30 лет мастерской «Аз». Виктор Бровиков, Сергей Быков, Алексей Гамзов, Анна Герасименко, Саша Гущина, Александр Емельянов, Александр Ибрагимов, Евгений Казаков, Виктор Кальсин, Александр Командин, Тат
30 лет мастерской «Аз»
1 апреля 1993 года в 19.00 в 210-й аудитории шестого корпуса Кемеровского госуниверситета состоялся первый вечер мастерской «Аз», на котором встретились два поэта: руководитель А. Ибрагимов и первый участник Д. Мурзин. С этого началась история мастерской, которая продолжается и сейчас. Из её круга вышло множество случившихся поэтов, её силами создан журнал «После 12» и было издано множество книг победителей поэтических состязаний, устраиваемых мастерской.
Александр ИБРАГИМОВ
«Из продолговатых учебных столов мы составляем шестигранный Круг, рассаживаемся, и начинается читка стихов по корундовому грунту Круга, который сдирает лишнее... Кто‑то начинает читать... Робко или уверенно, тихо, громко или искусно... А дальше – каждый высказывает впечатление. И старается сделать это Искренне, Точно и Благожелательно. Это неимоверно трудно – почти как отдавать свои стихи на Круг. И каждый раз мы учимся этому заново друг у друга. И радуемся точности и ясности, и готовы опротестовать и подправить неверное или неловкое, и смеёмся, и замираем, и негодуем, сочувствуем и переживаем. И я должен блюсти равное отношение-расстояние ко всем. Не дай Бог приблизиться или отдалиться от кого-то и потерять центровку. Удержать двенадцать-восемнадцать непоправимо-честолюбивых, невыносимо-талантливых, непримиримо-молодых поэтов – это да... И у меня есть преимущество перед другими участниками. Я связан с каждым и всеми незримой, но непрерываемой нитью. Даже когда не очень хочется. Но я обязан держать эту упругую связь, иначе Круг распадётся. И я благодарен Кругу, в котором каждый, в меру своих способностей, осуществляет стремление к Совершенству. А разве не об этом семь слов Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный»?
Из книги А. Ибрагимова «Белый квадрат»
ОЗЕРО-КОПЫТЦЕ
Загляну в живое зеркальце озерца, В зеленоватую воду – там жуки-плавуны. И вижу облачность своего лица Из небесно-озёрной моей глубины.
Метнётся синемолниевая стрекоза, Но воздух сознания прозрачно неуязвим. И мои глаза изучают мои же глаза, И кажется, что я не один – а с ним.
С кем? Я не знаю пока ещё: В сознании воздуха – тени от облаков, И он заглядывает через моё плечо Нестерпимыми вспышками зрачков!
Это же солнце в зеркальце озерца! Закрою глаза... – в них жуки-плавуны Ныряют – огненные – в глубину моего лица, И зеленоватые травы восходят из глубины.
***
Листает ветер черновик В бору на даче. По строчкам пробегает блик – Листает дальше...
И тени беглые ветвей Азы выводят, И необдуманно смелей Слова находят.
И я как будто ни при чём. И если честно: Кто написал и кто прочёл – Мне не известно... Поэты мастерской «Аз»
Виктор БРОВИКОВ
***
Никто не заметил Как плакало Дерево Под дождём
***
А море такое же синее Как если бы нас И не было
Сергей БЫКОВ
***
Ну до чего же всё весной красиво! И цвет менять природа не устала: Была скамейка у подъезда синей – Зелёной стала.
***
Однажды летом Я стал поэтом. Зимой устал И перестал.
Алексей ГАМЗОВ
НА ЮГ
Зимовать в России – благодать, зимовать в России – благо (благо, зимы стали быстро пролетать): пусто, тихо, ничаго живаго, всё окрест как белая бумага, на которой некому писать.
Сплошь позёмка и пороша сплошь, всё окрест – на молоке и вате. Всяк хорош, кто в эти двери вхож, я же – проживу без благодати: собственной, я понял, рукояти не сечёт и самый острый нож.
