ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2007 г.

"Сияние России". Диалоги с Валентином Распутиным

Автор: Иван Гончаров
В. Г. Распутин проводил в Иркутске традиционный праздник русской духовности и культуры «Сияние России». Он - его идейный вдохновитель и главный организатор. На праздниках уже побывали известные русские мыслители, педагоги, писатели, артисты, ученые. Был удостоен и я этой чести.

В таких произведениях, как «Последний срок», «Прощание с Матерой» вплоть до «Пожара», исполненного трагического отчаяния, от распутинской публицистики до многочисленных гражданских речей звучит единый мотив - мотив потребности в сохранении нашей мудрой крестьянской культуры, духовных основ российского общежития, истинного служения Родине. В.Г. Распутин показал, как разворачивается апокалипсис, разрушающий прекрасную и вечную Вселенную, как уничтожается полноценная традиционная, полная спасительного труда одухотворенная крестьянская жизнь в ее гармонии с природой. Вот почему В.Г. Распутин не только писатель, но и самый деятельный защитник сибирской природы, отдающий свои силы борьбе за трепетное отношение к Матери-Земле. Особенно энергичен он был в сражении за озеро Байкал. В.Г. Распутин - чистая совесть России.

Вот как (разумеется, во фрагментах) складывалась день за днем моя работа в Иркутске.

5 октября.

В Иркутск прилетели 5 октября. К нашему удивлению, нас встретил в аэропорту беспрерывно занятый В.Г. Распутин с группой журналистов. Валентин Григорьевич пригласил к себе на сибирский ужин. Его жена Светлана Ивановна приготовила хлебосольный стол. Говорили много и откровенно. Вот наиболее запавшие в сознание мысли и раздумья В.Г. Распутина:

- Нас хоронят. Это опрометчиво. Мы крепко ослаблены, но не обессилены. Есть мощные русские люди. Разбойное поведение Ельцына, расстрел Белого дома вызвали подвиг самопожертвования, самого высокого героизма. Конечно, это избранные, лучшие русские люди. Но ведь таких всегда было мало! Их воспитывали наша жизнь, Церковь православная, история, школа.

- Человек на земле временен. Родина вечна.

- Потери наши гигантские: раздел Державы, широкое равнодушие русских к русскости, национальная рознь, корысть, исчерпанность покровительства славянам, гибель трудно исчислимых материальных и духовных ценностей. И однако Россия жива: мы снова впитываем в себя, как наши предки, национальные святыни; у нас есть люди, готовые отдать жизнь за Россию. Ныне у нас больше духовной мощи, чем было до либерально - криминальной революции. Идет пусть пока еще не массовая добровольная национальная мобилизация. О ней должны узнать и дети в школе.

- Россия могуча. Она была сильна крестьянской идеологией - идеологией православия, государственности, ратного подвига, неиссякаемого трудолюбия, высокой целомудренности, связью с природой. Могло ли все это, формировавшееся даже не столетиями, а тысячелетиями, исчезнуть? Нет и нет. Народ в лучших сынах проявляет мудрость: занимается самосохранением, отторгает чуждую иноземную псевдокультуру, держит оборону, готовится к бою за государственное и национальное достоинство. Лучшим надо напомнить: надо заботиться о детях дома, в детском саду, школе. Величайший экспериментатор-педагог Л.Н. Толстой взял урок у европейской школы и пытался воплотить его в жизнь. Суть урока: дети рождаются чистыми.

Воплощение в Яснополянской школе: воспитывать детей в поиске истины, совести, проявлении врожденной одаренности, добре. Для рождающейся ныне русской школы Лев Николаевич -современник. Школа - отправной пункт детского творчества.

- Самое вредоносное сейчас - продажное, антирусское телевидение. Улыбаясь, не то шутливо, не то серьезно Валентин Григорьевич добавил:

- Останкино надо закрыть. Против неё должны восстать все нормальные люди, но в первую очередь - родители, учителя. Иначе их труд - напрасность.

Моя реакция:

- Валентин Григорьевич, это не удастся. А вот нравственную цензуру надо ввести. Свободолюбивейший Пушкин стоял за такую цензуру и Карамзин. Цензорами были благороднейшие, умнейшие СТ. Аксаков, Гончаров, Тютчев...

