Огни Кузбасса 2022 г.

Ольга Кусакина. Безжалостно-прекрасный край земли

При поддержке художественной галереи «Ростов» в Кузбасском центре искусств был представлен фантастический выставочный проект «Антарктида» художника Олега Каторгина (г. Прага, Чехия).
Олег Евгеньевич родился в 1970 году в Ростове-на-Дону в семье архитекторов. Окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова, а затем Академию театрального искусства в Санкт-Петербурге. С 2000 года живет и работает в Праге. Художник-постановщик более полутора десятков спектаклей в театрах России, Чехии, Сербии, иллюстратор книг и периодических изданий, преподаватель авторского курса по сценографии и истории театра кукол, корреспондент чешского журнала «Русское слово».
В 2016 году в рамках Всероссийской антарктической экспедиции Каторгин участвовал в реконструкции станции «Беллинсгаузен». А в часы отдыха писал картины и... воссоздавал облик исчезнувших цивилизаций. Из «подручных материалов», которые художник нашел возле станции во время зимовки (кости пингвинов, окаменелости и мусор), он сделал много странных существ, поражающих своим неземным обликом. Получилась коллекция удивительных кукол: гуманоидов, которые миллионы лет назад якобы жили на этом материке, и их «друзей» – доисторических ящеров.
За основу своей идеи Олег Каторгин взял легенду о том, что в те времена, когда в Антарктиде было жарко, как в Калифорнии, а по ее берегам росли пальмы, в ней существовало две высокоразвитые цивилизации гуманоидов, находящихся в контакте с инопланетянами. Гуманоиды принадлежали к двум соперничавшим расам: «рыбоголовых» и «птицеголовых». И однажды между ними началась война. «Рыбоголовые» были повержены и отступили на дно океана, где, по преданиям, и живут до сих пор, стараясь никому не попадаться на глаза. А «птицеголовые» после триумфа быстро деградировали, утратили первозданный облик и язык. Постепенно от них почти ничего не осталось. Ну, разве что пингвины отдаленно напоминают о том, что их предки были «иными» (и к слову, их портретное сходство с мистическими «дамами» Каторгина весьма условно).
Что же касается ящеров, которых гуманоиды из экспозиции выгуливают, как комнатных собачек, то их существование научно доказано. До обледенения на этом континенте водились динозавры, птицы и, возможно, сумчатые млекопитающие. Ученые считают Антарктиду настоящей сокровищницей ископаемых животных. Вот только раскопки вести крайне трудно. Ведь температура воздуха здесь падает до критических отметок – минус 80–90 градусов. И все-таки кое-что найти удалось. В ходе исследований были обнаружены скелеты 8-метровых ящеров, останки птиц, около 400 подледных озер и гигантский кратер, образовавшийся, скорее всего, от столкновения с астероидом.
Начать осваивать эти бескрайние ледяные просторы люди отважились только в XIX веке. В ходе экспедиций погибло больше тысячи исследователей. До сих пор материк остается самым загадочным на планете. Здесь непостижимым образом соседствуют ледяные пустыни и действующие вулканы, потрясающий ярко-малиновый водопад и погребенный под толщей льда огромный горный хребет (горы Гамбурцева), по величине сравнимый с Альпами, внутри скал растут грибы, мхи, лишайники, в воде плавают прозрачные рыбы, а на суше живут микроскопические клещи, вши и коловратки. Здесь запросто можно не только замерзнуть, но и получить солнечный ожог, потому что снежная поверхность отражает большую часть ультрафиолетовых лучей солнца. А еще многих изумляет аромат карамельной ванили, разлитый в воздухе при температуре минус 82 градуса...
На своих картинах Олег Каторгин попытался изобразить неповторимую атмосферу тех мест. На холст попал и уникальный «синий лед», который рождается благодаря сильному нагреву и давлению. Хотя станцию «Беллинсгаузен», где жил и работал художник, исследователи называют «полярным курортом». Здесь достаточно мягкий климат (минимум – минус 26 градусов и стопроцентная влажность). Но погода постоянно меняется. Только что был солнечный штиль, а уже через пять минут небо затягивается свинцовыми тучами и поднимается ураганный ветер. «Когда находишься в доме и смотришь в окно, кажется, что летишь через пургу в вагоне поезда на бешеной скорости, – вспоминает Олег Каторгин. – Ощущение подкрепляется также изрядной тряской: наши дома приподняты на сваях, воздушные потоки бьют в стену и шевелят железную конструкцию...»
Станция получила название в честь русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Это самый северный (ближе всего к экватору) российский научно-исследовательский центр в Антарктиде. Станция находится на острове Кинг-Джордж архипелага Южные Шетландские острова, открытого всего за пару-тройку лет до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Там обитает четыре вида пингвинов, тюлени, морские котики, морские слоны и морские леопарды.
Олег Каторгин провел в антарктической экспедиции 13 месяцев. Художник писал не только пейзажи, но и портреты полярников: «Я завел такую традицию на станции: делаю акварелью портрет именинника и помещаю в рамку под стеклом, все желающие расписываются на обратной стороне портрета с пожеланиями виновнику торжества. Вообще-то свои работы я не дарю, у нас в профессии это не принято, но здесь случай особый... Эти портреты останутся у каждого до конца жизни. Один участник зимовки сказал: «Вот вернусь, продам все, уйду в монастырь – возьму с собой только икону мамину-бабкину-прабабкину и портрет этот твой...»
Каждый, кто хотя бы однажды побывал в тех широтах, мечтает снова туда вернуться. И представленная в КЦИ выставка «Антарктида» – наглядный пример того, как ностальгия по суровому и в то же время ослепительно-прекрасному Южному континенту может рождать вдохновение.
«Вирус Антарктиды поселился в организме, – признается Олег Каторгин. – Дома, в Праге, спустя два месяца после возвращения все прошедшее кажется уже каким-то далеким, маловероятным беллетристическим переживанием, как от прочтения хорошей книги. Но что бы ни произошло, чем бы ни пришлось заниматься дальше, знаю: у нас, побывавших там, возник некий психосоматический фантомный орган, инструмент, ледяным камертоном ветра настроенный на эту волну. При слове «Антарктида» каждый может сказать про себя: «Прежним уже не буду...»
Спустя пять лет после экспедиции Олег Евгеньевич продолжает «писать лед во всех его проявлениях». А 22 февраля 2022 года в Праге состоялась премьера его авторского спектакля «Found in Antarctica».
2022 г №4 Искусство