Огни Кузбасса 2014 г.

Ответы Митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха на вопросы для журнала "Огни Кузбасса". Вопросы задавал Б. Бурмистров

К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского

О Т В Е Т Ы

митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха

на вопросы для журнала "Огни Кузбасса"

Вопрос: В этом году исполняется 700 лет со дня рождения великого святого, просиявшего на земле русской – Сергия Радонежского. Несколько слов читателям о деятельности этого святого. И что сегодня для нас его имя?

Ответ: Преподобный Сергий Радонежский всегда широко почитался на Руси. Его духовные подвиги становились образцом для многих поколений наших соотечественников. В своем послании всей полноте Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх отметил: «Будучи образцом незлобия и скромности, преподобный Радонежский игумен, который не искал славы человеческой, был возвеличен самим Богом… Ему, смиренному труженику на ниве Господней, всегда избегавшему почестей и знаков власти, как светской, так и церковной, а также и его монастырю Промыслом Вседержителя было уготовано стать центром важнейших событий эпохи — событий, на века определивших судьбу нашего народа и всей нашей земли».

Преподобный сыграл огромную роль в становлении единого Русского государства: он был миротворцем в княжеских междоусобицах, от которых Русь страдала не меньше, чем от татарского владычества, он же преподал благословение Дмитрию Донскому на сражение в Куликовской битве. Известный русский историк В.О. Ключевский отмечал, что при имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.

Для Церкви Сергий Радонежский всегда был и остается угодником Божиим. Это значит, что он «угодил» Богу своей благочестивой жизнью. В советское время образ Преподобного освещался лишь с одной стороны — как государственного деятеля, миротворца. Это, безусловно, неполноценное понимание личности святого. Он, прежде всего, подвижник, пример истинной монашеской жизни. Чем важен Сергий Радонежский для наших современников? Порой мне кажется, что мы, так же, как и наши предки, находимся под игом орды. Но только сейчас орда — навязываемые нам ложные ценности мира потребительства. А подвиги Преподобного показывают нам истинный вектор — жизнь по евангельским заповедям.

Вопрос: 2014 год указом Президента объявлен в России Годом культуры. Наш Губернатор добавил: в Кузбассе "Годом культуры и туризма". И первый вопрос: есть ли у нас в Кузбассе православные места, куда бы могли приезжать паломники из нашей области да и из других регионов России?

Ответ: Кузбасс является не только промышленным центром Сибири и России. Наш край – место подвига многих христианских подвижников. Сюда стремились и в древние времена Российской империи, и ссылались в период новейшей истории Советского Союза. Начинались с Василиска Сибирского, его сподвижника Зосимы, святого Петра Томского, продолжили историю святости в наших краях новомученики: Григорий Аверин, Павлин (Крошечкин) и многие другие. На карте Кузбасса места их христианского подвига являются целью паломничества.

В Кемеровской области имеются места, куда приезжает достаточно много паломников из соседних регионов и митрополий. Это: святой Источник в Салаире, где устроен с участием Губернатора Кемеровской области и главы Салаира и Гурьевского района как сам источник, места для купания в нем, а также святой храм в честь иконы Божией Матери «Державная», часовня в честь благоверных князей Петра и Февронии, пункт питания паломников и кедровая роща с местами отдыха в виде беседок и лавок. Само место расположения святого Источника очень живописное и благоустроенное.

Еще можно представить красивые места в Междуреченском районе, в местечке под названием Лужба и гора Мустаг. По своей природной красоте горная территория Междуреченска вполне может конкурировать с европейской Швейцарией. В указанных местах построены часовни и ежегодно проводят летний отдых дети православного Братства следопытов и воскресных школ Кузбасса.

Множество паломников посещает и другие исторические святыни Кузбасса. Это Троицкая церковь в селе Красное, Спасо-Преображенский собор, Ильинская церковь и, конечно же, Храм Рождества Христова в Новокузнецке. Мы указали лишь малую часть из перечня святынь Кузбасса, на поклонение которым регулярно выезжают паломники. В Кемеровской епархии есть Паломнический центр, где можно получить исчерпывающую информацию о святынях, и с помощью которого можно совершить паломничество к ним.

Вопрос: Во времена тотального вранья, духовного беспредела главная опора, щит и крепь - Православная церковь и Слово, данное нам Богом, язык наш - крепь наша духовная. Как остановить скатывание в бездну бездуховности, в бездну страстей безумных? Как воспитывать чад наших? Мне кажется, нужна программа, начиная с детсадов, в школах, основанная на традициях русских, на вере. Отказываясь от воспитания детей на православии, тем самым отказываемся от своего прошлого, от своих корней и потому будущее наше туманно.