Завершение встречи было оптимистическим: пожимая наши руки, Валентин Григорьевич сказал:

- Конец нашей истории не близится. Мы переживаем чудовищный кризис. Преодолеем. Нам нужно вновь обрести способность защищаться, наращивать духовную мощь и созидать, расширяя патриотическое поле. И пусть знают внутренние и внешние наши враги, что с потенциально мощным русским народом шутки плохи. Ушли в небытие непобедимые армии перед физической и духовной мощью народа-богатыря. Нам нужно всем миром не допустить полного развала школы. В борьбу с нею, как и с Русской Православной Церковью, активнейше включилась «пятая колона». У нас была далеко не дурная советская школа. Её, конечно, нужно лечить от дурного интернационализма большевиков и других бед. Но взять здоровое, лихо отринутое «перестройщиками», - наша важная задача.

6 октября

Утром приняли участие в Крестном ходе. Много священнослужителей. Масса - народа. Немало молодежи и особенно людей среднего возраста. Колокольные звоны и концерт духовной музыки на глазах физически и душевно оздоровляли людей. Невольно думалось: на что посягнули революционеры 1917 года?

Осмотрели храм Собор Богоявления. Порадовал концерт духовной музыки. Как глубоко наши православные композиторы чувствовали душу народа России! Днем - открытие праздника «Дни русской духовности и культуры «Сияние России» в ТЮЗе и концерт «Песня русская, родная», посвященный памяти Г. Заволокина. Это был превосходно срежиссированный ансамбль, куда входили добротное русское Слово, русская Музыка, русский Костюм. Последний куплет песни «Прощание Славянки» (музыка В. Агапкина, слова А. Мингалева) вызвал гром рукоплесканий.

Правой верой Россия спасется,

Грянет маршем священной войны,

Русский меч над землей вознесется,

Попирая гнездо сатаны!

Благосклонна к нам Божья десница,

Вновь блеснут из-за тучи лучи,

Вновь восстанет из пепла столица

И тогда в ножны вложим мечи!

Поглядывая на лицо Валентина Григорьевича в течение дня, заметил: он живет в двух мирах - сверхземном и земном. На лице - молитвенное состояние. И тут же - грусть, вызванная мыслями о положении нашего униженного народа. Вспомнилось лицо Л.Н. Толстого: всегда без улыбки, без налета бодрячества, но с налетом печали. И лицо благороднейшего из благородных писателей А. П. Чехова.

Вечером до ужина и во время ужина коснулся педагогического аспекта проблемы «Православие - Церковь - Школа». Вот частица беседы:

И.Ф.Г.: Наша Церковь, пока еще предельно ослабленная, бедная квалифицированными одухотворенными священниками, ищущая современного миропонимания, уже сейчас содействует воспитанию духовно-нравственного человека, если он, конечно, верующий.

В.Г.Р.: Это так. Предстоит неспешная сложнейшая работа. У нас есть массовая склонность к вере, но православная духовная культура являлась лишь для немногих краеугольным камнем в основании мирочувствия. Духовный капитал Русь-Россия собрала несметный. Это значит: страна может готовиться к более корневой вере. Такая вера - это христианские идеи плюс, применение идей, православный русский быт, слияние православных представлений с повседневностью.

И.Ф.Г.: Церкви нужна помощь школы. Важнейшая форма помощи - ориентация учеников на православную проблематику в школьных дисциплинах: история - принятие христианства и многое другое, литература - изучение произведений с религиозной проблематикой; изобразительное искусство - иконопись, творчество духовных живописцев; музыка - постижение духовных композиторов, певцов; естественно - математический цикл - изучение жизни и деятельности религиозных естествоиспытателей.

В.Г.Р.: Нам надо умерить способность обличать себя, так развитую в Гоголе, Хомякове, Щедрине и других. И вести школьников за Сергием Радонежским, а на уроках литературы - в первую очередь за Федором Михайловичем Достоевским. Это до мозга костей гениальный православный писатель)-(мыслитель. Он изображал пороки русского человека, но доминировала божественная суть. Как духовный вождь, Федор Михайлович дал нам указание: каждому стать русским, т.е. православным. Добавим: и образованным, мыслящим. Это приведет нас к благоденствию и непобедимости.

7 октября.

Встреча со студентами и профессорско-преподавательским составом педагогического университета.

