Огни Кузбасса 2022 г.

Митрополит Аристарх. Поможем каждой личности стать творцом своей судьбы

Автор: Митрополит Аристарх

Уважаемые участники встречи,

дорогие друзья!

Обращаясь к вам сегодня, представим свою позицию о необходимости приложить максимальные совместные усилия Церкви и государства в деле воспитания и образования детей и молодежи, для того чтобы обеспечить надежную духовную и национальную безопасность нашего региона.
Одним из ключевых факторов успешности реализации общегосударственных приоритетов Российской Федерацией в области обеспечения национальной безопасности (обозначенных в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400) является защита традиционных духовно-нравственных основ российского общества. Именно духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности являются фундаментом для развития страны и ее обороноспособности.
События последних месяцев очень отчетливо показывают нам, что основными технологиями современных военных конфликтов выступают технологии так называемых ментальных войн, которые очень многообразны и зачастую трудно идентифицируемы для обычных граждан. Изучение технологий и выработка мер по снижению угроз и последствий ментальных войн – все это должно стать одним из приоритетных направлений прикладных междисциплинарных исследований, проводимых совместно в вузах.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе проповеди после Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 18 июля 2022 года подчеркнул: «Граждан России пытаются лишить национального самосознания, веры и чувства патриотизма. Сегодня Россия – мощное государство, и навряд ли кто-то силой оружия попытается лишить нас нашей свободы и независимости. Но в наш лукавый век существует много других способов сокрушить людей, лишить их самосознания национального, лишить их веры, лишить чувства патриотизма. Знаем, что сегодня многие силы работают для того, чтобы именно так воздействовать на наш народ и на нашу страну. А почему? А потому что мы продолжаем оставаться другими».
Фундаментальной основой сохранения целостности и общегосударственной идентичности государства выступает образование, неотъемлемой частью которого является воспитание. Дети и молодежь наиболее уязвимы с точки зрения применяемых в современном мире технологий массовых ментальных атак посредством различных источников. Способность противостоять этим угрозам должна формироваться с рождения человека и воспитываться на протяжении всей жизни. Сегодня очевидно, что только консолидация усилий Церкви и государства в образовательной сфере, сфере формирования личности гражданина Российской Федерации может принести ощутимый результат.
В настоящее время проделана определенная работа в этом направлении: в школах введен курс «Основы православной культуры», активное развитие получило внедрение теологических компонентов в образовательные программы ведущих вузов России.
В Кузбассе такими учебными заведениями являются Кемеровский государственный институт культуры, Кемеровский государственный университет, где в новом учебном году открывается магистратура по теологии, и Кузбасская православная духовная семинария, имеющая аккредитацию государства по теологии. Данные вузы реализуют образовательные программы подготовки специалистов культуры, юристов, журналистов, теологов, священнослужителей, при этом основополагающим является подготовка и воспитание будущих граждан Российской Федерации в лучших традициях российского образования, неразрывно связанного с православием.
Мы регулярно говорим об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но вместе с тем многие школьники и студенты, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна и наш шахтерский край.
Недавно (лето 2021 г.) в закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки о включении воспитательного элемента в учебный процесс.
Для усиления воспитательной работы в системе образования в дополненном законе зафиксировано несколько основных новшеств.
Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».
Во-вторых, дополняется определение образовательной программы: программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы.
Поэтому предлагаем для студентов ввести обобщающий культурологический курс в вузах Кузбасса. Чтобы не увеличивать и без того обширную и очень насыщенную учебную программу, это мог бы быть, например, курс в рамках уже действующего одного или нескольких гуманитарных предметов начальных 1–2 курсов. Но должен быть некий стержень в программе, вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России. Если это будет поддержано, то пусть ученый совет вуза выберет такие предметы, а Кемеровское епархиальное управление и КПДС представят их содержание и организуют их чтение выпускниками-теологами.
