Огни Кузбасса 2022 г.

47 особых голосов (к выходу в свет 1-й книги «Современная литература Кузбасса»)

Книга эта целиком посвящена современной поэзии Кузбасса. Как и все издание «Классика земли Кузнецкой» в трех томах, задумано и осуществляется Кемеровским областным отделением Союза писателей России и Кузбасским центром искусств при финансовой поддержке правительства области. Составители – Б. В. Бурмистров, С. Л. Донбай и Г. И. Карпова.
В первой книге III тома собраны стихотворения 47 поэтов Кузбасса. В первой части издания представлено и охарактеризовано творчество 13 поэтов, во второй опубликовано по несколько стихотворений еще 34 авторов, приведены их краткие биографии и названия выпущенных ими сборников.
Разделение это предпринято по следующему принципу. Стихотворения первых 13 поэтов были так или иначе замечены литературной критикой самого различного уровня, включая таких авторитетов, как Игорь Волгин, Станислав Куняев, Вячеслав Лютый, Николай Переяслов, Нина Ягодинцева; их творчество исследовали другие поэты (Владимир Соколов, Валентин Сорокин) и ученые (например, профессор, доктор филологических наук Наталья Налегач). Также о них дала свои отзывы целая группа вузовских преподавателей, кандидатов филологических и педагогических наук, опытных преподавателей средних учебных заведений и библиотекарей. Огромная заслуга в том Галины Ивановны Карповой: именно она установила связь со всеми этими восемнадцатью литературоведами, подвигла их к участию в издании.
Остальные поэты, чьи стихи опубликованы в книге, вполне могут рассчитывать на внимание и читателей, и специалистов: все они члены Союза писателей России.

В чем еще огромное значение самого факта этого издания? В нашей стране, не так уж давно самой читающей в мире (вспомним слова Евгения Евтушенко: «...стихи читает чуть не вся Россия и чуть не пол-России пишет их», поскольку «Россия рвется, мучась и любя, тайком, тихонько или громогласно, но выразить, но выразить себя»), после переворотов 90-х годов ситуация в духовной сфере резко изменилась. Литература оказалась очень умело и под благовидными предлогами вытеснена из общественной жизни. Началось, естественно, со школы, с детства любого человека. Как учебный предмет литература была выведена из числа предметов для обязательного изучения в число предметов по выбору, то есть в средних и старших классах читать стало необязательно. Аргумент хороший: для разгрузки школьников. А вышло – для разгрузки от умения думать и говорить, для выработки клипового мышления.
Вузовские программы по литературе сократили до неприличия. Книгоиздание отдано в «невидимые руки рынка», то есть книга стала предметом купли-продажи, обязанным приносить прибыль. Цены взлетели. Пропаганда литературы прекратилась. И вряд ли сделано это было необдуманно или по недоразумению.
В этой атмосфере издание трехтомника литературы Кузбасса – событие, которое очень дорогого стоит. Оно, конечно, не изменит ситуацию ни в стране, ни в регионе, но оно нужно, как глоток воздуха, без преувеличения десяткам тысяч людей.

Попытаюсь предельно коротко сказать о содержании этой книги. Первые поэты, подборки стихо-творений которых представлены вниманию читателей, – старейшины поэтического цеха Кузбасса: главный редактор журнала «Огни Кузбасса» Сергей Лаврентьевич Донбай и председатель Кемеровского областного отделения Союза писателей России Борис Васильевич Бурмистров.
Поэтическое творчество С. Донбая поддержано в книге статьями Станислава Куняева, Вячеслава Лютого и поэта Владимира Соколова. Первично в них слово Куняева, назвавшего свой отзыв «От мира сего». В самом деле, в центре творчества С. Донбая судьба родного края в переплетении с судьбой самого поэта: послевоенное детство, рабочая биография автора и Кузбасса, родные люди и родная природа, русская народная, сибирская речь, быт и нравы.
По мнению В. Лютого, «природное и детское живут в Донбае не споря и помогают друг другу», у него «цепкое литературное зрение» и твердая укорененность в русской литературной традиции. А в отношении к собратьям по перу «нет распространенного сегодня литературного судейства»...

