии телевидения. Общий объем буровзрывных работ на дороге составил 870 тыс. м3.
«Планум», построив на своем участке ливневую канализацию и заложив дренаж, успевает вывести земляное полотно до проектных отметок. В начале ноября, проложив по дну лога временную дорогу, начинает отсыпку высокой насыпи в пойме р. Каменушка. Бригада М. Турко закончив устройство основания, за октябрь успевает смонтировать тело трубы. Погода портится, в начале ноября уже падает первый снег, становится холодно, что создает для ростовчан дополнительные сложности. В ноябре они приступают к устройству оголовков и бетонированию противоналедного лотка. В начале декабря температура опускается ниже минус30 градусов. Выполнив задание и поняв что такое Сибирь, ростовчане уезжают домой.
Начиная с 2008 года параллельно со строительством дороги Мостоотряд № 89 начал возведение путепроводов. По иронии судьбы это будут последние его объекты. В 2009 году Кемеровский мостоотряд, имеющий полувековую историю, перестанет существовать. Геннадий Иванович Черемисин – директор мостоотряда, Олег Михайлович Трофимов и начальники участков Владимир Алексеевич Какин и Рашид Негомедзянов успеют выполнить основные работы и разойдутся по другим фирмам.
Работы по возведению путепроводов велись практически одновременно, что позволило исключить простои механизмов и за два года построить два капитальных сооружения. И когда агрегат «КАТО», заканчивал бурение скважин под опоры на путепроводе ПК 54 его тут же пригоняли на ул. Терешковой где начиналось устройство фундаментов. Если путепровод на ПК 54 собирался из типовых сборных элементов и имеет четыре пролета по схеме 18 + 24+24+12 метров, то путепровод на ПК 0 уникальное сооружение. Его проект был разработан московской фирмой «Морисот». Неразрезное металлическое пролетное строение длинной 89,5 м, общим весом 386 т, имеющее центральный пролет 42 м было смонтировано из отдельных секций на площадке со стороны кладбища и выдвигалось в пролет с помощью лебедок установленных на крайней опоре. Это позволило не прерывать движение по ул. Терешковой.
Конец декабря. Солнечный морозный день. Планерку теперь начинаем на ул. Терешковой, где строится путепровод. Отсюда по заснеженной дороге спускаемся в пойму р. Каменушка. За ноябрь и декабрь «Планум» успевает поднять высоту насыпи на 6 м. Дорога уже принимает свои естественные очертания. Светлая, ровная поверхность насыпи со следами кулачковых катков. Грунт возят практически без перерыва, чтобы он не успевал замерзнуть. От работающей техники и от грунта, который вываливают КАМАЗы поднимается морозный туман. Укрытый белым пушистым снегом лес кажется сказочным. По заснеженному логу, где «Планум» возит грунт из резерва № 1, выезжаем на основную трассу. Здесь высятся горы заготовленного щебня. Дальше едем по технологической дороге. Замерзший грунт накатан тяжелыми самосвалами и по твердости не уступает бетону.
Останавливаемся на ПК 40+80. Здесь СУМ-1 «Кемеровоспецстроя» строит арочную трубу длиной 69 м. для передвижения лыжников и любителей кататься на снегоходах. Руководит работами Валерий Владимирович Рыбаков. В начале трассы труба длиной 51,5м, для прохода на кладбище из деревни Красной уже построена. Не смотря на мороз идёт бетонирование фундамента. Свежеуложенный бетон укрывают «тепляками» и ставят тепловые пушки. Лаборатория «КузЦДИ» ведет постоянный контроль за набором прочности. Советы и консультации кандидата технических наук Геннадия Васильевича Савкина – неоценимы.
На ПК 54 тяжелые 24 метровые балки (вес крайних почти 40 тонн) монтируют двумя кранами прямо «с колес» и устанавливают на опорные части с точностью до сантиметра.
Возвращаемся в штабной вагончик, который теперь стоит в районе ПК 30. Подрядчики докладывают, что будут делать в январе. «Планум» и Мостоотряд уходят на каникулы до 11 января, а «Кемеровоспецстрой» продолжает земляные операции. Так заканчивается еще один год стройки.
