Настоящие писатели всегда стремились ответить на самые сложные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. В полной мере это относится и к поэту, драматургу Тамаре Германовне Ян.
Родилась она 2 февраля 1922 года в селе Поповка Саратовской области. В 1944-м окончила исторический факультет Казанского госуниверситета. Трудовую деятельность начала в Казани. Работала научным сотрудником в государственном музее ТАССР, преподавала в пединституте, сотрудничала с газетой «Красная Татария».
Стихи начала писать с детства. В студенческие годы посещала литературное объединение при музее А. М. Горького. Именно Горькому Тамара Ян посвятила свою поэму «Рождение буревестника». А печататься начала еще с 1936 года. В 1949-м вышел ее первый поэтический сборник «Волжские стихи». Автор обращается к приволжской природе, родным местам. Природа для Тамары Ян – это мир ярких эмоций, детских воспоминаний, воплощение образа Родины.
Ночью – слушайте –
крылья шумят.
Гуси-лебеди –
дикие птицы летят.
А внизу, по развилкам
набухших дорог,
Звонко шлепанье легких девичьих ног.
Это ходит она,
это бродит она –
По полям и ночным перелескам
– Весна.
На стихотворение «Рябина» композитор А. П. Мистюков написал песню «Говорят, рябина девушкой была».
Цикл стихов посвящен ленинской теме: «Стихи о студенте Ульянове», «В Кокушкино» и др.
В 1951 году Тамара Ян приняла участие во втором всесоюзном совещании молодых писателей в Москве. В 1954-м вышел ее сборник «Лирические стихи».
Пробует она себя и в драматургии. В 1956 году написала пьесу-сказку в стихах «Анютины глазки», которая была поставлена на сцене Казанского ТЮЗа и в Кремлевском театре.
В 1956 году Тамара Германовна Ян была принята в Союз писателей СССР.
Отдельным изданием в 1959-м вышла ее драматическая сказка для школьников «Лунная девушка». Как раз в то же время Тамара Ян занимается переводом произведений татарского поэта Мусы Джалиля, совместно с Г. Миларом переводит татарскую сказку «Алтынчег».
В начале 1960-х Тамара Германовна переехала жить в Кузбасс. Работала в многотиражной газете строителей Запсиба в Новокузнецке. Написала цикл стихов о новом флагмане советской металлургии, где трудились совсем еще юные ребята.
Здесь такие девочки-девчоночки,
что господь мальчишкам помоги.
Рыжие, каштановые челочки,
ватные штаны и сапоги...
Красота и величие сибирской природы в стихах Тамары Ян тех лет словно подчеркивают масштабность происходящих вокруг перемен:
На Томи сейчас лохматый ветер,
Снег на тополях летуч и светел.
И почти не виден в снегопад
Бог огня – Кузнецкий комбинат.
В 1962 году Тамара Германовна приняла активное участие в создании Кемеровского отделения Союза писателей РСФСР, вошла в число первых пяти членов нашей областной писательской организации. В Кемерове в 1963 году был издан сборник ее стихов «Морозное солнце».
Морозное солнце светит.
Еловые машут лапы.
От синих и белых веток
Хочется петь и плакать.
На сибирском материале написаны пьесы «Мой человек», «Гордячка» (в 1963 году была напечатана в журнале «Театр»). Пьесы Тамары Ян ставились на сцене Новокузнецкого драматического театра. А когда в июне 1964 года этот коллектив гастролировал в столице, показывая свои спектакли на сценах Кремлевского театра и театра им. Пушкина, москвичам были представлены три ее пьесы под общим названием «Сибирская трилогия»: «Кузнецкая легенда», «Гордячка» и «Мой человек».
