Имена на поверке
В 1949 году тогдашний секретарь Кемеровского обкома партии Евгений Федорович Колышев обратился с письмом к Александру Александровичу Фадееву, в котором просил создать в Кемеровской области отделение Союза советских писателей с «направлением в Кузбасс двух-трех членов Союза». В том же году начал выходить альманах «Огни Кузбасса» (первые пять номеров - «Сталинский Кузбасс»).
Направлять в Кемерово из столицы членов Союза не пришлось. Земля Кузнецкая обрела голос, взрастив собственных поэтов и прозаиков. Её литература вышла из шахтерских забоев, из заводских цехов, вернулась с Великой Отечественной войны. И никогда не чуралась читальных залов, вузовских аудиторий, архивных и музейных хранилищ.
28 апреля 1962 года правление Союза писателей РСФСР приняло постановление: «Организовать отделение Союза писателей РСФСР в городе Кемерово». 14 июня прошло организационное собрание писателей Кузбасса, которое избрало Евгения Сергеевича Буравлева ответственным секретарем. Молодая организация насчитывала пять человек. О каждом следует сказать особо.
Александр Никитич Волошин известил страну и планету (его роман был переведен на несколько иностранных языков) о существовании Земли Кузнецкой. Роман «Земля Кузнецкая» отмечен Государственной премией СССР и стал значительным явлением советской литературы послевоенного времени. Из-под пера Волошина позднее вышли такие произведения: «Все про Наташку», «Дороги зовут», «Пойду, командир», «Пора далекая», «Зеленые дворики», рассказы, пьесы, киноповести.
Геннадий Модестович Молостнов тоже относится к фронтовому поколению. Известен романами «Междуречье», «Голубые огни», «Даруя жизнь», «Конь ломает прясло», книгами стихов, повестей, рассказов. В конце семидесятых переехал в Красноярск.
Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССР ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.
Тамара Ян - поэтесса и драматург. Ее пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.
Евгений Сергеевич Буравлев - первый руководитель писательской организации. Автор многих лирических книг. Выступал в таком трудном жанре, как поэма. В соавторстве с композитором Федором Мартыновым создал оперетту «Жемчужина Кузбасса», которая была в репертуаре Кемеровского театра оперетты. Был близким другом Василия Дмитриевича Федорова, нашего прославленного земляка, известного русского поэта.
Широкоплечий, красивый, сдержанный в движениях, за которыми чувствовалась чалдонская сила, с нежной и щедрой душой, Евгений Буравлев сумел создать высокий авторитет Кемеровской писательской организации. Писательские собрания проходили в больших залах, с участием всей интеллигенции. Это были настоящие литературные праздники.
Буравлев заботился о становлении моей литературной судьбы. Редактировал первую поэтическую книжечку, писал к ней предисловие. Когда я вернулся после трехлетней работы на Крайнем Севере и положил ему на стол рукопись поэмы «Борискин ключ», он заложил в нее листок, на котором написал четыре строчки:
Спасибо, брат, за «Ключ Борискин».
Порадовал под старость лет.
Всё есть в «Ключе» - и божья искра,
И божьей милостью поэт.
Это самое дорогое для меня напутствие.
Организация росла и крепла. Владимир Сергеевич Ворошилов на войне был летчиком, потерял зрение в воздушном бою. Стал председателем Кемеровского областного отделения Всероссийского общества слепых. Написал романы «Солнце продолжает светить», «И не погаснет!», «Капля света».
Исторический, краеведческий срез Кузбасса дал в своих произведениях Виталий Степанович Рехлов, написавший «Повесть о Михайле Волкове», повести «Горные рекруты» и «Серебряный рудник».
Профессиональный критик и литературовед Алексей Федорович Абрамович посвятил творчеству кузбасских литераторов книги «На своей земле» и «Романтика мужества».
Становятся членами Союза писателей поэты-фронтовики Владимир Измайлов и Михаил Небогатов, критик Анатолий Срывцев, прозаик Анатолий Соболев.
Затем получает всероссийское признание творчество поэта Виктора Баянова и прозаика Владимира Мазаева. Это уже второе послевоенное поколение кузбасских литераторов, связанное с так называемой «хрущевской оттепелью» шестидесятых. Владимир Мазаев - автор книг «Конец лосиного камня», «Птицы не поют в тумане», «Грозовая аномалия», «Последний цветок лета» и многих других принимает бразды правления Кемеровской писательской организацией (1971-1983 годы), редактирует альманах «Огни Кузбасса».
На строительстве Западно-Сибирского металлургического завода формировались таланты Геннадия Емельянова и Гария Немченко, заявивших о себе романами «Берег правый» и «Здравствуй, Галочкин!». На Запсибе набирались впечатлений столичные литераторы Павел Мелехин, Сергей Дрофенко, Владимир Леонович, ставшие впоследствии известными поэтами.
Именно в Кемерове в 1966 году прошел зональный семинар молодых литераторов Западной Сибири и Урала. Мастера слова Ленид Соболев, Василий Федоров, Марк Соболь, Сергей Антонов, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков, Виктор Астафьев, Василий Казанцев, Марк Сергеев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых, дать им путевку в большую литературу. Обсуждались яркие, самобытные рассказы Виктора Чугунова, проникновенные стихи Игоря Киселева, добротная лирика Валентина Махалова, пьеса из шахтерской жизни Зинаиды Чигаревой, роман Олега Павловского, повесть Анатолия Яброва... Все они впоследствии стали профессиональными писателями.
Зрелыми по возрасту людьми, с богатым жизненным опытом пришли в писательскую организацию Виль Рудин - автор остросюжетных повестей, Петр Ворошилов - мастер публицистики, Владимир Власов - писатель геологической темы, Павел Майский - автор многих поэтических книг, Владимир Куропатов, Владимир Коньков, Екатерина Дубро, создавшие значительные произведения в прозе.
Несмотря на обретение все новых имен, Кемеровская писательская организация долгие годы численно не росла, тяготея к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери. Ушли из жизни Александр Волошин, Геннадий Молостнов, Евгений Буравлев, Владимир Ворошилов, Петр Ворошилов, Виталий Рехлов, Алексей Абрамович, Анатолий Соболев, Александр Пинаев, Геннадий Блинов, Олег Павловский, Михаил Небогатов, Владимир Измайлов и другие литераторы. Завершили свой жизненный путь представители шорской культуры поэт Фёдор Чиспияков, поэт Степан Торбоков, прозаик Софрон Тотыш. Умер старейший писатель-краевед Илья Васильевич Зыков. В расцвете сил и таланта ушли Виктор Чугунов, Игорь Киселев, Анатолий Саулов, Николай Пискаев, Владимир Поташов, Александр Береснев, Сергей Ковякин. Горькие, невосполнимые потери.