Журавлиных факультет наук, отщепенцев клика голенаста! вам вослед движение на юг начинать, не дожидаясь наста – научился я у вас, и вас-то там и встречу, заходя на круг.
***
Не странно ли: умирает – лето, больно – нам, а кричат – птицы...
Анна ГЕРАСИМЕНКО
«...Нужно продолжать писать и искать «своих», тех, кто чувствует слово так же, как я. Я нашла их в творческой мастерской «АЗ». Это было невероятное время свободы и полёта, когда мы жили стихами, ставили смелые эксперименты, совершали открытия, и каждый наш день и был поэзией. Наш наставник – поэт А. Ибрагимов – стал для меня крёстным отцом дважды: в поэзии и в жизни».
СКУЧНЫМ МУЖЧИНАМ
Ты был похож на Алена Делона В молодости. Поэтому нравился маме, Моим подругам И мне – Потому что дарил цветы, Писал по-французски, Переводил стихи, Рассказывал про Париж, Гималаи И чудные контуры крыш Вечного города. Мечтал о семье – Ты, я, пара детей, собака, Домик за городом, Тихая старость, Овсянка на завтрак, И никаких приключений! Как хорошо, Что я не вышла за тебя замуж.
Саша ГУЩИНА
«Когда я вспоминаю мастерскую «АЗ», я вспоминаю людей. Их глаза, улыбки, поворот головы. И стихи. Но больше – самих людей. Наши разговоры по пути в «АЗ», и после – когда провожали друг друга на остановку. Я почти не помню сказанного и прочитанного. Я помню радость и глубину соприкосновения. Помню этот огненный вихрь в самой мастерской. Помню, какие все разные и замечательные. Помню, Александр Гумерович сказал, что в каждом из нас есть чудо, есть то, что есть только у нас, и если этим поделиться с миром, то мир будет счастлив».
***
Осенью все ходят в гости – Ветер – в рукава моей куртки, Дождь – через форточку в комнату, Лужи – ко мне в ботинок, Я – на пирог к маме, Или на фильм к брату, Или на смех к папе, Или к себе домой, Чтобы встречать гостей.
Александр ЕМЕЛЬЯНОВ
***
По серебряным улицам осени поздней пройдусь В беспричинной тоске, в неразумной надежде щемящей, Что сейчас я очнусь, облекусь, что-то вспомню, найдусь, Всё пойму, оживу, засмеюсь и явлюсь настоящий!
Новым взглядом взгляну, суть предметов поймаю на «раз»! А на «два» – суть людей, а на «три» суть молитв и абстракций. И почувствую связь, очень крепкую, ясную связь С путеводной звездой, и уже не смогу потеряться.
Полной грудью вдохну этот воздух, какой ни на есть, Заработает сердце, и кровь заструится по жилам, И в поток временной окунусь я и вынырну здесь. Здесь, сегодня, сейчас – молодым, но уже старожилом.
Ах, как жить хорошо – вечер, осень, мороз, серебро. В каждой клетке покой, а души проявленья так чутки... В ожидании счастья, в желании делать добро, В осмыслении этой случайной, божественной шутки!
Евгений КАЗАКОВ
***
А. Ибрагимову
День без Саши Год без Саши Вечность с Сашей
***
Ищу Сашу Всё выше-выше-выше Поднимаю глаза
***
Нет у ребёнка ничего Что отнять Нельзя
Виктор КАЛЬСИН
СЛИШКОМ ДОЛГАЯ ОСЕНЬ
Объехав не всю страну – какую-то часть, не в поисках счастья – хотя бы выгоды, вернусь в деревню и, в дверь постучась, спрошу у матери: «Воды бы...» Побывал, посмотрел: в добре или зле люди живут, как позволяет климат, но везде одинаково – везде палима худая былинка на нашей земле. Коротко расскажу, как идут дела (ничего, выбивающегося из ряда): «А у вас, вон, сирень зацвела». «Слишком долгая осень. Так надо». Слишком долгая осень, но немного тепла ещё сохранилось: и в это утро река не застыла. То есть, вода всё ещё не утекла, всё ещё не улетела одинокая утка. Прислушиваясь к самой себе, рассказывает мать, перемежая прошлое с тем, что от него осталось. Утка – теоретически – может перезимовать, человек не переживёт старость.
