ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2018 г.

Анатолий Мохонько. Композиторы Кузбасса на творческом взлете

Автор: Анатолий Мохонько
Музыка кузбасских композиторов составляет неотъемлемую часть репертуара как профессиональных, так и любительских художественных коллективов. И композиторы-любители на протяжении последних десятилетий сделали мощный рывок в своём развитии. Об их творчестве, сочинениях повествует эта статья.
Сегодня большое внимание уделяется процессам, происходящим в области создания народно-инструментальной музыки в Кузбассе. Публично проанализировать прозвучавшую в концерте музыку местного композитора всегда непросто. Поэтому рецензии подобного рода ограничиваются лишь перечислением исполненных произведений и несколькими общими похвальными фразами в адрес автора музыки. Не обозначены пути дальнейшего развития творческих идей местных авторов в области инструментальной музыки. Однако без оригинальной литературы для народных инструментов, созданной на местной почве, невозможно серьезно говорить о развитии народно-инструментального искусства в Кузбассе. Должен начаться активный поиск контактов с местными композиторами. И на этом направлении есть явные достижения. Ныне мы приближаемся к тому этапу развития композиторской мысли, когда сочинения местных авторов становятся необходимой и важной частью репертуара многих инструментальных художественных коллективов. Нужна обратная связь между творцами искусства (композиторами и исполнителями) и теми, кто его воспринимает и осмысливает (слушателями и критиками). А для народно-инструментального искусства постоянный анализ творчества кузбасских авторов вдвойне важен.
Формированию творческой организации Союза композиторов Кузбасса способствовало наличие проблемы роста профессионального образования композиторов, стимуляции их творческой активности и обмена опытом, что должно было способствовать художественно-эстетическому просвещению и музыкальному воспитанию молодого поколения Кузбасса. Именно эти творческие импульсы в первую очередь сознавались музыкальной общественностью сибирских городов.
С середины 90-х годов с неослабевающей настойчивостью велась работа над созданием будущей кузбасской школы композиторов. Организационная работа по созданию Союза композиторов Кузбасса проходила в несколько этапов.
Вклад композиторов в процесс становления народного оркестра общеизвестен и неоспорим. Оркестру русских народных инструментов композиторы первой величины писали не много, хотя путь проделан впечатляющий – от любительского ансамбля балалаечников до сложнейшего концертного организма, которому подвластно решение самых сложных и неожиданных художественных задач. Несомненно, в ХХI веке в ОРНИ свои взоры должны обратить гораздо большее число профессиональных подготовленных композиторов. Но и здесь не без проблем. Кузбасские композиторы-«народники» разрознены, разбросаны в Кузбассе, их проблемами мало кто интересуется.
Композиторы-любители на протяжении последних десятилетий сделали мощный рывок в своём развитии. Сочинения кузбасских композиторов поднялись на уровень полноценных музыкальных произведений, прочно вошли в концертную практику Сибирского региона, интерпретируются дирижерами и исполнителями, профессионалами и любителями, воспринимаются разными аудиториями, вызывают эстетическое удовлетворение у всех поколений слушателей, включая их в процесс культурного сотворчества.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что «старт» композиторскому творчеству в Кузбассе дали основатели и старейшие педагоги Кемеровского музыкального училища баянисты Георгий Сомов и Григорий Яненко. С самого начала (вторая половина1940-х годов) в классах баяна репертуар почти полностью состоял из переложений или «снятых» с пластинки произведений. Ведь тогда оригинальной литературы для баяна ещё не было и педагоги начали заниматься обработкой народных мелодий, песен советских композиторов. Г. Сомов создаёт блестящую обработку песни Дм. Покрасса «Казачья песня», а Г. Яненко – русской народной песни «Сиротинушка» для трёх баянов. Эти первые опыты педагогов были горячо приняты учащимися и преподавателями училища, кузбасскими слушателями. А дальше в этом деле первенство захватил Сомов. Его обработки звучали эффектно и убедительно. Это, прежде всего, «Красный сарафан» А. Варламова, русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Ноченька». Не молчал и Яненко. Студенты любили исполнять его обработку народной песни «Посею лебеду на берегу».
