ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Огни Кузбасса 2007 г.

"Сияние России". Диалоги с Валентином Распутиным ч. 2

В.Г.Р.:

- Русский язык. Надо выполнить клятву Ахматовой в блокадном Ленинграде: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Тогда сохранили от внешнего врага. Теперь приходится и от чужого, и от «своего». Рядом - русская литература и история. Всё это в нераздельности. И вместе с русской школой наша Православная русская Церковь. К названному триединству добавляется ничем не заменимое воздействие молитвы. Получается квартет. И подрастающий человек, слушающий музыку этого квартета, не сможет ни при каких обстоятельствах оторваться от Родной Земли.

И.Ф.Г.:

- Я смотрю на вопрос несколько иначе. Представляется целесообразным спецкурс «Русский язык как явление национальной культуры». Необходимо изучение церковнославянского языка - без него не войти в глубины православия. Сложен вопрос с историей. Её надо изучать. Но ведь до сих пор нет доброкачественной Истории Государства Российского и хотя бы сносной истории русского народа. Вспомним, к примеру, запись Л.Н. Толстого 4-5 апреля 1870 года об «Истории России с древнейших времен» СМ. Соловьева. Несколько проще вопрос о литературе. Но и здесь нужно иметь в виду, что и она не редко наносила огромный вред русской школе. Вспомним только её участие в подготовке переворота 1917 года. Что касается «молитвы», то здесь необходимы два предмета: «Русское православное вероучение» и «Христиански-православная культура» (с историей русского православия).

Вас, Валентин Григорьевич, тревожит великое неузнавание России и столь же великое непонимание её. Избавиться от этой беды нельзя только языком, историей, литературой и православной культурой. Необходимы новые национальные предметы: «Бытовая культура русских», «Россия и мир: творческое взаимообогащение», «Этнография русского народа», «Этнография народов России», «Русская православная цивилизация», «Русский ум», «Святыни России», «Светочи России», «Русский национальный характер», «Семья, родство и свойство в России», «Культура русского современного земледелия», «Национально - религиозные основы современного земледелия», «Культура деловых отношений Запада в свете традиций России».

В.Г. Р.:

- Ваш девиз? И.Ф. Г.:

- На парусах русской национальной школы к сокровенной, исторической и ранее не бывшей России, глубоко православной, стремящейся к идеалу добра и животворной красоты, по-настоящему просвещенной, освободившейся от образованщины и ставшей образованной, самостоятельно и поголовно продуктивно мыслящей, беспрерывно трудолюбивой, достигшей более высокого уровня жизни, всеобщего благосостояния, достатка, безбедности, сохранившей лидерство русской нации в сбережении целостности России, весьма значимой на планете.

В.Г.Р.:

- Это грандиозная проблема - русское национальное воспитание и образование, осуществляемые в современной русской школе. Нужен учитель новой формации: национально-избранный, начитанный, я бы сказал совершенно исключительной образованности, просвещенности. Такой учитель сможет широко открыть школьные двери для подлинных национальных учителей: преподобных и богоносных отцов русской церкви; для славянофилов, «почвенников» и евразийцев; для русского искусства. Такой учитель не допустит к своим ученикам тех, кто оплевывает наше прошлое, унижает Россию, опошляет русского человека. Такой учитель будет опираться на тщательно изученную отечественную педагогическую мысль в лице Ушинского и его последователей, Пирогова, Толстого, Рачинского....

И.Ф.Г.:

- В РГПУ им. А.И. Герцена уже приступили к воспитанию такого учителя. Создан первый в истории российского просвещения учебно-методический Центр национального образования, в котором обучаются руководители управлениями образовательных учреждений, директора школ и их помощники, учителя новых национально-ориентированных предметов («Русский ум», «Светочи России», «Святыни России», «Русский национальный характер» и многие другие).

В.Г.Р.:

- Сейчас нам навязывают американский стандарт образования. Но у нас есть своя весомая педагогическая культура, которую Вы отлично знаете. Ее надобно возрождать, продолжать, развивать. Высшая педагогика - это национальная педагогика. Есть мудрость и в западной педагогике. РГПУ им. А.И. Герцена идет по новаторскому правильному пути - по пути совмещения главного, глубинного, почвенного и плодотворного зарубежного. Выражаю личную писательскую благодарность тем, кто особенно по - деловому поддерживает Вас, Иван Федорович: ректору Г.А. Бордовскому, проректорам СБ. Смирнову и В.П. Соломину.

