В.В. Путин неоднократно заявлял: «Мы строим русский мир». Это утверждение не пойдет дальше благого намерения, если не опираться на русскую национальную школу. Русский мир без такой школы – это скрипач без скрипки.
А.Н. Майков написал стихотворение «И.Ф. Тютчеву». В нем – строки:
«Поймите лишь, твердит, - и будет вам прозренье!
«Поймите лишь, каких носители вы сил, -
И путь осветится, и все падут сомненья,
И дастся вам само, что жребий вам судил!..
Желающим блага России, ее творческого движения в самобытном развитии нужно понять, именно лишь понять следующее: упадок, переживаемый Россией, вызван болезнью русского национального самосознания, деградацией русского духовного национального характера. Есть лечение против этой болезни – национальная русская современная школа в братском союзе с одухотворенной Русской Православной Церковью. Она без скороспелых плодов, влияет неторопливо, но в нужном направлении: укреплении и развитии исторической России и воспитании более совершенного человека, чем человек предыдущих культурных ступеней. Сотворение и развитие такой школы – важнейшая задача руководителей страны, педагогической общественности и всего народа. Созданная на высоком государственном и научно-педагогическом уровне, она вылечит и разовьет нашего человека. К созданию такой школы должны быть приложены все интеллектуальные и духовно-нравственные силы Родины.
Настало время, когда вся великая культура человечества и в первую очередь отечественная должна войти в искомый образ современной русской национальной школы. Что же нами освоено, «переплавлено»? В результате чего появился Лик национально-русской школы? Это:
Благотворные уроки европейской школы: Витторино да Фельтре, Я. А. Коменский, И.Г.Фихте, И. Кант…
Ренессанс в свете русского просвещения: Рабле, Эразм Ротердамский…
Образовательные встречи автора с достойнейшими людьми Земли Русской - нашими современниками: И.Р. Шафаревичем, Ф.Г. Угловым, В.А. Чернушенко, В.Г. Распутиным…
Русская идея в актуальном наполнении
«В школе – все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет».[1]
С.Н. Трубецкой.
Поставив краеугольным камнем отечественной школы самобытную просветительскую и педагогическую мысль и опираясь на мысль зарубежную, мы должны быть осмотрительными, разборчивыми. Это давняя мысль, но она - о современности: «По какому правилу следует действовать и в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью».[2]
Вот созидательная идея Родины: государство реформируется национальными средствами воспитания, просвещения и образования (реформирование как продолжение лучших традиций исторического государства и его совершенствование в национальном духе). Самобытное национальное творчество подрастающего поколения, активизация его творческих сил, неутомимое трудолюбие, культ знаний и работы высокого качества как высшая форма самоосуществления и самоутверждения, православное мировосприятие – это основной мотив всей русской новой педагогики.
Русская национальная школа в братском союзе с одухотворенной Русской Православной Церковью – ключевой фактор, определяющий творческое развитие страны, спасительный исход России. Это есть русская идея в актуальном наполнении.
Основа русской школы
Кратко–перечислительно обозначим свойства русского народа.
Благороднейшие главные свойства русского человека, имеющие всемирное значение: Этнический патриотизм. Государственный жертвенный патриотизм в сочетании с всемирной отзывчивостью. Титаническая энергия по созданию великой гигантской империи, дар государственности. Глубокая «нутряная» религиозность, необыкновенная способность веровать, православность. Духовность. Совесть. Смиренномудрие. Беспощадность к национальным и государственным недостаткам, самокритичность, строгий самосуд. Работоспособность. Жажда праведности. Соборность. Общинность. Коллективизм. Неустанная работоспособность, фантастическое сверхнапряжение, выносливость в авральном труде. Жизнеспособность, гибкий инстинкт самосохранения. Сверхтерпение. Обостренное чувство радости жизни. Созерцательность. Преимущественно эмоциональное восприятие жизни и отзывчивость. Абсолютная доброта, сопереживание, сострадание, отзывчивость. Мудрая простота, простота величия, простодушие. Бескомпромиссность. Чувство нации, соборное национальное единение в роковые периоды. Удивительная уживчивость. Сознание русской национальности как многонациональности, не замыкающейся в круге эгоистических узких племенных интересов. Всечеловечность, всемерная отзывчивость, вселенность, общечеловеческая солидарность. Державность, способность преимущественно к мирной экспансии. Достоинство. Военная талантливость. Разносторонняя, высокая и глубокая одаренность, сообразительность, изобретательность, умение толково вести любое дело, богатство способностей. Гражданская активность, могучая, беспримерная в истории сила воли. Самоподдержка. Чуждость рабской психологии. Увлекаемость высокими порывами. Великодушие. Вера в человека, в возможность воспитать его более совершенным. Способность мобилизации сил в условиях, когда, казалось бы, все потеряно и проиграно.
