ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2023 г.

Эдуард Анашкин. «Покуда муж громит врага».

Многим с детства знакомы эти строки из «Слова о полку Игореве». В великом переводе Николая Заболоцкого «Плач Ярославны» начинается так: «Над широким берегом Дуная, / Над великой Галицкой землей, / Плачет, из Путивля долетая, / Голос Ярославны молодой». И вот, держа сейчас в руках коллективный сборник женской поэзии «Оберег», отчетливо понимаешь: эти строки не о прошлом. Они о настоящем, о том, что происходит сегодня там, куда сборник «Оберег» придет, чтобы согревать души наших солдат, выполняющих воинский долг на Украине. Они о тех, кто сегодня творит историю, и потому именно к ним сейчас приковано внимание всего мира...
«Оберег» – уже шестой по счету сборник Союза писателей России из серии «Позывной – Победа» (Воины России). Шестая книга, уходящая к бойцам спецоперации, уходящая на фронт, как уходят солдаты. А уникальность данного издания в том, что составлен он из стихов, написанных женщинами, поэтессами со всех регионов России, чья материнская, дочерняя преданность всегда была и остается самым сильным оберегом для бойцов. Сборник «Оберег» – словно некая коллективная молитва, взывающая к воинам: «Вернитесь живыми. Вернитесь с победой. Мы вас любим и ждем!»
Хочется поблагодарить Союз писателей России, Министерство обороны России, мецената отечественной литературы, предпринимателя В. Д. Новых и московское издательство «Вече» за то, что эта книга пришла к читателям немалым по сегодняшнему времени тиражом в две тысячи экземпляров. Конечно, основная его часть найдет своих читателей среди воинов спецоперации, для которых, собственно, книга и создана, за которых переживает и молится вся страна устами женщин России, обладающих талантом слова.
Преемственность поколений российских поэтесс-молитвенниц подчеркивает то, что открывается сборник стихотворениями советского времени. Свет вырывающегося из самого сердца слова непобедим временем и пространством, иначе бы не звучали так актуально стихи советских женщин, написанные в годы Великой Отечественной войны и вскоре после нее:

«Сколько силы в обыденном слове «милый»! / Как звучало оно на войне!.. / Не красавцев война нас любить научила – / Угловатых суровых парней. / Тех, которые, мало заботясь о славе, / Были первыми в каждом бою. / Знали мы – тот, кто друга в беде не оставит, / Тот любовь не растопчет свою» (Юлия ДРУНИНА, 1953 год).

Известное выражение «У войны не женское лицо» напрочь опровергает судьба великой поэтессы Юлии Друниной, буквально со школьной скамьи ушедшей на фронт, а также творчество выдающихся ее современниц:

«Покуда муж громит врага / Своим огнем из автомата, – / Огонь родного очага / Жена поддерживает свято. / Покуда муж на поле брани, / На крыльях летного звена, – / Свое звено весною ранней / Выводит на поле жена. / О, величавая краса, / Такая статная, большая!.. / Как небо, ясные глаза / И косы цвета урожая. / Но больше строгости в чертах, / Ты посуровела, родная. / Отец и муж твой на фронтах. / Забота у тебя двойная. / Но сердце мужества полно, / Неутомимая в труде ты, / С отцом и мужем заодно / Куешь оружие победы» (Вера ИНБЕР, 1944 год).

Закликание Победы... Такой подзаголовок можно ставить к сборнику «Оберег». Мы все, ушедшие и живые, поэты и читатели, классики и современники равны перед лицом вечного стояния за Родину, если придется, до смертного вздоха. Стремление к Победе и вера в нее помогают встретиться в некоем духовном пространстве тем, кто разминулся друг с другом в земном времени. Тут Марина Цветаева с ее великим стихотворением «Генералам двенадцатого года» и Вероника Тушнова со знаменитым «Сапером». Татьяна Глушкова с пронзительным «Опять без сна мне маяться во сне...» и Людмила Щипахина, призывающая: «Вставайте, люди русские!» Мы найдем в сборнике и пламенную Юнну Мориц с ее непримиримым «С отвращением особым / Отношусь я к русофобам», и Ольгу Фокину...
И, конечно, особая благодарность Нине Поповой и Елизавете Хаплановой. Прежде всего – за их проникающие в самое сердце стихи. И отдельное спасибо за составление сборника «Оберег», в котором показан широкий творческий диапазон патриотической женской поэзии. Женщина способна не только плакать, подобно Ярославне, молясь за любимых, но и встать с любимым плечом к плечу на фронтовом рубеже. И считать такое стояние за Родину высшей честью.

