ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2023 г.

Аристарх, митрополит Кемеровский и Прокопьевский. Литературный процесс в России в XXI веке: трансформация и традиции

Аристарх, митрополит Кемеровский и Прокопьевский
Литературный процесс во все времена являлся отражением социальной и культурной жизни людей. Не вызывает сомнений, что литературное творчество за многие века претерпело ряд серьезных и глубоких трансформаций, затронувших и форму выражения литературного гения писателей, и способ отображения действительности. Более того, менялись фундаментальные основы и концепции литературного творчества.
XXI век в этом плане не является началом некой новой трансформации литературного творчества, скорее, сейчас уже можно подвести некоторые итоги и отметить результаты процессов, активно протекавших на рубеже тысячелетий.
И во-первых, необходимо сказать о трансформации самих идейных основ творчества. Если раньше литературное творчество не было направлено на коммерческий успех и обогащение, хотя были немногие писатели, имевшие славу, почет и богатство при жизни, то в настоящее время огромное количество людей, ориентируясь на пример западных авторов, видит в профессии писателя ключ к богатству и славе.
Во-вторых, в настоящее время пишется и публикуется столько произведений, что очень сложно сориентироваться и найти то, что качественно полезно и приемлемо, идейно состоятельно и интересно, а в будущем может стать новой классикой и имеет право на внимание последующих поколений.
Более того, поменялась сама система жанров. Ближе всего здесь ассоциация с разнообразием кулинарных меню и рецептов, и современный читатель, подобно посетителю ресторана, может выбрать не только жанр, но и предполагаемый сюжет книги, которую он хочет прочесть. Таким образом, увлекательность и эмоциональные приемы, как крючки цепляющие и удерживающие внимание, выходят на первый план. На этой волне появляется книга-манипуляция, книга – источник определенных заданных эмоций, причем не всегда хорошего качества, книга-допинг, позволяющая сбежать от суровой реальности и на время погрузиться в вымышленный мир с заданным счастливым финалом событий. Так же появляются и онлайн-курсы, гарантирующие обучение технологии написания интересных книг. Превращение искусства в технологию – процесс, который мы наблюдаем во многих сферах, в педагогике в частности. И эта тенденция вызывает определенные опасения.
В-третьих, повсеместная цифровизация делает процесс создания литературного произведения как никогда легким и быстрым: достаточно освоить навык быстрого набора печатного текста, и можно кропать «шедевры» не выходя из дома, с огромной скоростью. Публикации на бумаге не являются в наше время обязательной составляющей литературного процесса, и достаточно большое количество людей увлекается творчеством на уровне хобби, а наиболее удачливым и попадающим в ожидания аудитории удается это хобби монетизировать.
Хочется отметить и еще один аспект. Нельзя забывать о психотерапевтическом эффекте любого вида творчества. И литературное творчество здесь не является исключением. Многие люди, фигурально выражаясь, берутся за перо для того, чтобы написать такую книгу, которую они хотели бы прочитать, чтобы решить в виртуальном мире какие-то личностные проблемы или залечить психологические травмы.
Указанные явления можно характеризовать и оценивать с разных сторон. Любое явление культуры имеет влияние на душу человека, и характер этого влияния может быть совершенно разным, как спасительным, так и губительным.
В тот момент, когда книга выходит из печати, автор теряет над ней какую-либо власть. Сейчас даже нельзя сказать, что автор лучше знает, что он написал, – нет, лучше знает каждый отдельный читатель. Более того, у читателя сейчас появился «голос». Читатели получили возможность высказывать свое мнение публично.
Если существовавший раньше литературный канон книг, обязательных для прочтения, формировал определенный общий культурный код, каждый у своего поколения читателей, то сейчас мы видим совершенно иную картину. Распался канон, и распался контекст – люди теперь читают тексты как они есть, не видя и не зная, что стоит за литературным произведением.
Еще одна вещь, которая происходит с нами прямо сейчас, – это распад глобальной систематики. Система поиска Google считает, что сегодня в мире существует 137 миллионов 165 тысяч книг. И эта цифра ежесекундно растет. Каждый день нам становится доступно все больше и больше книг, а это значит, что любая систематика рушится. Не то что прочитать, а даже просто промаркировать весь этот объем не представляется возможным.