А далее композиторскую эстафету педагогов подхватили студенты. В училище ежегодно проходили композиторские конкурсы, на которых активно и ярко выступали баянисты Анатолий Кузнецов, Геннадий Голицын, Станислав Афанасьев, Александр Абрамов, Виктор Заложнов Владимир Шкуратский, Юрий Худечко и др., которые написали немало прекрасных песен и инструментальных сочинений. В 1960-е годы в Кемеровском музыкальном училище учился и пробовал свои силы в композиции ставший в дальнейшем популярным советским композитором аккордеонист Георгий Мовсесян.
По художественным достоинствам произведения композиторов-любителей Кузбасса не всегда могут соперничать с проверенными временем и общественным вкусом творениями классиков или сочинениями современных, признанных в музыкальном сообществе авторов. Однако эти произведения доказали свою жизнеспособность, звучат в эфире и на сцене, вошли в музыкальный быт региона, являются частью его музыкальной культуры, выполняют определенные социально-культурные функции.
Обратимся к творчеству известного в Кузбассе баяниста, музыкального педагога Геннадия Голицына, в течение многих лет работавшего художественным руководителем и дирижером любительских оркестров и ансамблей народных инструментов.
Г.И. Голицын - профессор кафедры народных инструментов Кемеровского университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ. Родился в г. Анжеро-Судженск Кемеровской области. Там же обучался в музыкальной школе, далее в Кемеровском музыкальном училище, Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. По окончании консерватории ему были присвоены квалификации: концертный исполнитель, дирижер оркестра, преподаватель специальных дисциплин.
Большая часть профессиональной деятельности Г. И. Голицына связана с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, где он работал в качестве заведующего кафедрой народных инструментов, декана факультета культурно-просветительной работы. Склонность к композиции у него проявилась в юношеские годы, нашла продолжение в годы обучения в консерватории, ею он занимался, работая в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. Преобладающим жанром творчества являются песни, обработки для оркестра народных инструментов, пьесы для баяна с оркестром.
Значительным этапом в композиторской деятельности Голицына стало участие в творческих лабораториях, проводимых Центром народного творчества Красноярского края в 1990-е годы. Являясь руководителем оркестровой секции, Голицын в эти годы создал несколько крупных произведений для ОРНИ, в том числе сюиту-фантазию «Сказание о Красноярском крае», фантазию на темы красноярского композитора А. Злобина «Краснояры сердцем яры».
Композиторское творчество не являлось основной сферой профессиональной деятельности Г. Голицына, он - композитор-любитель. Тем более интересно, что двигало им при сочинении музыкальных произведений : внутренняя творческая потребность, вдохновение или иные, лежащие вне музыкального творчества, стимулы? Обладающий многолетним опытом руководитель и дирижер оркестра, Голицын ощущал насколько мало создано произведений для коллективов такого рода, осознавал ограниченность репертуара народных оркестров и необходимость его обновления. Это осознание становилось стимулом композиторской деятельности.
Поначалу музыкантом двигала прагматическая задача расширения репертуара коллектива, с которым он работал. Но затем, в ходе творческого процесса появлялись увлеченность, вдохновение, порождающие произведения, обладающие определенными художественными достоинствами, что, в свою очередь, позволяло произведениям включаться в репертуар учебных и профессиональных музыкальных коллективов, исполняться не только в Кузбассе, но и в Сибирском регионе, становиться частью его локальной культуры.
Одним из исполняемых и пользующихся неизменным успехом у слушателей произведений Г. Голицына стала фантазия «Краснояры сердцем яры» для оркестра русских народных инструментов на темы песен А. Злобина. А. Злобин - член Союза композиторов Красноярского края, автор известных в регионе песен патриотического, гражданственного, лирического содержания. Поводом к созданию фантазии послужил заказ А. Злобина на создание данного произведения к юбилею автора. Согласие Г. Голицына на выполнение заказа обусловлено, по его собственному признанию, желанием воплотить патриотическую тему любви к Сибири и ее людям - основную тему его творчества.
В основе небольшого по объему произведения Г. Голицына лежат четыре песни Злобина: патриотическая «Краснояры сердцем яры», лирическая «Мое колечко», «Парень с Енисея» - песня А. Злобина о себе, и гражданственно-приподнятая «Так работай на нас, Енисей». Пьеса прославляет типичную для 1970-80-х годов романтику трудовых подвигов, любовь к Родине, воплощает типичные для времени чувства и переживания простых людей.