Жизненный путь Бориса Васильевича Бурмистрова наполнен такими трудностями, такой тяжелой работой, такими утратами и испытаниями, что, читая его биографию, трудно представить, как все это сформирует лирического поэта. Но и его творчество, по отзыву Ст. Куняева, «заполнено картинами вечной народной трудовой страды». Лично проходя все эти круги земного ада, «бросая свой взгляд в мир социальных страстей», поэт вовсе не впадает в публицистическую остроту и кликушество, а предпочитает видеть и выражать в своих стихах и «скрытую теплоту патриотизма» (Л. Толстой), и «теплоту любовей, друзей и семей» (В. Маяковский).
По мнению Ст. Куняева, «любовь, как воздух разлитая по страницам лирических книг Бориса Бурмистрова, связывает, скрепляет все частицы... нашего внутреннего и внешнего мира, любовь к жизни, любовь к Родине, любовь к женщине, любовь к истине, любовь к поэзии».

Представлена в книге и большая подборка стихотворений Владимира Васильевича Иванова, члена Союза писателей еще СССР, с 1983 года. Он поэт, прозаик и журналист. В прозе работает в самом трудном жанре – жанре рассказа. О стихах его отзывались и московская поэтесса Людмила Щипахина («Владимир Иванов радует неизбитостью, образностью, остротой поэтического мышления»), и кемеровский поэт Игорь Киселев («Я сказал бы, что у него природная постановка поэтического слуха»).
В книге из серии «Классика земли Кузнецкой» стихи его характеризует друг по жизни и творчеству, исследователь Владимир Михеев. В стихах Иванова он отмечает их органичность: «...поэт жестко отказывается от всякого рода экспериментов, всяческой внешней искусственной экспрессии стиха» и при этой органичности «соединяет два противоположных начала: макро- и микрокосм», то есть надмирное, высокое и обыденное.

Во время подготовки к изданию этой замечательной книжной серии, посвященной творчеству кузбасских писателей и поэтов, в феврале 2021 года, оборвалась жизнь одного из самых интересных и талантливых наших авторов – Александра Ивановича Каткова. Сын строителя и учительницы младших классов, он с детства проявил самый серьезный интерес к литературе, искусству, языку. Легко поступил в Пятигорский институт иностранных языков и уже на третьем курсе, как один из самых талантливых студентов, был направлен в Лейпцигский университет (ГДР) для завершения образования.
Кандидат филологических наук, доцент Ирина Ащеулова в статье о творчестве поэта и переводчика Александра Каткова подчеркивает, что его европейская образованность, талант в сочетании с глубокой и искренней любовью к родине и своим корням, к родным людям, родной истории и языку и создают феномен поэта, свободно владеющего основами мировой культуры. Ключевой темой его поэзии станет путь лирического героя через, казалось бы, неодолимые препятствия, опасности и соблазны к своим корням, к духовной родине, какой проделает легендарный герой античности Одиссей на свою Итаку...

Близок Каткову по духу, хотя и совершенно отличен по судьбе поэт Виктор Анатольевич Коврижных, тоже безвременно ушедший от нас совсем недавно, в августе 2022 года. Он родился и всю жизнь прожил в селе Старобачаты Беловского района Кемеровской области.
Казалось бы, парадокс: человек всю жизнь провел в одном селе (кроме службы в армии), а стал известным поэтом, которого совсем не скучно читать. Секрет прост: все впечатления бытия, самые яркие впечатления детства, как он сам говорит в автобиографии, «по сей день живут в моем сердце, и уже ничем их не вытравить и не заслонить. Они как узор на пальцах – неистребимы». А поэтический дар – это Бог поцеловал. Как тут не вспомнить Есенина, который и сам на всю жизнь остался «поэтом золотой бревенчатой избы»...
Сергей Кузнечихин в статье о Викторе Коврижных подчеркивает, что разнообразная тяжелая и прозаическая работа, быт и труд земляков, родная природа находят в душе и творчестве поэта отклик искренний, взволнованный, чистый и талантливый.

Совершенно не рядовой, а очень самобытный и глубокий поэт – Иосиф Абдурахманович Куралов. Самобытность его прежде всего в том, что он стоит на стыке двух культур – татарской и русской. Татарскую он впитал от своего дедушки, глубоко знавшего поэзию национального классика Габдуллы Тукая, а русскую постигал, по его собственным словам, из библиотеки, собранной родителями и хранившейся в огромном деревянном шкафу. Неустанное, увлеченное чтение даст знания и сформирует мировоззрение, разбудит собственный талант – да так, что не иной кто, а сам Юрий Поликарпович Кузнецов заметит и высоко оценит стихи Куралова.
По мировоззрению он человек абсолютно советский, творчество его широко и многообразно по тематике, очень богато по языку. Екатерина Тюшина в обстоятельной статье подчеркивает: «Стихи Куралова – это яркий, ироничный, разнообразный портрет современности, срез времени, в котором живет сам поэт... Гражданский пафос у него органично переходит в задушевный лиризм, лирика расцвечивается ироническими интонациями».
От себя добавлю, как солидарен я с такими его строками:

...А есть какой-то голый стыд и срам.
Многоканальная теледубина.
Базарный хам заполнил Божий храм,
А Родину заполнила чужбина...