Наступило минутное молчание. Его прервал Валентин Григорьевич:

- Отечество корчится в муках. Помочь ему - получается плохо. И.Ф.Г.:

- Почему? У нас есть мудрые и деятельные сыны и дочери. Но их дело не подхватывается так, как того требует все более острая и драматическая обстановка России. Что же мешает?

В.Г.Р.:

- Разобщение лучших сынов России. Нам вредят амбиции, обиды, непременно «своя» точка зрения, неумение слушать других, предельно ослабленное сознание общности, каждый хочет быть лидером. Но ведь лидерами себя не назначают. Лидерами становятся. Главное сейчас - забыть все осложнения, не выяснять отношения и позиции и прямо-таки кинуться общими созидательными делами спасать Россию. Подавить любое недружелюбие (а порой и враждебность), взяться тепло за руки и отводить Отечество от гибели. Нужна всеобщая миротворная жертва. Она более трудна, чем жертва на поле сражений. Но мы должны ориентировать народ на это. В русской школе имеет смысл ввести предмет «Культура национального общения».

И.Ф.Г.:

- Россия никогда не жила стабильно хорошо. Хотя у нас были - и неоднократно - периоды краткого благоденствия. Это наша судьба. И наши потомки будут сводить концы с концами?

В.Г.Р.:

- Будут жить лучше нас и наших предков, но при условии: если мы подготовим добротную почву. Я разделяю Вашу позицию: тут первое слово за школой. В ней дети должны готовиться к более гармоничному цивилизационному устройству быта.

И.Ф.Г.:

- Русский народ не хочет быть Конягой. Он исчерпал свои возможности жить на пределе. Ему не нужно богатство, но в достатке он нуждается. Не кажется ли Вам, Валентин Григорьевич, что мы, не теряя в духовности, должны позаботиться о выходе из хронической бедности? А путь к этому - совершенствование ума народа путем добротного национального воспитания, образования и просвещения.

В.Г.Р.:

- Согласен с Вами. Наш народ - добрейший народ. Он житейски мудр, трудолюбив, в нем есть тяга к святости. Но далеко не все русские были верующими. Душу нашу «проматывали» долго и разными путями. Её созревание прервали. Освободиться от безверия - этому надо помогать и литературой, и всей нашей православной культурой. Но и этого мало. Мы должны стать поголовно - всем национальным опытом - воспитанными, просвещенными и образованными. Поставить заслон невежеству. Тогда и природный ум укрепится наукой. Помимо школы этого достичь невозможно. На русскую школу самая большая надежда!... Русскую душу кромсали и кромсают. Но православная святыня, хранящаяся в ней, - в неприступной крепости. Сатанизм, начавшийся до революции, развернувшийся в 1917 году и продолжающийся по сей день, побудил нашу душу повторить судьбу опустившегося на дно града Китежа. Русская душа покорежена, но не разрушена до конца. Пусть русская школа, в создание которой Вы вкладываете все вплоть до благородного фанатизма и неистовости, и русская православная церковь, набирающая силу после кровавой сечи, будут духовными озерами нашей смены. Пусть в душе каждого будет чистое озеро души, как некогда был безукоризненно чистым священный Байкал.

И.Ф.Г.:

- Русская национальная школа - оазис самобытного продуктивного мышления. Россия остро нуждается в крупных национальных умах. Русским свойственна генетическая высокая одаренность. Только путем долголетнего образования у нас, в России, появится достаточное количество продуктивно мыслящих людей, великанов государственного национального ума. В нашем народе - величайшие, несокрушимые подспудные силы, огромная сила духа и творческая энергия, обаяние. Вижу одно из призваний Русской школы: отворить, раскрыть это и объяснить нашему юному поколению.

