ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2015 г.

Митрополит Аристарх. Слово на церемонии вручения литературной премии в честь святителя Павла Тобольского

СЛОВО на церемонии вручения литературной премии в честь святителя Павла Тобольского 07.12.2014 г. в актовом зале Кемеровского епархиального управления 07.12.2014 г. (вс)



Уважаемые представители литературной общественности, филологи, студенты, преподаватели, братья и сестры!



Всех Вас сердечно приветствую в Актовом зале Кемеровского Епархиального управления. Прежде чем мы приступим к оглашению победителей в номинациях премии святителя Павла, митрополита Тобольского - кратко напомню для присутствующих жизнеописание святого, в честь которого она установлена. Кроме того, хотелось бы с Вами поделиться размышлениями и внести ясность о том – почему в Кузбассе установлена подобная литературная награда именно в честь святителя и как родилась подобная идея.

Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства. По окончании курса наук он как лучший из воспитанников был оставлен при академии в должности преподавателя пиитики (наука стихотворства).

Здесь бы хотелось несколько приостановиться и обратить Ваше внимание на один из мотивов – почему в честь святителя Павла была установлена литературная премия – как Вы только что услышали, Владыка при жизни был знатоком литературы и обладал поэтическим даром.

В 1733 году, т. е. на 28 году своей жизни, Петр принял монашеский постриг с именем Павел. Пострижение было совершено в Киево-Печерской лавре.

Обращаю Ваше внимание, что из этого древнейшего монастыря Святой Руси в 2013 году в Кузбасскую митрополию была передана частица мощей святителя Павла.

5 декаб¬ря 1734 года Павел был рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1740 года – во иеромонаха. Далее он в Киево-Печерской лавре нес послушание эконома.

В 1743 году иеромонах Павел был возведен в сан архимандрита (для аудитории разъяснение - то есть «заслуженного священника») и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, которым управлял более 13 лет.

В 1758 году архимандрит Павел был назначен Митрополитом Тобольской епархии и хиротонисан в Петербурге в мае 1758 года. Сибирь в тот период времени представляла собой обширнейшее поле для христианско-просветительской деятельности. В XVIII столетии Сибирь была «богата» разного рода ересями и языческими суеверными обычаями. Но особенно много забот причиняли святителю раскольники (старообрядцы разных толков). Больше всего было их в 1760-х годах в Тюмени, Таре, Екатеринбурге, Енисейске и Томске.

Во время управления митрополитом Павлом Тобольской епархией - существовали по штатам 15 монастырей.

В 1768 году святитель Павел ушел в Киево-Печерскую лавру на покой. Осенью 1770 года силы стали покидать архипастыря. Утром 4 ноября Владыка причастился Святых Христовых Таин и вечером этого же дня почил.

К лику святых святитель Павел Тобольский был причислен Собором 1917-1918 гг. Память святого совершается 4/17 ноября – в день преставления и 10/23 июня – в день Собора Сибирских святых.

Что касается отношения святителя к нашей Кузнецкой земле, то хотелось бы отметить, что в годы своих равноапостольных трудов он был правящим архиереем «всея Сибири». Стало быть, и вопросы церковной жизни Кузнецких приходов митрополит деятельно решал. Так, например, согласно сохранившимся архивным сведениям, именно святитель Павел благословил строительство первого храма в г. Прокопьевске в честь святого Прокопия Устюжского – оттого и город стал именоваться Прокопьевском. Ранее этот населенный пункт назывался село Монастырское. Именно митрополит Павел положил немало трудов по развитию иноческой жизни в самом первом Кузнецком Христо-Рождественском мужском монастыре (обитель упразднена в 1769 году). В период правления святого Павла в с. Бачаты построен Никольский храм, где позже в 1851 г. были открыты самые первые шахты в Кузбассе «Петровская» и «Никольская».

Все эти исторические сведения, которые были представлены нам в Кемеровское Епархиальное управление членами общественной организации «Духовные традиции земли Кузнецкой», дали пищу для размышления по увековечиванию памяти этого святого в литературной премии.

Теперь наше выступление – это рассуждение о значении и месте духовной жизни в современном обществе, в том числе и в Сибирском регионе.

Отечественная, а во многом и мировая история и культура неразрывно связаны с Православием и другими традиционными религиями. Их нельзя полноценно понять и прочувствовать, не зная духовных оснований культуры. Этапы исторического развития как страны, так и Кузбасса обретают логику только при рассмотрении их с этой точки зрения.

Православие стало частью русской культуры. А русская культура, благодаря Православию, стала обладать той уникальностью, которую нельзя спутать ни с одной другой. Русские писатели, деятели культуры и искусства признаны во всем мире. Они сумели через свое творчество выразить чувства и стремления русского православного человека.

Осознание причастности к историческому и культурному наследию своего народа помогает человеку обрести жизнеполагающие смыслы — систему нравственных координат и ориентиры для движения, стать истинным патриотом своего Отечества.

То, что Россия на протяжении многих веков осталась по духу русской и православной — это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского, имя которого мы сугубо воспоминаем в этот год. Игумен земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и остается тем примером, который вдохновляет и укрепляет нас в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества.

Для русского писателя характерно стремление делиться с читателем своими прозрениями, наблюдениями и сомнениями, задумываться о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить перед читателями нравственные коллизии и предлагать их решения, а иногда, даже не предлагая решения, помещать эту коллизию в такой контекст, который помогает читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор. Именно такие произведения — произведения, обладающие глубоким внутренним содержанием, и представляют подлинную художественную ценность, обретают признание современников и потомков, остаются в благодарной народной памяти.

Для нашего региона приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом — это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе наравне с изучением местной национальной культуры.

