Пришла горькая весть: скоропостижно скончался иркутский издатель Геннадий Сапронов. Мне не удалось встретиться с этим замечательным человеком, хотя было очень сильное желание. Не случилось ни на одной из многочисленных книжных ярмарок поговорить о литературе и литературных делах, но я регулярно прочитывал большинство сапроновских интервью – Интернет помогал, в которых он делился издательскими планами, рассказывал о собственной издательской политике, встречах со знаменитыми русскими мастерами слова.
Остались сапроновские книги. Многие из них пленяют глаз на книжных полках домашней библиотеки, ряд этих томов подвигли меня на отклик в печати, и каждый раз при этом грела мысль, что в Сибири живёт увлеченный человек, дающий жизнь таким высококлассным книжным проектам. Книжная марка «Издатель Сапронов» началась с 1999 года, за десятилетие увидели свет более ста наименований книг. И каких книг! Все они отличаются выверенными и качественными текстами и отменным художественным исполнением вкупе с чудесами полиграфии.
Плохих книг Геннадий Сапронов не выпускал. Его издания, как сегодня говорят, не для массового читателя: детективов, эротику, с безвкусно размалеванными обложками, и прочую шелуху, заполнившую прилавки магазинов, в этом издательстве близко не пускали на порог.
Вот как об иркутском кудеснике сказал автор издательства, известный русский критик и литературовед Валентин Курбатов: «Издатель Сапронов» не бегает за временем, предпочитая смуте и суетности дня умный консерватизм художественной преемственности и нравственное достоинство русской литературной традиции».
В 2008 году Геннадию Сапронову вручили диплом «Золотая полка» за вклад в продвижение литературных произведений, способствующих нравственному воспитанию, приобщению к мировым духовным ценностям и национальным традициям. Вообще-то его щедро награждали и всегда выделяли из рядов собратьев по профессии.
Чаще других Сапронов издавал Виктора Астафьева, впрочем, издательство и начиналось с прижизненного классика русской литературы. Рассказывают, что любовь к настоящей литературе и писателю Астафьеву у Сапронова возникла с четырнадцатилетнего возраста, когда подростку попалась в руки астафьевская книжка «Последний поклон». Иркутские издания Астафьева «Веселый солдат», «Пролетный гусь» – неоценимое подспорье-продолжение «карминового» красноярского пятнадцатитомника великого русского писателя.
Стоят, словно бойцы духовного фронта, тома переписки писателя-фронтовика с замечательными современниками, увидевшие свет тщанием Сапронова. К сожалению, пока отсутствует «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952 – 2001 годы» – том неизвестных читателям писем литературного классика из Красноярска. Астафьев дисциплинированно и пространно ежедневно отвечал многим своим корреспондентам, при расположении в хронологическом порядке этих посланий издатель увидел, что это и есть астафьевский дневник, который он писал всю жизнь и рассылал друзьям и близким. Мне не удалось даже в руках подержать эту книгу, только в газетах-журналах отдельные выдержки из посланий мастера слова почитал, да отклики. Отсутствует у меня и библиографический указатель жизни и творчества великого писателя «Дар слова».
Подарочное издание «Царь-рыба» Виктора Астафьева, признанное на конкурсе книгоиздателей России «Лучшей книгой», я привез из недавней поездки в Красноярск. Эта великолепная книга, удивившая даже многое видевших зарубежных издателей, своим рождением обязана также Геннадию Сапронову, который, доставив её на родину автора, сказал, что «Царь-рыба» является визитной карточкой Красноярского края.
Писатель не успел увидеть этого издания, издатель же напомнил в Красноярске: «Это было последнее произведение, на которое меня благословил Виктор Петрович». Роман прославил имя писателя на весь читательский мир. «Стоит упомянуть это произведение Виктора Петровича, - откровенничал издатель, - тут же вспомнят Енисей и эту землю». Не погрешу против истины, добавив, - именно такого уровня литературные шедевры являются самыми полновесными претендентами на высшую литературную премию в мире – Нобелевскую.
Издатель устраивал презентацию обновленного подарочного издания на малой родине Астафьева в Овсянке. Книга роскошна в самом настоящем смысле слова. Одетый в темно-синюю одежку большеформатный фолиант с серебряным тиснением по верхней крышке переплета и по корешку, отпечатанный на благородной мелованной бумаге, уложен в твердую коробку на магнитах. Нечто подобное по исполнению мне доводилось видеть на Московской международной выставке-ярмарке на стенде гостя мероприятия – Китая. В России не нашлось полиграфистов, готовых сделать коробку-обложку, и Сапронов работал именно с китайскими книжными мастерами. Мой знакомый красноярский библиофил сказал о таком оформлении: «Сделано для хранения на века». Полиграфический уникум с металлизированными буквами на крышке и переплете словно укутан в рыбацкую сеть – намек на новеллу «Уха на Боганиде» из этой книги. Хорошо помню, какое наслаждение, близкое к эйфории получил я при первом чтении этого рассказа.
Доставать книгу из коробки особая креативная издательская история: тянешь за синюю ленточку, как за рыбацкую снасть, и том будто вдвигается тебе в руку.
