Огни Кузбасса 2022 г.

прот. Сергий Адодин. Справочник православного христианина

Божественная Литургия
Божественная литургия – центральная часть церковных богослужений. Здесь совершается то, ради чего служатся остальные службы, – причастие Святых Христовых Таин. Все другие богослужения скорее служат подготовкой к этому событию.
Литургия служится ежедневно, за исключением среды и пятницы сырной седмицы, будних дней Великого поста, кроме среды и пятницы, а также полиелейных праздников и четверга 5-й седмицы. В Великую пятницу литургия не совершается ввиду крестной Жертвы Спасителя, за одним исключением: если совпадает с Благовещением, служится литургия святителя Иоанна Златоуста. В пятницы навечерия Рождества и Крещения литургия обычно служится, если сочельник не выпадает на субботу или воскресенье.
Всего есть три вида литургий:
литургия свт. Иоанна Златоуста (бывает чаще остальных);
литургия свт. Василия Великого (бывает по воскресеньям в Великий пост, в праздник св. Василия Великого, в Рождественский и Крещенский сочельник);
литургия Преждеосвященных Даров (бывает по средам и пятницам в Великий пост).
Все виды отличаются друг от друга по чинопоследованию (заамвонные молитвы у всех трех разные, на литургии свт. Василия Великого вместо задостойника поется «О Тебе радуется», на литургии Преждеосвященных Даров не бывает претворения в Тело и Кровь Христа, поскольку на литургии свт. Василия Великого заранее заготавливаются Агнцы и напояются Кровью Христовой).
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Ее чинопоследование записал свт. Иоанн Златоуст. Существовала с первых веков христианства. Раньше не было разделения на народ и клирос, все присутствующие пели вместе.
Эта литургия состоит из трех частей:
проскомидии;
литургии оглашенных;
литургии верных.
Вся литургия служит воспоминанием земной жизни Христа.
Проскомидия
На этой части службы вспоминается Рождество Христа. Священник подготавливает сосуды и Агнец. Он вырезается из главной большой просфоры и олицетворяет родившегося Христа. Агнец – кубическая часть просфоры – надрезается снизу и протыкается с правого бока в знак прободения Христова ребра копием римского воина. В Чашу наливается вино, смешанное с водой. Затем вынимают частицы из других просфор:
богородичной;
девятичинной (в честь девяти чинов святых);
о живых;
за умерших.
Частицы кладутся на дискосе вокруг Агнца, который накрывается звездицей. Чаша покрывается двумя покровцами, и все вместе с дискосом накрывается воздухом. В это время на клиросе читаются третий и шестой часы.
Литургия оглашенных
На этой части могут находиться все, в том числе оглашенные. Так называли людей, которые намеревались принять Таинство Крещения. Начинается эта литургия часто с возгласа священника «Благословенно Царство». Далее следует мирная ектения, получившая такое название благодаря частому упоминанию слова «мир» в ее прошениях.
После ектении поются псалмы 102, 145. Потом звучит гимн Спасителю «Единородный Сыне». Затем открываются Царские врата, и под пение блаженных бывает малый вход, олицетворяющий выход Христа на проповедь. В это время поется: «Приидите поклонимся». Затем звучат тропари праздника. Диакон возглашает: «Господи, спаси благочестивыя». (Раньше, до революции 1917 года, эти слова звучали иначе: «Господи, спаси благочестивыя цари».) Потом поют «Трисвятое».
Затем поется прокимен и читается апостол. После пения «Аллилуйя» со стихами читается Евангелие. После этого положена проповедь, но иногда священник проповедует перед причастием мирян. Затем следуют ектении с поминовением о здравии и за упокой. Стоит заметить, что богослужебный устав не предусматривает чтения вслух поданных в алтарь записок, которое порой занимает значительное время и отвлекает от хода службы. Поданные списки живых и усопших прочитывает священник во время проскомидии, вынимая частичку из просфоры за каждое имя. Этого вполне достаточно. Требовать от духовенства принародного чтения имен – неправильно. Эта часть литургии завершается ектенией об оглашенных. Потом следует возглас: «Оглашении, изыдите». Все готовящиеся ко Крещению должны покинуть храм. Начинается литургия верных.
Литургия верных
Начинает ее ектения, затем звучит Херувимская песнь. Она призывает забыть всякое попечение о земном и, подобно ангелам, славить Бога. Бывает Великий вход с Чашей, олицетворяющий крестный путь Спасителя. Потом – просительная ектения, содержащая основные необходимые прошения христиан. Затем звучит Символ веры и начинается Евхаристический канон.