Страна наша в XX веке прошла через тяжкие испытания, через ни с чем не сравнимые скорби. Мы в Церкви празднуем день Всех святых, в земле Русской просиявших, а также Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это наши сродники и сограждане, это наши братья и сестры, которые явили образ святости, Божественный идеал человеческой жизни. Это герои духа, многие из которых стали героями нашей литературы — той самой, что берет свое начало еще в житийной литературе Древней Руси и которая питала и питает своими мощными духовными корнями культуру нашего народа. Святые угодники невдалеке от нас — мы даже не представляем, как они близки нам, как они стоят сегодня рядом с нами. И те, кто идет против небесного воинства, против духовной рати Руси, никогда не сможет одержать победы, потому что та рать — у Бога и Бог вместе с нею.

Изучение основ религиозных культур — это вопрос национальной безопасности. Огромное число наших сограждан, еще не пришедших к вере, находится в религиозном поиске, а подчас и в духовной опасности. Природа не терпит пустоты. И если душа человека не наполнена любовью к традиционной, выверенной веками культуре, обращенной к миру и созиданию, она заполнится суррогатом в виде псевдодуховности или религиозного экстремизма.

Духовно-нравственное воспитание должно стать одним из основополагающих принципов современного образования. Невозможно построить будущее, не прививая молодому поколению нравственных норм, традиционных для нашего народа.

Сегодня есть два пути в литературной деятельности: либо идти за кем-то и зарабатывать деньги, либо свидетельствовать об идеалах, об истине, особенно если это связано с религиозным измерением жизни, и в каком-то смысле идти против течения. Большинство людей, образующих общий поток, скорее будут читать коммерческую, чем по-настоящему художественную литературу, — это проистекает из общих умонастроений, из нравственного состояния общества, которое сегодня никак нельзя признать удовлетворительным. Поэтому задача заключается в том, чтобы максимально поддерживать ту часть нашей русской литературы, которая не оставляет попыток защищать и пропагандировать высокие духовно-нравственные идеалы, особенно в молодежной среде.

Современная молодежь, в большинстве своем, предпочитает книгам компьютеры, классической литературе — фэнтези и боевики, учебе, работе и служению — игры и праздность. Таким образом, у нас нет иного выбора, кроме каждодневной работы по духовно-нравственному просвещению в школах и вузах, развития образовательных проектов в масс-медиа, поддержки молодежных движений и инициатив в культурной, военно-патриотической, социальной и иных сферах, в которых молодые люди готовы приносить пользу своей стране.

Пока мы все вместе, всем народом — Церковь, интеллигенция, средства массовой информации — не поймем, что нельзя игнорировать внутреннюю жизнь человека, что забота о душе — это главная задача общества, мы не справимся с нашими проблемами. Нельзя совершенствовать образование и не совершенствовать воспитание. Нельзя внедрять современную технологию в интеллектуальное развитие человека — технологию, которая действительно способна помочь людям получать более высокий уровень образования, — одновременно не сохраняя идеалы нравственные. Человек без нравственного идеала жить не может.

В чем заслуга классической русской литературы? В том, что она подхватила нравственный идеал христианства, облекла этот идеал в образ положительного героя, и образ этот предлагался в школе, дома, в кино, в театре. Сегодня нет идеала, нет положительного героя. Для кого-то положительным героем становится человек, который всеми силами стремится загребать деньги, не останавливаясь ни перед чем. Но это страшный герой. Это нежизнеспособный герой, потому что нежизнеспособно то общество, в центре которого — эта безудержная потребительская философия.

И дело, конечно, не только в философии. Дело, в первую очередь, в том, что происходит в нашей жизни. От сознания людей зависит многое. Поэтому сегодня все те, кто может оказывать влияние на человеческое сознание — и Церковь, и писатели, и школа, и интеллигенция, и средства массовой информации — должны не ссориться и не перетягивать канат, а вместе работать для того, чтобы менялось мироощущение современного человека, чтобы появлялись идеалы, способные устроить жизнь личности и общества ко благу.

Задача литературы заключается в том, чтобы показывать людям не только окружающий мир, но и определенные пути, выходы из трудных ситуаций. У литературы всегда есть нравственная составляющая. В то же время литературное произведение не должно превращаться в нравоучение.

Русская Православная Церковь не может оставаться безучастной к тому, что происходит ныне в современной отечественной словесности. К сожалению, сегодня появилось немало произведений весьма сомнительной ценностной ориентации, зачастую идущих вразрез с нравственными идеалами отечественной литературной традиции, а иногда и прямо им противоречащим. Поэтому литературная премия призвана напомнить, что и сегодня не только в России, но во многих странах мира, где говорят и пишут на русском языке, есть авторы, осознающие себя преемниками и продолжателями духовной традиции, восходящей к славянским просветителям. Именно такие писатели стали номинантами литературной премии в честь святителя Павла Тобольского 2014 года. Уверен, что все они достойны этой премии. Мы хотим живой литературы, искренней, интересной, яркой. Но при этом хочется, чтобы книги не только отражали мрачную действительность окружающего мира, но и помогали человеку найти путь к свету.

Хочу пожелать всем нашим писателям успешно развивать свой творческий талант, осознавая ответственность перед Богом и людьми за каждое написанное или сказанное слово.

Выражаю надежду на то, что данное мероприятие мы будем проводить ежегодно. Дай Бог, чтобы добрые труды в сообществе профессионалов-литераторов, писателей, способствовали преумножению замечательных изданий, которые мы с удовольствием будем рассматривать в разделах: поэзия, проза, краеведение и благотворительность. Целью данного начинания является наше искреннее стремление поощрить писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.



Благодарю вас за внимание.
2015 г №1 Православные чтения