Предприниматель. А как Вы расцениваете опыт Китая и Вьетнама, где рынка поболе нашего, но, расставшись с плановой системой, они не сломали государство, оставив ему задачи общеидеологического и нравственного управления всем народом? А этого как раз нам и недостаёт сегодня, ибо наш человек, расслабленный в эпоху социализма, не выдержал тех «дьявольских» соблазнов и коммерческих искушений, которые обрушились на него. У нас же свобода обернулась свободной совестью и безнаказанностью. Они же не были отброшены, как мы, на 50 лет назад, а наоборот, успешно входят в список передовых стран мира. Мы же создали капитализм, у которого острейшая аллергия на конкуренцию. Поэтому и цены растут – не угонишься. Сейчас любой «уважающий» себя предприниматель не успокоится, пока не «консолидирует» под себя всю отрасль, сеть или территорию. И при этом всё дозволено: от административного ресурса до заказных «спортивных» услуг. Не зря у нас сейчас популярен биатлон: стрельнул и убегай. Не можем мы работать в параллель.
И конкуренцию сейчас можно ввести только силком, как Петр I брил бороды несогласным. Недалеко ушли!
Напрашивается вывод, что ЦК либералов перед штурмом Кремля, естественно, рассматривал все варианты будущего государственного устройства, но всё-таки выбрал путь неограниченной свободы с разгромом всей государственной системы, ибо только в этом случае могли появиться мультимиллионеры в считанные годы. Большие состояния малыми кражами не создать! Так что в стратегии революционеров хорошо просматриваются их личные интересы, как и всегда было в истории.
Историк. Следует лишь добавить, что в Китае и Вьетнаме сейчас очень глубоко изучается опыт нашего НЭПа. Дедушка Ленин был далеко не дурак, когда ввёл его. И как знать, какова была бы судьба России, проживи он ещё с десяток лет? Во всяком случае раскулачивания бы уж точно не было, а это уже немало.
Верующий. Согласен, что наш народ (не элита!) пока чувствует себя вынужденным эмигрантом из социализма в капитализм. И здесь ему ещё очень много работать над собой, но успехи придут со временем. Но я удовлетворён, что он кардинально изменился душой и, главное, в лучшую сторону по отношению к самому себе образца 905 года. Прошедшее столетие его многому научило: стойкости, выдержке, терпению. Пережитое помогает расставаться с бывшей наивностью, с иллюзиями на будущее и заставляет больше ценить настоящее. Мы стали мудрее, прагматичнее, менее доверчивые, а главное, постепенно разворачиваемся к вере. Кроме могучего языка Бог дал русскому народу наиболее соответствующую для него религию – православие, обладающее полнотой и цельностью, а с другой стороны – мягкую, пронизывающую и охватывающую всего человека Веру, когда даже неверующий чувствует Бога, как родителей, и знает, что у него есть ещё защита и отеческая крепость. В отличие от других религий, которые стремятся бороться со всем враждебным, отсекать чуждое, завоевывать новое, православие не знает разделения и отделения и занято только тем, что находится в его приходе. Для православия нет неправославных, ибо есть только те, кто православны. В православии правда церкви сознается каждым её членом изнутри, тогда как в католичестве всё основано на формальном авторитете высшей церковной власти. А поэтому для православия совершенно неприемлемо понятие газават. или джихад. – эти «священные» войны против неверующих: мрак, дикость, насилие.
Либерал. Объективно оценивая настоящее положение страны, считаю, что по отношению к 18-му году, году выхода сборника «Из глубины», да с учётом всего, что было в стране и после, русский народ совершил невероятное – выжив сам, он вытащил и страну из бездны. В 18-м году наши великие мыслители и патриоты не видели выхода. Вот что пишет, кстати, бывший марксист, Семен Франк: «Если бы кто-нибудь предсказал ещё несколько лет тому назад ту бездну падения, в которую мы теперь провалились и в которой беспомощно барахтаемся, ни один человек не поверил бы ему... Даже в смутное время разложение страны не было, кажется, столь всеобщим, потеря национально-государственной воли столь безнадежной, как в наши дни, и на ум приходят события внезапного разрушения великих древних царств, а в данном случае скорее похожее на самоубийство великого народа».