Недостатки русского характера, слабости, противоречия: Безбожие. Комплекс национальной неполноценности. Слабое патриотическое чувство. Демонический, религиозный нигилизм. Неоформленность чувства национального единства. Неустойчивая трудовая этика, непрофессионализм. Неуважение к науке и научным знаниям. Знаменитое бедственное долготерпение. Имущественная жадность. Склонность к пьянству. Низкопоклонство перед Западом. Недооценка своих хороших свойств, вплоть до отрицания каких бы то ни было достоинств. Незрелость национального правосознания. Цивилизационная отсталость, технически-бытовая примитивность, бытовая бездарность. Непредсказуемость поведения. Пренебрежение организационными заботами. Склонность к одержимости и беснованию.
Национальный упадок: Деградация собственной экономики. Вымирание русского народа. Биологическое, физическое вырождение. Низкая продолжительность жизни. Морально-нравственное вырождение. Утрата представителями титульной нации пассионарности, воли к руководительству, попечению, управлению другими народами. Кричащее социальное размежевание – конфликт. Исчезновение добросовестного безвозмездного труда в общественной сфере, «испарение» труда по совести, нередко – трудовое одичание. Массовое корыстолюбие. Надлом в интеллектуальной сфере. Подрыв русского глубинного самосознания. Подорванность народного духа, уныние, пессимизм как массово распространенное умонастроение. Духовное опустошение. Индивидуализм. Самомнение. Властолюбие. Экзистенциальная катастрофа.
Цель и задачи русской школы
« России нужен не шум, а ответственная идея, - на десятилетия, на века…
Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера.
Это – главное. Это – творческое… Это – на века. Без этого России не быть»[3].
И.А. Ильин.
Предстоит измениться в ответ на требования жизни, во многом переломить себя. Нам предками заповедано, а историей Родины указано пережить новое возрождение, пересотворение, творческое «лицетворение». Отсюда – задачи:
Первая: принять и поселить в себt, сохранить, проявить в жизни пока еще живые лучшие добрые национальные качества русского человека, исконные родовые народные силы русской души, русскую племенную природу в ее высших сущностях.
Вторая: укрепить, углубить, сделать реально – массовыми уже пробившиеся наружу, но слабые от роду прекрасные качества нашего человека.
Третья: воскресить во всей полноте к новой жизни подорванные, временно исчезнувшие, утраченные, насильственно вытравленные, но способные к «оживлению» замечательные черты русского характера.
Четвертая: все прекрасное, что таится в русской душе, освободить из-под спуда, откопать и расчистить «подземные» ключи высшей русскости русских людей, найти и осветить то лучшее, что скрыто в глубине натуры, пребывает в потенциальном состоянии.
Пятая: преодолеть исторически сложившиеся пороки, слабости, скверные качества, недостойные свойства.
Шестая: вычерпать и выбросить до конца дурные качества, исторически не присущие человеку, чуждые достоинству русской нации, но навязанные и привитые ей недругами исторической России.