«Возьми меня, мой милый, на войну! / Ведь ты пойдешь – иначе ты не сможешь. / И, станется, головушку там сложишь... / Возьми меня, мой милый, на войну. / Возьми меня с собой, я пригожусь. / Я понимаю: на войне – не в сказке. / Но я умею делать перевязки, / И крови и страданий не боюсь. / Возьми меня с собою на войну. / Я не переживу разлуки нашей. Я буду борщ бойцам варить и кашу / И пыльные рубахи простирну. / Не думай, не поверю я словам, / Что на войне, мол, женщинам не место... / Нас Бог лепил, крутое выбрав тесто, / В продленье рода и на помощь вам. / Но мало мне на Бога уповать. / Тебя мне не заменят миллионы. / Я буду подносить тебе патроны. / И буду твою спину прикрывать. / Ты говорил: «С тобой нам по пути». / Но если встанем на краю могилы, / Тебе отдам любовь свою и силы, / И не позволю первому уйти. / Закончится война. Мы победим. / Народ России этого достоин! / И мы, вернувшись, дом себе построим, / И девочку и мальчика родим. / Возьми меня, мой милый, на войну!» (Надежда КОЖЕВНИКОВА, Новозыбков Брянской области).

Эстафету молитвенного упования приняли поэтессы-современницы, продолжая творческое дело ушедших поэтесс-классиков. И с честью несут эту эстафету добра и света, напутствуемые председателем Правления Союза писателей России Николаем Ивановым: «С началом спецоперации первый поэтический вздох-отклик оказался, по сути, женским. Со всей России в союз писателей шли, словно солдатские треугольники, письма с поэтическими строками в поддержку участников СВО. Из них в том числе складывались наши первые сборники – «Стихи из огня», «Позывной – Победа», «Сыновья уходят в бой». И вдруг озарение: мы должны сказать женское поэтическое слово для защитников Отечества отдельно. Остановить именно это мгновение в нашей новейшей истории... Так появился «Оберег». В нем, может быть, самая большая правда о войне. Здесь самый напряженный ее нерв. Самое чистое дыхание. Самая истовая мольба».

«Правда – она одна. / А в остальном – вранье. / Вновь над тобой, страна, / Кружится воронье. / Снова объявлен клич. / Горны трубят поход. / Мальчиков будут стричь – / Родина-мать зовет. / Собран простой рюкзак. / Брошен прощальный взгляд. / Снова нельзя никак / Нам отступать назад. / Родина позвала, / Значит – вопросов нет, / Из-под пилотки взгляд – / Смотрит с портрета дед. / Слезы утрет жена. / Мать – как с иконы лик. / Я твой солдат, страна. / Проще сказать – Мужик! / Вертится шар земной. / Розы ветров шумят. / Мир за моей спиной. / Время не двинуть вспять. / Каждому на веку / Здесь на Святой Руси / Русскому Мужику / Нету других Россий» (Анна ЗЕНЧЕНКО, Евпатория).

Пусть сборник «Оберег» сбережет всех тех, кому «нету других Россий», согревая их сердца в моменты редкого фронтового досуга уверенностью в том, что их любят и ждут, что за них возносят молитвы небу... А молитва срока давности не имеет, и я уверен, что после нашей неизбежной Победы эта книга будет переиздаваться не раз и не два. Очень уж большой эмоциональный заряд вложен в нее сокровенными женскими словами.

«У тебя в окопе ни одной лампадки, / У меня бессменно – свечечка горит... / Жду тебя, родимый, верная солдатка. / И моя молитва – твой надежный щит. / Руки б отогрела, коль была бы рядом, / Сердце бы хранила от лихой беды... / Будет мне, любимый, лучшею наградой / День, когда с победой возвратишься ты! / Помнишь, как встречали жаркие рассветы, / Как мечтали вместе путь пройти земной? / Верю, что вернешься ты домой с Победой, / Храбрый мой защитник, долгожданный мой...» (Елизавета ХАПЛАНОВА, Макеевка, ДНР – Москва).