Монархист. А тот факт, что территория России уменьшилась за счёт ухода инородцев – это к лучшему. Народ русский стал наконец виден, он из обслуживающего персонала «гостиницы» стал хозяином дома. Единственное, что сейчас крайне необходимо России – это её национальная элита с чертами русского аристократа, сознающего свою ответственность перед народом и великим государством и хорошо чувствующая и знающая коренные и глубинные интересы своей нации. Этого пока нет!
Патриот. А инородцы, по современному, иммигранты, мне больше нравятся, когда они у себя дома, на родине. А своих оттуда надо срочно забирать во что бы то ни стало.
Историк. Оказывается, непросто докопаться до основополагающих истин, заглянуть по ту сторону своей души, на что она способна в пределе, оказавшись над бездной. У русского человека всего намешано вдоволь, дайте только толчок, и он готов стать и Пугачёвым, и святым, и борцом за народ, и бандитом.
Сегодня мы рассмотрели основные моменты нашей современной истории, которые оставили существенный отпечаток в душе народа, и почти единодушно пришли к выводу, что русскому народу потребовалось сто лет, чтобы окончательно изжить в себе те духи революции, ту бесовщину, которая вселилась в него на рубеже XIX и ХХ веков. Долго вымораживалась эта нечисть, о которой предупреждал Достоевский.
И теперь русскому народу предстоит в рамках закона и существующего Президентского правления (а чем оно слабее Российского монаршего? Конечно, отличия есть, но суть-то та же) обустроить уже другую страну, а не ту, которая была 20 лет назад. И если честно, то живём мы в этой новой стране не по своей вине или воле, ибо любой страной управляет ее элита, и суть в том, соответствует ли политика этой элиты основным настроениям и воле народа? Могла ли партия большевиков совершить Октябрьский переворот без поддержки народа? Скорее нет. А вот коллективизацию и индустриализацию уже могла. И мы знаем – почему.
Поэтому сейчас одним из главных является вопрос, как донести до нашей элиты основные проблемы, волнующие народ, и заставить её решить их. Сейчас это главное.
Либерал. У нас нет ещё настоящего гражданского общества. И создание его – это не забота элиты, а всего народа. Нельзя надеяться на инициативы только сверху, например, на создание президентской общественной палаты, общественных советов. В истории это уже было: были Гапоны, комбеды, народный контроль, Советы депутатов, т. е. все подконтрольные властям через чиновников.
Патриот. Обустроившись в Москве, власть плюнула на общественное мнение и на всё наше гражданское общество. Даже при коммунистах, если что-то проникало в прессу, то этими вопросами занималась вся власть, от поселковой и городской до Союзных министерств и центральных органов.
Предприниматель. А гражданское общество не создать без независимых СМИ. Да, наш президент быстро покончил с беспределом олигархов и их «свободной» прессой и «качнул маятник» в сторону госбюрократии, выстраивая свою железобетонную вертикаль, где для свободных СМИ уже почти не осталось места. Но любое укрепление имеет предел. Сама природа не кичится жесткостью. Наоборот, все живое отличается гибкостью, за счет чего и выживает.
А обслуживают «вертикаль» опять-таки чиновники, а поэтому они уже повязали руки не только правительству, но и президенту, а в итоге – развал управления страной.
Греф жалуется, что уже созданы (проснулся бедняга!) коммерческие организации, которые могут по закону захватить любое предприятие, а потом поди разбирайся в наших продажных арбитражных и басманных судах.
А всесильный Медведев жалуется, что в условиях громадного дефицита в социальном жилье чиновники блокируют земельные аукционы для его строительства, тем самым поднимая размер своих взяток, а, следовательно, и цену жилья. Проблему не решишь, не отделив бизнес от власти, но это уже трудно, ибо чиновник свой «ресурс» успел заглотить.
Окриками, стучанием по столу, отдельными показными процессами над «оборотнями» в погонах и без них бюрократию и коррупцию не ликвидировать. Это может сделать лишь общество в целом через порядочные СМИ и независимые суды. Ибо только общество, т. е. народ, и никто другой, ни чиновник (смех!), ни члены ГД и СФ, ни правительство в этом не заинтересованы, а наоборот, это их вечная синекура и питательная жила для них самих и их потомственных отпрысков. И народу, наконец, надо взглянуть на «свою» власть реально: это обычная корпорация, где попавший в неё чиновный люд зарабатывает деньги на своё безбедное существование, как на обычном предприятии, используя весь свой опыт, смекалку и внедряя по обстоятельствам те или иные рацпредложения, естественно, предполагающие наличие экономического эффекта. А наиболее продвинутые даже патентуют свое творчество, беря в соавторы депутатов, министров, юристов и т. п., способствующих внедрению их «новшеств».
