ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2007 г.

О поэте Станиславе Куняеве, или о Красоте мысли и слова в поэзии Станислава Куняева

Автор: Павел Плюхин
Мало у нас поэтов, кого можно поставить рядом по таланту, широте взглядов, глубине мировоззрения, кто с необыкновенной настойчивостью (упрямостью) и энергией продолжает бороться за свои идеалы в литературе – чистоту и красоту русского языка, чей бескомпромиссный поиск истины в историческом развитии государства российского заставляет задумываться многочисленные аудитории. Его всегда отличала своя точка зрения, его трудно обвинить в подражании или поддакивании кому-либо!

Время порой сильно меняет взгляды и позиции поэтов.

Я впервые услышал Станислава Юрьевича в сельской школе на Южном Урале, будучи старшеклассником. Под его влиянием начал писать стихи сам и как-то незаметно они стали моими спутниками на всех этапах жизни. Внимательно читал из поэзии всё, что удавалось достать студенту, а позднее инженеру. Но памятная встреча, стихи Станислава Куняева не отпускали мои мысли: что-то есенинское находил я в них по тонкости восприятия. После окончания института комсомольский призыв забросил меня на Север, в Нижневартовск. И вот спустя почти сорок, лет в 2006 году мы встретились на земле Самотлора. Через год произошла вторая встреча, беседа с Поэтом, после которой пришла мысль попытаться сравнить взгляды Станислава Юрьевича через этот большой промежуток времени по его стихам, изданным тридцать лет назад!

Тогда поэт своё мировоззрение, жизненную позицию выразил очень чётко и недвусмысленно:

Я на днях случайно прочитал

Книжку невеликого поэта

Где-то под Ростовом он упал,

Захлебнулся кровью и не встал

И не видел, как пришла победа.

Но отвага гению сродни,

Но подобно смерти откровенье,

И стоит как церковь на крови

Каждое его стихотворенье.

Вот и мне когда-нибудь упасть,

Подтвердить своей судьбою строчку,

Захлебнуться и поставить точку –

Значит, жизнь и вправду удалась.

Читая его стихи, постепенно создаётся образ поэта разностороннего, яркого и, что немаловажно, интересного для читателя. Он как бы приглашает к разговору и, прочитав одно стихотворение, хочется начать следующее – столько свежести, эмоций и мудрости в этих открытиях.

Пишу не чью-нибудь судьбу –

Свою от точки и до точки,

Пускай я буду в каждой строчке

Подвластен вашему суду.

В поэте гармонично уживаются лирика, полемический взгляд, широкий размах души. Осень и весна веками были музами для поэтов.

Они присутствуют и в лирике Станислава Юрьевича:

Где-то лаяли страшные псы,

А луна заливала округу,

И хрустели травой жеребцы,

И сверкали и жались друг к другу.

Или:

Как посветлела к осени вода,

Как потемнела к осени природа,

В моё лицо дохнули холода

И снегом потянуло с небосвода...

Резким контрастом выглядит стихотворение «Добро должно быть с кулаками», написанное в 1959 году, написанное задиристо, с юношеским максимализмом, прямолинейностью. Читателю понятен этот возрастной взрыв:

Добро должно быть с кулаками.

Добро суровым быть должно,

чтобы летела шерсть клоками

со всех, кто лезет на добро.

Добро не жалость и не слабость.

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

не отпущение грехов.

Быть добрым не всегда удобно,

принять не просто вывод тот,

что дробно-дробно, добро-добро

умел работать пулемёт,

что смысл истории в конечном

в добротном действии одном –

спокойно вышибать коленом

добру не сдавшихся добром!

Критики заметили это стихотворение (а оно сделало поэта ещё более знаменитым!) и получили прекрасный шанс для атаки! Но поэт спокойно разрядил обстановку своим новым стихотворением:

Постой. Неужто? Правда ли должно?

Возмездье, справедливость – это верно.

Пожалуйста. Но только не добро,

которое бесцельно и безмерно.

Недопустима путаница слов,

подмена силлогизмов и понятий,

когда итогом служит смерть и кровь,

число скорбей, количество проклятий.

Напрасны ухищрения ума,

напрасно страсть раскидывает путы –

добро первоначально, как земля,

и пишется «Добро» с заглавной буквы.

Неграмотные формулы свои

я помню. И тем горше сожаленье,

что не одни лишь термины ввели

меня тогда в такое заблужденье.

Владимир Костров очень точно подметил в Станиславе Куняеве: «Под колким ледком строгого, немного рационального стиха Куняева всегда тлеет огонёк полемической страсти, проступают резкие черты настоящей лирики, дерзости, незаурядности».

И всё это через три десятка лет Станислав Куняев подтвердил на своей встрече, посвященной презентации журнала «Наш современник», которая прошла 25 июня в г. Нижневартовске.

Настоящий поэт – это, прежде всего, личность, а уровень его интеллекта отражают его слова и стихи!

Разговор об отечественной словесности, взгляды на политику, отеческое переживание за поиск правды в истории страны, межнациональное и межгосударственное устройство настолько близко были приняты нижневартовскими литераторами и читателями, что до отказа заполненный зал центральной библиотеки на два часа затаил дыхание.

Не верю, чтобы подошла

Так быстро жизнь моя к пределу!

Опять мытарствует душа

И не даёт покоя телу.

Всё гонит по свету... Куда?

Зачем я стал себе несносен?

Не может быть, не навсегда

Я разлюбил весну и осень.

Не может быть! Я возвращусь

К началу, к утреннему свету,

И удивлюсь цветам и снегу,

И прежним смехом рассмеюсь!

Я по профессии инженер, где есть уважаемое всеми понятие ЭТАЛОНА! Справедливо это определение и для поэзии Станислава Юрьевича! Поразила и эмоциональная заряженность поэта, а авторское чтение стихов в конце вечера стало настоящим праздником для любителей поэзии. Нет, не оставила эта встреча сомнений о влиянии времени на поэта, на его духовные приоритеты и ценности!

Но, может быть, истоки зла

Не в том, что отошли

Ремесленник от ремесла,

А пахарь от земли, –

А в том, что взмыленный Пегас,

Упал у борозды

И совести тяжёлый пласт

Отпал от красоты.

Он такой же, как и тридцать лет назад на страницах сборников «Рукопись», «Избранное»: дерзкий, лиричный, россиянин по духу и крови и, что очень важно, не только глубоко переживающий за будущее нашей страны, но и многое делающий сегодня как поэт, прозаик, литературовед, публицист на страницах журнала «Наш современник» и многих других изданий.

Павел Плюхин, г. Нижневартовск
2007 г №6/2007 Библиотечество