В.Г. Р.:

- Вы добровольно, по зову истинно русской патриотической души и русского ума взвалили на свои плечи и плечи своих сподвижников геркулесову задачу. Силы богатырей вам! Русская школа, вами создаваемая, - это засевание исстрадавшейся России новыми поколениями с русской сутью, мудростью, устремленностью к небу и по-житейски деловыми, имеющими силы для личного и общенационального возрождения. До революции, сразу же после нее проявлялись опасные отступления русскости в русском человеке. На человеке виделись раны духовно-нравственные: отчуждение от родной земли, от природного мира, от общинного сознания, от Родины-матери, от духовного лада... Но Великая Отечественная война остановила этот процесс. Заговорил инстинкт самосохранения, воспряла незыблемая народная душа, воспитанная православием и историей, духовная потрепанность заменилась глубочайшей верой в собственные силы, распад соборного народного организма был вытеснен единением. Человек защищал родное село, землю, страну, хотя она не всегда была для него матерью. А после Отечественной снова начали калечить русскую душу, возлагать на нее непосильный труд, отчуждать от земли и природы, выбрасывать из жизни, с которой он был в духовном родстве. Наши времена продолжают эту разрушительную работу. Сейчас наша душа находится в таких невзгодах, что ей трудно сохранить себя.

И.Ф. Г:

- Питомцы русской школы приобщаются честно, объективно - насколько это возможно в исторической науке - к более чем тысячелетней истории. Она вливает в историческую память, значительно ослабленную, свежую кровь. Это подготовка защитника Отечества. Тут же внесение в сознание юных идеи самоотверженного служения народу, Родине. Родиноведение в школе - это путь прилепления к Матушке - Родной земле. Далее - Россию нужно возрождать православием. Дети изучают историю христианства, русского православия, православную культуру, процесс собирания русичей в русскую нацию. Идеал Христа, Преподобного Сергея Радонежского - это идеал русской школы. Православная душа живет в каждом русском ребенке. Школа будит ее. России возрождаться - это расти умом. Сегодня ребром поставлен вопрос: России быть или не быть? Он и раньше неоднократно вставал. Но сегодня он просто орет. Быть, если Россия будет иметь более основательную, чем в прежние исторические эпохи, интеллектуальную экипировку. Без школы ум остается на примитивном уровне. Только в школе осваивается система знаний, повышающая ум. Мы занимаем первое или одно из первых мест на планете по богатству природных ресурсов. Но пользоваться ими не умеем. История нашего народа - это история народа, никогда не имевшего достойного достатка. Наш удел - сведение концов с концами. Иностранцы чаще всего в недоумении и наделяют нас оценками: «Лентяи», «Пьяницы», «Стадо баранов». Это обидно для нас, но в этих оценках есть некая доля правды. И еще одно -важнейшее: верхи в течение столетий прививали нашему народу комплекс русской неполноценности, погружались в стихию «европейничания», не создавали научно обоснованную русскую национальную школу. В этом - первопричина всех прежних кризисов и современного национального кризиса. Комплекс породил неуверенность народа в себе, ослабление нации, потерю самоуважения, национального достоинства, не позволил русским поднять самих себя на завидную национальную высоту путем опоры на свои потенциальные силы. В русской школе становится первозадача: помочь детям чувствовать и осознавать себя русскими во всей полноте и глубине, накапливать национальное достоинство, все выше и выше подниматься на «поднебесную» национальную высоту, избавляться от недостаточности в себе русскости. Разными путями решается эта грандиозная первозадача, в том числе и учебным предметом факультативом, которого никогда не было в истории отечественного просвещения. Предмет называется так: «Россия и мир: творческое взаимообогащение».

В.Г.Р.:

- Все это вселяет надежду на русскую школу. Народная высокая душа русского человека формировалась гораздо более тысячи лет. Даже столетие не может искалечить ее начисто: она вся соткана трагико-драматической и величественной историей, православием. Будем вместе хранить живые незыблемые духовно-нравственные качества, оживлять ослабленные, наращивать новые.

9 октября.

Встреча с учениками и педагогами школы № 32. Присутствовали родители и представители общественности, руководители ряда школ. В такой «разношерстной» аудитории вести разговор трудно. Принял решение: беседовать с учениками и учителями, отвечать на их вопросы, задавать им проблемы. Начал с острого вопроса:

- Есть ли у вас чувство гордости Россией и русским человеком? В ответ услышал дружное «Нет!»