Знакомство с наследием наших выдающихся соотечественников, реальные примеры следования долгу и призванию, самоотверженного служения Отечеству, деятельного добра и милосердия, счастливого и праведного супружества способны дать молодым людям верные ориентиры и ценностные установки, вдохновить их на выбор жизненного пути. Подобный культурологический курс может стать достойным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношений.
Школа и вузы – вот места, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения сознания молодых людей такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодежью привела к тому, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, литературу и, что более всего печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.
Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, – у детей и молодежи должна быть возможность посещать памятные исторические и святые места. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. Поэтому мы предлагаем в планы духовно-нравственного воспитания студентов обязательно включать экскурсии по таким местам.
Развитие теологического и культурологического образования в вузах делает общество способным противостоять деятельности псевдорелигиозных организаций и антинаучных бытовых практик среди студентов, дает им классическую интеллектуальную базу. Следует сказать, что современное гражданское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому нам надо опираться на наши традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого, заимствуя из зарубежной практики только то, что необходимо, полезно и не противоречит российским культурным и образовательным традициям. Европейская наука вышла из христианского мировоззрения, выросла на базе христианской культуры, поэтому христианская теология в европейских вузах – это общемировой тренд, гуманитарная норма для крупнейших вузов мира. Факультеты теологии присутствуют в самых знаменитых мировых университетах: в Страсбурге, Амстердаме, Женеве, Берлине, Бонне, Париже, Бостоне, Оксфорде и Кембридже.
Поэтому в нашей стране опыт теологических курсов и кафедр в светских вузах должен быть не менее востребованным, преодолевая атеистическое наследие рухнувшей большевистской идеологии и прочие комплексы неполноценности.
Важно отметить, что курсы религиоведения, ОПК и кафедры теологии в светских вузах не то же самое, что кафедра проповедника на церковном амвоне. Теологическое образование в светском вузе не направлено на миссионерскую деятельность по обращению людей в ту или иную религиозную традицию. Мы всегда подчеркивали, что эти кафедры создаются не для миссионерских целей, а для того, чтобы наши студенты и аспиранты имели возможность получить качественные знания о религиозных традициях и их теологических основах.
Спросим себя: чем предметы духовно-нравственной направленности, преподаваемые современным студентам, могут помочь молодежи в решении личностных проблем, а обществу в решении социальных вопросов, вырастающих из психологического неблагополучия молодых людей?
Со второй половины прошлого столетия психологи и педагоги говорят о таком явлении, как онтологическая (или внутренняя) неуверенность личности. Это не просто неуверенность в себе, а переживание своей неукорененности в бытии, отсутствие права на собственное место в мире, на самое главное – прáва на вечную жизнь.
Не будем сейчас обсуждать, почему это происходит. Важнее для нас, что духовное воспитание молодежи должно быть направлено (кроме всего прочего) на созидание онтологически уверенной личности.
Онтологически неукорененный человек испытывает угрозу своему существованию и вынужден постоянно защищаться. В социуме эта самозащита будет проявляться либо как немотивированная агрессия, либо как аутоагрессия – суицидальное поведение, либо как бегство из социума (в наркотики или компьютерные игры).
Существует неутешительная статистика по молодежным правонарушениям с применением насилия, суицидам и наркомании. Самое печальное, что эти показатели имеют тенденцию к росту.
И вот тут на помощь молодым людям могут прийти мировоззрение и знания, которые способны наполнить смыслом и творчеством их жизнь. Религиозное миросозерцание основано на том, что существует Бог – высшее всесильное начало, которое бесконечно любит каждого человека. Вера в это как нельзя лучше выстраивает ценностную иерархию в душе молодого человека. Необходимость проявлять любовь, доброту, отзывчивость и прочие нравственные качества приобретает характер безусловного императива, которому необходимо следовать. Если взгляды молодого человека не позволяют ему принять весть о Боге в безусловном варианте, все равно знакомство с людьми, которые в Бога верят, описание их опыта веры помогают укоренению молодого человека в социуме. Сама возможность мыслить так, как мыслят верующие люди, становится благой вестью для отчаявшегося человека. Таким образом, наполняясь покоем и гармонией, личность способна распространять эту гармонию и вокруг себя.
