Аристарх, митрополит Кемеровский и Прокопьевский
История – это надзирательница, которая ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание уроков.
В. О. Ключевский
Из отечественной истории известно, что в XII–XV веках наша страна существовала в виде множества разрозненных княжеств – осколков некогда единого и сильного государства. В этих условиях главной силой, удерживающей нацию от окончательного распада, оставалась Церковь. Тенденциям хаоса и конфликта в Древней Руси наша Церковь противопоставила идеал совместной жизни, основанной на любви, братстве, мире и взаимном доверии. Этот принцип в XIV веке был провозглашен преподобным Сергием Радонежским, который призывал соотечественников «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Преподобный внес огромный личный вклад в преодоление разобщенности между княжествами, понимая, что продолжение междоусобиц поставит под вопрос само будущее нашего народа, разрушит его духовное и культурное единство.
Затем на протяжении нескольких столетий разделения среди народов исторической Руси искусственно провоцировались, в том числе извне. В этом отношении знаковым событием стало заключение в 1596 году Брестской церковной унии – соглашения, в соответствии с которым часть духовенства православной Киевской митрополии присоединилась к Католической церкви. Этот акт, нацеленный на разрушение православного единства, решал совершенно конкретную политическую задачу западных держав.
В годы Смутного времени гражданское противостояние привело православных казаков Запорожья под знамена польских интервентов. Этот исторический прецедент разделения народов Руси стал не единственным. Стоит вспомнить и предательство гетмана Ивана Мазепы, который в ходе Северной войны между Россией и Швецией перешел на сторону шведского короля Карла XII. Большинством русских, украинцев и белорусов Мазепа всегда воспринимался именно как предатель Руси, а не как личный враг Петра I. К сожалению, последние годы на Украине проводилась сознательная реабилитация гетмана Мазепы, многие исторические факты подверглись кардинальной переоценке, а если называть вещи своими именами, – были искажены или вовсе преданы забвению.
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война в России в немалой мере стали результатом экспансии западных учений о новом устройстве общественной и политической жизни. Это яркий пример того, что нельзя некритически относиться даже к самым, казалось бы, привлекательным идеям, которые приходят извне. «Равенство, братство, свобода» вскружили голову людям. И замечательно написал Бердяев, просто разрушив саму эту идею «равенства, братства и свободы». По его словам, там, где свобода, не может быть равенства. Равенство – на газоне, который подстрижен, но там нет свободы. А луг на опушке леса – это царство свободы, но там нет никакого равенства. Осознание истинности этих слов привело к очень важному переосмыслению революционных событий – в первую очередь в среде нашей эмиграции, а затем и в стране.
Трагедия Великой Отечественной войны, унесшей жизни 27 миллионов наших братьев и сестер, из которых 18 миллионов были мирными гражданами, никогда не должна быть забыта народами исторической Руси. Именно поэтому столь неприемлемыми выглядят любые попытки оправдать не только саму бесчеловечную нацистскую идеологию, но и всех ее сторонников и пособников. Такие попытки способны вызвать лишь глубокое моральное отторжение и справедливое негодование. Попытки реабилитации, в частности на Украине, тех, кто был связан с немецкими нацистами, увековечение их памяти – все это является знаком презрения к жертвам Великой Отечественной войны, в том числе к жертвам, понесенным украинским народом.
Распад СССР и появление национальных государств неизбежно поставили вопрос о взаимоотношениях братских народов в новых исторических реалиях. Глубинные народные связи, сложившиеся на уровне родственных отношений, совместной деятельности, многовековой истории и, главное, общей веры, культуры и языка, обусловили сохранение церковного единства, простирающегося поверх новых государственных границ. Церковь уважает границы и суверенитет государств, но для нее политические разделения имеют второстепенное значение, главным же остается духовное единство, добрососедство и взаимопонимание между людьми.
Братоубийственное разделение, начавшееся на Украине с 2014 года, Церковь переживает как трагедию. С самого начала конфликта Церковь на Украине и в России непрестанно возносит молитвы о мире и неизменно призывает людей к преодолению разделений. На протяжении всех восьми лет вооруженного противостояния Церковью организовывались многие благотворительные акции в поддержку тех, кто оказался в беде, лишился крова и был вынужден бежать от боевых столкновений. Как вы знаете, при посредничестве Церкви неоднократно проходил и обмен военнопленными.