Седьмая: вырастить вновь высокие качества, изначально отсутствовавшие, но необходимые современному человеку в связи с требованиями развития жизни, обновить «пейзаж» русской души, усердно работать над тем, чтобы приобрести современные добрые качества, подготовить души к требованиям наступившего века информации и электроники. Это совершенствование национального русского характера, обретения в нем новых качеств, необходимых для творческого самодвижения Родины, всего народа, каждого человека.
Школа в России слишком часто строилась не по национальной модели. Может быть, основная трагедия нашей Родины состоит как раз в том, что мы не создали национальной школы. Историческая ошибка почти всех правителей России: невнимание, с которым они относились к национальному воспитанию. Отсюда – отсутствие научно организованной национальной школы.
Вот почему вопрос о русской национальной школе как основном пути Возрождения России ставится сегодня на государственный уровень. Разработка системы национального воспитания всех народов страны и в первую очередь русского как государствообразующего возводится в ранг государственной стратегии.
Этнические принципы русской школы
«…..Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком… Наш удел и есть всемирность…».[4]
Ф.М. Достоевский.
а) Принцип русского патриотизма. Принцип национального патриотизма всегда был в цене. Но сегодня – особенно: наступает глобализация. Политика глобализации в моде.
В доктрину приемлем идею К.Д. Ушинского: «…Нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству, а мы ее - то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы занять ее не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины».[5]
б) Принцип государственного патриотизма. Он складывается из национальных патриотизмов. Россия является общим Домом всех народов, населяющих ее. Отсюда – чувство общности: мы - братья по государственной семье. Мыслитель-патриот Г.П.Федотов мудро видел задачу каждого русского в том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его «русскости») в сознание российское. Это значит воскресить в нем в какой-то мере духовный облик всех народов России[6].
Наш девиз: «Русская школа открыта всем! В ней могут учить и учиться люди любой национальности. Приветливо, более того дружелюбно, по-братски русская школа распахивает двери всем, кто русских людей принимает как духовных братьев, Россию – как свою единственную Родину, а русскую культуру – как опору своей души».
в) Принцип солидарности со всеми благонамереннымисилами планеты, нуждающимися в сотрудничестве и помощи. Вот справедливый вывод Л.А.Тихомирова: «Русская национальность есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в кругу племенных интересов, но всегда несшая идеалы общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своем деле и в своей жизни множеству других самых разнообразных племен. Именно эта черта и делает русский народ великим мировым народом и, в частности, дает право русскому патриоту требовать гегемонии для своего племени».[7]
Православная направленность школы
«Вглядываясь в Русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому перво-узлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».[8]
П.А. Флоренский.
Вот спасительное завещание Ивана Грозного детям, да и всем нам: «То всего больше знайте – Православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти» («Духовная». 1572). Великая формула С.С. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» в современной модификации видится так: «Бог. Вера. Народоправство. Державность».
Современная русская школа освобождается от оков безбожия. Она преодолевает одностороннее материалистическое воспитание, монопольное влияние материалистического мировоззрения.
Православная направленность учебного плана и всех программ – это ключевая черта нашей школы: с ней связано и из нее вытекает все остальное.
В конце XY века на Руси появилась еретическое учение, названное Иосифом Волоцким (1440 – 1515), причисленным русской Православной Церковью к лику святых, ересью «жидовствующих»[9]. Это начало идеологической, религиозно-политической войны Запада против России. Ересь ставила задачи: подорвать основы православной веры и апостольской церкви и задушить зарождающееся самодержавие. Война продолжалась целый век.
Эта борьба продолжается и по сей день. Изменился объект: самодержавие уничтожено в 1917 году. Теперь ориентир другой: уничтожение русского народа и России. Потому создание современной русской национальной школы с православным духом имеет судьбоносный смысл: ее питомцы– верные сыны исторической России.
Общинность. Коллективизм. Соборность
«Россия – самая нешовинистическая страна в мире… В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам».[10]
Н.А. Бердяев.