Ждать народу чего-либо для себя добровольно от этой власти нет никаких оснований: она ведь тоже далеко не дура. Её нужно только заставлять через законы, общественные организации, демонстрации, прессу, суды, а, главное, свободные СМИ.
Поэтому не надо иллюзий! Это просто нужно понять. А существующая в русском народе вера, что «власть для народа» – это весьма популярный миф ХХ века.
Патриот. Удивительно, но у народа нет своей партии, которая защищала бы его интересы в очень тяжелый для него период времени. У нас и раньше в России были партии социалистов и революционеров всех мастей, анархистов и монархистов, кадетов и эсдеков, как правило, призывающих или на штурм старого мира, или на борьбу за светлое будущее.
А сейчас после эпохи миллионнопалой КПСС, видимо, ещё долго не будет массовых партий. Отбило охоту. А что сейчас творится с партбилдингом – так это же стыдоба: мы партия власти – одни чиновники! Даже президент, будучи совестливым человеком и видя искусственность этой партии, стесняется связывать себя с ней. Это новый рассадник лицемерия, подхалимства и карьеризма.
А почему не дают хода партии пенсионеров? Вот то-то! Просто боятся! Но народу нужна своя партия, и он обязан её создать! Чем плоха «партия регионов»? Столица-то у нас уже как бы и не в России, живет по другим ценникам и другой морали. И Европа дальше Москвы в Россию не пошла.
Верующий. Сейчас наблюдается кризис в идеологии партстроительства. Власти хотелось бы по примеру США создать 4–5 подконтрольных ей партий с превалированием одной, в крайнем случае, двух (одна слегка правая, другая чуток левая), которые и были бы допущены к управлению государством и общественной жизнью общества. Но дело в том, что в США политика – это шоу-представление, и их народ пошел на эту сделку с властью только по причине высокого уровня жизни всего населения, чего не скажешь о жизни у нас.
Русский народ трудно поссорить с властью, у него это в крови: любит любую власть, вплоть до самопожертвования. У него духовное всегда преобладало над материальным, а единство с властью исторически освещалось церковью. Сейчас же по ещё действующим либеральным законам наше общество зашкалило («качает черт качели») на очень богатых и очень бедных. И сейчас тот момент, когда церковь могла бы объединить 85 % населения (вплоть до создания очень понятной народу партии, например «Народно-христианской») на соборной основе с учётом исконно народных традиций, привычек, уклада души и всей культуры, не терпящих таких разрывов в благополучии своих сограждан.
В России обретение богатства всегда находилось в поле отвергаемых видов деятельности, т. е. всегда была проблема этического обоснования богатства и негативного отношения, если не к бизнесу, то к сомнительному обогащению.
Считаю, что это не по-христиански, когда рабочий человек получает 5 тыс. руб., а министр – 400 тыс. руб. в месяц, а доходы олигархов вообще не имеют границ. Учитывая, что большие состояния (собственности) в России не выстраданы, т. е. не заработаны, а куплены за 1 рубль на смешном русском аукционе 90-х годов («Её же никто не брал в то время, она была убыточна» – лукавит Сванидзе), то народ вправе требовать принятия закона «О регулировании максимальных соотношений между доходами богатых и бедных». Всем же ясно, что зарплата в 5 тыс. руб. и 100 тыс. руб. не говорит о том, что один из них живет только лишь в 20 раз хуже другого. Нет, он живёт хуже в гораздо большее число раз, т. к. существует ещё прожиточный минимум, и тогда соотношение в качестве жизни сравниваемых соотечественников будет просто несоизмеримо.
При социализме оклады генеральных директоров даже крупных предприятий в большинстве случаев были 3-кратными к средней зарплате всего коллектива и лишь очень редко, в исключительных случаях (доктора, академики) эта кратность была 4–5.
И кроме того, надо срочно вводить прогрессивный налог на прибыль. У нас депутаты как-то о нём лукаво забыли и не вспоминают. И им не стыдно ни перед народом, ни перед Богом! В России путная идея всегда будет либо замолчана, либо оболгана.
Монархист. Много чего ещё есть, чего им не стыдно:
– Им не стыдно, что чиновники получают другую, свою чиновничью пенсию, словно живут в другом государстве. Получают больше, чем шахтеры, которые становятся миллионерами лишь в день гибели.