Увы, но годы берут не только своё, якобы – не насовсем, якобы – на пару минуток. Отец иногда достанет ружьё, погладит, почистит – и уберёт: не до уток.
Потому-то осень с лица не стереть: старики смирились, что не будут другими, ничего не хочется узнавать, хочется просто смотреть, а надежды так и остались благими.
Родниковая тишь. Над деревней стоят стога. Лайка положила голову на газету. Слишком поздняя осень, прошла страда, сани давно готовы, а снега нету.
Александр КОМАНДИН
«Меня привёл в мастерскую поэт Александр Шихер зимой 2006 года, и с того вечера следующие три года я не пропускал наших «сред» вплоть до вынужденного переезда в Петербург в 2009-м. Только теперь я начинаю понимать многое из того, о чём мы говорили. «Упорствующий до предела почти всегда бывает прав», – любил цитировать наш учитель А. Ибрагимов строчку Е. Винокурова. В те годы я непроизвольно делал ударение на слове «прав», сейчас же всё чаще на слове «бывает». Для меня мастерская –живое братство писателей, для которых Слово – прежде остального, а работа над собой и текстами – главный и необратимый процесс».
***
Вот, посмотри: на этом снимке Мы вместе до сих пор стоим. Был горизонт в сквозящей дымке И ветер тёплоголубым.
Сухие океаны глянца Желтеют. Хочется забыть, Как я тогда умел смеяться И даже плакать, может быть.
***
Под лежачим камнем тихо, Ничего там не течёт. Сеть сплетает паучиха, Сторожит бочок волчок. Закрывай глаза, совёнок, И спокойно засыпай.
Голос призрачен и тонок. Точка речи. Зренья край.
Татьяна КРАВЧЕНКО
«Я пришла в мастерскую, когда мне было 17 лет. Её творческую, искреннюю атмосферу невозможно забыть. Это уникальный проект, который имел свой неповторимый голос благодаря удивительному человеку, невероятному поэту – А. Ибрагимову. Он не пытался кого-то переделать, он был в круге, а не над ним, для каждого находил слово, создавал пространство для настоящего, полезного диалога. Мы вместе разбирали и снова собирали наши собственные миры, но именно он держал этот круг, созидая в нас и для нас важнейшие смыслы, которые живут и по сей день».
***
Мы, конечно, не будем друзьями, пойдём уверенно в разные стороны, застучат дожди единицами и нулями, касаясь окна словами сломанными.
Мы спали с тобой до обеда, ставили точку, мы жили от встречи к встрече, не зная меры, наши короткие строчки и длинные строчки стали стихами, пылинками в атмосфере.
Это случится скоро, это уже случилось, мир прежним не будет, не будет нашим, только запомним, как вместе светились в маленькой комнате пятиэтажки.
Мир превращается в море и нас волнует, время молчит, потому что оно уходит, осталось немного нежности и поцелуев. Говоришь: «Всё пройдёт». Действительно, всё проходит...
***
Потемнеют тёмные аллеи, воздух тоньше, каждый звук острее, где-то в вышине стучат колёса, и звучит оркестр безголосый.
Таня то заплачет, то не плачет, в уголках созвездий сердце прячет, падают мячи в большую воду, чтоб потом лететь по небосводу.
По орбитам – точки и пунктиры, где-то в небе, в пустоте эфира, лопаются кварки, рвутся струны, в молоке плывут миры и луны. В небеса уходят караваны, время вытекает из кармана, горизонт краснеет от заката, я иду к нему путём крылатым.
Дмитрий МУРЗИН
***
Мама, мне снилось поле, В поле гуляла пуля. Было ей там раздолье, Было ей там июлье.
Было ей там раздолье, Было чем поживиться. Птицы ушли в подполье. Люди стали как птицы.
Мама, мне снилось лето, Пчёлы, солнце в зените, Первая сигарета, Прожжённый свитер.
Старая радиола, Бал выпускной и танцы... Мама, мне снилась школа... К чему покойники снятся?