Разделение народов исторической Руси, дошедшее до кровавого конфликта, как и прежде в истории, является результатом вмешательства внешних враждебных политических сил. Колониальные державы, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», в разных регионах земного шара создавали точки военного напряжения и междоусобных конфликтов. Сегодня это постыдное правило, к большому сожалению, применяется и для эскалации русско-украинской вражды.
Спусковым крючком для начала гонений на украинское православие явилось беспрецедентное, выходящее за границы всякого канонического порядка, а потому преступное решение Константинополя вторгнуться на каноническую территорию Украинской церкви Московского патриархата, на территорию нашей Церкви. Результатом этого вторжения и стали последующие разрушительные события. Что же это за события? Во-первых, вмешательство государственной власти, также беспрецедентное. И это в стране, которая декларирует свою приверженность европейским ценностям, одна из которых – отделение церкви, религии от государства! В нарушение этой фундаментальной европейской ценности государство в лице президента прямо вторгается в церковное управление, можно сказать, возглавляет то, что называется «объединительным церковным собором», участвует в переговорах с Константинополем относительно так называемого томоса, и все это – перед телекамерами, на весь мир.
Политическая цель очень ясно сформулирована, в том числе полномочными представителями Соединенных Штатов, которые работают на Украине, да и самими представителями украинской власти: нужно разорвать последнюю связь, объединяющую наши народы, и этой связью является связь духовная.
Действия Константинопольского патриархата, легализовавшего раскол, достойны исторического сравнения с униатством. Окончательной целью этого проекта является переориентация Украинской православной церкви таким образом, чтобы она более не могла служить единству братских русского и украинского народов.
Политическая цель создания всех этих автокефалий, всех этих раскольнических объединений – ослабить влияние Православной церкви, единой Православной церкви Руси, Украины и Беларуси, используя идеологические штампы для разжигания вражды и создания новых мифов, которые отчуждали бы один народ от другого.
Из происходящего на Украине следует извлечь правильные уроки, дав оценку тому эксперименту, который совершался над украинским народом после распада СССР. Случившаяся трагедия вновь заставляет Церковь возвысить голос во имя защиты национальных языков и культуры. Никто в мире не должен быть ущемлен только по той причине, что он говорит или думает «не на том» языке. Так называемая «отмена русской культуры» на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации – это апогей ненависти. Хуже только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ.
Цивилизационные и ценностные различия между западными странами и Россией неизбежны и в настоящий момент представляются труднопреодолимыми. Но они не должны быть препятствием для мирного сосуществования, для равноправного и взаимоуважительного диалога культур.
Украина как государство является продуктом ленинско-сталинской идеологии и коммунистического секуляризма, а положение украинского народа – результатом проводившегося в XVI веке приобщения украинцев к униатству. Когда говорят, что Россия вмешивается в дела Украины, это вызывает удивление и свидетельствует об отсутствии знания ее истории: как отношение России к ситуации на Украине может расцениваться как «вмешательство», если она там и родилась? Киевская Русь зародилась там и празднует это событие непрерывно вот уже 1030 лет.
Россия, Украина и Белоруссия составляют одно духовное пространство, очерченное рамками Русской православной церкви. Это пространство формировалось на протяжении тысячелетия, в течение которого много раз государственные границы возникали, исчезали и перемещались, но духовная общность сохранялась неделимой, несмотря на многие внешние усилия, направленные на разрушение этого единства. Свидетельством тому вся тысячелетняя история Русской православной церкви.
Украинская православная церковь, имеющая статус самоуправления в составе Московского патриархата, – это крупнейшая религиозная конфессия Украины, включающая в себя более 12 тысяч религиозных общин и единственная канонически признанная всем сообществом поместных православных церквей. В отличие от других крупных христианских деноминаций Украины, она представлена во всех регионах страны, объединяет миллионы верующих самых различных политических убеждений и, по сути, является одной из ключевых общественных институций, реально, а не на словах объединяющих украинский народ.