Новый год начинается неспокойно. Прогнозы один мрачнее другого. Грянул кризис, и Россия посчитала своим долгом к нему присоединиться. Правительство, бодро заявив, что беда нас не коснется, в спешном порядке начало спасать банки, которые активно занялись валютными спекуляциями. В разных странах с кризисом боролись по разному. США в своей антикризисной программе записали: «выделить на строительство дорог и мостов 30 млрд. долларов». В других странах также увеличивается финансирование дорожных работ как одна из антикризисных мер. В России дорожные работы напротив сворачивают. Цены в наших магазинах в отличие от других стран быстро поползли вверх, видимо наши предприниматели таким образом решили стимулировать покупательскую способность.
В январе получаем рабочий проект на строительство первого пускового комплекса. Рассматриваем графики производства на 2009 год. Вопрос с финансированием не решен, но подрядчики, несмотря на морозы на свой страх и риск, продолжают трудиться. Стройка не останавливается. Скальные грунты позволяют разрабатывать выемки и отсыпать насыпи при отрицательных температурах. Задача на год: завершить земляные работы (осталось еще 550 тыс. м3), закончить вынос и переустройство коммуникаций и практически завершить строительство путепровода, на ул. Терешковой, чтобы по нему можно было открыть движение технологического транспорта.
В конце апреля – очередная проверка. Едем по сданному в эксплуатацию второму пусковому комплексу, а потом пешком проходим пять километров – весь строящийся участок до ул. Терешковой. В комиссии забавный старик, ко мне он проникся непонятной симпатией и даже доверяет свой фотоаппарат. На трассе разговор все время предваряет одной фразой «А вы согласны, что это у вас неправильно». Мы конечно не соглашаемся. Споры продолжаются и в кабинете, но как всегда прав тот у кого больше прав, в результате получаем кучу замечаний типа: «На строительной площадке путепровода на ПК 0 завезены сборочные конструкции стальных пролетных строений и уложены на деревянные подкладки толщиной 50 мм (нарушение п. 7.4 СНиП 3.06.04-91 – подкладки должны быть толщиной не менее 150 мм». Фактически подкладки просто вдавлены в щебенку весом конструкций.
Еще ведутся работы на первой опоре, а у опоры № 4 уже укладываются шпалы, монтируются накаточные пути, по которым будет двигаться пролетное строение, устанавливаются устройства скольжения и лебедки, начинается сборка блоков главных балок. Всего в поперечном сечении пролетное строение имеет четыре главные балки, на которые опирается так называемая ортотропная плита (сплошная, металлическая плита на которой располагается конструкция проезжей части). Особо ответственная операция – её сварка. Этим занимается бригада дипломированных сварщиков из Новосибирска. Для проверки качества сварных швов заключаем договор со специализированной организацией.
В июне минуем третью опору, и теперь аванбек уже нависает над ул. Терешковой. Еще раз даю задание геодезистам ООО «Геоком» проверить высоту подвески контактного провода троллейбуса, что бы не задеть его пролетным строением.
Очередная неприятная новость. Из Москвы приходит указание уменьшить стоимость работ на 105 млн. руб. Правительство почему-то решило, что в кризис дорожное строительство должно резко подешеветь, хотя цены в магазинах говорят другое. Теперь подрядчикам платим с коэффициентом 0.84. Они возмущаются, но терпят.
Основные силы мостовиков сосредоточены на ул. Терешковой, где продолжается монтаж и надвижка пролетного строения. В августе аванбек доходит до опоры № 2, и в начале сентября мы впервые пешком переходим на другую сторону ул. Терешковой по путепроводу. Однако дел еще много. Необходимо демонтировать вспомогательные устройства, опустить пролетное строение на опорные части, установить переходные плиты, которые обеспечивают плавный въезд на путепровод, сделать гидроизоляцию и уложить асфальтобетонное покрытие. Только в середине октября через путепровод пошли первые машины с грунтом, и стала возможным разработка выемки на развязке.
В начале октября на две недели попадаю в кардиоцентр. На стройке меня заменяет Надежда Викторовна Дрязгина. Опытный и чрезвычайно скрупулезный куратор. В дальнейшем мы вместе будем работать до окончания строительства.