Многие писатели уехали за пределы области - Гарий Немченко, Михаил Борисов, Тамара Пономарева, Тамара Ян, Евсей Цейтлин, Виктор Козько, Юрий Могутин, Александр Родионов, Геннадий Кругляков. Они не порывают связей с Кузнецкой землей.
Третье поколение писателей Кузбасса - это воспитанники литературной студии «Притомье», которая начала действовать с октября 1979 года.
Вначале было слово. И это слово мне нравилось. Я поискал его в известных словарях, но не обнаружил. Размышлял так: есть Приобье, Прииртышье, пусть будет и Притомье. А что за словом? За словом - судьба моего края, географическая, историческая, экологическая... Теперь вот еще и поэтическая.
Слово было опробовано в моем повествовании о реке Томи, затем перешло в название областного литературного объединения. Поначалу оно вызвало неприятие, даже насмешки, типа: «Что-то притомились наши молодые авторы» или: «Это не Притомье, это притонье какое-то» (если заседание заканчивалось слишком бурно).
Затем слово стало постоянной рубрикой областных и районных газет, в которой публиковались произведения молодых литераторов. Затем было использовано в названии сборника «Мы - Притомье», где были не только стихи, но и рассказы. Недавно в Томске появилось несколько выпусков альманаха «Литературное Притомье». Традиционным стал праздник «Весна в Притомье». Слово стало родным и привычным. Теперь кажется, что оно было всегда.
Точная дата открытия литературной студии «Притомье» подзабылась. Определяя возраст студии, назовут и десять, и пятнадцать, и двадцать лет. Могу внести в это дело полную ясность, ибо храню в своем архиве «Бортовой журнал» студии - общую тетрадь в клеточку, где заполнены лишь несколько первых страниц. Жанр документа и отчета как-то у нас не прижился. Мечтаю подарить эту тетрадь молодым литераторам будущего поколения, если они студию сберегут.
А сейчас интересно вернуться к истоку - обратиться к этим первым записям в «Бортовом журнале», ставшем историей.
Итак, 25 октября 1979 года. Новокузнецкий поэт-сатирик Борис Рахманов скупо фиксирует состав совета студии, который определился в горячих спорах, - примерно так спорят депутаты нынешнего парламента... В совет вошли: С. Донбай, Л. Ананьева, Е. Богданов, В. Бокин, Б. Рахманов, А. Катков, И. Куралов, В. Советов. Помню, резюмировали: «Борьба за власть Советова закончилась его полной победой». В журнале отражено выступление поэта В. Зубарева, предложившего создать редколлегии при городских газетах. Ответственный секретарь альманаха «Огни Кузбасса» Владимир Куропатов пригласил присутствующих на страницы издания. Заметим, к чести альманаха, что молодежная рубрика присутствовала в нем всегда.
Из протокола этого дня следует, что успели и почитать стихи по кругу, и послушать лекцию о международном положении, и посетить выставку молодых художников Кузбасса, побывавших на БАМе.
Следующая запись в «Бортовом журнале» сделана рукой поэтессы Нины Павлушиной. На заседании 19 ноября 1979 года отчитывался руководитель кемеровской литгруппы Владимир Ширяев, актер В. Мирошниченко призывал писать для театра, лектор В. Плющев рассказал о международном положении... Читали стихи Виталий Креков, Геннадий Чупин, Александр Катков, Владимир Советов, Семен Печеник. Евгений Красносельский порадовал своими пародиями. Затем пошли в областную филармонию, смотрели спектакль «Люди и куклы», беседовали с режиссером и артистами.
В конце декабря 1979 года состоялся поэтический семинар в Новокузнецке, обсуждены 12 рукописей. Заодно обсудили и четырех прозаиков. Провели в пединституте литературный праздник, посвященный выходу коллективной книги «Дыхание земли родимой».
17 марта 1980 года Евсей Цейтлин провел занятие, посвященное жанру литературной критики, разобрал несколько публикаций этого жанра. Читали стихи по кругу. На этом записи обрываются, хотя студия собиралась ежемесячно.
Не на голом месте возникла студия «Притомье». До нее много лет существовали группа литераторов «Гренада» в Новокузнецке и областное литературное объединение, которым бессменно руководил поэт Валентин Махалов. Литературное движение в 1979 году обрело новое качество потому, что на него обратил внимание комсомол.
Свидетельствую, что ни секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии Юрий Учитель, ни куратор наш Людмила Чех, помогая нам организационно и финансово, никогда в творческий процесс не вмешивались, никакого давления не оказывали. Лишь однажды заведующий отделом пропаганды Виктор Артемов предложил: «А не начать ли в области движение «Алло, мы ищем таланты!». Я решительно воспротивился. Для литературы это не годится. Дайте разобраться с теми, кто не может не писать. Их собирается ежемесячно по 50-60 человек. И для многих это - судьба.
Позднее студией руководили Валерий Зубарев, Валентин Махалов, Геннадий Естамонов, Сергей Донбай. Кемеровское книжное издательство выпустило десятки первых книжек молодых литераторов. Поэтов издавали кассетами, чтобы каждый мог выйти к читателям. Писательская организация пополнялась за счет воспитанников литературной студии «Притомье» и выросла с 13 человек до нескольких десятков. Это известные сейчас поэты и прозаики: Александр Ибрагимов, Николай Колмогоров, Любовь Никонова, Владимир Иванов, Леонид Гержидович, Иван Полунин, Иосиф Куралов, Любовь Скорик, Александр Катков, Борис Бурмистров, Эдуард Гольцман, Валерий Ковшов, Сергей Самойленко, Анатолий Козлов, Владимир Ширяев, Владимир Есенин, Александр Раевский, Николай Николаевский, Борис Рахманов, Семен Печеник, Юлия Лавряшина... И другие.