Со времени обострения политической ситуации на Украине в 2014 году попытки втянуть Церковь в политические игры, сделать вопросы веры одним из инструментов политического влияния на электорат были особенно заметны. Однако Украинской православной церкви удалось сохранить свой нейтралитет и внутреннюю стабильность, несмотря на колоссальное политическое давление извне и общее ухудшение межконфессиональной обстановки. А итоги последних президентских выборов на Украине продемонстрировали крайнюю политическую неэффективность такого рода манипуляций чувствами православных верующих.
В 2018–2019 годах была развернута агрессивная информационная кампания против Украинской православной церкви. Широкое применение языка ненависти в прежних политических реалиях Украины значительно обострило межконфессиональную обстановку. Это вызвало резкий рост насильственных действий по отношению к православным храмам и святыням. С 2014 года и по настоящее время от вандализма, поджогов и грабежей пострадали сотни храмов Украинской православной церкви. Только в начале 2019 года на Украине имело место около десяти подобных актов агрессии по отношению к Церкви. В подавляющем большинстве случаев эти преступления не получили должного расследования, а виновные не были установлены – о чем прямо заявляли архиереи Украинской православной церкви.
Однако наиболее серьезной угрозой для религиозного мира на Украине можно считать изменения, внесенные прежней украинской властью в религиозное законодательство Украины.
Закон № 2662-VIII от 20 декабря 2018 г. обязует общины Украинской православной церкви в своем полном названии «отражать принадлежность к религиозной организации... за пределами Украины», то есть отказаться от своего исторического наименования. Закон фактически запрещает Украинской православной церкви называться «украинской» – несмотря на то, что Украинская православная церковь является старейшей и, как уже было сказано, самой многочисленной из ныне существующих православных религиозных организаций Украины, объединяя миллионы украинских граждан.
Закон совершенно безумный с точки зрения современного права и современных принципов отношений государства с религиозными организациями. Во всех западных странах, в секулярных странах, пример с которых берет Украина, наименование религиозной организации не касается государства, это дело самой организации. Таков принцип; важно лишь, чтобы не было повторений, с тем чтобы не запутаться в том, какое юридическое лицо кого представляет. Все остальное – это дело самой религиозной организации.
Когда государство выдумывает наименование для религиозной организации, причем с явным желанием дискриминировать ее и в конце концов разрушить, то это нарушение всех прав и законов, принятых в цивилизованном обществе.
Следует констатировать: поскольку, как мы видим, существует заказ, в том числе извне, на разрушение Православной церкви на Украине, то в рамках реализации этой политики разрушения все средства хороши. И то, что сегодня мир молчит, свидетельствует именно об этом. Мы должны делать выводы, в том числе из сказок, которые нам пытались навязать в течение долгих-долгих лет, о главенстве права, о правах человека, о религиозной свободе и обо всем, что еще недавно считалось фундаментальной ценностью формирования современного государства и человеческих отношений в современном обществе.
По словам Святейшего патриарха Кирилла, мы являемся свидетелями цивилизационной катастрофы. Ничего подобного не было никогда, такого грубейшего, открытого вмешательства в церковные дела – может быть, за исключением времен прямых гонений, через которые наша Церковь также прошла. То, что совершалось в послереволюционные годы, – буквально то же самое, можно сказать, сегодня совершается на Украине. Украинская ситуация – это отражение политики революционных властей в Советском Союзе, направленной на уничтожение Русской православной церкви. Ведь и тогда властями был инспирирован обновленческий раскол. Создание раскола было чудовищно опасным деянием, задуманным советской властью.
Мы через это прошли, мы знаем, что это было большим испытанием. Но в конце концов Церковь Божия победила. Поэтому, взирая через призму своего собственного опыта на то, что произошло и происходит на Украине, мы можем сказать, что конец всей этой истории будет такой же, каким был конец обновленчества в Советском Союзе. Потому что здоровые благодатные силы Церкви, сила Божия сильнее самой большой человеческой силы. А именно с Церковью присутствует Господь, присутствует Святой Дух.
Происходящее сегодня на Украине будет, несомненно, иметь очень опасные последствия в жизни многих стран. Происходящее на Украине может быть использовано в качестве прецедента. А значит, те факторы, которые поддерживали межрелигиозный мир, религиозную свободу, реальные права человека, по всей вероятности, перестанут быть неприкосновенными, особенно если все эти ценности будут мешать кому-то решать те или иные политические задачи.