***
Я покопался в душе и нашёл Иуду. Я покопался в сердце и нашёл Иуду. Я покопался в уме и нашёл Иуду. Я порылся в карманах и нашёл серебро.
Наталья МУРЗИНА
***
Серёже
Дождь проснулся в облачной перине, Распугал ватагу шумных птиц. Вновь сияет солнце, а у сына Небо пролилось из-под ресниц. И несётся детство золотое По траве холодной босиком. Счастье... знаешь, сын, оно простое. В белой кружке с белым молоком.
***
Вот и лето на убыль. И робкая осень Скоро пёстрые пятна уронит в траву. И высокое небо в прогалинах сосен Золотистым сияньем прогладит листву. Перелётные хлопоты в самом начале – С поднебесных прощальных высот журавли Одиноко и нежно ещё не кричали, Первобытную грусть растворяя вдали. Растворится, растает... О ярких нарядах Будут долго шептаться ещё дерева. А когда облетят, утешать их не надо. Среди них и мои где-то бродят слова...
Татьяна НИКОЛАЕВА
ПЕРЕМЕНА
Окно, распахнутое настежь в сад ,– в янтарный свет июльского заката дрозды о преходящем голосят, как звёзды – о божественном – когда-то,
И шмель, присевший на моё колено, И со стихами школьная тетрадь – большая возрастная перемена, которую осталось вспоминать...
Так тихо на душе! Листва опала, плоды все собраны, уснул шмелёк в своей берложке, и невзрачной стала земля-кормилица у самых ног.
А помнишь, как разъяв на свет и тьму Себя, Ты вдруг заплакал? Не от боли, – от одиночества. Ну и кому Ты дал вкусить Своей безмерной воли
и смерть – как плату?.. Памятью согрета, отрочества переживаю лето: и свет, и тени, скручиваясь в жгут, меня Тобой восполнят и сожгут.
КОРМУШКА
Вот и всё. Отчалили пернатые, зиму скоротали, как смогли. Хорошо запомнили пенаты вы, городские пасынки земли?
Прилетайте стайками и парами. Мне хоть и проблемно, но тепло от возни крылатой, я ведь старая, – время перелётов истекло.
Вот, в стекло оконное уставилась, – о, душа несытая, молчи! – радуюсь, как парами и стаями вас сменяют галки и грачи. Эти – самостийные, кондовые, им и заморозки нипочём! Залетают – юные и вдовые – синь небес взъярив крылом – плечом!
Но с пронзительным благодарением вспомню я синичку без хвоста, самую любимую из ста, как доверчиво – и на колени мне...
Алексей ПЕТРОВ
НАПУТСТВИЕ
В путь-дорогу помолясь, Не один уходишь – с миром, А без мира – быть беде, Не пройти и километра. И безудержная страсть Служит пусть ориентиром, За четвёрку лошадей – Коренных четыре ветра.
За один удар хлыста – Шестьдесят ударов сердца Самой дикой из свобод, – Ты лови её на вдохе, Чтобы вновь способным стать И зажечь, и разгореться, Чтоб была душевной боль, Настоящей, без подвоха.
Чтобы, если уж под суд – К справедливейшим из судей, Если ношу из оков – Легче пёрышка, покуда...
Пусть по жизни берегут И с тобою рядом будут Самый строгий из Богов, Самый ласковый Иуда.
ОТ А ДО Я
Омега и Алголь, от азбуки до яти, От каменных веков до нынешних времён, От мира, что вокруг тревожно непонятен, До сущности простой названий и имён.
И солнце, и луна. Как смена дня и ночи, Как грех и непорочность, и прочий стыд и хлам, Мгновения моих столетних одиночеств. Столетия твоих скитаний по углам. И проза. И стихи. И помыслы, и средства, И горе от ума, и глупость от души. Рождение и смерть, отрочество и детство, Что горестно до слёз и попросту смешит.
Стремление наверх, как движитель прогресса, И взгляды сверху вниз... Мирская суета... Любимая, ты знай – всё сущее от беса... От Бога только сон и слюнка изо рта...