Второй вопрос:

- Можете ли вы сказать: «Это моя Россия». Ответ тот же: «Нет».

- Почему? Последовали ответы:

- У нас скверное питание.

- Среди нас много больных. В армию брать некого.

- Мы не можем одеваться так, как хотелось: не богато, но модно.

- Наше образование не нужно. Процветают культурно необразованные, алчные, наглые, присвоившие государственное имущество, народные богатства и общенациональные ресурсы.

- Высшее образование могут получить лишь единицы. Теперь оно в основном платное. Далеко не у всех родителей есть капитал.

- А где жить, когда мы повзрослеем, заведем семьи? Я продолжал спрдшивать:

- Быть исторической России вечной путем возрождения, восстановления и развития всего лучшего, своего? Или не быть, исчезнуть ей, стать решительно другой?

Воспроизведу лишь один ответ юноши:

- Россия переживает очередной кризис. Она скорее всего близится к концу своей истории. Впечатление такое: наступает ее последние времена.

Ещё мой вопрос:

- К какому народу желали бы вы принадлежать?

- Несколько голосов выкрикнули: «К русскому». Но их заглушили другие голоса: «К американцам», «К англичанам», «К французам». Это отвечали ученики, которые должны были изучать писателей, высоко ценивших русского человека: Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Шмелева, Леонова, Шукшина, Абрамова, Распутина, Белова, Крупина....

У меня вырвалось:

- Откуда у вас такое отношение к родному человеку? Чуть ли не единодушно ответили:

- Мы видим окружающих. А какого русского нам ежедневно показывают телепрограммы и

телеканалы?

Вечером - краткая беседа с В.Г. Распутиным. И.Ф.Г.:

- Только в часы сна меня покидает мысль о гибели России и русского народа как итог примерно трех веков борьбы против нашей Родины. До XXвека это шло медленно, потом началось ускорение, в 80-е годы движение убыстрилось, а в последние 15-20 лет все происходит слишком быстро. Ныне истребление идет гиганск^ми шагами. Впечатление такое: проснемся завтра - Русского человека нет, есть лишь средне?- европеец. Есть ли возможность сохраниться нам?

В.Г.Р.:

- Есть. Прервано наследование великих традиций, вытравливается духовный смысл русского искусства, уродуется наша национальная педагогика, искажается человек, силой насаждается над-национальное, глобальное, космополитическое. Но более тысячелетия складывались русская национальная культура и самобытная русская душа. Это крепкая душа. Даже за столетия истребить ее оказалось невозможно. Нам есть на что надеяться. Нужно надеяться не на чудо, а на потаенное, глубокое, скрытое народное мироощущение, которое живет - пусть не у многих русских до сего дня. Предстоит всем патриотам незамедлительно - без каких бы то ни было условий - объединиться и собрать в одну точку все силы сопротивления всему антирусскому, все силы самосохранения и созидания. Наш творческий национальный потенциал весьма значителен и не исчерпан.

И.Ф.Г.:

- Катастрофа России в XXвеке - это следствие утраты русского духовного национального характера. Утрата произошла от одной единственной причины - отсутствия национального воспитания, образования, просвещения и обучения. В истории отечественного образования не было национальной школы под патронажем государства, его контролем и всемерной помощью. Национальное воспитание осуществлялось лишь в духовных, церковно-приходских школах и некоторых земских. Наш характер формировался природой, историей, Церковью...школы не было.

10 октября.

Встреча с директорами и их помощниками по учебной, воспитательной и экспериментальной работе. Я попросил слушателей озвучить вопросы, которые их особенно тревожат. Передаю в той последовательности, в которой они были заданы:

- Как вы оцениваете работу современной школы?

- Может ли школа работать качественно, если ни Российской академия образования, ни Министерство образования РФ не определили цель школы?

- Кого мы призваны готовить - рыночников?

- Чувствуем, что наша школа совращается с прежнего, во многом не дурного пути. Пахнет американизацией. Если это так, то нельзя системно ответить, в чем проявляется американизация нашей школы?

- Как Вам видится программа воспитания подрастающего поколения России?

- Что делать с историей в школе?

- Множество учебников и пособий. Кто во что горазд. На кого опереться?

- Есть Закон об образовании. Какова его цена?