Украина сегодня переживает очень сложный этап в своей истории. Настроения внутри страны сказываются и на российско-украинских отношениях, что во многом обусловлено – и это уже ни для кого не секрет – действиями внешних сил. Но народы России и Украины, переживающие ныне во взаимоотношениях серьезные испытания, призваны вопреки всему сохранить братское общение и единство, проявить стойкость и не позволить геополитическим жерновам перемолоть нашу многовековую духовно-культурную общность.
Русская православная церковь – это не Церковь Российской Федерации, но Церковь многих народов, объединенных историей, духовными и культурными истоками, общими нравственными ценностями. Русская православная церковь является единственным институтом, который пережил «революционный век», период с 1917 по 1991 год. И поэтому связывает собой несколько эпох. Дореволюционную, советскую, постсоветскую и время новой России, которое наступает именно сейчас. Иными словами, помимо духовно-религиозной миссии, наша Церковь также играет и социально-культурную роль.
Что же мы видим сегодня? Мы видим, как с использованием самых изощренных технологий и средств между русскими и украинцами с поистине диавольским искусством обильно сеются семена розни и вражды, попирается наша общая историческая память, делается все, чтобы, погрузившись в эту атмосферу страстей и безумной ненависти, позабыть о том, сколь много значит для наших народов многовековая история и кровные связи нашего братства – братства, которое основывается на том, что русские и украинцы вместе молятся Богу, чтут общих святых, принадлежат к единой Церкви. Мы призваны не забывать о нашем общем национальном герое – равноапостольном князе Владимире, духовными детьми которого мы остаемся, что бы ни происходило на международной арене. В семье народов исторической Руси нет лишних братьев.
Экстремизм и терроризм под религиозными лозунгами, являясь плодом такой эксплуатации, стали инструментами политики, что только усугубляет проблемы и отдаляет мировое сообщество от преодоления существующих разделений.
Конфликт начался не сегодня. Несомненно, виновники его не народы России и Украины, которые вышли из единой киевской купели Крещения, объединены общей верой, общими святыми и молитвами, связаны единой исторической судьбой.
Истоки противостояния следует искать во взаимоотношениях стран Запада и России. Когда наступили 1990-е годы, России было обещано, что ее безопасность и достоинство будут уважаться. Однако со временем силы, открыто рассматривающие Россию как врага, вплотную подошли к ее границам. Страны блока НАТО наращивают год за годом, месяц за месяцем свою военную мощь, не обращая внимания на опасения России, что это оружие однажды повернется против нее.
Причем политические силы, ставящие своей целью сдерживание России, не собирались воевать с ней своими руками. Они планировали использовать другие средства: попытались сделать врагами братские народы – русских и украинцев. Они не жалели ни сил, ни средств, накачивая Украину оружием и военными инструкторами. Но самое страшное – это попытка «перевоспитания», ментальной переделки украинцев и живущих там русских во врагов России.
Руководители западных государств накладывают такие экономические санкции на Россию, которые нанесут вред всем. При этом они, не стесняясь, говорят, что стремятся принести страдания не только руководителям или военачальникам России, а именно русскому народу. Невиданными темпами распространяется по западному миру русофобия.
Сегодня особенно важно единение исторической Руси. «Единением и любовью спасемся» – это послание обращал к народу преподобный Сергий Радонежский, 600-летие обретения мощей которого мы празднуем в настоящем году. Этот призыв Игумена земли Русской звучит сквозь века и сегодня, особенно в связи с попытками сил, которые действуют против интересов Русского мира, разорвать этот мир, столкнуть части этого мира, в том числе в реальном физическом конфликте, в войне.
На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и в других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. У нас своя жизнь, и мы должны ее прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками.
Когда мудрый человек сталкивается с проблемой, для него важно не упустить шанса и времени для ее решения. Если сегодня мы упустим благоприятную возможность пресечь неонацизм, русофобию, завтра и в последующие времена про нас будут говорить: это были пустословы, оставившие решение проблем будущим поколениям.
1 июня 2022 г.