Андрей ПРАВДА
***
На столе лежит спокойно Бийских спичек коробок.
***
положим точкою плавленья начало мартовской главы нам нужно выяснить у тени температуру синевы задать вопрос беспечной птице и ждать до осени ответ но словно заново родившись на этот потеплевший свет день бесшабашен будто пташка а воздух словом подслащён и полушубок нараспашку и бог лишь знает что ещё
Андрей ПЯТАК
ОРАНЖЕВАЯ КЕПКА
Идёт на море шторм, а я всего лишь щепка. Волна то бросит вниз, то на берег швырнёт. А рядом, как фрегат, оранжевая кепка Не знает, как и я, куда она плывёт. Мы кружимся в одном большом водовороте, Мы пленники одной безудержной волны. На гребень взгромоздясь, мы бредим о полёте, Но в пропасть тянут нас ревущие холмы.
Нет, мне не утонуть, я маленькая щепка, Тупых голодных рыб я больше не боюсь. Меня на борт взяла оранжевая кепка, Пусть чаек сводный хор венчает наш союз.
Агата РЫЖОВА
КОСНОЯЗЫЧИЕ
Косноязычие любви, когда любовью рано Назвать туман, клубящийся меж нас И родственный рассветному туману.
Новорождённый ветер-балетмейстер Листвой играет в огнецветный вальс. Мы в вихре листьев вместе и не вместе.
Мы палая листва в руках младенца, Наложники-танцоры. Через раз, Но торопливо и блаженно бьётся сердце.
Косноязычная пугливость первых фраз...
***
И каждый раз – всё с белого листа. В прорехах жизнь, как рубище Христа. Надеть его – задача не из лёгких.
Сдавайся, лист! – я выдохну строфу И белизну бесслёзную сотру, Следами за собой оставлю строки.
Терзала лист – и гул в душе стихал. И жизнь проста, как рубище стиха.
Валерий САФОНОВ
***
Я «Мальборо» бросил окурок. Недолго летел он, упал. А кто-то, какой-то придурок, Окурок с земли подобрал.
Красивый, добротный окурок Держал он дрожащей рукой И думал: «Какой-то придурок Окурок забросил такой».
СТРАШНЫЙ СОН
Шёл массовый забой свиней Под массовый запой людей.
Смешались кровь и самогон. Я ночью видел страшный сон.
Тот день. Смотрю из-за ворот, Но всё уже наоборот. Шёл массовый забой людей Под массовый запой свиней.
Руслан СИДОРОВ
*** Уйду в тайгу. Уйду в тайгу. Уйду, когда настанет лето. Процеженным сквозь хвою светом умоюсь в травяном логу.
Алмазы утренней росы босыми соберу ногами. Бедняк, кто в шлёпанцах шагает. Тот, кто богат, идёт босым.
Хрусталь стремительный – вода – упругой одарит прохладой. Мне лживой женщины не надо, жена – река – верна всегда.
Разбавит вечер костерок. Уже поставлена палатка. Уже ухи покушал сладкой, песком почистил котелок.
Бесшумно падает звезда. Желание не загадаю. Зачем? И так не обладаю, чем обладать хотел всегда...
Перетерплю, перемогу, перенесу и то и это. И только лишь настанет лето, уйду в тайгу. Уйду в тайгу.
Сицуно АРИСАВА
В ПЕЧАЛИ О ТАТЬЯНЕ НИКОЛАЕВОЙ, С КОТОРОЙ ТАК И НЕ УСПЕЛА ПОВИДАТЬСЯ
Думала, найду вас, когда отступят снега, И примчусь первым же махаоном. Но зима на последнем вздохе Навсегда замела Следы от вашего дома.
Михаил СОЛОПОВ
***
Листья у птиц учились петь, А научились Летать.
***
Вечнозвенящая Цикада Тишина
Михаил СТРЕЛЬЦОВ
***
Стихи послушны снегопаду, И на подъём рука легка. Я мог бы сочинить балладу Про небеса и облака,
Но я зациклился на лете, Твоими письмами дышу.... И что изменится на свете, Когда балладу напишу?