Выстраивать этот ряд имен дело рискованное (вдруг кого-то не упомянешь). Мне приходилось писать предисловие к библиографическому указателю «Писатели Кузбасса» в 1989 году. В 1997 году Владимир Коньков составил первую хрестоматию «Литература Земли Кузнецкой», куда поместил произведения четырнадцати ушедших из жизни писателей. Он попросил меня написать обзор-предисловие. Я назвал его «Духовное поле провинции». И была там глава «Товарищеский круг». Поскольку мне не попадались другие обзоры, полагаю, что моя работа может послужить исходным материалом для библиографов, историков, краеведов.
Духовное поле провинции
Словосочетание «Духовное поле провинции» появилось на страницах прессы недавно, но понятие, в нем заключенное, существовало всегда. Мы и раньше говорили о культуре края, подразумевая под этим духовные ценности, которые созданы творчеством, талантом и трудом сибиряков. Теперь пытаемся вновь обнажить те нравственные основы, которые связывают нас друг с другом, помогают противостоять разгулу преступности, хищничеству, рвачеству, шкурничеству, столь агрессивно проявившимся в ходе приватизации и так называемого первоначального накопления капитала. Духовное поле провинции - это стремление защитить, сохранить, поддержать, помочь. Ибо нельзя строить новое общество на ненависти к рухнувшему режиму и ко всякому инакомыслию.
В начале семидесятых годов приехала в Кемерово делегация ленинградских писателей во главе с Олегом Шестинским. Гости побывали на «Азоте» - крупнейшем химическом предприятии, в цехах знакомились с тонкостями производства, а затем на встрече с коллективом читали свои стихи, рассказывали о литературной жизни в северной столице. Под конец предложили:
- Пусть кто-нибудь из рабочих почитает стихи, наверняка среди вас есть поэты.
Директор Виталий Григорьевич Коптелов подтвердил, да, мол, есть, и предоставил слово машинисту тепловоза Виктору Баянову. Виктор прочитал несколько стихотворений. Гости были ошеломлены:
• Это же талант! Баянова надо издавать!
Директор скромно проинформировал:
- У Баянова вышло полтора десятка поэтических книг, в том числе и в центральных издательствах.
- Его надо принять в Союз писателей!
- Баянов уже давно член Союза писателей!
- Ему надо учиться! - не унимались гости.
- Баянов окончил Высшие литературные курсы в Москве - диплом с отличием.
- Так почему же он машинист тепловоза?
- А это вы спросите у него самого.
Виктору Баянову принадлежат известные строки: «Я сибиряк! - кричать совсем не надо, а надо просто быть сибиряком.» И в нынешний спор «патриотов» и «демократов» он вносит ясность всего несколькими строфами:
Я пил прохладный сок березы
В старинных русских туесах,
И оттого мой чуб - белесый
И зелень легкая в глазах.
И вот стою - большой и взрослый.
Меня попробуй отдели
От этой теплой, этой росной,
От русской утренней земли!
Где молодое сено косят,
Где ветка каждая цветет!
Земля моя меня не бросит
И никогда не подведет.
Писательская организация. Она для того и существует, чтобы здесь поделиться результатами уединенного труда и вдохновения, найти поддержку в публикации. Игорь Киселев звонил сюда по телефону и торопился прочитать новое стихотворение. Валентин Махалов останавливал на лестничной площадке: «Вот послушай...» Виталий Креков держит тебя за пуговицу, пока не поведает все свое творчество. Если кто-то из моих друзей уверяет, что он российский гений, это, я считаю, нормально, только с этим ощущением и стоит писать стихи. А жизнь потом рассудит.
В восьмидесятые годы мы учредили «День нового стихотворения» и стали собираться каждую пятницу. Это стало традицией. Позднее диапазон «творческих пятниц» расширился, говорили о «Мастере и Маргарите» Булгакова, об ораторском искусстве, начиная с древнейших времен. Посвятив пятницу творчеству Сергея Есенина, пели песни на его слова. Приглашали иногородних писателей и просто интересных людей, заезжающих в Кузбасс. Обсуждали итоги писательских съездов и пленумов....
Творческие пятницы проходили под портретом Василия Шукшина. Этот портрет подарил нам замечательный художник Герман Захаров. По сути, это вариант портрета, который художник создавал для шукшинского музея в Сростках Алтайского края. Герман Захаров участвовал в наших встречах, приносил и показывал серии о Великой Отечественной войне, рисунки на пушкинскую тему, на ленинскую тему и другие. А однажды поразил нас магнитофонной записью собственных песен в собственном исполнении на слова Анатолия Жигулина и Игоря Киселева. Он был талантливым бардом.
Провинция! Как мне нравится это слово! Сколько в нем чистоты, пронзительности, синевы! И я сравнил бы таланты, которыми так богата Сибирь, с родниками. Одни родились вблизи селений и дорог. Из них чаще пьют люди, их холят и благоустраивают, к ним наведываются свадьбы, как к ритуальному, обрядовому месту. Другие живут себе в лесной глуши, и тропка к ним известна лишь знатокам. Но все они способны утолить жажду, из каждого можно напиться.
Духовное поле Земли Кузнецкой было бы неполным и обедненным, если бы мы забыли о многолетней творческой дружбе, связавшей жителей Кемерова и Шальготарьяна, Кузбасса и венгерской области Ноград. Она осталась в названиях улиц и кварталов, в скульптурах и графике, в публикациях альманахов «Огни Кузбасса» и «Палоцфёльд», во многих книгах, вышедших на русском и венгерском языках. Среди этих книг наиболее значительна поэтическая антология «Встреча», осуществленная будапештским издательством «Корвина» и Кемеровским книжным издательством.
Я участвовал в создании этой книги вместе с моими земляками Александром Пинаевым, Василием Федоровым, Евгением Буравлевым, Михаилом Небогатовым, Михаилом Борисовым, Владимиром Измайловым, Виктором Баяновым, Игорем Киселевым, Валентином Махаловым, Анатолием Сауловым. Мы перевели на русский язык своих венгерских собратьев по перу. Они перевели нас на венгерский. Книга получилась двуязычной. Вышедшая в Будапеште в 1974 году, иллюстрированная венгерскими и кузбасскими художниками, сейчас она стала библиографической редкостью.