Отдельный восторг – иллюстрации иркутского художника Сергея Элояна – соратника издателя, среди которых несколько портретов Виктора Петровича. Художнику удалось вжиться в повествование настолько и его мастерство такого уровня, что полностью отсутствует противопоставление текста и изображения, наоборот, иллюстрации воспринимаются как органичная, неотъемлемая часть общего книжного целого.
Смотрю на книги с обозначением «Издатель Сапронов», являющимся самым настоящим знаком качества. Вот глаз выхватывает изящный увесистый томик карманного формата, напоминающий малахитовый ларец: «Подорожник» Валентина Курбатова. В ней псковский писатель рассказывает об автографах известных писателей, которые находятся в его архиве (с их демонстрацией), на самом же деле – это рассказ о жизни и творчестве талантливых людей, но бери выше – это повествование о жизни, бытии. Так издать мог только Сапронов.
А вот глубокая по смыслу и душевному наполнению переписка Виктора Астафьева и выдающегося музыканта, художественного руководителя и главного дирижера Московского театра Новая Опера Евгения Колобова, симфонический оркестр которого мне посчастливилось послушать в его театре живьем – мурашки по коже! Письма оформлены в книгу с продуманным названием «Созвучие». Мне одалживал книгу для чтения известный кемеровский поэт, но когда я увидел это издание в Красноярске, ни секунды не сомневался в необходимости приобретения – именно такого духовного уровня и энергии книги являются украшением домашней библиотеки. Недавно «Созвучие» увидело свет в дополненном варианте уже с двумя, вместо одного в первом издании, дисками с музыкальными классическими шедеврами в колобовской аранжировке – что за диво эта музыка!..
Переписка Виктора Астафьева с Валентином Курбатовым, длившаяся более двадцати пяти лет и отразившая общественную и культурную жизнь страны, в ещё одном сапроновском томе, названном удивительно точно: «Крест бесконечный». «Твердь и посох» - так называется книжечка издателя Сапронова с письмами Астафьева и известного критика Анатолия Макарова, который первым оценил потенциал начинающего писателя, поддержал его. А вот ещё книга с неожиданными эпистоляриями Валентина Курбатова и Дмитрия Борщаговского «Уходящие острова» (почвенник и либерал откровенно пишут друг другу – поучиться бы многим сегодняшним воителям, как с одной, так и с другой стороны, взаимному уважению двух талантливых мастеров слова).
Геннадий Сапронов вел кропотливую работу по обнародованию того, что часто остается на периферии литературного процесса: эпистолярного наследия, критики, мемуаров. Да и главными вещами русских писателей, всегда в первоклассном виде регулярно удивлял.
Одно из моих последних приобретений, увидевший свет в Иркутске подарочный четырехтомник живого классика русской литературы Валентина Распутина (на одном из томов автором оставлен автограф!) – книжное событие года. Ещё его же художественно-публицистические очерки «Сибирь, Сибирь…» – книга-праздник большого формата в футляре с вырубкой и с великолепными работами фотохудожника Бориса Дмитриева. Между прочим, храню и её первое издание, несапроновское, с совсем иными фотографиями, да и по объему оно как минимум вдвое поменьше: Распутин все годы продолжал работать над этой благородной и трудной темой в боевом литературном жанре.
Не могу оставить без упоминания одну из только что прочитанных книжек, привезенный из Иркутска приятелем роман известного писателя из Санкт-Петербурга Михаила Кураева «Похождения Кукуева. Сентиментальное путешествие», выпущенный в издательской серии «Литературные вечера в Иркутске». Этот томик памятен для меня двумя хорошими беседами в Кемерове с автором, который к тому же оставил на книжном форзаце памятный для меня автограф.
Геннадий Сапронов заявлял, что на его «издательской полке сегодня нет ни одной случайной и торопливо изданной книги». Его кредо: «Мало выпустить книгу на ласкающей руку бумаге. Книгу нужно сделать так, чтобы одна такая на всем белом свете».
К сожалению, книги с фирменным сапроновским издательским знаком в Кемерове мне не встречались, привозил из каждой поездки в Красноярск, заказывал знакомым в Иркутск, приобретал в Москве. Эти тома взгляд легко выхватывает из тысяч собратьев, так неординарно они сделаны.
…Ушел из жизни настоящий подвижник русской культуры.
Совсем недавно я записал: «Именно в Сибири у Сапронова может появиться первое полное собрание сочинений Виктора Астафьева. Несмотря на экономические неурядицы и отдаленность от академических литературных центров. Любовь переможет всё». Это было сказано буквально за десяток дней до внезапной смерти Издателя.
Сапронов один работал за несколько институтов. Он как-то сказал иркутским журналистам: «Если вы спросите, хочу ли я передать это дело в дальнейшем кому-нибудь, то это вряд ли возможно. Мое издательство – это мои книжки, мой круг авторов: Астафьев, Распутин, Анненский, Курбатов, Носов и другие. Моя команда, мой взгляд на вещи, мой вкус. Здесь все штучно и, поверьте, не так уж легко и просто».
Незаменимые люди есть. Одним таким на всем белом свете был сибирский самородок Геннадий Сапронов. Вечная ему память!