Татьяна ТУКСИНА
***
Время не лечит. Лечит не время. Лечат поездки и новые люди. Лечит весна. Лечит вал впечатлений, Сны и предчувствия – то ль ещё будет! Стрелки пушистые от самолётов В небе. И шпалы бегущие лечат. Лечит надёжный и преданный кто-то, В нужный момент обнимая за плечи. Лечит больница. Лечит аптека. Лечат настойчиво, изо всей силы. Был человек. Нет теперь человека. Я наизусть твоё имя забыла. Видишь – здоровая. Видишь – живая. Некогда ныть – каждый час чем-то занят. Видишь? ...но если с подножки трамвая кто-то посмотрит твоими глазами...
Егор ТЮВАЕВ
***
Актёр, который пахнет рыбой, Выходит на сцену И пахнет рыбой.
***
Чтобы познать вечность, Нужна Вечность.
***
Да не дрогнет Рука Поэта.
Ирина ТЮНИНА
***
Одиночество – тень на стене От луча восходящего солнца. Это то, что приходит во сне, А потом навсегда остаётся. И неделя – одна за одной. Так всю жизнь и цедить понемножку, Чтобы рядом был кто-то родной И чтоб это была не кошка. Дверь закрыв за собой, не страдать, Но в оконце рассвет неяркий. Одиночество – это когда Больше некому делать подарки.
ТЕЛЕФОН
Зашёлся в приступе немоты, За весь день ни разу... Она сама покупает цветы И ставит в вазу. Её ожидания без вины, Натюрморт несложный: То этот нож не с той стороны, То эта ложка... И всё вроде сделано наперечёт: Макияж и свечи, – Закат линяет, она всё ждет, И стареет вечер. Она цветы уберёт со стола И кастрюлю супа, Потом противно сдирает лак И смывает губы. К стеклу прижавшись горячим лбом И руки ломая, Она застыла, как всё кругом С октября до мая. Часов настенных сердечный стук Ничего не значит... И только сумерки ловят звук, И вечер плачет.
Макс УКОЛОВ
ПО ЧЕМУ Я ПИШУ
Я пишу стеклорезом По скрижалям. Железом По осьмушкам блокнотным, По линеечкам нотным, По тетрадкам учебным, По рецептам никчемным, По вечерним салонам, По своим эталонам, По купюрам. Зелёным. И по хлебным талонам. По углам коммунальным, И по картам игральным, И по картам Генштаба, Не считаясь с масштабом, Недоступным Генштабу. Я пишу по воде, По Курильской гряде Я пишу по Тибету, Я пишу по тебе. Я пишу по себе. И, конечно, грешу, Потому, что пишу По душе. Стеклорезом. Оставляя порезы.
***
Я выбился из расписанья. Пора на списанье.
Извините за выражение. Я играл на поражение.
Одиночество – вот моё отрочество, Отечество и отчество.
Всё уже прострочено, отточено, Обесточено, к сожалению, Беспочвенно наворочено.
Пепельница, мыльница, Да ещё чернильница – Вот и всё, что нажито.
Что ещё прикажете?
***
Ветер, дующий постоянно, Где-то достигает цели.
Оттого такими стали Ветви у курильской ели.
Оттого и кружит птица, А на ветви не садится.
Оттого и мне, как птице, Постоянно не сидится, Не тоскуется в дому Так, как слову. Одному.
Сергей ХАРЦЫЗОВ
***
Ямб – это яма. Ямб – это высь. Стихи писать непросто, не можешь – не берись.
А как же не браться, когда от обид горло, как рация, хрипит и хрипит.
Горло, как рация. Передаём: Рим, я Гораций, как слышишь, приём. Друзья ли, враги ли почти победили, в могиле Вергилий и Цезарь в могиле. Защитники, струсив, зарылись в постели, и гордые гуси на юг улетели. Я сильно рискую, являясь поэтом, меня пеленгуют и глушат при этом. Захвачены почта, вокзал и таможня. Мы сделаем всё, что уже невозможно и сделать, но мы, как всегда, победим! Как слышишь, Гораций, я Рим!
