Огни Кузбасса 2022 г.

«И мысли сложатся в слова…»

Автор: Нина Инякина

Отклик на творчество Юлии Сычевой

Особое внимание на Юлию Сычеву я обратила, когда она тепло и по-доброму, но в то же время глубоко и вполне профессионально сделала поименное представление всех участников литературной студии «Притомье», которой исполнялось 35 лет («Огни Кузбасса» № 5 за 2014 год). Я помню, как она, эта студия, создавалась, кто стоял у истоков, кто вырос из нее, а о современных воспитанниках знала лишь понаслышке. И вот благодаря Юлии узнала многих участников литстудии. Сычева мастерски сделала это представление: виден каждый в отдельности, со своими изюминками, и в то же время видна команда – коллектив творческих людей под руководством поэта Дмитрия Мурзина.
Еще более пристально я присмотрелась к Юлии в связи с ее блистательной, на мой взгляд, публицистикой на тему грамотности. А этот вопрос – огромное количество неграмотно говорящих и пишущих людей, даже в ранге дикторов, журналистов или писателей! – меня очень волнует и беспокоит. Юлия написала глубокий аналитический материал (настоящее, можно сказать, журналистское расследование провела!) об акции «Тотальный диктант», набирающей вес и силу, обо всех ее составляющих – с цифрами и фактами, с именами. Отразила и свое участие, и выводы сделала. Мне очень понравилось отношение автора к этой теме. Тем более приятно, что писал материал не литератор в чистом виде, а математик по образованию («Огни Кузбасса» № 1 за 2016 год, статья «Быть грамотным – модно, или Как я писала Тотальный диктант»).
Стихи Юлии читала я еще раньше – в 2013 году. В номере первом все тех же «Огней Кузбасса» была ее подборка под названием «Одноэтажная Россия» (напрашивается сравнение с «Одноэтажной Америкой» Ильфа и Петрова, не правда ли?). И, надо сказать, «Одноэтажная Россия» Сычевой мне понравилась сразу, с ходу, безоговорочно.

Пусть я полжизни что есть силы
Болтаюсь в городских силках,
Одноэтажная Россия,
Ты мне понятна и близка.
И мне твои просторы впору,
К лицу мне цвет твоих дубрав,
Где ветры водят разговоры,
Готовя снадобья из трав,
Где вдоль дорог неугасимо
Цветок пылает огонек…
Привольным воздухом, Россия,
Позволь мне надышаться впрок!
Вернусь я в каменные джунгли,
Где шум и смог, но стол и дом
И где душа невольно жухнет
Осенним сброшенным листом…

Первое же стихотворение, которым открывается подборка, – «Уголек». Оно про наш родной Кузбасс. Стихотворение короткое, но очень емкое:

В истории немало толков,
Кем уголек наш был открыт.
Кто первым был – Михайло Волков,
А может, немец Мессершмидт –
Неважно. Для меня почетно –
Шахтерской матери, жены –
Что угольком добытым черным
Кузбасс согреет полстраны.

Было в той подборке и стихотворение, которое дало название поэтической книжке Юлии, – «Вне времени». Глубокое философское размышление о жизни заключено в нем. Ниже я его процитирую, но прежде, хваля и одобряя, не могу не сделать автору небольшого упрека: что же вы, дорогая и уважаемая Юлия Валерьевна, такой поборник чистоты русского языка, пренебрегли элементарными знаками препинания? Это мода теперь такая? Не знаю, не знаю… Мне кажется, поэт должен уважать читателя, вести за собой, подтягивать его до своего уровня, а не опускаться вниз лишь для того, чтобы быть понятным и понятым.

живешь вне времени в затерянной деревне
как вдруг весной оглянешься и вот
захочется каких-то обновлений
задумаешь какой-нибудь ремонт
а приглядишься из оконных створок
и ничего не хочется менять
в упадке обветшалого забора
в рисунке окосевшего плетня
пусть все вокруг естественно стареет
естественно стареет и внутри
пусть огород затянется пыреем
под крышу прилетят нетопыри
и к дому зарастут пути-дороги
не слыша ни ура ни топора
тогда раздастся голос тихий строгий
– Пора!

Понравилось в той подборке и другое стихотворение – перекличка с Мариной Цветаевой:

Потерпи чуть – морозы отпустят,
Что в Сибири на зиму пенять?
Дед Мороз возвратится в свой Устюг,
Встанут в стойла три белых коня,
Подожди чуть – метели уймутся,
Оживет расколдованный лес,
Золотое покатится блюдце
По лазоревой глади небес,
Погоди – подадутся сугробы,
Ручейки талых вод зашумят…
Ты оттаешь, оттаем мы оба
И начнем все сначала. С нуля.

В юбилейной подборке (№ 4 за 2017 год) уже, можно сказать, «возрастные» стихотворения. В них жизненный опыт, более взрослый – пристальный, вдумчивый – взгляд на жизнь, на свою судьбу. Мелькают свойственные именно зрелому возрасту воспоминания о детстве, есть и размышления о жизни сегодняшней, целиком посвященной творчеству, и говорится об этой стороне жизни очень выразительно, щемяще…
Ну, и в завершение несколько слов о книге «Вне времени». Название оправдано и содержанием, и последовательностью стихотворений. Хорошее и правильное начало – стихотворение «Автопортрет». Есть стихи с улыбкой, с насмешкой, а это выдает автора умного, наблюдательного, с чувством юмора; есть пейзажные зарисовки; есть и патриотические стихи, из которых я бы выделила особо про «Бессмертный полк»:
Я тому дала бы орден, право,
Упрекай меня не упрекай,
Кто собрать придумал ветеранов
В строгий строй «Бессмертного полка».
Нет сейчас их с нами, но почетно
Правнукам портреты их нести:
Старший пулеметного расчета
Дед Иван, доживший до седин,
Баба Дуся, труженица тыла,
Баба Тося, медик фронтовой…
Наша память – это наша сила,
Как Иванов, знающих родство!

Правда, тут я бы сделала Юлии замечание: родство Иваны обычно помнят или не помнят, а тут, я понимаю, вы попытались избежать тавтологии: «память» – «помнят»… Неловко как-то получилось.
И завершается книга правильно – стихотворением-сомнением (не сомневаются, простите, только дураки):

Поигравшись словами и так и сяк,
Понимаешь, что дар твой иссох, иссяк,
Да и был ли он, собственно, этот дар?
Так, смешная гордыня, слепой угар...

Хорошо, что Юлия Сычева задумывается о своем творчестве, предъявляет себе самый жесткий счет, строго и взыскательно относится к занятию литературным трудом. Это дает надежду на то, что перед нами серьезный, вдумчивый, работающий поэт. Я не сомневаюсь, что это так! И желаю на этом нелегком пути новых открытий!
Нина ИНЯКИНА,
г. Кемерово
2022 г №4 Критика. литературоведение