МЫСЛИ, С НЕБОМ СВЯЗАННЫЕ, ИЛИ ВЫСОКИЙ СЛЕД ОБЛАКОВ
Муза! Как ни грусти. Не сетуй, / А вывод мой, к сожаленью таков:
Среди миллионов, читающих газету, /Девять десятых не читает стихов.
/И. Сельвинский/
Соглашаясь с Ильёй Сельвинским (а жаль!), можно посетовать на субъективные и объективные причины «нечитаемости» (и не только стихов) в наше время. Одна из них – отсутствие качественной, т.е. профессиональной современной литературы на полках магазинов и библиотек. То, что мы умеем с детства говорить, а со школьной скамьи, а то и ранее, овладеваем грамотой, зачастую создаёт ложное представление о простоте писательского дела.Вот и начинают все, кому не лень, писать да издаваться. Сегодня это несложно: как говорится, лишь бы денежки были.
И получается – книгопечатание растёт, развивается, а хорошей литературы до читателя доходит немного, поскольку раздаривают писатели книги друг другу, поскольку напрочь уничтожена система государственного распространения художественной литературы, а тиражи очень маленькие. И многие истинно талантливые авторы и произведения попросту остаются неизвестными их современникам.
Вот и хочу поведать широкому кругу читателей о замечательном художнике слова, в наши дни живущему и работающему в Кузбассе. Дело в том, что для искушенных читателей и в профессиональных кругах его имя давно утвердилось среди ведущих современных русских поэтов. Поэтому юбилейный год главного редактора журнала «Огни Кузбасса», лауреата ряда литературных премий, заслуженного работника культуры России, поэта Сергея Лаврентьевича Донбая был ознаменован выходом в Москве новой, десятой по счёту, книги его стихотворений «Посредине России» в престижной серии «Библиотека современной русской поэзии» (Сергей Донбай. Посредине России. Стихотворения, М.: Российский писатель, 2011. –288 с.). Редактор книги и автор вступительной статьи – Станислав Юрьевич Куняев. Всё это уже заставляет взять в руки, и если не прочитать, то хотя бы с уважением полистать книгу. Но где её взять, эту книгу, когда тираж всего 1000 экз.? Мне повезло, с личной подписью автор её подарил…
Полистать не получается, потому, как с первых страниц с головой уходишь в атмосферу жизненного восприятия автора. Радуешься и негодуешь, возмущаешься и затихаешь, горячишься и смеешься, поддаваясь обаянию строк.
Прежде чем сесть и написать эту рецензию, не один день я вынашивала в сознании и душе смысл прочитанного мной. Когда я уже прониклась каждой строфой, каждым стихотворением, породнилась с ними, когда cвосторгом возвращалась к полюбившимся страницам, вот тогда поняла, чего стоит этот труд, вернее, очередная жизненная веха. Трогательно и неподдельно живописует мир Донбай. Мне казалась, что неплохо знаю творчество своего земляка-сибиряка по его многочисленным подборкам в российских журналах, книгах, антологиях. Неоднократно слышала, как он сам проникновенно читает свои стихи, чуть подаваясь корпусом вперёд, как бы ещё доверительнее излагая слушателям всё то, о чём хочет поведать. Ан нет, оказывается, знаю, да не совсем! И поэтому не перестаю удивляться, нет, точнее, это автор не перестаёт по-хорошему удивлять и радовать нас, читателей, своим добрым, не наносным, а истинным, глубинным художественным даром:
Космос –
Это родина творчества:
Там слышно, как
Звезда с звездою говорит,
И прохожий
Вдруг посмотрит на тебя,
Как шестикрылый серафим
(«Космос»).
