Приветствие Аристарха, Митрополита Кемеровского и Прокопьевского.
Уважаемые участники мероприятия, посвященного Кузбасской литературной премии в честь святителя Павла Тобольского!
Русская православная церковь на протяжении всей своей истории занималась просветительской деятельностью. Этой важной миссии она не изменяет и сегодня, поддерживая творческие дарования писателей, воспитывая и просвещая молодое поколение.
Кемеровская епархия ежегодно проводит литературный конкурс авторов разного возраста. Премия в честь святителя Павла Тобольского рассчитана на писателей-мастеров, людей, которые большую часть жизни посвятили созданию произведений православной тематики. По этой причине и жюри оценивает не отдельную книгу прозаика или поэта, а все его произведения — вклад в развитие церковной отечественной литературы.
Литературный конкурс, который проводит издательский совет Кемеровского епархиального управления, — это ориентир для читателя в книжном океане. Каковы для нас главные критерии отбора? Соответствие созданного автором произведения высоким этическим и эстетическим идеалам. Настоящая книга без нравственного начала немыслима.
Когда писатели пишут сценарии или работают над книгами, очень важно оставаться людьми — верить в Бога, быть мужественными, чтобы защищать образ Божий в человеке, человеческое достоинство и противостоять разложению общества. Настоящий писатель во все времена призван отстаивать принципы духовного устройства жизни. Образцом в этом смысле является Федор Михайлович Достоевский, который никогда не отступал от этих принципов.
Чем ценны литературные конкурсы? Они помогают привлечь внимание читателей к настоящим книгам, о которых гласит народная мудрость: «Испокон века книга растит человека».
Но как определить, что созданное писателем произведение действительно обогащает культуру? Ответ на вопрос в определенной степени имеет отношение к человеку, жившему несколько веков назад, – к святому благоверному князю Александру Невскому, 800-летие которого мы празднуем в этом году.
Мы порой жалуемся на жизненные трудности, на тяжелые времена, на обилие забот. Но вот великому князю Александру Невскому довелось жить и принимать решения в действительно тяжелые годы. Это было страшное время татаро-монгольского нашествия. Однако опасность исходила не только с Востока, но и с Запада. Западные завоеватели, в отличие от татаро-монголов, хотели не только земель и богатств. Они добивались того, чтобы жители русских княжеств отказались от православной веры.
Мы рассуждаем об этом из века двадцать первого. Перед князем Александром выбор пути стоял во всей своей неотвратимости и трагичности. То был выбор не только настоящего, но и будущего родной земли. Александр Невский предпочел избрать временный мир с тем врагом, который требовал дани, но который не требовал отказаться от православия. С другим же врагом, который покушался на душу русского человека, на его духовный выбор, князь Александр нещадно бился. И этого врага побеждал.
Князь Александр сохранил для своих современников и для нас, потомков, самое важное. Во многом благодаря его подвигу православие осталось основой нашей нравственности, культуры и национальной идентичности.
Сегодня, когда мы говорим о вкладе наших номинантов в культуру, речь идет именно о подлинной русской культуре, которая утверждается на ценностях православия. И вклад соискателей премии должен соответствовать этой высокой планке. Отрадно, что такие авторы есть, что мы их видим сегодня здесь, что мы можем читать их книги.
В этом году мы отмечаем знаменательный литературный юбилей: 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Его произведения не оставляют равнодушными читателей разных стран.
Проза Достоевского производит поистине огромное впечатление на человека. Порой думаешь: не за гранью ли все это психического здоровья? Но это глубины, которых не решался коснуться почти никто из писателей. Автор изображает и в какой-то мере исследует в первую очередь внутренний мир человека, движения его души, ума, сердца. Исследует и привлекает к этому процессу своего читателя.
Достоевский же сумел разглядеть в Церкви самое главное — живого Христа. Личность Иисуса Христа, которая стояла в центре его христианского миросозерцания, его личного символа веры, вдохновляла его на творческие свершения, на пророчества, которые он изрекал, занимала и центральное место во всем его творчестве.
Судьба его произведений удивительна. Мы видим, например, что проза Достоевского переведена практически на все языки мира, на которых вообще существует письменность, и что Достоевского читают люди в самых разных странах. Если говорить о проповеди Христа, о православии, то во многих странах именно через произведения Достоевского люди могут узнать о русской культуре, о русской истории, о Христе и о православии.
Поэтому мы можем говорить о Достоевском и как о пророке, и как об апостоле в наше время безверия, так называемого плюрализма, когда все религиозные традиции выставлены словно на рынке. Достоевский на разных языках обращается к людям всего мира, свидетельствует о Христе и о том, как переживается православным человеком Христос.
Достоевский был глубоко православным человеком, это раскрывается через его творения. Поэтому вполне естественно, что его знаменитая цитата: «Если мне кто-то скажет, что есть некая истина вне Христа, то я лучше останусь со Христом, чем с этой истиной» – в каком-то смысле лейтмотив всего творчества Достоевского.
Нам необходимы сегодня произведения, которые бы настолько же точно, как произведения Достоевского, высвечивали нравственные проблемы современности и помогали делать верный выбор, основанный на следовании евангельским заповедям.
Именно в литературе русская культура нашла свое самое глубокое выражение: изучение классической словесности есть один из важнейших способов национального самопознания. Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Если не будет по-настоящему значительной русской литературы, не будет и настоящей глубинной России, которую мы любим и которой так дорожим. Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и всех неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.
Сердечно поздравляю всех победителей и желаю всем вам крепкого здоровья, духовного мужества, помощи Божией в трудах и дальнейших творческих успехов!