Среди событий культурной жизни, которые почему-то замалчиваются нашими историками, назову «Дни советской литературы в Кузбассе». Они проходили дважды. В 1976 году делегацию советских писателей возглавлял Георгий Марков. Писатели разбились на группы и выступали во всех городах области. В празднике участвовали кузбасские литераторы - Владимир Мазаев, Виктор Баянов, Игорь Киселев, Валентин Махалов... Был среди них и я. Вторично «Дни советской литературы в Кузбассе» состоялись в 1981 году. Столичную делегацию возглавлял Роберт Рождественский. Помнится триумфальный успех моего товарища Игоря Киселева, чьи стихи вызвали восхищение наших гостей. И был эпизод, о котором мало кто знает, и связан он с Петром Михайловичем Дорофеевым, секретарем Кемеровского обкома КПСС по идеологии.
На встрече с читателями, которая проходила в новом здании Кемеровской областной филармонии, Роберт Рождественский читал свою «Байкальскую балладу», острую по тому времени вещь, в которой он опустил некоторые фрагменты, боясь, что его не поймут. Я был свидетелем такой сцены: Дорофеев «зажал» поэта где-то возле раздевалки и укорял: «А почему вы пропустили вот это место...». И читал наизусть целый отрывок. «И вот это место...» И снова читал наизусть... Роберт Иванович, который всегда выглядел самодостаточным и величественным, на этот раз был ошеломлен и растерян. Вряд ли ему приходилось встречаться с партийными работниками, столь влюбленными в поэзию и обладающими такой уникальной памятью.
В среде творческой интеллигенции легендой живет история о том, как наш прославленный земляк Василий Дмитриевич Федоров посвятил стихотворение Петру Михайловичу Дорофееву. Их связывала многолетняя дружба. Партийный секретарь заботился о том, чтобы известному поэту было комфортно в Марьевке Яйского района, куда Федоров приезжал время от времени, чтобы поработать и прикоснуться к земле, родной с детских лет.
Случилось так, что в очередной приезд Василий Федоров заболел и перенес две тяжелейших операции. Одну из них делал наш опытный хирург Теодор Израилевич Шраер. Кемеровские врачи, по сути, спасли тогда жизнь поэта. После этого у Федорова родилось стихотворение «Время». Есть в стихотворении строфа, философское содержание которой очень важно для осмысления связи времен:
Не ветвями - корнями расту.
Есть у жизни
Почти до погоста
Хитрый фокус обратного роста.
Не ветвями - корнями расту.
Петр Михайлович вспоминает: «Прочитав стихи вслух, Федоров спросил, нравятся ли они мне. И на мой утвердительный ответ вдруг неожиданно заявил: «Я хотел бы эти стихи посвятить вам». В неловком смущении я пытался говорить что-то о высокой чести, которую не заслужил, какие-то слова благодарности». А он, улыбаясь, пошутил: «К тем стихам, которые вы знаете наизусть, придется добавить еще одно, посвященное вам лично».
С 1983 по 1987 год я был руководителем Кемеровской писательской организации. Должность называлась - ответственный секретарь. За пять лет организация почти удвоила свои ряды, выросла с тринадцати до двадцати одного писателя.
Дорофеев заботился о том, чтобы писательские заботы попали в сферу внимания областной партийной организации, мне довелось выступать на многолюдных конференциях и на закрытых партийных совещаниях работников обкома. Был постоянно действующий семинар работников культуры, где и писатели, и художники, и артисты, и библиотекари, и музейщики обсуждали наболевшие вопросы.
Литераторы были желанными гостями на страницах газет, в телепередачах. Нас читали и слышали.
В восьмидесятые годы вовремя прочитать новую книгу было одной из проблем для писателей. Помню, как я пришел к секретарю обкома по идеологии и попросил хотя бы несколько экземпляров романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который вышел отдельным изданием после публикации в журнале «Москва». Петр Михайлович согласился с моими доводами, что для литераторов знакомство с книжными новинками - профессиональная необходимость. Он дал распоряжение книготоргу. В центральном книжном магазине нас принимали в первую очередь. Потом появился специальный магазин «Сибирская книга». Единственная привилегия, которой пользовались кемеровские писатели, - это свободный доступ к новым изданиям.
Создать на Советском проспекте полноценный «Дом литератора», по примеру Иркутска, было тогда насущной задачей. Для этого «отвоевали» несколько соседних помещений - расширились, создали Бюро пропаганды художественной литературы, узаконили ежегодный поэтический праздник «Весна в «Притомье». Дорофеев поддерживал эти инициативы. И не только писательские. Появился «Дом актера» в Кемерове и «Дом творческих союзов» в Новокузнецке. Прошла в Кемерове зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая», после которой новое просторное помещение получил Музей изобразительных искусств... В августе 1985 года в селе Марьевка Яйского района прошли первые Федоровские чтения, собравшие восемнадцать тысяч человек, чтобы почтить память большого русского поэта - нашего прославленного земляка.
Петра Михайловича Дорофеева по праву считают отцом Федоровских чтений, которые стали традиционными. В Кемерове, где Федоров родился, его имя носит областная научная библиотека. В Марьевке, где прошло детство поэта, создан мемориальный музей и благоустроена усадьба. Кемеровская область обрела новое качество, вышла в число немногих регионов России, ставших местом всенародных литературных праздников.
Василий Федоров и его творчество стали для Кузбасса символом духовности и культуры. Точно так же, как Сергей Есенин для Рязани, Василий Шукшин для Алтая, Алексей Фатьянов для Смоленска, Николай Рубцов для Вологды... На традиционных Федоровских чтениях закрепились такие понятия, как «духовное поле провинции» и «товарищеский круг» - содружество писателей Земли Кузнецкой и их собратьев по перу из Москвы, Новосибирска, Иркутска, Барнаула, Томска, Красноярска, Омска, Тюмени и других городов России.
Не забыт на нашей земле и Владимир Чивилихин, автор большого публицистического исследования «Память», носитель идеи «Кедрограда», популярной в Сибири. На родине писателя, в Мариинске, тоже создан музей и, начиная с 1986 года, проводятся Чивилихинские чтения, которые обрели экологический, краеведческий характер.
И вот каким наблюдением я хочу поделиться. Прекратились скептические разговоры о методе социалистического реализма, который якобы губил таланты. Мы говорим теперь о советском периоде Великой русской литературы, совестливой и пристрастной к судьбе народа, ответственной за состояние дел в нашем Отечестве, озабоченной сохранением его достоинства в жестоком и быстро меняющемся мире. Именно в этот период вышли на литературную арену наши прославленные земляки и несколько поколений кузбасских писателей.