Каждому новорожденному даруется самая большая ценность – душа. Как на протяжении земной жизни он ею распорядится – личная воля каждого. В человеческой жизни музыка, живопись, литература и всё то, что обозначается творчеством, является неким камертоном всего происходящего вокруг и настраивающим на индивидуальный лад бытия. Творческое начало помогает душам радоваться и горевать, смеяться и плакать, любить и ненавидеть, а это значит, помогает осознавать и выражать живые эмоции, - быть человеком. Помогает душам формироваться и вызревать до неких, определённых и ведомых только Создателю высот. Так это повторяется из поколения в поколение, доколе жива Земля наша матушка и теплится сознание жизни на ней:
Весенний воздух, наизусть
Заученный, почуем снова,
И вырывается из уст
С улыбкой сказанное слово!
Освобождённая вода –
Усилье света и прохлады!
И не осознаны тогда
С улыбкой брошенные взгляды.
Широк распах воротника!
Как мысли связанные с небом,
Над головою облака
Торопятся высоким следом.
(«Весенний воздух, наизусть»)
Ощущение мира поэта Сергея Донбая, передаётся читателю неподдельным и искренним, неравнодушным и заставляющим сопереживать. Не покидает светлое удивление от того, что входишь вместе с автором в мир, который никого не обидит, но позволит задуматься, порассуждать, в какой-то степени пофилософствовать о природе вещей, чувствах и потоке событий – неоднозначно вмещающихся в нашу жизнь и, делающих её настолько разнообразной, насколько может представить наше сознание. Сергей Лаврентьевич берёт читателя за руку в самом начале книги. И ты, уже не отнимая своей ладони, идёшь вместе с автором от страницы к странице. Получая удовольствие от того чувства, что с тобой делятся чем-то очень сокровенным, впитываешь в себя мелодичность строк, понимаешь, что соприкасаешься с настоящей поэзией! Литературная грамотность, знание языка выражает индивидуальное восприятие поэтом окружающего мира. Подводит к истинному высокодуховному пониманию жизни и значимости в ней личности человека.
Суть самой поэзии для Сергея автономна. Традиции, заключённые в его строфы, многогранны по тематике, восприятию жизни, красочности образов,житейскому опыту, гражданской позиции. Нет в его строках «заносчивости», «вычурности», «шероховатости», он не разрушает связующих элементов между жизнью и творчеством, между бытовыми моментами и образами. Он черпает образность из повседневности, показывает действительность таковой, какой она является. Но делает это так искусно, как на это способен мастер. Лаконизм всегда считался мерой высокой пробы. Немногочисленные в новой книге двустишия Донбая разнотемны, философичны и заставляют задуматься над сказанным, потому как не поверхностны, а проникновенны и глубоки. Стихи «Радость», «Рябина», «Родной город» и «Гамлет…» являются таковыми.
Традиционность русской классики и основы конкретно-реалистического стиля определяются на всём творческом пути поэта. Это не показывает его однообразным и закостенелым, напротив, только подчёркивает степень одарённости, широту его взглядов, переживаний и глубинную сущность как самих традиций в русской литературе, так и сопричастность автора к этому:
Сталь разливает Запсиб из ковша.
Красной болванкой грохочет.
Кажется, где же здесь может душа
Быть?.. Да она не захочет!..
Швеллер остывший погладит ладонь:
Кажется, он умирает…
Наши невечные лица огонь
Смыслом иным озаряет.
Старый товарищ, вальцовщик, поэт,
Слышишь, ты должен быть рядом!
Одушевляется огненный свет
Под человеческим взглядом.
Смена ночная пылает лицом –
Жарят земные стожары!
Выйди из цеха, чтоб, словно в ночном,
Звёзды лицо остужали.
(«ОГОНЬ»)
Или:
Он кинул в небо пустельгу.
Иголку отыскал в стогу.
Присвистнул ветром.
Он тьмой и светом
По рукоять омыл строку
И служит в «Слове о полку»…
Высоким следом.
(«Он кинул в небо пустельгу»)
Нет в строках занудности, морализаторства, а есть суть, нет размытости, есть целое. Есть то, что хочется оставить в памяти, выучить наизусть, поделиться, как можно щедрее, с другими. Такие стихи, как «У колоколенки нашей наледь, скользкая вода…», «Нравится девочка в красных колготках…», «Из варяг в греки» или «Новая русская сказка» говорят об умении пошутить, незло поиронизировать и, вместе с тем, порассуждать над обозначенной проблемой.
