ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2025 г.

30 лет мастерской «Аз». Виктор Бровиков, Сергей Быков, Алексей Гамзов, Анна Герасименко, Саша Гущина, Александр Емельянов, Александр Ибрагимов, Евгений Казаков, Виктор Кальсин, Александр Командин, Тат

30 лет мастерской «Аз»

1 апреля 1993 года в 19.00 в 210-й аудитории шестого корпуса Кемеровского госуниверситета состоялся первый вечер мастерской «Аз», на котором встретились два поэта: руководитель А. Ибрагимов и первый участник Д. Мурзин. С этого началась история мастерской, которая продолжается и сейчас. Из её круга вышло множество случившихся поэтов, её силами создан журнал «После 12» и было издано множество книг победителей поэтических состязаний, устраиваемых мастерской.
Александр ИБРАГИМОВ

«Из продолговатых учебных столов мы составляем шестигранный Круг, рассаживаемся, и начинается читка стихов по корундовому грунту Круга, который сдирает лишнее... Кто‑то начинает читать... Робко или уверенно, тихо, громко или искусно... А дальше – каждый высказывает впечатление. И старается сделать это Искренне, Точно и Благожелательно. Это неимоверно трудно – почти как отдавать свои стихи на Круг. И каждый раз мы учимся этому заново друг у друга. И радуемся точности и ясности, и готовы опротестовать и подправить неверное или неловкое, и смеёмся, и замираем, и негодуем, сочувствуем и переживаем. И я должен блюсти равное отношение-расстояние ко всем. Не дай Бог приблизиться или отдалиться от кого-то и потерять центровку. Удержать двенадцать-восемнадцать непоправимо-честолюбивых, невыносимо-талантливых, непримиримо-молодых поэтов – это да... И у меня есть преимущество перед другими участниками. Я связан с каждым и всеми незримой, но непрерываемой нитью. Даже когда не очень хочется. Но я обязан держать эту упругую связь, иначе Круг распадётся. И я благодарен Кругу, в котором каждый, в меру своих способностей, осуществляет стремление к Совершенству. А разве не об этом семь слов Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный»?

Из книги А. Ибрагимова «Белый квадрат»
ОЗЕРО-КОПЫТЦЕ

Загляну в живое зеркальце озерца,
В зеленоватую воду – там жуки-плавуны.
И вижу облачность своего лица
Из небесно-озёрной моей глубины.

Метнётся синемолниевая стрекоза,
Но воздух сознания прозрачно неуязвим.
И мои глаза изучают мои же глаза,
И кажется, что я не один – а с ним.

С кем? Я не знаю пока ещё:
В сознании воздуха – тени от облаков,
И он заглядывает через моё плечо
Нестерпимыми вспышками зрачков!

Это же солнце в зеркальце озерца!
Закрою глаза... – в них жуки-плавуны
Ныряют – огненные – в глубину моего лица,
И зеленоватые травы восходят из глубины.

***

Листает ветер черновик
В бору на даче.
По строчкам пробегает блик –
Листает дальше...

И тени беглые ветвей
Азы выводят,
И необдуманно смелей
Слова находят.

И я как будто ни при чём.
И если честно:
Кто написал и кто прочёл –
Мне не известно...
Поэты мастерской «Аз»

Виктор БРОВИКОВ

***

Никто не заметил
Как плакало
Дерево
Под дождём

***

А море такое же синее
Как если бы нас
И не было

Сергей БЫКОВ

***

Ну до чего же всё весной красиво!
И цвет менять природа не устала:
Была скамейка у подъезда синей –
Зелёной стала.

***

Однажды летом
Я стал поэтом.
Зимой устал
И перестал.

Алексей ГАМЗОВ

НА ЮГ

Зимовать в России – благодать,
зимовать в России – благо (благо,
зимы стали быстро пролетать):
пусто, тихо, ничаго живаго,
всё окрест как белая бумага,
на которой некому писать.

Сплошь позёмка и пороша сплошь,
всё окрест – на молоке и вате.
Всяк хорош, кто в эти двери вхож,
я же – проживу без благодати:
собственной, я понял, рукояти
не сечёт и самый острый нож.

Журавлиных факультет наук,
отщепенцев клика голенаста!
вам вослед движение на юг
начинать, не дожидаясь наста –
научился я у вас, и вас-то
там и встречу, заходя на круг.