Долгожданный... Елизавета Хапланова, которая знакома с жестокой реальностью современной войны на Украине, что говорится, не понаслышке, произнесла это слово не случайно. Наши женщины со стоическим смирением понимают, что Победа не будет ни быстрой, ни легкой. Ведь на Украине Россия сошлась на полях сражений не столько с братьями-славянами, сколько с той лютой «общечеловеческой» сворой, о которой не по-женски сурово говорит в своем стихотворении Нина Попова. Эта лютая свора никак не может нам простить звонких побед наших отцов и дедов, она и натравила наших братьев-славян на нас, предварительно напустив ядовитого информационного тумана. Нынешняя война – лишь логичное продолжение тысячелетнего противостояния Россия–Запад.

«Лютый враг атакует границы, / Воют мины и пули свистят. / За деревни, аулы, станицы, / За Отечество бьется Солдат. / Четким строем проходят колонны / Тех, кто не отсиделся в тылу, / По Москве, Хасавюрту, Коломне, / По Казани, Уфе и Орлу... / За широкой спиною солдата, / Сквозь пожарища, смуту и ложь, / Словно сокол, взлетает крылато / Тот рассвет, что родней не найдешь. / Многоликая хищная свора / Вновь пришла русский мир покорять – / Наш простор, наша слава и слово / Не дают им покоя опять. / Будет биться Солдат до Победы, / Защищая и дом, и сердца, / Ведь шинель на Солдате – от деда, / А под нею – «афганка» отца!..» (Нина ПОПОВА, Москва).

И опять-таки преемственность поколений... Не она ли залог сохранения традиции и страны, против которых сегодня так агрессивно восстала западная цивилизация, активно продвигая расчеловечивание под видом толерантности? Апокалипсис творится на наших глазах. Но часто Бог, посылая нам трагические испытания, тем самым не наказывает, а наоборот – спасает наш дух, нашу душу. Или, как сказали бы сегодня, – обновляет и заново формирует социальную и духовную повестку. А обновление сейчас возможно только по пути восстановления исконных традиций: залог достойного будущего кроется в достойном отношении к прошлому.

«Мы пока с тобой помолчим об этом... / После битвы-молитвы поделимся в стори, / Как икс-игрек вдруг обернулись Зетом / И красуются рядом – да-да! – на заборе. / Без икс-игрека сложно войну осилить. / Не считай икс-игрек презренным матом: / В сорок первом с ним в атаку ходили / Наши деды, вырвав чеку гранаты. / Если ты родился на свет поэтом, / Да не просто поэтом – поэтом русским, / Ты поймешь, что мы зачеркнули Зетом / Европейские пошлые перезагрузки. / Если ты родился на свет человеком, / А не суетно либеральным фигляром, / Поневоле становишься вещим Олегом, / Чтоб отмстить неразумным новым хазарам. / И пусть песня Победы еще не спета, / И еще Христос попущает Иуде... / Мы с тобою поэты эпохи Зета – / Несмотря ни на что – счастливые люди!» (Диана КАН, Оренбург).

«Я превратилась в слово «Жду»... Так называется один из разделов сборника. И эта строчка из стихотворения московской поэтессы Ирины Мацигура поневоле заставляет вспомнить легендарное стихотворение «Жди меня»:

«Пришло и к моему гнезду... / Пришло и встало у крылечка. / Я превратилась в слово «Жду», / Такое горькое словечко. / На полке замерли часы, / А в доме тихо, как в музее... / А ты у лесополосы / Лежишь в пристрелянной траншее. / Такую лямочку тяну, / Не разорваться бы на части. / Сейчас у мира на кону / Мое заплаканное счастье. / Моя вселенная теперь – / Пустое кресло у торшера, / А эта скрипнувшая дверь – / Моя единственная вера. / Из крана капает вода, / Всю ночь идет программа «Вести»... / Из разных цифр навсегда / Я запрещаю цифру «двести»! / Дождусь черемухи в меду, / Для встречи выберу обновы... / Я превратилась в слово «Жду», / Мое молитвенное слово» (Ирина МАЦИГУРА, Москва).