В. О. Ключевский
Из отечественной истории известно, что в XII–XV веках наша страна существовала в виде множества разрозненных княжеств – осколков некогда единого и сильного государства. В этих условиях главной силой, удерживающей нацию от окончательного распада, оставалась Церковь. Тенденциям хаоса и конфликта в Древней Руси наша Церковь противопоставила идеал совместной жизни, основанной на любви, братстве, мире и взаимном доверии. Этот принцип в XIV веке был провозглашен преподобным Сергием Радонежским, который призывал соотечественников «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Преподобный внес огромный личный вклад в преодоление разобщенности между княжествами, понимая, что продолжение междоусобиц поставит под вопрос само будущее нашего народа, разрушит его духовное и культурное единство.
Затем на протяжении нескольких столетий разделения среди народов исторической Руси искусственно провоцировались, в том числе извне. В этом отношении знаковым событием стало заключение в 1596 году Брестской церковной унии – соглашения, в соответствии с которым часть духовенства православной Киевской митрополии присоединилась к Католической церкви. Этот акт, нацеленный на разрушение православного единства, решал совершенно конкретную политическую задачу западных держав.
В годы Смутного времени гражданское противостояние привело православных казаков Запорожья под знамена польских интервентов. Этот исторический прецедент разделения народов Руси стал не единственным. Стоит вспомнить и предательство гетмана Ивана Мазепы, который в ходе Северной войны между Россией и Швецией перешел на сторону шведского короля Карла XII. Большинством русских, украинцев и белорусов Мазепа всегда воспринимался именно как предатель Руси, а не как личный враг Петра I. К сожалению, последние годы на Украине проводилась сознательная реабилитация гетмана Мазепы, многие исторические факты подверглись кардинальной переоценке, а если называть вещи своими именами, – были искажены или вовсе преданы забвению.
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война в России в немалой мере стали результатом экспансии западных учений о новом устройстве общественной и политической жизни. Это яркий пример того, что нельзя некритически относиться даже к самым, казалось бы, привлекательным идеям, которые приходят извне. «Равенство, братство, свобода» вскружили голову людям. И замечательно написал Бердяев, просто разрушив саму эту идею «равенства, братства и свободы». По его словам, там, где свобода, не может быть равенства. Равенство – на газоне, который подстрижен, но там нет свободы. А луг на опушке леса – это царство свободы, но там нет никакого равенства. Осознание истинности этих слов привело к очень важному переосмыслению революционных событий – в первую очередь в среде нашей эмиграции, а затем и в стране.
Трагедия Великой Отечественной войны, унесшей жизни 27 миллионов наших братьев и сестер, из которых 18 миллионов были мирными гражданами, никогда не должна быть забыта народами исторической Руси. Именно поэтому столь неприемлемыми выглядят любые попытки оправдать не только саму бесчеловечную нацистскую идеологию, но и всех ее сторонников и пособников. Такие попытки способны вызвать лишь глубокое моральное отторжение и справедливое негодование. Попытки реабилитации, в частности на Украине, тех, кто был связан с немецкими нацистами, увековечение их памяти – все это является знаком презрения к жертвам Великой Отечественной войны, в том числе к жертвам, понесенным украинским народом.
Распад СССР и появление национальных государств неизбежно поставили вопрос о взаимоотношениях братских народов в новых исторических реалиях. Глубинные народные связи, сложившиеся на уровне родственных отношений, совместной деятельности, многовековой истории и, главное, общей веры, культуры и языка, обусловили сохранение церковного единства, простирающегося поверх новых государственных границ. Церковь уважает границы и суверенитет государств, но для нее политические разделения имеют второстепенное значение, главным же остается духовное единство, добрососедство и взаимопонимание между людьми.
Братоубийственное разделение, начавшееся на Украине с 2014 года, Церковь переживает как трагедию. С самого начала конфликта Церковь на Украине и в России непрестанно возносит молитвы о мире и неизменно призывает людей к преодолению разделений. На протяжении всех восьми лет вооруженного противостояния Церковью организовывались многие благотворительные акции в поддержку тех, кто оказался в беде, лишился крова и был вынужден бежать от боевых столкновений. Как вы знаете, при посредничестве Церкви неоднократно проходил и обмен военнопленными.