***

Не странно ли:
умирает – лето,
больно – нам,
а кричат – птицы...

Анна ГЕРАСИМЕНКО

«...Нужно продолжать писать и искать «своих», тех, кто чувствует слово так же, как я. Я нашла их в творческой мастерской «АЗ». Это было невероятное время свободы и полёта, когда мы жили стихами, ставили смелые эксперименты, совершали открытия, и каждый наш день и был поэзией. Наш наставник – поэт А. Ибрагимов – стал для меня крёстным отцом дважды: в поэзии и в жизни».

СКУЧНЫМ МУЖЧИНАМ

Ты был похож на Алена Делона
В молодости.
Поэтому нравился маме,
Моим подругам
И мне –
Потому что дарил цветы,
Писал по-французски,
Переводил стихи,
Рассказывал про Париж,
Гималаи
И чудные контуры крыш
Вечного города.
Мечтал о семье –
Ты, я, пара детей, собака,
Домик за городом,
Тихая старость,
Овсянка на завтрак,
И никаких приключений!
Как хорошо,
Что я не вышла за тебя замуж.

Саша ГУЩИНА

«Когда я вспоминаю мастерскую «АЗ», я вспоминаю людей. Их глаза, улыбки, поворот головы. И стихи. Но больше – самих людей. Наши разговоры по пути в «АЗ», и после – когда провожали друг друга на остановку. Я почти не помню сказанного и прочитанного. Я помню радость и глубину соприкосновения. Помню этот огненный вихрь в самой мастерской. Помню, какие все разные и замечательные. Помню, Александр Гумерович сказал, что в каждом из нас есть чудо, есть то, что есть только у нас, и если этим поделиться с миром, то мир будет счастлив».

***

Осенью все ходят в гости –
Ветер – в рукава моей куртки,
Дождь – через форточку в комнату,
Лужи – ко мне в ботинок,
Я – на пирог к маме,
Или на фильм к брату,
Или на смех к папе,
Или к себе домой,
Чтобы встречать гостей.

Александр ЕМЕЛЬЯНОВ

***

По серебряным улицам осени поздней пройдусь
В беспричинной тоске, в неразумной надежде щемящей,
Что сейчас я очнусь, облекусь, что-то вспомню, найдусь,
Всё пойму, оживу, засмеюсь и явлюсь настоящий!

Новым взглядом взгляну, суть предметов поймаю на «раз»!
А на «два» – суть людей, а на «три» суть молитв и абстракций.
И почувствую связь, очень крепкую, ясную связь
С путеводной звездой, и уже не смогу потеряться.

Полной грудью вдохну этот воздух, какой ни на есть,
Заработает сердце, и кровь заструится по жилам,
И в поток временной окунусь я и вынырну здесь.
Здесь, сегодня, сейчас – молодым, но уже старожилом.

Ах, как жить хорошо – вечер, осень, мороз, серебро.
В каждой клетке покой, а души проявленья так чутки...
В ожидании счастья, в желании делать добро,
В осмыслении этой случайной, божественной шутки!

Евгений КАЗАКОВ

***

А. Ибрагимову

День без Саши
Год без Саши
Вечность с Сашей

***

Ищу Сашу
Всё выше-выше-выше
Поднимаю глаза

***

Нет у ребёнка ничего
Что отнять
Нельзя

Виктор КАЛЬСИН

СЛИШКОМ ДОЛГАЯ ОСЕНЬ

Объехав не всю страну – какую-то часть,
не в поисках счастья – хотя бы выгоды,
вернусь в деревню и, в дверь постучась,
спрошу у матери: «Воды бы...»
Побывал, посмотрел: в добре или зле
люди живут, как позволяет климат,
но везде одинаково – везде палима
худая былинка на нашей земле.
Коротко расскажу, как идут дела
(ничего, выбивающегося из ряда):
«А у вас, вон, сирень зацвела».
«Слишком долгая осень. Так надо».
Слишком долгая осень, но немного тепла
ещё сохранилось: и в это утро
река не застыла. То есть, вода
всё ещё не утекла,
всё ещё не улетела одинокая утка.
Прислушиваясь к самой себе, рассказывает мать,
перемежая прошлое с тем, что от него осталось.
Утка – теоретически – может перезимовать,
человек не переживёт старость.