Русская школа в многонациональной России позиционирует себя как фактор межнационального единения. Более того: в ней утверждается идея всечеловечности, всемирной отзывчивости, вселенскости, общечеловеческой солидарности со всеми достойными людьми планеты, стремление к планетарному единению. Это сохранение традиции. Наш русский уклад – это система общин. Все решал сход жителей, князь выполнял государственные функции: исполнительные, военные, судебные и иные. Если он не выполнял эти функции, ему указывали на дверь. Александр Невский – национальный герой. Но поссорился с Новгородским вече. И ему сказали: «Путь чист, княже».
Школа указывает ученику путь к тому заповедному месту, где зарыта волшебная «зеленая палочка», отыскав которую, он, ученик, узнает, как оказаться в среде «муравейных братьев». Это школа братства. Формирующийся ученик созвучен общинности, общественности, коллективизму, исполняет закон братства между людьми, единение с ними. Человечество движется к тому, что противоположно индивидуализму, – к христианскому социализму. Наша школа - в русле этого движения.
Самоотверженный патриотизм-дух русской школы
«За Землю Русскую!»
Традиционная национальная формула.
Вспомним исповедь Петра Великого под ядрами и пулями Полтавского боя: «А о Петре ведайте, что не дорога ему жизнь, - жила бы Россия в чести и славе».
Наши великие предки передавали завет друг другу: «Отцы и деды стяжали нашу землю великим трудом, великим страданием, великим подвигом. Не погубите же ее своими низменными эгоистическими стремлениями и раздорами, личными или классовыми. Поддержите Родину в ее совокупной целости, а иначе на развалинах ее приготовите могилы даже и для собственных эгоистических интересов».
В России – многовековая традиция отношения к жизни и смерти: не задумываясь отдать жизнь за Родину, за свободу родного народа. Известны случаи сознательного желания погибнуть на поле брани. Вот, к примеру, что внушал князь Святослав своим воинам: «Уже нам некуда деться. Но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. А побежим – будем посрамлены. Я впереди вас пойду. Если моя голова ляжет – подумайте о себе». Что ответила дружина князю? «Где твоя голова ляжет – тут и все мы свои головы сложим». Дух воинской доблести, дух патриотической жертвенности – это печать лучших представителей русского этноса. Русские изначально воспитаны в духе общинности, коллективизма. И они отдают свою жизнь ради своего народа. Особенно показательна в этом отношении Великая Отечественная война: страна была охвачена массовым героизмом. И хотя фашистская Германия в техническом отношении была крепче СССР, она оказалась побежденной. Мы сильнее были духом.
Русская школа – это школа патриотизма, защитников Отечества. У учащихся возрастающая с годами вера и беззаветная, несокрушимая любовь к великой и трудной истории России. Воспитанники русской школы – сыны своего великого народа, пережившего – и переживающего! – трагическую и героическую историю, перенесшего великие страдания и выходившего из них всякий раз победителем.
Школа русского мышления
«Являются ли немцы по отношению к нам высшей расой, превосходят ли они нас дарованиями, умственными способностями? Нет, но они ценят относительное, осуществимое и в достижении ограниченных результатов проявляют огромное упорство. Они бьют нас тем самым качеством, которым били нас японцы, которым превосходят нас едва ли не все наши соседи, - житейским умением. Народ, родивший Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, несомненно, обладает высшими дарами гения; нас губило доселе скорее отсутствие меньших дарований»[11].
Е.Н. Трубецкой.
В России природных ресурсов и источников топлива на душу населения в 10 раз больше, чем в США и в Канаде, и в 27 раз больше, чем в Западной Европе. На ее территории сосредоточены треть мировых запасов энергоресурсов, половина пресной воды, хвойного леса и чернозема. А страна остается «недостроенной храминой». Занимаем 67 –е место в мире по качеству жизни.
Наш гений, Нобелевский лауреат И.П.Павлов, камня на камне не оставил на русском уме.[12] Это, конечно, перехлест. Русский народ – смышленый народ, смекалистый. Однако есть основание говорить о слабом, малоквалифицированном рядовом массовом уме. Вот некоторые его изъяны:
-Неспособность к неустанной работе творческого воображения и мозга, аналитически наблюдать и разумно оценивать важные национальные события, силой суждения определять характер их влияния на жизнь страны.