Конечно, если мы говорим об отдельном человеке, это может не сработать. Позвольте привести пример из сферы мне близкой – из медицины. Мы знаем, что, если препарат помогает 80 % больных, это хорошее лекарство. Подобным образом многие педагоги-практики в большинстве случаев отмечают благотворный эффект от знакомства детей и молодежи с религиозной традицией.
Это позволит сформировать у студентов нравственные, духовные и культурные ценности, повысить качество образования путем включения в учебный процесс факультативных курсов духовно-нравственного содержания, и это должно распространиться на все вузы Кемеровской области (или, по крайней мере, на большинство).
Хотел бы акцентировать внимание участников встречи на словосочетании «духовная безопасность». Мы должны обезопасить наш регион и страну от влияния экстремистских, террористических идей, которые, к сожалению, нередко в наше время используют религиозные одежды и выступают под маской той или иной религии. Мы то и дело слышим о террористических актах, которые совершаются якобы во имя той или иной религии, хотя ни одна традиционная религия не призывает ни к терроризму, ни к экстремизму, ни к убийству мирных граждан. То есть развитие, изучение теологии – это и вопрос духовной, государственной и национальной безопасности.
Мы обязаны предоставить студентам знания о доктринах основных религиозных традиций. Убежден, что это вопрос государственной важности. От его решения во многом зависит сохранение гражданского согласия и межрелигиозного мира в нашей стране. Религиозная составляющая очень значима в современном обществе, поэтому некомпетентность в вопросах веры весьма дорого обходится людям: этой неграмотностью, как известно, пользуются те, кто стремится к дестабилизации общества, к использованию религии в политических целях.
Позиция РПЦ и патриарха заключается в том, что нам нужно усиливать религиозное образование, с тем чтобы никто не мог использовать религиозный фактор в злонамеренных целях, для провокации действий, которые несут за собой катастрофу, человеческую трагедию, когда во имя неправильно понятых религиозных целей бомбы взрывают.
Мы живем в эпоху переизбытка информации. Информационное поле – это взрывоопасное пространство. Каждый может легко в него вступить, но ведь и заминированное поле выглядит замечательно, если не знать, что в землю заложено.
Будем помнить о том, что народ делает народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие сто лет.
Для того чтобы никто не мог терзать нас, весь народ должен быть сильным. А сильным он становится тогда, когда объединен вокруг высокой идеи. И вера дает нам эту идею, так же как и наша национальная духовная, культурная традиция. Это высочайшие нравственные идеалы, закрепленные в этой традиции, и, наконец, наш язык – средство и способ нашего общения.
Государство при формировании политики, выработке законов, принятии решений о поддержке тех или иных культурных проектов должно учитывать нравственные устои, связанные с историческими и религиозными традициями народа. Только так обеспечивается созидательное развитие и бесконфликтное существование общества. Если сегодня не будет обеспечен тщательный контроль за соблюдением законодательства в плане оскорбления религиозных святынь, то завтра мы можем получить расколотый социум, у которого размыт ценностный базис, дезориентированную в моральных вопросах молодежь, что фактически лишает народ будущего.
Помогая студентам в их самовоспитании, выстраивании своего мировоззрения, мы стратегически выигрываем, так как в этом случае работаем с опережением, формируя позитив, а не борясь с негативом.
Мы не «проводим антисуицидную кампанию», а воспитываем активных, устремленных в будущее творцов; не «боремся против распущенности и аморальности», а помогаем каждой личности стать творцом своей судьбы, подняться вровень с замыслом Божиим, который существует о каждом приходящем в мир человеке. Только при таком понимании мы будем в авангарде современных процессов и убережем нашу молодежь пусть не от всех, но от значительной части духовно-нравственных рисков.
Дело воспитания, которому служит Церковь, которое ведется в вузах, имеет прямое отношение к самому выживанию человеческой цивилизации.
2022 г №5 Православные чтения