Увы, но годы берут не только своё,
якобы – не насовсем, якобы – на пару минуток.
Отец иногда достанет ружьё,
погладит, почистит – и уберёт: не до уток.

Потому-то осень с лица не стереть:
старики смирились, что не будут другими,
ничего не хочется узнавать, хочется
просто смотреть,
а надежды так и остались благими.

Родниковая тишь. Над деревней стоят стога.
Лайка положила голову на газету.
Слишком поздняя осень, прошла страда,
сани давно готовы, а снега нету.

Александр КОМАНДИН

«Меня привёл в мастерскую поэт Александр Шихер зимой 2006 года, и с того вечера следующие три года я не пропускал наших «сред» вплоть до вынужденного переезда в Петербург в 2009-м. Только теперь я начинаю понимать многое из того, о чём мы говорили. «Упорствующий до предела почти всегда бывает прав», – любил цитировать наш учитель А. Ибрагимов строчку Е. Винокурова. В те годы я непроизвольно делал ударение на слове «прав», сейчас же всё чаще на слове «бывает». Для меня мастерская –живое братство писателей, для которых Слово – прежде остального, а работа над собой и текстами – главный и необратимый процесс».

***

Вот, посмотри: на этом снимке
Мы вместе до сих пор стоим.
Был горизонт в сквозящей дымке
И ветер тёплоголубым.

Сухие океаны глянца
Желтеют. Хочется забыть,
Как я тогда умел смеяться
И даже плакать, может быть.

***

Под лежачим камнем тихо,
Ничего там не течёт.
Сеть сплетает паучиха,
Сторожит бочок волчок.
Закрывай глаза, совёнок,
И спокойно засыпай.

Голос призрачен и тонок.
Точка речи. Зренья край.

Татьяна КРАВЧЕНКО

«Я пришла в мастерскую, когда мне было 17 лет. Её творческую, искреннюю атмосферу невозможно забыть. Это уникальный проект, который имел свой неповторимый голос благодаря удивительному человеку, невероятному поэту – А. Ибрагимову. Он не пытался кого-то переделать, он был в круге, а не над ним, для каждого находил слово, создавал пространство для настоящего, полезного диалога. Мы вместе разбирали и снова собирали наши собственные миры, но именно он держал этот круг, созидая в нас и для нас важнейшие смыслы, которые живут и по сей день».

***

Мы, конечно, не будем друзьями,
пойдём уверенно в разные стороны,
застучат дожди единицами и нулями,
касаясь окна словами сломанными.

Мы спали с тобой до обеда, ставили точку,
мы жили от встречи к встрече, не зная меры,
наши короткие строчки и длинные строчки
стали стихами, пылинками в атмосфере.

Это случится скоро, это уже случилось,
мир прежним не будет, не будет нашим,
только запомним, как вместе светились
в маленькой комнате пятиэтажки.

Мир превращается в море и нас волнует,
время молчит, потому что оно уходит,
осталось немного нежности и поцелуев.
Говоришь: «Всё пройдёт».
Действительно, всё проходит...

***

Потемнеют тёмные аллеи,
воздух тоньше, каждый звук острее,
где-то в вышине стучат колёса,
и звучит оркестр безголосый.

Таня то заплачет, то не плачет,
в уголках созвездий сердце прячет,
падают мячи в большую воду,
чтоб потом лететь по небосводу.

По орбитам – точки и пунктиры,
где-то в небе, в пустоте эфира,
лопаются кварки, рвутся струны,
в молоке плывут миры и луны.
В небеса уходят караваны,
время вытекает из кармана,
горизонт краснеет от заката,
я иду к нему путём крылатым.

Дмитрий МУРЗИН

***

Мама, мне снилось поле,
В поле гуляла пуля.
Было ей там раздолье,
Было ей там июлье.

Было ей там раздолье,
Было чем поживиться.
Птицы ушли в подполье.
Люди стали как птицы.

Мама, мне снилось лето,
Пчёлы, солнце в зените,
Первая сигарета,
Прожжённый свитер.

Старая радиола,
Бал выпускной и танцы...
Мама, мне снилась школа...
К чему покойники снятся?

***

Я покопался в душе и нашёл Иуду.
Я покопался в сердце и нашёл Иуду.
Я покопался в уме и нашёл Иуду.
Я порылся в карманах и нашёл серебро.