До ноября строители не только заканчивают земляные работы, за исключением участка от ПК0 до ПК 7+50, но успевают уложить бетонное основание на протяжении 3.8 км и закрыть его одним слоем асфальтобетона. Сезон подходит к концу, снег покрывает полотно дороги, путепроводы, откосы насыпей и выемок. И только в районе р. Каменушка да на ПК 0 до конца ноября продолжаются земляные работы. Подрядчики закрывают водопропускные трубы и начинают заготовку материалов на следующий год. Теперь щебень складируют прямо на дороге. Наступает аномально холодная зима 2010 года. В январе и феврале температура опускается до минус 42. Стройка замирает.
После Нового года, открывается финансирование. Всего до конца стройки предстоит выполнить работ на 480 млн. руб.
В феврале приезжает с очередной проверкой Росдортехнология.
В марте начинается расчистка дороги и путепроводов от снега и подготовка к пропуску паводковых вод. Особенно сложная обстановка на ул. Терешковой. Вся вода по лоткам проезда, начиная от Соснового бульвара, идет через развязку. Вместе с проектировщиками решаем, какой будет конструкция стенки № 6 вдоль ул. Терешковой, удерживающей откос со стороны кладбища. Останавливаемся на конструкции из габионов. Но если оголовки у труб, выполненные из габионов, имели относительно небольших размеров, то стенка получилась длиной 200 пм. Хочется, что бы стенка эффектно смотрелась, поэтому выбираем для ней темный камень Барзаского карьера. В мае «Кемеровоспецстрой» самостоятельно приступает к сооружению подпорной стенки. Весь откос выше стенки потом затягивают металлической сеткой – так называемая система «Стилгрид».
В апреле с южной стороны на откосах еще лежит снег, но дорога уже подсыхает и начинается установка бортового камня вдоль разделительной полосы, всего 11 200 пм. В мае начинается укладка среднего слоя асфальтобетона и засыпка разделительной полосы.
В июне - новая неожиданность. Поступает команда, строительство дороги закончить на месяц раньше срока, то есть до конца сентября. Во всех этих досрочных выполнениях нет никакого практического смысла. Но желание отрапортовать, что сделано раньше срока просто непреодолимо. Начинаем пересматривать графики, которые и так довольно напряженные. Теперь еженедельные планерки, где решаются все технические и организационные вопросы, ведет главный инженер дирекции Алексей Семенович Белокобыльский. Времени катастрофически мало.
Очередная проверка стройнадзора. Есть время на минуту остановиться, и посмотреть, что сделано. Со Светланой Анатольевной Груздевой выезжаю на трассу. На ПК 0 нас ожидает подрядчик. Осматриваем подпорную стенку из габионов. Ровные ряды темного камня, затянутые в металлическую сетку. «Кемеровоспецстрой» освоил и это ремесло. По съезду №2, где отсыпают щебеночное основание, выезжаем на дорогу. В районе р. Каменушка уже устраивается щебеночный подстилающий слой, дальше едем по практически готовой дороге. На обочинах стоят столбы освещения, большая часть разделительной полосы уже засыпана растительным грунтом. В пойме р.Люскус укладывается бетонное основание по левой полосе. Здесь высота насыпи 23 м, и ей дали постоять зиму, чтобы она осела. По пешеходной трубе проходим на другую сторону насыпи. И хоть труба не очень длинная, 69 пм, и довольно просторная, по ней свободно любая легковая машина, все равно внутри довольно неуютно. Откос выемки на подходе к транспортной развязке на ПК 54 уже начинает зеленеть. По третьему съезду заезжаем на путепровод. Отсюда открывается прекрасный вид на дорогу. Справа по готовому участку уже идет движение, а слева далеко виден первый пусковой комплекс и неясный силуэт города. На балках уже положен, бетонный выравнивающий слой, который закрывает гидроизоляцию. Здесь еще предстоит большая работа по укреплению конусов, установке лестниц и лотков для сброса воды. Отсюда едем в штабной вагончик, где подрядчики уже приготовили для проверки исполнительную документацию. В город возвращаемся уже под вечер.
