ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2007 г.

Травы косят на исходе лета

Автор: Александр Глазырин

Где-то есть в гармонии запреты,


и лазейки в том, что есть запрет.


Травы косят на исходе лета,


грусть приходит на исходе лет.


Но у грусти корни в том веселье,


где слова не приняли всерьёз.


Вот и снова листья порусели


у когда-то молодых берёз.


* * *


В бревенчатом доме старинном,


где прежняя утварь жива,


где с вышитым гладью павлином


привычно живут кружева,


не думал я встретить похожих, -


проезжее, в общем, лицо, -


но думал: осталось, быть может,


на балке


для зыбки кольцо...


Верёвку ногою цепляя,


сестрёнка немало недель,


ни сна, ни покоя не зная,


качала мою колыбель...


И время не то, и владельцы


менялись, не зная о том,


что теремом виделся в детстве


мне этот вот старенький дом.


Прощайте, обжившие терем! -


не близкий я вам, не родной.


Но предков незримые тени


протиснулись в двери за мной


с надеждами прежних столетий,


с крестьянским аршином своим -


наивные старые дети,


которыми был я любим.



Василий Васильевич


Василий Васильевич не ветеран:


случилось на фронте идти на таран.


Василий Васильевич в Майданек попал,


а выживший немец - на лесоповал.


Хоть леса в России на тысячу войн,


вернулся в Саксонию немец живой.


Василий Васильевич на лесоповал,


из плена в родную неволю попал.


О Кате-Катюше такой молодой


поют и в чужой стороне, и в родной.


И груши лет двадцать цвели, и туман


вплывал то в барак, то в лесной балаган.


Прощенье. Крушенье. Решенье. И вот


Василий Васильевич тапочки шьет,


он тапочки шьёт да «Катюшу» поёт,


да по воскресеньям товар продаёт:


на водку-селедку, на хлеб да табак.


Война - не в зачет, ну ни этак, ни так!


За труд подневольный ему пенсион


не платят ни с ихней, ни с нашей сторон.


Василий Васильевич, друг-человек,


с нуля каждый раз начинает свой век


все в этой завещанной Богом стране,


где сеют весной по осенней стерне.


Он не был на небе седьмом - не его ж


любить лишь за то, что туда он не вхож?


А любится то, что лежит по логам:


родной Кандалеп да лесной балаган.


Писали поэты, Россию любя,


давали когда за строку полрубля.


Василий Васильевич, старый чудак,


Россию с Саксонией любит за так.


* * *


Осень. Стёкла опять запотели.


Дух жилого, бесследно не сгинь!


Даже птицы не все улетели,


пожалели седую полынь.


Мы вторые поставили рамы.


Держат бревна тепло сентября.


Ты к холодной воде из-под крана


по утрам приучаешь ребят.


А в пространные дни выходные


я - вина облегчающих слёз.


Держим мы, будто рамы двойные,


ты - тепло, я - наружный мороз.



Рассвет


Бурьян, поленница в сарае,


копёшка сена для козы...


Давно ль по солнцу мы сверяли


свои весёлые часы?


С трех до шести меня, бывало,


как длинный хмель опутав, спишь..


Петух глядит на солнце шало:


устал орать, а ты всё спишь.


Ты где во сне? И что там было?


Я, как собор, над сном твоим.


Кого-то тайно ты любила,


но именем звала моим.


* * *


Кончается осень таким же дождем,


каким начинаются вёсны и лета.


Признаюсь, что в этом я не убеждён.


Но если и так, то неправильно это!


Тот дождик накрапывал, лил, орошал -


нечастый, слепой, обложной, придорожный,


забытую нежность в груди воскрешал


и глупую грусть о любви невозможной;


он шел по болоту, как цапля, стучал


не в листья кувшинок, а в ставни царевен.


То землю поил он, то душу смягчал,


был сладким, как сон, или кислым, как ревень.


Мы были простыми под летним дождем,


и мокрое платьице так приближало,


что я цепенел, тем дождём пригвождён,


я был награждён, хотя ты побеждала.


* * *


Пальцем ткни - повсюду я:


эта улица - моя,


тополь - мой, моя калитка.


Не хватает соловья.


Во дворе - моя сирень,


тень - её, но мой плетень,


на плетне горшок, который


шепчет в ухо дребедень:


«Я варил и я кормил,


меня горшечник сотворил.


Ела вся твоя семья,


а теперь вот - ты да я...»


* * *


Она грустит, гневится и смеётся.


Какие волны в океанах глаз!


Одна модель художнику даётся,


но не даётся тонкий пересказ.


Ни слов, ни нот, ни красок не хватает.


А жизнь проходит. Старятся холсты,


надежда, будто снег последний, тает,


и пахнет глиной. Но приходишь ты,


и в красках звуки вдруг себя являют,


и запах цвета просится в слова,


и линии лекально искривляет


неправильность,


которая права!

2007 г №4/2007 Поэзия