– Им не стыдно, что молодым семьям обычных тружеников (рабочих, учителей, врачей, продавцов и т. п.) квартиру не заработать за всю свою жизнь. Пока этот вопрос решается за счет того, что умирает у нас людей больше, чем рождается. А вдруг пенсионеры у нас начнут жить дольше, чем рассчитал Зурабов? Ребята, не подведите министра! Усыхайте, не разживайтесь слишком! Освобождайте свои «лишние» квадраты для победившего класса. Ему тесновато, а вы и в коммуналках доживете. У нас социальным жильем обеспечены только космонавты на орбите.
– Им не стыдно на съезде «Их партии» обсуждать величину МРОТ для народа в 1,5 тыс. руб. при стоимости своего номера в гостинице более 10 тыс. руб. за ночь.
– Им не стыдно, что большая часть трудящихся, обслуживающая богатых (да и на обычных предприятиях) не имеет трудовых книжек. Это же бомба замедленного действия.
– Им не стыдно чинить препятствия возвращающимся на свою Родину своим соотечественникам, не по своей воле оказавшимся за её границами. Видимо, трудно избавляться от впитавшегося в кровь сталинского деспотизма и безразличия к судьбам людей.
– Им не стыдно лицемерить на заботе о народе и играть на публику, а думать при этом только о себе. Это же надо было провалить начисто пенсионную реформу. А сколько было прожектов и обещаний! Они просто не думали о ней: она ведь им не нужна!
Предприниматель. А сколько было красивых, благородных и даже жертвенных призывов с трибун, когда они воспряли в «порыве» отказаться от «мигалок»! Слезы наворачивались. Но... всё-таки же нашли выход для себя родимых: выдали членам фракции «победителей» номера с аббревиатурой ЕРЕ – «Единая Россия ЕДЕТ!», и попробуй останови! Ведь могут же, когда хотят!
Патриот. Буржуазия всегда яростно боролась за свои права, и, как правило, побеждала. Считайте, что это её очередные запланированные победы в Новой России. На очереди земля, леса и водоёмы. А народ этого ещё не понимает, он ещё не проснулся.
Историк. И вот, друзья, мы завершили свой экскурс на сто лет с гаком в глубь наших душ, чтобы объяснить нас самих себе на фоне нас вчерашних.
Русская душа всегда стремилась к самопознанию, пытаясь заглянуть в самые потаенные её части. Но анализ прошлого ещё не даёт повода предвидеть будущее и иметь единственно верную формулу нашего бытия, что так любезно русской душе. А жизнь всегда будет развиваться только по ей одной известной логике, а нам остается лишь фиксировать и осмысливать её отдельные периоды и быть пророками лишь по отношению к нашему прошлому.
Верующий. И по мере сил заботиться о своей собственной душе, хотя и этого уже вполне достаточно, ибо без духовности и нравственности, основанных на религии, не может быть прогресса в нашем обществе. А особенно это относится к элите, в ней должны появиться новые русские «пастыри», которых знала бы вся нация и которые «выпрямляли» бы наши души. Этот «процесс должен пойти» и захватывать всё большее количество народа, а всё общество, в том числе и правительство, должны этому способствовать через школу, TV , прессу и всю культуру.
Уже многим понятно, что книга по стоимости вошла в разряд элитных предметов, о чем говорят и их тиражи. Здесь не нужно брать пример с Запада, там другая величина МРОТ. А лучше бы вернуться к выпуску народных книг, к чему призывал и способствовал ещё Лев Толстой. Народ же сейчас читает в основном «дешёвые» в прямом и переносном смысле газетенки с рекламой «всё про всё», с программой TV и новостями из жизни Сердючки и Ксении Собчак.
И всё-таки я верю, что у нас в стране хватит разума и у элиты, и у народа принять общественный договор, который обеспечил бы мир между всеми сословиями. Вот тогда в церквях и зазвучит всеобщий и долгожданный в России акафист, провозглашающий долгоожидаемое многими поколениями россиян единство в нашей державе.
Патриот. А я всё-таки считаю, что в далеком будущем человечество, когда его очень сильно прижмёт жизнь, вспомнит «несвоевременный» опыт России и Советского Союза и вернется, но уже добровольно, снизу, к идее коммунизма, ибо она вечна, а не Марксова. Возможно, и человек к тому времени станет более совершенен и готов будет чем-то жертвовать во имя общечеловеческих интересов.