Всегда самоценны для пишущего человек искренность, подлинность передаваемых ощущений, но преподнесённые в личном плане. Это подлинное искусство, и главная задача – находить новые формы, но не утратить накопленного. Удаётся это автору, удаётся! Бережное отношение к слову, любовь и гордость за свой край - всё это присуще творчеству Сергея Донбая. Часто его стихи становятся строгими, тропы – экономичными и точными, например стихи «Перед тобою на коленях…», «Кто же нам разменял незаметно / Совершенство любви – на рубли…», «Смута», «Кремль»… Происходит это в минуты душевной боли, когда автор переживает жизненные неурядицы страны, когда молчание или, наоборот, крик души рвётся наружу:
Родные леса отдыхают в мороз.
В них тихо, легко и свободно.
Дубравам, кедровникам, рощам берёз
Молчание это угодно.
Мы долго молчали и вместе, и врозь,
Отчаянно и всенародно.
И столько молчания в нас набралось,
Что сделалось крику подобно.
И стали кричать мы, казалось, легко:
Сплотимся! Даём обещанье!
Впервые на свете! Не зря полегло! –
Но крик стал похож на молчанье…
И стали роптать мы, и ропщем, но суть
За прошлым стоит косогором…
Откуда и как нам теперь почерпнуть,
Чтоб ропоту стать разговором?
Не там ли, где лес отдыхает в мороз,
И незачем лишнее слово,
Где столько страданья вокруг собралось,
Что речью быть нашей готово?
(«Родные леса отдыхают в мороз»)
Судьбоносные лирические перекрёстки поэта, как связующие нити, как меридианы и параллели, интересны читателю. Завораживают простота звучания голоса поэта, та великая простота, с которой всегда уютно и хочется продолжения общения. Но это не говорит о простоте, как об ограниченности, это говорит о простоте как об органичности, цельности и доходчивости до любого сердца, любого сознания. Стоит лишь прислушаться и вникнуть в то, о чём нам поведают. Гармония и мелодичность, и, вместе с тем, разнообразие творческой палитрыстихов Сергея Донбая, как мне кажется, обязаны его сибирским корням. Надёжность и чувство ответственности – гражданской и жизненной – удел Сибиряков, людей особой закалки, чистых помыслами и надёжных во всём. По всему написанному поэтом красной нитью проходит трепетное отношение, сыновья необъятная любовь к малой Родине. Она является настолько географически немалой, что расстилается от Урала и до бескрайнего Севера. Богата земля наша, Сибирь-матушка, не только недрами, лесами да реками, а дарит она миру людей даровитых да преданных, смекалистых да весёлых, щедрых на дело всякое да на слово доброе. Слово, которое и другу радостно, и светом пронизано:
Перейти Россию вдоль –
Наша удаль да юдоль.
Ну, какая же Расея
Без Сибири с Енисеем!
Эхом в слове Енисей –
То Есенин, то Сергей.
Ну, а что Россия в принципе –
Без Сибири, без провинции?
Это только география –
Без Овсянки и Астафьева.
Там напарились мы в бане,
Остудились в речке Мане,
Говорили с классиком,
Закусив карасиком.
Ну, какая же Расея
От пол-литры окосеет!..
(«У Астафьева»)
Умение углубить психологизм лирики за счет подтекстного содержания, юмора, а также сохранить чистоту поэтического голоса, даёт Сергею Донбаю личное начало. В его жизни и стихосложении мировоззренческо-нравственная категория – неразрывная связь истории России и личности поэта и гражданина. Будет неправомерно считать, что процесс познания творческого начала определён и ясен. Книга «Посредине России» доказательство того, что его творчество стало величиной постоянной и ещё чётче подчёркивает большой внутренний потенциал поэта. Смею надеяться, что все мы, читатели, ещё долгие, долгие годы будем искать в его строках «высокий след облаков»… И пусть имя русского поэта Сергея Донбая будет звучным не только в идущих десятилетиях, но и в будущем, на многие времена впереди.