В 1964 году вместе с мужем-режиссером Тамара Германовна переезжает в Калининград, а в 1966-м – в Смоленск. Там она пишет пьесы «Баллада о веселых жаворонках», «Джинсовый бал», «Три дня в гостях» и др. К 50-летию ВЛКСМ Смоленский областной драматический театр, в котором и служил главным режиссером ее муж Лев Григорьевич Щеглов, поставил пьесу Тамары Ян «Возлюбленные». На этой же сцене шли спектакли по ее пьесам «Где ты, Светлана?», «Гордячка» и др.
Драматические произведения Тамары Германовны нашли воплощение на сценах многих театров страны, причем ставились спектакли не только на русском языке, но и в переводах на языки народов СССР. Герои пьес Ян – люди своего времени, которых волнуют и актуальные проблемы действительности, и вечные вопросы бытия: любовь, нравственность, долг. Действующие лица в спектакле «Твои шестнадцать» – это юноши и девушки в пору первых «взрослых» уроков жизни. «Гордячка» рассказывает о сложном процессе нравственного роста молодого рабочего. В «Доме под солнцем» в центре внимания женщина, взявшая на себя ответственность за судьбы людей, которых разметала война.
Но самым известным произведением драматурга, выдержавшим испытание временем, стала пьеса «Девочка и апрель». Это – лирическая история о непростой любви, впервые пробуждающейся в юных сердцах. Главные герои – Игорь и Варя – учатся в одном классе, но не замечают друг друга, живут каждый своей жизнью. Он отличник, чемпион по фехтованию, родители возлагают большие надежды на его будущее. Она мечтает стать биологом, поглощена науками, хотя учится неважно, воспитывается бабушкой. И вот на школьном вечере происходит нечто неслыханное: желая «поставить на место» своих одноклассниц, Варя при всех целует Игоря, по которому вздыхают многие девочки школы. Юноша поражен. Между ним и Варей возникает сначала искренняя симпатия, а потом и новое, незнакомое им прежде, более сильное чувство. Это замечают все: друзья и просто одноклассники, учителя и родители. Не всем нравится такая «вольность». Злобные анонимки получают и Варя, и Игорь, и мать Игоря. Защищая свою девушку и чистоту их отношений, юноша идет на конфликт со всем миром, вообще бросает школу (а вместе с ним и Варя). И это – накануне выпускных экзаменов! Варя и сама понимает, что уже не может управлять собой, и, чтобы освободиться от постоянных дум об Игоре, идет на прием к психиатру. Но врач оказывается мудрым и, выслушав, напутствует ее словами А. Блока: «Только влюбленный имеет право на звание человека».
Эта история о первой любви, написанная в далекие 60-е годы, и сегодня продолжает волновать старшеклассников, учителей, родителей. В апреле 2021 года в Центре культурного развития «Лебединец» города Губкина Белгородской области состоялась премьера спектакля «Девочка и апрель, или Твой поцелуй». Это была постановка любительского театра «Маска» под руководством режиссера Т. И. Григорьевой. Не так давно ставилась эта пьеса и в Санкт-Петербурге, и в других городах страны. Она затрагивает самые сокровенные струны душ молодых людей, помогает им определить свое нравственное начало, сделать правильный выбор в трудных ситуациях и достойно выйти из них.
По сценариям Т. Г. Ян были сняты фильмы-спектакли: «Девочка и апрель» (1970), «Твоя юность» (1973, по пьесе «Твои шестнадцать»), «Молодожены» (1978), «Метелица» (1983; одну из главных ролей сыграла народная артистка СССР Татьяна Пельтцер).
В 1983 году на сцене Московского ТЮЗа был поставлен спектакль по пьесе Тамары Ян «Три дня в гостях».
В годы перестройки Тамара Германовна написала хронику «Глубинка» (1987) и «историю в четырех встречах» «Анкета любимой женщины» (1990).
Т. Г. Ян удостоена многих высоких наград, в числе которых и орден «Знак Почета» (1982).
Последние годы она жила в Москве. Скончалась в 2011 году. В литературном музее СмолГУ есть фонд Т. Г. Ян, в котором хранятся фотографии, рукописи, афиши, программы и другие документы.