Дмитрий ХОБОТНЕВ
***
Вновь костры у славянской избы Разожгли чужеземные люди, И за вкрадчивой песней судьбы Слышен гром стенобитных орудий.
Снова старый безумный колосс Наступает на ржавые грабли, И среди белокожих берёз Засверкали монгольские сабли. Мы идём, что нам сабли и гром? Пережито давно и не ново. Наша цель – в самый маленький дом Занести подзабытое Слово.
Не споткнуться бы нам на пути, Не сломаться под тяжестью неба И на дальний рубеж донести Знамя с запахом чёрного хлеба.
***
Далёких дней забытые слова, Застывший лик седого циферблата, Чужая, незнакомая трава На всех тропинках, пройденных когда-то.
Лукавая, святая тишина Стоит в конце туманного проспекта, И запахом дешёвого вина Насквозь пропитан зазеркальный некто.
Рука сжимает олово креста, И плачут хрипло тонкие суставы: И там и здесь всё та же пустота, Не правы мы, но и они не правы.
Ночами слышу чьи-то голоса, Какой-то шёпот грозный и невнятный, Как будто чужестранные леса Мне шепчут: рано, уходи обратно.
Но крюк немой, глядящий с потолка, Всё ждёт и ждёт, когда в часы похмелья, Устав искать дорогу в облака, Я соглашусь спуститься в подземелье.
Людмила ЧИДИЛЯН
«Наверное, все, кто знает Сашу, согласятся, что у него был дар увидеть талант в любом. Например, что я поэт, сказал мне Саша. Только после знакомства с ним я поняла, что надо развивать поэтические способности. «Приходи ко мне в студию! Там серьёзные, талантливые ребята. Послушаешь, почитаешь». Не сразу я откликнулась на предложение. Саша умел найти слова, способные вдохновить, придать уверенности и настроить на работу. Новички постепенно учились отличать поэзию от рифмованных предложений. Зрелые мастера, а такие тоже посещали студию, читали свои стихи, заряжались энергией молодых и снисходительно относились к их дерзким попыткам выходить за рамки классических форм. С Сашей можно было говорить на любую тему. Мы дружили семьями, и мои дочери с интересом пытались вникать в рассуждения Саши о жизни и поэзии на вечерних посиделках в Журавлях. И студийцы часто приезжали на дачу к Саше с Наташей и у костра до поздней ночи читали стихи».
Папины друзья на речке. Фотографии из семейного альбома
От воды намокшие чубы, Руки сжаты на плечах друг друга, Мошкарой искусанные лбы – Три беловских пацана, три друга.
Из сатина длинные трусы Облепили острые коленки. От жары облезлые носы. На руках натруженные венки.
Над губой пушок едва возник, Но и голод, и войну застали. Вождь наколотый, товарищ Сталин, Смотрит в сердце каждого из них.
Это я. Фотографии из семейного альбома
Скверик из акаций, клёнов, тополей. Карусель с лошадкой в глубине аллей. Гипсовый мужчина с гипсовым значком Между листьев смотрит дырочкой-зрачком. Рядом деревянный, в реечках, ларёк, У окошка мальчик нос уткнул в кулёк. А по тротуару, за руки держась, С папою и мамой я иду, смеясь. В платьице из шёлка, с сумочкой в руке, С подзажившей ранкой на худой ноге. С бантом из капрона в редких волосах, В маминых, со стрелкой сломанной, часах. Почему? – не вспомнить – я там хохочу, Может быть, мальчишке нравиться хочу... Видел или нет он, мне теперь гадать, Как, за руки взявшись, я могу летать!
***
Ах, как сладко пела я, Аж до слёз! Там, где роща белая От берёз. Где листва сплеталася В кружева, Где от ласк осталась я Чуть жива.
Где под ливень барыню Ты плясал И малиной раннею Забросал,
И опять про валенки Спеть просил, А потом, как маленький, Спал без сил.
Виктор ЧУМАЧАКОВ
БАЛЛАДА О НЕДОСТУПНОСТИ
Выл пёс, отчаяньем ошпаренный, Луна на небесах паслась, А на столе, в сметане жаренный, Печально остывал карась.