Впервые это произведение было исполнено ОРНИ ДК им. 1 мая г. Красноярска на всесибирском конкурсе народных оркестров и ансамблей им. Б. Феоктистова оно прозвучало в исполнении муниципального ОРНИ г. Междуреченска, в авторском переложении для 4-х баянов фантазия неоднократно исполнялась в г. Красноярске.
Поводом к появлению еще одного произведения, написанного Г. Голицыным в юношеские годы, явилось желание создать произведение для любимого инструмента, баяна. Обладающий исполнительской одаренностью Г. Голицын реализовал имеющуюся у него «виртуозную жилку» как композитор, сочинив в 1974-75 г., в период обучения в Новосибирской консерватории, Концертную пьесу для баяна. Название сочинения - Концертная пьеса, свидетельствует о том, что при его создании автором двигало желание создать блестящее, технически сложное произведение, в котором исполнитель имел бы возможность продемонстрировать уровень своего профессионального мастерства. Основная часть пьесы - воплощение типичного для произведений концертного плана принципа соревновательности между солистом и оркестром, корни этого принципа восходят к далекой эпохе барокко.
Блестящее, виртуозное, яркое произведение Г. Голицына доказало свою жизнеспособность, оно исполнялось профессиональным коллективом - муниципальным оркестром русских народных инструментов г. Кемерово на одном из его юбилейных концертов, не раз звучало в концертах оркестра кафедры народных инструментов Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В качестве солистов выступали и преподаватели и студенты. Пьеса стала частью учебного репертуара, включается в программы государственных экзаменов баянистов, привлекая исполнителей не только техничностью, но и художественными достоинствами. Высокую оценку пьесе, ее эстетическому и профессиональному уровню дал народный артист РФ, профессор, главный дирижер оркестра народных инструментов им. Осипова Н. Калинин.
В композиторской копилке Г. Голицына ряд песен и хоров о Кузбассе, шахтёрской судьбе, родном крае, «Гимн культпросветчиков» на стихи Виктора Туева, пьесы для оркестра русских народных инструментов.
Коллега Г.И. Голицына по кафедре народных инструментов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук, доцент ВАКа Станислав Афанасьев близок к Геннадию Ивановичу и по месту работы, и по характеру, и по композиторскому творчеству.
С.Л. Афанасьев закончил музыкальную школу в Мариинске, Кемеровское музыкальное училище в классе известного преподавателя по баяну Г.Я. Яненко. Здесь он посещал композиторский кружок, которым руководил сибирский композитор Г. Григоренко. Ещё в студенческие годы Станислав начал писать песни, выступать с ними по радио и телевидению. Закончив заочно Московский институт культуры, он 30 лет работал в Кемеровском институте культуры в качестве преподавателя, заведующего кафедрой народных инструментов, проректором по творческой работе.
Параллельно с институтом культуры Станислав Лукич работает с самодеятельными народными оркестрами и ансамблями ложкарей в ДК Кировского района, в ДК шахтёров. Все эти годы он писал инструментальную и вокальную музыку, последнюю часто на собственные стихи, участвовал в конкурсах кузбасских композиторов. Являлся членом Союза композиторов Кузбасса.
В вокальных сочинениях С. Афанасьева проявилась любовь к Кузбассу, к родному городу, Родине. Таковы песни «Кузнецкий край» на слова Г. Молостнова, «Кемеровчане», патриотическая «Имя гордое – шахтёр». Песни исполняются как самодеятельными, так и профессиональными певцами и коллективами. Заслуженный артист России, солист Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва Евгений Белов в свои программы часто включает песни «Нет, я Вас всё-таки люблю», «Не умолкай, соловушка» на слова Артура Моро, «Романс» на стихи Н. Ленского.
Солистка этого театра Наталья Артухова в концертах с удовольствием поёт песню «Белая берёзонька», романс «Не прожить мне без Вас», где в полной мере раскрывается богатый мелодический дар С. Афанасьева.
В его сочинениях проявилась любовь к Кузбассу, к родному городу, Родине, где в полной мере раскрывается богатый мелодический дар автора. В его композиторском творчестве инструментальная музыка представлена пьесами и обработками для оркестра русских народных инструментов. Станислав Лукич хорошо знал особенности и возможности инструментов русского народного оркестра. Пьесы написаны удобно для исполнителей, оркестр звучит сочно и полно. Музыка раскрывает богатый внутренний мир автора.