г. Кемерово
Родилась она 2 февраля 1922 года в селе Поповка Саратовской области. В 1944-м окончила исторический факультет Казанского госуниверситета. Трудовую деятельность начала в Казани. Работала научным сотрудником в государственном музее ТАССР, преподавала в пединституте, сотрудничала с газетой «Красная Татария».
Стихи начала писать с детства. В студенческие годы посещала литературное объединение при музее А. М. Горького. Именно Горькому Тамара Ян посвятила свою поэму «Рождение буревестника». А печататься начала еще с 1936 года. В 1949-м вышел ее первый поэтический сборник «Волжские стихи». Автор обращается к приволжской природе, родным местам. Природа для Тамары Ян – это мир ярких эмоций, детских воспоминаний, воплощение образа Родины.
Ночью – слушайте –
крылья шумят.
Гуси-лебеди –
дикие птицы летят.
А внизу, по развилкам
набухших дорог,
Звонко шлепанье легких девичьих ног.
Это ходит она,
это бродит она –
По полям и ночным перелескам
– Весна.
На стихотворение «Рябина» композитор А. П. Мистюков написал песню «Говорят, рябина девушкой была».
Цикл стихов посвящен ленинской теме: «Стихи о студенте Ульянове», «В Кокушкино» и др.
В 1951 году Тамара Ян приняла участие во втором всесоюзном совещании молодых писателей в Москве. В 1954-м вышел ее сборник «Лирические стихи».
Пробует она себя и в драматургии. В 1956 году написала пьесу-сказку в стихах «Анютины глазки», которая была поставлена на сцене Казанского ТЮЗа и в Кремлевском театре.
В 1956 году Тамара Германовна Ян была принята в Союз писателей СССР.
Отдельным изданием в 1959-м вышла ее драматическая сказка для школьников «Лунная девушка». Как раз в то же время Тамара Ян занимается переводом произведений татарского поэта Мусы Джалиля, совместно с Г. Миларом переводит татарскую сказку «Алтынчег».
В начале 1960-х Тамара Германовна переехала жить в Кузбасс. Работала в многотиражной газете строителей Запсиба в Новокузнецке. Написала цикл стихов о новом флагмане советской металлургии, где трудились совсем еще юные ребята.
Здесь такие девочки-девчоночки,
что господь мальчишкам помоги.
Рыжие, каштановые челочки,
ватные штаны и сапоги...
Красота и величие сибирской природы в стихах Тамары Ян тех лет словно подчеркивают масштабность происходящих вокруг перемен:
На Томи сейчас лохматый ветер,
Снег на тополях летуч и светел.
И почти не виден в снегопад
Бог огня – Кузнецкий комбинат.
В 1962 году Тамара Германовна приняла активное участие в создании Кемеровского отделения Союза писателей РСФСР, вошла в число первых пяти членов нашей областной писательской организации. В Кемерове в 1963 году был издан сборник ее стихов «Морозное солнце».
Морозное солнце светит.
Еловые машут лапы.
От синих и белых веток
Хочется петь и плакать.
На сибирском материале написаны пьесы «Мой человек», «Гордячка» (в 1963 году была напечатана в журнале «Театр»). Пьесы Тамары Ян ставились на сцене Новокузнецкого драматического театра. А когда в июне 1964 года этот коллектив гастролировал в столице, показывая свои спектакли на сценах Кремлевского театра и театра им. Пушкина, москвичам были представлены три ее пьесы под общим названием «Сибирская трилогия»: «Кузнецкая легенда», «Гордячка» и «Мой человек».
В 1964 году вместе с мужем-режиссером Тамара Германовна переезжает в Калининград, а в 1966-м – в Смоленск. Там она пишет пьесы «Баллада о веселых жаворонках», «Джинсовый бал», «Три дня в гостях» и др. К 50-летию ВЛКСМ Смоленский областной драматический театр, в котором и служил главным режиссером ее муж Лев Григорьевич Щеглов, поставил пьесу Тамары Ян «Возлюбленные». На этой же сцене шли спектакли по ее пьесам «Где ты, Светлана?», «Гордячка» и др.