Павел Николаевич Майский – поэт, сформировавшийся в советские годы. Отец его – горный инженер, один из руководителей строительства Таштагольского рудника, а в годы войны – боевой офицер, командир истребительно-противотанкового отряда, затем политрук 43-й добровольческой сибирской бригады, погиб в боях под Москвой. Мать большую часть своей жизни стояла во главе Кемеровского областного профсоюза работников лесной и деревоперерабатывающей промышленности.
Павел после окончания Сибирского металлургического института работал инженером-проектировщиком металлургических заводов, в том числе и Запсиба. Окончил Литературный институт им. Горького в семинаре Егора Исаева, и темой его поэтического творчества на всю жизнь стала земля Кузнецкая, ее природа, героический труд ее людей, ее история, настоящее и будущее. По свидетельству его давнего друга и помощника Василия Александровича Галактионова, Павел Николаевич всегда находил себе и труд и отдых в поселке Сарбала, в преддверии тайги, что и позволяет ему наполнять дыханием родной природы многочисленные сборники стихотворений...

Сложным и драматичным был жизненный путь, и выстраданным стало творчество поэта Олега Ефимовича Максимова, живущего в Таштаголе. Сын профессора, секретаря литературного журнала, окончившего в свое время Пражский университет, и певицы, работавшей в окружении Петра Лещенко, он в 1949 году пятилетним ребенком был депортирован с родителями в поселок Спасск за Таштаголом.
С четырнадцати лет начал работать в механическом цехе Таштагольского рудника, окончил вечернюю среднюю школу, отслужил в армии, уезжал к родственникам в Кишинев и вернулся из-за болезни родителей. Начал работать литсотрудником в газете «Красная Шория», входить в духовную и творческую жизнь страны и Кузбасса и глубоко постигать суровую таежную природу. Литературный институт им. Горького в Москве окончил в 1990 году, снова вернулся в Кузбасс.
Светлана Старовойтова в теплой и содержательной статье о творчестве поэта подчеркнет: «В стихах Олега Максимова есть и исторические образы, и сатирические хлесткие строки о современном обществе, есть горькие гражданские стихи и лирические нежные размышления об отношениях мужчины и женщины, о вековом укладе и небесном промысле земного пути человека».

Самые молодые и перспективные поэты из всех, чье творчество представлено в первой половине книги, – это Дмитрий Владимирович Мурзин и Андрей Владимирович Правда. Об их стихах отозвались люди очень компетентные и глубоко уважаемые.
О Дмитрии Мурзине благожелательно написал его руководитель в семинаре Литературного института, профессор Игорь Волгин и сопроводил свой отзыв хорошим напутствием. Профессиональную и глубокую рецензию на книгу стихов «Клиническая жизнь» дал известный современный критик и литературовед Нина Ягодинцева.
Стихотворения Андрея Правды проанализировал в своем обстоятельном и одобрительном эссе доктор филологических наук, профессор Н. В. Налегач.
Нет никакого сомнения, что высокие оценки обоими кемеровскими поэтами вполне заслужены и добрые пожелания авторитетных критиков будут ими реализованы.

Поэт из Новокузнецка Татьяна Николаева тоже ушла из жизни недавно – в марте 2021 года. Вот как она говорила о себе:

Жизнь моя – как сломанная дудка...
Но Господь поднес ее к устам...

И в продолжение:

Лишь минутку длилась Божья милость:
«Ну, а дальше ты сама живи».

Вот такая диалектика: от Бога – божий дар, талант, а от себя – бесконечные метания по жизни. По всей жизни – поиск красоты и совершенства во всем. Она и художник, и поэт, и на целых пять лет – монахиня, и педагог, и наставник молодых поэтов, вышивальщица икон, жена, мать.
Вот опять же она о самой себе:

Мягче, ветер, мягче, – я без кожи, –
Не сдувай лицо с моей души.

О поэзии Татьяны Николаевой взволнованно и проникновенно написала ее сподвижница по творчеству и жизни Ольга Козлова. Написала хорошо. Дополнять не хочется.