Этот был интеллигентный человек, очень сдержанный в своих эмоциях. Но его музыка говорит о нём намного больше и глубже. Она раскрывает личность, богатый внутренний мир автора. В творчестве С.Афанасьева «Ноктюрн» занимает важное место, музыкальная тема которого обладает бесконечно широким дыханием, а это значит – непрекращающейся мыслью, большой фразой, которой присущи различные агогические оттенки, широкий динамический диапазон. Пьеса пронизана порослью микрополифонии, сочетающейся с чистейшими диатоническими «островками» света и покоя, сферой «ангелического».
Пьеса написана для оркестра русских народных инструментов, с использованием его необыкновенно богатых средств музыкальной выразительности, возможностью импровизации. Музыка «Ноктюрна» развивает у слушателя ассоциативное мышление, даёт возможность подумать, как бы приподнимает над обыденностью, помогает ощутить гармонию жизни. Оркестры народных инструментов включают в свой репертуар «Ноктюрн» С. Афанасьева, который посвящён своей любимой жене Галине Архиповне. Звучание оркестра отличается хорошей сбалансированностью оркестровых партий, широким динамическим диапазоном, яркими тембральными красками.
Его обработка русской народной песни «Вдоль да по улице» («Деревенские картинки») для русских народных инструментов – полное юмора, виртуозное произведение, технически удобно для исполнения, в том числе для разных групп оркестра. Юмор пьесы порой физически осязаем. 2-3 острых оркестровые реплики «устраняют» небольшие неудобства в пассажах. «Нарисованная» автором картинка традиционна для фольклорного действа игры мужского и женского начала. Она помогает выстроить драматургию всей пьесы.
Произведение поражает слушателей искрометной техникой, для которой, кажется, нет предела, полнотой диапазона звуковой палитры, зримым художественным образом, изысканностью интонаций. Темы пьесы звучат по-разному, абсолютно незапрограмированно, отличаясь друг от друга динамикой, агогикой, фразировкой. Кульминация настолько насыщенная, что возникает эффект звучания мощного смешанного хора.
В творчестве С. Афанасьева есть особое произведение - «Поэма». Инструментовка этой пьесы отличается тонкостью и мягкостью. Поэма – жанр, пришедший в музыку из литературы, где раскрываются чувства, излияния автора. Это рассказ о себе от первого лица. Вот и «Поэма» отличается сентиментальностью, лирической печалью, которые сменяются экспрессией и даже некоторым трагизмом. И всё это вместе взятое – сложный и глубокий мир автора. К большому сожалению, не все сочинения кузбасского автора изданы. Произведения С. Афанасьева – украшение любого концерта, любого праздника, любого торжества.
Всем своим творчеством Станислав Лукич доказывает, что музыка для народных инструментов способна к полноценному художественно убедительному воплощению образов, значительных по содержанию и обобщающих по кругозору. Композитор неустанно ведёт поиск новых форм, нового содержания, старается полнее раскрыть художественные и технические возможности народных инструментов, обогатить их тембровую выразительность. Но свой поиск он всегда подчиняет главному – раскрытию идеи произведения, чёткой логике музыкальной мысли.
В Кузбассе и за его пределами все громче звучат песни Владимира Пипекина. У выпускника Новосибирской консерватории В. Пипекина крутой поворот в творческой судьбе произошел здесь, в Кузбассе. В конце семидесятых он, тогда преподаватель Кемеровского института культуры, руководил вокальным ансамблем Кемеровской птицефабрики. Порой хотелось исполнить что-нибудь такое красивое, задушевное и незнакомое. Пришла мысль попробовать свои силы в композиции. Музыкант обращается к известному кузбасскому поэту М. Небогатову. Началась совместная кропотливая работа над созданием песен. Это было время поисков своего почерка, своего стиля. Вместе они написали ряд добротных песен. Вершиной совместной работы стала песня "Сибирские кедры", посвященная 40-летию Победы.
Свои песни В. Пипекин сочиняет с аккомпанементом баяна, с которым он неразлучен. А одна песня так и называется: "Гармошка голосистая" на стихи В.Голованова. Беспокойный человек, он и соавторам-поэтам не дает скучать. Добрый десяток лет он работал с членом Союза писателей России Валентином Махаловым. Поэт шёл навстречу предложениям автора, но всегда был требователен к поэтическому тексту. "Далеко не все в нашей работе приносило взаимную радость, успех у слушателей, — это уже слова В. Махалова. —Несколько наших песен "вышли в люди". И основную лепту в этот успех, уверен, внес он, Владимир Пипекин, человек одаренный, одержимый, горячо влюбленный в нашу Россию, Сибирь, Кузбасс, талантливое песенное творчество нашего народа. Появилась песня "Снежинка", популярная в своё время в одноименном туристическом поезде, потом — "По-над Томью-рекой", "Рябина" ... В этих песнях много лирики, задушевности, признания в любви к своему краю, сибирской природе»[1]. В. Махалов приглашает соавтора на творческие вечера в Союзе писателей, как исполнителя собственных песен. Именно здесь получили "крещение" их многие сочинения.