Наталья МУРЗИНА

***

Серёже

Дождь проснулся в облачной перине,
Распугал ватагу шумных птиц.
Вновь сияет солнце, а у сына
Небо пролилось из-под ресниц.
И несётся детство золотое
По траве холодной босиком.
Счастье... знаешь, сын, оно простое.
В белой кружке с белым молоком.

***

Вот и лето на убыль. И робкая осень
Скоро пёстрые пятна уронит в траву.
И высокое небо в прогалинах сосен
Золотистым сияньем прогладит листву.
Перелётные хлопоты в самом начале –
С поднебесных прощальных высот журавли
Одиноко и нежно ещё не кричали,
Первобытную грусть растворяя вдали.
Растворится, растает... О ярких нарядах
Будут долго шептаться ещё дерева.
А когда облетят, утешать их не надо.
Среди них и мои где-то бродят слова...

Татьяна НИКОЛАЕВА

ПЕРЕМЕНА

Окно, распахнутое настежь в сад ,–
в янтарный свет июльского заката
дрозды о преходящем голосят,
как звёзды – о божественном – когда-то,

И шмель, присевший на моё колено,
И со стихами школьная тетрадь –
большая возрастная перемена,
которую осталось вспоминать...

Так тихо на душе! Листва опала,
плоды все собраны, уснул шмелёк
в своей берложке, и невзрачной стала
земля-кормилица у самых ног.

А помнишь, как разъяв на свет и тьму
Себя, Ты вдруг заплакал? Не от боли, –
от одиночества. Ну и кому
Ты дал вкусить Своей безмерной воли

и смерть – как плату?.. Памятью согрета,
отрочества переживаю лето:
и свет, и тени, скручиваясь в жгут,
меня Тобой восполнят и сожгут.

КОРМУШКА

Вот и всё. Отчалили пернатые,
зиму скоротали, как смогли.
Хорошо запомнили пенаты вы,
городские пасынки земли?

Прилетайте стайками и парами.
Мне хоть и проблемно, но тепло
от возни крылатой, я ведь старая, –
время перелётов истекло.

Вот, в стекло оконное уставилась, –
о, душа несытая, молчи! –
радуюсь, как парами и стаями
вас сменяют галки и грачи.
Эти – самостийные, кондовые,
им и заморозки нипочём!
Залетают – юные и вдовые –
синь небес взъярив крылом – плечом!

Но с пронзительным благодарением
вспомню я синичку без хвоста,
самую любимую из ста,
как доверчиво – и на колени мне...

Алексей ПЕТРОВ

НАПУТСТВИЕ

В путь-дорогу помолясь,
Не один уходишь – с миром,
А без мира – быть беде,
Не пройти и километра.
И безудержная страсть
Служит пусть ориентиром,
За четвёрку лошадей –
Коренных четыре ветра.

За один удар хлыста –
Шестьдесят ударов сердца
Самой дикой из свобод, –
Ты лови её на вдохе,
Чтобы вновь способным стать
И зажечь, и разгореться,
Чтоб была душевной боль,
Настоящей, без подвоха.

Чтобы, если уж под суд –
К справедливейшим из судей,
Если ношу из оков –
Легче пёрышка, покуда...

Пусть по жизни берегут
И с тобою рядом будут
Самый строгий из Богов,
Самый ласковый Иуда.

ОТ А ДО Я

Омега и Алголь, от азбуки до яти,
От каменных веков до нынешних времён,
От мира, что вокруг тревожно непонятен,
До сущности простой названий и имён.

И солнце, и луна. Как смена дня и ночи,
Как грех и непорочность, и прочий стыд и хлам,
Мгновения моих столетних одиночеств.
Столетия твоих скитаний по углам.
И проза. И стихи. И помыслы, и средства,
И горе от ума, и глупость от души.
Рождение и смерть, отрочество и детство,
Что горестно до слёз и попросту смешит.

Стремление наверх, как движитель прогресса,
И взгляды сверху вниз... Мирская суета...
Любимая, ты знай – всё сущее от беса...
От Бога только сон и слюнка изо рта...

Андрей ПРАВДА

***

На столе лежит спокойно
Бийских спичек коробок.