Уважаемые участники мероприятия, посвященного Кузбасской литературной премии в честь святителя Павла Тобольского!
Русская православная церковь на протяжении всей своей истории занималась просветительской деятельностью. Этой важной миссии она не изменяет и сегодня, поддерживая творческие дарования писателей, воспитывая и просвещая молодое поколение.
Кемеровская епархия ежегодно проводит литературный конкурс авторов разного возраста. Премия в честь святителя Павла Тобольского рассчитана на писателей-мастеров, людей, которые большую часть жизни посвятили созданию произведений православной тематики. По этой причине и жюри оценивает не отдельную книгу прозаика или поэта, а все его произведения — вклад в развитие церковной отечественной литературы.
Литературный конкурс, который проводит издательский совет Кемеровского епархиального управления, — это ориентир для читателя в книжном океане. Каковы для нас главные критерии отбора? Соответствие созданного автором произведения высоким этическим и эстетическим идеалам. Настоящая книга без нравственного начала немыслима.
Когда писатели пишут сценарии или работают над книгами, очень важно оставаться людьми — верить в Бога, быть мужественными, чтобы защищать образ Божий в человеке, человеческое достоинство и противостоять разложению общества. Настоящий писатель во все времена призван отстаивать принципы духовного устройства жизни. Образцом в этом смысле является Федор Михайлович Достоевский, который никогда не отступал от этих принципов.
Чем ценны литературные конкурсы? Они помогают привлечь внимание читателей к настоящим книгам, о которых гласит народная мудрость: «Испокон века книга растит человека».
Но как определить, что созданное писателем произведение действительно обогащает культуру? Ответ на вопрос в определенной степени имеет отношение к человеку, жившему несколько веков назад, – к святому благоверному князю Александру Невскому, 800-летие которого мы празднуем в этом году.
Мы порой жалуемся на жизненные трудности, на тяжелые времена, на обилие забот. Но вот великому князю Александру Невскому довелось жить и принимать решения в действительно тяжелые годы. Это было страшное время татаро-монгольского нашествия. Однако опасность исходила не только с Востока, но и с Запада. Западные завоеватели, в отличие от татаро-монголов, хотели не только земель и богатств. Они добивались того, чтобы жители русских княжеств отказались от православной веры.
Мы рассуждаем об этом из века двадцать первого. Перед князем Александром выбор пути стоял во всей своей неотвратимости и трагичности. То был выбор не только настоящего, но и будущего родной земли. Александр Невский предпочел избрать временный мир с тем врагом, который требовал дани, но который не требовал отказаться от православия. С другим же врагом, который покушался на душу русского человека, на его духовный выбор, князь Александр нещадно бился. И этого врага побеждал.
Князь Александр сохранил для своих современников и для нас, потомков, самое важное. Во многом благодаря его подвигу православие осталось основой нашей нравственности, культуры и национальной идентичности.
Сегодня, когда мы говорим о вкладе наших номинантов в культуру, речь идет именно о подлинной русской культуре, которая утверждается на ценностях православия. И вклад соискателей премии должен соответствовать этой высокой планке. Отрадно, что такие авторы есть, что мы их видим сегодня здесь, что мы можем читать их книги.
В этом году мы отмечаем знаменательный литературный юбилей: 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Его произведения не оставляют равнодушными читателей разных стран.
Проза Достоевского производит поистине огромное впечатление на человека. Порой думаешь: не за гранью ли все это психического здоровья? Но это глубины, которых не решался коснуться почти никто из писателей. Автор изображает и в какой-то мере исследует в первую очередь внутренний мир человека, движения его души, ума, сердца. Исследует и привлекает к этому процессу своего читателя.
Достоевский же сумел разглядеть в Церкви самое главное — живого Христа. Личность Иисуса Христа, которая стояла в центре его христианского миросозерцания, его личного символа веры, вдохновляла его на творческие свершения, на пророчества, которые он изрекал, занимала и центральное место во всем его творчестве.
Судьба его произведений удивительна. Мы видим, например, что проза Достоевского переведена практически на все языки мира, на которых вообще существует письменность, и что Достоевского читают люди в самых разных странах. Если говорить о проповеди Христа, о православии, то во многих странах именно через произведения Достоевского люди могут узнать о русской культуре, о русской истории, о Христе и о православии.
Поэтому мы можем говорить о Достоевском и как о пророке, и как об апостоле в наше время безверия, так называемого плюрализма, когда все религиозные традиции выставлены словно на рынке. Достоевский на разных языках обращается к людям всего мира, свидетельствует о Христе и о том, как переживается православным человеком Христос.
Достоевский был глубоко православным человеком, это раскрывается через его творения. Поэтому вполне естественно, что его знаменитая цитата: «Если мне кто-то скажет, что есть некая истина вне Христа, то я лучше останусь со Христом, чем с этой истиной» – в каком-то смысле лейтмотив всего творчества Достоевского.
Нам необходимы сегодня произведения, которые бы настолько же точно, как произведения Достоевского, высвечивали нравственные проблемы современности и помогали делать верный выбор, основанный на следовании евангельским заповедям.
Именно в литературе русская культура нашла свое самое глубокое выражение: изучение классической словесности есть один из важнейших способов национального самопознания. Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Если не будет по-настоящему значительной русской литературы, не будет и настоящей глубинной России, которую мы любим и которой так дорожим. Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и всех неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.
Сердечно поздравляю всех победителей и желаю всем вам крепкого здоровья, духовного мужества, помощи Божией в трудах и дальнейших творческих успехов!