Происходит и распад всей системы авторитетов. Стремительно снижается авторитет литературных премий. Люди перестают верить премиям и на них ориентироваться.
Происходит абсолютная девальвация профессии критиков. Их авторитет ничтожен. Раньше, если какой-то критик объявлял произведение гениальным, было стыдно признаться, что лично тебе оно не понравилось. Сейчас же мнение этих экспертов не имеет никакого значения.
Поэтому сегодня как никогда важно творчество тех авторов, которых мы называем христианскими писателями, которое продолжает поддерживать веру в светлую сторону бытия.
Констатируя глубокие изменения самих основ литературного процесса в XXI веке, мы сконцентрировались на том, что находится на поверхности и сразу бросается в глаза. Однако нельзя не заметить, что под этим спудом ярких образов и громких имен по-прежнему жива большая вечная литература, которая являлась и является отражением жизни, ценностей и борьбы человека, в том числе борьбы с самим собой.
Что важно помнить и как поступать в настоящее время участникам литературного творчества? Настоящая литература без нравственного начала немыслима. Когда писатель пишет сценарий или работает над книгой, очень важно оставаться людьми: верить в Бога, быть мужественными, чтобы защищать образ Божий в человеке, человеческое достоинство и противостоять разложению общества. Подлинный писатель во все времена призван отстаивать принципы духовного устройства жизни. Образцом в этом смысле является Федор Михайлович Достоевский, который никогда не отступал от этих принципов.
Достоевский был глубоко православным человеком, это раскрывается через его творения. Поэтому вполне естественно, что его знаменитая цитата: «Если мне кто-то скажет, что есть некая истина вне Христа, то я лучше останусь со Христом, чем с этой истиной» – в каком-то смысле лейтмотив всего творчества Достоевского.
Нам необходимы сегодня произведения, которые бы настолько же точно, как произведения Достоевского, высвечивали нравственные проблемы современности и помогали делать верный выбор, основанный на следовании евангельским заповедям.
Известный русский философ Иван Ильин утверждал, что «по чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного». От того, чем мы наполняем себя, свою душу и свое сердце, зависит и то, как мы проявляем себя в различных жизненных ситуациях: сможем ли мы отозваться на чужую боль или пройдем мимо, сможем ли утешить человека или отнесемся к нему с равнодушием, сможем ли донести до других и отстоять свою личную позицию или будем постоянно зависимы от чужих мнений.
Мы все и в школах, и в университетах изучаем и воспитываем молодежь через русскую литературу. Но разве возможно понять ее без осознания того, какое значение играла христианская православная вера в истории России и в жизни людей? Прочитайте стихотворение Пушкина «Пророк»: как можно понять смысл этого произведения, если не знать, откуда поэт взял основной образ и как этот образ из Книги пророка Исайи он переплавил в горниле своего творческого гения, создав бессмертное творение?
За что же мы так ценим Пушкина? Почему ведем отсчет классической русской литературы и современного русского литературного языка именно с него? Очевидно, что одно только художественное совершенство не позволило бы Александру Сергеевичу претендовать на столь значимую роль в нашей культуре. Творчество любого художника – это его духовная биография. Неслучайно Спаситель сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Творческий путь Пушкина – это путь к свету и добру. Самое главное, чтобы мы были готовы делать добро.
Будучи писателем исключительно светским, Пушкин в то же время отразил в своем творчестве христианский взгляд на мир, смог восстановить духовную родословную русской культуры, прерванную происшедшим в результате петровских преобразований резким разворотом на Запад и разрывом многих связей с нашей многовековой традицией. Пушкин сумел примирить новый мир со старым, вернее, с вечными основами бытия. Он сумел выразить этот хрупкий баланс удивительно точным и образным языком, вобравшим в себя богатства церковнославянского и меткость разговорного народного языка.