***

положим точкою плавленья
начало мартовской главы
нам нужно выяснить у тени
температуру синевы
задать вопрос беспечной птице
и ждать до осени ответ
но словно заново родившись
на этот потеплевший свет
день бесшабашен будто пташка
а воздух словом подслащён
и полушубок нараспашку
и бог лишь знает что ещё

Андрей ПЯТАК

ОРАНЖЕВАЯ КЕПКА

Идёт на море шторм, а я всего лишь щепка.
Волна то бросит вниз, то на берег швырнёт.
А рядом, как фрегат, оранжевая кепка
Не знает, как и я, куда она плывёт.
Мы кружимся в одном большом водовороте,
Мы пленники одной безудержной волны.
На гребень взгромоздясь, мы бредим о полёте,
Но в пропасть тянут нас ревущие холмы.

Нет, мне не утонуть, я маленькая щепка,
Тупых голодных рыб я больше не боюсь.
Меня на борт взяла оранжевая кепка,
Пусть чаек сводный хор венчает наш союз.

Агата РЫЖОВА

КОСНОЯЗЫЧИЕ

Косноязычие любви, когда любовью рано
Назвать туман, клубящийся меж нас
И родственный рассветному туману.

Новорождённый ветер-балетмейстер
Листвой играет в огнецветный вальс.
Мы в вихре листьев вместе и не вместе.

Мы палая листва в руках младенца,
Наложники-танцоры. Через раз,
Но торопливо и блаженно бьётся сердце.

Косноязычная пугливость первых фраз...

***

И каждый раз – всё с белого листа.
В прорехах жизнь, как рубище Христа.
Надеть его – задача не из лёгких.

Сдавайся, лист! – я выдохну строфу
И белизну бесслёзную сотру,
Следами за собой оставлю строки.

Терзала лист – и гул в душе стихал.
И жизнь проста, как рубище стиха.

Валерий САФОНОВ

***

Я «Мальборо» бросил окурок.
Недолго летел он, упал.
А кто-то, какой-то придурок,
Окурок с земли подобрал.

Красивый, добротный окурок
Держал он дрожащей рукой
И думал: «Какой-то придурок
Окурок забросил такой».

СТРАШНЫЙ СОН

Шёл массовый забой свиней
Под массовый запой людей.

Смешались кровь и самогон.
Я ночью видел страшный сон.

Тот день. Смотрю из-за ворот,
Но всё уже наоборот.
Шёл массовый забой людей
Под массовый запой свиней.

Руслан СИДОРОВ

***
Уйду в тайгу. Уйду в тайгу.
Уйду, когда настанет лето.
Процеженным сквозь хвою светом
умоюсь в травяном логу.

Алмазы утренней росы
босыми соберу ногами.
Бедняк, кто в шлёпанцах шагает.
Тот, кто богат, идёт босым.

Хрусталь стремительный – вода –
упругой одарит прохладой.
Мне лживой женщины не надо,
жена – река – верна всегда.

Разбавит вечер костерок.
Уже поставлена палатка.
Уже ухи покушал сладкой,
песком почистил котелок.

Бесшумно падает звезда.
Желание не загадаю.
Зачем? И так не обладаю,
чем обладать хотел всегда...

Перетерплю, перемогу,
перенесу и то и это.
И только лишь настанет лето,
уйду в тайгу. Уйду в тайгу.

Сицуно АРИСАВА

В ПЕЧАЛИ О ТАТЬЯНЕ НИКОЛАЕВОЙ, С КОТОРОЙ ТАК И НЕ УСПЕЛА ПОВИДАТЬСЯ

Думала, найду вас, когда отступят снега,
И примчусь первым же махаоном.
Но зима на последнем вздохе
Навсегда замела
Следы от вашего дома.

Михаил СОЛОПОВ

***

Листья у птиц учились петь,
А научились
Летать.

***

Вечнозвенящая
Цикада
Тишина

Михаил СТРЕЛЬЦОВ

***

Стихи послушны снегопаду,
И на подъём рука легка.
Я мог бы сочинить балладу
Про небеса и облака,

Но я зациклился на лете,
Твоими письмами дышу....
И что изменится на свете,
Когда балладу напишу?

