ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2009 г.

Дерево и память рук человеческих

Автор: А. Пушкарев
Русское прикладное искусство, зодчество, изготовление домашней утвари невозможно представить без такого природного материала, как дерево. Со времени возведения городов, крепостей (вспомним, что и Кремль несколько столетий был деревянным), создания алтарных иконостасов этот материал всегда находился рядом с русским человеком и исправно служил ему на протяжении всей истории России.

Когда человек, мастер, относился к дереву с душой и пониманием оно, благодарное и солнечное, всегда отвечало ему взаимностью. И сегодня, даже если рядом нет специальных учебных заведений, обучающих резьбе по нему, как-то сами собой появляются в народе люди, у которых вдруг просыпается, можно сказать, историческая любовь к дереву, и они становятся признанными мастерами в искусстве работы с ним, радуют людей теплом, исходящим от легких и прекрасных изделии, возрождают культурную традицию, передают своё мастерство ученикам, молодёжи.

Такой человек, знаток удивительного материала Юрий Афанасьевич Вяткин, руководитель кружка «Резьба по дереву» в Доме детского творчества Анжеро-Судженска.

Родился Юрий Афанасьевич в посёлке Центральный Рудник Кемеровской области в 1930 году. Окончил Томский политехнический институт и затем почти сорок лет трудился на шахтах Анжеро-Судженска горным инженером. Работать с деревом начал в 1980 году, причём любовь к нему пришла сама собой, как неожиданное открытие «души» дерева, его скрытых эстетических

возможностей. На садовом участке построил деревянный дом с резной отделкой по мотивам «Томск деревянный». Красивое строение с затейливой сложной резьбой выглядело так необычно и так радовало глаз, что его фотография была опубликована в городской газете «Наш город».

«Раньше, особенно в деревнях, - говорит Юрий Афанасьевич, - очень многие владели этим видом ремесла. Даже существовал небольшой цех производящий изделия мастеров резьбы по дереву: резные разделочные доски, шкатулки, хлебницы, вазы… Сейчас я очень редко встречаю,

подобные изделия». В 1993 году Ю.В.Вяткин решил

возродить традиционный промысел и заполнить культурную нишу.

У дерева очень красивая текстура, оно пластично, легко поддается обработке, предоставляет мастеру уникальную возможность передачи пластического выражения, объема и позволяет быстро решить поставленные художественные задачи, что невозможно, например, в мраморе.

Есть техники, которые позволяют вырезать листочки и веточки такими же тонкими, деликатными, какими их создала природа, буквально достичь тонкости папиросной бумаги. Это создаёт иллюзию воздушности композиции - то, что в камне сделать просто невозможно.

Уже через два года в краеведческом музее Анжеро-Судженска прошла выставка «Птица счастья», которая познакомила горожан с произведениями возрождённого искусства.

Талант мастера и педагога помог ученикам Юрия Афанасьевича стать дипломантами городских и областных выставок, в частности Анжеро-

Судженска, Белова, Кемерова. А Ю.А. Вяткин получал благодарственные письма от Департаментов образования и культуры, мэрии города, грамоты от Губернатора Кузбасса А.Тулеева.

В 2005 году художнику был вручён диплом за участие в выставке «Виват, Победа!». Работа «Парсуна» нашла своё место в библиотеке Президента России В.Путина, а скульптуры «Сказочные гномы» установлены в городском саду Анжеро-Судженска.

Деревянные сувениры мастера в частных коллекциях и за рубежом: в Казахстане, Германии, Финляндии, Китае и Японии.
2009 г Искусство