В творчестве каждого сибирского поэта композитор находит себе наиболее близкое, берет те поэтические образы, которые может претворить в своей музыке. С Ильей Ляховым песни получились живые, темпераментные, связанные с танцевальными ритмами и быстрыми движениями. И сами названия словно ключ от песни — "Хочу танцевать», «Я уезжаю", "Чудо- туесок". Этот творческий тандем был замечен даже на Центральном телевидении.
В лице Виктора Туева композитор нашел единомышленника в области, наиболее близкой себе. Это образы шумной, красочной ярмарки, с ее веселыми забавами. Здесь есть место простонародному говору, искрометной шутке. В песнях слышны голоса зазывал, движения большой людской массы. Наверное, поэтому так быстро и уверенно нашли тропинку к сердцам слушателей " Ярмарка сибирская" и "Горки круты". В дальнейшем композитору удалось использовать и другие невостребованные поэтические возможности этого автора. Завершилась работа авторов над большой сюитой для хора солистов и зазывал "Сибирская ярмарка".
У Владимира Михайловича завязалась добрая дружба с некоторыми хоровыми коллективами области и России, где его песни особенно полюбились. В процессе общения с народными коллективами, женским вокальным ансамблем "Бабье лето" РДК п. Ижморский (руководитель Л.Селезнева) композитор предложил новую лирическую песню "Ижморские девчонки" на стихи уже упомянутого В.Туева. Совместная работа доставила истинное наслаждение. Выучив вокальные партии и исполнив песню, певицы ощутили, как они выросли. А для композитора важно знать, как принимают певцы его музыку. Эта дружба рождала другие песни. В дальнейшем в коллективе появилась новая песня на слова В. Семернина "Бабье лето".
В творчестве В. Пипекина находят свое отражение характерные черты русского народа, его истории, особенности условий жизни,краски окружающей природы, национальные обычаи. Ну какой сибиряк не хочет жаркой бани? Композитор откликнулся на эту тему задорной "Ах ты, баня» на слова А. Потапова. Цeлое разноцветье поэтических образов сибирской природы можно встретить в песнях нашего земляка – «Пoля родные", "Моя черёмуха», "Вьюга", Рябина», «Калина алая" и др. Mелодии их привлекают своей задушевностью, нежностью и грустью. Вы только послушайте очаровательную «Гуси лебеди" на слова И. Сокола! Сколько в ней человеческого чувства, страдании и любви к попавшему в беду другу! Тонкие, красочные переливы напева можно сравнивать с плетением кружев.Эта песня звучала практически во всех уголках нашей страны, с ней творческие коллективы выступают за рубежом (Муниципальный оркестр русских народных инструментов Оренбурга). С другой стороны, песня помогает композитору находить контакты с женскими вокальными ансамблями России. Её прекрасно записала народная артистка РФ Анна Литвиненко и вокальный ансамбль Российского радио "Родные напевы».
Бесценный клад длятворчества композитов — встречи с талантливыми певцами-самородками в фольклорных экспедициях, поездках по области. Именно от них В. Пипекин познает особенности структуры, размера русской и сибирской песни. Русские народные песни В. Пипекин слышал в детстве в своей семье, которая жила в Дальневосточном крае. Полюбились ему простые, задушевные интонации, хитроумные сплетения голосов, ритмическое своеобразие мелодий. Наверное, отсюда идут яркость, образная рельефность его мелодий, необычайная четкость ритма. И, наконец, умело сделанные в музыке повторения наиболее существенных моментов, таких как "Сибирячка-речка", "Это чудо, это чудо-туесок", "Ах, черемуха нарядная", "Бала-бала-балалайка", «Коро-коро-коромыс-лице". Все эти несомненные достоинства сочинений В. Пипекина.