Татьяна ТУКСИНА

***

Время не лечит. Лечит не время.
Лечат поездки и новые люди.
Лечит весна. Лечит вал впечатлений,
Сны и предчувствия – то ль ещё будет!
Стрелки пушистые от самолётов
В небе. И шпалы бегущие лечат.
Лечит надёжный и преданный кто-то,
В нужный момент обнимая за плечи.
Лечит больница. Лечит аптека.
Лечат настойчиво, изо всей силы.
Был человек. Нет теперь человека.
Я наизусть твоё имя забыла.
Видишь – здоровая. Видишь – живая.
Некогда ныть – каждый час чем-то занят.
Видишь?
...но если с подножки трамвая
кто-то посмотрит твоими глазами...

Егор ТЮВАЕВ

***

Актёр, который пахнет рыбой,
Выходит на сцену
И пахнет рыбой.

***

Чтобы познать вечность,
Нужна
Вечность.

***

Да не дрогнет
Рука
Поэта.

Ирина ТЮНИНА

***

Одиночество – тень на стене
От луча восходящего солнца.
Это то, что приходит во сне,
А потом навсегда остаётся.
И неделя – одна за одной.
Так всю жизнь и цедить понемножку,
Чтобы рядом был кто-то родной
И чтоб это была не кошка.
Дверь закрыв за собой, не страдать,
Но в оконце рассвет неяркий.
Одиночество – это когда
Больше некому делать подарки.

ТЕЛЕФОН

Зашёлся в приступе немоты,
За весь день ни разу...
Она сама покупает цветы
И ставит в вазу.
Её ожидания без вины,
Натюрморт несложный:
То этот нож не с той стороны,
То эта ложка...
И всё вроде сделано наперечёт:
Макияж и свечи, –
Закат линяет, она всё ждет,
И стареет вечер.
Она цветы уберёт со стола
И кастрюлю супа,
Потом противно сдирает лак
И смывает губы.
К стеклу прижавшись горячим лбом
И руки ломая,
Она застыла, как всё кругом
С октября до мая.
Часов настенных сердечный стук
Ничего не значит...
И только сумерки ловят звук,
И вечер плачет.

Макс УКОЛОВ

ПО ЧЕМУ Я ПИШУ

Я пишу стеклорезом
По скрижалям. Железом
По осьмушкам блокнотным,
По линеечкам нотным,
По тетрадкам учебным,
По рецептам никчемным,
По вечерним салонам,
По своим эталонам,
По купюрам. Зелёным.
И по хлебным талонам.
По углам коммунальным,
И по картам игральным,
И по картам Генштаба,
Не считаясь с масштабом,
Недоступным Генштабу.
Я пишу по воде,
По Курильской гряде
Я пишу по Тибету,
Я пишу по тебе.
Я пишу по себе.
И, конечно, грешу,
Потому, что пишу
По душе. Стеклорезом.
Оставляя порезы.

***

Я выбился из расписанья.
Пора на списанье.

Извините за выражение.
Я играл на поражение.

Одиночество – вот моё отрочество,
Отечество и отчество.

Всё уже прострочено, отточено,
Обесточено, к сожалению,
Беспочвенно наворочено.

Пепельница, мыльница,
Да ещё чернильница –
Вот и всё, что нажито.

Что ещё прикажете?

***

Ветер, дующий постоянно,
Где-то достигает цели.

Оттого такими стали
Ветви у курильской ели.

Оттого и кружит птица,
А на ветви не садится.

Оттого и мне, как птице,
Постоянно не сидится,
Не тоскуется в дому
Так, как слову. Одному.

Сергей ХАРЦЫЗОВ

***

Ямб – это яма.
Ямб – это высь.
Стихи писать непросто,
не можешь – не берись.

А как же не браться,
когда от обид
горло, как рация,
хрипит и хрипит.

Горло, как рация. Передаём:
Рим, я Гораций,
как слышишь, приём.
Друзья ли, враги ли
почти победили,
в могиле Вергилий
и Цезарь в могиле.
Защитники, струсив,
зарылись в постели,
и гордые гуси
на юг улетели.
Я сильно рискую,
являясь поэтом,
меня пеленгуют
и глушат при этом.
Захвачены почта,
вокзал и таможня.
Мы сделаем всё, что
уже невозможно
и сделать, но мы,
как всегда, победим!
Как слышишь, Гораций,
я Рим!