В.Г. Распутин обратился к аудитории:

- «Пятая колона» бросила все материальные и духовные средства, чтобы изменить менталитет русского человека, переплавить его в рыночника, отринуть от русской самобытности, превратить в безропотную рабочую лошадку, в пустое существо. Это презрите ли русского народа. Их замысел нужно понять. У нас другой путь - неспешное духовно-нравственное восстановление, очищение и возвышение. Нужно новое воспитание русского духовного характера. Его воспитывает жизнь в целом, но первая скрипка - школа. Она системой знаний умудряет подрастающего человека.

Валентин Григорьевич представил меня:

- В России есть ученые, занятые созданием Русской школы. К сожалению, их крайне мало. Но только Иван Федорович Гончаров предан Русской школе всецело. Другой жизни в науке у него нет. Самоотверженный последователь и развиватель наследия Константина Дмитриевича Ушинского, десятилетия погруженный в глубины русской культуры, оратор, педагог милостью Божией. Он разработал свежую систему нашего национального воспитания и образования, уже успешно воплощаемую во множестве школ.

Я тезисно изложил концепцию русской национальной современной школы. К слушателям обратился со словами:

- Мы, ваши отцы, оказались несостоятельными «архитекторами» народной жизни. На вашу жизнь выпала задача создания вожделенной России. Вам нужен разумный план преодоления распутья, мудрые новые пути выхода. Нужно искать, но нельзя уподобляться слепым щенятам, тыкающимся туда и сюда. Негодность старых путей признаётся почти всеми, а света в конце тоннеля, кажется, никто ясно не видит. В этом - ваша огромная трудность. Свет этот рождается в школе и церкви. Учитесь уважать знания, в источниках культуры ищите чистую науку, презирайте лакействующих авторов перед власть имущими, брезгливо относитесь к тем, кто покорно склоняет голову перед очередным правителем, ищите неложных духовных лидеров. Рекомендую просеминарий - здесь постижение методов аналитической работы с первоисточниками: реферируются первоисточники, закладывается искусство их чтения и анализа. Растите в себе любовь, опирающуюся на волю, к тяжелому продуктивному физическому и умственному труду. Отдыхайте, но пусть и ваш отдых будет недосужим досугом. Сколько в университетских коридорах праздношатающихся! Человека в юности губит ничегонеделание, прожигание жизни в пивных, ресторанах. Здесь он заболевает тунеядством. Идите к православию. Некогда погашенные лампады вновь зажигаются у Святых, перед иконами поставлены свечи, разбитые колокола восстанавливаются и звенят, идёт церковная служба. Верно замечено: наш народ крещен, но не просвещен. У вас, студентов, завтрашних специалистов с высшим образованием, обогащенных нетленной светской и богословской культурой, есть возможность включиться в эту работу.

Мы, университетские преподаватели, учим вас плохо и в лучшем случае посредственно. И до озвучивания этого тезиса Валентин Григорьевич слушал со всей полнотой внимания. Но в эту минуту он весь был внимание. Повернул голову ко мне.

Моё продолжение:

- Профессора и доценты читают лекции, обращают внимание на учебники, рекомендуют первоисточники и вы идете путем дедукции: слушаете лекции, участвуете в семинарских занятиях, читаете учебники. Вы убиваете свою генетическую одаренность. Есть другой путь. Индукция велит: слушать, читать, созерцать, без чьей - либо подсказки наблюдать природу, мировоздание, людей, общество, не скользить поверху, побуждать работать чувства, интуицию и творческое воображение, исследовать самостоятельно, не допускать тирании навязанных чужих мыслей и покорности ума. И здесь просеминарий заменяется семинарием, участники которого исследуют природу и общество.

Студенту университета предназначено стать глубокообразованным, эрудированным, просвещенным. Напомню из воспоминаний знаменитого историка М.П. Погодина: «Ходил в деревню к Ф.И. Тютчеву. Разговаривал с ним о немецкой, русской, французской литературе, о религии, о Моисее, о божественном Иисусе Христе, об авторах, писавших об этом: Виланде, Лессинге, Шиллере, Аддисоне, Паскале, Руссо... Еще разговаривали о бедности нашей в писателях. Что у нас есть? Какие книги имеем мы от наших богословов, философов, математиков, физиков, химиков, медиков? О препятствиях у нас к просвещению». Им было по 17 лет.