Теперь бываю на стройке практически ежедневно. Проблем здесь хватает. Большая часть дороги проходит в городской черте поэтому пришлось переустраивать коммуникации: семь линий электропередач, восемь линий связи, три водовода, линия освещения и контактная сеть троллейбуса на ул. Терешковой. А тут еще владельцы магистрального канализационного коллектора, что идет из Рудничного района вдоль западной стороны ул. Терешковой на станцию перекачки, требуют проложить новый – на участке транспортной развязки. Приступили еще в мае, но сразу возникли сложности. При таянии снега стало затапливать котлован. А тут ещё технические вопросы: как подсоединить новый участок к действующему коллектору и, самое смешное, в России не оказалось чугунных труб нужного диаметра. Пришлось везти трубы из Китая.
В июле там, где готова дорожная одежда, начинается монтаж прикромочных лотков, а их 6000 пм, и барьерного ограждения, его на трассе 11830 пм. Параллельно устраиваются нагорные канавы, быстротоки и прокладывается кабель освещения.
Не успеваем оглянуться, как наступает август. Закончен путепровод на ПК 54. Мостовики переходят на ул. Терешковой. Дорожники укладывают асфальт на съездах транспортной развязки.
Конец августа. 15 сентября – рабочая комиссия,. Нет светильников на ул. Терешковой, не готова нагорная канава на ПК 44 и сбросы на ПК 6+50 слева. Не покрашено ограждение, не установлены дорожные знаки. Не рекультивирован полностью резерв № 1. Мостовики никак не доделают лотки на путепроводе. Масса мелочей, о которых нужно помнить. Приходится задерживаться на стройке до вечера. Трудимся весь световой день. Основная тяжесть ложится на молодых инженеров Сашу Лиз и Владимира Дербенева из «Кемеровоспецстроя», Павла Ильина и Андрея Изотова из «Планума» им помогают еще более молодые мастера.
Теплый день, второе сентября. Мы с А.Черновым стоим на краю бора. На противоположенной стороне ул. Терешковой монтажники висят прямо в середине откоса, забивая анкера, которыми крепится сетка«Стилгрид». Развязка начинает приобретать законченный вид. Спланированы и засыпаны растительным грунтом откосы и внутреннее кольцо. Вместе с мастером решаем, как лучше разместить нагорную канаву, что идет вдоль съезда поднимающегося на путепровод и будет перехватывать талые воды из бора. Пешком возвращаемся, садимся в машину и едем по трассе. На ПК 5 «Кемеровоспецстрой» заканчивает устройство быстротока, по которому вода будет сбрасываться в р. Каменушку. Едем до конца трассы. Часть ограждения уже покрашено, зеленеют откосы и разделительная полоса, стоят дорожные знаки, нет только разметки. На свежий асфальт падают первые желтые листья.
Этот день врезался в память еще и потому, что вечером у меня на руках умерла мама. Она прожила долгую и, наверное, не очень счастливую жизнь, как и многие из ее поколения, на чью долю пришлась война, восстановление страны и много обещаний прекрасной жизни, которая так и не наступила.
Десятого сентября выезжаем на стройку вместе с главным инженером. Алексей Семенович хочет на месте оценить обстановку и решить, насколько реально собрать рабочую комиссию 15 сентября. Со стороны Рудничного района по ул. Терешковой подъезжаем к развязке. На третьем съезде заканчивают устройство водоотводных лотков. На обочинах уже стоят опоры освещения. По четвертому съезду поднимаемся к путепроводу. Откосы уже спланированы, отсыпаны обочины, на светлой щебенке лежат балки ограждения. Специальная машина забивает стойки. Это работает «Мостремонт». Здесь же прораб мостоотряда. Когда будут навешивать балки, их нужно состыковать с ограждением на путепроводе, у них разная конструкция. На путепроводе балки ограждения пока сняты и лежат на асфальте. Тут только что уложили верхний слой покрытия. Бригада мостовиков возятся со сбросами на подходах. Едем дальше по дороге. Ограждение уже смонтировано, но покрашено не везде. На первый взгляд дорога готова. Но только на первый взгляд. Не выполнен гаситель на ПК 40+50 справа, не поправлен откос у арочной трубы. Плохо выполнен стык на покрытии, нужно заставить подрядчика снять покрытие и уложить его заново. Доезжаем до ПК 54. Радует взгляд красавец путепровод. Здесь было решено отказаться от традиционного бетона и укрепить конусы георешеткой. Как и все новое вначале это вызывает раздражение, но потом дело налаживается. Путепровод с этими конусами смотрится. Обратно возвращаемся по левой полосе. На дороге встречаем заместителя директора «Кемеровоспецстроя» Анатолия Семеновича Частякова. В вагончик не заезжаем, планерку главный инженер проводит прямо на дороге. Договариваемся, что рабочую комиссию проводить можно, и расписываем сроки окончания работ.