- Принята программа патриотического воспитания. Ваша точка зрения на нее.

- Знает ли правительство, что при такой копеечной зарплате учитель не может отдаваться работе и даже вести себя достойно?

- Все школьные дела решают верхи. От нас, учителей, ничего не зависит. С нами никто не считается. Что делать? Что делать? Что делать?

В меру своих сил отвечал на эти вопросы.

11 октября.

В газете «Иркутск» - редакционная статья «В традициях праздника». Несколько строк из неё: «Традиционная для «Сияния России» и встреча гостей праздника с преподавателями и студентами педагогического университета. В этом году, кроме известных столичных литераторов, в ИНПУ побывал доктор педагогических наук, руководитель Всероссийского движения «Русская современная школа» Иван Гончаров. Именно его эмоциональные, доказательные выступления вызвали наибольший профессиональный интерес среди будущих и нынешних педагогов и в педуниверситете, и в институте совершенствования учителей, и в иркутских школах, где чуть позже побывал ученый из Санкт-Петербурга. Думается, Иван Федорович приобрел среди иркутского учительства не только горячих поклонников, но и последователей, поскольку его идея образования и воспитания в русском духе как нельзя более актуальна в наше время».

В этом же номере - короткая заметка В.Г. Распутина «Отделить зерна от плевел». Её содержание:

«Для чего мы проводим праздник русской духовности и культуры, не российской, не всесветской какой-то, а, подчеркиваю, русской культуры? Да потому что русские в России есть, праздники у них свои есть, песни, книги, язык свой также есть. И занимают русские в России не самое последние место, и если пытаются иногда оттирать нас на последнее или несуществующее усредненное место, это, наверное, несправедливо.

Мы проводим «Сияние России» еще и потому, чтобы лучше понять, что есть что. Что есть культура, что - антикультура. Что есть духовность, что - бездуховность. Эти понятия сейчас пытаются совместить, особенно на телевидении, подменить, выдать антикультуру за истинную культуру. Делается это теми, кто хотел бы нас видеть народом бездуховным, безродным.

В который раз мы собираемся на праздник в Иркутске; будем надеяться, что дети тех, кто участвовал в первых встречах, будут свидетелями «Сияния России».

В 18.00 часов - душевно - подъемный концерт Патриаршего мужского хора. Крепла вера: нас невозможно победить.

Вечером - кратчайшая беседа с В.Г. Распутиным.

В.Г.Р.:

- Иван Федорович, Вы совершаете светлый подвиг во имя сохранения и развития России. Как теперь знаю, Вы зачастую в одиночестве, особенно за пределами РГПУ в петербургской научно-педагогической блокаде. Вам очень трудно. Держитесь до последней жилки. Чем могу Вам содействовать?

- Договорился с Е.С. Строевым о проведении в Орле и Санкт-Петербурге Первого съезда Русских учителей. Но его помощники замораживают дело.

- Хорошо. Я скоро буду в Москве, и мы с В.Н. Ганичевым письменно обратимся к Егору Семеновичу. Валерий Николаевич неизменно высоко отзывается о Вас. Что еще нужно?

- Подготовка и поведение Первого съезда учителей Русской школы - тут нужен государственный масштаб. Вы не могли бы попросить губернаторов Лениградской области и Санкт-Петербурга оказать нам помощь?

- Хорошо.

На следующее утро Валентин Григорьевич вручил мне два письма: ректору РГПУ Г.А. Бордовскому и губернаторам.

«Глубокоуважаемый Геннадий Алексеевич!

Пусть не покажется Вам это письмо вмешательством постороннего человека, живущего далеко от Петербурга. «Сторона» моя, действительно, дальняя - Сибирь, но, думается, что в том случае, когда речь идет о России и о людях, беззаветно служащих ей, расстояния помехой быть не могут.

