Наталья Скачкова. Герметический мир Ярославы Хмель и его живописные воплощения
Наталья Скачкова
Мотив сада является универсальным в общемировой культуре. В архаической традиции сад ассоциировался с образом идеального мира, космической гармонии, упорядоченной Вселенной. Античная мифология представляет сад местом радости и блаженства. Так, сад Афродиты предназначался для любовного уединения. Особенно развернуто мотив сада осмыслен в библейской традиции, где он прежде всего связывается с образом земного рая, откуда ведет свое начало история человечества. В христианской литературе и живописи сюжет «запертого сада» ассоциируется с чистотой Девы Марии и ее непорочным зачатием. Образ же Гефсиманского сада символизирует высоту духа Богочеловека, решившего принести себя в жертву ради искупления грехов, спасения людей и победы над смертью. Урбанистическая культура XX века предложила свою концепцию сада – города-сада, разработанную Э. Говардом. В ее основе лежит новое осмысление роли человека и среды его обитания в индустриальном мире, что оказало большое влияние на градостроительные задачи в XX веке. Символично, что город-сад Новокузнецк, воспетый В. Маяковским, – изначально рабочий поселок, а к концу двадцатого столетия индустриальная агломерация – стал местом рождения художника Ярославы Хмель, для которой образ сада является если не ключевым, то одним из главных мотивов творчества. Знакомясь с работами художника родом из города металлургов и шахтеров, вопреки ожиданиям, не встречаешь ни пафоса преобразования мира, ни темы труда, ни популярного в регионе индустриального жанра. В ее картинах отчетливо звучит тема сада и природы, о чем говорят и названия произведений: «Обитатели сада», «Заповедный лес», «Герметический сад» и пр. К настоящему моменту творческая биография художника насчитывает более 80 выставок как в родном регионе, так и за его пределами – в различных городах России и Европы. И в каждой экспозиции ее произведения безошибочно узнаваемы, что свидетельствует о сложившемся авторском стиле. Живописные полотна Ярославы Хмель выполнены преимущественно в прямоугольном, вертикально ориентированном формате. Привлекает особое внимание их композиционный строй, стремящийся к симметрии левой и правой частей. Автор выбирает ключевой элемент, который располагает в центре в качестве вертикальной оси изображения, и по сторонам от него пишет прочие детали, уравновешивая их между собой по массе слева и справа. Так, например, в картине «Обитатели сада» осью симметрии служит изображение дерева с диковинными цветами и плавающими вокруг него рыбами, а в картине «Изумрудный мальчик» вертикальным центром является изображение главного героя, относительно которого равномерно выстраивается узор фона. Художник может варьировать данный композиционный прием, то усиливая его до почти абсолютной зеркальной симметрии, как в картине «Заповедный лес», то ослабляя, давая свободу органическому равновесию масс, как в полотне «Кузнечик в радости». Стремление к тождественности частей, а также ясный и выразительный силуэт центрального изображения, его статичность и контрастность по отношению к фону обнаруживают близость структуры полотен Ярославы Хмель законам геральдической композиции. Таким образом автор стремится зафиксировать момент, сосредоточить внимание на его значимости, передать незыблемость изображаемого состояния, возведя его в статус вечности. Данное качество усиливается плоскостным решением пространства, для которого свойственна сложно разработанная декоративная однородность. Так, в картине «Кузнечик в радости» представлен условный пейзаж с фантастическими растениями. Его предметные составляющие тщательно подобраны и согласованы друг с другом по форме, цвету и фактуре. Ближе к центру холста расположено изображение главного персонажа картины – кузнечика. Его силуэт выделяется на фоне желтого пятна, набранного мелкими красочными мазками. Такая живописная фактура, по всей видимости, призвана изобразить энергию вибрации от стрекота насекомого. Эта вибрация передается на окружающие предметы, струится по ветвям растения, на котором он сидит, набирает силу и растекается по всему холсту. Постепенно она увеличивается до более широких, но все таких же пунктирных мазков, напоминающих стежки, которыми символично прошито все видимое пространство. Создается впечатление, что перед нами не мазки кисти на холсте, а стежки вышивки. Укладывая их в упругие изумрудные спирали, автор изображает буйный рост высоких трав, под одеялом которых сокрыто сакральное действо: гимн радости крошечного существа в огромном мире. Довольно широкими однотонными плоскостями художник пишет листья растений, словно накладывая фрагменты аппликации на вышивку и проходя по краю все тем же пунктирным стежком. Этот прием сосредоточения внимания на «ремесленной рукотворности» холста помогает автору трансформировать мотив, взятый из реальной действительности, в индивидуально прочувствованную орнаментальную плоскость, обращенную к эмоциональной стороне восприятия. Символическая реальность картины пронизана особой ритмикой. Колорит также ориентирован на чувственную передачу пространства, насыщенного множеством