Разделение народов исторической Руси, дошедшее до кровавого конфликта, как и прежде в истории, является результатом вмешательства внешних враждебных политических сил. Колониальные державы, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», в разных регионах земного шара создавали точки военного напряжения и междоусобных конфликтов. Сегодня это постыдное правило, к большому сожалению, применяется и для эскалации русско-украинской вражды.
Спусковым крючком для начала гонений на украинское православие явилось беспрецедентное, выходящее за границы всякого канонического порядка, а потому преступное решение Константинополя вторгнуться на каноническую территорию Украинской церкви Московского патриархата, на территорию нашей Церкви. Результатом этого вторжения и стали последующие разрушительные события. Что же это за события? Во-первых, вмешательство государственной власти, также беспрецедентное. И это в стране, которая декларирует свою приверженность европейским ценностям, одна из которых – отделение церкви, религии от государства! В нарушение этой фундаментальной европейской ценности государство в лице президента прямо вторгается в церковное управление, можно сказать, возглавляет то, что называется «объединительным церковным собором», участвует в переговорах с Константинополем относительно так называемого томоса, и все это – перед телекамерами, на весь мир.
Политическая цель очень ясно сформулирована, в том числе полномочными представителями Соединенных Штатов, которые работают на Украине, да и самими представителями украинской власти: нужно разорвать последнюю связь, объединяющую наши народы, и этой связью является связь духовная.
Действия Константинопольского патриархата, легализовавшего раскол, достойны исторического сравнения с униатством. Окончательной целью этого проекта является переориентация Украинской православной церкви таким образом, чтобы она более не могла служить единству братских русского и украинского народов.
Политическая цель создания всех этих автокефалий, всех этих раскольнических объединений – ослабить влияние Православной церкви, единой Православной церкви Руси, Украины и Беларуси, используя идеологические штампы для разжигания вражды и создания новых мифов, которые отчуждали бы один народ от другого.
Из происходящего на Украине следует извлечь правильные уроки, дав оценку тому эксперименту, который совершался над украинским народом после распада СССР. Случившаяся трагедия вновь заставляет Церковь возвысить голос во имя защиты национальных языков и культуры. Никто в мире не должен быть ущемлен только по той причине, что он говорит или думает «не на том» языке. Так называемая «отмена русской культуры» на Западе стала свидетельством печального нравственного состояния общества. Попытка искоренить культуру той или иной нации – это апогей ненависти. Хуже только попытка физически уничтожить ставший неугодным народ.
Цивилизационные и ценностные различия между западными странами и Россией неизбежны и в настоящий момент представляются труднопреодолимыми. Но они не должны быть препятствием для мирного сосуществования, для равноправного и взаимоуважительного диалога культур.
Украина как государство является продуктом ленинско-сталинской идеологии и коммунистического секуляризма, а положение украинского народа – результатом проводившегося в XVI веке приобщения украинцев к униатству. Когда говорят, что Россия вмешивается в дела Украины, это вызывает удивление и свидетельствует об отсутствии знания ее истории: как отношение России к ситуации на Украине может расцениваться как «вмешательство», если она там и родилась? Киевская Русь зародилась там и празднует это событие непрерывно вот уже 1030 лет.
Россия, Украина и Белоруссия составляют одно духовное пространство, очерченное рамками Русской православной церкви. Это пространство формировалось на протяжении тысячелетия, в течение которого много раз государственные границы возникали, исчезали и перемещались, но духовная общность сохранялась неделимой, несмотря на многие внешние усилия, направленные на разрушение этого единства. Свидетельством тому вся тысячелетняя история Русской православной церкви.
Украинская православная церковь, имеющая статус самоуправления в составе Московского патриархата, – это крупнейшая религиозная конфессия Украины, включающая в себя более 12 тысяч религиозных общин и единственная канонически признанная всем сообществом поместных православных церквей. В отличие от других крупных христианских деноминаций Украины, она представлена во всех регионах страны, объединяет миллионы верующих самых различных политических убеждений и, по сути, является одной из ключевых общественных институций, реально, а не на словах объединяющих украинский народ.