Драматические произведения Тамары Германовны нашли воплощение на сценах многих театров страны, причем ставились спектакли не только на русском языке, но и в переводах на языки народов СССР. Герои пьес Ян – люди своего времени, которых волнуют и актуальные проблемы действительности, и вечные вопросы бытия: любовь, нравственность, долг. Действующие лица в спектакле «Твои шестнадцать» – это юноши и девушки в пору первых «взрослых» уроков жизни. «Гордячка» рассказывает о сложном процессе нравственного роста молодого рабочего. В «Доме под солнцем» в центре внимания женщина, взявшая на себя ответственность за судьбы людей, которых разметала война.
Но самым известным произведением драматурга, выдержавшим испытание временем, стала пьеса «Девочка и апрель». Это – лирическая история о непростой любви, впервые пробуждающейся в юных сердцах. Главные герои – Игорь и Варя – учатся в одном классе, но не замечают друг друга, живут каждый своей жизнью. Он отличник, чемпион по фехтованию, родители возлагают большие надежды на его будущее. Она мечтает стать биологом, поглощена науками, хотя учится неважно, воспитывается бабушкой. И вот на школьном вечере происходит нечто неслыханное: желая «поставить на место» своих одноклассниц, Варя при всех целует Игоря, по которому вздыхают многие девочки школы. Юноша поражен. Между ним и Варей возникает сначала искренняя симпатия, а потом и новое, незнакомое им прежде, более сильное чувство. Это замечают все: друзья и просто одноклассники, учителя и родители. Не всем нравится такая «вольность». Злобные анонимки получают и Варя, и Игорь, и мать Игоря. Защищая свою девушку и чистоту их отношений, юноша идет на конфликт со всем миром, вообще бросает школу (а вместе с ним и Варя). И это – накануне выпускных экзаменов! Варя и сама понимает, что уже не может управлять собой, и, чтобы освободиться от постоянных дум об Игоре, идет на прием к психиатру. Но врач оказывается мудрым и, выслушав, напутствует ее словами А. Блока: «Только влюбленный имеет право на звание человека».
Эта история о первой любви, написанная в далекие 60-е годы, и сегодня продолжает волновать старшеклассников, учителей, родителей. В апреле 2021 года в Центре культурного развития «Лебединец» города Губкина Белгородской области состоялась премьера спектакля «Девочка и апрель, или Твой поцелуй». Это была постановка любительского театра «Маска» под руководством режиссера Т. И. Григорьевой. Не так давно ставилась эта пьеса и в Санкт-Петербурге, и в других городах страны. Она затрагивает самые сокровенные струны душ молодых людей, помогает им определить свое нравственное начало, сделать правильный выбор в трудных ситуациях и достойно выйти из них.
По сценариям Т. Г. Ян были сняты фильмы-спектакли: «Девочка и апрель» (1970), «Твоя юность» (1973, по пьесе «Твои шестнадцать»), «Молодожены» (1978), «Метелица» (1983; одну из главных ролей сыграла народная артистка СССР Татьяна Пельтцер).
В 1983 году на сцене Московского ТЮЗа был поставлен спектакль по пьесе Тамары Ян «Три дня в гостях».
В годы перестройки Тамара Германовна написала хронику «Глубинка» (1987) и «историю в четырех встречах» «Анкета любимой женщины» (1990).
Т. Г. Ян удостоена многих высоких наград, в числе которых и орден «Знак Почета» (1982).
Последние годы она жила в Москве. Скончалась в 2011 году. В литературном музее СмолГУ есть фонд Т. Г. Ян, в котором хранятся фотографии, рукописи, афиши, программы и другие документы.
г. Кемерово