-Эмпиричность, житейность, без достаточно установленного разумного познавательного труда, без просвещения культурой.
-Неразвитость самопознания, познавательная беспечность. Нежелание тщательно изучать особенности своего народа, правителей, страну, выявлять неоспоримые достоинства своей нации, величие России. Слабая нетрудовая любознательность.
-Подражательность.
-Отсебятина, самодеятельность без грамотности, образованности (немец о русском мальчике в «Братьях Карамазовых»).[13]
-Мифологичность, удаленность от реальности, утопичность без сознательного и критического отношения к утопиям (ярчайший пример: фильмы «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк» и т.п.;
-Организационное разгильдяйство: если заспорят три русских – будет четыре мнения.
-Решительное неумение применять знания на практике.
Наши незаурядные умственные способности без достаточной образованности ожидают совершенствования. В каком направлении? Основное точно сказано Л.А.Тихомировым: «…Быть русским, жить и думать по – русски – это значит пребывать в том типе жизни, в том строе мысли, которые национальны для России, то есть выражают вековую и тысячелетнюю мысль и жизнь нации. Русская нация в вековой жизни своей работала, устраивалась, верила и мыслила, и вот внутренняя принадлежность к этой мысли и жизни, соответствие с ней - определяет, по-русски ли живет и мыслит такой-то человек и даже такая-то партия».[14]
России – это вера и светские знания. Они имеют специфические, но равные права.
Этика познания и творчества
«Образование без воспитания –
меч в руках безумца».
Народное изречение.
Опасно преклонение перед обретением знаний, пред техническим прогрессом без опоры на этику, нравственность, мораль. Познание без этической основы приводит к катастрофическим последствиям. И в русской школе мы перестраиваем содержание образования: даже на уроках естественно-математического цикла учителя обращают внимание на религиозное понимание жизни выдающимися учеными, на их верование. Хребет образования – постижение смысла жизни как жизни духовной, нравственной, умножающей добро и недопускающей зла, умственной, творчески-созидательной. Для этого необходима организация в школе именно этического познания. В учебно-воспитательном процессе раскрываются темы нравственности, морали. Образец есть: «Азбука», «Новая азбука» и «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Л.Н. Толстого.
В русской национальной школе не место бездуховным знаниям, не способствующим нравственному развитию личности. Л.Н. Толстой согласился с французским просветителем Ж.-Ж. Руссо, утверждавшим, что культура, цивилизация не продвинули общество в нравственном совершенствовании. В статье «О народном образовании» он резко подчеркивал: народу вместо «хлеба», то есть духовной пищи, предлагается «камень», понятие души становится излишним в знании, где нервы, общие человеку и лягушке.
Бездуховные научные знания – это знания без морально-нравственной подоплеки, без ориентации на умножение блага для людей. Верное направление образованию дают духовность, религия, вера, нравственность. Они определяют отношение человека к миру и его познанию, смысл самого познания и шире – жизни. Л.Н. Толстой предостерегал просветителей и педагогов: нельзя распространять безрелигиозную и безнравственную науку.
Эстетика бытоуложения
Русский бог
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог…
Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек…
К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати…
Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог…
Бог бродячих иноземцев,
К нам зашедших на порог,
Бог в особенности немцев…
П.А. Вяземский
У нас 22,5 млн. квадратных километров. Ни одна страна не имеет столько. Но в каком состоянии эти километры? Каков их социальный ландшафт? Они устроены примитивно или цивилизованно? Многомерны, емки, эффективны, продуктивны? Сравните наши Курильские острова и соседнее японское Хоккайдо.
За Санкт-Петербургом в радиусе двухсот километров многое вытоптано (видимо, ходят слоны!), загажено бутылками и мусором. Большевики и «перестройщики» уничтожили более 20 тысяч деревень, превратили их в мерзость запустения. «Колыбель без ребенка, рама без картины» - это мы. У нас цивилизационная отсталость, технически- бытовая примитивность.