На протяжении всего ХХ века продолжается разговор великих русских философов-богословов и православных историков о путях развития русского общества, при этом не раз предостерегавшим русскую общественность (сборник «Проблемы идеализма» – 1902 г., «Вехи» – 1909 г., «Из глубины» – 1918 г.) от последствий русской революции. Одна из статей сборника «Из глубины» С. Н. Булгакова называлась « Pro и contra », где в диалоге встречаются общественный деятель, боевой генерал, дипломат, известный писатель, светский богослов и беженец. Диалог продолжается.
И конкуренцию сейчас можно ввести только силком, как Петр I брил бороды несогласным. Недалеко ушли!
Напрашивается вывод, что ЦК либералов перед штурмом Кремля, естественно, рассматривал все варианты будущего государственного устройства, но всё-таки выбрал путь неограниченной свободы с разгромом всей государственной системы, ибо только в этом случае могли появиться мультимиллионеры в считанные годы. Большие состояния малыми кражами не создать! Так что в стратегии революционеров хорошо просматриваются их личные интересы, как и всегда было в истории.
Историк. Следует лишь добавить, что в Китае и Вьетнаме сейчас очень глубоко изучается опыт нашего НЭПа. Дедушка Ленин был далеко не дурак, когда ввёл его. И как знать, какова была бы судьба России, проживи он ещё с десяток лет? Во всяком случае раскулачивания бы уж точно не было, а это уже немало.
Верующий. Согласен, что наш народ (не элита!) пока чувствует себя вынужденным эмигрантом из социализма в капитализм. И здесь ему ещё очень много работать над собой, но успехи придут со временем. Но я удовлетворён, что он кардинально изменился душой и, главное, в лучшую сторону по отношению к самому себе образца 905 года. Прошедшее столетие его многому научило: стойкости, выдержке, терпению. Пережитое помогает расставаться с бывшей наивностью, с иллюзиями на будущее и заставляет больше ценить настоящее. Мы стали мудрее, прагматичнее, менее доверчивые, а главное, постепенно разворачиваемся к вере. Кроме могучего языка Бог дал русскому народу наиболее соответствующую для него религию – православие, обладающее полнотой и цельностью, а с другой стороны – мягкую, пронизывающую и охватывающую всего человека Веру, когда даже неверующий чувствует Бога, как родителей, и знает, что у него есть ещё защита и отеческая крепость. В отличие от других религий, которые стремятся бороться со всем враждебным, отсекать чуждое, завоевывать новое, православие не знает разделения и отделения и занято только тем, что находится в его приходе. Для православия нет неправославных, ибо есть только те, кто православны. В православии правда церкви сознается каждым её членом изнутри, тогда как в католичестве всё основано на формальном авторитете высшей церковной власти. А поэтому для православия совершенно неприемлемо понятие газават. или джихад. – эти «священные» войны против неверующих: мрак, дикость, насилие.
Либерал. Объективно оценивая настоящее положение страны, считаю, что по отношению к 18-му году, году выхода сборника «Из глубины», да с учётом всего, что было в стране и после, русский народ совершил невероятное – выжив сам, он вытащил и страну из бездны. В 18-м году наши великие мыслители и патриоты не видели выхода. Вот что пишет, кстати, бывший марксист, Семен Франк: «Если бы кто-нибудь предсказал ещё несколько лет тому назад ту бездну падения, в которую мы теперь провалились и в которой беспомощно барахтаемся, ни один человек не поверил бы ему... Даже в смутное время разложение страны не было, кажется, столь всеобщим, потеря национально-государственной воли столь безнадежной, как в наши дни, и на ум приходят события внезапного разрушения великих древних царств, а в данном случае скорее похожее на самоубийство великого народа».
Монархист. А тот факт, что территория России уменьшилась за счёт ухода инородцев – это к лучшему. Народ русский стал наконец виден, он из обслуживающего персонала «гостиницы» стал хозяином дома. Единственное, что сейчас крайне необходимо России – это её национальная элита с чертами русского аристократа, сознающего свою ответственность перед народом и великим государством и хорошо чувствующая и знающая коренные и глубинные интересы своей нации. Этого пока нет!
Патриот. А инородцы, по современному, иммигранты, мне больше нравятся, когда они у себя дома, на родине. А своих оттуда надо срочно забирать во что бы то ни стало.