В 1949 году тогдашний секретарь Кемеровского обкома партии Евгений Федорович Колышев обратился с письмом к Александру Александровичу Фадееву, в котором просил создать в Кемеровской области отделение Союза советских писателей с «направлением в Кузбасс двух-трех членов Союза». В том же году начал выходить альманах «Огни Кузбасса» (первые пять номеров - «Сталинский Кузбасс»).
Направлять в Кемерово из столицы членов Союза не пришлось. Земля Кузнецкая обрела голос, взрастив собственных поэтов и прозаиков. Её литература вышла из шахтерских забоев, из заводских цехов, вернулась с Великой Отечественной войны. И никогда не чуралась читальных залов, вузовских аудиторий, архивных и музейных хранилищ.
28 апреля 1962 года правление Союза писателей РСФСР приняло постановление: «Организовать отделение Союза писателей РСФСР в городе Кемерово». 14 июня прошло организационное собрание писателей Кузбасса, которое избрало Евгения Сергеевича Буравлева ответственным секретарем. Молодая организация насчитывала пять человек. О каждом следует сказать особо.
Александр Никитич Волошин известил страну и планету (его роман был переведен на несколько иностранных языков) о существовании Земли Кузнецкой. Роман «Земля Кузнецкая» отмечен Государственной премией СССР и стал значительным явлением советской литературы послевоенного времени. Из-под пера Волошина позднее вышли такие произведения: «Все про Наташку», «Дороги зовут», «Пойду, командир», «Пора далекая», «Зеленые дворики», рассказы, пьесы, киноповести.
Геннадий Модестович Молостнов тоже относится к фронтовому поколению. Известен романами «Междуречье», «Голубые огни», «Даруя жизнь», «Конь ломает прясло», книгами стихов, повестей, рассказов. В конце семидесятых переехал в Красноярск.
Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССР ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.
Тамара Ян - поэтесса и драматург. Ее пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.
Евгений Сергеевич Буравлев - первый руководитель писательской организации. Автор многих лирических книг. Выступал в таком трудном жанре, как поэма. В соавторстве с композитором Федором Мартыновым создал оперетту «Жемчужина Кузбасса», которая была в репертуаре Кемеровского театра оперетты. Был близким другом Василия Дмитриевича Федорова, нашего прославленного земляка, известного русского поэта.
Широкоплечий, красивый, сдержанный в движениях, за которыми чувствовалась чалдонская сила, с нежной и щедрой душой, Евгений Буравлев сумел создать высокий авторитет Кемеровской писательской организации. Писательские собрания проходили в больших залах, с участием всей интеллигенции. Это были настоящие литературные праздники.
Буравлев заботился о становлении моей литературной судьбы. Редактировал первую поэтическую книжечку, писал к ней предисловие. Когда я вернулся после трехлетней работы на Крайнем Севере и положил ему на стол рукопись поэмы «Борискин ключ», он заложил в нее листок, на котором написал четыре строчки:
Спасибо, брат, за «Ключ Борискин».
Порадовал под старость лет.
Всё есть в «Ключе» - и божья искра,
И божьей милостью поэт.
Это самое дорогое для меня напутствие.
Организация росла и крепла. Владимир Сергеевич Ворошилов на войне был летчиком, потерял зрение в воздушном бою. Стал председателем Кемеровского областного отделения Всероссийского общества слепых. Написал романы «Солнце продолжает светить», «И не погаснет!», «Капля света».
Исторический, краеведческий срез Кузбасса дал в своих произведениях Виталий Степанович Рехлов, написавший «Повесть о Михайле Волкове», повести «Горные рекруты» и «Серебряный рудник».
Профессиональный критик и литературовед Алексей Федорович Абрамович посвятил творчеству кузбасских литераторов книги «На своей земле» и «Романтика мужества».
Становятся членами Союза писателей поэты-фронтовики Владимир Измайлов и Михаил Небогатов, критик Анатолий Срывцев, прозаик Анатолий Соболев.
Затем получает всероссийское признание творчество поэта Виктора Баянова и прозаика Владимира Мазаева. Это уже второе послевоенное поколение кузбасских литераторов, связанное с так называемой «хрущевской оттепелью» шестидесятых. Владимир Мазаев - автор книг «Конец лосиного камня», «Птицы не поют в тумане», «Грозовая аномалия», «Последний цветок лета» и многих других принимает бразды правления Кемеровской писательской организацией (1971-1983 годы), редактирует альманах «Огни Кузбасса».
На строительстве Западно-Сибирского металлургического завода формировались таланты Геннадия Емельянова и Гария Немченко, заявивших о себе романами «Берег правый» и «Здравствуй, Галочкин!». На Запсибе набирались впечатлений столичные литераторы Павел Мелехин, Сергей Дрофенко, Владимир Леонович, ставшие впоследствии известными поэтами.
Именно в Кемерове в 1966 году прошел зональный семинар молодых литераторов Западной Сибири и Урала. Мастера слова Ленид Соболев, Василий Федоров, Марк Соболь, Сергей Антонов, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков, Виктор Астафьев, Василий Казанцев, Марк Сергеев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых, дать им путевку в большую литературу. Обсуждались яркие, самобытные рассказы Виктора Чугунова, проникновенные стихи Игоря Киселева, добротная лирика Валентина Махалова, пьеса из шахтерской жизни Зинаиды Чигаревой, роман Олега Павловского, повесть Анатолия Яброва... Все они впоследствии стали профессиональными писателями.
Зрелыми по возрасту людьми, с богатым жизненным опытом пришли в писательскую организацию Виль Рудин - автор остросюжетных повестей, Петр Ворошилов - мастер публицистики, Владимир Власов - писатель геологической темы, Павел Майский - автор многих поэтических книг, Владимир Куропатов, Владимир Коньков, Екатерина Дубро, создавшие значительные произведения в прозе.
Несмотря на обретение все новых имен, Кемеровская писательская организация долгие годы численно не росла, тяготея к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери. Ушли из жизни Александр Волошин, Геннадий Молостнов, Евгений Буравлев, Владимир Ворошилов, Петр Ворошилов, Виталий Рехлов, Алексей Абрамович, Анатолий Соболев, Александр Пинаев, Геннадий Блинов, Олег Павловский, Михаил Небогатов, Владимир Измайлов и другие литераторы. Завершили свой жизненный путь представители шорской культуры поэт Фёдор Чиспияков, поэт Степан Торбоков, прозаик Софрон Тотыш. Умер старейший писатель-краевед Илья Васильевич Зыков. В расцвете сил и таланта ушли Виктор Чугунов, Игорь Киселев, Анатолий Саулов, Николай Пискаев, Владимир Поташов, Александр Береснев, Сергей Ковякин. Горькие, невосполнимые потери.