Со времени обострения политической ситуации на Украине в 2014 году попытки втянуть Церковь в политические игры, сделать вопросы веры одним из инструментов политического влияния на электорат были особенно заметны. Однако Украинской православной церкви удалось сохранить свой нейтралитет и внутреннюю стабильность, несмотря на колоссальное политическое давление извне и общее ухудшение межконфессиональной обстановки. А итоги последних президентских выборов на Украине продемонстрировали крайнюю политическую неэффективность такого рода манипуляций чувствами православных верующих.
В 2018–2019 годах была развернута агрессивная информационная кампания против Украинской православной церкви. Широкое применение языка ненависти в прежних политических реалиях Украины значительно обострило межконфессиональную обстановку. Это вызвало резкий рост насильственных действий по отношению к православным храмам и святыням. С 2014 года и по настоящее время от вандализма, поджогов и грабежей пострадали сотни храмов Украинской православной церкви. Только в начале 2019 года на Украине имело место около десяти подобных актов агрессии по отношению к Церкви. В подавляющем большинстве случаев эти преступления не получили должного расследования, а виновные не были установлены – о чем прямо заявляли архиереи Украинской православной церкви.
Однако наиболее серьезной угрозой для религиозного мира на Украине можно считать изменения, внесенные прежней украинской властью в религиозное законодательство Украины.
Закон № 2662-VIII от 20 декабря 2018 г. обязует общины Украинской православной церкви в своем полном названии «отражать принадлежность к религиозной организации... за пределами Украины», то есть отказаться от своего исторического наименования. Закон фактически запрещает Украинской православной церкви называться «украинской» – несмотря на то, что Украинская православная церковь является старейшей и, как уже было сказано, самой многочисленной из ныне существующих православных религиозных организаций Украины, объединяя миллионы украинских граждан.
Закон совершенно безумный с точки зрения современного права и современных принципов отношений государства с религиозными организациями. Во всех западных странах, в секулярных странах, пример с которых берет Украина, наименование религиозной организации не касается государства, это дело самой организации. Таков принцип; важно лишь, чтобы не было повторений, с тем чтобы не запутаться в том, какое юридическое лицо кого представляет. Все остальное – это дело самой религиозной организации.
Когда государство выдумывает наименование для религиозной организации, причем с явным желанием дискриминировать ее и в конце концов разрушить, то это нарушение всех прав и законов, принятых в цивилизованном обществе.
Следует констатировать: поскольку, как мы видим, существует заказ, в том числе извне, на разрушение Православной церкви на Украине, то в рамках реализации этой политики разрушения все средства хороши. И то, что сегодня мир молчит, свидетельствует именно об этом. Мы должны делать выводы, в том числе из сказок, которые нам пытались навязать в течение долгих-долгих лет, о главенстве права, о правах человека, о религиозной свободе и обо всем, что еще недавно считалось фундаментальной ценностью формирования современного государства и человеческих отношений в современном обществе.
По словам Святейшего патриарха Кирилла, мы являемся свидетелями цивилизационной катастрофы. Ничего подобного не было никогда, такого грубейшего, открытого вмешательства в церковные дела – может быть, за исключением времен прямых гонений, через которые наша Церковь также прошла. То, что совершалось в послереволюционные годы, – буквально то же самое, можно сказать, сегодня совершается на Украине. Украинская ситуация – это отражение политики революционных властей в Советском Союзе, направленной на уничтожение Русской православной церкви. Ведь и тогда властями был инспирирован обновленческий раскол. Создание раскола было чудовищно опасным деянием, задуманным советской властью.
Мы через это прошли, мы знаем, что это было большим испытанием. Но в конце концов Церковь Божия победила. Поэтому, взирая через призму своего собственного опыта на то, что произошло и происходит на Украине, мы можем сказать, что конец всей этой истории будет такой же, каким был конец обновленчества в Советском Союзе. Потому что здоровые благодатные силы Церкви, сила Божия сильнее самой большой человеческой силы. А именно с Церковью присутствует Господь, присутствует Святой Дух.
Происходящее сегодня на Украине будет, несомненно, иметь очень опасные последствия в жизни многих стран. Происходящее на Украине может быть использовано в качестве прецедента. А значит, те факторы, которые поддерживали межрелигиозный мир, религиозную свободу, реальные права человека, по всей вероятности, перестанут быть неприкосновенными, особенно если все эти ценности будут мешать кому-то решать те или иные политические задачи.