У нас бытовая бездарность, невладение искусством борьбы за достойное земное существование, цивилизационная хилость. О многих местах можно, пользуясь словом И.С. Аксакова, сказать: «свиновато». И русская школа есть школа преодоления бытовой неурядицы, возрождения культуры отлаженного православного быта, устроенности, влечения к более эстетизированным родным «ларам и пенатам», научения искусству красоты окружающей среды.
Еще обратим внимание на некоторые важные положения и обозначим ряд особенностей русской школы. Кое-что повторим.
Общепедагогические принципы
«…Для того, чтобы русская система народного образования не была хуже других систем (а она по всем условиям должна быть лучше), она должна быть своя и не похожа ни на какую другую систему»[15]
Л.Н. Толстой
Первый основопологающий принцип: верность истине.
Второй принцип: энциклопедизм, культурологическая целостность.
Третий принцип: постижение реальной жизни, действительности, той, которая не отражена в науке, культуре, искусстве, религии.
В современной отечественной школе культурно-исторический западноцентризм сменяется культурно-историческим руссоцентризмом.
Санкт-Петербург
[1] С.Н. Трубецкой. Записки ординарного профессора, князя Сергея Трубецкого о положении высших учебных заведений и о мерах к восстановлению академического порядка. Составлена по просьбе Государя Императора 21 июня 1905 г. //Собр. соч.: В 6 т. Т.1. - М., 1907. - С 411-412.
[2] С.С.Уваров. Всеподданнейший Юбилейный доклад «Десятилетие министерства народного просвещения. 1833 – 1843»//Российские консерваторы. Публ. М.М. Шевченко. – М., 1997. – С. 106.
[3] И.А. Ильин. Творческая идея нашего будущего. - Новосибирск, 1991. – С. 8-9.
[4] Ф.М. Достоевский. Пушкин // Дневник писателя. - М., 1989 - С. 536.
[5] К.Д. Ушинский. О необходимости сделать русские школы русскими//Пед. соч.: В 6т. Т.2. – М., 1988. – С. 360.
[6] Г.П. Федотов. Проблемы будущей России // Судьба и грехи России: В 2 т. Т.1. - С-П., 1991. - С.254.
[7] Л.А.Тихомиров. Что значит жить и думать по-русски ? // Христианство и политика. - М., Калуга, 2002. - С.168.
[8] Павел Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия. // Избранные труды по искусству. - М., 1996. - С223.
[9] Н.А.Казакова. Я.С.Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XYI - начале XYI века. - М.;Л., 1955.
И.Я. Фроянов. Драма русской истории. - М., 2007.
[10] Н.А.Бердяев. Душа России // Русская идея. Судьба России. - М., 1997. - С.232.
[11] Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни. - М., 1994. - С.331.
[12] И.П.Павлов. О русском уме.// Рефлекс свободы. - СПб., 2001. - С.107-125.
[13] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. - М., 1973. - С.569.
[14] Л.А.Тихомиров. Что значит жить и думать по-русски? // Христианство и политика. - М., Калуга, 2002. - С.167.
[15] Л.Н. Толстой. Проект общего плана устройства народных училищ// Пед. соч. - М., 1953. - С.124.
[16] Проект составлен на основе изучения учебных планов Царскосельского Лицея, В.А.Жуковского, С.А.Рачинского, Л.Н. Толстого, И.А. Ильина, опытной проверки в ряде регионов России.
Консультанты: академик А.М. Панченко, Народный учитель СССР Т.И. Гончарова, профессора В.М. Акимов, С.Н. Артановский, А.В. Соколов.
[17] А.С. Пушкин. О народном воспитании // Собр.соч.: В 10-т. Т.7. - М., 1975. - С.308.
[18] Н.В. Гоголь. Нужно проездиться по России.// Духовная проза. - М., 1992. - С. 145.