Только что у нас в Иркутске прошел очередной праздник русской

духовности и культуры, составной частью которого является и работа с учителями. С этой целью и был приглашен в Иркутск Иван Федорович Гончаров. Мы очень благодарны Вам, Геннадий Алексеевич, за содействие его приезду к нам. В течение недели Иван Федорович был самым популярным и, как теперь говорят, самым «востребованным» собеседником. Со своей концепцией «Русская современная школа» он выступал и в университете, и школах, огромных общегородских аудиториях - и повсюду интерес к его деятельности был огромным. Похоже, Россия просыпается, и труды Ивана Федоровича и других подвижников Русской школы начинают приносить плоды. Но Ивана Федоровича ставить в один ряд с другими, пожалуй, и несправедливо, потому что его трудничество во имя спасения отечественной школы и неутомимей, и профессиональней, и целеустремленней. На фронте за подобную храбрость награждали медалью «За отвагу». А для подвижнической деятельности учителя и педагога соотносима, вероятно, медаль имени великого нашего патриота и просветителя К.Д. Ушинского.

С искренним уважением

Валентин Распутин».

12 октября.

Я беседовал с В.Г. Распутиным в течение, недели - в гостях у него, до и после лекций, в машине, когда ехали на встречи с иркутянами, на ежедневных ужинах, на прогулках. Неизгладимое впечатление получал от личности писателя, ибо чувствовал и понимал, что в нем воплощается Русский Человек в своих высших проявлениях. Валентина Григорьевича все время обступали слушатели. Я ждал минут, когда он будет свободен для несуетной беседы, чтобы я подкрепился спокойствием духа, утешающими мыслями. Удача сопутствовала мне. Мы ехали на Байкал. В машине сидели друг против друга. Заговорил Валентин Григорьевич.

В.Г.Р.:

-Иван Федорович, во что Вы верите?

И.Ф.Г.:

- В разум народа, его генетическую жизненную мудрость, в совершенствование его способности жить в достатке, в развитие его способности аналитически мыслить и в поте лица добывать истину, в рождение уважения к знаниям. Уповаю на русский инстинкт самосохранения.

Валентин Григорьевич был предельно внимателен. После краткого молчания я заговорил:

- Наша история, особенно история XXвека, катком прошлась по русскому человеку. Все органы в той или иной степени повреждены. Что нужно лечить в первую очередь? Убежден: характер, честь и достоинство, православность, мышление, отношение к Родине, физическое здоровье. Надо возвратить людям веру в человека, в самих себя, в Россию. И возвратить ломовым трудом всего народа, русской школой, построенной преимущественно на положительных символах России.

В.Г.Р.:

- Согласен с Вами. Только тот народ возвышается, который лишен сомнения в себе. «Кто не работает, тот не ест» - это коренной и центральный принцип бытия народа, потерпевшего поломки и желающего стать на ноги. Это забота прежде всего правительства, школы: в ней культ самого разнообразного труда, но в первую очередь - умственного, «Перестройщики» изгнали производительный труд из школы. Это - преступление. Примите усилия для возрождения труда.

И.Ф.Г.:

- Известно, что религиозное безверие губит нацию, страну, государство. Сегодня бешеная атака зарубежными силами и внутренней эмиграцией ведется против Православия, Наши первоочередные действия?

В.Г.Р.:

- Нам нужно избавиться от поверхностного знания нашего русского православия. Признать, что глубокого знания у нас нет. Будем скромны, как Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». А затем воплощать христианские идеалы в конкретных

- В последние века Россия не была глубоко верующей. Не случайно мы покорежили дорогу в Храм и даже разрушили Храм. Как приготовить детей к вере и помочь им начать службу в атеистической душе?

В.Г.Р.:

- Это труднейший вопрос. Тут насилие, нажим, обязательность неуместны. Могут помочь рекомендации читать религиозную литературу, доступную пониманию подрастающего человека и увлекательную. Нужны встречи с верующими людьми: живые образы проясняют суть лучших всяких устных и письменных объяснений.

И.Ф.Г.:

- Известен русский порыв к святости, чистоте, правде, истине. Но сегодня, как никогда ранее, массированно нашему человеку наносятся нравственные увечья. Идет вероломное разорение души. Как этому противостоять?

В.Г.Р.:

- Вижу два пути. Первый: государство должно «перекрыть» кислород зарубежной так называемой массовой культуре и допустить народ к своим великим национальным учителям, к нашей великой культуре. Второй: мудрое, национальное, православно-светское воспитание и образование в школе.

На обратном пути в каюте теплохода, в автобусе беседа о русской школе продолжалась.



Санкт-Петербург.

[1] - Педагогическое призвание.