С этим стихотворением перекликаются сквозь расстояние во многие сотни километров строки поэтессы из Луганской народной республики Людмилы Гонтаревой. От веку женщины огромной России, будь они простые крестьянки или великие княгини, не отрекались от мученической готовности лишиться во имя Родины того, кто дорог им больше жизни. Эта мученическая готовность, оплаченная бессонными ночами и потоками слез, лишь усиливала трепетную несокрушимость женских молитв о лучшей доле для любимых, давала этим молитвам крылья и возносила их высоко в небо, ближе к Богу.

«Состоянье женщины – ждать. / Будь она подруга иль мать, / будь она невеста, жена, / бытом серым окружена. / Расставанье с женщиной – стон. / Князь великий, воин простой / покидает отчий очаг – / лишь тоска в небесных очах. / Боль святая женщин – любовь. / Ей отрадой стал не любой – / тот, чей вечно ждать будет лик, / по ком радость выльется в крик» (Людмила ГОНТАРЕВА, Краснодон, ЛНР).
Сестринское сострадание воинам, что кладут свои жизни за отчую землю, в свое время приводила в госпитали даже царственных женщин. Последняя российская императрица Александра Федоровна со своими дочерями-царевнами перевязывали и врачевали раны солдат, раненых на полях первой мировой войны, не считая для себя зазорными такое занятие. Скорее наоборот! Санинструктор и советская поэтесса времен Великой Отечественной Юлия Друнина и царевна Ольга Романова в пору первой мировой войны, несмотря на разделявшее их время, были сестрами по духу и состраданию к тем, чей подвиг стал щитом России. А строки московской поэтессы Анны Ретеюм – о том, что никуда не делась эта традиция сестринского милосердия и в пору нынешней войны, которую некоторые называют третьей мировой:

«Твои целую раны, / Набрякшие бинты, / солдатик, брат названый, / велико страждешь ты. / Горит в железном круге / земли родной судьба, – / огонь за нас, за други, / ты принял на себя, / подставил эти плечи, / закрыл, как ПВО... / И подвиг твой – навечно, / нет истинней его!» (Анна РЕТЕЮМ, Москва).

И, конечно, нет в мире сильнее молитвы матери, не зря в народе говорят, что материнская молитва даже со дна морского достанет! В сборнике вы прочитаете немало таких сильных материнских стихотворений-молитв, которые особенно доходчивы до неба. Ведь в каждом таком стихотворении незримо присутствует, растворенный в трагическом лиризме строчек, образ Той, что во имя человечества и человечности отпустила и благословила своего сына на вероятную гибель. И кто знает, возможно, в чуде воскресения есть немалая доля помощи святой материнской молитвы, сильнее которой нет в мире:

«Сын мой, кровиночка, Бога проси! / Выстоим!» – / Так голосили у нас на Руси / Исстари. / Жарко молились: «Храни их от бед!» – / В горнице. / И улетели за ними вослед / Горлицей. / И сыновья поднимались на бой / Праведный. / И матерей заслоняли собой. / Правильно: / Это же их приложили к груди / Крошками. / Им губы мамы шептали: «Иди Ножками!» / В мир отпускали подросших птенцов / Ласточкой: / «Не забывай про победы отцов, / Мальчик мой!» / Снова беда подступила к стране / Вороном. / Встали сыны, чтоб схлестнуться в огне / С ворогом. / Мы победим черноту воронья – / Истинно! / Матери, деды, отцы, сыновья, / Выстоим!» (Любовь СЕРДЕЧНАЯ, Санкт-Петербург).

Без малого сто поэтесс сошлись в уникальном сборнике «Оберег», обложкой которого стала картина художницы из Донецка Лилии Агабекян. Они сошлись своими стихами в противостоянии смерти на стороне любви. Сошлись во имя Победы нашего славного воинства. Сошлись, делая своей верой нашу Победу неизбежной.
2023 г №3 Библиотечество