Историк. Оказывается, непросто докопаться до основополагающих истин, заглянуть по ту сторону своей души, на что она способна в пределе, оказавшись над бездной. У русского человека всего намешано вдоволь, дайте только толчок, и он готов стать и Пугачёвым, и святым, и борцом за народ, и бандитом.
Сегодня мы рассмотрели основные моменты нашей современной истории, которые оставили существенный отпечаток в душе народа, и почти единодушно пришли к выводу, что русскому народу потребовалось сто лет, чтобы окончательно изжить в себе те духи революции, ту бесовщину, которая вселилась в него на рубеже XIX и ХХ веков. Долго вымораживалась эта нечисть, о которой предупреждал Достоевский.
И теперь русскому народу предстоит в рамках закона и существующего Президентского правления (а чем оно слабее Российского монаршего? Конечно, отличия есть, но суть-то та же) обустроить уже другую страну, а не ту, которая была 20 лет назад. И если честно, то живём мы в этой новой стране не по своей вине или воле, ибо любой страной управляет ее элита, и суть в том, соответствует ли политика этой элиты основным настроениям и воле народа? Могла ли партия большевиков совершить Октябрьский переворот без поддержки народа? Скорее нет. А вот коллективизацию и индустриализацию уже могла. И мы знаем – почему.
Поэтому сейчас одним из главных является вопрос, как донести до нашей элиты основные проблемы, волнующие народ, и заставить её решить их. Сейчас это главное.
Либерал. У нас нет ещё настоящего гражданского общества. И создание его – это не забота элиты, а всего народа. Нельзя надеяться на инициативы только сверху, например, на создание президентской общественной палаты, общественных советов. В истории это уже было: были Гапоны, комбеды, народный контроль, Советы депутатов, т. е. все подконтрольные властям через чиновников.
Патриот. Обустроившись в Москве, власть плюнула на общественное мнение и на всё наше гражданское общество. Даже при коммунистах, если что-то проникало в прессу, то этими вопросами занималась вся власть, от поселковой и городской до Союзных министерств и центральных органов.
Предприниматель. А гражданское общество не создать без независимых СМИ. Да, наш президент быстро покончил с беспределом олигархов и их «свободной» прессой и «качнул маятник» в сторону госбюрократии, выстраивая свою железобетонную вертикаль, где для свободных СМИ уже почти не осталось места. Но любое укрепление имеет предел. Сама природа не кичится жесткостью. Наоборот, все живое отличается гибкостью, за счет чего и выживает.
А обслуживают «вертикаль» опять-таки чиновники, а поэтому они уже повязали руки не только правительству, но и президенту, а в итоге – развал управления страной.
Греф жалуется, что уже созданы (проснулся бедняга!) коммерческие организации, которые могут по закону захватить любое предприятие, а потом поди разбирайся в наших продажных арбитражных и басманных судах.
А всесильный Медведев жалуется, что в условиях громадного дефицита в социальном жилье чиновники блокируют земельные аукционы для его строительства, тем самым поднимая размер своих взяток, а, следовательно, и цену жилья. Проблему не решишь, не отделив бизнес от власти, но это уже трудно, ибо чиновник свой «ресурс» успел заглотить.
Окриками, стучанием по столу, отдельными показными процессами над «оборотнями» в погонах и без них бюрократию и коррупцию не ликвидировать. Это может сделать лишь общество в целом через порядочные СМИ и независимые суды. Ибо только общество, т. е. народ, и никто другой, ни чиновник (смех!), ни члены ГД и СФ, ни правительство в этом не заинтересованы, а наоборот, это их вечная синекура и питательная жила для них самих и их потомственных отпрысков. И народу, наконец, надо взглянуть на «свою» власть реально: это обычная корпорация, где попавший в неё чиновный люд зарабатывает деньги на своё безбедное существование, как на обычном предприятии, используя весь свой опыт, смекалку и внедряя по обстоятельствам те или иные рацпредложения, естественно, предполагающие наличие экономического эффекта. А наиболее продвинутые даже патентуют свое творчество, беря в соавторы депутатов, министров, юристов и т. п., способствующих внедрению их «новшеств».
Ждать народу чего-либо для себя добровольно от этой власти нет никаких оснований: она ведь тоже далеко не дура. Её нужно только заставлять через законы, общественные организации, демонстрации, прессу, суды, а, главное, свободные СМИ.
Поэтому не надо иллюзий! Это просто нужно понять. А существующая в русском народе вера, что «власть для народа» – это весьма популярный миф ХХ века.