Ищите интеллектуальных наставников, вступайте с ними в беседы, слушайте их, соглашайтесь и возражайте. В 1818 году А.С. Пушкин в первый раз пришел к П.А. Катенину, поэту, драматургу, критику, философу, протянул ему трость и сказал: «....Побей, но выучи».

8 октября.

Мое выступление в Институте развития образования перед учителями Иркутской области.

В.Г. Распутин представил меня:

- Сейчас перед вами речь будет держать Иван Федорович Гончаров - петербургский профессор, неугомонный энтузиаст рождающейся современной Русской национальной школы. Он своими многочисленными публикациями и бесчисленными выступлениями дает многим испить воды родниковой. Для многих и многих русская школа - это открытие. После 1917 года никто не говорил о русской школе. Одни находились в угаре интернационализма и космополитизма, другие боялись. Иван Федорович первый вышел из своей крепости с лозунгом «Спасение России - Русская национальная школа». Реакция педагогической общественности: тупое непонимание или враждебное отношение. Иван Федорович помогал окружающим прозревать, вдыхал в них смелость (понятие «русская школа» было под запретом). Возле него появились сочувствующие, помощники, сподвижники.

Я слушал Ивана Федоровича в Москве и здесь, в Иркутске. И убедился: это слишком русский человек. Он зависит от «почвы», от высокой, духовно-нравственной русскости. Не в его воле проявлять или не проявлять природу русской души, взращенной русским Православием и нашим многовековым бытием. Это порождает его предельную открытость.

Я говорил о гигантских проблемах, стоящих перед Россией, особенно таких, как повышение умственной квалификации всего народа путем национального образования, углубление православной религиозности на базе богословской культуры и Возрождении православного образа жизни. Очертил цель и задачи русской школы и раскрыл своё понимание эталона личности Учителя русской школы [1]:

Мое выступление закончилось вопросами «Подумайте и ответьте себе: Три достоинства учителя, которые Вы цените больше всего? Три «греха» учителя, которые нельзя простить? «Грехи» учителя, достойные прощения?

Повышенный упор сделал на необходимости знания учителем русской национальной педагогической мысли, классической и современной. Назвал с моей точки зрения, самые ценные источники[2].

Лекцию слушал и начальник Управления общего и профессионального образованияИркутской области Л.А. Выговский. Он сказал мне:

- Вы предлагаете ввести новые национально-ориентированные предметы. Но это невозможно. На нашем пути - Госстандарт.

А так ли это? Начальник явно лукавил. Кроме стандарта, в учебном плане есть региональный и школьный компоненты. Они дают широкие возможности.

Мне задали много вопросов. Не буду их перечислять. Но на одном остановлюсь: «Руководство образования Иркутска и Иркутской области категорически против предмета «Основы православной культуры». Мы не однократно обращались в департамент. Безуспешно. Как попугаи нам твердят одно и то же: «У нас многонациональная и многоконфессиональная страна. В классы будут входить учителя православной культуры. Чисто русских классов у нас нет. В каждом классе есть татары, башкиры, чеченцы, евреи и представители других национальностей. Как они себя будут чувствовать? Введение «Основ православной культуры» вызовет межконфессиональные конфликты и будет провоцировать межэтнические столкновения».

Мой ответ:

- В России 85% народа - русские. Решительное большинство из них относят себя к Православию. Ваши местные «образованцы» заботятся о том, как бы не обидеть католиков, мусульман, иудеев. Почему они не думают о том как не обидеть русских учеников? Их родителей обижали учителя - атеисты, теперь - либералы-западники. Мы, русские православные, долго будем это терпеть?

Идет многовековая религиозная борьба - борьба между православием и иудаизмом, протестантизмом и католицизмом. В чем суть несогласия? В иудаизме - акцент на земной жизни: «Если держишь в руке саженец и тебе говорят, что пришёл Машиах (Мессия), сначала посади саженец, а потом иди встречай Машиаха». В США - даже в дружбе прикладные моменты. В России люди скреплялись в сыновьем и братском родстве. Это были сыны Земли Русской и братья во Христе. Духовное начало имело связующее значение. Но ныне многое улетучилось. Совесть, жажда Бога, благолепие, благородство, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, смирение, любовь к человеку - это еще не весь перечень духовных качеств русского человека. У нас все родилось из христианства, православия, Церкви, монастырей: книгописание, книгопечатание, просвещение, архитектура, живопись, литература, пение, музыка. Казалось бы, надо усиливать нашу идеологию, основанную на православной культуре. Это тем более важно, что нам нужно избавиться от атеизма (помните у Ф.М. Достоевского - «Русский народ в православии хорош, а без Православия - дрянь») христианской и православной безграмотности. Но не тут-то было.