Дмитрий ХОБОТНЕВ

***

Вновь костры у славянской избы
Разожгли чужеземные люди,
И за вкрадчивой песней судьбы
Слышен гром стенобитных орудий.

Снова старый безумный колосс
Наступает на ржавые грабли,
И среди белокожих берёз
Засверкали монгольские сабли.
Мы идём, что нам сабли и гром?
Пережито давно и не ново.
Наша цель – в самый маленький дом
Занести подзабытое Слово.

Не споткнуться бы нам на пути,
Не сломаться под тяжестью неба
И на дальний рубеж донести
Знамя с запахом чёрного хлеба.

***

Далёких дней забытые слова,
Застывший лик седого циферблата,
Чужая, незнакомая трава
На всех тропинках, пройденных когда-то.

Лукавая, святая тишина
Стоит в конце туманного проспекта,
И запахом дешёвого вина
Насквозь пропитан зазеркальный некто.

Рука сжимает олово креста,
И плачут хрипло тонкие суставы:
И там и здесь всё та же пустота,
Не правы мы, но и они не правы.

Ночами слышу чьи-то голоса,
Какой-то шёпот грозный и невнятный,
Как будто чужестранные леса
Мне шепчут: рано, уходи обратно.

Но крюк немой, глядящий с потолка,
Всё ждёт и ждёт, когда в часы похмелья,
Устав искать дорогу в облака,
Я соглашусь спуститься в подземелье.

Людмила ЧИДИЛЯН

«Наверное, все, кто знает Сашу, согласятся, что у него был дар увидеть талант в любом. Например, что я поэт, сказал мне Саша. Только после знакомства с ним я поняла, что надо развивать поэтические способности. «Приходи ко мне в студию! Там серьёзные, талантливые ребята. Послушаешь, почитаешь». Не сразу я откликнулась на предложение. Саша умел найти слова, способные вдохновить, придать уверенности и настроить на работу. Новички постепенно учились отличать поэзию от рифмованных предложений. Зрелые мастера, а такие тоже посещали студию, читали свои стихи, заряжались энергией молодых и снисходительно относились к их дерзким попыткам выходить за рамки классических форм. С Сашей можно было говорить на любую тему. Мы дружили семьями, и мои дочери с интересом пытались вникать в рассуждения Саши о жизни и поэзии на вечерних посиделках в Журавлях. И студийцы часто приезжали на дачу к Саше с Наташей и у костра до поздней ночи читали стихи».

Папины друзья на речке.
Фотографии из семейного альбома

От воды намокшие чубы,
Руки сжаты на плечах друг друга,
Мошкарой искусанные лбы –
Три беловских пацана, три друга.

Из сатина длинные трусы
Облепили острые коленки.
От жары облезлые носы.
На руках натруженные венки.

Над губой пушок едва возник,
Но и голод, и войну застали.
Вождь наколотый, товарищ Сталин,
Смотрит в сердце каждого из них.

Это я.
Фотографии из семейного альбома

Скверик из акаций, клёнов, тополей.
Карусель с лошадкой в глубине аллей.
Гипсовый мужчина с гипсовым значком
Между листьев смотрит дырочкой-зрачком.
Рядом деревянный, в реечках, ларёк,
У окошка мальчик нос уткнул в кулёк.
А по тротуару, за руки держась,
С папою и мамой я иду, смеясь.
В платьице из шёлка, с сумочкой в руке,
С подзажившей ранкой на худой ноге.
С бантом из капрона в редких волосах,
В маминых, со стрелкой сломанной, часах.
Почему? – не вспомнить – я там хохочу,
Может быть, мальчишке нравиться хочу...
Видел или нет он, мне теперь гадать,
Как, за руки взявшись, я могу летать!

***

Ах, как сладко пела я,
Аж до слёз!
Там, где роща белая
От берёз.
Где листва сплеталася
В кружева,
Где от ласк осталась я
Чуть жива.

Где под ливень барыню
Ты плясал
И малиной раннею
Забросал,

И опять про валенки
Спеть просил,
А потом, как маленький,
Спал без сил.

Виктор ЧУМАЧАКОВ

БАЛЛАДА О НЕДОСТУПНОСТИ

Выл пёс, отчаяньем ошпаренный,
Луна на небесах паслась,
А на столе, в сметане жаренный,
Печально остывал карась.