Патриот. Удивительно, но у народа нет своей партии, которая защищала бы его интересы в очень тяжелый для него период времени. У нас и раньше в России были партии социалистов и революционеров всех мастей, анархистов и монархистов, кадетов и эсдеков, как правило, призывающих или на штурм старого мира, или на борьбу за светлое будущее.
А сейчас после эпохи миллионнопалой КПСС, видимо, ещё долго не будет массовых партий. Отбило охоту. А что сейчас творится с партбилдингом – так это же стыдоба: мы партия власти – одни чиновники! Даже президент, будучи совестливым человеком и видя искусственность этой партии, стесняется связывать себя с ней. Это новый рассадник лицемерия, подхалимства и карьеризма.
А почему не дают хода партии пенсионеров? Вот то-то! Просто боятся! Но народу нужна своя партия, и он обязан её создать! Чем плоха «партия регионов»? Столица-то у нас уже как бы и не в России, живет по другим ценникам и другой морали. И Европа дальше Москвы в Россию не пошла.
Верующий. Сейчас наблюдается кризис в идеологии партстроительства. Власти хотелось бы по примеру США создать 4–5 подконтрольных ей партий с превалированием одной, в крайнем случае, двух (одна слегка правая, другая чуток левая), которые и были бы допущены к управлению государством и общественной жизнью общества. Но дело в том, что в США политика – это шоу-представление, и их народ пошел на эту сделку с властью только по причине высокого уровня жизни всего населения, чего не скажешь о жизни у нас.
Русский народ трудно поссорить с властью, у него это в крови: любит любую власть, вплоть до самопожертвования. У него духовное всегда преобладало над материальным, а единство с властью исторически освещалось церковью. Сейчас же по ещё действующим либеральным законам наше общество зашкалило («качает черт качели») на очень богатых и очень бедных. И сейчас тот момент, когда церковь могла бы объединить 85 % населения (вплоть до создания очень понятной народу партии, например «Народно-христианской») на соборной основе с учётом исконно народных традиций, привычек, уклада души и всей культуры, не терпящих таких разрывов в благополучии своих сограждан.
В России обретение богатства всегда находилось в поле отвергаемых видов деятельности, т. е. всегда была проблема этического обоснования богатства и негативного отношения, если не к бизнесу, то к сомнительному обогащению.
Считаю, что это не по-христиански, когда рабочий человек получает 5 тыс. руб., а министр – 400 тыс. руб. в месяц, а доходы олигархов вообще не имеют границ. Учитывая, что большие состояния (собственности) в России не выстраданы, т. е. не заработаны, а куплены за 1 рубль на смешном русском аукционе 90-х годов («Её же никто не брал в то время, она была убыточна» – лукавит Сванидзе), то народ вправе требовать принятия закона «О регулировании максимальных соотношений между доходами богатых и бедных». Всем же ясно, что зарплата в 5 тыс. руб. и 100 тыс. руб. не говорит о том, что один из них живет только лишь в 20 раз хуже другого. Нет, он живёт хуже в гораздо большее число раз, т. к. существует ещё прожиточный минимум, и тогда соотношение в качестве жизни сравниваемых соотечественников будет просто несоизмеримо.
При социализме оклады генеральных директоров даже крупных предприятий в большинстве случаев были 3-кратными к средней зарплате всего коллектива и лишь очень редко, в исключительных случаях (доктора, академики) эта кратность была 4–5.
И кроме того, надо срочно вводить прогрессивный налог на прибыль. У нас депутаты как-то о нём лукаво забыли и не вспоминают. И им не стыдно ни перед народом, ни перед Богом! В России путная идея всегда будет либо замолчана, либо оболгана.
Монархист. Много чего ещё есть, чего им не стыдно:
– Им не стыдно, что чиновники получают другую, свою чиновничью пенсию, словно живут в другом государстве. Получают больше, чем шахтеры, которые становятся миллионерами лишь в день гибели.
– Им не стыдно, что молодым семьям обычных тружеников (рабочих, учителей, врачей, продавцов и т. п.) квартиру не заработать за всю свою жизнь. Пока этот вопрос решается за счет того, что умирает у нас людей больше, чем рождается. А вдруг пенсионеры у нас начнут жить дольше, чем рассчитал Зурабов? Ребята, не подведите министра! Усыхайте, не разживайтесь слишком! Освобождайте свои «лишние» квадраты для победившего класса. Ему тесновато, а вы и в коммуналках доживете. У нас социальным жильем обеспечены только космонавты на орбите.