В поездках по Кузбассу он активно занимается исследовательской деятельностью. Свой долг музыканта-исследователя Владимир Михайлович видит в том, чтобы найти и зафиксировать народные мелодии прошлых поколений, чтобы песенная традиция не была забыта и не смогла прерваться. Тесное сотрудничество с Кемеровским областным центром народного творчества и досуга дает ему возможность участвовать в поездках по области в качестве методиста, члена жюри, знакомиться со многими исполнителями народных песен, записывать, публиковать и тем самым сохранять для будущего песенные мелодии. Длительная и кропотливая работа музыканта принесла свои плоды. Им записаны, расшифрованы и уже опубликованы в ряде изданий несколько телеутских, шорских и русских песен. Вышел в свет сборник пятидесяти русских народных песен Кузбасса "Горенка моя". Он адресован, руководителям фольклорных коллективов и просто любителям народной песни, явился хорошим подспорьем, источником пополнения репертуара самодеятельных хоровых коллективов и солистов.
В сборник вошли 35 любовных, семейно-бытовых, солдатских, хороводных, плясовых и шуточных песен. Записаны они были в Гурь- евском, Кемеровском, Беловском и Ленинск-Кузнецком районах. Песни изложены в том виде, как их исполняли народные певцы. Все они могут быть использованы в практике любых коллективов, пропагандирующих народное творчеством. Сборник стал пособием в учебных заведениях при изучении хоровой литературы или хороведения.
В. Пипекин всегда весь в движении, в работе. В фонд Российского радио была сделана запись четырёх новых песен с солистами телерадиокомпании "Останкино". В Ленинске-Кузнецком, в Белове, на родине композитора — городе Райчихинске Амурской области - прошли презентации авторской пластинки «Сибирячка-речка», которая состоялась и в Малом зале филармонии Кемерова и посёлке «Ижморский».
Поистине завидной энергией обладает наш земляк. Судите сами. Ученый совет Кемеровского государственного университета культуры и искусств утвердил его документы и представил их Государственному комитету по высшему образованию на присуждение ученого звания профессора. Издаются сборники композитора, по всей России его песни распевают профессиональные и самодеятельные певцы и коллективы- Гелена Великанова, Валентина Толкунова, Вячеслав Шувалов… Можно было бы остановиться, успокоиться, передохнуть. Кому-то, но только не этому творческому человеку.
По российскому радио не раз звучали самобытные песни кузбасского автора. Его творчеству посвятил целую передачу "Музыкальный теремок", ее вела солистка телерадиокомпании "Останкино" Анна Литвиненко. Были исполнены шесть песен композитора на стихи сибирских самодеятельных поэтов, в том числе кемеровчан В. Туева и В. Переводчикова: "Сибирская ярмарка" и "Рассветы и закаты".
Известная певица не только комментировала песни, но сама их исполняла. Ее чистый, проникновенный голос точно передавал гибкость тонких динамических нюансов, изящество музыкальной фразировки, что в то же время не заслоняло и смысла, словесного текста. А песни оказались самые разнообразные: задушевные с грустинкой, веселые, задорные.
Услышали россияне и голос самого композитора. Он исполнил свою новую шуточную песню "Сибирские страдания". Жанр мужских страданий не нов, но В. Пипекин путем гармоничных, ритмических и метрических находок расцветил песню, сделал ее оригинальной и привлекательной.
Ежегодно Владимир Пипекин, теперь уже член Союза композиторов России, председатель Союза композиторов Кузбасса, заслуженный работник культуры России устраивает авторские вечера в разных городах страны. В прошлом году при полном аншлаге в Музыкальном театре Кузбасса с огромным успехом прошёл подобный вечер. 15 апреля 2013 года в Москве в большом зале Центрального дома работников искусств (уже в третий раз!) кузбасский композитор провёл авторский концерт, в котором показал новые грани своего таланта.
Впервые в программе концерта пели студенты и выпускники трех столичных ВУЗов (Московский Государственный университет культуры и искусств, Московский Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова и Российская академия музыки им. Гнесиных) и мастера Российской сцены. В данном творческом вечере прозвучали полюбившиеся песни прошлых лет и совсем новые песни («Горная Шория»на слова А.Ткаченко, «Мы растем, растет Кузбасс»на слова Н.Соколовой), которые написал Владимир Пипекин к данному творческому вечеру.