Многие писатели уехали за пределы области - Гарий Немченко, Михаил Борисов, Тамара Пономарева, Тамара Ян, Евсей Цейтлин, Виктор Козько, Юрий Могутин, Александр Родионов, Геннадий Кругляков. Они не порывают связей с Кузнецкой землей.
Третье поколение писателей Кузбасса - это воспитанники литературной студии «Притомье», которая начала действовать с октября 1979 года.
Вначале было слово. И это слово мне нравилось. Я поискал его в известных словарях, но не обнаружил. Размышлял так: есть Приобье, Прииртышье, пусть будет и Притомье. А что за словом? За словом - судьба моего края, географическая, историческая, экологическая... Теперь вот еще и поэтическая.
Слово было опробовано в моем повествовании о реке Томи, затем перешло в название областного литературного объединения. Поначалу оно вызвало неприятие, даже насмешки, типа: «Что-то притомились наши молодые авторы» или: «Это не Притомье, это притонье какое-то» (если заседание заканчивалось слишком бурно).
Затем слово стало постоянной рубрикой областных и районных газет, в которой публиковались произведения молодых литераторов. Затем было использовано в названии сборника «Мы - Притомье», где были не только стихи, но и рассказы. Недавно в Томске появилось несколько выпусков альманаха «Литературное Притомье». Традиционным стал праздник «Весна в Притомье». Слово стало родным и привычным. Теперь кажется, что оно было всегда.
Точная дата открытия литературной студии «Притомье» подзабылась. Определяя возраст студии, назовут и десять, и пятнадцать, и двадцать лет. Могу внести в это дело полную ясность, ибо храню в своем архиве «Бортовой журнал» студии - общую тетрадь в клеточку, где заполнены лишь несколько первых страниц. Жанр документа и отчета как-то у нас не прижился. Мечтаю подарить эту тетрадь молодым литераторам будущего поколения, если они студию сберегут.
А сейчас интересно вернуться к истоку - обратиться к этим первым записям в «Бортовом журнале», ставшем историей.
Итак, 25 октября 1979 года. Новокузнецкий поэт-сатирик Борис Рахманов скупо фиксирует состав совета студии, который определился в горячих спорах, - примерно так спорят депутаты нынешнего парламента... В совет вошли: С. Донбай, Л. Ананьева, Е. Богданов, В. Бокин, Б. Рахманов, А. Катков, И. Куралов, В. Советов. Помню, резюмировали: «Борьба за власть Советова закончилась его полной победой». В журнале отражено выступление поэта В. Зубарева, предложившего создать редколлегии при городских газетах. Ответственный секретарь альманаха «Огни Кузбасса» Владимир Куропатов пригласил присутствующих на страницы издания. Заметим, к чести альманаха, что молодежная рубрика присутствовала в нем всегда.
Из протокола этого дня следует, что успели и почитать стихи по кругу, и послушать лекцию о международном положении, и посетить выставку молодых художников Кузбасса, побывавших на БАМе.
Следующая запись в «Бортовом журнале» сделана рукой поэтессы Нины Павлушиной. На заседании 19 ноября 1979 года отчитывался руководитель кемеровской литгруппы Владимир Ширяев, актер В. Мирошниченко призывал писать для театра, лектор В. Плющев рассказал о международном положении... Читали стихи Виталий Креков, Геннадий Чупин, Александр Катков, Владимир Советов, Семен Печеник. Евгений Красносельский порадовал своими пародиями. Затем пошли в областную филармонию, смотрели спектакль «Люди и куклы», беседовали с режиссером и артистами.
В конце декабря 1979 года состоялся поэтический семинар в Новокузнецке, обсуждены 12 рукописей. Заодно обсудили и четырех прозаиков. Провели в пединституте литературный праздник, посвященный выходу коллективной книги «Дыхание земли родимой».
17 марта 1980 года Евсей Цейтлин провел занятие, посвященное жанру литературной критики, разобрал несколько публикаций этого жанра. Читали стихи по кругу. На этом записи обрываются, хотя студия собиралась ежемесячно.
Не на голом месте возникла студия «Притомье». До нее много лет существовали группа литераторов «Гренада» в Новокузнецке и областное литературное объединение, которым бессменно руководил поэт Валентин Махалов. Литературное движение в 1979 году обрело новое качество потому, что на него обратил внимание комсомол.
Свидетельствую, что ни секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии Юрий Учитель, ни куратор наш Людмила Чех, помогая нам организационно и финансово, никогда в творческий процесс не вмешивались, никакого давления не оказывали. Лишь однажды заведующий отделом пропаганды Виктор Артемов предложил: «А не начать ли в области движение «Алло, мы ищем таланты!». Я решительно воспротивился. Для литературы это не годится. Дайте разобраться с теми, кто не может не писать. Их собирается ежемесячно по 50-60 человек. И для многих это - судьба.
Позднее студией руководили Валерий Зубарев, Валентин Махалов, Геннадий Естамонов, Сергей Донбай. Кемеровское книжное издательство выпустило десятки первых книжек молодых литераторов. Поэтов издавали кассетами, чтобы каждый мог выйти к читателям. Писательская организация пополнялась за счет воспитанников литературной студии «Притомье» и выросла с 13 человек до нескольких десятков. Это известные сейчас поэты и прозаики: Александр Ибрагимов, Николай Колмогоров, Любовь Никонова, Владимир Иванов, Леонид Гержидович, Иван Полунин, Иосиф Куралов, Любовь Скорик, Александр Катков, Борис Бурмистров, Эдуард Гольцман, Валерий Ковшов, Сергей Самойленко, Анатолий Козлов, Владимир Ширяев, Владимир Есенин, Александр Раевский, Николай Николаевский, Борис Рахманов, Семен Печеник, Юлия Лавряшина... И другие.