Это – самая главная часть литургии, во время которой хлеб и вино таинственно становятся Телом и Кровью Христа. После благословения священника звучит призыв обратить сердца горе, то есть ввысь, к Богу.
Потом все присутствующие призываются к благодарению Бога. В это время вспоминается воскресение Христово. Затем звучит прославление богородицы «Достойно есть» или задостойник праздника. После просительной ектении поется «Отче наш». Далее священник возглашает, поднимая Агнец над дискосом: «Святая Святым». Затем начинается причастие священнослужителей в алтаре. В это время хор поет запричастный стих и другие песнопения.
После этого Царские врата открываются и священник выносит Потир, вспоминается явление воскресшего Христа ученикам. Начинается причащение мирян. После причастия, уже в алтаре, священник поднимает Чашу над престолом, вспоминая Вознесение Христово. Потом звучит возглас: «С миром изыдем» – и читается заамвонная молитва. После бывает благословение священника и отпуст.
Молебные пения или молебны
Молебен – не входящее в состав суточного круга краткое частное богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богородице и православным святым. Обычно совершается в храме (на его середине), но может служиться и вне храма. Несколько молебнов могут объединяться в один общий. По своей структуре молебен представляет собой сокращенный вариант утрени. От обычной молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания.
Один молебен может отличаться от другого по назначению, например:
благодарственный молебен;
молебен о здравии;
молебен о путешествующих;
молебен о прекращении войны;
молебен о прекращении засухи.
Также молебны бывают:
простые;
благодарственные;
водосвятные;
акафистные.
Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения после обычного начала – краткое славословие и ектения. На ектении поминаются имена заказавших молебен и их близких. Затем читается молитва святому. Простой молебен чаще всего заказывают в день именин или за больного.
Молебен с акафистом чаще служится перед чтимыми иконами, в дни празднования великих святых.
Благодарственный молебен обращен только к Самому Богу и чаще совершается по воскресным дням. Но по просьбе верующего может быть отслужен в любой день. Время совершения молебнов устанавливается настоятелем храма, но наилучшим считается время перед литургией, поскольку служение каких-либо треб после Евхаристии – величайшего благодарения, приносимого Богу, – противоречит духу православного богослужения.
Чины освящения жилья, автомобиля, предметов быта тоже относятся к молебнам. Отдельным видом молебнов выделяют водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время, когда людям требуется святая вода. Водосвятные молебны чаще всего служат в храме по воскресным дням, объединяя с другими молебнами. В это время можно освятить иконы и нательные кресты.
Чтобы заказать молебен, необходимо:
подать записку в храме, перечислив имена живых православных христиан, о ком нужно помолиться;
в записке указать вид молебна и к кому он обращен;
если молебен обращен к святому или святым, важно указать, к кому именно.
Молебен выражает прошения о живых, потому что молитву об усопших называют панихидой. Желательно присутствовать на молебне лично.
Сорокоуст
Сорокоуст – это молитвенное поминовение, которое совершается в церкви сорок Божественных литургий подряд. В Священном Писании сказано, что наш Господь – Бог всех живых, для Бога нет умерших, поэтому обращаться к Господу можно и с молитвой о покойных, и с просьбой о выздоровлении близких.
Во время проскомидии священник, совершающий сорокоуст, вынимает частичку из богослужебной просфоры, прочитывая имя из записки. После того как на литургии прочитается молитва с просьбой омыть грехи каждого человека, кто был упомянут во время проскомидии, все вынутые частички просфоры опускаются в Чашу с Кровью Христовой.
Подавать записки можно только за православных, указывая их полные имена, данные в Крещении. Такое правило связано с тем, что Господь уважает свободу воли человека и никого не приводит к Себе силой. Впрочем, никто не запрещает молиться о неправославных самостоятельно, личной молитвой.
Болезнь не обязательное условие, чтобы помолиться о здравии, вы можете заказать сорокоуст и за близкого, которого просите оградить от недугов. На сорокоуст нет временного ограничения, его можно подавать с любой периодичностью и на любой срок. За самоубийц записки не подаются. Исключение – состояние временного или постоянного умопомешательства самовольно скончавшего свою жизнь, но этот вопрос предварительно рассматривает епархиальный архиерей.