– Им не стыдно на съезде «Их партии» обсуждать величину МРОТ для народа в 1,5 тыс. руб. при стоимости своего номера в гостинице более 10 тыс. руб. за ночь.
– Им не стыдно, что большая часть трудящихся, обслуживающая богатых (да и на обычных предприятиях) не имеет трудовых книжек. Это же бомба замедленного действия.
– Им не стыдно чинить препятствия возвращающимся на свою Родину своим соотечественникам, не по своей воле оказавшимся за её границами. Видимо, трудно избавляться от впитавшегося в кровь сталинского деспотизма и безразличия к судьбам людей.
– Им не стыдно лицемерить на заботе о народе и играть на публику, а думать при этом только о себе. Это же надо было провалить начисто пенсионную реформу. А сколько было прожектов и обещаний! Они просто не думали о ней: она ведь им не нужна!
Предприниматель. А сколько было красивых, благородных и даже жертвенных призывов с трибун, когда они воспряли в «порыве» отказаться от «мигалок»! Слезы наворачивались. Но... всё-таки же нашли выход для себя родимых: выдали членам фракции «победителей» номера с аббревиатурой ЕРЕ – «Единая Россия ЕДЕТ!», и попробуй останови! Ведь могут же, когда хотят!
Патриот. Буржуазия всегда яростно боролась за свои права, и, как правило, побеждала. Считайте, что это её очередные запланированные победы в Новой России. На очереди земля, леса и водоёмы. А народ этого ещё не понимает, он ещё не проснулся.
Историк. И вот, друзья, мы завершили свой экскурс на сто лет с гаком в глубь наших душ, чтобы объяснить нас самих себе на фоне нас вчерашних.
Русская душа всегда стремилась к самопознанию, пытаясь заглянуть в самые потаенные её части. Но анализ прошлого ещё не даёт повода предвидеть будущее и иметь единственно верную формулу нашего бытия, что так любезно русской душе. А жизнь всегда будет развиваться только по ей одной известной логике, а нам остается лишь фиксировать и осмысливать её отдельные периоды и быть пророками лишь по отношению к нашему прошлому.
Верующий. И по мере сил заботиться о своей собственной душе, хотя и этого уже вполне достаточно, ибо без духовности и нравственности, основанных на религии, не может быть прогресса в нашем обществе. А особенно это относится к элите, в ней должны появиться новые русские «пастыри», которых знала бы вся нация и которые «выпрямляли» бы наши души. Этот «процесс должен пойти» и захватывать всё большее количество народа, а всё общество, в том числе и правительство, должны этому способствовать через школу, TV , прессу и всю культуру.
Уже многим понятно, что книга по стоимости вошла в разряд элитных предметов, о чем говорят и их тиражи. Здесь не нужно брать пример с Запада, там другая величина МРОТ. А лучше бы вернуться к выпуску народных книг, к чему призывал и способствовал ещё Лев Толстой. Народ же сейчас читает в основном «дешёвые» в прямом и переносном смысле газетенки с рекламой «всё про всё», с программой TV и новостями из жизни Сердючки и Ксении Собчак.
И всё-таки я верю, что у нас в стране хватит разума и у элиты, и у народа принять общественный договор, который обеспечил бы мир между всеми сословиями. Вот тогда в церквях и зазвучит всеобщий и долгожданный в России акафист, провозглашающий долгоожидаемое многими поколениями россиян единство в нашей державе.
Патриот. А я всё-таки считаю, что в далеком будущем человечество, когда его очень сильно прижмёт жизнь, вспомнит «несвоевременный» опыт России и Советского Союза и вернется, но уже добровольно, снизу, к идее коммунизма, ибо она вечна, а не Марксова. Возможно, и человек к тому времени станет более совершенен и готов будет чем-то жертвовать во имя общечеловеческих интересов.
На протяжении всего ХХ века продолжается разговор великих русских философов-богословов и православных историков о путях развития русского общества, при этом не раз предостерегавшим русскую общественность (сборник «Проблемы идеализма» – 1902 г., «Вехи» – 1909 г., «Из глубины» – 1918 г.) от последствий русской революции. Одна из статей сборника «Из глубины» С. Н. Булгакова называлась « Pro и contra », где в диалоге встречаются общественный деятель, боевой генерал, дипломат, известный писатель, светский богослов и беженец. Диалог продолжается.
Назад |