Л.А. Выговский повернул голову в мою сторону и недружелюбно вслушивался.

Я продолжал:

- Не допускается факультатив «Основы православной культуры», чтобы не обидеть детей другой веры. Это уродливая педагогическая корректность: она унижает православие и одновременно усиливает взаимное межэтническое и межконфессиональное отчуждение. Разумно преподносимая православная культура - это путь к содружеству и единению, к упреждению межцивилизационной борьбы, религиозной конфронтации.

Известно, что основная духовная пища русского народа - русское православие. Оно питает и научные, и художественные, и житейские устремления и знания. Духовно-определяющее начало русской школы, ее почва, недра, родник, живой корень, нерв - это русское православие, внесенное во все источники развития подрастающего поколения, во все системы религиозной и мирской культуры: именно оно дает наиглавнейшее - понимание смысла и назначения человеческой жизни.

Но сегодня все мы единодушны в том, что Родина нуждается в совершенствовании технической цивилизации. Ядро, Стержень отечественной новой школы - русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество - необразованное в глубине, мы признаны реализовать принцип всесторонней осведомленности и всестороннего освоения религиозной и светской культуры, единства и взаимодействия современного уровня науки и русского православия.

При этом нам не сдвинутся с замшелого места, если мы не признаем равноправия религиозной и светской культур и не добьемся совмещения, интеграции, синтеза, взаимопроникновения религиозно-православной веры и светского знания.

Наука и культура, естественно-математические и гуманитарные начала путем сближения, взаимообогащения являются живым источником цельной, гармоничной личности. Чем больше у личности контактов с действительностью и формами ее отражения, тем полнее и эффективнее она творчески проявляет себя.

Меня поддержал Валентин Григорьевич:

- Православность - самая резкая, самая отличительная черта русскости. Давным-давно народ в сердце принял главную заповедь Бога: «Бог есть любовь». Бытие России - Божье Дело на земле. Административное недопущение наших детей в культуру Православия - это путь дальнейшего ослабления нашего народа. Скажу определеннее: уничтожение русского народа путем духовного геноцида. Хочу по памяти напомнить точку зрения Александра Сергеевича Пушкина о Священном Писании: мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание: в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия - создательница искусства и литературы. Все, что было великого в самой глубокой древности - все находится в зависимости от религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра. Нам сам Пушкин - «наше всё» - сказал: «Писание надо читать». То есть изучать. Будем вместе бороться за изучение курса «Основы православной культуры». Снова Пушкин: Православие сообщило нам «особенный национальный характер». Почему же русские дети лишаются права и возможности более углублённо идти по пути национального самопознания?! А идея «Святой Руси» как идея самоулучшения перед лицом Божиим, как служение Богу, как исполнение Евангельских слов: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»?! А русские праведники, рождённые Православием и воспетые Лесковым?! Наши дети должны знать их облики: в самой значительной мере развитие и продолжение нашей истории держалось на них. Наша позиция: самооборона при непременном введении курса «Основы православной культуры». «Основы православной культуры» надо вводить непременно, не оглядываясь по сторонам. Пусть нам никто не указывает, быть этому предмету или не быть. Православие построило нам, по слову А.С. Пушкина, «особенный национальный характер». И потому что русская школа просто не может быть без Православия. Оно выработало идею «Святая Русь», которая не подразумевает нас совершенными людьми, но внушает нам: православие - отличительная черта русскости, воплощение его в жизнь как нашей веры - главное дело нашего земного существования. И русскому учителю свойственно культурно-педагогическое «само-стояние» как «залог величия» (А.С. Пушкин).

Я продолжил:

- «Основы православной культуры» вызывают яростное сопротивление недругов России. Этот курс вводят герои, рыцари. А остальные могут идти более спокойным путём: решительно во все предметы вкрапливать христианские мотивы. Здесь возможности исключительно широки.