Чин благословения нового дома
(освящение квартиры, рабочего места)
Это действие, по сути, является молебном, во время которого священник вместе с пригласившими его христианами испрашивает у Бога для них благодатную помощь и благословение. Потому как сказано псалмопевцем: «Если не Господь построит дом, напрасно трудятся строители» (Пс. 126).
В молитвах на благословение жилища присутствуют прошения об избавлении от бесовских воздействий, злого человеческого умысла и несчастных случаев. Фактически живущие в этом доме христиане приглашают Самого Христа и ангелов Его разделить с ними жилье, обязуясь жить согласно заповедям Божьим. Освящение какого-либо предприятия, офиса происходит по желанию руководителя и сотрудников заручиться Божьей поддержкой своей деятельности. Само собой, священник должен заранее выяснить, какова эта деятельность, избегая соучастия в делах сомнительных и заведомо греховных. Дома терпимости, казино и какие-нибудь офисы микрозаймов, конечно же, освящать не стоит.
Некоторые просят освятить жилище или рабочее место, чтобы избавиться от нечистых духов, беспокоящих людей. Иные делают это из суеверного страха перед колдунами, а другие вовсе полагают, что освящение – это своего рода магия, благодаря которой любые проблемы исчезнут сами собой, без деятельного участия в этом самих людей. Священнику следует объяснить, что освящение лишь подкрепляет человеческие усилия жить по Закону Божьему, и сделать внушение касательно суеверий, хранения различных амулетов, эзотерической литературы и магических практик.
Приглашая священника в дом или на работу, следует подготовиться. Итак, потребуются:
иконы (ведь речь идет о практикующих христианах, не так ли?);
стол, для того чтобы было где разместить принесенные священником необходимые предметы;
сосуд под святую воду (если у священника нет водосвятной чаши).
Желательно удалить на время освящения помещения животных, чтобы они не мешали.
Освящая жилище, священник на стенах дома, соответствующих сторонам света, рисует изображение креста или приклеивает наклейки с распятием. Эти изображения помазываются после освященным маслом. Чин содержит каждение дома и окропление его святой водой. На предприятии совершается молебное пение с призыванием Святого Духа на всякое благое дело. Также совершается окропление святой водой. Приглашая священника, сотрудники предприятия должны иметь твердое намерение не допускать в своей деятельности ничего, что противоречит Закону Божьему.
Как устроить у себя дома
«святой угол»
и какие иконы там должны быть
В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, имеет место молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Итак, важно помнить, что не количество икон определяет степень благочестия жизни человека, а его поступки; иконы не предмет коллекционирования, они предназначены для молитвы.
Для расположения икон избирают самое почетное и видное место в доме. Нехорошо иконы прятать в шкаф или размещать в сервантах наряду с книгами, фотографиями или предметами искусства. Телевизор тоже не лучший сосед для икон. Домашний иконостас чаще находится на восточной стороне. Впрочем, не всегда удается расположить иконы именно на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома, предусмотрев свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства. Домашний иконостас можно украсить вышитыми полотенцами, рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.
Существуют традиции, желательные к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы:
над всеми иконами находится распятие;
центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя;
над этой иконой размещают образ Святой Троицы;
слева от иконы Спасителя (как в храмах) ставят икону Божией Матери;
образа святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы.
Хорошо, если в доме есть образы святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться: в спальне – отходя ко сну и просыпаясь, на кухне – перед приготовлением пищи и трапезой и т. д. Также хорошо, если, заходя в дом, гость видит образ, перед которым можно сотворить крестное знамение. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке им тоже не место. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.
Икона не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от грабителей, «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто из-за того, что висит на стене, «Прибавление ума» мозгов не добавит, если не учиться. Чудеса бывают в жизни христианина, но это вмешательство Бога в естественный ход событий в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство – это живая вера и общение человека с Богом, сопряженные с активной добродетелью по отношению к другим людям.
О постах
Пост – аскетическая практика, заключающаяся в воздержании тела от пищи животного происхождения и сладострастия, а души – от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе большинства страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание. Пост есть также средство выявления страстей и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания.
Цель постов – подчинение тела духу, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. По благословению духовника дополнительный пост может сочетаться с молитвенными прошениями и браться для сугубого покаяния (Исх. 34:28).
Православный пост имеет в себе догматические корни. Согласно свидетельству святых отцов Православной церкви, пост был дан как заповедь Адаму еще в раю, где Бог запретил ему вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16–17). И если нарушение поста в раю послужило причиной искажения грехом Богоподобной человеческой природы, то воздержание в посте способствует обратному процессу, то есть очищению души от греха.