Ответ: Вы совершенно правы. Процесс воспитания детей должен включаться усилиями родителей, педагогов и воспитателей, начиная с самого раннего возраста. Глубоко убежден, что преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды. Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем — это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. Получается, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. Известно, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры формирует нравственное здоровье общества. Нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Это самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. Когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент — стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Православная духовная культура основана на этом фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Русская Православная Церковь неслучайно стремится к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Поразительно то, что эти люди и СМИ не задумываються о том, что пилят сук, на котором сами сидят. Ведь разрушение нравственности затронет и их самих, их детей, и семьи.

Главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать и воспитать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

Важно понять, сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 20–25 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня — нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, "что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Владимира Высоцкого есть слова: "Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, Президент РФ, губернатор Кемеровской области и Православная Церковь и желают, чтобы в школах преподавались эти замечательные дисциплины. Сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. Нам важно, чтобы в православном Кузбассе все больше и больше людей выбирали именно этот модуль и изучали православную культуру в школьной программе.

Вопрос: Что для Вас значит "русская культура"? Как Вы относитесь к массовой культуре, которая нацелена в основном на развлечение? Не слишком ли, на Ваш взгляд, современная российская культура увлеклась зрелищностью? Не отвлекает ли на себя современная массовая культура основное внимание, силы и средства, что ставит высокое профессиональное искусство в достаточно зависимое положение, поскольку серьезное искусство не в состоянии собирать стадионы?

Ответ: У каждого народа есть в истории страницы, которыми он особенно дорожит, о которых любит вспоминать и рассказывать. В этих рассказах выражается искренняя любовь к отечественной истории, почтение к отдельным ее героям и персонажам. В них находят свое воплощение национальные идеалы — то, к чему устремлены желания и помыслы народа. Сегодня многие задаются вопросом: а что является идеалом нашего народа? И я хотел бы привести замечательные слова Владимира Сергеевича Соловьева — самого выдающего, я считаю, русского философа конца XIX — начала XX века: «Француз говорит о прекрасной Франции и французской славе, англичанин с любовью вспоминает о старой Англии, немец с гордостью говорит о немецком порядке и надежности, русский же человек, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит о Святой Руси». Вот идеал, подчеркивает философ, — не либеральный, не политический, не эстетический, а нравственно-религиозный. Если эту идею мы облечем в совершенно конкретную современную жизненную философию, то мы и обретем ценностный фундамент нашей национальной идеи.

Именно святость как нравственный идеал является важнейшей категорией, определяющей народное восприятие образа идеальной личности в истории. Для русского народа такими идеалами являются и святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, и благоверный князь Александр Невский, и князья Дмитрий Донской и Даниил Московский, и многие другие святые. Зримым воплощением такого идеала был и остается преподобный Сергий Радонежский. Собственно говоря, этот идеал и вошел в нашу культуру, в том числе через литературу — как средневековую, так и классическую; он сформировал образ положительного героя нашего народа. И как важно, чтобы этот образ не был растворен теми различными подходами к истории, теми различными взглядами на нашу национальную жизнь, которые иногда дерзко врываются в наше национальное сознание и пытаются разрушить эту ценностную основу.

Вопрос: Современные обучающие программы слабо ориентирую учителей и преподавателей на воспитание. Согласитесь ли Вы с тем, что образование - это, прежде всего, воспитание? И, в первую очередь - воспитание патриотов своей Родины. События на Украине убедительно показали, что всего за 5 мрд $ можно полностью переформатировать молодое поколение. Как нам в России не допустить разгула заразных идей национализма и фашизма среди молодых? Одними запретами - не поможешь. Как тогда?

Ответ: Сегодня человек, особенно молодой, ищет честного, прямого, ясного ответа на вечные вопросы бытия. Если в школе, в массовой общедоступной форме юноша или девушка не получают знаний о своей религиозной традиции, почти наверняка они увлекутся потом как раз одним из религиозно окрашенных экстремистских учений.

Сегодня нужно добиться того, чтобы вся система образования и воспитания давала людям возможность увидеть силу, красоту и мудрость своей собственной религиозной традиции, а главное — найти единственный путь в небо, единственный путь к Божией правде. Путь, которым твердо и мужественно прошли наши предки!