Наш разговор продолжился:

- Наших великих национальных учителей тревожила мысль о том, что русские люди крайне плохо знают себя и свою страну. Вот первые пришедшие на память имена: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, К.Д.Ушинский, И.С.Шмелёв. Как вы полагаете, положение изменилось?

В.Г.Р.:

- Пушкин говорил о скудости познаний о России. Дальше пошел Гоголь. Он писал о великом незнании России посреди России. Советская школа была разной. Но всё же она давала более качественное образование, чем нынешняя. У нас есть Министерство образования. Но точнее его назвать Министерством безобразования. Помогать школьникам узнавать Россию и самое главное - понимать её - не в этом ли призвание Министерства народного образования? Но не тут-то было. Возьмите только один предмет - историю. Несметное количество учебников и пособий. Зачем? Чтобы затуманить Россию. Мы носим в сердце бессмертное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья». Министерство делает всё для того, чтобы в детские души поселить "гордый взор иноплеменный". Но руки у него коротки. Тот же Тютчев напомнил нам: мы под сенью благословения Господа Бога. Нас опекает Бог. Мы уповаем на волю Божью. А упование - это поддержка, помощь в умном духовном делании. Сегодня ситуация кажется безнадежной: не на что уже надеяться и ничего светлого не предвидится. Но упование на Бога - это высшая степень надежды. Она нас поддерживает. Но мы знаем слова апостола: "Вера без дел мертва есть". Но и дело без веры - пустота, обречённость. Только одухотворённое идеей дело безмерно значимо. Мы верим в непобедимость нашей православной цивилизации, России и русского человека.

И.Ф.Г.:

- Как представляется Вам образовательное русло русской школы? Велики достижения советской школы, но сегодня такая школа выглядела бы уродством. Нынешняя школа порочна. И что же?

В. Г. Р.:

- В идеологии большевиков было много дури: мировая революция, классовая борьба, пролетарская солидарность, гегемон - рабочий класс и т.п. Отсюда обессиливающая человека "образованщина". Но мы первые в космосе! Без доброго, умного в школе это не могло случиться. Нашей школе, как и нашей цивилизации, светила духовность. Теперь школе навязывают иную судьбу: готовить рыночника. Это против нашей исторически сложившейся здоровой натуры. Большевики, несмотря на потуги создать новую культуру, хотя в урезанном виде опирались на почву. Дети изучали и Державина, и, Пушкина, и Лермонтова, и многих других "почвенников". А сегодня в школе? Почва выбивается, здоровые традиции отвергаются. Замысел ясен: добить глубинную историческую Россию. Господь создал таинственный многомерный мир. Нужно его познавать, чтобы человек мог надежно определиться в нем. Кроме качественной наука и религии, нужны ещё средства познания. Какие? Это вопрос.

И.Ф.Г.:

- Россия, по крайней мере на обозримом времени, нуждается в просвещенном абсолютизме. Ею после переворота 1917 года управляли диктаторы - образованцы. Нужны образованные, могущие предвидеть результаты своих деяний хотя бы на несколько десятков лет. Кто из правителей нашей страны представляется Вам как просвещенный диктатор, много полезного сделавший для просвещения народа? В.Г.Р.:

- Пётр Первый. Он не имел классического образования. Но как гениальный человек наблюдал, постигал виденное, смотрел далеко вперёд. О нем другой наш гений написал: "Он смело сеял просвещенье". И это правда. Сегодня либералы-западники враждебны исторической России. И снова Пушкин о Петре: "Не презирал страны родной - Он знал её предназначенье". Для него процветающая Россия на первом месте, а он, царь, ниже, второстепеннее. Мы помним его возглас перед Полтавской баталией: "О Петре ведайте, что жизнь ему не дорога - цвела бы Россия". Он многое брал в Европе, не теряя русской своеобычности ни в своей личности, ни в лике России. Быт нашего народа был крайне неудобен для естественного состояния человека, в застывшем положении Пётр создавал новый русский быт, более целесообразный. На лике России взошла заря.