смыслов. Красочный слой богат удивительным многообразием оттенков. Так, силуэты деревьев обведены голубым контуром, поверх которого нанесены пунктирные мазки еще более светлого тона, вследствие чего живопись пульсирует в пределах одного цвета. Вся поверхность холста вибрирует зеленоватым и серебристо-оливковым свечением. Вибрирующая энергия стрекота насекомого, шорох травы и шелест листьев сливаются в единую музыкально-живописную ткань, картина начинает восприниматься не только на живописном, но и на тактильном и аудиальном уровнях. Содержание художественного образа картин Ярославы Хмель строится на смысловых ассоциациях вокруг темы сада. По словам самого автора, она пишет «сады человеческой души»: «Их цель – создание сакральной гармонии всего со всем путем возделывания этого закрытого от глаз таинственного внутреннего пространства». Как любая символистская среда, сады в живописи художника наделяются качеством изолированности и замкнутости. В картине «Обитатели сада» второй план представлен изображениями деревьев одинаковой высоты и почти одинаковой формы. Их силуэты напоминают стену, которая преграждает движение взгляда в глубину холста и обозначает внутреннюю границу сада. В этом сакральном мире жизнь течет по своим законам, неподвластным рациональному мышлению. Здесь время остановилось, а рыбы, словно пташки, порхают вокруг деревьев. Уникальность среды заповедного сада достигается одинаковой степенью проработки всех элементов изображения. Художник добивается декоративной однородности планов, что в итоге приводит к ковровому принципу организации плоскости. Среда, заполняющая пространство между предметами, написана равноправно с ними – с тем же вниманием и тщательностью. Фигуры единорогов и пейзаж в картине «Заповедный лес» неразрывно взаимосвязаны, так как решены в единой живописной манере – короткими пунктирными мазками. С их помощью передается и шерсть животных, и травяной покров леса, и мелкие листья кустарников. Повторяя силуэты крон, плотная пунктирная живопись заполняет пространство между деревьями. Возможно, так автор пишет воздух заповедного леса или изображает прозрачные, но непроницаемые границы, отделяющие мир внутренний, сакральный, от внешнего. Пример метода превращения картины в однородную орнаментальную среду можно видеть и в произведении «Герметический сад». Автором создается особое визуальное состояние, в котором изображения обитателей сада и его растений являются частью общей декоративной ритмики. Это дает возможность наполнять картину разнообразными ассоциативными связями. Символистски решенное пространство, заключающее в себе разнообразных персонажей (зверей, птиц, рептилий), по замыслу автора само представлено в качестве главного персонажа – герметического сада. Его изобразительная структура насыщена концептуальной и чувственной многозначностью. Вот как сама Ярослава Хмель описывает картину: «В саду представлены различные части нашей человеческой природы. Они живут в мире друг с другом. Наша задача – возделывание внутреннего райского сада для обретения гармонии со своим природным и божественным началом и Любви в душе». Стремление к слитности фигуры и фона не единственный метод изображения эмоционально-чувственной среды в картинах Ярославы Хмель. Средствами контрастного сопоставления решено взаимодействие пространства и предмета в работе «Изумрудный мальчик». Здесь фоном является условный пейзаж, составленный из орнаментального раппорта в виде рисунка кустарника с мерцающими голубыми плодами. Плоскостность и изысканная графичность фона вступают в контраст с реалистичной трактовкой лица и рук ребенка, а также с плотной, пастозной живописью его наряда. Световая пульсация, исходящая от мальчика, растекается по всему пространству холста, заставляя живописную ткань переливаться внутренним светом. В картине нет конкретного сюжета, заставляющего умиляться или сочувствовать ребенку. Изумрудный мальчик – это скорее мистический образ кристально чистой энергии, незамутненной и неиспачканной, той самой, из которой творится мироздание. Не случайно в руках у него игрушка-головоломка, напоминающая кристалл, как символ многовариантности конечного результата и сложной задачи, которую под силу решить только ребенку – существу с чистой душой, обитателю сакрального мира. Размышляя о садах Ярославы Хмель, невольно хочется провести аналогию с герметическим садом в алхимической традиции, где ученые заняты процессом великого Делания. Примечательно, что в своих трактатах алхимики называют себя «детьми истины», а свою работу – «детской игрой». Геометрическая структура в руках Изумрудного мальчика может ассоциироваться с ключом от герметического сада, а также с самим философским камнем, позволяющим создавать и преобразовывать материю. Какими бы ни были интерпретации художественных образов в живописи Ярославы Хмель, главным остается стремление автора показать, что преображение мира возможно через преображение внутреннего пространства личности. «Герметический сад – это наше тайное, замкнутое пространство, являющееся зерном для всего, окружающего нас. Экология всего мира есть отражение экологии, которую люди содержат в себе, в собственном внутреннем саду».