- Ревностное служение Отчизне воспитанием в детях благороднейших черт истинно русского характера.

- Приверженность христианскому идеалу, уверенность в Боге, вера в Него, богоуподобление как высшая природа учителя, православный образ жизни.

- Одаренность, ум, мудрость, высокая умственная квалификация, способность по-русски мыслить.

- Профессионализм:

а) Уважение к знаниям, книголюбие, «голод» познания.

б) Знание базовой науки, ее философии, нравственного колорита.

в) Знание своего предмета, любовь к нему.

г) Твердое и кропотливое знание лучших русских и мировывоспитанно -образованных идей.

д) Высокий уровень общей культуры, эрудиции, энциклопедизма, как предпосылка педагогического творчества.

е) Любовь к детям, учительство как материнство, героическое подвижничество.

- Артистизм:

а) Оптимистичность облика, светоностность.

б) Дар речи, ее художественность и образованность, чувственность, искренность, страстность, проповеднический стиль.

в) Воплощенность русской личности в высокоразвитой, облагороженной форме. г) Неистощаемое терпение, вера в лучшее в ребенке.

д) Романтизм, налет идеальности, умеренное дон-кихотство.

е) Вечная молодость души.

ж) Независимый образ жизни, отвага, правдолюбие, мужество в отстаивании своих убеждений, неспособность к конформизму, защита своей индивидуальности, умение быть собою, «самостояние», как «залог величия» (А.С. Пушкин).

з) Чувство меры, такт.

и) Демократичность (учитель и ученики - совопросники, собеседники, сотрудники, сотворцы).

к) Вызывание у детей душевного покоя, легкости на сердце, защищенности, участие в создании Школы как Дома умственных наслаждений, Дома радости.

л) Изящество облика, благородная наружность как гармония внешних качеств и внутренних достоинств,

м) Самосозидание своей личности, духовно-нравственный рост на глазах учеников

[2] Завершая лекцию, особо подчеркнул:

- Учитель собственным человеческим и профессиональным примером показывает своим питомцам образец личности русского человека. На какие образцы ориентируется сам учитель? На подвиг самосовершенствования могут позвать писатели Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов. Из светских светочей - педагогов М.В. Ломоносов, лицейские наставники, Ушинский, Толстой, Рачинский, Макаренко, Сухомлинский. Но повышенный ориентир - на русских Святых. Вот частица литературы о них: Нестор - Летописец. «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида».

«Житие преподобного Феодосия Печерского». «Повесть временных лет». Илларион. «Слово о законе и V Благодати». Сказание о житии Александра Невского». Епифаний Премудрый. «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Житие преподобного Стефана Пермского», Ермоген, патриарх Московский и Всея Руси. Издание Евангелий, Четьи - Миней, большого Церковного Устава. Иосиф Волоцкий «Просветитель». «Послание иконописцу». Нил Сорский. «Предание». Протопоп Аввакум. «Житие, им самим написанное». Святитель Дмитрий Ростовский. «Четьи - Минеи». Святитель Феофан, затворник Вышенский. «Путь ко спасению». Епифан Премудрый.. «Житие преподобного Кирилла Белозерского, Вологодского чудотворца». Макарий. «Великие Четьи - Минеи». Федотов Георгий. «Святые Древней

Руси». Преподобный Серафим Саровский. «Житие, пророчества, наставления». Избранные жития русских святых XVI - XX века. Иоанн Кронштадский. «Моя жизнь во Христе». «История русской святости». Филарет, архиепископ Черниговский, Жития Святых, чтимых Православной Церковью. «Русские святые. 1000 лет русской святости». Жития собрала монахиня Таисия.

Составлен на основе анализа жизни и деятельности Учителей человечества (Христос, Магомет, Будда, Конфуций), русских святых (Николай Чудотворец, Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский...), образцовых русских воспитателей (лицейские наставники А.С. Пушкина, Т.Н.Грановский, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), воспоминаний выпускников школы о запомнившихся на всю жизнь учителях - см.: Т.И. Гончарова, И.Ф. Гончаров. «Когда учитель - властитель дум». - М., 1991) и изучения литературных произведений (А.С. Пушкин, В.Г. Короленко, В.Г. Распутин и др.).