Выстраивать этот ряд имен дело рискованное (вдруг кого-то не упомянешь). Мне приходилось писать предисловие к библиографическому указателю «Писатели Кузбасса» в 1989 году. В 1997 году Владимир Коньков составил первую хрестоматию «Литература Земли Кузнецкой», куда поместил произведения четырнадцати ушедших из жизни писателей. Он попросил меня написать обзор-предисловие. Я назвал его «Духовное поле провинции». И была там глава «Товарищеский круг». Поскольку мне не попадались другие обзоры, полагаю, что моя работа может послужить исходным материалом для библиографов, историков, краеведов.
Духовное поле провинции
Словосочетание «Духовное поле провинции» появилось на страницах прессы недавно, но понятие, в нем заключенное, существовало всегда. Мы и раньше говорили о культуре края, подразумевая под этим духовные ценности, которые созданы творчеством, талантом и трудом сибиряков. Теперь пытаемся вновь обнажить те нравственные основы, которые связывают нас друг с другом, помогают противостоять разгулу преступности, хищничеству, рвачеству, шкурничеству, столь агрессивно проявившимся в ходе приватизации и так называемого первоначального накопления капитала. Духовное поле провинции - это стремление защитить, сохранить, поддержать, помочь. Ибо нельзя строить новое общество на ненависти к рухнувшему режиму и ко всякому инакомыслию.
В начале семидесятых годов приехала в Кемерово делегация ленинградских писателей во главе с Олегом Шестинским. Гости побывали на «Азоте» - крупнейшем химическом предприятии, в цехах знакомились с тонкостями производства, а затем на встрече с коллективом читали свои стихи, рассказывали о литературной жизни в северной столице. Под конец предложили:
- Пусть кто-нибудь из рабочих почитает стихи, наверняка среди вас есть поэты.
Директор Виталий Григорьевич Коптелов подтвердил, да, мол, есть, и предоставил слово машинисту тепловоза Виктору Баянову. Виктор прочитал несколько стихотворений. Гости были ошеломлены:
• Это же талант! Баянова надо издавать!
Директор скромно проинформировал:
- У Баянова вышло полтора десятка поэтических книг, в том числе и в центральных издательствах.
- Его надо принять в Союз писателей!
- Баянов уже давно член Союза писателей!
- Ему надо учиться! - не унимались гости.
- Баянов окончил Высшие литературные курсы в Москве - диплом с отличием.
- Так почему же он машинист тепловоза?
- А это вы спросите у него самого.
Виктору Баянову принадлежат известные строки: «Я сибиряк! - кричать совсем не надо, а надо просто быть сибиряком.» И в нынешний спор «патриотов» и «демократов» он вносит ясность всего несколькими строфами:
Я пил прохладный сок березы
В старинных русских туесах,
И оттого мой чуб - белесый
И зелень легкая в глазах.
И вот стою - большой и взрослый.
Меня попробуй отдели
От этой теплой, этой росной,
От русской утренней земли!
Где молодое сено косят,
Где ветка каждая цветет!
Земля моя меня не бросит
И никогда не подведет.
Писательская организация. Она для того и существует, чтобы здесь поделиться результатами уединенного труда и вдохновения, найти поддержку в публикации. Игорь Киселев звонил сюда по телефону и торопился прочитать новое стихотворение. Валентин Махалов останавливал на лестничной площадке: «Вот послушай...» Виталий Креков держит тебя за пуговицу, пока не поведает все свое творчество. Если кто-то из моих друзей уверяет, что он российский гений, это, я считаю, нормально, только с этим ощущением и стоит писать стихи. А жизнь потом рассудит.
В восьмидесятые годы мы учредили «День нового стихотворения» и стали собираться каждую пятницу. Это стало традицией. Позднее диапазон «творческих пятниц» расширился, говорили о «Мастере и Маргарите» Булгакова, об ораторском искусстве, начиная с древнейших времен. Посвятив пятницу творчеству Сергея Есенина, пели песни на его слова. Приглашали иногородних писателей и просто интересных людей, заезжающих в Кузбасс. Обсуждали итоги писательских съездов и пленумов....
Творческие пятницы проходили под портретом Василия Шукшина. Этот портрет подарил нам замечательный художник Герман Захаров. По сути, это вариант портрета, который художник создавал для шукшинского музея в Сростках Алтайского края. Герман Захаров участвовал в наших встречах, приносил и показывал серии о Великой Отечественной войне, рисунки на пушкинскую тему, на ленинскую тему и другие. А однажды поразил нас магнитофонной записью собственных песен в собственном исполнении на слова Анатолия Жигулина и Игоря Киселева. Он был талантливым бардом.
Провинция! Как мне нравится это слово! Сколько в нем чистоты, пронзительности, синевы! И я сравнил бы таланты, которыми так богата Сибирь, с родниками. Одни родились вблизи селений и дорог. Из них чаще пьют люди, их холят и благоустраивают, к ним наведываются свадьбы, как к ритуальному, обрядовому месту. Другие живут себе в лесной глуши, и тропка к ним известна лишь знатокам. Но все они способны утолить жажду, из каждого можно напиться.
Духовное поле Земли Кузнецкой было бы неполным и обедненным, если бы мы забыли о многолетней творческой дружбе, связавшей жителей Кемерова и Шальготарьяна, Кузбасса и венгерской области Ноград. Она осталась в названиях улиц и кварталов, в скульптурах и графике, в публикациях альманахов «Огни Кузбасса» и «Палоцфёльд», во многих книгах, вышедших на русском и венгерском языках. Среди этих книг наиболее значительна поэтическая антология «Встреча», осуществленная будапештским издательством «Корвина» и Кемеровским книжным издательством.
Я участвовал в создании этой книги вместе с моими земляками Александром Пинаевым, Василием Федоровым, Евгением Буравлевым, Михаилом Небогатовым, Михаилом Борисовым, Владимиром Измайловым, Виктором Баяновым, Игорем Киселевым, Валентином Махаловым, Анатолием Сауловым. Мы перевели на русский язык своих венгерских собратьев по перу. Они перевели нас на венгерский. Книга получилась двуязычной. Вышедшая в Будапеште в 1974 году, иллюстрированная венгерскими и кузбасскими художниками, сейчас она стала библиографической редкостью.