Накануне заседания рабочей комиссии еще раз проезжаем по дороге и проводим последнею планерку. Обговариваем с генеральным подрядчиком все организационные вопросы. Записываем последние замечания. Надежде Викторовне и Ольге Анатольевне Терентьевой, инженеру «Кемеровспецстроя», которая все эти годы аккуратно вела исполнительную документацию, поручается подготовить акт рабочей комиссии, а это солидный документ – 23 страницы текста, ведомостей, таблиц и схем.
Утро 15 сентября. Проезжаем по пустой дороге до ПК 54, где собираются члены рабочей комиссии. Все оживленно обмениваются впечатлениями, некоторые оказались на дороге впервые. Председатель комиссии Владимир Арсентьевич Скрыльников – начальник отдела эксплуатации дирекции. Официально в составе комиссии одиннадцать человек: представители городской администрации, ГИБДД, проектировщиков, различных служб, которые будут эксплуатировать дорогу, но фактически участников вдвое больше. По традиции фотографируемся на память. Первые замеры, замечания, которые записывает Надежда Викторовна. Поднимаемся на путепровод. Проверяем высоту ограждения, ширину проезжей части, общую ширину, разметку, крепление балок, качество покраски. Записываем: выполнить планировку местности на ПК 55+30 слева с засыпкой пониженных мест. К приемочной комиссии замечание устранили и на этом месте во время торжественного открытия, куда нас не пригласили, были посажены елочки. С путепровода открывается прекрасный вид на дорогу. В туманной дымке горит освещение. Садимся в автобус и едем дальше. Время от времени по просьбе членов комиссии останавливаемся. Они осматривают искусственные сооружения, сбросы, выходы ливневой канализации, делают замеры, проверяют расстановку дорожных знаков, разметку. На дороге еще продолжаются работы, где-то не докрашено ограждение, не выполнена планировка резервов, не подсыпан растительный грунт на откосы. К полудню доезжаем до ул. Терешковой, останавливаемся на путепроводе. Внизу идет интенсивное движение. Сотрудники ГИБДД замечают, что после устройства переходно-скоростных полос разметка ул. Терешковой, которую выполнили городские дорожники, не соответствует нормам. В акт комиссии записываем: Выполнить демаркировку ул. Терешковой на участке транспортной развязки и восстановить ее по проекту. Большие споры вызывает и примыкание съезда № 3 к ул. Терешковой, но и тут в конце концов приходим к консенсусу. Возвращаемся в вагончик, и пока комиссия пьет чай, оформляем ведомость недоделок. Дефектов в этот раз комиссия не обнаружила. После подписания акта все разъезжаются по своим делам. Я остаюсь в вагончике, чтобы обсудить с подрядчиками, как будем устранять отмеченные недоделки. В тот момент приемочную комиссию намечали на 20 сентября, позднее срок перенесли на четыре дня.
Накануне проведения приемочной комиссии стоял прекрасный солнечный день. Фотографируем пустую дорогу, которая сверкает на фоне начинающего желтеть леса. Потом эти фотографии будут мелькать в журналах и буклетах, на календарях и стендах. Тридцать восемь месяцев назад здесь были заросшие кустарником лога и пустые поля, а теперь под колесами шуршит черная полоса асфальта. Дорога так вписалась в ландшафт, что стала его украшением. Через месяц я ехал по дороге с незнакомым водителем. Мы молчали, а потом он сказал – хорошая дорога, надо бы везде такие строить, и я с ним согласился.
PS. На мой выбор профессии, в какой то степени повлиял роман Г.Н. Гарина-Михайловского «Инженеры». Я хочу надеяться, что, может быть, какой-нибудь молодой человек, прочитав эти заметки так же осознано выберет свою профессию, или наоборот не выберет.
Назад |