Суть новозаветного духа православного поста, отличающего его от инославных и других практик воздержания, состоит в том, что определенные виды пищи запрещаются не для того, чтобы уберечься от своего рода осквернения или нанесения вреда здоровью, а для освобождения души от рабской зависимости чревоугодному чувству. Следуя духу православного поста, можно поститься, вкушая даже скоромное. В то же время можно нарушать пост, вкушая только постную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. «Есть такие хранители Четыредесятницы, – говорит Блаженный Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво, проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей».
Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе. Пророчица Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Подобным образом поступал и апостол Павел, и первохристианская община. Этот обычай был столь глубоко укоренен в древнехристианской традиции, что некоторые переписчики к слову «молитва» непроизвольно добавляли слово «пост» даже и там, где его не было.
Существует шесть степеней поста, согласно Уставу:
воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице);
воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба (и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино);
воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища – «варение» (прошедшая термическую обработку) с растительным маслом и вином;
воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла;
сухоядение. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная», т. е. сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты – «едино коеждо на кийждо день», т. е. каждый раз что-либо одно из перечисленного;
полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе, собственно, и именуется понятием совершенного поста.
Стоит сказать, что уставной пост – монашеское изобретение и обязателен к исполнению монахами, поскольку изначально имеет своей целью контроль над либидо (монахи дают обет девства, а хранить его крайне непросто, о чем свидетельствуют описанные в патерике многочисленные падения). Соответственно, люди семейные не нуждаются в сухоядениях и подсчете размоченных фиников. Первых трех описанных степеней хватит за глаза, впрочем, каждый сам волен определять себе меру поста, сообразуясь со своим здоровьем и обстоятельствами жизни. Пост не самоцель, а лишь вспомогательное средство в духовной жизни. Сатана, как известно, вообще не ест и не пьет, но к Богу его это не приближает. Гордиться строгим соблюдением поста перед другими людьми – глупо. Таких гордецов заткнет за пояс любой вегетарианец или веган. Да и вообще не стоит указывать ближним, как им поститься. Внимайте себе, а окружающим дарите любовь и милость.
Также я бы не советовал тщательно вычитывать ингредиенты на упаковке конфеты или печенюшки и бояться, что батон на хлебозаводе могли помазать меланжем. Оцеживая комара, легко поглотить верблюда, позабыв, что на Страшном суде Господь спросит не о том, какие продукты вы ели, а накормили ли вы голодного, утерли ли слезу с лица плачущего.
Супружеские отношения во время постов – дело самих супругов, которые обоюдно принимают решение о воздержании. Строго говоря, запретов по этому поводу нет, имеются лишь рекомендации, оставляющие супругам право самим разбираться в этих вопросах. Помните, что, согласно апостолу Павлу, не вы властны над своим телом, а ваша вторая половинка (1Кор. 7:4–5), и потому отказывать в супружеском общении – значит рушить взаимоотношения и подталкивать любимого человека к измене. Горе тому, через кого соблазн приходит.
В Православной церкви существуют посты однодневные (среда и пятница, за исключением пяти сплошных седмиц, Рождественский и Крещенский сочельники – 6 и 18 января, Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижение Креста Господня – 27 сентября), многодневные и евхаристический пост (перед причастием).
Из многодневных постов следует назвать в первую очередь Великий пост, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне. К Великому посту добавляется Страстная седмица, посвященная событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 48 дней.
Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов. Успенский пост (с 14 по 28 августа) установлен в честь Успения Божией Матери. Рождественский пост – с 28 ноября по 7 января.
Количество постных дней в году – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и, соответственно, более или менее продолжительного Петрова поста. Многодневные и однодневные посты обычно начинаются в полночь. Однодневные посты заканчиваются в полночь, многодневные – после литургии праздничного дня. Евхаристический пост был описан ранее.
О молитвах: утренних, вечерних и на всякую потребу
Прежде всего важно понять: зачем нужно молиться? А зачем мы разговариваем друг с другом? Аристотель считал, что наслаждение общением – главный признак дружбы. И ведь правда, если некто вам неприятен или неинтересен, вы стараетесь по возможности с ним не встречаться. Зато с любимым человеком общаться хочется как можно чаще.
Нужно ли заставлять себя обращаться к Богу в молитвах? А смысл? Ведь если Он мне неинтересен, если мне с Ним скучно, что я собираюсь делать в Его Царстве? Терпеть Божье присутствие и с тоской вспоминать земные развлечения?