И.Ф.Г. :

- Валентин Григорьевич, не могу полностью с Вами согласиться. Вижу в Петре два лика: с одной стороны, страстное желание сделать Россию благополучной, сохранить её именно как Россию; с другой - безоговорочный пиетет перед Западом, насильственная пересадка на русскую почву европейских порядков, обольщение Европой, отречение от заветов предков. Чего стоят одни только указы Петра: Переодевайтесь! Бороды сбрить! Немецкий кафтан одеть! Табак курить! Водку пить! На попойке всем быть! Марш в ассамблеи! Это было не эволюционное развитие страны. Тут, конечно, сказывался страстный русский характер, темперамент, желание мгновенно заменить вековечное, крепчайшее. Царь боролся с русской почвой, русскими обычаями и нравами, русский быт и бытие заменял иноземным. И всё же в Петре - очарование: гениальность, любовь к родной стране, титанический труд во имя её блага, великая воля созидания.

В.Г.Р.:

- Да, это так. И всё же последствия деятельности Петра оказались благими. Обратите внимание на поместное дворянство последующих за Петром десятилетий и столетий. Столичная бюрократия была перемолочена на европейский лад. А поместное дворянство оставалось почвеннымк но уже было образованным, просвещенным.

И.Ф.Г.:

- Как Вам видится общее направление воспитательном образовательной работы школы?

В. Г. Р.:

- Любовь к Родине. Она обретается медленно. Начало начал - семья. В ней - любовь ребенка к ней самой - к семье, матери и отцу, родному очагу, родственникам, окружающим. В родном очаге ребёнок укореняется в земле, на которой рождён, в родном крае, в Боге и вере. Семья - это тепло. В этом уюте, в этом тепле ребенок получает материнские и отеческие наставления, обретает единую материнскую и отеческую веру. Семья - это почва. Ребёнок осознаёт её через материнское молоко. Окормление с пелёнок душевным, органическим, родным - это духовная ипостась, это соками семьи зарождение любви к окружающему, родному краю, родине. Школьное воспитание и образование - это тоже материнское молоко. Здесь продолжается семья, здесь ребёнок поднимается на более высокую ступень. Ему внушают мысли об Отечестве, гражданском служении ему. Место рождения сознательного патриота Родины - школа. И место рождения сознательного русского человека, русского характера. Доброе, заложенное в семье, в хорошей школе не пропадает.

И.Ф.Г.:

- Вы, Валентин Григорьевич, говорите об идеальном - о симфонии семьи и школы. Наша забота - воспитание любви к родному краю и шире к стране, большой Родине. Эта любовь рождается в родном очаге, в образе жизни народа, и расширяется, укрепляется в школе. Не будем затрагивать образ нынешней семьи - продолжим разговор о школе.

В.Г.Р.:

- Идет борьба двух тенденций -русского национального самосознания и русофобского. Русское сознание напитывается родным духом, национальными традициями, материнским молоком в широком понимании. Кое-что в этом направлении делается. Школа открывает отечественные родники живой воды. Дети знакомятся с такими совершенными личностями, как Пушкин, Гоголь, Аксаков, Достоевский, Тютчев, Толстой. В естественно-математических науках это Ломоносов, Менделеев, Вернадский и множество других. Высокие качества этих совершенных людей, как и избранных простых людей, хранятся в глубинах сознания подрастающего человека. Но сейчас у «образованцев», руководящих образованием в стране, другая цель: перестроить детские и юношеские души на рыночную, европо-американскую колодку. Все корёжится: почва, традиции, народный православный образ жизни, многовековые быт и бытие. Нынешняя Россия нахраписто вырывается из России исконной, исторической, глубинной. Эта сознательная переоснастка - свидетельство жестокой борьбы в сфере образования. К чему это приводит? Напомню статью Розанова "Три главные принципа образования», которую Вы, конечно, хорошо знаете. В ней есть справедливое утверждение: образование строится по принципу взаимоисключающих и взаимопоглощающих лучей. Один принцип явно не по душе "образованцам", засевшим в Министерстве. Это опора на крошечные остатки традиции ("Это – я»). Второй - любимое дитя Министерства. Так называемая инновация: "Это моя пустота". С пустотой легче переродить русских православных детей. Со «старой закваской» не сладить. И.Ф.Г.:

- Мы не можем действовать в смятении и отчаянии. Сидеть сложа руки и молчать - это предавать школу и шире - Россию. Как Вам, Валентин Григорьевич, видится путь спасения, по которому мы стараемся вести нынешнюю русскую школу?
2007 г №3/2007 Русская школа