Люди, хорошо знающие свою традицию и имеющие представление о других традициях, в том числе благодаря курсам истории и обществознания, могут прекрасно взаимодействовать друг с другом, в то время как религиозная теплохладность и тем более религиозный вакуум на самом деле сегодня опасны. Вакуум религиозности не может длиться долго. Нельзя вытеснить из жизни человека, из человеческого ума и сердца Бога, вечные вопросы, поиск конечного смысла бытия. Этого не сделаешь при помощи любых товаров, услуг, развлечений, при помощи политической риторики. К сожалению, в тех местах, где существовал и до сих пор существует вакуум знаний о религии, о настоящей религиозной традиции, особенно связанной с историей твоего общества, твоего рода и твоего народа, получали наибольшее распространение экстремистские учения, весьма опасные и для самого человека, исповедующего одно из таких учений, и для окружающего общества и, может быть, для всего мира.

Вопрос: Деятельность учреждений культуры и учреждений образования осуществляется, как правило, независимо друг от друга. Образовательные учреждения стараются дать ученикам необходимый объем информации для поступления в вузы, а учреждения культуры - развлечь и наполнить свои залы. В такой минимизированной культурно-образовательной программе от народа требуется лишь пассивное участие. При этом как-то забывается, что воспитание молодых граждан России - важнейшая государственная задача. И что воспитание - это совсем другого типа деятельность: воспитание требует активной жизненной позиции не только от учителя, актера и писателя, но и от ученика, зрителя и читателя. Уважаемый владыка! Сколько у нас в области православных школ и как это в сравнении с другими регионами? В Кемеровской области есть духовная семинария (г. Новокузнецк) и филиал Свято-Тихоновской духовной академии. Сколько за прошедшие годы вышло выпускников и где они применяют на практике свои духовные знания?

Ответ: Нам не известен другой путь духовного возрождения нашего народа, кроме как перевести религиозный фактор исключительно из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений, в сферу реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться, в том числе и с кризисными явлениями, которые существуют в современной цивилизации и которые наверняка не исчезнут из этой цивилизации с окончанием текущего экономического кризиса. Другими словами, сегодня, чтобы сохранить себя, свою страну, свою культурную самобытность, чтобы нас не раздавил информационный поток, мы должны научиться сопрягать свои убеждения с реальностью.

Мы все должны воспитывать наших детей — все наше взрослое общество. Конечно, в первую очередь это должны делать родители. Именно они несут основную ответственность за те нравственные основы, которые закладываются у ребенка еще в дошкольном возрасте. Но это должна делать и школа. Если школа потеряет свой воспитательный характер, во что превратятся 11 лет пребывания в ее стенах? Может быть, молодой человек и узнает что-то для себя полезное, но если при этом в него не будет заложена нравственная основа, это будут потерянные годы в нравственном отношении.

Если речь идет о государственной школе, главную ответственность должно взять государство. Должна быть соответствующая государственная политика, направленная на то, чтобы традиционные общечеловеческие ценности были детям знакомы и чтобы дети знали, что на этих ценностях должно строиться общество. Конечно, здесь государству и педагогам может помогать Церковь. В этом польза тех уроков религии или религиозной культуры, которые сейчас наконец появились в школьной программе. Хотя появились они, на наш взгляд, в не совсем правильном ракурсе: мы говорим о религии просто как о культурологическом феномене. Убежден, что мы должны больше внимания уделять нравственной составляющей.

В Кемеровской области действуют две Православные гимназии. В Кемерово - «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» и в Новокузнецке - «Православная гимназия во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого». В Кемеровской Православной гимназии в настоящее время обучаются146 детей. Выпускников 11 классов -7 человек, 9 классов – 18 человек.

В Новокузнецкой Православной Гимназии 184 обучающихся детей. Выпускников 11 классов -24, а 9 классов -72 человека.

В епархиях Центральной России 26 православных школ и пансионов. Имеются две гимназии в Новосибирской области. В Алтайском крае действует Православная школа. В Иркутской области и в Красноярском крае функционируют две Православные гимназии. Уральский федеральный округ содержит 7 Православных гимназий.

В государственных учебных заведений преподается модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «ОРКСЭ». На 2014-2015 учебный год данный модуль выбрали 23% родителей обучающихся. В 2013-2014 учебном году количество выбравших модуль «Основы православной культуры» составляло 21%. Очевидна динамика роста.

В Кемеровской области мы открыли две Православные негосударственные гимназии: в Кемерово и Новокузнецке. Конечно, это далеко недостаточно для Кузбасса. Но Епархии одной очень трудно содержать такие образовательные учреждения, нужна финансовая помощь для оплаты услуг ЖКХ и содержания обслуживающего персонала.

В 1994 году был открыт Кемеровский филиал Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В 2004 г. Институт был переименован в Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Всего за время существования Института и Университета закончили полный курс 105 выпускников.

