В статье «Голос русской национальной школы» профессор Й. Ф. Гончаров предлагает объединить все новейшие педагогические методики для создания «национальной русской современной школы в братском союзе с одухотворенной Русской Православной Церковью». На первый взгляд может показаться, что речь идет об ограничении, «национализации» школы, о проблеме соединения современной школы и православной церкви, и закономерно возникнет вопрос о многонациональности нашей страны и школы, о выборе для ребят разных национальностей, культур, вероисповеданий, который обязательно должен присутствовать в современной школе. Но давайте разберемся.
И. Ф. Гончаров является директором Центра национального образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, создателем и главным редактором журнала «Русская национальная школа», журнала, где печатаются В. Распутин, В. Ганичёв, В. Солоухин. Коллектив и авторы журнала не предлагают глобального реформирования школы, но настаивают на возвращении к национальным традициям в современной школе. Что это за традиции?
Прежде всего, изучение русской литературы и культуры, богатства, которое известно всему миру и которым восхищаются многочисленные народы. Ни для кого ни секрет, что в современной общеобразовательной школе русская литература исключена из обязательных предметов, сдаваемых в системе ЕГЭ, наши выпускники давно перестали писать сочинение, и, как следствие, постепенно перестают не только читать и безграмотно, убого пишут и мыслят, но перестают и разговаривать на нормальном литературном русском языке. Я думаю, понятно, к чему приведет процесс постепенного исчезновения литературы из школы — наши дети, молодые люди и в дальнейшем целые поколения разучатся мыслить и принимать собственные решения, они будут ведомы и стандартны в своем поведении. Поэтому нельзя не согласиться с мыслью Гончарова о возвращении к русской литературе, введении в учебный процесс как можно больше спецкурсов, связанных с изучением и погружением в русскую литературу и философию. Это решит и актуальную сейчас проблему преподавания основ православной культуры. Оппоненты этой дисциплины главным аргументом «против» выдвигают положение о правах человека, дескать, будет нарушена свобода вероисповеданий, вообще — свобода учащегося и его семьи. Однако, очевидно, что погружение в русскую литературу и параллельное знакомство с национальными литературами, и даст необходимые знания о христианском, мусульманском, иудейском и т.д. мировоззрении, философии, нравственных принципах. Вне зависимости от профиля школы или класса (гуманитарный, естественно-научный или физико-математический) литература необходима для развития полноценной личности, умеющей не только высказывать свои мысли, но и формировать собственную картину мира, нравственную и гражданскую позицию.
То же самое можно сказать и об изучении и преподавании истории. Человек, родившийся и живущий в России не может не знать историю своей страны, иначе он не может считаться гражданином этой страны. Поэтому гуманитарная составляющая национальной русской школы безусловна, очевидна, необходима ещё и для сохранения национального культурного достояния, ибо культура будет жива до тех пор, пока существуют её ценители и хранители, а это понимание может быть развито и воспитано ещё в начальной школе на примерах русской литературы и истории. И уже из этого общего источника должно осуществляться патриотическое воспитание, национальная терпимость и диалог наций, формирование национального характера, всё то, что перечисляет И. Ф. Гончаров в своей статье.
Особо хотелось бы остановиться на общепедагогических принципах русской национальной школы, их девять и под каждым хочется подписаться (верность истине, энциклопедизм, достоинство, честь, сотрудничество учителя и ученика, стремление к самообразованию, саморазвитию). Но данные принципы всегда были в основе школы и образования, их не нужно вводить заново, их нужно сохранить, вернуть, не дать их разрушить, что происходит повсеместно в русской современной школе. Огромное значение проекта «Русская национальная школа», на мой взгляд, состоит в попытке не создания заново, но сохранения тех глубинных традиций в системе национального образования, что уже были разработаны, внедрены и принесли результаты.
В России, несмотря на планомерное уничтожение русской школы (ЕГЭ, подушевая система оплаты, ликвидация малокомплектных школ), существует большое количество по-настоящему талантливых учителей, готовых работать и внедрять новые программы и технологии. В нашем городе Кемерове уже давно работает и отлично зарекомендовала себя система непрерывного образования при КемГУ, КемГУКИ: профильные школы и гимназии (№ 1, № 41, № 25), классический лицей, где дети учатся по специализированным, авторским программам, используя принцип погружения в ту или иную проблему. Это даёт ощутимые результаты, выпускники этих школ выделяются среди сверстников по уровню знаний и эрудиции, им легче дается поступление в вуз и учеба в нем. Нельзя потерять этот опыт, он может стать фундаментом для сохранения и развития русского национального образования.
Я думаю, статья И. Ф. Гончарова может вызвать большое количество откликов, проблема образования должна волновать всех нас, ведь мы все родители и хотим лучшего своим детям.
Работая над данным отзывом, я наткнулась на статью В. И. Копылова «Русская национальная школа и её традиции» в журнале «Просветитель». Не могу ни привести некоторых цитат, которые оказались созвучны идеям Гончарова. «Современная ситуация, сложившаяся в России в школьном образовании, может быть однозначно оценена как денационализация всей системы образования. В связи с этим национально-культурные общества ведут интенсивную работу по созданию национальных школ, которые призваны учитывать высокие стандарты образования, а также национальные приоритеты. За последние годы были открыты во многих городах России еврейские, немецкие, татаро-башкирские национальные школы, как воскресные, так и общеобразовательные. В этих условиях и перед русским народом встала неотложная задача — создание русской национальной школы современного
типа. Как можно сформулировать стратегические цели русской национальной школы? Эти цели следующие:
1. Русская национальная школа имеет целью — дать своим воспитанникам полноценное образование, учитывающее как стандарты современных требований, так и национальные приоритеты.
2. Русская национальная школа осуществляет ориентацию образования, прежде всего дисциплин социально-гуманитарного цикла, на основные ценности русской культуры.
3. Русская национальная школа отдает приоритет православному вероучению, которое на протяжении тысячелетия было духовным основанием русской культуры, русского народа и его истории. Пропаганда религиозных и педагогических идей различных сект не допускается.
4. Русская национальная школа призвана сформировать у своих воспитанников чувство национального достоинства, патриотизм; чувство укорененности в русской истории и культуре.
5. Русская национальная школа в перспективе должна преодолеть денационализацию среднего школьного образования и выработать педагогические концепции, соответствующие традициям русского народа и современным требованиям к среднему образованию».
Комментарии здесь излишни, думается, это те необходимые и насущные задачи, что мы должны решать, над чем мы должны работать, если хотим сохранить русскую литературу, культуру, историю, науку и школу.