Проект композитора получил название "Гармони хмель", по названию новой песни на слова В. Семернина. Открывала концерт этой песней студентка МГМПИ им. Ипполитова - Иванова Жаркова Мария, а закрывала – солистка - выпускница МГУКИ, солистка государственного оркестра русских народных инструментов Россия, заслуженная артистка РФ Калашникова Елена. Автор представил на суд москвичей и руководителей художественных коллективов Москвы свои новые песни из сборников "Гармони хмель" и "Березовый храм".
Как отметили руководители кафедр этих вузов, идея собрать студентов нескольких вузов в одном проекте на ведущей московской сцене, а все они лауреаты всероссийских и международных конкурсов, имела успех, и было предложено раз в год проводить в Москве такой вечер.
В своём письме губернатору Кузбасса Аману Тулееву по результатам творчество отчёта В. Пипекина, заместитель председателя Совета директоров специального объединенного российского холдинга «Лидер» В.Н. Гусев отметил, что «музыкальные произведения В. Пипекина включают в свой репертуар знаменитые и популярные исполнители, творчество которых любит Российский зритель, среди них: народный артист России Эдуард Лабковский, народный артист России Михаил Чуев, народная артистка России Анна Литвиненко, заслуженная артистка России Елена Калашникова, заслуженная артистка России Валентина Собанцева, заслуженная артистка России Валентина Готовцева и многие другие исполнители.
Песни Владимира Пипекина исполняют и художественные коллективы Кемеровской области, с которыми композитор работает много лет, героями его музыкальных произведений становятся люди с живой историей области и различных городов России. Мы радостно воспринимаем тот факт, что талантливый кузбасский композитор Владимир Пипекин имеет огромный запас творческих сил для большой пропаганды настоящей музыкальной культуры России»[2].
В Кемерове издано четыре авторских сборника, некоторые песни опубликованы в столичных изданиях, а также в Новосибирске, Иркутске, Красноярске. Сделано около 20 фондовых записей песен в студиях государственного Дома радиозаписи в Москве, которые транслируются по всем каналам Российского радио. Песни кузбасского композитора — в репертуаре Омского государственного хора русской песни, их исполняют многие самодеятельные коллективы в других городах России. Фирма "Мелодия" выпустила авторский диск-гигант В. Пипекина "Сибирячка-речка".
Сложно ещё что-то добавить к этим словам. Возможно только то, что во время творческого вечера в Москве Владимир Пипекин был награжден медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».
Имя заслуженного работника культуры России, преподавателя баяна Кемеровского колледжа культуры Бориса Маркина хорошо известно в Кузбассе.Борис Михайлович — коренной сибиряк, родом из Новокузнецка. На гармони начал играть еще в детстве, подбирая на слух знакомые песни и мелодии. В музыкальной школе №6 Новокузнецка учился по классу баяна. Выучив заданное педагогом П. Дерюшевым, можно было пофантазировать, «побегать» пальцами по клавиатуре, в знакомых пьесах сделать изменения. Это было так интересно и радостно! А заниматься сочинительством мелодий начал он практически с детских лет. Ведь к 12 годам уверенно соревновался с взрослыми гармонистами в заливных переборах. И уже тогда Борис стремился не только точно сыграть мелодию, но внести в нее свои украшения, изменения, одеть мелодию в красивый наряд, чтобы его игра отличалась от других.
Потом — Прокопьевское музыкальное училище, где Борис все больше тяготел к ансамблевой игре. Отмечу большую практическую школу, которую музыкант прошел в учебных дуэтах, трио и оркестре баянов, которым руководил старейший музыкальный педагог Кузбасса И.А. Вотин. За плечами у Б. Маркина Новосибирская консерватория. Учась в консерватории, он занимался переложениями для баяна и для ансамблей баянов. Музыкант с большим вкусом делал тонкие иизящные обработки скрипичных и фортепьянных пьес классиков для ансамблей баянов и оркестра народных инструментов.
Служба в армии не «выбила из седла» музыканта, а лишь прибавила практики в игре на баяне в ансамбле песни и пляски войск МВД. Сложившимся музыкантом Б. М. Маркин начал преподавательскую деятельность в родном музыкальном училище. Особо плодотворным периодом его педагогической и творческой деятельности (1976-1988 гг.) стала работа в Кемеровском музыкальном училище. Здесь важным стало и его участие в популярном педагогическом трио Кемеровского музыкального училища, в программах которого звучали пьесы в аранжировке Б. Маркина.


2018 г №6 Искусство