Еще поэт из Новокузнецка – Александр Дмитриевич Раевский. Для меня, как бывший мой студент, – просто Саша. Приехал в Кузню из деревни, где в ранней юности начал писать стихи, работал пожарным (ушел в отставку капитаном внутренней службы), окончил факультет русского языка и литературы, по сей день пишет.
Странно было бы, если бы юноша из деревни в стихах не подражал Есенину. Но длилось это недолго. Сейчас основная тональность и язык его поэзии – русские, народные. Тематика – разнообразная. Лирика любви – и проникновенно-нежная, целомудренная, и озорная, как спортсмены говорят, на грани фола, но никогда не пошлая. Картины природы не из пальца высосанные, а вошедшие прямо из натуры в душу. Уроки жизни, усвоенные от бабушки и родителей, и серьезные, подчас горькие раздумья о современной жизни. И очень искренние исповеди перед людьми, друзьями-поэтами. А еще – свое видение истории и современности.
По языку, как он сам говорит, – «подражания» народным сказкам, всякого рода легендам и «побаскам». И замечательные поэтические миниатюры. Читать Раевского интересно...

И еще поэт, представленный в первой части книги, о котором говорить очень горько, – это Татьяна (Тайана) Васильевна Тудегешева. Она умерла 14 февраля 2022 года, когда приехала в Петербург в гости к младшему сыну.
О себе она писала так:

Я дочь, я ветвь абинского народа...
Я песня-плач абинского народа...

Абинский народ – это древние шорцы, испокон веков населявшие таежные пространства Южного Кузбасса, народ со своей самобытной историей и культурой.
Секретарь Союза писателей России Николай Переяслов в предисловии к ее книге «Медногривое солнце встает» писал: «Поэзия Тайаны Тудегешевой – это беспрерывный поиск своего национального, духовного и культурного начала; это шествие по тропе исторической и генетической памяти в глубины забытых веков».
Родом она из маленького таежного селения Усть-Анзас, где сейчас и похоронена. Пятилетней девочкой побежала за отцом, директором сельской школы, с портфелем, набитым книжками, да так и не отстанет потом в этом стремлении к знаниям и даже среднюю школу окончит на два года раньше ровесников.
Стихи ее будут замечены, литературное образование завершит на Высших литературных курсах при Литинституте им. Горького в семинаре Юрия Поликарповича Кузнецова.
В стихах Тудегешевой живая жизнь таежной природы, родного народа, сохраненная в легендах и преданиях. И самое ценное – что она выражает в них вечные ценности любви, труда, отваги, преданности, верности и веры. Сегодня, в противостоянии той бесовщине, которую пытается навязать миру «цивилизованная Европа», эти стихи – самый настоящий глоток свежего воздуха...

На правах автора статьи я позволю себе немножко нарушить установленный в книге регламент, чтобы чуть подробней рассказать о творчестве Любови Никитовны Арбачаковой, отнесенной в группу авторов во второй части издания. Ее творческий путь – это феномен, возможный, на мой взгляд, только при советском строе. Девочка из самой таежной глухомани, из семьи, никак не причастной ни к поэзии, ни вообще к большой культуре, получит высшее педагогическое образование, станет кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Института русского языка Сибирского отделения Академии наук, членом Союза писателей и Союза художников России.
Она автор научных монографий, картины ее выставлялись в Москве, Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке и других городах России, а также в Германии. Автор нескольких сборников стихов. Без всякого преувеличения – голос народный. Стихи ее не очень разнообразны по тематике и, как правило, невелики по объему. Но, как и в ее замечательных картинах, это то простое, что не выдумано и не вычитано, идет из глубин подсознания. За простыми деталями природы, быта, органичными и живыми метафорами ее стихотворений – видение художника...

Представленные во второй части книги подборки стихотворений еще тридцати трех поэтов – это выражение того, как живо и значимо в людях духовное, творческое начало. Не может человек жить без света в душе, без стремления к высокому, чистому, без внутреннего преодоления обыденности и прозы жизни.
Духовная жизнь, поэтическое творчество – та почва, без которой просто невозможны стихи великих поэтов, которыми мы живем и дышим. По роду своей работы, больше полувека преподавая литературу, не перестаю удивляться, как много, хорошо и охотно люди пишут стихи.
Видимо, правильно сказал Есенин:

Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Анатолий САЗЫКИН,
кандидат педагогических наук,
г. Новокузнецк
2022 г №6 Критика. литературоведение