Среди событий культурной жизни, которые почему-то замалчиваются нашими историками, назову «Дни советской литературы в Кузбассе». Они проходили дважды. В 1976 году делегацию советских писателей возглавлял Георгий Марков. Писатели разбились на группы и выступали во всех городах области. В празднике участвовали кузбасские литераторы - Владимир Мазаев, Виктор Баянов, Игорь Киселев, Валентин Махалов... Был среди них и я. Вторично «Дни советской литературы в Кузбассе» состоялись в 1981 году. Столичную делегацию возглавлял Роберт Рождественский. Помнится триумфальный успех моего товарища Игоря Киселева, чьи стихи вызвали восхищение наших гостей. И был эпизод, о котором мало кто знает, и связан он с Петром Михайловичем Дорофеевым, секретарем Кемеровского обкома КПСС по идеологии.
На встрече с читателями, которая проходила в новом здании Кемеровской областной филармонии, Роберт Рождественский читал свою «Байкальскую балладу», острую по тому времени вещь, в которой он опустил некоторые фрагменты, боясь, что его не поймут. Я был свидетелем такой сцены: Дорофеев «зажал» поэта где-то возле раздевалки и укорял: «А почему вы пропустили вот это место...». И читал наизусть целый отрывок. «И вот это место...» И снова читал наизусть... Роберт Иванович, который всегда выглядел самодостаточным и величественным, на этот раз был ошеломлен и растерян. Вряд ли ему приходилось встречаться с партийными работниками, столь влюбленными в поэзию и обладающими такой уникальной памятью.
В среде творческой интеллигенции легендой живет история о том, как наш прославленный земляк Василий Дмитриевич Федоров посвятил стихотворение Петру Михайловичу Дорофееву. Их связывала многолетняя дружба. Партийный секретарь заботился о том, чтобы известному поэту было комфортно в Марьевке Яйского района, куда Федоров приезжал время от времени, чтобы поработать и прикоснуться к земле, родной с детских лет.
Случилось так, что в очередной приезд Василий Федоров заболел и перенес две тяжелейших операции. Одну из них делал наш опытный хирург Теодор Израилевич Шраер. Кемеровские врачи, по сути, спасли тогда жизнь поэта. После этого у Федорова родилось стихотворение «Время». Есть в стихотворении строфа, философское содержание которой очень важно для осмысления связи времен:
Не ветвями - корнями расту.
Есть у жизни
Почти до погоста
Хитрый фокус обратного роста.
Не ветвями - корнями расту.
Петр Михайлович вспоминает: «Прочитав стихи вслух, Федоров спросил, нравятся ли они мне. И на мой утвердительный ответ вдруг неожиданно заявил: «Я хотел бы эти стихи посвятить вам». В неловком смущении я пытался говорить что-то о высокой чести, которую не заслужил, какие-то слова благодарности». А он, улыбаясь, пошутил: «К тем стихам, которые вы знаете наизусть, придется добавить еще одно, посвященное вам лично».
С 1983 по 1987 год я был руководителем Кемеровской писательской организации. Должность называлась - ответственный секретарь. За пять лет организация почти удвоила свои ряды, выросла с тринадцати до двадцати одного писателя.
Дорофеев заботился о том, чтобы писательские заботы попали в сферу внимания областной партийной организации, мне довелось выступать на многолюдных конференциях и на закрытых партийных совещаниях работников обкома. Был постоянно действующий семинар работников культуры, где и писатели, и художники, и артисты, и библиотекари, и музейщики обсуждали наболевшие вопросы.
Литераторы были желанными гостями на страницах газет, в телепередачах. Нас читали и слышали.
В восьмидесятые годы вовремя прочитать новую книгу было одной из проблем для писателей. Помню, как я пришел к секретарю обкома по идеологии и попросил хотя бы несколько экземпляров романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который вышел отдельным изданием после публикации в журнале «Москва». Петр Михайлович согласился с моими доводами, что для литераторов знакомство с книжными новинками - профессиональная необходимость. Он дал распоряжение книготоргу. В центральном книжном магазине нас принимали в первую очередь. Потом появился специальный магазин «Сибирская книга». Единственная привилегия, которой пользовались кемеровские писатели, - это свободный доступ к новым изданиям.
Создать на Советском проспекте полноценный «Дом литератора», по примеру Иркутска, было тогда насущной задачей. Для этого «отвоевали» несколько соседних помещений - расширились, создали Бюро пропаганды художественной литературы, узаконили ежегодный поэтический праздник «Весна в «Притомье». Дорофеев поддерживал эти инициативы. И не только писательские. Появился «Дом актера» в Кемерове и «Дом творческих союзов» в Новокузнецке. Прошла в Кемерове зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая», после которой новое просторное помещение получил Музей изобразительных искусств... В августе 1985 года в селе Марьевка Яйского района прошли первые Федоровские чтения, собравшие восемнадцать тысяч человек, чтобы почтить память большого русского поэта - нашего прославленного земляка.
Петра Михайловича Дорофеева по праву считают отцом Федоровских чтений, которые стали традиционными. В Кемерове, где Федоров родился, его имя носит областная научная библиотека. В Марьевке, где прошло детство поэта, создан мемориальный музей и благоустроена усадьба. Кемеровская область обрела новое качество, вышла в число немногих регионов России, ставших местом всенародных литературных праздников.
Василий Федоров и его творчество стали для Кузбасса символом духовности и культуры. Точно так же, как Сергей Есенин для Рязани, Василий Шукшин для Алтая, Алексей Фатьянов для Смоленска, Николай Рубцов для Вологды... На традиционных Федоровских чтениях закрепились такие понятия, как «духовное поле провинции» и «товарищеский круг» - содружество писателей Земли Кузнецкой и их собратьев по перу из Москвы, Новосибирска, Иркутска, Барнаула, Томска, Красноярска, Омска, Тюмени и других городов России.
Не забыт на нашей земле и Владимир Чивилихин, автор большого публицистического исследования «Память», носитель идеи «Кедрограда», популярной в Сибири. На родине писателя, в Мариинске, тоже создан музей и, начиная с 1986 года, проводятся Чивилихинские чтения, которые обрели экологический, краеведческий характер.
И вот каким наблюдением я хочу поделиться. Прекратились скептические разговоры о методе социалистического реализма, который якобы губил таланты. Мы говорим теперь о советском периоде Великой русской литературы, совестливой и пристрастной к судьбе народа, ответственной за состояние дел в нашем Отечестве, озабоченной сохранением его достоинства в жестоком и быстро меняющемся мире. Именно в этот период вышли на литературную арену наши прославленные земляки и несколько поколений кузбасских писателей.
Назад |