Кроме того, в митрополии существует православная духовная семинарии, которая расположена с Новокузнецке. Она содержится также на средства Епархии, то есть на пожертвования верующих людей. Кузбасская Православная Духовная Семинария начинала свою работу как Духовное училище в 1994 году. В этом году мы отметили 20-летие со дня основания духовной школы. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2007 году Православное Духовное училище было преобразовано в Новокузнецкую Духовную семинарию, получив статус высшего ученого заведения Русской Православной Церкви в Кузбассе. В 2012 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Новокузнецкая Православная Духовная Семинария переименована в Кузбасскую Православную Духовную Семинарию. Это учебное заведение, готовящее священно- и церковнослужителей. За прошедшие годы обучения семинария осуществила 16 выпусков студентов. Духовная школа Кузбасса выпустила 228 человек в лице специалистов регентов церковных хоров и священнослужителей. Священнослужителей – 123 клирика и 105 регентов церковных хоров. Множество замечательных церковных и общественных деятелей вышло из числа выпускников Кузбасской Православной Духовной Семинарии и Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Среди них настоятели храмов, священники, преподаватели, богословы, ученые.

Глубоко верю, что, если весь наш народ сможет сопрягать небесное и земное, Божественное и человеческое, веру и знания, нравственность и проявления человеческой личности в социуме, мы будем очень сильными, мы будем сильнее всякого кризиса.

Вопрос: Русские писатели часто предупреждают общество о негативных последствиях, которые происходят от якобы финансовой выгоды в той или иной сфере культуры. Еще в 90-е годы мы говорили о бесплатных книгах господина Сороса. Нас не услышали - заполонили библиотеки лживыми "историческими" изданиями. Сегодня мы говорим о необходимости защиты русского языка, об опасной пропаганде пошлости и насилия в произведениях некоторых "деятелей культуры" и в программах на телевидении, разлагающих души наших детей. Как Вы думаете, нужны ли меры защиты от подобных негативных явлений, особенно в культуре?

Ответ: Молодые люди — предмет особой заботы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, а работа с молодежью — это работа во имя будущего России, необходимое условие духовного здоровья и социально-экономического благополучия нашей страны и народа. Положительные духовные и нравственные основы, заложенные в юную душу, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей человека над бурными волнами житейского моря.

Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, взращиванию в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед нами, на наш взгляд, заключается в следующем: необходимо объединить все разрозненные инициативы в целостную многоуровневую систему воспитания детей и молодежи. И в этом важнейшем деле необходимо объединение усилий всех здоровых и ответственных общественных сил нашей многонациональной и многоконфессиональной Родины, необходимо целеустремленное соработничество государства, общества и религиозных организаций.

Среди тяжких испытаний жизни последних лет, среди этого беснующегося моря неверия, безнравственности, страстей и пороков, когда горем и ужасом сжимается сердце, среди тяжелых дум, среди горестных предчувствий – есть святая надежда на обновление и возрождение жизни, на великое ожидающее нашу Родину будущее. Ведь обновление и возрождение – в силе жизни духа, а не во внешних реформах государственного и общественного строя. На протяжении многих столетий Россия была православной державой, и здесь формировались и крепли христианские традиции воспитания, а главной их хранительницей всегда являлась семья. Здесь жили наши благочестивые предки, завещавшие беречь бесценное сокровище – семью, а теперь мы должны брать пример с них и учиться тем духовным истинам, которые они нам завещали.

Нам видится, задача литературы заключается в том, чтобы показывать людям не только окружающий мир, но и определенные пути, выходы из тех трудных ситуаций, которые Вы как писатели можете очень ярко показывать в своих сочинениях. У литературы всегда есть нравственная составляющая. Возьмем, например, Набокова. Я считаю его величайшим русским писателем — он владел русским языком, как, может быть, никто другой. Но нравственное начало у него совершенно притупляется и утрачивается. Чему учат его произведения, для меня совершенно непонятно. Для меня важнейшей составляющей частью литературы является ее нравственный аспект.

В то же время литературное произведение не должно превращаться в нравоучение. Есть пример другого великого русского писателя, который был по-настоящему велик в своих литературных трудах, но когда он вместо романов стал писать нравоучительные книжки для крестьян, то дело закончилось конфликтом с Церковью. Это Лев Толстой.

Мы хотим живой литературы, искренней, интересной, яркой. Но при этом хочется, чтобы книги не только отражали мрачную действительность окружающего мира, но и помогали человеку найти путь к свету.
2023-10-30 15:59 2014 г №4 Православные чтения