Стоит ли обманывать себя, если в сердце отсутствует любовь к Богу? Вот главный вопрос, который нужно задать себе, размышляя о молитве. Итак, если вы уверены, что любите Бога, поговорим о ежедневных молитвах, которые Церковь предлагает к употреблению.
Утренние и вечерние молитвы появились не сразу: большинство молитв было написано разными православными святыми, жившими в разных странах и в разное время. первые сборники молитв появились на Руси только в XVI–XVII веках, а современное молитвенное правило сформировалось всего двести лет назад. Самым первым молитвословом справедливо считают Псалтирь царя Давида. На Руси дома обычно читали часослов.
Часто христиане жалуются, что во время молитвы трудно сосредоточиться, поскольку мысли разбегаются. Впечатления прошедшего дня или заботы о предстоящем, естественно, отвлекают человека. Я бы посоветовал перед молитвой хотя бы минут на десять открывать какую-нибудь святоотеческую книгу. Ваши мысли придут в порядок, и молиться будет легче.
Предложенные молитвословия по своему содержанию являются образцом. Усвоив их смысл, каждый волен как варьировать эти молитвы по частоте употребления, так и добавлять к ним собственные. Потому что главным является не механическое «вычитывание» какого-либо правила, а сердечное расположение к самой молитве Господу и решимость проводить жизнь в угождении Ему. Восстав от сна, естественно испросить у Бога благословение на предстоящий день и принести благодарение за прошедшую ночь, а отходя ко сну – благодарить за радости дня, вспомнить совершенные ошибки и молитвенно вздохнуть о них, сделав выводы для себя. Нельзя забывать и о близких, нуждающихся в нашем ходатайстве о них перед Богом. «Молитесь друг за друга», – призывает апостол Иаков. В этой заботе выражается наша любовь.
Что делать, если вы настолько утомились за день, что не осталось никаких сил на чтение молитв? Или же вы проспали и спешите на работу или учебу? Помолитесь кратко, хотя бы даже на ходу. Ведь вы не обижаетесь, когда любимый человек обессилен и вместо беседы способен лишь на поцелуй, прежде чем провалиться в сон. Нам дорог сам факт внимания. Дорог он и Богу, ведь ради каждого из нас Он не пожалел собственной жизни, распявшись на Кресте. При любой занятости любой из нас способен сотворить хотя бы краткую молитву, прославляя Создателя и испрашивая у Него помощи и поддержки.
Благодарить Бога за трапезу и призывать Его благословение всякий раз, когда садишься есть, прочитав молитву «Отче наш», для христианина должно быть естественным процессом. Так же мы поступаем перед любым делом, если только не желаем, чтобы Бог оставил нас в покое, не вмешиваясь в нашу жизнь. «Господи, благослови!» – говорим мы, помня, что, «если не Господь сохранит город, напрасно бодрствует страж» (Пс.126).
О святой воде
Святой воде свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. В освященной воде купели Крещения мы рождаемся для жизни вечной, освящаемая Великим и малым чином вода сопровождает нас в земной жизни.
Малое освящение воды во время молебнов совершается в течение года достаточно часто, а Великое – только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Великим водоосвящение называют по особенной торжественности обряда в воспоминание нескольких ветхозаветных и одного евангельского события, которое было не только первообразом Таинства нашего Крещения, но и освящением самой природы воды, когда в Иордан вошел Богочеловек.
Великое водоосвящение совершается согласно Уставу в день Богоявления (19 января), в конце литургии, а также и накануне, в навечерие Богоявления (18 января). Следует сказать, что никакой разницы между водой, освященной на этих двух молебнах, нет. Часто в храмах в эти дни можно видеть людей с сосудами, которые появятся снова лишь через год. Какой смысл брать у Бога малое, отвергая все остальное, – мне неизвестно. Хотя взрослые дети, навещающие престарелых родителей лишь в день, когда тем принесли пенсию, – явление, увы, нередкое...
Народная традиция купания в холодной проруби – затея опасная, не имеющая отношения к празднику Крещения Господня. она не очищает человека от грехов и однозначно порицается в Настольной книге священнослужителя. Если вы профессионально занимаетесь моржеванием – дело ваше, но вкладывать в это религиозный смысл не стоит.
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина многообразно. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме). Также ею кропят свое жилище, продукты питания, одежду, лекарства, домашних животных и т. д.
2023-11-06 20:09 2022 г №4 Православные чтения