Вокруг антенны шеи высили, Несли в квартиры тарарам, И сумерки с глазами лисьими Дремали мирно по углам.
И эхо шлялося квартирное: «А ты!.. А ты!.. А ты!.. А ты!..» И, молоко лакая жирное, Урчали жадные коты.
Метался долго пёс отчаянный, А цепь собачья не рвалась... Такой сметанистый и жаренный, Но недоступный был карась.
Алексей ШИРЯЕВ
АЛТАЙСКИЙ СБОР
О, дед Алтай! Дорогами светил По тропам, до немыслимости узким, Где забываешь говорить по-русски, Не я ходил, а ты меня водил.
Когда в горах гордыне горевал, От городской прочухиваясь спячки Балбалами забалтывал болячки, Ты на пути разбрасывал завал. Ты жаловал меня своей рекой – Я приникал в почтительных поклонах. Кто, как не ты, меня на скользких склонах Невидимой придерживал рукой?..
Осталось что? Ладонь моя пуста. И всё ж со мной невестою Белуха, И небеса из молока и пуха, Корявых закорючек два листа, Вершин неверных молчаливый хор – И это лучший мой алтайский сбор.
АХ
Преддверие предания, час «Ч». Поставь Фортуне На кон покой, ты снова на коне И накануне. На краткий миг на цыпочки ты встал На край колодца. Как будто крутанул зачем-то кран – Вот-вот польётся! Как будто – вжжжик – и в вечность унесут Коньки ли, лыжи...
Как будто птичка села на порог – И ты не дышишь.
Александр ШИХЕР
***
Когда за окном шелестит листва, Хочется очиститься от грязи и шелухи, Открыть окно и вдыхать слова. Вдыхать слова – выдыхать стихи.
***
Невозможное небо в моей голове, и как будто Растворился в себе и потёк мириадами рек. Я проснулся однажды задумчиво- пасмурным утром, А на улицы города падает пепельный снег. Это лето сгорело, как бабочка в пламени свечки, И опавшие крылья дымят на пожухлой траве. Где-то рядом спешат, верещат, шебаршат человечки, Задыхаясь в морозно-кипящей больной синеве. Словно рыба на суше под ветром бескрылая осень Распласталась на зимнем, холодном, пустом берегу. В эту в первую брачную ночь ляжет белая простынь, А потом будут звёзды, и сны, и следы на снегу.
***
Завтра будет тепло, и лето близко, Я знаю точно, есть такая примета: В вечернем небе летают низко Полиэтиленовые пакеты.
Юлия ШКУРАТОВА
«19 июля 2020 г. Ощущение пограничности. Как будто небесный воздух с земным нераздельны, неслиянны... Жизнь проходит на глазах у смерти. 18 июля умер А. Г. Ибрагимов. В последнюю нашу встречу (я тогда знала, что она последняя) мы говорили о стихах. За дверью кабинета шумели, готовилось чьё-то выступление. А мы говорили о стихах. – Юля, почитай стихи. Тишина. Совсем как ребёнок, чистое и уже нездешнее в наивном, растерянном взгляде, но вдруг что-то включается, я читаю, он слушает. – Как думаете, лучше так оставить или первый вариант? Долго молчит... Первый вариант лучше, объясняет почему, спорим, я соглашаюсь. Молчим. Хлопают дверью, отвлекают, зовут. И вновь наставник – ребёнок, которого за руку веду в полный зал, крепко сжимает мою ладонь. Молчание всегда было самой важной частью нашего с ним разговора. И вот оно».
***
Росою огорошена, Не стрижена, не кошена, Стоит трава засохшая У дома моего;
Белёсая, калечная, До боли человечная, Стоит, как будто вечная. И больше – ничего.
***
тихо скрипнет половица, пробежит по телу ток, в приоткрытую ключицу замурлычет старый кот. там, за скважиной замочной, ночь от ночи леденей. санки-дочки чертят строчки всё ровнее, всё верней. тишина всё тише-тише над тобой и надо мной, над завёрнутой в пальтишко ни девчачьей, ни мальчишьей перевёрнутой страной