Вокруг антенны шеи высили,
Несли в квартиры тарарам,
И сумерки с глазами лисьими
Дремали мирно по углам.

И эхо шлялося квартирное:
«А ты!.. А ты!.. А ты!.. А ты!..»
И, молоко лакая жирное,
Урчали жадные коты.

Метался долго пёс отчаянный,
А цепь собачья не рвалась...
Такой сметанистый и жаренный,
Но недоступный был карась.

Алексей ШИРЯЕВ

АЛТАЙСКИЙ СБОР

О, дед Алтай! Дорогами светил
По тропам, до немыслимости узким,
Где забываешь говорить по-русски,
Не я ходил, а ты меня водил.

Когда в горах гордыне горевал,
От городской прочухиваясь спячки
Балбалами забалтывал болячки,
Ты на пути разбрасывал завал.
Ты жаловал меня своей рекой –
Я приникал в почтительных поклонах.
Кто, как не ты, меня на скользких склонах
Невидимой придерживал рукой?..

Осталось что? Ладонь моя пуста.
И всё ж со мной невестою Белуха,
И небеса из молока и пуха,
Корявых закорючек два листа,
Вершин неверных молчаливый хор –
И это лучший мой алтайский сбор.

АХ

Преддверие предания, час «Ч».
Поставь Фортуне
На кон покой, ты снова на коне
И накануне.
На краткий миг на цыпочки ты встал
На край колодца.
Как будто крутанул зачем-то кран –
Вот-вот польётся!
Как будто – вжжжик – и в вечность унесут
Коньки ли, лыжи...

Как будто птичка села на порог –
И ты не дышишь.

Александр ШИХЕР

***

Когда за окном шелестит листва,
Хочется очиститься от грязи и шелухи,
Открыть окно и вдыхать слова.
Вдыхать слова – выдыхать стихи.

***

Невозможное небо в моей голове,
и как будто
Растворился в себе и потёк
мириадами рек.
Я проснулся однажды задумчиво-
пасмурным утром,
А на улицы города падает пепельный снег.
Это лето сгорело, как бабочка
в пламени свечки,
И опавшие крылья дымят
на пожухлой траве.
Где-то рядом спешат, верещат,
шебаршат человечки,
Задыхаясь в морозно-кипящей больной
синеве.
Словно рыба на суше под ветром
бескрылая осень
Распласталась на зимнем, холодном,
пустом берегу.
В эту в первую брачную ночь
ляжет белая простынь,
А потом будут звёзды, и сны,
и следы на снегу.

***

Завтра будет тепло, и лето близко,
Я знаю точно, есть такая примета:
В вечернем небе летают низко
Полиэтиленовые пакеты.

Юлия ШКУРАТОВА

«19 июля 2020 г.
Ощущение пограничности. Как будто небесный воздух с земным нераздельны, неслиянны... Жизнь проходит на глазах у смерти.
18 июля умер А. Г. Ибрагимов. В последнюю нашу встречу (я тогда знала, что она последняя) мы говорили о стихах. За дверью кабинета шумели, готовилось чьё-то выступление. А мы говорили о стихах.
– Юля, почитай стихи.
Тишина. Совсем как ребёнок, чистое и уже нездешнее в наивном, растерянном взгляде, но вдруг что-то включается, я читаю, он слушает.
– Как думаете, лучше так оставить или первый вариант?
Долго молчит... Первый вариант лучше, объясняет почему, спорим, я соглашаюсь. Молчим. Хлопают дверью, отвлекают, зовут. И вновь наставник – ребёнок, которого за руку веду в полный зал, крепко сжимает мою ладонь. Молчание всегда было самой важной частью нашего с ним разговора. И вот оно».

***

Росою огорошена,
Не стрижена, не кошена,
Стоит трава засохшая
У дома моего;

Белёсая, калечная,
До боли человечная,
Стоит, как будто вечная.
И больше – ничего.

***

тихо скрипнет половица,
пробежит по телу ток,
в приоткрытую ключицу
замурлычет старый кот.
там, за скважиной замочной,
ночь от ночи леденей.
санки-дочки чертят строчки
всё ровнее, всё верней.
тишина всё тише-тише
над тобой и надо мной,
над завёрнутой в пальтишко
ни девчачьей, ни мальчишьей
перевёрнутой страной
№3 Литературная студия