Украина сегодня переживает очень сложный этап в своей истории. Настроения внутри страны сказываются и на российско-украинских отношениях, что во многом обусловлено – и это уже ни для кого не секрет – действиями внешних сил. Но народы России и Украины, переживающие ныне во взаимоотношениях серьезные испытания, призваны вопреки всему сохранить братское общение и единство, проявить стойкость и не позволить геополитическим жерновам перемолоть нашу многовековую духовно-культурную общность.
Русская православная церковь – это не Церковь Российской Федерации, но Церковь многих народов, объединенных историей, духовными и культурными истоками, общими нравственными ценностями. Русская православная церковь является единственным институтом, который пережил «революционный век», период с 1917 по 1991 год. И поэтому связывает собой несколько эпох. Дореволюционную, советскую, постсоветскую и время новой России, которое наступает именно сейчас. Иными словами, помимо духовно-религиозной миссии, наша Церковь также играет и социально-культурную роль.
Что же мы видим сегодня? Мы видим, как с использованием самых изощренных технологий и средств между русскими и украинцами с поистине диавольским искусством обильно сеются семена розни и вражды, попирается наша общая историческая память, делается все, чтобы, погрузившись в эту атмосферу страстей и безумной ненависти, позабыть о том, сколь много значит для наших народов многовековая история и кровные связи нашего братства – братства, которое основывается на том, что русские и украинцы вместе молятся Богу, чтут общих святых, принадлежат к единой Церкви. Мы призваны не забывать о нашем общем национальном герое – равноапостольном князе Владимире, духовными детьми которого мы остаемся, что бы ни происходило на международной арене. В семье народов исторической Руси нет лишних братьев.
Экстремизм и терроризм под религиозными лозунгами, являясь плодом такой эксплуатации, стали инструментами политики, что только усугубляет проблемы и отдаляет мировое сообщество от преодоления существующих разделений.
Конфликт начался не сегодня. Несомненно, виновники его не народы России и Украины, которые вышли из единой киевской купели Крещения, объединены общей верой, общими святыми и молитвами, связаны единой исторической судьбой.
Истоки противостояния следует искать во взаимоотношениях стран Запада и России. Когда наступили 1990-е годы, России было обещано, что ее безопасность и достоинство будут уважаться. Однако со временем силы, открыто рассматривающие Россию как врага, вплотную подошли к ее границам. Страны блока НАТО наращивают год за годом, месяц за месяцем свою военную мощь, не обращая внимания на опасения России, что это оружие однажды повернется против нее.
Причем политические силы, ставящие своей целью сдерживание России, не собирались воевать с ней своими руками. Они планировали использовать другие средства: попытались сделать врагами братские народы – русских и украинцев. Они не жалели ни сил, ни средств, накачивая Украину оружием и военными инструкторами. Но самое страшное – это попытка «перевоспитания», ментальной переделки украинцев и живущих там русских во врагов России.
Руководители западных государств накладывают такие экономические санкции на Россию, которые нанесут вред всем. При этом они, не стесняясь, говорят, что стремятся принести страдания не только руководителям или военачальникам России, а именно русскому народу. Невиданными темпами распространяется по западному миру русофобия.
Сегодня особенно важно единение исторической Руси. «Единением и любовью спасемся» – это послание обращал к народу преподобный Сергий Радонежский, 600-летие обретения мощей которого мы празднуем в настоящем году. Этот призыв Игумена земли Русской звучит сквозь века и сегодня, особенно в связи с попытками сил, которые действуют против интересов Русского мира, разорвать этот мир, столкнуть части этого мира, в том числе в реальном физическом конфликте, в войне.
На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и в других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. У нас своя жизнь, и мы должны ее прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками.
Когда мудрый человек сталкивается с проблемой, для него важно не упустить шанса и времени для ее решения. Если сегодня мы упустим благоприятную возможность пресечь неонацизм, русофобию, завтра и в последующие времена про нас будут говорить: это были пустословы, оставившие решение проблем будущим поколениям.
1 июня 2022 г.