Хорошая книга – это добрый советчик. Поэтому, читая художественную литературу, мы становимся мудрей, обогащаемся жизненным опытом других людей – в первую очередь писателей, которые вкладывают свои мысли в своих героев. А среди писателей много людей, остро чувствующих, переживающих происходящее вокруг них, способных анализировать это происходящее и формулировать соответствующие мысли, которые, несомненно, могут быть полезными для многих.
Не следует относиться к прочитанному тексту с полным доверием, хотя не следует и отчуждаться от текста только потому, что нам в этом тексте что-то непонятно. Нужно помнить: то, что доносит до нас страница книги, принадлежало другому человеку или другим людям, но у каждого свой жизненный путь, каждый являет собой уникальную личность. Поэтому, читая книги, мы должны обогащаться добрым, правильным опытом других людей, ограждать себя от ошибок, через которые прошли другие и тяжесть последствий которых запечатлена в том числе на страницах книг, и, идя своим путем, отталкиваться от опыта других людей настолько, насколько этот опыт для нас приемлем.
Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Идея, мысль представлялась и передавалась другим, а затем, если она захватывала людей, появлялись и деньги для ее реализации, а когда нужно – и военная сила. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
Слово – это инструмент коммуникации, в том числе устной. Известно, какие угрозы разговорному русскому языку сейчас возникают, как он наполняется абсолютно нелогичными заимствованиями из других языков, как часто он искажается жаргонами. Так вот, для того чтобы нам быть действительно сильными, суверенными, для того чтобы нам развивать свою культуру и науку, нужно прежде всего, чтобы мы все правильно говорили по-русски. Русский язык – это великое сокровище, и к нему нужно бережно относиться. И не только для того, чтобы стать культурными, интеллигентными людьми, а для того, чтобы страна наша ничего не теряла из нашей культуры, но возрастала, чтобы народ наш восходил от силы к силе, чтобы он был сильным и способным защищать свой духовный и культурный суверенитет.
К сожалению, в средствах массовой информации нередко приходится наблюдать печальную картину. Речевая культура личности, вне всякого сомнения, опирается на речевую культуру общества. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29) – это слова апостола Павла из его Послания к ефесянам. Однако, как мы знаем из Евангелия, уста говорят от избытка сердца (см. Мф. 12:34). А что это значит? Это значит, что воспитание культуры слова начинается с воспитания сердца, то есть с воспитания внутренней культуры личности, культуры мысли. Гнилое слово – это, конечно, не только слово пошлое, грубое или ругательное, это еще и слово лжи, клеветническое слово, неправедное слово.
Литература открывает для нас мудрость, накопленную веками, и человек, который погружается в чтение, становится сопричастным этой мудрости. Сегодня время сплочения всех здоровых сил. Церковь, искусство, культура, наши писатели, ученые, все те, кто любит Родину, должны сегодня быть вместе, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации.
Добрым помощником церкви в укреплении нравственных основ жизни людей является литература. Стремление соблюдать правду Божию, быть честными по отношению к себе и к окружающим, нести в мир добро и милосердие – это то, что проистекает из нашей веры и без чего вера мертва есть (Иак. 2:26). Для того чтобы наша вера была живой и действенной, она должна включать в себя реальные проявления любви – от доброго слова во взаимном общении с ближним до личного участия в тех или иных важных гуманитарных проектах.
Сегодня, когда мы говорим о подлинной русской культуре, которая утверждается на ценностях православия, возможности языка раскрывают перед человеком и возможности для постижения этого мира. Ибо мудрость познается в слове (Сир. 4:28), как говорит нам Священное Писание. Русский язык обладает удивительными по красоте и богатству выразительными средствами, позволяющими точно, глубоко и в тончайших оттенках передать любую человеческую мысль. Недаром еще Ломоносов, сравнивая русский с другими европейскими языками, восхищался его великолепием, живостью и сильной в изображениях краткостью.
Именно в литературе русская культура нашла свое самое глубокое выражение; изучение классической словесности есть один из важнейших способов национального самопознания. Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Очень надеюсь, что усилиями церкви, писателей и всех неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.
№5 Публицистика